Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"
Оценка 4.6

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
география +1
Взрослым
27.05.2018
Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"
Человечество бесконечно многим обязано университету – культурному наследию. Не зная прошлого, нельзя строить будущее. Чтобы лучше познать свой край, свои исторические и культурологические корни, почувствовать себя культурным человеком необходимо соприкоснуться с настоящими народными памятниками, культурным наследием – топонимами. Цели: 1. Изучение, расширение и углубление знаний о родном крае. 2. Сохранение и распространение культурного наследия Брянщины.
Проект Топонимика.doc
общеобразовательное учреждение Карпиловская основная общеобразовательная Муниципальное бюджетное школа Конкурс исследовательских работ  по школьному краеведению Номинация: Тема: Автор: Садовская Наталья Михайловна Руководитель: Таранова Светлана Яковлевна ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Введение  2. Исследование и его результаты 2.1  Культура­ часть жизни человека 2.2  Топонимика  Брянской области 2.3  Легенды и предания в названиях  географических   объектов Злынковского района. 3. Заключение Литература Приложения 2 1.Введение Человечество бесконечно многим обязано университету – культурному  наследию. В этом университете мы приобретаем необходимые знания, получаем  уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем.  Сейчас смысл жизни у многих людей – это деньги, достаток, благополучие.  Мы переживаем время  агрессивного наступления массовой культуры, засилья.   На прилавках магазинов и  в кинотеатрах  преобладает продукция,  которая не желает  занимать память и душу ненужными переживаниями, размышлениями.  Тема моей исследовательской работы: «Топонимика: легенды, названия,  предания». Я считаю, что  на  сегодняшний день  она очень актуальна. Не зная  прошлого, нельзя строить будущее. Чтобы лучше познать свой край, свои  исторические и культурологические корни, почувствовать себя  культурным  человеком необходимо соприкоснуться с  настоящими  народными памятниками,  культурным наследием  – топонимами.  Другой важной причиной, повлиявшей на выбор темы,  является  понимание  того, что лучшие отечественные культурные  традиции, русский язык как основной  инструмент нашего образования и передачи социально­культурного опыта  из­за  незнания происхождения и значения  культурологической лексики и символов  разрушаются. Просвещение в области  культуры, на мой взгляд, позволит решить  эти проблемы. Поэтому,  начиная свою исследовательскую работу, я поставила перед собой  цели. 3 Цели: 1. Изучение, расширение и углубление знаний о родном крае. 2. Сохранение и распространение культурного наследия Брянщины. Задачи: 1. Выявить свой внутренний потенциал. 2.Способствовать сохранению и распространению культурного наследия, с его  высокой нравственностью, духовностью, патриотизмом. 3.Развивать самоорганизацию и самореализацию. Методы 1. Опрос 2. Работа с различными источниками информации. 3. Беседа 4. Исследование Этапы работы 1. Выбор темы. 2. Сбор  и анализ информации. 3. Написание исследовательской работы. 4. Распространение полученных результатов. 1.Выбор темы исследовательской работы  «Топонимика: легенды, названия,  предания» был не случайным. На кружке по школьному краеведению,  я узнала о  некоторых легендах  в названии населённых пунктов Злынковского  района. Эта  информация меня заинтересовала. Проведя  опрос среди учеников школы,  4 односельчан, оказалось, что из 15 опрошенных, только 3 человека смогли ответить  о происхождении  некоторых названий. Но все 15 человек считают информацию  интересной и полезной. 2. На втором этапе был собран и проанализирован материал, необходимый  для исследовательской работы: учебники, энциклопедии, словари, карты, беседы с  учителями географии и истории, краеведческий материал «Летопись деревни  Карпиловка», материалы районной газеты «Знамя» и т.