Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
информатика +1
6 кл—11 кл
14.02.2018
Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).
После бурного распространения интернета на протяжении 2000-ых годов, сегодня аудиторией интернета уже является большинство трудоспособного населения страны в возрасте до 50 лет. Однако, на современном этапе наблюдается новый тренд - аудитория интернета значительно медленнее пополняется за счет молодежи и людей среднего возраста (которые уже и так являются активными пользователями сети), а новым источником пополнения интернет-аудитории становятся пенсионеры. Данные последних всероссийских социологических опросов свидетельствуют, что за последние 5 лет стремительно увеличился средний возраст интернет аудитории, существенно выросло количество пользователей сети в возрасте за 55+. Именно наблюдения позволяют сделать вывод о масштабном социологическом явлении современной России – массовом приходе в сеть пенсионеров. Цель исследования – изучение он-лайн активности пенсионеров города Кемерово, формирование и описание собирательного образа кемеровского пенсионера-пользователя сети. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1). изучить ключевые половозрастные и социальные характеристики пользователей-пенсионеров; 2). изучить ключевые характеристики пользовательской активности пенсионеров; 3). проанализировать особенности поведения кемеровских пенсионеров в сети; 4). определить потребность пенсионеров в компьютерных курсах. Объектом исследования является сеть Интернет. Предмет исследования – он-лайн активность пенсионеров города Кемерово. Методы исследования – анализ литературы, сбор и анализ статистической информации, социологический опрос, синтез, обобщение, сравнение, методы математического анализа. Теоретическая значимость нашей работы заключается в обобщении и анализе теоретического материала о социологическом явлении – приходе в сеть людей пожилого возраста. Практическая значимость заключается в том, что результаты нашего исследования будут способствовать дальнейшей популяризации компьютерной грамотности и формированию мотивации к использованию кемеровскими пенсионерами Интернета.
ПубликацияИнтернет.docx
«Социология», «Информатика» Тема: «Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет» Автор работы: Гудченко Вера Тимофеевна, МАОУ «СОШ №78», учитель информатики   Кемерово 2017 год 2 Оглавление Введение................................................................................................................................... 3 Основная часть.........................................................................................................................5 1. Задачи исследования.................................................................................................5 2. Методы исследования...............................................................................................5 3. Организация исследования.......................................................................................5 Заключение.............................................................................................................................10 Полученные данные свидетельствуют, что:..............................................................15 Литература.............................................................................................................................17 Приложение 1.........................................................................................................................18 3 Введение Актуальность темы.  Информационные технологии с каждым годом все более прочно входят   в   повседневную   жизнь   россиян,   стремительно   растет   количество   пользователей интернета: люди делают покупки, общаются, развлекаются и получают в сети дополнительное образование, все большее количество государственных услуг приобретают электронный вид.  