Основное направление моей работы:
- привлечь внимание к нашей богатой казачьими традициями Хопёрской земле;
- исследовать условия местности для создания сельского туризма как одной из форм активного отдыха и здорового образа жизни и одного из путей социально-экономического развития Урюпинского района;
- пропагандировать среди учащихся формы активного отдыха и здорового образа жизни;
- собрать местные слова и выражения и составить словарь с целью воспитания патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину;
- показать красоту и уникальность Хопёрской природы, тем самым способствовать формированию у молодёжи экологической культуры.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дубовская
средняя общеобразовательная школа Урюпинского района
Волгоградской области
Проектная работа по теме:
« Глубокий смысл моей
малой
родины»
Работу выполнила: Цыганкова Лидия, ученица 10 класса
муниципального бюджетного обра
зовательного учреждения Дубовской средней
общеобразовательной школы Урюпинского
района Волгоградской области
паспорт: 1809 314144 отделением УФМС
России по Волгоградской области в Урюпин
ском районе 05.09.2009г. 340041
Домашний адрес: 403144 х.Дубовский
0Урюпинский район Волгоградская область
Руководители: Трофимов Николай Георгиевич, учитель биологии и
географии МБОУ Дубовской сош.
Оглавление
I. Введение:
коллективный поход с ночёвкой как
23
одна из форм учебновоспитательной работы;
цели и задачи проектной работы
Провоторовской;
II. Исследовательская часть:
по страницам истории станицы
словарь местных слов и выражений;
сельский туризм в казачьих хуторах; 7 8
4 5
6
III. Заключение: 9
анализ результатов и выводов;
« глубокий смысл моей малой Родины»
Список используемой литературы 10
Приложение 11
12Введение
Я хочу представить вам одну из форм воспитательной работы в школе это
коллективный поход с ночёвкой, поход, рассчитанный на 1415 часов. Данная форма
представляется как итоговое мероприятие всей учебновоспитательной работы за
год. У нас это стало традицией заканчивать учебный год именно походом с
ночёвкой как непременным событием нашего класса. Мы должны знать и любить те
места, где мы родились и выросли. Тема малой родины сейчас актуальна как
никогда. В путешествии мы стараемся узнать насколько интересна и насыщена
история нашего края, с редкой неповторимой природой, и как важно сберечь её для
последующего поколения. Экологические проблемы – это проблемы, которые
непосредственно связаны с нашим будущим. И понятно, что особая роль в их
решении принадлежит молодёжи. Красота наших мест неповторима, это знают все,
даже за границей. Леса, малые реки, озёра, Хопёрбатюшка привлекают множество
туристов, рыболовов, истинных любителей природы. И даже художники не обходят
своим вниманием наш казачий край. Хопёр – одна из самых красивых рек средней
полосы нашей Родины с богатейшей флорой и фауной4. Уникальная природа,
экологически чистые продукты, сохранившиеся казачьи традиции, хорошая
рыбалка, лес с грибами и ягодами, ароматный чабрецовый чай, протяжные казачьи
песни... Да разве ж можно перечислить все прелести нашего края?! – это надо знать
и этим надо гордиться.
Правильно организованный и хорошо проведённый поход укрепляет
здоровье, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу,
дисциплинирует и активизирует в труде. В походе рождается чувство
коллективизма, любви к природе, расширяется кругозор, духовно совершенствуется
личность каждого. Как правило, надолго остаются впечатления от похода.
Запомнится вечер у костра, особый вкус ужина, попахивающего дымком. Поднимет
настроение песня, обязательно найдётся среди спутников хороший рассказчик.
2Крепок сон на свежем воздухе в походной палатке. Походное самочувствие
незабываемо.
3Есть в нашем великом языке слова и понятия, высокий смысл и одновременно
глубоко личное содержание которых сохраняются всегда, хоть порой употребляют
их всуе. Таким представляется мне понятие малая Родина, связанное с отчим домом,
детством, со всем тем, что окружает человека с момента его появления на свет и
остаётся в памяти сердца до конца дней.
Время неумолимо мчится вперёд. Всё, что с нами произошло – наша история. Нам,
живущим сегодня, интересно знать, кто мы, где наши исторические корни, какое
место занимаем мы во всём мире. Мы должны знать и уважать прошлое. « Не любить
В. Г.
