ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"
Оценка 4.6

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
doc
окружающий мир
3 кл
20.01.2017
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"
Приложение .doc
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Диагностика речевых творческих способностей на констатирующем этапе эксперимента Время выполнения заданий:  ­задание №1  ­ 5 минут ­задание №2  ­ 5 минут ­задание №3 – 5 минут ­задание №4 – 20 минут Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой детей. Детям предлагаются следующие задания: Задание №1.   Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово   начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить   словарный ряд:             Кашалот, твердость, тигр……. Задание №2.  Составить и  написать  как можно больше слов из букв  слова                 Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.) Задание №3.   Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег (лес, туча, дождь др.) Задание №4.  Составить и написать окончание сказки: «Жил­был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было. Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть  в его дом вор…..» Оценка результатов. В первом, втором и третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. Например, во втором задании необходимо следить, чтобы буквы из слова  пилка  не использовались  в  одном  слове  дважды   и  чтобы   дети  составили  реально  существующие слова.  В четвертом задании ответ ребенка оценивается в пятибалльной шкале.  1 балл – ребенок отказался от выполнения задания.   2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов. 3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение. 4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом. 5   баллов   –   написанная   ребенком   сказка   имеет   конец.   Ясно   выражена   идея произведения, можно выделить кульминацию и вывод.       Количество   слов   в   первых   трех   заданиях   и   оценку   по   четвертому     заданию складываем и получаем суммарный   балл по тесту. Определить его значение можно по следующей таблице: Таблица определения результатов теста. Высокий уровень развития Умеренно высокий уровень Средний уровень развития Умеренно низкий уровень развития 13 баллов и более 11­12 баллов 10 баллов 8­9 баллов Низкий уровень развития [6,с.16­17]. 7 баллов  и меньше  Приложение Б Диагностика гибкости  при создании слов на констатирующем этапе эксперимента    Дается слово  электростанция. Необходимо из  букв этого слова  составить как можно больше новых слов. Время выполнения  задания – 5 минут. Два  раза одну и ту же букву   в   словах   использовать   нельзя.   Задание   предъявляется   на   отдельном   листе,   на котором   ребенок   записывает   и     свои   слова.     Для   оценки   гибкости   мы   подсчитываем количество верно составленных слов. Показатели творческой способности  рассчитаны на возраст 8­9лет.     Высокий уровень развития способности  ­ 9 и более слов.    Средний уровень – 7­8 слов.    Низкий уровень – 6 и менее [6,с.18]. Уроки по предмету «Человек и мир» Приложение В Тема: «Охрана природы в Беларуси. Охраняемые территории: Национальный парк Беловежская пуща» Цель: систематизировать и расширить знания учащихся об охране природы родного края, создать условия для понимания необходимости охраны природы каждым человеком, учить видеть и беречь красоту окружающей природы. Оборудование:   учебник  «Человек   и   мир,   3   класс»,   презентация   «Заповедники   и национальные парки Беларуси», лепестки для рефлексии. Ход урока Организационный момент Проверка готовности к уроку Проверка домашнего задания  Животные поля  Рассказ по плану о животном (на выбор)  Название.  Описание.  Какую пользу или вред приносит полю?  За каким животным ты наблюдал в поле? Расскажи.  Актуализация знаний Рассмотрите фотографии. Что может быть общего у этих растений и животных? Ответьте на вопросы:  Какие растения и животные занесены в Красную книгу Республики Беларусь?  Почему?  Что делают люди для охраны природы родного края?  Сообщение темы и цели урока Как вы думаете, что такое заповедник? Заповедники   –   от   слова   «заповедь».   Заповедники   –   это   главная   из   форм строжайшей, особой охраны природных территорий. ­ Чему будет посвящён урок?  Изучение нового материала Работа с учебником.   ­Выборочное чтение: найдите значение понятий заповедник, национальный парк.  ­В чём их сходство, отличие?  ­ А ещё есть заказники. Только в них под охраной находится не весь комплекс, а лишь отдельные виды растений и животных. Перечисление   заповедников   и   национальных   парков   Беларуси   (читает   учитель). Какие названия вам знакомы? Показ их на карте. Лишь повеет ветром свежим  Из седого Беловежья –   Сразу же перед глазами  Со своими чудесами,   Со своею красотой  Видится мне край лесной…   ­Так писал о Беловежской пуще белорусский поэт В. Лукша. Рассказ учителя   По   дороге   из   Бреста   в   Беловежскую   пущу,   подъезжая   к   Каменцу,   невольно обращаешь внимание на высокую зубчатую башню. В тринадцатом веке князь Владимир Васильевич Волынский приказал построить на реке Лесной круглую белую сторожевую башню для охраны своих владений от набегов врагов. Башня по­белорусски «вежа». От белой башни и получила лесистая местность название Беловежская пуща.   