Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»
Оценка 4.7

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
география +1
Взрослым
13.05.2019
Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»
Одним из феноменов в образовании и воспитании подрастающего поколения является школьный музей. Создание образовательной среды через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, поиск новых методов в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Исследовательская работа проводилась на базе МОУ Урлукская СОШ. В результате был создан музей "Патриот России"
интеграция.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Урлукская средняя общеобразовательная школа» Тема исследовательской работы: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея» Яковлева Нина Александровна, учитель географии 1 Урлук, 2018г. Содержание Введение ………………………………………………………………... 5 стр. ГЛАВА 1. Теоретические основы темы исследования. 1.1 Условия возникновения, становления опыта………………………. 5 1.2  Актуальность опыта, тема………………………………………....... 5 1.3 Научно­практическая значимость, проблематичность опыта  и его новизна ………………………………………………..……….. 6 1.4   Разъяснения терминов, встречающиеся в тексте………………….  6  ГЛАВА 2 Практическая часть………………………………………………..  7         Научные  теории педагогов, использованные  в работе…………...   2 Историческое значение каждого русского человека  измеряется его заслугами Родине, его человеческое  достоинство – силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский Введение 1.      В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню образованности, культуры, воспитания  обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования.       В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное противоречие, кроющееся   в   содержании   учебно­воспитательного   процесса:   обязательное   освоение федерального   государственного   образовательного   стандарта,   ориентирующего   педагогов,   с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, с другой ­ на свободное творческое развитие личности ребёнка.          Одном из замечательных феноменов образования  и воспитания личности безусловно  является школьный музей.                Музей обладает огромным образовательно­воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.            Поэтому возникла  необходимость обобщить  педагогической опыт интеграции урочных и внеурочных занятий школьников как   средства организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея.  Актуальность   рассматриваемого   опыта   состоит   в   том,   что   ещё   А.С.   Макаренко   мечтал   о создании   системы,   предметом   которой   стало   бы   воспитание   «неразложимого   человека»: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается».   Это   актуально   и   сегодня:  интеграция   урочной   и   внеурочной   деятельности, накопленного арсенала средств в рамках смежных областей образования даст возможность решать 3 прямые педагогические задачи в ходе  обобщения передового педагогического опыта, внедрения его в массовую практику. Актуальность опыта  обусловлена тем, что в связи с ускорением темпов развития общества возрастает потребность в людях, способных к любым изменениям, нестандартно и качественно решать   существующие   проблемы,   и,   как   следствие,   появляется   необходимость   подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях. Наиболее явным на сегодняшний день является   требование   к   возможности   человека   мобильно   переключаться   с   одного   вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий.  Проблема патриотического воспитания решалась на протяжении всего периода существования Урлукской   СОШ.   На   каждом   этапе   развития   школы   мы   решали   разные   аспекты   этого направления. Включившись в эксперимент по введению в ФГОС, мы особое внимание уделили направлениям внеурочной деятельности в плане патриотического воспитания. Таким образом, учитывая   современные   тенденции   в   развитии   системы   образования   Забайкальского   края   и Красночикойского района, также многообразие интересов детей и молодёжи, мы предприняли попытку   осуществить   поиск   новых   эффективных   форм   организации   и   осуществления патриотического воспитания. Патриотическое воспитание сегодня – задача актуальная и для общества в целом, и для школы в частности. К сожалению, на сегодняшний день педагогическая наука   предоставляет не в полной мере теоретическую   основу   интеграционных   процессов,   основанную   на   интеграции   урочной   и внеурочной деятельности в образовательном пространстве школьного музея. Таким   образом,  проблема  создания   образовательной   среды   через   интеграцию   урочной   и внеурочной   деятельности,     поиск     содержания,   методов,   стимулирующих     патриотическое воспитание     учащихся,   по­прежнему   является   открытой   проблемой,   заслуживающей пристального внимания.          Новизна   опыта заключается в том,  что на сегодня эффективность патриотического воспитания  учащихся  повышается, если в  основу обучения положена интеграция урочных и внеурочных занятий учащихся в образовательном пространстве школьного музея. Разъяснения терминов, встречающиеся в тексте        Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их 4 взаимозависимости  и взаимодополняемости;  сущность процесса интеграции  – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.       Компетентность — умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания   и   навыки   в   практической   или   научной   деятельности.   Различают   образовательную, общекультурную, социально­трудовую, информационную, коммуникативную компетенции. Патриотическое воспитание – воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им; формирование ряда социально­ психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести  службу на благо Отечества.          Патриотизм ­    одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует   высший   уровень   ее   развития   и   проявляется   в   ее   активно­деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм   олицетворяет   любовь   к   своему   Отечеству,   неразрывность   с   его   историей, культурой,   достижениями,   проблемами,   притягательными   и   неотделимыми   в   силу   своей неповторимости   и  незаменимости,   составляющими   духовно­нравственную   основу  личности, формирующими   ее   гражданскую   позицию   и   потребность   в   достойном,   самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.        Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является   формирование   патриотизма   и   культуры   межнациональных   отношений,   которые имеют огромное значение в социально­гражданском и духовном развитии личности ученика. Только   на  основе   возвышающих   чувств   патриотизма   и   национальных   святынь   укрепляется любовь   к   Родине,   появляется   чувство   ответственности   за   ее   могущество,   честь   и независимость,   сохранение   материальных   и   духовных   ценностей   общества,   развивается достоинство личности.        Проблема   взаимосвязи   урочных   и   внеурочных   занятий   школьников   связана   с   фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно­воспитательного процесса. Концептуальные   основы   целостности   педагогического   процесса   были   заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т. Шацким, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским и др.   