д. Источники информации УРОКИ  ГЕОГРАФИИ                                                                                                                                 БИБЛИОТЕКА УРОКИ ИСТОРИИ                                                                  ИНТЕРНЕТ ­ РЕСУРСЫ                                                      ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ 3. В ходе  написания  исследовательской работы я выделила основные вопросы: 1) Что такое культура и почему она является частью жизни каждого человека; 2) Топонимика как часть ономастики, её особенности в Брянской области; 3) Как в легендах и преданиях раскрывается происхождение названий  географических объектов моей малой Родины. 4.Творческий отчёт о проделанной работе, а, следовательно, распространение  полученных результатов, был проведён в виде презентации на заседании кружка по  5 школьному краеведению «Компас», где присутствовали ученики, учителя,  родители. 2.1.Культура – часть жизни человека « Всё приходит и уходит, переливается из одного в другое, сменяются  поколения, и каждый должен обрести свой опыт и свой путь. Но есть и  нечто стержневое в череде поколений, свершений и прегрешений  человеческих – память родной земли, ревниво хранимая Космосом в  хрупком существе человека и бережно передаваемая от отцов и дедов к  сыновьям и внукам» П. Проскурин Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура      организует человеческую жизнь.   Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает     культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин  agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и 6 по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер  и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся  главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого  народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В  нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным  театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.   Современное научное  определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно  символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые  служат  для упорядочения опыта и регулирования поведения людей.  Культура создается, культуре обучаются. Поскольку, она не приобретается  биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения  ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности  человека и регулирование его поведения.   Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в      будущее. Каждый человек становится личностью только тогда, когда усваивает и  соединяет в себе определённую долю общественной культуры.                                                                КУЛЬТУРНОЕ  НАСЛЕДИЕ                             ПАМЯТНИКИ НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА                                                           ТОПОНИМИКА НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ Я считаю, что подход к культурному наследию должен быть: сохранение всех ценностей, которые способны развивать общество и каждого человека в частности. Среди множества наук есть наука, которая называется ономастика.  7 Ономастика ­ это наука о собственных именах. Пользуясь языком, мы  встречаемся с собственными именами, которыми обозначается широкий круг  понятий, явлений, предметов. Возникновение и вся последующая история имен  собственных неразрывно связаны с экономической, политической и культурной  жизнью общества. В ономастике существует ряд разделов. Одним из них является  топонимика. Термин этот происходит от греческих слов «топос» — место,  местность и «онома» — имя.  Топонимика ­ это наука, которая занимается выяснением происхождения и  развития географических названий. Всякое собственное географическое название  — топоним, но есть еще более узкие понятия. Гидроним — это собственное название реки, озера, ручья, болота.  Топонимы могут происходить от собственных имен людей (их изучает раздел  ономастики — антропонимика), от занятий и промыслов жителей, отражать те или  иные факты истории, образ жизни людей. Своеобразие природы, исторические  судьбы народов, прошлое и настоящее запечатлел человек в географических  азваниях. Топонимы не только многочисленны, но и разнообразны — по времени  появления, по языковой принадлежности, по значению. (см. Приложение 1)  2.2  Топонимика Брянской области Целый ряд наименований населенных пунктов  Брянщины, по мнению ученых, связан с названием племен, населявших наш край в далеком прошлом. Известно,  что часть территории нашей области была занята, так называемыми, балтскими  племенами. Одно из них — голядь, жившее в основном на севере Калужской и  востоке Смоленской областей, расселялось и на Брянщине. Доказательством чего  являются топонимы, происходящие от названия «голядь»: д. Взголяжья Слобода   (Рогнединский район), д. Глаженка, с. Голяжье —ныне с. Отрадное (Брянский  район),  с. Голяшовка — ныне с. Заречное (Погарский район), и др. В V—!X вв. н. э. из Приднестровья и Приднепровья на территорию Среднего  Подесенья было несколько волн славянских переселенцев: кривичей, северян,  8 радимичей, вятичей и других. Отсюда такие топонимы, как д. Радичи (Дубровский  район),  с.