Развитие  информационного  общества открывает  широчайшие горизонты возможностей перед теми, кто умеет правильно ими воспользоваться. Однако, если молодежь и люди среднего возраста, как правило, не испытывают проблем с использованием компьютеров и интернета, совершенно иначе обстоит ситуация с пожилыми людьми, им освоение новых технологий дается гораздо сложнее. Сложность проблемы объясняется не только тем, что пожилых людей не учат, а в том, что им никто не разъяснил, почему необходимо быть грамотными в этом отношении людьми. Не разъясняется это и людям среднего возраста, которые уже завтра станут пенсионерами. Учитывая   то,   что   департаментом   информационных   технологий   и   связи   предусмотрен перевод в электронную форму всех государственных услуг страны, в настоящее время эта тема становится   особенно   актуальной.   Кроме   того,   с   2017   года   получить   услугу   на   сайте электронного   правительства  www   .  ru  будет   значительно   дешевле,   чем   при   личном обращении в государственные органы. Треть органов исполнительной власти получили право на  .  gosuslugi   30%   снижать   размер   госпошлины   для   тех   граждан,   которые   будут   подавать   заявления   в электронном виде [6].  Проблема   данного   исследования.   После   бурного   распространения   интернета   на протяжении   2000­ых   годов,   сегодня   аудиторией   интернета   уже   является   большинство трудоспособного   населения   страны   в   возрасте   до   50   лет.   Однако,   на   современном   этапе наблюдается новый тренд ­ аудитория интернета значительно медленнее пополняется за счет молодежи и людей среднего возраста (которые уже и так являются активными пользователями сети),   а  новым   источником   пополнения  интернет­аудитории  становятся  пенсионеры.  Данные последних всероссийских социологических опросов свидетельствуют, что за последние 5 лет стремительно   увеличился   средний   возраст   интернет   аудитории,   существенно   выросло количество пользователей сети в возрасте за 55+.  Именно наблюдения позволяют сделать вывод о масштабном социологическом явлении современной России – массовом приходе в сеть пенсионеров [1]. 4 Данные   социологов   свидетельствуют,   что   доля   пользователей   интернета   среди российских пенсионеров составляет около 9%. Показатель небольшой, особенно если учесть, что сегодня пенсионного возраста достиг уже каждый пятый россиянин. По прогнозам экспертов, количество переступивших пределы цифрового мира пенсионеров в ближайшем будущем будет увеличиваться, причем не только за счет будущих пенсионеров, но и за счет тех, кто уже сегодня вышел на пенсию. Несмотря   на   такой   стремительный   рост   интернет­аудитории   «третьего   возраста»,   в отечественной   социологии   на   сегодняшний   день   практически   отсутствуют   работы, рассматривающие особенности интернет­поведения в сети пожилых пользователей.  В связи с этим, нами было проведено исследование «Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет». Цель   исследования  –   изучение   он­лайн   активности   пенсионеров   города   Кемерово, формирование и описание собирательного образа кемеровского пенсионера­пользователя сети. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1). изучить ключевые половозрастные и социальные характеристики пользователей­пенсионеров; 2). изучить ключевые характеристики пользовательской активности пенсионеров; 3). проанализировать особенности поведения кемеровских пенсионеров в сети; 4). определить потребность пенсионеров в компьютерных курсах. Рабочая гипотеза. Можно предположить, что большая часть пенсионеров, проживающих в г. Кемерово имеют низкую компьютерную грамотность и не обращаются к сети Интернет.  Объектом исследования является сеть Интернет. Предмет исследования – он­лайн активность пенсионеров города Кемерово. Методы исследования – анализ литературы, сбор и анализ статистической информации, социологический опрос, синтез, обобщение, сравнение, методы математического анализа. Теоретическая   значимость  нашей   работы   заключается   в   обобщении   и   анализе теоретического   материала   о   социологическом   явлении   –   приходе   в   сеть   людей   пожилого возраста. Практическая   значимость  заключается   в   том,   что   результаты   нашего   исследования будут способствовать дальнейшей популяризации компьютерной грамотности и формированию мотивации к использованию кемеровскими пенсионерами Интернета. Основная часть 1. Задачи исследования 5 Для изучения вопроса «Нужен ли кемеровским пенсионерам Интернет» требуется решить следующие задачи: 1). изучить ключевые половозрастные и социальные характеристики пользователей­пенсионеров; 2). изучить ключевые характеристики пользовательской активности пенсионеров; 3). проанализировать особенности поведения кемеровских пенсионеров в сети; 4). определить потребность пенсионеров в компьютерных курсах. 