Ученик 6 класса провел исследовательскую работу про шашки и шахматы. В этой работе он изложил сходство и различие данных игр. Рассказал историю возникновения шахмат и шашек, о великих игроках. В таблице указал разновидности шашек. В данные игры необходимо играть двум игрокам. Оба игрока имеют одинаковые силы. Оба играют по одинаковым правилам. Игра требует от них и знания психологии и владения актёрским мастерством.
проект шашки Шадиев А..docx
Муниципальное образовательное учреждение «Ерышовская средняя
общеобразовательная школа» Ртищевского района Саратовской
области
Исследовательская работа
Шаш
ки и
шах
мат
ы
Автор: Шадиев Алик обучающийся 6 класса
филиала МОУ «Ерышовская СОШ» в с. Крутец.
Руководитель: Догадина Гузяль Равильевна,
учитель физической культуры. Оглавление
Введение ………………………………………………………....... 3
Цели, задачи, предмет, объект, метод исследования, гипотеза
Основная часть
1. Шашки………………………………….…………..……………..4
2 Шахматы…….…….…..………….……………………………..45
3.Различие шашек и шахмат………….………………..…………..5
4. Сходство шашек и шахмат…….…….……………….…………..5
Заключение…………………………..…………….…………….......6
Литература .……………………………..…………….…………...6
Приложение 1 – разновидности шашек.
Приложение 2 – различие шашек и шахмат.
Приложение 3 – сходство шашек и шахмат. I.
Введение
У детского писателя Н.Носова в сказке «Незнайка в Солнечном городе»
есть глава «Как Незнайка заболел шахматной горячкой». Писатель там
изобразил шахматный городок, в котором имеются играющие автоматы
различной силы – от гроссмейстера до простого любителя. В шахматы играли
все жители города.
Действительно, эти игры очень популярны. В эти игры любят играть во
дворе, проводятся сеансы игры с компьютером, в Интернете. Образованы
Всемирные Федерации шашек и шахмат. Проводятся международные
соревнования по шашкам и шахматам. В шашки и шахматы играют на одной и
той же доске. Название этих игр начинается одинаково. Мне захотелось
выяснить, может быть, эти игры – родственники?
Задачи:
1. Узнать о происхождении шашек и шахмат.
2. Найти сходство и различие этих игр.
3. Выяснить значение этих игр для человека.
Гипотезы:
1. Я думаю, что эти игры являются родственными
2. Возможно, шашки и шахматы – это совершенно разные игры.
Способы и методы:
Я подумал, что можно:
1.Посмотреть в энциклопедиях, книгах об этих играх;
2. Спросить у других: у взрослых или ребят, которые умеют играть в эти
игры;
3. Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет.
II. Основная часть Шашки
1.
«Шашки, вид спорта, настольная игра между двумя соперниками
специальными круглыми фишками (шашками) на доске, разделённой на
клетки, попеременно окрашенные в тёмные и светлые цвета.
Цель игры – «взять все шашки соперника или создать положение, при
котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности для
хода».
Игры, подобные современным шашкам, были известны ещё в глубокой
древности. Так, при раскопках в Египте была обнаружена древняя
«шашечная» доска с похожими друг на друга фишками.
Фигурки для шашек делали из глины, стекла, кости.
В «египетские» шашки (как назвали эту игру специалисты) играли и
простые люди, и знать – вплоть до фараонов.
По некоторым данным, игры, похожие на шашки, были известны
восточным славянам уже в 4 веке. Как показывают раскопки, в шашки играли
и в Киевской Руси. Назывались они – тавлеями. Поклонником игры был
Владимир Мономах.
Во времена Петра 1 шашки входили в программу ассамблей. Сам
император был заядлым – и очень сильным игроком. Увлекались шашками
многие известные политики, учёные, деятели искусства. Упоминание о
шашках можно найти в произведениях, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
Существует немало (национальных) разновидностей шашечной игры,
отличающихся друг от друга размерами (количеством клетокполей) и реже –
формой доски, числом используемых фишек и их начальной расстановкой,
правилами хода и взятием фишек, количеством играющих.
2.
Шахматы
«Шахматы – игра белыми и чёрными фигурами и пешками на доске в 64
клетки.»
«Откуда такое название – шахматы? Всё очень просто: шахом на
востоке называют правителя, короля, а «мат» значит «умер». Слово
«шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!»
Цель игры – «каждый из двух партнёров стремится объявить мат
королю соперника. Так же шахматы соответствующий вид спорта».
Кто и когда придумал шахматы? Это пока не установлено точно.
Первое упоминание о шахматах относится к 6–му веку. Но существует
мнение, что «именно в шахматы играли 4000 лет назад». Это доказывает
рисунок, найденный в египетской могиле, сделанный около 2000 лет до
Рождества Христова. На этом рисунке видно, что изображена настольная игра
для двоих игроков.
Фигурки для игры в шахматы изготавливали из камня, дерева и прочих
твердых материалов. А вот В.Д.Чащихин предполагает, что «в глубокой или глубочайшей древности на протяжении многих тысячелетий шахматные
фигурки приготовлялись кулинарным способом». Вот почему прирождённые
шахматисты и говорят «скушал пешку», «съем ферзя».
3.
Познакомившись с происхождением и составом игр, я нашёл различия
Различие шахмат и шашек.
между шашками и шахматами
Первое различие заключается в цели игры.
В шашках – это «взять все шашки соперника или создать положение,
при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности для
хода.
В шахматах «каждый из двух партнёров стремится объявить мат
королю соперника.
Затем я сравнил состав этих игр. Выяснил, что в шашках играют
плоские фишки, которые называются шашками. В игре участвуют простые
шашки и дамки – шашки, имеющие преимущество перед шашками.
