Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
география
9 кл
04.12.2017
Основное направление моей работы:
- привлечь внимание к нашей богатой казачьими традициями Хопёрской земле;
- исследовать условия местности для создания сельского туризма как одной из форм активного отдыха и здорового образа жизни и одного из путей социально-экономического развития Урюпинского района;
- пропагандировать среди учащихся формы активного отдыха и здорового образа жизни;
- собрать местные слова и выражения и составить словарь с целью воспитания патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину;
- показать красоту и уникальность Хопёрской природы, тем самым способствовать формированию у молодёжи экологической культуры.
проект по краеведению.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дубовская
средняя общеобразовательная школа Урюпинского района
Волгоградской области
Проектная работа по теме:
« Глубокий смысл моей
малой
родины»
Работу выполнила: Цыганкова Лидия, ученица 10 класса
муниципального бюджетного обра
зовательного учреждения Дубовской средней
общеобразовательной школы Урюпинского
района Волгоградской области
паспорт: 1809 314144 отделением УФМС
России по Волгоградской области в Урюпин
ском районе 05.09.2009г. 340041
Домашний адрес: 403144 х.Дубовский
0 Урюпинский район Волгоградская область
Руководители: Трофимов Николай Георгиевич, учитель биологии и
географии МБОУ Дубовской сош.
Оглавление
I. Введение:
коллективный поход с ночёвкой как
23
одна из форм учебновоспитательной работы;
цели и задачи проектной работы
Провоторовской;
II. Исследовательская часть:
по страницам истории станицы
словарь местных слов и выражений;
сельский туризм в казачьих хуторах; 7 8
4 5
6
III. Заключение: 9
анализ результатов и выводов;
« глубокий смысл моей малой Родины»
Список используемой литературы 10
Приложение 11
1 2 Введение
Я хочу представить вам одну из форм воспитательной работы в школе это
коллективный поход с ночёвкой, поход, рассчитанный на 1415 часов. Данная форма
представляется как итоговое мероприятие всей учебновоспитательной работы за
год. У нас это стало традицией заканчивать учебный год именно походом с
ночёвкой как непременным событием нашего класса. Мы должны знать и любить те
места, где мы родились и выросли. Тема малой родины сейчас актуальна как
никогда. В путешествии мы стараемся узнать насколько интересна и насыщена
история нашего края, с редкой неповторимой природой, и как важно сберечь её для
последующего поколения. Экологические проблемы – это проблемы, которые
непосредственно связаны с нашим будущим. И понятно, что особая роль в их
решении принадлежит молодёжи. Красота наших мест неповторима, это знают все,
даже за границей. Леса, малые реки, озёра, Хопёрбатюшка привлекают множество
туристов, рыболовов, истинных любителей природы. И даже художники не обходят
своим вниманием наш казачий край. Хопёр – одна из самых красивых рек средней
полосы нашей Родины с богатейшей флорой и фауной4. Уникальная природа,
экологически чистые продукты, сохранившиеся казачьи традиции, хорошая
рыбалка, лес с грибами и ягодами, ароматный чабрецовый чай, протяжные казачьи
песни... Да разве ж можно перечислить все прелести нашего края?! – это надо знать
и этим надо гордиться.
Правильно организованный и хорошо проведённый поход укрепляет
здоровье, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу,
дисциплинирует и активизирует в труде. В походе рождается чувство
коллективизма, любви к природе, расширяется кругозор, духовно совершенствуется
личность каждого. Как правило, надолго остаются впечатления от похода.
Запомнится вечер у костра, особый вкус ужина, попахивающего дымком. Поднимет
настроение песня, обязательно найдётся среди спутников хороший рассказчик.
2 Крепок сон на свежем воздухе в походной палатке. Походное самочувствие
незабываемо.
3 Есть в нашем великом языке слова и понятия, высокий смысл и одновременно
глубоко личное содержание которых сохраняются всегда, хоть порой употребляют
их всуе. Таким представляется мне понятие малая Родина, связанное с отчим домом,
детством, со всем тем, что окружает человека с момента его появления на свет и
остаётся в памяти сердца до конца дней.
Время неумолимо мчится вперёд. Всё, что с нами произошло – наша история. Нам,
живущим сегодня, интересно знать, кто мы, где наши исторические корни, какое
место занимаем мы во всём мире. Мы должны знать и уважать прошлое. « Не любить
В. Г.