Беловежская пуща — уникальное место нашего края, охраняемое государством. Тут сохранились  в естественных условиях  редкие птицы и звери, давно исчезнувшие в других   странах.   Беловежская   пуща   –   единственное   в   мире   место,   где   со   времён ледникового периода живёт на свободе зубр —дикий первобытный лесной бык.   В   Беловежской   пуще   много   диких   свиней.   Живут   в   пуще   и   благородные европейские олени — красивые, стройные и сильные, с ветвистыми рогами. Много тут и косуль   ловких,   пугливых   и   грациозных.   А   ещё   здесь   обитают   лоси,   рыси,   куницы, горностаи, ласки, выдры, бобры… Прочитайте и расскажите, что нового вы узнали о Беловежской пуще. Прочитайте и расскажите, что нового вы узнали о Беловежской пуще. Знакомство с Березинским биосферным заповедником  Читают самостоятельно.   ­Что интересного узнали? Рассказ учителя.    Вначале   Березинский   заповедник   считался   бобровым.   В   этом   уголке   природы, богатом реками и речушками, старались уберечь зверька, катастрофически истребляемого из­за   ценного   меха.   Потом   статус   редких   животных   получили   и   другие   жители заповедника. Их стали беречь, вести учёт.    Сегодня   Березинский   биосферный   заповедник   —   уголок,   которым   гордятся Беларусь и вся Европа. Здесь сумели сохранить то, что могло быть безвозвратно потеряно для   природы,   для   людей,   для   планеты.   В   заповеднике   230  видов   птиц.  Это  глухари   и тетерева, бородатая неясыть и болотная сова, серый журавль и белая куропатка, чёрный аист и мохноногий сыч. Из млекопитающих здесь живут лось и бобр, рысь и волк, выдра и лиса...   Говорят,   в   дикой   природе   обитает   даже   бурый   медведь.   А   тридцать   лет   назад поселилось и вольное стадо зубров.  Не менее богата и растительность заповедника. Леса сосновые, еловые, лиственные, дубравы, грибы здесь в изобилии. Учёные насчитали их 463 вида. А царство непроходимых болот   со   своим   богатством   растений   и   животных!   Реки   и   озёра   таят   тоже   много интересного: одних рыб здесь более 30 видов...   Березинский   заповедник   огромное   богатство   нашей   республики.   Посети   его, прикоснись к его сокровищам, и ты тоже станешь богаче. Но: … (сделайте вывод) Припятский национальный парк Работа с учебником Выборочное чтение ­ Прочитайте на стр. 77 о Припятском национальном парке Просмотр жителей заповедников По страницам Красной книги Беларуси Подведение итогов урока. С какой целью создаются заповедники, заказники и национальные парки?  Чем заповедники отличаются от обычных природных сообществ?  Почему Беловежская пуща так называется?  Что вы узнали про Беловежскую пущу?  Какие животные и растения занесены в Красную книгу Беларуси?  Почему белорусские национальные парки и заповедники являются достоянием не только белорусов, но и всего человечества? Рефлексия   У каждого ученика лепесток. В центре доски сердцевина цветка с надписью Для природы я буду …   Ребята самостоятельно заполняют лепестки. По сигналу учителя прикрепляют к доске. Домашнее задание  Стр. 73 – 77, прочитать, составить рассказ об охране природы в Беларуси. Тема: «Животный мир экваториального леса» Цели:  ­сформировать   представление   о   животных     экваториальных   лесов, их   разнообразии, приспособленности  к  условиям  жизни; ­   содействовать     развитию     умений     устанавливать       причинно­следственные     связи, осуществлять   самоконтроль, самокоррекцию; ­ создать   условия   для   воспитания   чувства   удивления   и   восхищения   мудростью природы, гуманного       отношения  к  природе. Тип  урока:  изучение   нового материала  и первичное  закрепление  знаний Ход урока Этапы урока Организационный   момент Актуализация   знаний  и  субъектного  опыта учащихся   нужно   Деятельность учителя – Ребята, посмотрите  в  окно. Скажите, какое   небо? – А  хочется  вам  солнца? Почему? –   Да,   ребята,   солнце—это     источник     жизни     на Земле.   Оно     растениям,   и животным. –   Попробуйте     догадаться,   почему     деревянный дом  в  Беларуси  может  прослужить  больше  100 лет,  а   в  тропическом   лесу—не  больше  5  лет? Что  с  ним   произойдет?  – Сделайте  вывод  о  растительном  мире   экваториальных  лесов   всем:   и   – Да,  ребята,  экваториальные  леса—это  зеленая оранжерея     нашей     планеты     с     удивительным многообразием     форм     и  красок,     это     поистине райский  уголок. Деятельность ученика (облачное) (тепло, весело) (сгниет, т.к.  