Именно   в   20­50­е   годы   прошлого   столетия   данными   педагогами   на   практике   была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся, в том числе значение патриотического воспитания для подрастающего поколения. 5 Как   показал   практический   опыт   данных   педагогов,   именно   интеграция   школьных   и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции   формируется у   учащихся   творческий стиль жизнедеятельности и саморазвитие  личности, воспитания Гражданина страны.  Анализируя   исходные   условия,   содержание   требований   государства,   потребности   детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов социума,  мы пришли к выводу, что для поддержания конкурентоспособности, организации эффективного образовательного процесса, успешного развития и социализации обучающихся   нам необходимо разработать и внедрить собственную  модель  образовательного пространства школы, используя свои преимущества, накопленный опыт в интеграции урочной и внеурочной деятельности на базе школьного музея.                  Эффективность предлагаемой нами   модели создания образовательной среды через интеграцию   урочной     деятельности   предполагает   совершенствование деятельности учащихся и позволяет повысить как качество учебно­воспитательного процесса в   и   внеурочной   образовательном   учреждении   через   вовлечение   детей   в   активную   образовательную деятельность, так и уровень профессионального мастерства учителя. Цель работы:  разработка модели создания единого образовательного пространства   через интеграцию урочной и внеурочной деятельности на базе школьного музея,   способствующей реализации патриотического воспитания и  успешного развития и социализации обучающихся. Объект   исследования:   патриотическое   воспитание   детей   в   системе   общего   образования школы. Предмет   исследования:   организация   интеграции   урочной   и   внеурочной   деятельности   в условиях школьного музея.                    Гипотеза: основана на предложении о том, что при наличии и оптимальной работе модель способна обеспечить:  с высоким уровнем знаний и культуры патриотического воспитания,  необходимого для их патриотического поведения,  уважения к истории и культуре народов России,  в проявлении патриотического воспитания. Воспитание   зрелого   чувства   любви   к   Отечеству   и   гражданской   ответственности, Жизненное самоопределение выпускников с учётом реализации потребностей личности Становление личности ребёнка с формирующей системой демократических ценностей, Накопление   детьми   достаточного   объёма   реального   личного   жизненного   опыта, 6 Задачи работы: 1.Раскрыть сущность понятий «патриотизм»,  «патриотическое воспитание» 2.   Разработать   модель   интеграции   урочной   и   внеурочной   деятельности   в   образовательном пространстве школьного музея.   3. Разработать и  внедрить  эффективные  методы и формы работы представленной модели, способствующие развитию  патриотизма  через  разнонаправленную,  активную, практическую деятельность.   4.Включение ресурсов музея, методов и приемов музейной педагогики в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность; 5. Провести педагогическое исследование по определению  уровня осознания понятия патрио­ тизма и отношения к нему со стороны учащихся,  определить градацию личностных качеств,  входящих в понятие «патриот».                                                                                                             Выдвинутые   задачи   и   гипотеза   исследования   обусловили   необходимость   использования следующих методов исследования: Анализ   философской,  методологической литературы по теме исследования;  Педагогическое наблюдение;   психолого­педагогической,   социологической   и    Моделирование процессов;  Анкетирование; Статистические методы обработки полученных результатов. База исследования: исследовательская работа осуществляется на базе опорной школы – МОУ Урлукская СОШ Красночикойского района. 7 Глава 1. Теоретико – методологические основы патриотического воспитания учащихся  в  условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности  на базе школьного музея. 1.1.Теоретические подходы патриотического воспитания учащихся в России. Вопросы   патриотического   воспитания   молодого   поколения   в   духе   любви   к   Родине   и преданности   Отечеству,   законопослушных   граждан   государства   всегда   стояли   в   центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие  философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.  В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих   государств­полисов   не   могли   мыслить   себя   вне   Родины,   которая гарантировала   их   существование,   и   поэтому   высшей   целью   каждого   гражданина   и   всего государства   считалось   благо   полиса.   Демокрит   утверждал,   что   результатом   воспитания должен   быть   нравственный   человек,   умеренный   во   всем,   действующий   в   соответствии   с общественным долгом.  Я.А.   Коменский   отмечал,   что   одним   из   главных   направлений   воспитания   должно   быть воспитание   у   ребенка   стремления   оказывать   пользу   своими   услугами   возможно   большему числу   людей.   Он   писал   в   «Великой   дидактике»:   «Тогда   лишь   наступило   бы   счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».   Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского,  который  считал, что школа должна воспитывать  у молодежи стремление   к   беззаветному   служению   Родине,   к   активной   трудовой   и   общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к   своему   социалистическому   отечеству».   В.А.   Сухомлинский   подчеркивал,   что   одной   из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному   труду   для   общества,   как   к   патриотической   деятельности,   причем   сама 8 деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование   и  умножение   трудовых   традиций  народа,  бережное  отношение  к  историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к   укреплению   чести   и   достоинства   Родины,   готовность   и   умение   защищать   ее,   воинскую храбрость,   мужество   и   самоотверженность,   братство   и   дружбу   народов,   нетерпимость   к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных   традиций,   национальные   достоинства,   гордость   и   честь,   что   находит   свое воплощение в гражданственности. Проблема патриотического воспитания волновала и волнует многих. В толковом словаре   В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». На   основании   проведенного   анализа   работ,   связанных   с   воспитанием   патриотизма,   нам представляется,   правомерно   вкладывать   в   это   понятие   следующее   смысловое   содержание: патриотизм – это синтез духовно­нравственных, гражданских  и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры. Выделяя   патриотическое   воспитание   в   относительно   самостоятельное   направление воспитательной   работы,   необходимо   отметить   его   органическую   взаимосвязь   с   другими направлениями   (гражданским,   нравственным,   трудовым,   эстетическим   и   другими   видами воспитания),   что   представляет   собой   гораздо   более   сложное   сочетание,   чем   соотношение целого и части. Это связано еще и с тем, что, во­первых, патриотизм возникает и развивается как   чувство,   все   более   социализируясь   и   возвышаясь   посредством   духовно­нравственного обогащения. Во­вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с   его   действенностью,   что   в   более   конкретном   плане   проявляется   в   активной   социальной деятельности,   действиях   и   поступках,   осуществляемых   субъектом   на   благо   Отечества.   