Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 04.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основное направление моей работы: - привлечь внимание к нашей богатой казачьими традициями Хопёрской земле; - исследовать условия местности для создания сельского туризма как одной из форм активного отдыха и здорового образа жизни и одного из путей социально-экономического развития Урюпинского района; - пропагандировать среди учащихся формы активного отдыха и здорового образа жизни; - собрать местные слова и выражения и составить словарь с целью воспитания патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину; - показать красоту и уникальность Хопёрской природы, тем самым способствовать формированию у молодёжи экологической культуры.
Иконка файла материала проект по краеведению.doc
Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение Дубовская средняя общеобразовательная школа Урюпинского района Волгоградской области     Проектная работа по теме: « Глубокий смысл моей малой родины» Работу выполнила: Цыганкова Лидия, ученица 10 класса                                      муниципального бюджетного обра­                                      зовательного учреждения Дубовской средней                                       общеобразовательной школы Урюпинского                                       района Волгоградской области                                      паспорт: 1809 314144 отделением УФМС                                      России по Волгоградской области в Урюпин­                                       ском  районе 05.09.2009г.   340­041                                      Домашний адрес: 403144 х.Дубовский 0Урюпинский район Волгоградская область       Руководители: Трофимов Николай Георгиевич, учитель биологии и                             географии  МБОУ Дубовской сош.                                                                                     Оглавление   I. Введение:      ­  коллективный поход с ночёвкой как    2­3 одна из форм учебно­воспитательной работы;    ­ цели и задачи проектной работы  Провоторовской; II. Исследовательская часть:        ­  по страницам истории станицы       ­ словарь местных слов и выражений;     ­ сельский туризм  в казачьих хуторах;          7­ 8                                     4 ­ 5 6 III.  Заключение:                                                 9      ­ анализ результатов и выводов;     ­ « глубокий смысл моей малой  Родины»      Список используемой литературы               10                  Приложение                                                   11 12Введение Я хочу представить  вам одну из форм воспитательной работы   в школе ­ это  коллективный поход с ночёвкой, поход, рассчитанный на 14­15 часов. Данная форма представляется   как итоговое мероприятие всей учебно­воспитательной работы  за  год. У нас это стало традицией ­ заканчивать учебный год  именно походом с  ночёвкой как непременным событием нашего класса. Мы  должны знать и любить те  места, где мы  родились и выросли. Тема малой родины сейчас актуальна как  никогда. В путешествии мы стараемся  узнать насколько интересна и насыщена  история нашего края, с редкой неповторимой природой, и как важно сберечь её для  последующего поколения. Экологические проблемы – это проблемы, которые  непосредственно связаны с нашим будущим. И понятно, что особая роль в их  решении принадлежит молодёжи. Красота наших мест неповторима, это знают все,  даже за границей. Леса, малые реки, озёра,  Хопёр­батюшка привлекают множество  туристов, рыболовов, истинных любителей природы. И даже художники не обходят  своим вниманием наш казачий край. Хопёр – одна из самых красивых рек средней  полосы нашей Родины с богатейшей флорой и фауной4. Уникальная природа,  экологически чистые продукты, сохранившиеся казачьи традиции, хорошая  рыбалка, лес с грибами и ягодами, ароматный чабрецовый чай, протяжные казачьи  песни... Да разве ж можно перечислить все прелести нашего края?! – это надо знать  и этим надо гордиться. Правильно   организованный     и   хорошо   проведённый     поход   укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, дисциплинирует   и   активизирует   в   труде.   В   походе   рождается   чувство коллективизма, любви к природе, расширяется кругозор, духовно совершенствуется личность   каждого.    Как   правило,     надолго   остаются     впечатления   от   похода. Запомнится вечер у костра, особый вкус ужина, попахивающего дымком. Поднимет настроение   песня,   обязательно   найдётся   среди   спутников   хороший   рассказчик. 2Крепок   сон   на   свежем   воздухе   в   походной   палатке.   Походное   самочувствие незабываемо. 