2. Методы исследования Для определения адекватных методов исследования был проведен обзор литературы. Методами исследования данной работы являются: ­ анализ литературы, связанной с темой исследования; ­ сбор и анализ статистической информации; ­ социологический опрос; ­ синтез, обобщение, сравнение; ­ методы математического анализа. 3. Организация исследования Исследование проходило в период с октября 2017 года по декабрь 2017 года и включало несколько этапов. I этап – изучение литературных источников; II этап – проведение анкетного опроса на тему «Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет»; 6 III этап – обработка и анализ результатов исследования. Для   решения   поставленных   задач   был   проведён   анкетный   опрос   на   тему   «Нужен   ли пенсионерам города Кемерово Интернет». Пенсионерам предлагалось ответить на 19 вопросов. Материалы анкет содержали как закрытые   вопросы,   предусматривающие   возможность   выбора   респондентом   варианта(­ов) ответа, так и полузакрытые и открытые вопросы, в последних респонденту не предоставлялась возможность выбора, и он должен был сформулировать ответ самостоятельно. Вопросы анкет были сгруппированы по блокам таким образом, чтобы при их анализе можно было наиболее полно воспроизвести обобщающий портрет пенсионера­пользователя сети, интерпретировать   данные   о   различных   аспектах   использования   интернета   пожилыми пользователями.   Вопросы   анкет   были   направлены   на   выявление   следующих   особенностей аудитории:  половозрастные и социальные характеристики;  особенности пользовательской активности (частота и интенсивность использования интернета, типы используемых устройствах, пользовательский стаж);  особенности пользовательского поведения (мотивация для начала освоения основ работы в сети, способы освоения);  деятельность   в   интернете   (цели   выхода   в   онлайн,   способы   общения   в   сети,   использование социальных сетей, иные популярные виды деятельности онлайн). Количество респондентов составило 28 человек. Возраст испытуемых от 50 до 84 лет. В таблице 1, 2 и 3 приведены статусные данные респондентов опроса. 7 Таблица 1 Распределение опрошенных пенсионеров по возрасту и полу Количество опрошенных пенсионеров по возрасту и полу1 Все го 50 51 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 68 70 84 1/ 0 1/ 02 4/ 1 3/0 3/0 1/0 1/0 1/1 2/ 0 1/0 2/0 2/ 1 1/0 2/0 1/0 1/0 1/0 28/3 1 Данные в абсолютных цифрах. 2  В числителе указано общее количество респондентов. В знаменателе обозначено число опрошенных лиц мужского пола. Количество опрошенных по возрасту 4 3 2 1 4 33 2 22 2 11 111 1 1 11 1 52 56 60 64 68 72 76 80 84 50 54 58 62 66 70 74 78 82 Возраст респондентов (лет) Рис. 1. Распределение опрошенных пенсионеров по возрасту Таблица 2 Распределение опрошенных пенсионеров по уровню образования 8 Уровень образования 8 Средне Среднее Всего классов 2 е 11 специальное Высшее 10 5 28 Количество  опрошенных  пенсионеров Уровень образования 8 классов Среднее Среднее специальное Высшее 18% 7% 39% 36% Рис. 2. Распределение опрошенных пенсионеров по уровню образования (в %) Таблица 3 Распределение опрошенных пенсионеров по уровню дохода Уровень дохода до 10 тыс. руб. 10­15 тыс. руб. более 15 тыс. руб. Количество опрошенных пенсионеров 11 12 5 9 Уровень дохода 18% 43% 39% до 10 тыс. руб.  10­15 тыс. руб. более 15 тыс.  руб. Рис. 3. Распределение опрошенных пенсионеров по уровню дохода (в %) На рисунке 1, 2, 3 и в таблице 1, 2, 3 приведены данные распределения респондентов по возрасту,   полу,   образованию   и   уровню   дохода   необходимые   для   типологизации   личностных ценностей   и   возможностей   использования   кемеровскими   пенсионерами   Интернета.   