В­ третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет 9 собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума. В­четвертых, в качестве первоосновного   субъекта   патриотизма   выступает   личность,   приоритетной   социально­ нравственной   задачей   которой   является   осознание   своей   исторической,   культурной, национальной,   духовной   и   иной   принадлежности   к   Родине   как   высшего   принципа, определяющего   смысл   и   стратегию   ее   жизни,   исполненной   служению   Отечеству.   В­пятых, истинный патриотизм – в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется   в   личности,   социальной   группе,   достигший   высшего   уровня   духовно­ нравственного   и   культурного   развития.   Истинный,   духовный   в   своей   основе   патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.  Осуществление   патриотического   воспитания   основывается   на   совокупности   принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания подрастающего поколения.                На сегодняшний день, большое распространение получили модели патриотического воспитания,   которые   встречаются   в   разных   вариантах:   предметно­тематическая, межпредметная, институциональная, проектная.  Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Основные направления в системе патриотического воспитания в МОУ Урлукская СОШ:  Духовно­нравственное.  1. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров,   социально   значимых   процессов   и   явлений   реальной   жизни,   способность руководствоваться   ими   в   качестве   определяющих   принципов,   позиций   в   практической деятельности. 2. Историко­краеведческое.  Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко­ культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование   гордости   за   сопричастность   к   деяниям   предков   и   современников   и исторической ответственности за происходящее в обществе. Гражданско­патриотическое воспитание.  3. Воздействует   через   систему   мероприятий   на   формирование   правовой   культуры   и законопослушности,   навыков   оценки   политических   и   правовых   процессов   в   обществе   и 10 государстве,   гражданской   позиции,   постоянной   готовности   к   служению   своему   народу   и выполнению конституционного долга. 4. Социально­патриотическое.  Направлено   на   активизацию   духовно­нравственной   и   культурно­исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. 5. Военно­патриотическое.  Ориентировано   на   формирование   у   молодежи   высокого   патриотического   сознания,   идей служения   Отечеству,   способности   к   его   вооруженной   защите,   изучению   русской   военной истории, воинских традиций. 6. Героико­патриотическое.  Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий,   а   также   знаменательных   героических   и   исторических   дат   нашей   истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. 7. Спортивно­патриотическое.  Направлено на развитие морально­волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости,   мужества,   дисциплинированности   в   процессе   занятий   физической   культурой   и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. 1.2.  Принципы и уровни  интеграции в условиях музея Для   повышения     эффективности   воспитательного   процесса   большое   значение   имеет рациональная взаимосвязь урочной и внеурочной работы.      Интеграция ­ это нетрадиционная технология, способствующая формированию и развитию и воспитание личности учащихся и повышения профессионализма учителя. Использование этой технологии дает возможность перехода к комплексной взаимосвязи предметов, внеурочной учебной   деятельности   и   воспитательной   работы,   а   также   реализации   этой   взаимосвязи   в образовательном процессе.  Основная задача интеграции уроков и внеурочных мероприятий на базе школьного музея ­  сформировать у учащихся целостное представление о единой системе получении основ патриотического воспитания. Технология интеграции учебной и внеклассной деятельности дает возможность изучать некоторые   темы с позиций различных предметов  и путем различных видов образовательной деятельности. 11 Суть   интеграции   рассматриваемой   деятельности   состоит   в   том,   чтобы   не   только организовывать  присвоение учащимися  знания, но воспитывать в них чувства любви к малой родине, уважения к поколениям.      Решение этой проблемы требует системного подхода. Благодаря этому учебный предмет предстает целым образовательным комплексом. Учащийся реализует себя в различных видах деятельности, идет развитие индивидуальных особенностей ученика и развитие его личных качеств.  Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному воспитанию патриотов России. В основе интеграции лежат следующие принципы:  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.  4. Усиление внимания к формированию личностных качеств 5.   Практико­деятельностная   основа   образовательного Для   повышения     эффективности воспитательного   процесса   большое   значение   имеет   рациональная   взаимосвязь   урочной   и внеурочной работы.      Интеграция ­ это нетрадиционная технология, способствующая формированию и развитию и воспитание личности учащихся и повышения профессионализма учителя. Использование этой технологии дает возможность перехода к комплексной взаимосвязи предметов, внеурочной учебной   деятельности   и   воспитательной   работы,   а   также   реализации   этой   взаимосвязи   в образовательном процессе.  Основная задача интеграции уроков и внеурочных мероприятий на базе школьного музея ­  сформировать у учащихся целостное представление о единой системе получении основ патриотического воспитания. Технология интеграции учебной и внеклассной деятельности дает возможность изучать некоторые   темы с позиций различных предметов  и путем различных видов образовательной деятельности.     Суть   интеграции   рассматриваемой   деятельности   состоит   в   том,   чтобы   не   только организовывать  присвоение учащимися  знания, но воспитывать в них чувства любви к малой родине, уважения к поколениям. 12 Решение этой проблемы требует системного подхода. Благодаря этому учебный предмет предстает целым образовательным комплексом. Учащийся реализует себя в различных видах деятельности, идет развитие индивидуальных особенностей ученика и развитие его личных качеств.    Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному воспитанию патриотов России. В основе интеграции лежат следующие принципы:  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.  4. Усиление внимания к формированию личностных качествпроцесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.  Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на разных уровнях.  Низкий   уровень   интеграции  характеризуется   полным   отсутствием   целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками  на внеурочных занятиях.  Или, наоборот, в ходе кружковой  работы  ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.  Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными. Например, можно запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе. Высокий   уровень   интеграции  достигается   тогда,   когда   целенаправленно   спланированы связи   между   урочными   и   внеурочными   занятиями.   