3Есть в нашем великом языке   слова и понятия, высокий смысл   и одновременно глубоко личное  содержание  которых сохраняются всегда, хоть порой употребляют их всуе. Таким представляется мне понятие малая Родина, связанное с отчим домом, детством, со всем тем, что окружает человека с момента его появления на свет и остаётся в памяти сердца до конца дней. Время неумолимо мчится вперёд. Всё, что с нами произошло – наша история. Нам, живущим  сегодня, интересно знать, кто мы, где наши исторические корни, какое место занимаем мы во всём мире. Мы должны знать и уважать прошлое. « Не любить   В.   Г. историю   может   только   человек,   не   развитый   умственно»,­   говорил   Чернышевский. Тем более, когда речь идёт о твоей малой Родине – место,   где ты   родился и вырос.  Сколько бы времени не прошло, память всегда возвращает нас к нашей   единственной   точке.   Это   может   быть   маленький   родной   твоему   сердцу хуторок и старенький деревенский дом, берёзка под окном, скамейка у калитки, где каждый вечер собирались близкие тебе люди... Основное направление моей работы: ­ привлечь внимание к нашей богатой казачьими традициями  Хопёрской земле; ­ исследовать условия местности для создания сельского туризма  как одной из форм активного   отдыха   и   здорового   образа   жизни   и     одного   из   путей     социально­ экономического   развития Урюпинского района; ­ пропагандировать среди учащихся формы активного отдыха и здорового образа жизни; ­     собрать   местные   слова   и   выражения   и   составить   словарь   с   целью   воспитания патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину; ­ показать красоту и уникальность Хопёрской природы,  тем самым способствовать формированию у молодёжи экологической культуры. 3Исследовательская часть Вся   жизнь   хутора     Дубовского   неразрывно   связана   со   станицей Провоторовской.   В 1917 году это одна из богатейших станиц на Хопре, со своей Никольской   ярмаркой    и   с   красавицей   ­   церковью1  из   красного   кирпича.   О происхождении   станицы   бытует   много   версий,  но   я   склоняюсь   больше   к   мнению краеведа Б. Лащилина, он объясняет название тем, что станица находилась вправо от шляха,  если ехать из Москвы в Астрахань. Станица расположена в трёх верстах от тракта,   и   путники,   подъезжая   к   повороту,   говорили:   «   Прямо   едем   или   вправо торить?»   Отсюда   и   название.   В   1674   году   городок     Провоторов   упоминается   в официальных московских бумагах. Статус станицы закрепляется за городком  в 1704 году, а в 1717 году крымские татары разорили и сожгли станицу. Уцелевшие казаки восстановили постройки. В государственных бумагах почтовое отделение станицы стали именовать Правоторовка.2 С тех пор и пошла неразбериха, кто пишет « Про ­», кто   « Пра ­» и так до сегодняшних дней.     Итак, мы отправляемся всей нашей шумной толпой  в близлежащую станицу Провоторовскую .                                            Казаки всегда оставались верными своим традициям. Об этом говорит тот факт, что сейчас в станице создан музей казачьего быта, основателем которого является  учительница  начальной школы Лобачёва Татьяна Викторовна. ( фото №1,2,3,4)  В  создании музея принимали участие все жители станицы от мала до велика: собирали  по дворам, выпрашивали у старожилов чугунки,  утюги, старинные фотографии,  предметы одежды.  Все его экспонаты  некогда были в обиходе,  а потом оказались на чердаках  или в сундуках, и свою этнографическую функцию обрели благодаря   Татьяне Викторовне. Мы видим здесь, с какой любовью оформлена казачья горница. Бывают в музее гости, но чаще  всего учащиеся нашей школы приезжают сюда на экскурсию. 1 4Прикоснувшись   рукой   к   шершавому   колесу   прялки,   к   старым   пожелтевшим   от времени фотографиям, ощущаешь атмосферу старины,  в них как  будто сосредоточилась красота и сила казачьего рода. Людям свойственна тяга к возвышенному, прекрасному и светлому.  Наверное, именно поэтому  стали постепенно возрождаться  казачьи традиции в  наших хуторах.                                                                                                                        Так, например, в хуторе стало традицией  ежегодно праздновать  День казачьего  поселения  с песнями, плясками , Маланьинами  столами ,  уставленными казачьими  яствами . (фото №5,6) Этого дня ждут и 12­ 13 – летние мальчишки и девчонки ,  желающие пополнить ряды казаков  и казачек;  (фото №7) их в это день  принимают в казачата. Ритуал приёма происходит в торжественной обстановке , со всеми  необходимыми атрибутами.    Это ли не является ярким свидетельством  продолжения казачьего рода, кое казаки считали святым делом.  