очень  высокая   влажность   вывод     делают   Дети     о богатстве     и       разнообразии экваториальных   лесов. В   этом им  помогает  ЛСМ (очень  много  животных)   (много  пищи)       Изучение  нового   материала         – Как  вы  думаете, если  так  богат  растительный   мир, что  можно  предположить  о  животном  мире   экваториальных  лесов     – Почему? – А  каких  животных  экваториальных  лесов  вы знаете? Сообщение  темы  и целей  урока –Мы     сегодня     отправляемся   в   экспедицию   в экваториальный   лес   Южной   Америки (на доске записана  тема  урока, дети  читают). Какова  цель нашей     экспедиции?   (знакомство     с     животным миром  экваториального  леса, его  разнообразием, приспособленностью     жизни). Предлагаю  взять  в  экспедицию  (кладу  в  рюкзак) линейку,   ручку, блокноты   для   наблюдений. Во время     делать необходимые  записи  в  блокнотах  наблюдений. Беседа   материала – Закройте  глаза…(звуки  экваториального  леса)  Откройте. Вот мы  с  вами  и  в  экваториальном   лесу.  Жизнь  животных  экваториального  леса   тесно  связана  с  деревьями. Это  их  дом,  здесь   они  находят  укрытие,  пищу,  здесь  отдыхают. Вот с  ветки  на  ветку  ловко  перепрыгивают  какие­то  животные. Они  цепляются  лапами,  хвостами  за   деревья.  Догадались,  кто  это?        не     забывайте     использованием     к     условиям     экспедиции     с     наглядного Посмотрите   на   них (рисунки   прикрепляются   к доске).  Здесь   обитают  самые  маленькие  в  мире обезьянки­игрунки   (запись   в   блокноты). А   есть ревуны. Как  вы  думаете,  почему  им  дали  такие названия?  – Догадайтесь,  чем  питаются  эти   животные? Двигаемся     дальше     по     лесу.     Нас     встречает следующий  обитатель  экваториального  леса.  Про него  говорят,  что  он  самый   медлительный   и ленивый   в   лесу.   Как   бы   вы   назвали   самое ленивое  животное?   (обезьяны) плодами,  листьями  деревьев) Правильно. Это   животное     называется    ленивец (рисунок  на  доске). –   Внимание!     Кто­то     длинный     зашипел     и свернулся  в  кольцо.  Кто  это  может  быть? (ленивец) Да,     на     деревьях     обитает     множество     змей, большей     частью     ядовитых.  А     как     называется самая   крупная   змея   в   мире?   Ответ   на   этот вопрос  вы  найдете  в  учебнике  на  стр.  93 Самостоятельная  работа (после  прочтения) Как  же  называется  самая  крупная  змея  в  мире? Какова   ее  длина?   Тропические  змеи  имеют  окраску  зеленого  цвета. Как  вы думаете,  для  чего  им  такая  окраска? Физкультминутка  (звуки   экваториального  леса). Осторожно   пробираемся   по   лесу.   Пригнитесь, лианы     густыми   гирляндами   переплелись     над головой,   не     зацепитесь.   А   теперь     поднимайте повыше  ноги:   здесь     много  муравьев.    Внимание! (змея) Анаконда м оставаться  незаметными муравьеду   догадаться,   Бамбуковые заросли!  Очень тяжело  пробираться. А вот  и  река!  Амазонка!  Красота!    (физкультминутка     продолжается     под     музыку песни  «Чунга­чанга») Беседа   с   сопровождением   аудио­   видеозаписи, иллюстраций животных экваториальных  лесов  это  рык  доносится  из  чащи? (фонограмма  рыка ягуара) – Ягуар – это  самый  крупный  хищник  Амазонии. – А знаете ли вы как  называется это животное? Догадались,  почему  его  так  называют?   Термиты – это  насекомые,  по  виду   напоминающие  муравьев.  Термиты  питаются   отмершими  растениями,  опавшими  ветками,   древесиной  деревьев [24,с.16­17]. Попробуйте     зачем   сильные  когти  на  передних  лапах?   –А   для  чего  ему  длинный  клейкий  язык?      Экваториальные   леса   полны   птиц.   Угадайте птиц  по  голосу  (фонограмма). – Здесь  очень  много  попугаев.  Самый  большой из   них –   ара.   Какова   его   длина?   Узнайте   об этом  из  учебника  (самостоятельно). – Какая  птичка  самая  маленькая  в  Беларуси? Сообщение, подготовленное  учеником А     вот   о     самой     маленькой     птичке   в   мире расскажет   Дима.   Он   дома   готовил     сообщение. Давайте  послушаем. Колибри – это  самая  маленькая  птичка  в  мире. Размером  она немного  больше  шмеля.  Гнездышко у  нее – с  половину  грецкого  ореха,  а  яйцо – с горошинку.     нектаром растений. По  земле   эти  птички  почти  не   ходят, потому       что     слабенькие     у     них     ножки.   Зато мышцы  крыльев  очень  сильные. –Посмотрите    на    логико­смысловую    модель (на доске).   Как     вы     думаете,     мы     назвали     всех животных   тропического  леса?  (наверное, нет). –   А     какие     записи     вы     успели     сделать     в блокнотах?  Зачитайте.   Питаются     колибри   Проверка   полученных  знаний Изучение   материала  на  дополнительном   уровне У  кого  вся  таблица  заполнена  правильно?   –   Молодцы!     Вы     самые     внимательные     члены экспедиции. – Ребята, нам  пора  возвращаться из леса.  Может быть на обратном пути нам посчастливится   кого­ нибудь   еще   увидеть.   