Таким образом, выборка опрошенных является репрезентативной. Заключение 10 В   российском   массовом   сознании   закрепилось   представление   о   людях   «третьего возраста» как о «несовременной» и «устаревшей» когорте ­ тех, чей «век уже прошел». Однако, результаты   проведенного   исследования   позволяют   сделать   вывод   о   том,   что   далеко   не   все современные пенсионеры готовы мириться с такой оценкой. Стремясь доказать собственную полноценность, желая идти и развиваться в ногу со временем, многие из них активно осваивают предоставляемые интернетом возможности. Среди   респондентов   исследования   82%   пенсионеров   (23   человека)   пользуются Интернетом. Количество пользователей с высшим образованием составило 18% ­ для сравнения, доля пользователей со средним специальным образованием среди опрошенных составила 36%. 46% респондентов не имели и его, что не помешало им разобраться в особенностях работы в сети (см. табл. 2 и рис. 2). Также   данные   анализа   анкет   респондентов   свидетельствуют   о   том,   что   высокий материальный   ценз   не   является   серьезной   преградой   на   пути   интернетизации   старшего поколения. Доход 43% респондентов не превышал 15 тысяч рублей в месяц, 39% респондентов указали, что их доходы не превышают 10 тысяч рублей (см. табл. 3 и рис. 3). Анализ   ответов   на   вопросы   из   раздела,   посвященного   пользовательской   активности, свидетельствует о том, что Интернет постепенно превращается в место «постоянной прописки» для кемеровских пенсионеров. 32% респондентов, отвечая на вопрос о частоте использования интернета, заявили, что осуществляют выход в онлайн ежедневно, 18% делает это несколько раз в неделю, 14% ­ несколько раз в месяц (см. рис. 4). 11 Рис. 4. Частота использования Интернета Высока интенсивность использования интернета: 32% опрошенных проводят в онлайне менее 1 часа, 24% ­ от 1 до 3 часов. Характерно, что для 16% респондентов был отмечен очень высокий (характерный в большей степени для молодежи) уровень онлайн активности – от 3 до 8 часов за сеанс (см. рис. 5). Рис. 5. Интенсивность использования Интернета Ответы   респондентов   исследования   свидетельствуют   о   том,   что   начало   процесса освоения и использования интернета пожилыми людьми, как правило, связано с двумя группами мотивационных факторов – объективной необходимостью (профессиональной, необходимостью общения, стремлением «не отставать») – 38%, и субъективным выбором (интерес, любопытство) – 50% (см. рис.6). 12 Причины начала освоения Интернета Любопытство Профессиональная необходимость Интерес 12% 15% 12% 19% Необходимость общения 12% Стремление не отставать от жизни По настоянию близких 31% Рис. 6. Причины начала освоения Интернета Важную роль в процессе прихода пожилых людей в сеть играют «проводники» ­ родные, близкие,   друзья,   по   чьей   рекомендации   или   настоянию   пожилые   люди   начинают   освоение интернета. 67% респондентов отметили, что разобраться в основах использования интернета им помогли близкие (см. рис.7). Способы освоения основ работы в Интернете Самостоятельно   При помощи близких 5%10% 19% Специализированные курсы 67% Затрудняюсь с ответом Рис. 7. Способы освоения основ работы в Интернете Высокие   показатели   частоты   и   интенсивности   использования   интернета   обусловлены наличием у большинства респондентов ноутбуков. 48% опрошенных используют именно их для выхода в интернет. Вторым по популярности средством является стационарный компьютер. Как показали   результаты   исследования,   смартфоны   и   мобильный   интернет   пока   не   пользуется высокой   популярностью   среди   пожилого   сегмента   населения   –   16%   респондентов   выбрали категорию   «мобильный   интернет».   Постепенно   набирают   популярность   планшеты   –   8% участников   исследования   подтвердили   использование   именно   этого   вида   носителей   для осуществления доступа в онлайн (см. рис.8). 13 Типы устройств, используемые для выхода в онлайн Стационарный компьютер 8%   Смартфон 28%  Ноутбук Планшет 48% 16% Рис. 8. Типы устройств, используемые для выхода в онлайн Пользовательский стаж большинства респондентов небольшой. 