И мы , подрастающее поколение , ещё раз подтверждаем народную поговорку о  том , что казачьему роду – нет переводу.      Одной   из   целей   нашего   путешествия   было,   как   можно   больше   собрать   слов местного диалекта3; получился небольшой словарь из 60 слов, некоторые из них уже постепенно выходят из употребления: Али­ или Акромя ­ кроме Мотыка ­ мотыга Надысь ­ недавно Баз ­ двор Бзника ­ паслён                                                   Нехай ­ пускай Небось – может быть Бугай ­ бык                                                          Надысь­ недавно     Булгачить ­ беспокоить  Ноне ­ сегодня     Взвар ­ компот Вечерить ­ ужинать Виски ­ волос Вязанка – тёплая кофта  Откедова – откуда                    Паташки ­ помидоры  Пущай ­ пускай  Сварганить – сделать кое ­как 5Галушки ­ вермишель Горница ­ зал Грубка ­ печка Гутарить ­ разговаривать  Стопка ­  100гр. стакан  Сикать ­ обижаться  Сербеть ­ чесаться  Серники ­ спички Зазноба   – любимая женщина                           Слухать ­ слушать Загнетка – передняя часть печки  Сроду ­ всегда  Запон ­ фартук  Зенки ­ глаза                                                       Тыкла ­ тыква  Тада ­ тогда  Зыбка – колыбелька  Зипун – верхняя одежда  Игрища – вечерние посиделки  Идей­то – где­то  Утирка – носовой платок  Хата ­ дом  Худоба – домашние животные  Цыгарка ­ сигарета  Ирян – молочный напиток    Ишто – ещё                                                          Чирики ­ тапочки  Чаво ­ что  Ищеульная­ капризная  Калоши ­ галоши                                               Чулан ­ коридор  Кажный – каждый                                              Шилыжина ­ палка  Карпетки – носки                                               Щас ­ сейчас  Квасоль – фасоль                                                Щерьба ­ уха                              Кочет ­ петух  Кубыть ­ наверное                                                                               Кушак – пояс    Кститься – креститься  Сидя у костра,   мы обменялись собранным материалом и решили, что на этом не остановимся, а продолжим  работу по сбору казачьих диалектов и дальше. Большинство   детей   хотят   и   любят   путешествовать.   Сам   дух   движения, перемещения   в   пространстве   у   подростков     так   силен,   что   всё   его   существо включается в деятельность. Хорошо,  что у каждого из нас  с собой блокнотик и 6карандаш,   пусть   они   висят   на   верёвочке   на   груди,   весело   подпрыгивая   и напоминая   о   себе.   Такие   путевые   заметки   очень   нужны,   они   ­   спутники внимательно   идущего   человека.   Иногда   учитель   предлагает   нам   оформить «Буклет о моём путешествии». продукты, сохранившиеся казачьи  Уникальная природа,   экологически чистые традиции и,  главное, гостеприимство и щедрость души наших дубовчан – всё это  можно считать благоприятными условиями для создания у нас в хуторе Дубовском и  станице  Провоторовской   сельского туризма. Тем более,  что сельский туризм –  относительно молодое, но весьма перспективное направление развития современного туризма. Здесь у нас можно отдыхать круглый год,  погружаясь в атмосферу  и  быт  казачьего хутора. У  каждого горожанина будет возможность подарить себе  настоящий отдых в окружении живописного леса, куда не доносится шум автострад.   Я считаю, что создание туристической тропы  « Казачий край»  по окрестностям  станицы и хутора может быть важным шагом в создании моды на экологический  туризм и пропаганде активного отдыха и здорового образа жизни.                                   Как мне всё это представляется?  В станице Провоторовской довольно много  заброшенных домов, которые абсолютно   пригодны для проживания , если только  немного их обустроить.  Жить в настоящих казачьих  домах – это ли не экстрим для  любого горожанина?!  А казачья кухня, с её блинами да киселями ­  прекрасный  способ завлечь туристов в село. (фото №8) Подышать чистым  воздухом,  попить  парного молочка  поутру,  поваляться на сеновале – именно эти привычные для  сельских жителей вещи так высоко ценят горожане.  И они готовы за это платить. А  ещё хорошая рыбалка, лес с грибами и ягодами , банька с душистым веничком ,  ароматный  чабрецовый чай , протяжные казачьи песни... Да  разве ж можно  перечислить все прелести нашего края?! (фото№9,10)       Решая проблему с сельским туризмом, мы одновременно можем решить и  проблему занятости на селе, когда для многих жителей  это занятие окажется  7основным видом деятельности. Здесь можно неплохо зарабатывать, что будет  хорошим вливанием для развития сельского хозяйства и поддержания жизни в  сельской местности . Над этим стоит подумать нашей муниципальной и районной  администрации . Имея уникальное географическое положение, природные условия и  богатое историческое наследие, Урюпинский район обладает всеми возможностями   для развития туризма. Тем более, что подобный опыт уже успешно внедряется в  Волгоградской области.  