Внимание   на     экран   изображением (демонстрация   животных  экваториального  леса) – Вот  перед  нами: широкомордый  кайман                                   розовая  колпица                                   игуана     видеосюжета   с   Муравьед питается  муравьями  и   термитами так  животное  приспособилось   для  добывания  пищи королек Блокнот   для  наблюдений Самые  маленькие  обезьянки  в мире – игрунки. Самый  медлительный  зверь  на Земле – ленивец. Самая  крупная  в  мире  змея – анаконда. Самый   Амазонии – ягуар. Самая     маленькая     в     мире птичка – колибри. Самый   экваториальных  лесов – ара.   крупный     большой     попугай   хищник Обобщение  полученных  знаний   мы     выдвинули     выводы.   Посмотрите   на                                     тукан                                   собакоголовый  кайман                                   ошейниковый  пекари                                   ягуар (просмотр  видеозаписи)                                   капибара                                   равнинный  тапир                                   гарпия – Давайте   проанализируем   наши   наблюдения и сделаем     логико­ смысловую     модель     (на     доске).   В     начале экспедиции     что животный   мир   экваториального   леса   богат   и разнообразен. наше предположение?   – Как   вы   думаете,   почему   в   тропиках   такое многообразие   животных?     С   чем   это связано? (много  пищи  для  животных ­­  растений) –   А     почему     растительный     мир     так     богат? (благоприятные   климатические  условия.) –   Вот     видите,   ребята,     мы   снова     и   снова убеждаемся, как   в природе все     взаимосвязано, как   все   мудро   устроено.   Давайте   сравним   наши выводы с выводами   в   учебнике   (зачитывают   на стр.  95) Работа  в  группах.   Подтвердилось   гипотезу,     ли   Закрепление изученного материала. Применение материала   измененной ситуации               1   группа:     Составить     цепи     питания     в экваториальном   лесу,   используя   карточки: растения, ягуар, обезьяна,  тапир, гарпия,  растения.   в 2группа:   Прочитайте  текст   в учебнике (стр.95) и заполните  таблицу:                                муравьед  длина  тела –   масса тела –   длина  языка –   съедает  за  день –  3группа: Найти  лишнее  слово  в  каждом  ряду:                    обезьяна,  колибри,  ягуар                    ленивец,  анаконда,  бамбук                   термиты,  муравьед,  капибара Выходной контроль Тест «Верите  ли  вы,  что…?» (дети  фиксируют ответы   с  помощью  знаков  +,­) 1.Верите  ли  вы,  что  колибри  питаются  нектаром Проверка  тестов  в  парах.   Выставление  отметок   растений? 2.Верите  ли  вы,  что  длина  анаконды  20  м? 3.Верите  ли  вы,  что  богатство  животного  мира экваториальных     лесов     зависит     от     богатства растительного  мира? 4.Верите  ли  вы,  что  самая  маленькая  птичка  в мире – это  королек? 5.Верите  ли  вы,  что  способ  защиты  у  ленивца – оставаться  незаметным? Домашнее   задание на  выбор:  а) сообщение  о  животных   экваториальных  лесов Африки;   б)   сочинение   экваториальный  лес  Южной  Америки»;  в)  стр. 92­95,  прочитать  и  ответить  на  вопросы.   экспедиции     «Итоги     в   Итог  урока.   – Наш   урок   подходит   к   концу.   Какова   была (высказывания  детей) Рефлексия. цель  нашей  экспедиции  в  экваториальный  лес? – Как   вы   думаете,   справились   ли   мы   с   этой задачей? –Можно ли сказать, что  экваториальный лес – это лес удивлений?  А что вас удивило, расскажите. – Мы   сделали   вывод,   что   животный   мир   этих лесов  богат  и  разнообразен.  Но…  знаете,  ребята, многие     животные     находятся     под     угрозой исчезновения.     Наверное,     мы     должны     с     вами сделать     еще     один     вывод,     пожалуй,     самый главный…   Какой? (экваториальные   леса   нужно сберечь) – Сегодня  мы  познакомились  с  животными,  а  что доброго  вы  хотели  бы  им   пожелать?  –Я   надеюсь,   что   защитниками  природы.    настоящими   вы     станете   "Осенние, зимние и весенние изменения в живой и неживой природе" Урок­игра  Цели:  ­обобщить знания детей о характерных признаках каждого времени года в живой и неживой природе;  ­воспитывать бережное отношение к природе;  ­развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.  Оборудование:  ­карточки   с   ребусами,   3   конверта­письма,   жетоны   в   виде   грибочков,   снежинок, цветочков;  ­елочка, корзинка, ежик, изготовленные из картона;  ­рисунки деревьев, птиц;  ­ статьи из журнала «Юный натуралист», выставка книг о природе.  Ход урока. Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по временам года. Путешествие   ваше   будет   необычным   уже   тем,   что   мы   сразу   организуем соревнование   между   тремя   командами.   