37% респондентов менее 1 года, 32% ­ от 1­3 лет, 11% ­ 3­5 лет, 21% ­ более 5 лет (см. рис. 9). Пользовательский стаж респондентов  От 3­5 лет  Более 5 лет  От 1­3 лет  Менее 1 года 0 1 2 3 4 5 6 7 8 Рис. 9. Пользовательский стаж респондентов Большинство принявших участие в исследовании пенсионеров используют интернет для поиска интересующей их информации. На втором месте по популярности – общение с близкими и знакомыми. Третий наиболее популярный мотив выхода в онлайн – использование госуслуг в электронном   виде   и   оплата   услуг.  Кроме   того,   пенсионеры   заявили   о   том,   что   используют интернет для чтения новостей, покупок, игр, ради социальных сетей и др. (см. рис. 10). Деятельность в Интернете 14 0 2 4 6 8 10 12 Рис. 10. Деятельность пенсионеров в Интернете Наиболее   характерными   особенностями   «нового   типа»   пользовательского   поведения являются   увеличение   использования   социальных   сетей   и   возможностей   электронного правительства   –   государственных   услуг   в   электронном   виде.   57%   опрошенных   используют интернет для общения всеми возможными способами. Анализ материалов ответов на вопрос о предпочитаемых каналах коммуникации позволяет выделить тройку приоритетных средств – это социальные сети (56%), Skype (25% опрошенных используют программу) и электронная почта (факт использования которой подтвердили 17% респондентов). Потребность в общении – одна из наиболее распространенных мотиваций для прихода пожилых пользователей в сеть. Наибольшей популярностью у кемеровской интернет­аудитории пожилого возраста пользуются социальные сети «Одноклассники» (64%) и «Вконтакте» (50%). В результатах нет ничего удивительного, если вспомнить, что именно с проекта «Одноклассники» началась история прихода в сеть пожилой аудитории, а «Вконтакте» ­ наиболее популярная социальная сеть на всем постсоветском пространстве (см. рис. 11). Социальные сети,  используемые респондентамиОдноклассники 7; 6%7; 6% 64; 50% 50; 39%  В контакте Instagram YouTube Рис. 11. Социальные сети, используемые респондентами 15 Второй   характеризующий   особенности   пользовательского   поведения   на   современном этапе – это рост использования государственных услуг в электронном виде. После вступления в силу положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210­ ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» все большее количество   федеральных   ведомств   налаживают   процессы   перевода   государственных   услуг   в электронный   вид.   В   свою   очередь   «третье   поколение»,   стремясь   идти   в   ногу   со   временем, активно использует предоставляемые возможности. По мере роста пожилой интернет­аудитории с одной стороны, и уровня ее пользовательских компетенций с другой, стремительно растет количество обращений в министерства и ведомства через интернет. Об этом свидетельствуют и материалы анкет: графу, описывающую использование интернета для осуществления доступа к государственным услугам, выбрали 51% респондентов – это третий наиболее популярный вид деятельности   представителей   «третьего   поколения»   в   сети   после   поиска   информации   и общения. Востребованными у пенсионеров сферами госуслуг стали медицина, ЖКХ, транспорт, налоги, образование. Полученные данные свидетельствуют, что: 1. Большинство опрошенных нами пенсионеров в возрасте от 50 до 84 лет являются пользователями Интернета. В основном, это ­ женщины со средним и средним специальным образованием, с уровнем дохода до 15 тыс. рублей. 2. Интернет постепенно превращается в место «постоянной прописки» для кемеровских пенсионеров.   32%   респондентов   осуществляют   выход   в   онлайн   ежедневно,   18%   делает   это несколько   раз   в   неделю.   Высока   интенсивность   использования   интернета:   24%   проводят   в онлайне от 1 до 3 часов, для 16% респондентов был отмечен очень высокий (характерный в большей степени для молодежи) уровень онлайн активности – от 3 до 8 часов за сеанс. Самый активный   пользователь   сети,   в   нашем   случае,   66­ти   летняя   женщина   с   высшим образованием, которая проводит в сети от 5 до 8 часов ежедневно.  Начало  процесса освоения   и   использования   интернета   пожилыми   людьми   связано   с   двумя   группами мотивационных факторов – объективной необходимостью (профессиональной, необходимостью общения, стремлением «не отставать») и субъективным выбором (интерес, любопытство).  