ГУ « Центр Туризма» при Администрации Волгоградской  области оказывает в таких случаях реальную  помощь. Так почему бы и нам  не  организовать казачьи базы отдыха  на берегу Хопра  близ станицы Провоторовской ,   как это сделали во Фроловском районе в « Донской вольнице».  Это как раз тот отдых, который мы и предлагаем не только нашим российским  туристам, но и иностранным. А почему бы и нет?! Только  организовать  всё это  могут люди, беззаветно любящие свой родной край, свою маленькую родину.   Как только не называют наш Урюпинск ­ и столицей провинциальных  городов , и  козьим раем ;  с  городом Урюпинск  связано огромное количество анекдотов,  Урюпинск стал нарицательным словом  для крупных мегаполисов – этой славой и  надо пользоваться себе же на  благо. Уж куда ­ куда, а к нам в Урюпинск   обязательно потянутся туристы. И тогда  мы им сможем предложить не только  памятник козе, но и все прелести  деревенской казачьей жизни, включая  кудахтанье  кур и пение петухов по утрам. Бросьте всё и приезжайте к нам в Урюпинск , где  экология на высшем уровне! 8Заключение Подводя итог всему выше сказанному ,  хочется в первую очередь  обратить  внимание на то , что наш родной  хопёрский край – это только капелька великой  России. О  нашем  крае  без  преувеличения  можно сказать, что он, действительно,   будет интересен для туристов.    У нас водят коз, получают пух, удивительно мягкий , лёгкий и шелковистый ; здесь  вяжут все, от мала до велика, платки , шали , палантины и другую одежду  потрясающей красоты.  Неудивительно, что наши вещи покупают в Австрии, Франции , Германии. Так пусть  же туристы едут сюда не только за нашими пуховыми изделиями, но и для того,  чтобы здесь отдохнуть, следуя по туристическому маршруту   «ст.Тепикинская –х.  Дубовский – ст. Провоторовская». В своей работе  я старалась показать , насколько  интересна и насыщена история нашего края  с редкой неповторимой природой , и  как важно сберечь её для последующего поколения . Экологические проблемы – это  проблемы , которые   непосредственно связаны с нашим будущим.  9И понятно, что особая роль в их решении принадлежит молодёжи. А как красиво звучит казачья речь с её напевным диалектом! « Ах, казачий край, песни с плясками, а   гутарят   здесь   всё   с   побасками…..»,   пишет   в   своих   стихах   наша   учительница Маркина М.Н.   Собранный нами словарь в 60 казачьих диалектов будет и дальше пополняться. Разве можно остаться в стороне, если речь идёт о твоей малой родине.   Пользуясь   возможностью   публичного   выступления,   хочу   обратиться   ко   всем жителям района и, особенно, к молодому поколению: « Давайте не забывать глубокий смысл своей     малой Родины! День ото дня мы должны укреплять и украшать наш казачий край, делать каждый хутор, каждую станицу привлекательнее, красивее.             Пусть   родной уголок для сотен и тысяч людей остаётся самым любимым   и притягательным, даже среди самых богатых мегаполисов!»                                                           Список использованной литературы 1. Лащилин Б. На родных просторах. – Волгоград , 1968 2. Тахтаров А. На трудной , но родной земле.­ Волгоград, 2006 3.Исторические очерки и хроника летописи Урюпинска // У руба на Хопре. 4.Чтобы свеча не угасла . Волгоград , 2006 , изд­ во «Панорама» 5. Лащилин Б. Хороша река Хопёр // Волгоградское  кн. изд­во , 1962 6. Рябов С.И.  История родного края XVI­ XIX в. // Н­В. кн. изд­во ,1988 7. Научно­ популярный журнал «Здоровье и экология» № 9,11,12 .2009                                                                                              Примечания                                              ________________ 10Чтобы свеча не угасла. Волгоград, 2006. Издательство « Панорама», с. 21 2Историко­ публицистический сборник «Чтобы свеча не угасла»  Урюпинск, 2006. с.  62 3Земцов С.Н. «Донская свадьба» // Волгоград, 1989. Н­В. кн. изд­во, с. 187 4Лащилин Б. « На родных просторах» // Волгоград, 1968, Н­В кн. изд­во, с. 135 Приложение 11Фото №1,2,3,4  В музее  станицы Провоторовской 1213Фото №5,6   Знаменитые Маланьины столы 14Фото №7  Ритуал приёма в казачат                         Фото №8    Казачья кухня 15Фото №9    Подснежники цветут!                     Фото № 10   Хопёр наш батюшка! 16Хопёр – одна из самых красивых рек средней полосы нашей Родины4  с  богатейшей флорой и фауной.     1718