историю может только человек, не развитый умственно», говорил
Чернышевский. Тем более, когда речь идёт о твоей малой Родине – место, где ты
родился и вырос. Сколько бы времени не прошло, память всегда возвращает нас к
нашей единственной точке. Это может быть маленький родной твоему сердцу
хуторок и старенький деревенский дом, берёзка под окном, скамейка у калитки, где
каждый вечер собирались близкие тебе люди...
Основное направление моей работы:
привлечь внимание к нашей богатой казачьими традициями Хопёрской земле;
исследовать условия местности для создания сельского туризма как одной из форм
активного отдыха и здорового образа жизни и одного из путей социально
экономического развития Урюпинского района;
пропагандировать среди учащихся формы активного отдыха и здорового образа
жизни;
собрать местные слова и выражения и составить словарь с целью воспитания
патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину;
показать красоту и уникальность Хопёрской природы, тем самым способствовать
формированию у молодёжи экологической культуры.
3Исследовательская часть
Вся жизнь хутора
Дубовского неразрывно связана со станицей
Провоторовской. В 1917 году это одна из богатейших станиц на Хопре, со своей
Никольской ярмаркой и с красавицей церковью1 из красного кирпича. О
происхождении станицы бытует много версий, но я склоняюсь больше к мнению
краеведа Б. Лащилина, он объясняет название тем, что станица находилась вправо от
шляха, если ехать из Москвы в Астрахань. Станица расположена в трёх верстах от
тракта, и путники, подъезжая к повороту, говорили: « Прямо едем или вправо
торить?» Отсюда и название. В 1674 году городок Провоторов упоминается в
официальных московских бумагах. Статус станицы закрепляется за городком в 1704
году, а в 1717 году крымские татары разорили и сожгли станицу. Уцелевшие казаки
восстановили постройки. В государственных бумагах почтовое отделение станицы
стали именовать Правоторовка.2 С тех пор и пошла неразбериха, кто пишет « Про »,
кто « Пра » и так до сегодняшних дней. Итак, мы отправляемся всей нашей
шумной толпой в близлежащую станицу Провоторовскую .
Казаки всегда оставались верными своим традициям. Об этом говорит тот факт, что
сейчас в станице создан музей казачьего быта, основателем которого является
учительница начальной школы Лобачёва Татьяна Викторовна. ( фото №1,2,3,4) В
создании музея принимали участие все жители станицы от мала до велика: собирали
по дворам, выпрашивали у старожилов чугунки, утюги, старинные фотографии,
предметы одежды. Все его экспонаты некогда были в обиходе, а потом оказались на
чердаках или в сундуках, и свою этнографическую функцию обрели благодаря
Татьяне Викторовне.
Мы видим здесь, с какой любовью оформлена казачья горница. Бывают в музее гости,
но чаще всего учащиеся нашей школы приезжают сюда на экскурсию.
1
4Прикоснувшись рукой к шершавому колесу прялки, к старым пожелтевшим от
времени фотографиям, ощущаешь атмосферу старины, в них как будто
сосредоточилась красота и сила казачьего рода.
Людям свойственна тяга к возвышенному, прекрасному и светлому.
Наверное, именно поэтому стали постепенно возрождаться казачьи традиции в
наших хуторах.
Так, например, в хуторе стало традицией ежегодно праздновать День казачьего
поселения с песнями, плясками , Маланьинами столами , уставленными казачьими
яствами . (фото №5,6) Этого дня ждут и 12 13 – летние мальчишки и девчонки ,
желающие пополнить ряды казаков и казачек; (фото №7) их в это день принимают в
казачата. Ритуал приёма происходит в торжественной обстановке , со всеми
необходимыми атрибутами. Это ли не является ярким свидетельством
продолжения казачьего рода, кое казаки считали святым делом.
И мы , подрастающее поколение , ещё раз подтверждаем народную поговорку о
том , что казачьему роду – нет переводу.