Вам   будут   предложены   различные   вопросы   и задания. За каждый правильный ответ команда получит грибочек, снежинку или цветочек, в зависимости  от  того,  какое  время   года  будет  представлять.  А  теперь  определим   тему нашего урока. Откройте вот эти таинственные двери. Чтобы их открыть, надо прочитать загадочные слова в ребусах. Для каждой команды своя дверь. (На обратной стороне карточек записано: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?)  Хором скажем тему урока, т.е. на какие вопросы будем отвечать. Итак, отгадывать вы уже начали. Теперь каждая из команд должна выбрать, какое время года она будет представлять. Задание 1. Каждая команда выбирает конверт­письмо. Прочитать письмо, назвать время года. Пришла, улыбнулась ­  Утихли метели.  Позванивать стал  Колокольчик капели.  Река пробудилась,  Растаяли льды.  Наряд белоснежный  Надели сады.  Прошла по лугам,  По лесам, по полям.  Припасы она заготовила нам.  Упрятала их в погреба, закрома.  Сказала: "За мною нагрянет зима".  Тройка, тройка прилетела.  Скакуны в той тройке белы.  А в санях сидит девица,  Белокоса, белолица.  Как махнула рукавом,   Все покрылось серебром.  Итак,   определились,   какая   команда   представляет   какое   время   года.   Наше путешествие пройдет по двум маршрутам: маршрут "Зеленый друг" и маршрут "Царство зверей и птиц". За каждый правильный ответ команда "Осень" получает по грибочку и прикрепляет на ежика, команда "Зима" ­ по снежинке и прикрепляет на елочку, команда "Весна"   ­   по   цветочку   в   корзинку.   Какая   команда   больше   наберет,   та   и   победитель. Начинаем с разминки. Разминка. Назвать основные признаки своего времени года. (Команды называют) 1 маршрут «Зеленый друг» Рассмотрите рисунки деревьев. Назовите их. На какие группы можно их разделить? (Хвойные и лиственные) Как называются листья хвойных деревьев? Вопросы командам. Команде "Осень": Что произошло бы, если бы листья остались на зиму на деревьях? (Листья испаряют много влаги, с наступлением холодов сильно охлаждается почва и вода. Корни не всасывают охлажденную воду. Так растения спасаются от засухи, а ветви не выдержали бы ложащегося на листья снега и сломались бы). Команде "Зима": Умирают ли лиственные растения на зиму? Докажите. (На ветках остаются   почки.   Почку   покрывают   плотные   чешуйки.   Они   и   предохраняют   зеленые листочки от холода). Команде "Весна": Что нужно раннецветущим растениям, чтобы они зацвели рано весной? (Осенью в подземных частях накапливаются питательные вещества. Эти запасы растение использует весной) Команде "Осень": Листья каких растений краснеют? (Рябина, осина, клен) Команде "Зима": Какое хвойное дерево зимует без листьев? Растет ли оно у нас? (Лиственница. Да, растет у нас.) Команде  "Весна":   Что  появляются   у  мать­и­мачехи  раньше:  листья  или  цветки? (Цветки). клюква)  Общие вопросы для команд:  Какие ягоды можно собирать весной из­под снега? Растут ли они у нас? (Брусника, Как вы поступите, когда встретите красиво цветущее растение? Послушайте стихотворение.  Цветок.  А.Викторов. Цветок на лугу я сорвал на бегу.  Сорвал, а зачем ­ объяснить не могу.  В стакане он день простоял и завял.  А сколько бы он на лугу простоял. Коротка жизнь сорванного растения. Многие растения исчезают с лица земли. И если каждый будет рассуждать так: "Ладно, сорву всего один цветок, ничего не случится", то вскоре некоторых редких и красивых цветов совсем не станет. 2 маршрут «Царство зверей и птиц»  Лес ­ это не только деревья, травы, а также разнообразные, населяющие его, звери и птицы. 1.  Послушайте и скажите, о каких зверьках идет речь? С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние ноги, короткий хвост. Тело покрыто шерстью. Своих детенышей выкармливают молоком. Но   условия   жизни   у   этих   зверьков   разные.   Один   живет   в   лесу,   другой   ­   в   домашних условиях.   Питаются   травой,   молодыми   веточками.   Но   одному   из   них   чаще   достается морковь, сено, вареный картофель. (Заяц и кролик).  ­К каким группам животных они относятся? Почему? 2. Эстафета "Кто быстрее?" За 1 минуту один представитель команды должен написать названия: 1­я команда домашних животных, 2­я команда ­ диких, 3­я команда ­ птиц.  Есть возможность получить дополнительные очки за ответы на вопросы, которые я задам командам, пока ребята выполняют задания. Команде   "Осень":   Какой   из   диких   зверей   самый   чистоплотный   зверь?   (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет ­ глубокие ямки ­ барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка наполняется, он зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски). Команде "Зима": Из домашних животных кто самый чистоплотный? (Свинья.)   Это   интересно!   Послушайте.   Зоологи   исследовали,   какие   животные   переходят улицу наиболее осторожно. Первое место заняла гусыня, за ней идут свинья, кошка, а потом курица и собака. Так что есть у кого поучиться осторожности при переходе улицы. Команде   "Весна":   Какие   птицы   открывают   весну   у   нас,   в   Беларуси?   (Грачи, скворцы) Команде "Осень": Расскажите, как готовятся к зиме эти животные. (Белка, медведь, лиса). Команде   "Зима":   Назовите   птиц,   которые   изображены   на   рисунках.   (Снегирь, синица, клест, дятел).   Почему они не улетают на зиму в теплые края? Какая из этих птиц выводит зимой своих птенцов? Команде "Весна": Какие изменения происходят с дикими животными с приходом весны? (Прекращается спячка, линяют, рождаются детеныши). Команде "Осень": О каком осеннем изменении в жизни животных знаете? Команде   "Зима":   Пользу   или   вред   приносит   зимой   барсук   человеку?   (Зимой   он спит). Команде "Весна": Почему весной охота на зверей запрещена? 3. Музыкальная пауза "Мы запели песенку" Показываю   рисунки,   которые   изображают   предметы   природы.   Команды   должны быстро   вспомнить   песенку   на   тему   рисунка.   Какая   команда   первой   запоет,   та   и выигрывает. (Кузнечик, елочка, солнышко, медведь, березка). 4.  Домашнее задание "Народные приметы" Подмечать   явления   природы   люди   научились   давно.   На   основе   многолетних наблюдений за погодой, за повадками зверей, птиц сложились и народные приметы. Найти народные приметы ­ это было домашним заданием. Каждая команда называет по одной примете своего времени года. Команда, назвавшая последней, выигрывает. 5. Конкурс ораторов Приглашаются   по   1   участнику   от   команды.   Предлагается   каждому   статья   из журнала "Юный натуралист" (разные по содержанию статьи). За 3­5 минут подготовиться и пересказать содержание статьи. 6.  Конкурс капитанов 1­ому капитану: Обозначить части растений.  2­ому капитану: Назвать свойства снега и льда.  3­ому капитану: Назвать предметы природы: шкаф, солнце, стекло, обувь, воздух, сыр, береза, заяц, машина, дождь. Учитель:   Пройдя   по   тропам   Природы   на   уроках   природоведения   и   сегодня   на уроке, вы узнали много интересного. А что можете сделать для охраны родной природы вы, ребята? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Вспомним правила поведения.  7. Конкурс "Кто больше назовет правила поведения в природе" ­ Не кричи, не пугай зверей.  ­ Не рви цветы, пусть любуются ими и другие люди.  ­ Не ломай зря деревья и кустарники.  ­ Не лови ради забавы бабочек, муравьев.  ­ Не убивай змей, лягушек.  ­ Береги муравейники.  ­ Не сори в лесу. Убирай за собой. Эти   правила   надо   не   только   знать,   но   и   выполнять.   В   лесу   человек   ­   гость.   И поэтому вести себя должен в гостях как человек воспитанный. 8.  Послушайте экологический рассказ "Воскресенье в лесу" внимательно и назовите ошибки, совершенные школьниками. Какая команда больше заметит ошибок. Воскресенье в лесу. За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес… В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес ­ мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам   часто   попадались   грибы   ­   белые,   подберезовики,   сыроежки.   Вот   это   урожай!   Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, обивали палками. Привал.   Быстро   наломали   веток   и   разожгли   костер.   Заварили   в   котелке   чай, закусили и пошли дальше. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой­то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой ­ в школе пригодится. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день! Вы   должны   всегда   помнить   слова   замечательного   русского   писателя   Михаила Пришвина: «Охранять природу ­ значит, охранять Родину». На перемене вы сможете ознакомиться с выставкой книг о природе. 9.  Блиц­турнир «Это все мы проходили» (Каждой команде задаются вопросы в течение 1 минуты. Какая команда больше ответит на вопросы за 1 мин.)  Как называется прибор для измерения температуры воздуха?  Какой снег быстрее тает ­ чистый или грязный?  Какие животные спят зимой?  Какая перелетная птица не строит своего собственного гнезда?  Какой день в году самый короткий?  Назовите два лиственных дерева.  Где следует прикреплять уличный термометр?  Почему зимой волки особенно опасны?  Что означает плач березы весной?  Что означает слово "природоведение"?  Какие бывают термометры?  Назовите два предмета природы.  Как называется изменение густоты и окраски шерсти у животных?  Что вниз вершиной растет?  Какие растения названы именами людей?  Как называется столовая для птиц?  Назовите два комнатных растения.  Человек, охраняющий лес.  Детеныш козы.  Капельки влаги на траве.  Назовите 2 предмета неживой природы.  Заяц никаких запасов не делает. Почему?  Насекомые ­ санитары леса.  Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?  Какая птица на зиму белеет?  Чем питаются зимующие птицы?  Назовите 2 съедобных гриба.  Назовите самого прожорливого хищника планеты.  Какая птица умело подражает голосам многих птиц?  Кто кукует у кукушки?  Какое дерево цветет позднее всех?  Где строит гнездо жаворонок? В какое время года происходит линька?  