Учителю   целесообразно   составить первоначально   календарно­тематический   план   уроков   по   предмету,   а   затем,   изучив возможности   интеграции   урока   с   различными   формами   внеурочных   занятий,   осуществить параллельное   планирование   таковых   в   соответствии   с   составленным   планом   проведения урочных занятий.  1.3 Целостность и взаимодействие урочной и внеурочной деятельности 13 Современный   урок   отличается   информационной   насыщенностью,   увеличением   доли самостоятельной   учебной   деятельности   с   различными   источниками   информации,   высокой интерактивностью   взаимодействия   участников   образовательного   процесса,   необходимо сделать всё, чтобы образовательный процесс был творческим.  Интеграция урочной и внеурочной деятельности неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. Вот и выходит на первый план Интеграция с большой буквы. Не отдельный, раз в четверть, интегрированный урок или внеурочное занятие, а именно интеграция всего процесса.  Мощнейшим резервом экономии времени, повышения мотивации и развития целеполагания становится в условиях современной российской школы внеурочная деятельность. Она  дает нам дополнительное время и позволяет повысить мотивацию прежде всего за счет свободного выбора внеурочных курсов детьми и их родителями.   Интегративная   модель   организации   внеурочной   деятельности   позволяет   обеспечить целостность   общекультурного   личностного   и   познавательного   развития   и   саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного и воспитательного процесса.  Внеурочная деятельность задумывалась как продолжение того, что будет на уроке. Поскольку не   всегда   на   уроке   можно   сформировать   новые   качества   личности   и   отследить,   как   они формируются и развиваются. Этот механизм объединяет и то, что происходит на уроке и то, что   происходит   уже   в   других   формах:   внеурочных   занятиях,     в   том   числе   на   занятиях, организованных в музее. Идея   состоит,   в   том,   что   это   будет   система,   и   результаты   единый   процесс. Традиции   и   опыт   наполнить   новым   содержанием.   Есть   возможность   объединиться,   есть возможность интегрировать уроки географии и истории, географии и биологии и др. для того, чтобы сформировать результаты ФГОС. Благодаря такой интегрированной   работе, у учащихся школы формируются…УУД...  Таким образом, идёт подготовка учеников к успешной жизни в современном обществе.       Глава II.  Практическая часть 2.1.   Исследовательская   работа   по  интеграции   урочной   и   внеурочной   деятельности   как средства   формирования   патриотического   воспитания   учащихся  в   образовательном пространстве  школьного музея. Модель интеграции урочной и внеурочной деятельности на базе школьного музея. 14 2.2. Проектирование деятельности Проект краткосрочный  (2014 ­2016 г.г.)  и включает 3 этапа: I этап — подготовительный ( январь – май 2014 г.) II этап – основной (июнь 2014 – сентябрь 2015 г.) III этап – заключительный (октябрь – февральь2015­ 2016 г.) 1 этап – подготовительный  Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Содержание деятельности подготовительного этапа. Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея. Актуализация проекта  среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа  преподавателей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей,  создание временных рабочих групп. 2 этап – основной  Его основной задачей является включение ресурса музея, методов и приемов музейной  педагогики в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Содержание деятельности основного этапа. 1. Создание проектной группы  2. Разработка музейных уроков. 15 3. Создание сборника лучших разработок экскурсий, музейных уроков, уроков Мужества,  классных часов, интегрированных уроков по проблематике проекта. 4. Создание электронной книги учета и хранения экспонатов музея. 3 этап – заключительный Заключительный этап (октябрь – февраль 2015­2016 г.) Содержание деятельности заключительного этапа. Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета,  методического совета, рабочих группах. 4. Оформление продуктов проекта. 1. Презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ. 2. Сборник лучших разработок экскурсий, музейных уроков, уроков Мужества, классных  часов, интегрированных уроков по проблематике проекта. 3. Создание странички школьного музея на сайте школы. Участники проекта:   педагогический коллектив,  администрация школы,  родители и  учащиеся. 5.Содержание деятельности: Этапы реализации инновационного  проекта 1 этап Подготовительный     2 этап Основной Урочная работа Содержание деятельности 1.Изучение нормативно­правовой базы и научно­  методической литературы по данной проблеме. 2.Изучение музейных педагогических технологий  и применение их в работе музея. 3.Изучение современных информационных  технологий и применение их в работе музея. 4.Проведение семинаров, собраний с  педагогическим коллективом и родительской  общественностью. 1.Реализация регионального компонента по  различным предметам через проведение музейных  уроков с использованием экспонатов музея и  методического материала. 2.Использование информационных технологий  универсальных (базовых), мультимедиа­ 16 Внеурочная деятельность Научно­методическая работа технологий, сетевых технологий с целью  формирования информационной компетентности  обучающихся. 3.Отбор и подготовка документов музея для  организации самостоятельной работы с ними  обучающихся на уроках 4.Проведение музейных уроков  1.Организация экскурсий в школьный музей. 2.Проведение школьных лекций, семинаров, НПК.  Организация  поисковой и исследовательской  деятельности. 3.Участие школьников в конкурсах, проектах,  конференциях различных уровней. 4.Проведение  тематических классных часов 5.Участие в подготовке традиционных творческих  дел, связанных с профилем музея 6.Мастер­класс для экскурсоводов  7.Создание и пополнение методической базы  данных музея:  Фотографии    Видеофильмы Познавательная литература Участники проекта 8.Участие в месячнике военно­патриотического  воспитания. 9.Связь с общественностью, с ветеранами войны и  труда, ветеранами локальных войн, ветеранами  педагогического труда. 10.Создание буклета о школьном музее 1.Участие в муниципальном конкурсе  инновационных проектов 2.Работа по обобщению имеющегося материала и  17 3 этап – заключительный создание мультимедийной продукции  и музейных  уроков 3. Сотрудничество с родительским комитетом 1. Презентация итоговых материалов проекта в  Интернете и СМИ. 2. Сборник лучших разработок, музейных уроков,  уроков Мужества, классных часов,  интегрированных уроков по проблематике  проекта. 3. Создание странички школьного музея на сайте  школы 4.Электронная база фондов музея  6. Ожидаемые результаты исследования. В   результате   реализации   проекта   школьный   музей   станет   современным,   привлекательным, востребованным всеми участниками образовательного процесса. Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит реализовать  системно­деятельностный   подход  в   рамках   перехода   на   ФГОС   нового   поколения.   В   деятельность   включаться   музейные   уроки   по   истории,   литературе, образовательную   географии,   изо   и   другим   предметам,   в   воспитательную   деятельность   школы   включаются музейные   уроки:   «Фронтовой   быт   солдата»,   «Массовый   героизм   как   источник   победы   в Великой   Отечественной   войне»,   «Наши   семейные   реликвии»,   «История   моей   семьи   в фотографиях», «Я — гражданин России», «История села Урлук», «Листая истории славной страницы», «Оружие Победы»,  «Боевые награды», и др.  