Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9 городского округа город Михайловка Волгоградской
области»
Тема работы: «Папаха не просто шапка»
Автор: Ледовский Даниил Владимирович, 6 класс
Руководители:
Фоминых Светлана Николаевна, учитель географии, МКОУ «СШ № 9»
Куватова Елена Сергеевна, учитель английского языка, МКОУ «СШ № 9»
Год выполнения: 2017
1 Введение…………………………………………………………………….…..…3
Глава I
1.1История появления папахи………………………………………………..….6
1.2Разновидности папахи………………………………………………………...8
Глава II
2.1 Папахапродолжение головы…………………………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13
2 Хорошему воину положен убор
Видный, красивый удобный.
О папахе будем вести разговор,
Рассказ наш послушай подробный.
Введение.
О казаках знает каждый, независимо от интереса к истории. Казаки
появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о
значительных событиях в истории российского государства. Но что известно о
них? Откуда они появились?
Учебники, как правило, внушают нам мысль о беглых свободолюбивых
крестьянах, которых замучили помещикикрепостники и которые в XVIXVII
вв. побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно
превратились в служивый народ. Народ этот в XIXXX вв., забыв о прошлых
конфликтах с царями, стал их надежной опорой.
Есть и другие варианты в историях происхождения казаков. Суть этих
вариантов в том, что вместо беглых свободолюбивых крестьян появляются
вольные душегубы – разбойники, которые со временем обзаведутся женами,
хозяйством, угомонятся и вместо грабежей, займутся охраной
государственных рубежей.
Моя родина – город Михайловка, в котором также есть казаки,
продолжатели традиций своих отцов. Мне, как и любому человеку, интересна
история моего родного края. Я особо заинтересовался бытом и традициями
3 казаков, когда у нас проходило внеклассное мероприятие «Детство в казачьем
курене» в школе, на котором присутствовали гости.
Я обратил внимание на головной убор нашего гостя. Когда мы играли в
игру «Сорви папаху», мне стало интересно, откуда такое странное название и
почему этот головной убор так ценится у казаков. Результат моего
исследования представлен в данной работе.
История Донского казачества официально берёт своё начало в XVI
веке. Это время, когда существование казаков уже подтверждается
документальными источниками, когда создалась своеобразная казачья
культура, весьма отличная от общерусской. Впитывая в себя представителей
многих европейских и азиатских народов, находясь на пересечении Востока и
Запада, казачество постепенно превратилось в специфическую народную
общность. Факт становления донской культуры, которая пережила за
столетия своего развития немало взлетов и падений, предвосхитил ситуацию,
когда на вольном Дону на протяжении многих веков разворачивалась
альтернативная история России, духовным стержнем которой стали заветы
старины, кодекс вольности, чести и братства, национальной и религиозной
терпимости.
У казаков выработалось множество характерных черт и особенностей,
которые отличали их от основной массы русского народа и от других
соседних народов. Самовыражение казаков проявилось в демократическом
устройстве и управлении, в воинской службе, хозяйстве и быте, в устном
народном творчестве и одежде. Как особая культурная реальность
сформировался казачий костюм, в котором особое место отводится
головному убору.
Цель работы: Исследовать историю появления казачьего головного
убора; доказать влияние на внешний вид головного убора культурных и
4 хозяйственных связей с другими народами; выявить нравы и традиции
казаков, выраженные в действиях с папахой.
Задачи:
Изучить исследовательские труды и отдельные публикации, осветить
изученный материал,
исследовать символикосмысловую и знаковокоммуникативную
сущность казачьего головного уборапапахи;
рассмотреть в этнокультурном аспекте предпосылки и
условия формирования своеобразия папахи донских казаков;
Объект исследования: головной убор казаков папаха.
Методы исследования:
набор и систематизация информации;
аналитический метод: сравнительный анализ на примерах
традиционных головных уборов донского и терского казака
анализ материала по теме в различной литературе и в сети Интернет.
Исходя из поставленных задач, в данной работе отражена история
появления и развития военного зимнего головного убора с высоким меховым
околышем и суконным верхом, называемого папахой.
5 Глава I
1.1 История появления папахи
Пап хааа
— мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор,
распространённый
в России у
элемент военной формы одежды.
народов Кавказа и Средней
Азии,
Папаха — один из древнейших головных уборов народов Средней Азии
и Кавказа. В униформологии под папахой принято понимать меховой
головной убор, как правило, из бараньего меха, без полей и козырька. В
русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с
1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе. Однако
официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих
войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году.