Количество фишек и правила игры в шашки зависит от разновидности игры.
В шахматах же постоянное количество фигур: 16 фигур: по 8 пешек, 2
коня. 2 слона, 2 ладьи, по 1 ферзю (королеве), по 1 королю. Каждая фигура,
обладает определённой силой, наделена разными возможностями.
«В шахматах нельзя чтолибо менять, не нарушив при этом их гармонии,
не разрушив при этом их тайны»
4.
Сходство шашек и шахмат.
Так же я нашел и сходства между шашками и шахматами.
Это справедливые игры для обеих сторон. Оба игрока имеют
одинаковые силы. Оба играют по одинаковым правилам, фигурами тёмного и
светлого цвета. Просматривая статьи в Интернете, я нашел термины, которые
используются в этих играх. Например, партия, комбинация, ход, общее
строгое правило: «Тронул фигуру – обязан ею сделать ход». Игра требует от
игроков знания психологии и владения актёрским мастерством. Игра
проходит на доске, разделённой на клетки, попеременно окрашенные в
тёмные и светлые цвета, чаще 64 клетки. В игре участвуют фишки или фигуры
тёмного и светлого цвета.. Предназначена игра для двоих игроков. Высшее
звание игрока – гроссмейстер.
Исер Куперман (21.04.192206.03.2006) советский и американский
шашист (русские и международные шашки), международный гроссмейстер
(1958), шашечный теоретик. Один из сильнейших шашистов XX века.
Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных
аа
Г рри Касп ров
олимпиад.
аа III.
Заключение.
Проведя своё исследование, я склоняюсь к тому, что всётаки шашки и
шахматы – это родственные игры, Этот вывод я сделал на основании их
сходства, сходством в терминологии. Например, партия, комбинация, ход,
строгое правило: «Тронул фигуру – обязан ею сделать ход». Высшее звание
игрока – гроссмейстер.
Также, шашки и шахматы имеют многовековую историю. Они давно и
верно служат людям не только для развлечения, но и для развития
умственных и аналитических способностей. Это справедливые игры для
обеих сторон. Оба игрока имеют одинаковые силы. Оба играют по
одинаковым правилам. Игра требует от них и знания психологии и владения
актёрским мастерством.
Шашки и шахматы служат для развития умственных способностей,
памяти, учат общению. Каждый играющий может найти в этих играх то, что
присуще ему: для некоторых – это забава, игра, развлечение; для волевых
людей – спорт; для одарённых – искусство; для целеустремлённых – наука, а
для пустых людей – пустота.
Я думаю, что моя работа заинтересует других ребят. Возможно, ктото
захочет научиться играть в шашки или шахматы. Я немного играю в шашки,
конечно, теперь я знаю, что этих знаний и умений не достаточно. Мне надо
продолжать изучение шашек.
Литература.
htm
. ru / krugosvet
1 Энциклопедия «Кругосвет»,
http
/ article
: //
slovari
2 Чашихин В.Д. «История и фундаментальные основы». 1977 – 2003.,
http
: //
3«Русские шашки», http://kletka/h:ru/uroki/htmt
4.Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»
b /1011473/
spb
/ ru / history
www
/ fishka
/6/6
/24/245 Приложение 1 Разновидности шашек
Вид шашек
Форма доски
Число фишек
Количество
игроков
Русские
Международные
Бразильские
Канадские
Армянские и
64клеточная
100клеточная
64клеточные
144клеточная
64клеточная
По 12
По 20
По 12
По 30
По 16
турецкие
Фризские
(немецкие)
Псковские
100клеточная
По 20
6угольная доска
8 на малой
Новгородские
6угольная
доске и 15 на
большой
13 на малой
доске и 24 на
2
2
2
2
2
2
3
3 Невские
специальная
Белорусские
64клеточная
(шахматно
шашечная игра)
большой
По 6 шашек
разного цвета
По 12 шашек
и по 12 пешек
4
2
Приложение 2. Различия шашек и шахмат.
Различия
Цель игры
Шашки
«взять все шашки
Шахматы
«каждый из двух
соперника или создать
положение, при
партнёров стремится
объявить мат королю
котором у оставшихся
на доске чужих шашек
соперника, а так же
соответствующий вид
Состав
Количество фигур
не будет возможности
для хода» [1]
Фишки шашки
Разное, в зависимости
от вида шашек
Правила игры
Простые шашки и
спорта». [3]
Фигуры и пешки
Постоянное16 фигур:
по 8 пешек, 2 коня. 2
слона, 2 ладьи, по 1
ферзю (королеве), по 1
королю
Каждая фигура, Доступность игры
дамки – шашки,
имеющие
обладает определённой
силой, наделена
преимущество перед
шашками
Играли и простые люди,
разными
возможностями
Предназначалась для
и знать – вплоть до
фараонов
жрецов и знатных
людей
Приложение 3. Сходства шашек и шахмат.
Сходства
Доска
Цвет фигур
Название фигур
Количество играющих
Высшее звание игрока
Равзвивают у человека
Шашки
Шахматы
разделённая на клетки –
поля, попеременно
разделённая на клетки –
поля, попеременно
окрашенные в тёмные и
светлые цвета., чаще
окрашенные в тёмные и
светлые цвета, 64
64клеточная
Фишки тёмного и
светлого цвета
Шашки пешки
Чаще всего 2 игрока
гроссмейстер
Логическое мышление;
смекалку;
Память и внимание;
клеточная
Фигуры тёмного и
светлого цвета
Слабые фигуры пешки
2 игрока
гроссмейстер
Теоретическое и
абстрактное мышление;
Память и внимание;
Самоконтроль и
дисциплинированность;
Самоконтроль и
дисциплинированность; Учат общению
Учат общению
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Исследовательская работа "Шашки и шахматы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.