В результате реализации проекта учащиеся: Освоят базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество,  семья, социальная солидарность; Приобретут  устойчивую   потребность   и   навыки   общения,   взаимодействия   с   памятниками истории и культуры. Научатся  видеть историко­культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры. Получат  опыт проектной  и  исследовательской   деятельности,  которые  по  ФГОС  являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия. 18 Апробируют  свои   силы   и   возможности   в   создании   и   проведении   экскурсий,   уроков Мужества,   музейных   уроков,   викторин,   конкурсов,   встреч   с   ветеранами   и  приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов. Создадут    страничку   школьного   музея   на   сайте   школы,   что   расширит   информационное пространство в Сети, а также   электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции. В результате реализации проекта педагоги: Повысят профессиональную компетентность в области музейной педагогики  через семинары, мастер­классы,  индивидуальные консультации. Освоят  и   внедрят   музейные   педагогические   технологии   в   урочную   и   внеурочную деятельность. Используют  ИКТ   ресурсы   школьного   музея   в   образовательном   процессе   и   внеурочной деятельности. Привлекут детей группы риска, неуспешных в учёбе к работе в музее, где они себя реализуют. Для педагогов создаётся банк методических разработок и рекомендаций. Таким образом, реализация данного проекта позволит сохранить и развить школьный музей, сформировать   его   позитивный   имидж,   использовать   его   мощный   ресурс   в   развитии образования и  духовно­нравственном воспитании детей и молодёжи. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников.   Как   известно,   музей   осуществляет   связь   времён.   Он   даёт   нам   уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения   тех,   кто   жил   до   нас,   воспользоваться   их   опытом   в   области   науки,   культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника,   педагога.   В   каждом   из   таких   свидетельств   отражается   какая   –   то   частица истории.   Из   таких   фрагментов   в   конечном   итоге   складывается   история   человеческого общества. Возраст занимающихся – 12­15 лет. Группы – одновозрастные и разновозрастные из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки, а также специфические (актив школьного музея, экскурсоводы). 19 Направленность работы на первом уровне (средний школьный возраст) носит ориентирующий характер.   Занятия   предполагают   многообразие   информации,   расширяющей   содержание материалов  учебников.  Это важно, так как музейная среда  и  музейный  предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании. Цель   работы   на   втором   уровне   –   пробудить   историческое   сознание   через   формирование ценностного   отношения   к   историческим   образам,   мировоззрению   человека,   отношению человека к обществу, другим людям. В основе занятий – диалог.   2.3. Эффективные  методы и формы работы,  способствующие развитию  патриотизма. Деятельность историко –краеведческого музея «Альтаир», осуществляемое по программе ))))) направлена на решение задач государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 гг.» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Занятия способствуют реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме.  Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально­педагогического направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности,   способной   действовать   универсально,   владеющей   культурой   социального самоопределения.  Занятия   на   базе   школьного   музея   представляют   собой   первый   шаг   в   процессе   знакомства историей нашего села.                 Музей обладает огромным образовательно­воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в 20 поисково­собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны,  села, школы  независимо от того, какую тему они изучают.  За годы своего существования наш школьный музей «Альтаир» уже добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы.     Основные направления деятельности музея сегодня    Туристическое: походы, поездки, участие в конкурсах, разработка новых маршрутов Экскурсионное: экскурсии в музеи, разработка новых экскурсий Исследовательское: сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла  Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в «Декабристских   чтениях»,  участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в  исследовательских целях  Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах,  ведение архивной документации  Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных  стендов и витрин  Шефская работа: учёт ветеранов, оказание им помощи в рамках акций, поздравление с праздниками   Культмассовая работа: проведение праздников, мероприятий, творческих конкурсов,  викторин, конкурсов проектов   Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с районным  краеведческим музеем и музеями других сёл,  сотрудничество с советом ветеранов и т.д. Принципы работы школьного музея Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде  деятельности следующих принципов:  систематическая связь с уроками, со всем учебно­воспитательным процессом.  Проведение научного и учебно­исследовательского поиска, включающего в себя краеведение  как базу развития и деятельности школьного музея; 21  использование в учебно­воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм  учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно­ практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи  ветеранам и др.;  самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим  фактором жизни музея;  помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива,  ветеранов педагогического труда;  связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн,  ветеранами педагогического труда;  обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании  экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;  строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.  Формы работы в школьном музее Учебная работа:                                                         Воспитательная работа: ­ практическая работа на местности;                      ­ кружки, экскурсии, походы; ­ учебные экскурсии вне музея;                             ­ туристические поездки; ­ уроки в музее;                                                        ­ встречи, читательские конференции ­ экскурсии в музее; вне музея; ­ самостоятельное изучение.                                    ­ встречи, сборы, собрания; ­ экскурсии, встречи в музее Особенности программы «Школьный музей» Программа   «Школьный   музей»   предполагает   обучение   учащихся   основам   краеведения   и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. 22 Тематическое   наполнение   и   часовая   нагрузка   отражены   в   учебно­тематическом   плане. Осуществление   такого   подхода   создаёт   условия   для   комплексного   изучения   истории, культуры и природы края музейно­краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и   природе   родного   края,   выявлять   темы   и   проблемы,   требующие   музейно­краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для: ­ реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения; ­   осуществления   музейно­краеведческих   исследований   как   формы   дополнительного образования; ­ организации систематической деятельности школьного музея как учебно­воспитательного и досугового центра учреждения образования. Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно­деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно­краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно­практических конференциях, краеведческих конкурсах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей». Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально­ культурных функций: 1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами  краеведения и музееведения. 2. Организация деятельности школьного музея как научно­исследовательского, учебно –  воспитательного и досугового центра. 3. Организация участия обучающихся в туристско­краеведческих движениях, федеральных,  региональных и местных программ музейно­краеведческими средствами. В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в  исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно­краеведческих исследований. 23 Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой  составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться  специалисты в данной области. 2.4. Результаты исследований Методика анкетирования респондентов. Для исследования была взята группа ребят 8,9, 10 классов МОУ Урлукская СОШ (всего 50 учащихся). Исследование проводилось в два этапа: первая анкета проводилась с  целью определения   уровня осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся. Письменные ответы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма:  1) любовь к Родине,  2) осознание трудностей, недостатков в обществе,  3) готовность к самоотдаче,  4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,  5) чувство национальной гордости,  6) отсутствие национализма  и космополитизма,  7) интернациональный характер  патриотизма.  Каждый   из   перечисленных   семи   показателей   может   быть   оценен   в   1,   2,   3   или   4   балла   в соответствии со следующей шкалой:  1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;  2   балла   –   средний   уровень:  неглубокое,   частичное   понимание   сущности   соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;  3   балла   –   правильное   понимание  сути   патриотизма,   отношение   к   соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;  4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из   них   вытекают,   умение   и   привычка   действовать   в   реальной   жизни   в   соответствии   с усвоенными требованиями.  24 Модель   интеграции   урочной   и   внеурочной   деятельности   позволяет   в   образовательном пространстве   школьного   музея   способствовать   развитию   чувства   любви,   привязанности, верности,   ответственности   по   отношению   к   своей   Родине,  формированию   интереса   к отечественной   культуре   и   уважительного   отношения   к   нравственным   ценностям   прошлых поколений. 4. Выводы  1.   В   ходе   работы   были   выявлены   и   обоснованы   целесообразность   и   эффективность применения     интеграции   урочной   и   внеурочной   деятельности   как   условие   реализации патриотического воспитания на базе школьного музея. 2. Разработана модель интеграции урочной и внеурочной деятельности и выявлено ее влияние на воспитание учащихся. 3.  Систематизированы     и   разработаны   приёмы   для   вовлечения   и   развития   творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Решая задачи по воспитанию патриотизма и, как следствие, – гражданственности у учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения, учитель должен исходить из соблюдения следующих условий:  Учитывать   и   использовать   естественную   реакцию   учащихся   на   происходящие   события. Большая часть изучаемого в школе материала, независимо от выбранной учителем программы, позволяет акцентировать внимание на формировании патриотических качеств. Этим в какой­ то   мере   снимается   необходимость   на   каждом   уроке   демонстрировать   яркие   события, позволяющие, по мнению учителя, концентрированно решать поставленные задачи воспитания. Кроме   того,   чрезмерная   подчеркнутость   значения   чего­либо   способна   вызвать   реакцию отторжения   информации,   а   естественный   ход   событий   и   естественная   реакция   на   них учащихся может дать нужный эффект, что и должен учитывать учитель при конструировании урока (темы) и всей воспитательной работы в процессе обучения.  Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Очень важно для учителя ответственно подходить к освещению прошлого и настоящего и его критики, анализировать и делать соответствующие выводы.   Учить   этому   учащихся,   стимулируя   их   к   активности,   направленной   на   решение 25 возникающих проблем и обеспечение прогрессивного развития страны Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят   сегодня,   завтра   даст   соответствующие   результаты.   Многовековая   история   наших народов   свидетельствует,   что   без   патриотизма   немыслимо   создать   сильную   державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества,   является   источником   и   средством   духовного,   политического,   экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Уровень сформированности гражданственности ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ Уровни и показатели гражданственности Высокий 2 Средний 3 Низкий 4 Крайне низкий 5 Компоненты гражданст­ венности  1 26 1. Гражданское  Знает основные права и  Знает основные правила и  Не всегда  Сознательного отношения к  самосознание обязанности, нормы поведения  гражданина. Всегда добросовестен нормы поведения  гражданина. Соблюдает  придерживается  общепринятых норм  делам и своим поступкам не  проявляет.  в делах, умеет преодолевать  индивидуалистические  правила поведения, но не  всегда может регулировать  поведения, принимает  участие в любой  Недисциплинирован,  пассивен устремления, регулировать свои  потребности и соотносить их с  свои потребности и  соотносить их с  деятельности только под  контролем взрослых и  возможностями общества и других людей 2. Гражданский долг Охотно выполняет общественные  поручения. Осознанно выполняет  возможностями других  людей Выполняет общественные  поручения и свои  товарищей Неохотно выполняет  общественные  Уклоняется от  общественных поручений,  свои обязанности, проявляет  убеж­дённую готовность и  обязанности. Проявляет  готовность защищать  поручения, только при  условии контроля со  безответственен, проявляет  неуважительное отношение  способность защищать Родину,  проявляет чувство долга и  Родину, проявляет чувство  долга и ответственности  стороны учителей и  товарищей, иногда  ответственности перед  родителями. Показывает пример  перед родителями, в целом  бережно относится к  проявляет  неуважительное  бережного отношения к природе и  общенародному достоянию.  природе и общенародному  достоянию, только в  отношение к взрослым к родителям и товарищам 3. Гражданская  ответственность Хорошо учится, охотно помогает  товарищам Хорошо знает конституционные  права и законы государства,  отдельных случаях  допускает небрежность Знает конституционные  права и законы  Недостаточно знает  законы государства,  Нарушает дисциплину и  правопорядок, требует  соблюдает их. Осознаёт  ответственность за судьбу своей  государства, соблюдает их.  Осознает ответственность  допускает отклонения в  соблюдении  постоянного контроля,  безответственен. Учится  страны. Ответственно относится к поручениям, к учёбе, проявляет во за судьбу своей страны.  