историю может только человек, не развитый умственно», говорил
Чернышевский. Тем более, когда речь идёт о твоей малой Родине – место, где ты
родился и вырос. Сколько бы времени не прошло, память всегда возвращает нас к
нашей единственной точке. Это может быть маленький родной твоему сердцу
хуторок и старенький деревенский дом, берёзка под окном, скамейка у калитки, где
каждый вечер собирались близкие тебе люди...
Основное направление моей работы:
привлечь внимание к нашей богатой казачьими традициями Хопёрской земле;
исследовать условия местности для создания сельского туризма как одной из форм
активного отдыха и здорового образа жизни и одного из путей социально
экономического развития Урюпинского района;
пропагандировать среди учащихся формы активного отдыха и здорового образа
жизни;
собрать местные слова и выражения и составить словарь с целью воспитания
патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину;
показать красоту и уникальность Хопёрской природы, тем самым способствовать
формированию у молодёжи экологической культуры.
3 Исследовательская часть
Вся жизнь хутора
Дубовского неразрывно связана со станицей
Провоторовской. В 1917 году это одна из богатейших станиц на Хопре, со своей
Никольской ярмаркой и с красавицей церковью1 из красного кирпича. О
происхождении станицы бытует много версий, но я склоняюсь больше к мнению
краеведа Б. Лащилина, он объясняет название тем, что станица находилась вправо от
шляха, если ехать из Москвы в Астрахань. Станица расположена в трёх верстах от
тракта, и путники, подъезжая к повороту, говорили: « Прямо едем или вправо
торить?» Отсюда и название. В 1674 году городок Провоторов упоминается в
официальных московских бумагах. Статус станицы закрепляется за городком в 1704
году, а в 1717 году крымские татары разорили и сожгли станицу. Уцелевшие казаки
восстановили постройки. В государственных бумагах почтовое отделение станицы
стали именовать Правоторовка.2 С тех пор и пошла неразбериха, кто пишет « Про »,
кто « Пра » и так до сегодняшних дней. Итак, мы отправляемся всей нашей
шумной толпой в близлежащую станицу Провоторовскую .
Казаки всегда оставались верными своим традициям. Об этом говорит тот факт, что
сейчас в станице создан музей казачьего быта, основателем которого является
учительница начальной школы Лобачёва Татьяна Викторовна. ( фото №1,2,3,4) В
создании музея принимали участие все жители станицы от мала до велика: собирали
по дворам, выпрашивали у старожилов чугунки, утюги, старинные фотографии,
предметы одежды. Все его экспонаты некогда были в обиходе, а потом оказались на
чердаках или в сундуках, и свою этнографическую функцию обрели благодаря
Татьяне Викторовне.
Мы видим здесь, с какой любовью оформлена казачья горница. Бывают в музее гости,
но чаще всего учащиеся нашей школы приезжают сюда на экскурсию.
1
4 Прикоснувшись рукой к шершавому колесу прялки, к старым пожелтевшим от
времени фотографиям, ощущаешь атмосферу старины, в них как будто
сосредоточилась красота и сила казачьего рода.
Людям свойственна тяга к возвышенному, прекрасному и светлому.
Наверное, именно поэтому стали постепенно возрождаться казачьи традиции в
наших хуторах.
Так, например, в хуторе стало традицией ежегодно праздновать День казачьего
поселения с песнями, плясками , Маланьинами столами , уставленными казачьими
яствами . (фото №5,6) Этого дня ждут и 12 13 – летние мальчишки и девчонки ,
желающие пополнить ряды казаков и казачек; (фото №7) их в это день принимают в
казачата. Ритуал приёма происходит в торжественной обстановке , со всеми
необходимыми атрибутами. Это ли не является ярким свидетельством
продолжения казачьего рода, кое казаки считали святым делом.
И мы , подрастающее поколение , ещё раз подтверждаем народную поговорку о
том , что казачьему роду – нет переводу.