3. Большинство принявших участие в исследовании пенсионеров используют интернет для   поиска   интересующей   их   информации.   На   втором   месте   по   популярности   –   общение   с близкими и знакомыми. Третий наиболее популярный мотив выхода в онлайн – использование госуслуг  в электронном виде  и  оплата  услуг.  Предпочитаемые  каналы  коммуникации  – это социальные   сети,  Skype  и   электронная   почта.   Наибольшей   популярностью   у   кемеровской интернет­аудитории   пожилого   возраста   пользуются   социальные   сети   «Одноклассники»   и «Вконтакте». 4. 39%   опрошенных   пенсионеров   хотели   бы   посещать   бесплатные   курсы   по компьютерной грамотности. 16 17 Литература 1. Данилина Н. Пятьдесят лет выдержки // Секрет фирмы. М., 2008. № 42. С. 56—59. 2. Сорокин Г. Интеграция в интернет­сообщество в третьем возрасте // Третий возраст: старшее  поколение в современной информационной среде: Труды Всероссийской междисциплинарной  научной конференции (Москва, Россия, 30 января 2008г.). Москва: Современная  гуманитарная академия, 2008. С. 150—158. 3. Кондратов. Б.Ф. «Третий возраст» и интернет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA / (дата обращения: ноябрь­декабрь 2016 г.). 4. Российские пенсионеры уходят в сети. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   ://   www   .  rospens   http  обращения: ноябрь­декабрь 2016 г.).  .  ru   /  research  /  analytics        /  rossiyskie    ­  pensionery    ­  ukhodyat    ­  v  ­  seti  .  htm    / (дата  5. Федина О. Пожилой Рунет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.itoday.ru/5223.html? print­Y / (дата обращения: ноябрь­декабрь 2016 г.). 6. Акимова В. Скидки от электронного правительства // Газета «Кузбасс» №7 (26524) от 19  января 2017г. 18 Приложение 1 ОПРОСНИК «Нужен ли пенсионерам Интернет» Уважаемые Пенсионеры! Просим Вас  ответить   на  вопросы   анкеты,   которая   проводится   в  рамках  исследовательской   работы   учащимися   школы  №78   по   теме  «Нужен ли пенсионерам г. Кемерово Интернет?». 1. Возраст. 2. Пол. 3. Образование. 4. Специальность. 5. Уровень дохода:  до 10 тыс. руб. 6. Условия проживания:  Частный дом.  7. Какая компьютерная техника имеется?  Персональный компьютер.  Планшет.  8. Есть ли доступ в интернет? 9. Частота использования интернета:   Ежедневно. 10. Интенсивность использования интернета: Несколько раз в неделю.    1­3 часа. Любопытство.  Самостоятельно.  Специализированные курсы. Стационарный компьютер. Смартфон. Ноутбук.  Менее 1 часа.  11. Причины начала освоение интернета:   Профессиональная необходимость.  Интерес. 12. Способы освоения основ работы в интернете:   При помощи близких.  13. Типы устройств, используемые для выхода в интернет:    14. Пользовательский стаж в интернете:  Менее 1 года.  15. Деятельность в интернете:  Поиск информации.  Общения с близкими.  Государственные услуги.  Чтение новостей.  Социальные сети.  Поиск развлекательного контента.  Покупки. 16. Cпособы общения в интернете:   17. В каких социальных сетях общаетесь: Электронная почта. Скайп. От 1­3 лет.  Одноклассники.  В контакте.  10­15 тыс. руб.   Больше 15 тыс. руб.  Квартира.  Ноутбук.   Раз в месяц. Затрудняюсь ответить. 3­5 часов. 5­8 часов.   8­12 часов. Затрудняюсь ответить.  Необходимость общения с родственниками.  По совету/настоянию близких.  Стремление не отставать от современной жизни.    Учебные видео. А чему там учиться, и так все понятно. Затрудняюсь с ответом.  Планшет.   Общественные компьютеры. Затрудняюсь с ответом.  От 3­5 лет.  Более 5 лет.  Поиск или подача объявлений.  Оплата услуг.  Поиск работы.  Игры.  Приобретение билетов.   Социальные сети. Чаты.   Создание собственного контента. Другое.  Форумы.  Не общаюсь.  Facebook.  Мой мир.  YouTube.  Instagram.  Twitter.  Мой круг.  Другое. 19 18. Какими электронными госуслугами пользуетесь? Социальное обеспечение.   Медицина.  ЖКХ.  Налоги.     Образование.  Транспорт. Занятость. Связь. Другое.  19. Хотели бы Вы посещать компьютерные курсы?   Платные.  Бесплатные.              Большое спасибо!  

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).

Исследовательская работа "Нужен ли пенсионерам города Кемерово Интернет" (7-11 класс, социология, информатика).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018