Выполняет поручения,  правопорядка, нуждается в дополнительном  плохо всех делах инициативу и  самостоятельность хорошо учится, инициативу в делах коллектива  контроле со стороны  взрослых. Поручения  проявляет не всегда 4. Правовая культура Осознаёт себя гражданином  Осознаёт себя гражданином выполняет только при  условии побуждения со  стороны взрослых Знает свои права и  Неуважителен к правам и  5. Соблюдение законов государства своей страны, знает права и  обязанности и уважительно  своей страны, знает свои  права и обязанности, но не  обязанности, но  реализовать их может  обязанностям гражданина,  не выполняет требований  относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и  всегда умеет реализовывать их в жизни только под руководством взрослых общества обязанности в жизни Примерно ведёт себя,  Примерно ведёт себя,  Соблюдает правила  Нарушает дисциплину, не  самостоятельно соблюдает  правила поведения в школе, на  соблюдает правила  поведения в школе, на  поведения при условии  требовательности и  реагирует на внешние  воздействия и требования  улице, дома. Побуждает к  хорошему поведению других.  улице, дома. Знает  основные законы и  контроля со стороны  взрослых и товарищей взрослых Знает основные законы и  последствия в случае их  нарушения, проявляет  нетерпимость к злу и  последствия в случае их  нарушения , но к хорошему поведению других не  побуждает 6. Личная свобода аморальности Свободен в выборе решений и  Имеет свои убеждения и  Проявляет  При выборе решения  путей достижения цели, но  чувствует ответственность за  старается поступать в  соответствии с ними. Как  неуверенность в  собственных силах,  проблем не уверен в себе,  податлив дурному влиянию 27 этот выбор. Имеет свои  правило, ответственно  убеждения неустойчивы,  убеждения, правильно  отображающие его интересы и  относится к своим  поступкам, но в некоторых  при достижении  поставленной цели  общественные интересы,  поступает в соответствии с  случаях его решения не  соответствуют решениям  нуждается в поддержке  друзей и взрослых 7. Гражданское  достоинство этими убеждениями Развито чувство собственного  общества Развито чувство  Развито чувство  Требований к себе не  достоинства, проявляет  требовательность к себе и  собственного достоинства,  проявляет  собственного  достоинства, но при  предъявляет. Нет силы воли, труслив другим, считает для себя честью  выполнение самого трудного  требовательность к себе и  другим, стремится  выполнении трудных  поручений не всегда  дела или поручения. Не  позволяет унижать себя, встаёт  выполнять трудные дела и  поручения , не позволяет  достигает цели, так как  не проявляет  на защиту слабых унижать себя, на защиту  других встаёт не всегда требовательности к себе,  с несправедливостью  8. Гражданская  Проявляет активное участие в  Принимает участие во всех  борется только тогда,  когда она коснулась его  самого Проявляет активность  Уклоняется от участия в  активность процессе выполнения любой  деятельности. Любит  видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в  только в тех случаях,  если дело интересует,  трудовых делах, трудится  неохотно, недобросовестно участвовать в трудовых делах,  проявляет инициативу, вносит  отдельных случаях может  не выполнить поручение и  требует контроля со  стороны взрослых новизну, творчество в работу,  предприимчивость, умеет  не довести начатое дело до  конца 9. Политическая  культура организовать ребят, повести их за собой Проявляет активное участие в  деятельности, имеющей  Принимает участие в  деятельности, имеющей  Малоактивен в  общественно­ Безразличен к общественно­ политическим делам школы, общественно­политическую  направленность, с интересом  общественно­полити­ ческую направленность,  политических делах,  предпочитает позицию  страны, пассивен в работе,  неверно оценивает события,  обсуждает события,  происходящие в стране и за  следует за другими  ребятами. Участвует в  зрителя, иногда  увлекается подобной  происходящие в стране и за  рубежом рубежом, правильно оценивает  их. активно пропагандирует  обсуждении общественно­ политических событий, в  работой, но быстро  охладевает к ней. при  политические знания среди  товарищей, участвует в  основном правильно их  оценивает, но испытывает  оценке общественно­  политических событий не доступных общественно­ политических акциях. Умеет  затруднения в  аргументации своей точки  умеет правильно  аргументировать свою  10. Патриотизм и  интернациональность организовать ребят, повести их за собой Интересуется историей и  культурой родины, гордится ею,  зрения точку зрения Интересуется историей и  культурой Родины,  Мало интересуется  историей родины,  Пренебрежительно  относится к культуре и  проявляет бережное отношение к национальным богатствам  гордится ею, участвует в  историко­патриотиче­ской  историко­ патриотическую работу  истории своей страны,  проявляет неуважение к  страны, к национальной  культуре, участвует в историко­ работе. Проявляет интерес  и уважение к людям другой выполняет при  побуждении и под  людям другой  национальности и не дружит  патриотической работе.  Выступает организатором акций  национальности, их  культуре и традициям,  контролем. Не проявляет интереса к культуре и  с детьми другой  национальности интернациональной дружбы.  Пресекает неуважительное  принимает участие в  акциях интернациональной  традициям другой  национальности 28 отношение к национальным  дружбы традициям и культуре, людям  другой национальности 29 Патриотизм и как я его понимаю Цель:  определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся. Ход эксперимента: Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».  Обработка полученных данных  Письменные ответы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма:  1) любовь к Родине,  2) осознание трудностей, недостатков в обществе,  3) готовность к самоотдаче,  4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,  5) чувство национальной гордости,  6) отсутствие национализма  и космополитизма,  7) интернациональный характер  патриотизма.  Каждый   из   перечисленных   семи   показателей   может   быть   оценен   в   1,   2,   3   или   4   балла   в соответствии со следующей шкалой:  1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;  2   балла   –   средний   уровень:  неглубокое,   частичное   понимание   сущности   соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;  3   балла   –   правильное   понимание  сути   патриотизма,   отношение   к   соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;  4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из   них   вытекают,   умение   и   привычка   действовать   в   реальной   жизни   в   соответствии   с усвоенными требованиями.  Аналогичным образом могут быть предложены темы для сочинений, позволяющие определить понимание и отношение школьников к таким категориям, как интернационализм, гражданское мужество, активная жизненная позиция и т. д. 30 «Отечество моё ­ Россия»  (анкета Д.В. Григорьева) Анкета   состоит   из   восьми   основных   блоков   с   суждениями,   вопросами   и   незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со учащимися   для   определения   уровня   сформированности   личностных   качеств   гражданина­ патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной   работы   с   подрастающим   поколением.   Данную   анкету   может   проводить педагог,   воспитатель.   Обработка   и   интерпретация   проводится   только   социально­ психологической   службой   школы   (педагог­психолог,   социальный   работник).   