Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
классное руководство +1
Взрослым
18.02.2018
С давних пор люди понимали, что самое ценное – это дети. От того, как дети будут воспитываться, и жить, зависит, как будет жить в будущем страна, государство и мир в целом. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. И от того, как дети будут понимать права и, как они будут относиться к правам другого, зависит, и поведение взрослого человека. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.
Проблема: очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, главное, чтобы сами дети знали свои права.
Исследовательская работа. Права и обязанности детей.doc
Права и обязанности детей
Лимарева Ксения, 4 класс,
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2»,
руководитель: Очередько Татьяна Константиновна,
учитель начальных классов,
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» 2
р.п. Новониколаевский,2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………..4
1. сбор информации…………………………..……………….......... 4
2. систематизация полученной информации………………………8
3. практическая часть……………………………………………….. 9
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………….9
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. 10
V. ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………10
I. ВВЕДЕНИЕ 3
Актуальность исследования. С давних пор люди понимали, что самое ценное – это дети. От
того, как дети будут воспитываться, и жить, зависит, как будет жить в будущем страна,
государство и мир в целом. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого
человека в детские годы. И от того, как дети будут понимать права и, как они будут относиться к
правам другого, зависит, и поведение взрослого человека. Каждый ребенок должен знать свои
права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как
показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам,
подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.
Проблема: очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, главное, чтобы сами
дети знали свои права.
Гипотеза: если каждый ребёнок будет знать свои права, то он не будет нарушать права другого.
Цель исследовательской работы: выявить уровень знаний детей о своих правах и
обязанностях.
Задачи:
1. Проанализировать имеют ли учащиеся представление о своих правах и обязанностях,
понимают ли понятия «равенства» людей;
2. Выявить соблюдение прав детей в различных жизненных ситуациях.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Предмет исследования: конвенция ООН «О правах ребенка».
Объект исследования: участники образовательного процесса.
Ожидаемые результаты: познакомить учащихся с их правами и обязанностями.
Методы исследования: сравнительно сопоставительный, исследовательский. 4
Сейчас много говорят о том, что нужно делать для того, чтобы жить стало лучше – это и
заботиться о слабых, развивать свои способности, уважать других людей.
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве
случаев, это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, это его отношения с
родителями матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка это база, центр,
фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в
семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых помочь ребенку подготовиться к
самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для
нормального физического и интеллектуального развития.
Права ребёнка свод прав детей, зафиксированных в международных и российских
документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок это лицо, не
достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют
такие же права, как и взрослые. Основным актом о правах ребенка на международном уровне
является Конвенция о правах ребенка, которая принята в НьюЙорке, 20 ноября 1989 г. это
документ о правах ребенка из 54 статей. Основным актом о правах ребенка в России является
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятый 24
июля 1998 г.
1. сбор информации
В нашей исследовательской работе, мы решили рассмотреть какие права предоставлены
детям в нашей стране и как их можно защитить.
В Конвенции идет речь о том, что у всех детей на Земле одинаковые права. Признавая
ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу
подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в "духе мира,
достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности".
Конвенция указывает права ребенка с правилами и обязанностями родителей и других лиц,
несущих ответственность за жизнь детей и их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право
на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей
декларации прав человека. 5
Так государства принявшие конвенцию уважают права ребенка на свободу мысли, совести,
религии (ст. 14 п. 1), ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; признают право
каждого ребенка на уровень жизни, необходимой для физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития.(ст. 27 п. 1)
Очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, главное, чтобы сами дети
знали свои права и, знали как их защитить.
Так как мы живем в российском государстве, я считаю нам необходимо знать права,
которые нам предоставлены российским законодательством. Согласно семейному кодексу
Российской Федерации к детям относятся все лица до 18 лет.
Семейный Кодекс закрепляет за нами такие основные права:
право жить и воспитываться в семье;
право на общение с родителями и родственниками;
право на защиту законных прав и интересов;
право на имя, отчество и фамилию;
право на изменение имени и фамилии ребенка;
право на выражение мнения;
имущественные права, включая права собственника
Мне хотелось бы поподробнее, остановится на этих правах.
Права ребенка жить и воспитываться в семье.
Данное право является одним из самых важных прав ребенка по причине того, что семейное
воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и
социальное развитие. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это
возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними
проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
В нашей стране каждый сотый ребёнок живёт в детском доме. У большинства таких детей
есть живые родители, но факты таковы, что дети с ними не могут жить. Эти дети живут в
детском доме. Они гораздо чаще болеют, у них больше различных расстройств. Они вырастают, и
не могут вписаться в обычную нормальную жизнь. Поэтому многие из них становятся
преступниками, алкоголиками, совершают самоубийства, рожают детей и сдают их государству.