Одной из целей нашего путешествия было, как можно больше собрать слов
местного диалекта3; получился небольшой словарь из 60 слов, некоторые из них уже
постепенно выходят из употребления:
Али или
Акромя кроме
Мотыка мотыга
Надысь недавно
Баз двор
Бзника паслён Нехай пускай
Небось – может быть
Бугай бык Надысь недавно
Булгачить беспокоить
Ноне сегодня
Взвар компот
Вечерить ужинать
Виски волос
Вязанка – тёплая кофта
Откедова – откуда
Паташки помидоры
Пущай пускай
Сварганить – сделать кое как
5Галушки вермишель
Горница зал
Грубка печка
Гутарить разговаривать
Стопка 100гр. стакан
Сикать обижаться
Сербеть чесаться
Серники спички
Зазноба – любимая женщина Слухать слушать
Загнетка – передняя часть печки
Сроду всегда
Запон фартук
Зенки глаза Тыкла тыква
Тада тогда
Зыбка – колыбелька
Зипун – верхняя одежда
Игрища – вечерние посиделки
Идейто – гдето
Утирка – носовой платок
Хата дом
Худоба – домашние животные
Цыгарка сигарета
Ирян – молочный напиток
Ишто – ещё Чирики тапочки
Чаво что
Ищеульная капризная
Калоши галоши
Чулан коридор
Кажный – каждый Шилыжина палка
Карпетки – носки Щас сейчас
Квасоль – фасоль Щерьба уха
Кочет петух
Кубыть наверное
Кушак – пояс
Кститься – креститься
Сидя у костра, мы обменялись собранным материалом и решили, что на этом не
остановимся, а продолжим работу по сбору казачьих диалектов и дальше.
Большинство детей хотят и любят путешествовать. Сам дух движения,
перемещения в пространстве у подростков так силен, что всё его существо
включается в деятельность. Хорошо, что у каждого из нас с собой блокнотик и
6карандаш, пусть они висят на верёвочке на груди, весело подпрыгивая и
напоминая о себе. Такие путевые заметки очень нужны, они спутники
внимательно идущего человека. Иногда учитель предлагает нам оформить
«Буклет о моём путешествии».
продукты, сохранившиеся казачьи
Уникальная природа, экологически чистые
традиции и, главное, гостеприимство и щедрость души наших дубовчан – всё это
можно считать благоприятными условиями для создания у нас в хуторе Дубовском и
станице Провоторовской сельского туризма. Тем более, что сельский туризм –
относительно молодое, но весьма перспективное направление развития современного
туризма. Здесь у нас можно отдыхать круглый год, погружаясь в атмосферу и быт
казачьего хутора. У каждого горожанина будет возможность подарить себе
настоящий отдых в окружении живописного леса, куда не доносится шум автострад.
Я считаю, что создание туристической тропы « Казачий край» по окрестностям
станицы и хутора может быть важным шагом в создании моды на экологический
туризм и пропаганде активного отдыха и здорового образа жизни.
Как мне всё это представляется? В станице Провоторовской довольно много
заброшенных домов, которые абсолютно пригодны для проживания , если только
немного их обустроить. Жить в настоящих казачьих домах – это ли не экстрим для
любого горожанина?! А казачья кухня, с её блинами да киселями прекрасный
способ завлечь туристов в село. (фото №8) Подышать чистым воздухом, попить
парного молочка поутру, поваляться на сеновале – именно эти привычные для
сельских жителей вещи так высоко ценят горожане. И они готовы за это платить. А
ещё хорошая рыбалка, лес с грибами и ягодами , банька с душистым веничком ,
ароматный чабрецовый чай , протяжные казачьи песни... Да разве ж можно
перечислить все прелести нашего края?! (фото№9,10)
Решая проблему с сельским туризмом, мы одновременно можем решить и
проблему занятости на селе, когда для многих жителей это занятие окажется
7основным видом деятельности. Здесь можно неплохо зарабатывать, что будет
хорошим вливанием для развития сельского хозяйства и поддержания жизни в
сельской местности . Над этим стоит подумать нашей муниципальной и районной
администрации . Имея уникальное географическое положение, природные условия и
богатое историческое наследие, Урюпинский район обладает всеми возможностями
для развития туризма. Тем более, что подобный опыт уже успешно внедряется в
Волгоградской области. ГУ « Центр Туризма» при Администрации Волгоградской
области оказывает в таких случаях реальную помощь. Так почему бы и нам не
организовать казачьи базы отдыха на берегу Хопра близ станицы Провоторовской ,
как это сделали во Фроловском районе в « Донской вольнице».