Старый Кривец  (Новозыбковский район). Территория Брянщины в период с 1356 по 1503 гг. входила в состав великого княжества Литовского, а в 1618—1667 гг. западная часть ее была под властью  Польши (Речи Посполитой),  это не могло не сказаться на топонимике нашего края. Очевидно происхождение названий ряда населенных пунктов: с. Литовни  (Рогнединский район),   с. Литовск (Стародубский район). Лингвисты считают, что  наименование Каташин (Новозыбковский район) и Сачковичи (Климовский район)  литовские, а Мизиричи (Клинцовский район) и Кистёр (Погарский район) —  польские. Интересна и доказательна история появления на брянской земле топонимов —буда, гута, рудня. В XVI—начале XVIII вв. Брянщина была одним из крупных  центров по производству поташа. На его изготовление шла древесина. Поташ  использовался для производства пороха, стекла, мыла, других изделий.  Производственные объекты для получения поташа назывались будами. Как  правило, они располагались на берегах рек. Поташное производство было известно  с первой половины XVII века.  Вблизи буд выросли селения, названия которых  указывают, что за вид производства был здесь в свое время.  Сытая Буда  (Климовский район), Крутая Буда (Стародубский район),  Спиридонова Буда  (Злынковский район), Смотрова Буда (Клинцовский район), Петрова Буда  (Гордеевский район) и др. С тех пор как было открыто железо и освоено его практическое получение,  болотные руды стали во многих местах важнейшим источником сырья. На  Брянщине болотные руды имели также промышленное значение. Для развития  рудного производства наиболее благоприятные условия у нас были в районе р.  Ипуть и ее притоков Унечи и Воронусы, где находилось до 10 руден (на  территории современных Новозыбковского, Гордеевского, Унечского и  Мглинского районов). 9 Названия ряда современных поселков, сел и деревень Брянщины свидетельствуют  о том, что здесь занимались выплавкой и обработкой железа, были рудни.  Некоторые из них: Рудня­Голубовка (Клинцовский район),   Рудня­Цата  (Климовский район), Старая Рудня (Новозыбковский район). В свое время большое развитие получил в нашем крае и гутницкий промысел  (стеклоделанье). Производственные объекты, где варилось стекло и изготовлялись  изделия из него, назывались гутами. Производилось у нас в основном «простое  стекло» (т.е. оконное стекло) и стеклянная посуда. Есть сейчас на карте Брянской  области села и деревни, в названиях которых встретим слово «гута», например,  Петрова Гута (Климовский район), Гута (Новозыбковский район),  Значительную роль в жизни населения Брянщины в прошлом играли и другие  промыслы: производство смолы (смольчуга), дегтя и т.п. Отсюда названия  современных населенных пунктов—с. Дегтяревка (Мглинский район), д. Дегтяново (Унечский район), с. Смолевичи (Клинцовский район) и др. С фамилией дворян Юрасовых связаны названия сел в Карачевском и  Севском районах — Юрасово и Юрасов Хутор. В Дубровском районе есть деревня  Тютчева Слобода, очевидно, ее название связано с родом Тютчевых.  Название  селения Добродеевка  (Злынковский р­н) произошло от фамилии Мартына  Добродея, который вынужден был уступить часть своей земли шляхтичу Каземиру  Коншинцу за убийство его отца. Примечательна Добродеевка тем, что здесь жил  предок солнца русской поэзии А.С.