Они не видели никогда положительного примера, и поступают так, как видели. 6
Дети, лишенные родительского внимания, в настоящее время встречаются не только в
детских домах. Формальное наличие семьи, не всегда дает ребенку защищенность, внимание и
любовь. Нередко родители, чрезмерно занятые своей работой, оставляют детей без необходимого
внимания, любви и ограничивают свои родительские обязанности формальным уходом и
материальным обеспечением.
На сегодняшний день в Новониколаевском районе выявлено 10 детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. 89 в семьях опекунов (попечителей), из них детей – сирот
16 человек. Увеличилось количество приёмных многодетных семей. На 01.01.2015 года –
многодетных семей – 5.
Права ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями,
сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей или раздельное проживание
родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок
имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими
родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Как бы ни сложились жизненные обстоятельства, сколько бы противоречий не было у
родителей, ребенок всегда имеет право на личные встречи с каждым из родителей и с любым из
близких родственников, телефонные разговоры, общение по интернету. Запрещать такое общение
ни один из родителей и иных родственников не имеет права.
Право на защиту законных прав и интересов;
Статьей 56 Семейного Кодекса РФ установлено, что защита прав и законных интересов
ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими. Если ребенок, оставшийся
без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной
защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.
Право ребенка на защиту включает, и возможность самостоятельного принятия им
некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при
злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем
выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку
предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.
Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к
административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей 7
органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью,
лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке .
Право на имя, отчество и фамилию.
Ребенок имеет право на имя с момента рождения. Это закреплено Конвенцией о правах
ребенка. Оно включает в себя:
1) имя, данное ребенку при рождении (собственное имя);
2) отчество (родовое имя);
3) фамилию, переходящую к потомкам.
Право на имя реализовывается родителями во время регистрации рождения ребенка в
установленном законом порядке. В случае отсутствия родителей данное право осуществляют
заменяющие их лица. Имя, отчество, фамилия ребенка индивидуализируют личность.
Под своим именем ребенок выступает как воспитанник учебного заведения, как пациент
медицинского учреждения, во всех других случаях. От имени ребенка родители (заменяющие их
лица) выступают в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего. Дети в возрасте от
14 до 18 лет от своего имени заключают гражданскоправовые сделки в соответствии с
требованиями ст. 26 ГК РФ. Ребенок имеет право на имя и как автор творческого произведения.
Право на изменение имени и фамилии ребенка.
В соответствии со статьей 59 Семейного кодекса РФ, по совместной просьбе родителей до
достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из
интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему
фамилию на фамилию другого родителя.
Право на выражение мнения.
«Каждому гарантируется свобода мысли и слова, мнения и убеждения», провозглашает
статья 29 Конституции РФ. Это конституционное положение отражено в статье 57 Семейного
кодекса РФ, которая закрепляет право ребенка выражать свое мнение.
Предоставление несовершеннолетнему права на всестороннее развитие, уважение
человеческого достоинства нацелено на формирование полноценной личности, способной жить в
коллективе, обладающей качествами, полезными обществу, семье, близким. В этом
заинтересованы и государство, и семья в целом. Реализуется это право, в том числе и, путем
предоставления ребенку возможности выражать свое мнение. Статья 57 Семейного кодекса РФ
(Далее – СК РФ) говорит на этот счет следующее: «Ребенок вправе выражать свое мнение при 8
решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в
ходе любого судебного или административного разбирательства».
Конвенция о правах ребенка также затрагивает этот вопрос. Статья 12 предоставляет
ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, гарантию, что ему должно быть
обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем, затрагивающим его, вопросам.
Имущественные права, включая права собственника
Имущественные права ребенка можно условно разделить на право на получение содержания
от своих родителей и других членов семьи, право собственности на доходы, полученные им, на
имущество, приобретенное на средства сына или дочери.
Имущественные права ребенка в семье включают:
право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
право собственности на доходы, полученные ребенком, на имущество,
приобретенное на его средства;
право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном
проживании. Дети и родители, проживающие вместе, могут владеть и пользоваться
имуществом друг друга по взаимному согласию.
2. систематизация полученной информации
Но здесь необходимо сказать, что не достаточно наделить ребенка правами. Необходимо
знать и способы защиты своих прав. И чаще всего дети их родители не вступают в борьбу за свои
права, поскольку либо не знают своих прав, либо не знают, как их правильно защитить, либо не
хотят тратить на это усилия.
Для защиты своих прав, ребенок, а также и его родители могут обратиться за помощью к
специализированным организациям (органы опеки и попечительства, комиссия по делам
несовершеннолетних, полиция, прокуратура, суд, уполномоченный по правам ребенка и др.
организации).
При нарушении прав и законных интересов ребенка родителями, ребенок имеет право
обращаться в органы опеки и попечительства самостоятельно, а при достижении 14 лет – в суд.
Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровью
ребенка, нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и
попечительства (ст. 56 СК). 9
Если между интересами детей и родителей имеются противоречия, родители не могут
представлять интересы своих детей. В этом случае органы опеки и попечительства защищают
права ребенка или назначенный ими представитель для защиты прав и интересов детей (ст. 64
СК).
Очень важно во время обратить внимание на проблемы в семье, в школе, на улице с
которыми ребенок не может справиться самостоятельно. И здесь не может быть чужих и
равнодушных. Здесь можно привести такой пример:
Миша Ч. 14 лет, живет в обеспеченной внешне благополучной семье с образованными
родителями, но жизнь ребенка и его матери превращена в сплошную муку поведением деспота
отца, живущего по принципу некрасовского героя: «Закон – мое желание, кулак – моя
полиция…»
Взрослое окружение не способно было защитить подростка, милиция бездействовала, и ему
стало казаться, что самоубийство единственный выход из создавшегося положения. Его письмо в
общественную приемную по защите прав ребенка спасло ему жизнь. Встретившись с матерью, ей
подсказали, как защитить свои права и права ребенка.
Погиб 9летний ребенок его мать злоупотребляла алкоголем и не исполняла своих
родительских обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка. Трагедию можно было
предотвратить, если бы соседи, принимавшие участие в судьбе мальчика, знали, как защитить его
права.
3. практическая часть
В процессе нашей работы было проведено анкетирование на тему: Твои права и
обязанности. Целью анкетирования: узнать имеют ли ребята представление о своих правах и
обязанностях. Нами было опрошено 122 человека это 2 классы, 3 классы, 4 классы. И вот какие
мы получили результаты.
Класс
2 классы (32 чел.)
3 классы (52 чел.)
4 классы (38 чел)
Имеют представления о своих
правах и обязанностях
32%
52%
50%
Не имеют представления о своих
правах и обязанностях
68%
48%
50%
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
Нами была полностью изучена конвенция о правах ребёнка, в которой провозглашены
социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что знать свои права недостаточно. Надо ещё
выполнять свои обязанности – это слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание,
соблюдать правила поведения, установленные в школе, дома, общественных местах. И помнить,
что каждый из нас обязан уважать права других ребят. И помнить, что каждый из нас обязан
уважать права других ребят. А так же постарались, и я думаю, донесли до каждого участника
образовательного процесса (учащихся) их права и обязанности, тем самым смогли достичь
ожидаемого результата.
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
2. А. Бочарова, И.Бочаров «Права человека для младших школьников», г.Березняки 2002г.
3. Е. В. Соловьёва, Т. А.Данилина, Т. С. Лагода «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах
ребёнка». Москва 2003г. 11
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА: «Твои права и обязанности»
1. Перечисли, пожалуйста, права, которыми ты обладаешь:_____________________
2. Перечисли, пожалуйста, свои обязанности: _____________________________________
3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения
своих прав?
а) исполнять свои обязанности
б) требовать соблюдения своих прав
в) и то и другое одинаково важно
г) другое______________________________
4. Как ты думаешь, кто придумал обязанности?
а) взрослые
б) государство
в) возникли сами по себе
г) затрудняюсь ответить
5. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?
а) от родителей 12
б) от учителей
в) от друзей
г) другое ___________________________
6. Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок?_________________________
7. Как ты думаешь, какие основные обязанности у детей и подростков?____________________
8. В семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях?
а) часто
б) редко
в) совсем не напоминают
9. Знаешь ли ты какиелибо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности?
а) да, знаю
б) нет, не знаю
10. Если да, то назови, пожалуйста, несколько таких законов: _____________________________
11. Граждане нашей страны имеют права и свободы, предоставленные им главным Законом. Как
называется этот важный документ, где они записаны?____________________________
12. Как называется международный документ, защищающий твои права?
____________________________
13. Знаешь ли ты, чем занимается Уполномоченный по правам ребёнка?
а) да, знаю
б) нет, не знаю
14. Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах и обязанностях? а) да
б) нет
13
15. Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав?
____________________________________
16. С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что
и взрослые?
а) 7 лет
б) 10 лет
в) 14 лет
г) 18 лет
д) другое___________
17. Уважают ли твои права как ребенка и человека дома, в семье?
а) да
б) нет
18. Запрещают ли тебе родители общаться, дружить, встречаться с кемлибо из ребят?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
19. Признают ли родители, что бывают неправы в спорах с тобой?
а) да, всегда
б) только иногда
в) нет, никогда 20. Знаешь ли ты права и обязанности школьника?
14
а) да
б) нет
в) не уверен, что знаю все
Спасибо за участие!
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Исследовательская работа "Права и обязанности детей".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.