Одной из целей нашего путешествия было, как можно больше собрать слов
местного диалекта3; получился небольшой словарь из 60 слов, некоторые из них уже
постепенно выходят из употребления:
Али или
Акромя кроме
Мотыка мотыга
Надысь недавно
Баз двор
Бзника паслён Нехай пускай
Небось – может быть
Бугай бык Надысь недавно
Булгачить беспокоить
Ноне сегодня
Взвар компот
Вечерить ужинать
Виски волос
Вязанка – тёплая кофта
Откедова – откуда
Паташки помидоры
Пущай пускай
Сварганить – сделать кое как
5 Галушки вермишель
Горница зал
Грубка печка
Гутарить разговаривать
Стопка 100гр. стакан
Сикать обижаться
Сербеть чесаться
Серники спички
Зазноба – любимая женщина Слухать слушать
Загнетка – передняя часть печки
Сроду всегда
Запон фартук
Зенки глаза Тыкла тыква
Тада тогда
Зыбка – колыбелька
Зипун – верхняя одежда
Игрища – вечерние посиделки
Идейто – гдето
Утирка – носовой платок
Хата дом
Худоба – домашние животные
Цыгарка сигарета
Ирян – молочный напиток
Ишто – ещё Чирики тапочки
Чаво что
Ищеульная капризная
Калоши галоши
Чулан коридор
Кажный – каждый Шилыжина палка
Карпетки – носки Щас сейчас
Квасоль – фасоль Щерьба уха
Кочет петух
Кубыть наверное
Кушак – пояс
Кститься – креститься
Сидя у костра, мы обменялись собранным материалом и решили, что на этом не
остановимся, а продолжим работу по сбору казачьих диалектов и дальше.
Большинство детей хотят и любят путешествовать. Сам дух движения,
перемещения в пространстве у подростков так силен, что всё его существо
включается в деятельность. Хорошо, что у каждого из нас с собой блокнотик и
6 карандаш, пусть они висят на верёвочке на груди, весело подпрыгивая и
напоминая о себе. Такие путевые заметки очень нужны, они спутники
внимательно идущего человека. Иногда учитель предлагает нам оформить
«Буклет о моём путешествии».
продукты, сохранившиеся казачьи
Уникальная природа, экологически чистые
традиции и, главное, гостеприимство и щедрость души наших дубовчан – всё это
можно считать благоприятными условиями для создания у нас в хуторе Дубовском и
станице Провоторовской сельского туризма. Тем более, что сельский туризм –
относительно молодое, но весьма перспективное направление развития современного
туризма. Здесь у нас можно отдыхать круглый год, погружаясь в атмосферу и быт
казачьего хутора. У каждого горожанина будет возможность подарить себе
настоящий отдых в окружении живописного леса, куда не доносится шум автострад.
Я считаю, что создание туристической тропы « Казачий край» по окрестностям
станицы и хутора может быть важным шагом в создании моды на экологический
туризм и пропаганде активного отдыха и здорового образа жизни.
Как мне всё это представляется? В станице Провоторовской довольно много
заброшенных домов, которые абсолютно пригодны для проживания , если только
немного их обустроить. Жить в настоящих казачьих домах – это ли не экстрим для
любого горожанина?! А казачья кухня, с её блинами да киселями прекрасный
способ завлечь туристов в село. (фото №8) Подышать чистым воздухом, попить
парного молочка поутру, поваляться на сеновале – именно эти привычные для
сельских жителей вещи так высоко ценят горожане. И они готовы за это платить. А
ещё хорошая рыбалка, лес с грибами и ягодами , банька с душистым веничком ,
ароматный чабрецовый чай , протяжные казачьи песни... Да разве ж можно
перечислить все прелести нашего края?! (фото№9,10)
Решая проблему с сельским туризмом, мы одновременно можем решить и
проблему занятости на селе, когда для многих жителей это занятие окажется
7 основным видом деятельности. Здесь можно неплохо зарабатывать, что будет
хорошим вливанием для развития сельского хозяйства и поддержания жизни в
сельской местности . Над этим стоит подумать нашей муниципальной и районной
администрации . Имея уникальное географическое положение, природные условия и
богатое историческое наследие, Урюпинский район обладает всеми возможностями
для развития туризма. Тем более, что подобный опыт уже успешно внедряется в
Волгоградской области. ГУ « Центр Туризма» при Администрации Волгоградской
области оказывает в таких случаях реальную помощь. Так почему бы и нам не
организовать казачьи базы отдыха на берегу Хопра близ станицы Провоторовской ,
как это сделали во Фроловском районе в « Донской вольнице».