Пушкина ­ Семён Исаакович Ганнибал,  двоюродный дядя поэта. На карте Брянщины свыше ста сел и деревень названы по  именам и фамилиям людей, с которыми связано их возникновение. Как известно, река всегда древнее села, деревни. Поэтому довольно часто  название населенных пунктов происходит от названия реки, на которой возникло  поселение. Так,  город Севск получил свое имя от реки Сев, поселок Навля от реки Навля,  село Старый Ропск  (Климовский район) расположено на берегу реки Ирпа  (Ропа),  поселок Ивот в Дятьковском районе получил имя от реки Ивоток,  Многие  10 историки и краеведы сходятся во мнении, что город Злынка получил своё название  от небольшой речки Злынка. В топонимах отражены особенности местности, природы там, где возникло  поселение. Отсюда: пос. Белые Берега,  (Карачевский район), д. Березовая Роща  (Выгоничский район), пос. Большая Дубрава (Брянский район), с. Сосновое Болото (Выгоничский район), г. Стародуб. Название Брянск (Дебрянск) возникло от  лесистых глубоких оврагов, дебрей.  Своеобразное географическое положение Брянской области на стыке  территорий, населенных тремя братскими народами — русским, украинским и  белорусским,— богатая и интересная история нашего края, особенности  природных условий предопределили разнообразие  и гидронимов Брянщины. Нельзя не обратить внимания на то, что наши предки точно подмечали  специфику  местности, особенности рек, озер. Немало на Брянщине названий рек,  озер в зависимости от формы берегов, глубины, особенностей воды, ее цвета:  Беловодка, Голубовка, Крутобережка, Красновка, Рясна; от особенностей самой  реки: Вихолка — делает много изгибов, как бы вихляет между косогорами. Другие  реки названы по растительности, росшей когда­то по их берегам: Сосница, Березка, Сосновка.   Наша главная река Десна получила свое имя во времена Киевской Руси. Поднимаясь вверх по Днепру, чтобы попасть в Чернигов, Новгород­Северский,  киевляне поворачивали в реку правой руки — Десну, до сих пор в русском языке  бытует устаревшее название правой руки — десница. Позднее географы стали  определять притоки по направлению течения реки. Отсюда получилось  несоответствие старого названия Десны (правой) новому научному определению  положения притоков.  О происхождении названия реки Свень есть разные суждения. По сведениям  известного краеведа Брянщины Тиханова, на этой реке во времена Киевской Руси  был лагерь киевского воеводы Свеня. Он был по происхождению из скандинавов и  находился на службе у киевского князя.  Другие авторы  дают иное объяснение. От  11 Рыльска в сторону Брянска проходила в древности так называемая Свиная дорога,  являвшаяся удобным путем для неожиданных набегов степняков (половцев, татар)  на русские земли. Определение «свиной» имело укоризненный смысл, указывало на  коварство. Рядом с этой дорогой был исток речки, впадавшей в Десну, и ее назвали  Свинь. В 1288 году у впадения Свини в Десну был основан Свинский монастырь. С  течением времени была ликвидирована угроза со стороны дикой степи. Свиная  дорога перестала существовать. Свинь обрела более благозвучное имя — Свень,  монастырь стал называться Свенским.  2.3 Легенды и предания в названиях  географических объектов Злынковского района. Далеко еще не все топонимы и гидронимы Брянщины объяснены, нередко  существует несколько версий, мнений, гипотез. Есть  топонимы, происхождение  которых окутано преданиями, легендами. В селе Хотылево Брянского района, на  возвышенном правом берегу Десны есть гора, которую в народе и в официальных  документах именуют Кудеяровой. Старожилы окрестных мест говорят, что здесь  бывал со своей шайкой знаменитый разбойник Кудеяр. Имя этого разбойника было  на Руси легендарным. О нем слагались песни, даже Некрасов в своей поэме «Кому  на Руси жить хорошо» писал: «Было двенадцать разбойников, Был Кудеяр — атаман. Продолжая тему преданий,  рассмотрим происхождение названий  географических объектов Злынковского района.  Злынка. По одной из версий это название произошло от поселившихся когда­ то в наших местах злых разбойников во главе с атаманом Кудеяром.  Подтверждением этому была Кудеярова гора в лесу, недалеко от Злынки.  Другие старики рассказывали, что ещё при царе Алексее Михайловиче   патриарх Никон задумал  в старых богослужебных книгах  изменить элементы  12 обрядности. Многие православные христиане не приняли нововведений. Отвергшие  никонианство верующие получили название раскольников или староверов,  старообрядцев. Преследуемые официальной никоновской церковью и  государством, раскольники покидали насиженные места и уходили в глухомань  земли российской. Так в наших местах появились староверы, у которых было  правилом: если кто не из их веры, мирской человек, напьется воды из их домашней  посуды, значит, она становится нечистой, «поганой». Поэтому в их домах воды  напиться путнику было трудно, а если и поили его, то посуду, откуда он утолял  жажду, выбрасывали. Их считали не добрыми, злыми людьми. Отсюда и пошло  название города ­ Злынка. С этим преданием перекликается легенда о посещении наших мест Петром 1  на обратном пути в столицу после Полтавской битвы, где была поставлена  последняя точка в разгроме войск шведского короля Карла 12. Проезжал Пётр1  через раскольничью слободу хотя и на исходе лета, но солнце ещё пекло нещадно.  