А началось всё с униформы Черноморского казачьего войска, которая в
ноябре 1840 — феврале 1841 года существенно изменилась. Вместо прежнего
обмундирования, ориентированного на одежду Донского войска, то есть
степного образца, черноморцы получают вариант костюма народов Кавказа. В
частности, на снабжение начинают поступать меховые шапки с суконным
6 верхом, цвет которого соответствовал цвету погон и обшивался галуном или
тесьмой цвета пуговиц таким образом, что верх офицерской папахи (именно
так их называли современники) делился на восемь сегментов, унтер
офицерской — на четыре. У рядовых казаков обшивка на папахе
отсутствовала.
В течение 1846—1848 гг. новый головной убор стали применять и в
некоторых частях русской регулярной пехоты. Полки Отдельного
Кавказского корпуса (исключая Козловский, Крымский, Нашебургский и
Севастопольский) получили шапку образца Черноморского казачьего войска с
тёмнозелёным суконным верхом (колпаком), который сшивался из четырёх
частей, разделённых выпушкой цвета погон. Такая же выпушка проходила по
краю колпака. Из всех металлических украшений на шапке остался только
знак отличия, присвоенный данной воинской части.
25 декабря 1858 года всем войскам отдельных корпусов —
а также Забайкальской линейной
Оренбургского,
артиллерийской бригаде, частям, расположенным в Восточной Сибири, было
Сибирского,
приказано заменить прежние кивера и каски папахами образца кавказских
войск.
Подробное описание головного убора было утверждено 3 февраля 1859
года.
Суконный верх папахи высотой 22 см сшивался из четырёх частей
колпаком с закруглённой макушкой. Цвет сукна: для генералов — красный,
для всех прочих чинов — тёмнозелёный, за исключением жандармов и
ветеринарных врачей: у первых верх папахи имел светлосиний, у вторых —
тёмносиний цвет. Низ колпака обшивался овчинным мехом. Генеральские
папахи, предназначенные для парадной и праздничной формы одежды,
обшивались мехом белого цвета, для повседневной формы — чёрного. Такой
же цвет меха имели папахи и всех прочих чинов, независимо от формы
7 одежды. У нижних чинов по швам колпака прокладывались выпушки цвета
погон мундира.
У генеральских и офицерских папах с чёрным мехом верх, нижний край
и швы обкладывались галуном, а генеральские папахи с белым мехом —
генеральским шитьём, которое вышивалось на красном сукне: для генералов и
генераладъютантов — золотом, для генералмайоров Свиты Его Величества
— серебром. Для нашивки по нижнему краю колпака, возле меха,
применялось шитьё шириной 3,4 см, для нашивки крестообразно по швам
колпака — 2,2 см. Галуны из гладкой золотой или серебряной ткани (по цвету
мундирных пуговиц) с цветными шёлковыми полосками или без них были
несколько уже: 2,5 см и 1,56 см соответственно.
Таким образом, в русской армии с середины XIX века папаха была
головным убором только войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск, а
с 1875 — также частей, дислоцированных в Сибири, а с 1913 — зимним
головным убором всей армии.
Папаха в её современном виде была введена в 1940
году для маршалов и генералов. А с 1943го года и для полковников.
В Вооружённых Силах СССР папаху носили зимой полковники,
генералы и маршалы. Эта традиция сохранилась и в Вооруженных силах
Российской Федерации.
В военноморском флоте для адмиралов и капитанов первого ранга,
также введен специальный головной убор из черного каракуля.
1.2 Разновидности папахи
Папаха — мужской меховой головной убор, высокая цилиндрическая
шапка из меха с матерчатым дном. Папаха элемент национальной одежды
казаков по всей России от незапамятных времён и по сей день.
Папахи бывают разные. Форма и высота разнообразная: цилиндрическая,
полусферическая, с плоским дном и другие.
8 У русских папаха — высокая (реже низкая) цилиндрическая шапка из
меха с матерчатым дном.
Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в
разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой
папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха
лучше всего помогали смягчить сабельный удар. Также были и парадные
папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном
шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами
серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское,
Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким
мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период
боевых действий черного цвета. Также были запрещены папахи ярких
цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита
крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался
ещё галун по прибору. Донские папахи с красным верхом и вышитым на нем
крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх
папахи также алого цвета. У терских синего. В Забайкальских, Уссурийских,
Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи
чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.
Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера
уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод шапка. На Руси
слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя
назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык
перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой
меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от
этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой
(её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху
долгое время называли трухменкой.
9 Папаха с тумаком.
Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался
пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у
донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было
принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от
шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной,
папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков"
неприятелю.
Каракуль.
Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые
папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от
названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в
Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской
породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские
папахи делались исключительно из каракуля.
Глава 2
2.1 Папахапродолжение головы (традиции)
Папаха это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху
нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи
можно только вместе с головой.
Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается
рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если
посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять
о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть
10 папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем
посоветоваться – посоветуйся с шапкой".
У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака
вещи это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых
случаях. На Кавказе практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда
когото о чемто просят, единственное исключение когда просят прощения
кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с
опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя
его "не гнуть спины".
При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар
родовым рекам, бросая их в волны. В шапках зашивали иконки и написанные
детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и
папахи награды – бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше
увеличили духовную ценность головного убора.
За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги приказы.
Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой.
Шапка – это продолжение головы. Казак мог продать все, но только не
крест, шапку и шашку. Шапка означала закон, и казакжалобщик на Круге мог
отдать свою шапку старику, и тот, посчитав жалобу достойной рассмотрения,
мог поднять ее на посохе, что являлось призывам к вниманию и
справедливости.
Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были
смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. Шапку
убитого или умершего казака везли домой, и клали на полочку перед иконой.
Это означало, что защитника в доме нет, и защита семьи поручается Богу. В
поминальные дни перед папахой ставили стопку вина и кусочек хлеба. На
следующий день вино с поминальной молитвой выливали в очаг или в реку, а
хлеб скрашивали «птицам небесным», чаще всего воробьям. В такой дом
11 никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. Казак,
женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего
казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не
грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою
защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой». У казаков папаха
или фуражка играла огромную роль не только в обычаях, но и в символике.
Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала
полноправную принадлежность к станичному обществу.
Особую роль папаха играла и при выборе атамана. На Круге, каждый
выступающий, входя в Круг, снимал шапку, что означало покорность и
послушание, приведение своей воли в подчинение, остальные казаки на Круге
оставались в шапках. Но как только атамана выбирали, роли менялись.
Атаман тожественно надевал атаманский головной убор, а все казаки,
наоборот, снимали. И с этой минуты признавали волю атамана над собой и
своими головами.
Заключение
Казачья форма и сегодня является предметом гордости, символом веры
и преданности России. А казачий головной убор неотъемлемая его часть. С
гордостью носят казачью форму люди достойные, готовые в любую минуту,
как и в старь, стать на защиту рубежей своей Родины.
12 После революции для казаков ввели ограничения в ношении
национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году
папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить
невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивались две
полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков черного. Спереди
папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские
казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году
были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной
формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина
папахи вошли в моду у членов Политбюро.
Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил
Российской Федерации папаха была введена Указом Президента Российской
Федерации от 08.05.2005 г. № 531.
В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга
(полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор
(меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.
Список литературы:
1.Астапенко Михаил Павлович. История казачества России : [историко
литературное издание] : в 15 книгах. Т. 1 / М. П. Астапенко. Ростовна
Дону : Мини Тайп, 2007. 703 с.
13 2.«Большой толковый словарь Донского казачества» Автор: коллектив
авторов
Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003
3.Донские казачьи атаманы (15502006 гг.) : исторические очеркибиографии :
сборник / [сост.: Михаил Астапенко, Константин Филиппов]. Ростовна
Дону: ТерраПринт, 2006. 223 с., [32] л.
4.Землевладение и земледелие Сибирского казачьего войска.
Автор: Остафьев В.А. Издательство: Паровая печатня А. Пороховщикова,
1843 г. 47 страниц.
5. Казаки. Особое сословие. – М.: ОЛМАПРЕСС; СПб.: «Издательский Дом
«Нева»», 2002. – 447 с. – (Архив).
6.Хрестоматия по истории донского казачества : (с древнейших времен до
1920 года ) / сост. М. П. Астапенко. РостовнаДону : Издво Ростовского
университета, 1994. 316, [1] с.
14
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Исследовательская работа "Папаха-не просто шапка!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.