Это как раз тот отдых, который мы и предлагаем не только нашим российским
туристам, но и иностранным. А почему бы и нет?! Только организовать всё это
могут люди, беззаветно любящие свой родной край, свою маленькую родину.
Как только не называют наш Урюпинск и столицей провинциальных городов , и
козьим раем ; с городом Урюпинск связано огромное количество анекдотов,
Урюпинск стал нарицательным словом для крупных мегаполисов – этой славой и
надо пользоваться себе же на благо. Уж куда куда, а к нам в Урюпинск
обязательно потянутся туристы. И тогда мы им сможем предложить не только
памятник козе, но и все прелести деревенской казачьей жизни, включая кудахтанье
кур и пение петухов по утрам. Бросьте всё и приезжайте к нам в Урюпинск , где
экология на высшем уровне!
8Заключение
Подводя итог всему выше сказанному , хочется в первую очередь обратить
внимание на то , что наш родной хопёрский край – это только капелька великой
России. О нашем крае без преувеличения можно сказать, что он, действительно,
будет интересен для туристов.
У нас водят коз, получают пух, удивительно мягкий , лёгкий и шелковистый ; здесь
вяжут все, от мала до велика, платки , шали , палантины и другую одежду
потрясающей красоты.
Неудивительно, что наши вещи покупают в Австрии, Франции , Германии. Так пусть
же туристы едут сюда не только за нашими пуховыми изделиями, но и для того,
чтобы здесь отдохнуть, следуя по туристическому маршруту «ст.Тепикинская –х.
Дубовский – ст. Провоторовская». В своей работе я старалась показать , насколько
интересна и насыщена история нашего края с редкой неповторимой природой , и как
важно сберечь её для последующего поколения . Экологические проблемы – это
проблемы , которые непосредственно связаны с нашим будущим.
9И понятно, что особая роль в их решении принадлежит молодёжи. А как красиво
звучит казачья речь с её напевным диалектом! « Ах, казачий край, песни с плясками,
а гутарят здесь всё с побасками…..», пишет в своих стихах наша учительница
Маркина М.Н. Собранный нами словарь в 60 казачьих диалектов будет и дальше
пополняться. Разве можно остаться в стороне, если речь идёт о твоей малой родине.
Пользуясь возможностью публичного выступления, хочу обратиться ко всем
жителям района и, особенно, к молодому поколению: « Давайте не забывать глубокий
смысл своей малой Родины! День ото дня мы должны укреплять и украшать наш
казачий край, делать каждый хутор, каждую станицу привлекательнее, красивее.
Пусть родной уголок для сотен и тысяч людей остаётся самым любимым и
притягательным, даже среди самых богатых мегаполисов!»
Список использованной литературы
1. Лащилин Б. На родных просторах. – Волгоград , 1968
2. Тахтаров А. На трудной , но родной земле. Волгоград, 2006
3.Исторические очерки и хроника летописи Урюпинска // У руба на Хопре.
4.Чтобы свеча не угасла . Волгоград , 2006 , изд во «Панорама»
5. Лащилин Б. Хороша река Хопёр // Волгоградское кн. издво , 1962
6. Рябов С.И. История родного края XVI XIX в. // НВ. кн. издво ,1988
7. Научно популярный журнал «Здоровье и экология» № 9,11,12 .2009
Примечания
________________
10Чтобы свеча не угасла. Волгоград, 2006. Издательство « Панорама», с. 21
2Историко публицистический сборник «Чтобы свеча не угасла» Урюпинск, 2006. с.
62
3Земцов С.Н. «Донская свадьба» // Волгоград, 1989. НВ. кн. издво, с. 187
4Лащилин Б. « На родных просторах» // Волгоград, 1968, НВ кн. издво, с. 135
Приложение
11Фото №1,2,3,4 В музее станицы Провоторовской
1213Фото №5,6 Знаменитые Маланьины столы
14Фото №7
Ритуал приёма в казачат
Фото №8 Казачья кухня
15Фото №9 Подснежники цветут!
Фото № 10 Хопёр наш батюшка!
16Хопёр – одна из самых красивых рек средней полосы нашей Родины4 с
богатейшей флорой и фауной.
1718