Обработка   и интерпретация результатов проводится по методу контент­анализа (по частоте встречаемости ответов).   Количественный   показатель   позволяет   вычислить   процентное   соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.  Цели анкетирования:  –   определить   содержательную   сторону   направленности   личности,   основу   отношения старшеклассника к окружающему социуму;  –   определить   актуальность   вопросов   патриотизма   в   системе   ценностных   ориентаций старшеклассников;  – определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».  Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________  Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.  I. Считаете ли вы себя патриотом?  1. Да;  2. Нет;  3. Частично;  4. Не знаю.  II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?  1. Школа;  2. Родители;  31 3. Окружающие люди, друзья;  4. СМИ;  5. Органы власти;  6. Другое _____________.  III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________  IV.   А.   По   каким   признакам   или   высказываниям   вы   определяете   для   себя   понятие «патриотизм»?  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;  2. Непримиримость к представителям других наций и народов;  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России; 4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;  5.   Любовь   к   родному   дому,   городу,   стране,   верность   национальной   культуре,   традициям, укладу жизни;  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;  8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;  9. Другое __________________.  IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?  1. Нет желания;  2. Нет возможности;  3. Считаю это не актуальным.  V. Перед вами список индивидуально­психологических характеристик и жизненных ценностей человека.  1.   Определите   для   себя   те   качества,   которыми   должен   обладать   патриот   (нужное подчеркните).  2. Определите по 10­балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.  – активная деятельная жизнь __________  – жизненная мудрость __________  – здоровье (физическое и психическое) __________  32 – интересная работа __________  – красота природы и искусства __________  – любовь (духовная и физическая) __________  – материальное обеспечение жизни __________  – наличие хороших и верных друзей __________  – общественное признание __________  – познание (образование, кругозор) __________  – продуктивная жизнь __________  – развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________  – развлечения __________  – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___ – счастливая семейная жизнь __________  – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________  – творчество (возможность творческой деятельности) ________  – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________ – аккуратность (чистоплотность) __________  – воспитанность (хорошие манеры) __________  – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___  – жизнерадостность __________  – исполнительность __________  – независимость __________  – непримиримость к недостаткам в себе и других __________  – образованность __________  – ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____  –   рационализм   (умение   здраво   и   логично   мыслить,   принимать   обдуманные,   рациональные решения) __________  – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________  – смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______  – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___ –   терпимость   (к  взглядам   и   мнениям   других,   умение   прощать  их   ошибки   и   заблуждения) __________  33 –   широта   взглядов   (умение   понять   чужую   точку   зрения,   уважать   иные   вкусы,   обычаи, привычки) __________  – честность (правдивость, искренность) __________  – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________  – чуткость (заботливость) __________.  VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?  1. Умение ценить настоящую дружбу;  2. Готовность помочь другу в трудную минуту;  3. Взаимопонимание;  4. Честность, порядочность, принципиальность;  5. Приятная внешность;  6. Хорошие манеры;  7. Умение модно одеваться;  8. Сила воли;  9. Смелость;  10. Решительность;  11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;  12. Интерес к политике;  13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;  14. Наличие денег на всякие расходы;  15. Способности.  VII.   Из   предложенных   вариантов   ответов   выберите   тот,   который   в   наибольшей   степени выражает вашу точку зрения:  1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.  2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.  3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.  VIII. Закончите предложения.  1. Каждый из нас верит…  2. Каждый из нас имеет…  3. Каждый из нас готов…  4. Подвиги героев заставили нас задуматься…  5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…  6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…  34 7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…  Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств. Список используемой литературы. 1. Артемьева Л. И др. Модель от первоклассника до выпускника – ориентир и основа  воспитания // Директор школы. – 2004. ­ №9. – с. 55­58. 2. Большой энциклопедический словарь. – 2­еизд. М.: Большая Российская  энциклопедия;СПб.:Норинт, 202. – С.595. 3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания//Педагогика. – 2006. ­ №2. – С.37­42. 4. Гришкалаускене Е.П., Адерихо Н.С. Музейное пространство и сельский социум:  возможности и резервы. // Директор сельской школы. – 2009. ­ №1. – с. 85­89. 5. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении. // Химия в школе. 6. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России.: учебное издание серия «Стандарты второго поколения». – М.:  Просвещение, 2014.­ 21с. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 8. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004 9. Тюфтяев А.В. Патриотическое воспитание учащихся сельской школы // Директор школы. – 2009. ­ №2. – с. 87­92 10. Каргапольцева   Т.А.,   Копорулина   Г.П.   Компетентностный   подход   в   условиях   сельской школы. // Директор школы. – 2009. ­ №4. – с. 61­64.      11. Раштанова   Т.А.   Использование   краеведческого   материала   в   работе  учителя   истории.   // Директор сельской школы. – 2011. ­ №1. – с.86­89. 12. Поташник   М.М.,   Левит   М.В.   Освоение   ФГОС:   методические   материалы   для   учителя. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 208с. 13. Макаренко А.С. О воспитании. М., Политиздат, 1990. – 415с. 14. Организация экспериментальной работы в ОУ / авт.­сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2008. 158с. 15. Фундаментальное   ядро   содержания   общего   образования   /Рос.акад.наук,   Рос.   Акад. 35 Образования;   под   ред.   В.В.   Козлова,   А.М.   Кондакова.   –   5­е   изд.,   дораб.   –   М.   : Просвещение, 2014. – 79с. – (Стандарты второго поколения) Интернет­ресурсы: http://mon.gov.ru http://standart.edu.ru/ http://ru.wikipedia http://www.eurekanet.ru http://omczo.org/publ/168­1­0­366 http://rcro.tomsk.ru/ http://edu.tomsk.ru/101.html?id=59 36 37

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»

Исследовательская работа по краеведению. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности  как средство организации патриотического воспитания учащихся в условиях школьного музея»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019