Это как раз тот отдых, который мы и предлагаем не только нашим российским
туристам, но и иностранным. А почему бы и нет?! Только организовать всё это
могут люди, беззаветно любящие свой родной край, свою маленькую родину.
Как только не называют наш Урюпинск и столицей провинциальных городов , и
козьим раем ; с городом Урюпинск связано огромное количество анекдотов,
Урюпинск стал нарицательным словом для крупных мегаполисов – этой славой и
надо пользоваться себе же на благо. Уж куда куда, а к нам в Урюпинск
обязательно потянутся туристы. И тогда мы им сможем предложить не только
памятник козе, но и все прелести деревенской казачьей жизни, включая кудахтанье
кур и пение петухов по утрам. Бросьте всё и приезжайте к нам в Урюпинск , где
экология на высшем уровне!
8 Заключение
Подводя итог всему выше сказанному , хочется в первую очередь обратить
внимание на то , что наш родной хопёрский край – это только капелька великой
России. О нашем крае без преувеличения можно сказать, что он, действительно,
будет интересен для туристов.
У нас водят коз, получают пух, удивительно мягкий , лёгкий и шелковистый ; здесь
вяжут все, от мала до велика, платки , шали , палантины и другую одежду
потрясающей красоты.
Неудивительно, что наши вещи покупают в Австрии, Франции , Германии. Так пусть
же туристы едут сюда не только за нашими пуховыми изделиями, но и для того,
чтобы здесь отдохнуть, следуя по туристическому маршруту «ст.Тепикинская –х.
Дубовский – ст. Провоторовская». В своей работе я старалась показать , насколько
интересна и насыщена история нашего края с редкой неповторимой природой , и как
важно сберечь её для последующего поколения . Экологические проблемы – это
проблемы , которые непосредственно связаны с нашим будущим.
9 И понятно, что особая роль в их решении принадлежит молодёжи. А как красиво
звучит казачья речь с её напевным диалектом! « Ах, казачий край, песни с плясками,
а гутарят здесь всё с побасками…..», пишет в своих стихах наша учительница
Маркина М.Н. Собранный нами словарь в 60 казачьих диалектов будет и дальше
пополняться. Разве можно остаться в стороне, если речь идёт о твоей малой родине.
Пользуясь возможностью публичного выступления, хочу обратиться ко всем
жителям района и, особенно, к молодому поколению: « Давайте не забывать глубокий
смысл своей малой Родины! День ото дня мы должны укреплять и украшать наш
казачий край, делать каждый хутор, каждую станицу привлекательнее, красивее.
Пусть родной уголок для сотен и тысяч людей остаётся самым любимым и
притягательным, даже среди самых богатых мегаполисов!»
Список использованной литературы
1. Лащилин Б. На родных просторах. – Волгоград , 1968
2. Тахтаров А. На трудной , но родной земле. Волгоград, 2006
3.Исторические очерки и хроника летописи Урюпинска // У руба на Хопре.
4.Чтобы свеча не угасла . Волгоград , 2006 , изд во «Панорама»
5. Лащилин Б. Хороша река Хопёр // Волгоградское кн. издво , 1962
6. Рябов С.И. История родного края XVI XIX в. // НВ. кн. издво ,1988
7. Научно популярный журнал «Здоровье и экология» № 9,11,12 .2009
Примечания
________________
10 Чтобы свеча не угасла. Волгоград, 2006. Издательство « Панорама», с. 21
2Историко публицистический сборник «Чтобы свеча не угасла» Урюпинск, 2006. с.
62
3Земцов С.Н. «Донская свадьба» // Волгоград, 1989. НВ. кн. издво, с. 187
4Лащилин Б. « На родных просторах» // Волгоград, 1968, НВ кн. издво, с. 135
Приложение
11 Фото №1,2,3,4 В музее станицы Провоторовской
12 13 Фото №5,6 Знаменитые Маланьины столы
14 Фото №7
Ритуал приёма в казачат
Фото №8 Казачья кухня
15 Фото №9 Подснежники цветут!
Фото № 10 Хопёр наш батюшка!
16 Хопёр – одна из самых красивых рек средней полосы нашей Родины4 с
богатейшей флорой и фауной.
17 18
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Исследовательская работа по краеведению по теме "Глубокий смысл моей малой родины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.