Царь велел остановиться, вышел из своей кареты, чтобы воды напиться, да заодно и  с жителями поговорить. Но ни в одной избе не нашёл живой души. Раскольники,  боясь царя, который искоренял их веру, да и к тому же слывшего слугой  антихриста из­за нещадного курения табака, убежали в лес. Походил, походил царь  по опустевшим дворам, осерчал не на шутку и молвил: «Здесь одни злыдни живут!» Большие и Малые Щербиничи. Откуда произошли их названия? В первой  половине 18 века жила в этих местах старуха по прозвищу Щербатая. Были у неё  две дочки. Старшая ­ большая Щербатая осталась жить  с матерью, там,  где  родилась, а младшая отделилась и ушла на новое место. Отсюда и название сёл... Петровка. Помещик Хлебников, который был владельцем Карпиловки, был  картёжником, любил кутежи и пиры, от того и находился в постоянных долгах. Так он проиграл 10 крестьянских дворов купцу Козину. Выселялись крестьяне нехотя,  в начале лета Петрова дня (по церковному календарю), отсюда и сохранилось  название ­ Петровка, в народе ­ Нехотяевка. 13 Денисковичи. Первыми поселенцами села Денисковичи, об этом гласят  предания, были люди по имени Денис, Андрей, Мычко. От имён этих переселенцев  пошли названия села и улиц. Петрятинка. Ещё в 17 веке село называлось Осиновка. Вокруг поселения рос  осиновый лес, и первые строения были из осины, а возникло оно по обеим сторонам безымянного ручья, который впадал в речку Цату. Нокоть ( ныне Накот) – болотное урочище. В его названии заложено предание о существовании злого духа­ молниевого карлика ростом с ноготь. Урочище Вилы возле Больших Щербинич названо именем воздушных русалок – вил, вьющих облака для дождевых туч. Село     Рогов   получило своё название от того,что его земли вдавались клином, «рогом» в другую волость. Тогда говорили: «Выселиться на самый рог», что  означало на край волости. Кирьянов дуб. В 3 километрах от Злынки стоит дуб­великан. Народное  предание утверждает, что посадил его лесник по имени Кирьян. Его возраст 450­ 500 лет. 3.Заключение Топонимы и гидронимы Брянской области — это отражение географии,  природы, экономики, истории Брянского края, это своеобразные памятники,  изучение которых намного расширяет наши знания о родной земле, о ее людях.  Топонимика находится на стыке между историей и географией. Занятие  топонимикой — дело интересное, полезное, увлекательное.  Но еще многие сотни  названий наших сел и деревень, рек и озер, различных географических мест ждут  своей расшифровки, своего объяснения. Поэтому работа по топонимике Брянщины требует продолжения. Это один из путей, одно из средств, источников познания  родного края. Все люди участвуют в создании истории, поэтому каждый из нас, хотя бы в  самой маленькой доле должен помогать в её распространении и сохранении. 14 ЛИТЕРАТУРА 1. География Брянской области. Брянск. 1995  2. Городков В. Архитектурные образы Брянщины. Тула, 1999 3. Дети славянского поля. Выпуск 2. «Наяда», 2006 4. Знамя. Злынковская районная газета. 1998, 2014 5. 6.  Караваев А..Очерки об истории Злынковского края. Злынка 2004  Комовский В. Уголок России. 7. Памятники истории и культуры Брянщины. Брянск.2000 8. Словарь географических названий. Москва. 2010 9. Толковый словарь Ожегова 15 Приложение 1.   Схема « Происхождение топонимов области» ТОПОНИМЫ НАЗВАНИЕ  ПЛЕМЁН ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОСТИ РАЗВИТИЕ ПРОМЫСЛОВ ПО ФАМИЛИЯМ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПО  НАЗВАНИЮ  РЕК 16 Приложение 2.     «Населённые пункты Брянской области:  история и современность»  17 18 19 20 21 Приложение 3 «Свенский монастырь» 22 Приложение 4 «Реки Брянской области » 23 24

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"

Исследовательская работа по школьному краеведению "Топонимика: легенды,названия, предания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018