Какое растение получило название благодаря листьям?  Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой?  Какое насекомое появляется первым весной?  Как называют птиц, которые возвращаются весной?  Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?  Можно ли охотиться весной на зверей?  10.  Подведение итогов Каждая   команда   считает   количество   жетонов,   набранных   за   урок.   Объявляется команда­победительница. Вручаются медали "Умнику" и "Умнице" [13,с.143­145]. Приложение Г Игры, применяемые на уроках по предмету «Человек и мир» 1.«Умники и умницы» Фрагмент урока по теме: Органы чувств Класс: 3  Каждый   ученик   получает   карточку   с   названием   органа   чувств   («зрение»,   «слух», «вкус», «осязание», «обоняние»). В течение нескольких минут дети записывают ключевые для   данного   понятия   слова,   фразы.   После   этого   ребята   объединяются   в   группы   и составляют общее сообщение по заданной теме. Представить материал всему классу может как один ученик, так и вся группа. 2.«Сборщики» Учитель   раздает   детям   буквы   алфавита.   Потом   называет   слова­термины   по определенной   теме   или   задает   вопросы,   на   которые   можно   ответить   одним   словом­ термином.   Дети   выходят   к   доске   и   строятся   так,  чтобы   можно  было   прочитать   слова [14,с.56]. 3. «Шифровка» Вариант   1.   Самая   известная   шифровка   делается   по   алфавиту:   каждой   букве присваивается порядковый номер. Это ключ к шифровке. Используя порядковые номера букв,   можно   составлять   слова   или   предложения   (зашифровывать)   либо   заменять   числа буквами (расшифровывать).  Например: 2  6  18  6  4  10  20  6         13  6  19!                    Б  Е  Р   Е  Г  И   Т   Е          Л   Е  С! Вариант 2. Необходимо догадаться по записи без гласных, какое слово, определение зашифровано. Например: БРГТ  ЛС!   (БЕРЕГИТЕ ЛЕС!) [15,с.90]. 4«Шпаргалка» Учащимся   предлагается   составить   шпаргалку   по   изученным   ранее   темам. Шпаргалка  должна быть  минимальна  по объему  и максимальна  по информации,  чтобы понять ее смог любой, к кому она попадет в руки. При изготовлении шпаргалок ребята могут пользоваться учебной и справочной литературой. После выполнения задания все шпаргалки помещаются в коробку. Ученик достает попавшуюся шпаргалку и пересказывает зашифрованный в ней учебный материал. Шпаргалки могут создаваться и в парах, группах [17,с.73]. Приложение Д Внеклассное мероприятие  «Счастливый случай» Тема игры: «Природа: птицы, животные, деревья и травы». Приглашаются родители, учителя. Перед началом викторины звучит музыкальный номер. Ведущий. Добрый   день,   уважаемые   гости,   родители   и   дети!   Мы   с   вами присутствуем на викторине «Счастливый  случай». Именно счастливый  случай свел  нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана   природы.   Чтобы   охранять   природу,   нужно   хорошо   ее   знать.   Этой   теме   мы   и посвятим нашу игру. Главным действующими лицами будут две команды — две семьи. Ведущий представляет команды. Звучит музыка «Лошадка». Гейм 1. «Разминка» Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ — 1 очко. За   временем   следит   секундант,   он   же   выписывает   на   доску   количество   очков, набранных каждой командой. Вопросы команде №1 1. Трава от 99 болезней? (Зверобой) 2. На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси) 3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими) 4. Кто может пить ногой? (Лягушка) 5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж) 6. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки) 7. Пингвин ­ птица или нет? (Птица) 8. Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа) 9. Разноцветные грибы (Сыроежки) 10. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина) 11. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца) 12. У какого дерева ствол белый? (Береза) 13. Какая птица выше всех летает? (Орел) 14. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек) 15. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь) 16. Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае) 17. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло) 18. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) 19. Какое дерево весной дятла поит? (Береза) 20. Самая высокая трава? (Бамбук) Вопросы команде №2 1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка) 2. Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник) 3. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц) 4. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк) 5. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик) 6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой) 7. Какая птица в мире самая большая? (Страус) 8. Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь) 9. Когда еж не колется? (Когда только родился) 10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно) 11. Дерево ­ символ нашей родины. (Береза) 12. Листья какого дерева опадают осенью зелеными? (Ольхи) 13. Какая птичка достает себе пищу подо льдом? (Оляпка) 14. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил) 15. Где у кузнечика ухо? (На ноге) 16. Что теряет лось каждую зиму? (Рога) 17. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая) 18. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри) 19. Сколько ног у паука? (Восемь) 20. Работяга­тяжеловес из джунглей (Слон) Итоги первого гейма подводятся по количеству набранных очков. Звучит запись музыки «Лошадка». Гейм 2. «Заморочки из бочки» Бочка сделана из картона и окрашена в желто­коричневый цвет, «заморочки» — деревянные бочонки с числами. Каждой   команде   предназначено   по   четыре   вопроса.   Достают   «заморочки»   по очереди: сначала первый игрок одной команды отвечает на вопрос, затем первый игрок другой команды дает ответ. 1. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле) 2.   Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака для земли, все равно что одеяло, они не дают ей остывать) 3. Почему волка называют «санитаром леса»? (Охотится прежде всего на больных, ослабленных животных) 4. Из какой бумаги земляные осы строят гнезда? (Бумагу они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают своей клейкой   слюной.   Получается   липкая   кашица.   Когда   она   высыхает,   то   превращается   в плотную «бумагу» серого цвета. На ней можно даже карандашом писать) 5. Зачем страус голову в песок прячет? (И совсем не из за страха, как принято считать, а с санитарно­профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову  в   горячий   песок,  страус   ждет  (сколько  вытерпит),   пока  погибнут  или  сбегут  с головы   все   паразиты.   После   этого   он   погружает   в   песок   шею,   грудь,   взбивает   песок крыльями, т.е. принимает самые настоящие песочные ванны) 6. Зачем змеи язык показывают? (Это они воздух «ощупывают», добычу ищут. А что вынюхают, «несут» на языке в рот) Примечание.   Если   игроки   достают   бочонок,   на   котором   написано   «Счастливый случай», то получают шоколадку. Ведущий подводит итоги второго гейма. Звучит запись музыки «Лошадка». Гейм 3. «Ты ­ мне, я ­ тебе» Команды задают друг другу по вопросу. Вопрос команды 1 Почему у журавля один птенец? (Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством) Вопрос команды 2 Почему мухи к осени «звереют»? (Действительно, к осени мухи в домах «звереть» начинают и кусаются почем зря. За домашней мухой много чего плохого водится, но к укусам она никакого отношения не имеет, рот у нее не так устроен. Мух много, свыше 20 тысяч видов, все похожи, и разобраться в них может лишь специалист. Осенью в наших домах свирепствует жигалка осенняя, которой обязательно нужно крови насосаться, что бы продолжить свой род) Ведущий подводит итоги третьего гейма. Музыкальный номер Песня в исполнении группы детей. Звучит запись музыки «Лошадка». Гейм 4 «Темная лошадка» «Темная лошадка» предлагает три вопроса. 1. Назвать 10 съедобных грибов. (Белый гриб, подосиновик, подберезовик, рыжик, волнушка, сыроежка, масленок, лисичка, опенок, сморчок) 2.   Когда   раки   линяют?   (Линяют   раки,   когда   им   панцирь   становится   тесен.   Это происходит где­то в конце осени. А тесен он им по простой причине — растут раки. Как же расти, если ты в панцирь закован? Сбросить его и немного подрасти! Так рак и делает: выдергивает из панциря сначала заднюю часть тела, а потом лапки и клешни) 3. Кто полгода живет без обеда? (Те, кто зимой впадают в спячку) Если команды не могут дать ответ на вопрос, то помогают зрители. Лучшему игроку из зрителей в конце вручается поощрительный приз. (Ежата) Ведущий подводит итоги. Гейм 5 «Гонка за лидером» Гейм длится 1 минуту. За это время необходимо задать вопросы и ответить на них. Вопросы команде №1 1. Какой снег тает быстрее — чистый или грязный? (Грязный) 2. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (Ба­ бочка­адмирал) 3. Какую корову доят муравьи? (Тлю­коровку) 4. Сколько крыльев у жука? (4) 5. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза) 6. Какое дерево цветет позже всех? (Липа) 7. Какая птица умело подражает голосам птиц? (Скворец) 8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест) 9. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать­ и­мачеха) 10. Состояние реки, когда вода заливает территории? (Половодье) Вопросы команде №2 1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка) 2. Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот) 3. Из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфару? (Из веток пихты) 4. В какие времена года можно наблюдать туманы? (Во все) 5. Какая птица любит семена репейника? (Щегол) 6. Какую траву любят кошки? (Валериану) 7. Кто кукует у кукушки — самка или самец? (Самец) 8. Как называют гнездо белки? (Гайно) 9. Дерево, которое зацветает раньше других. (Ива) 10. Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? Ведущий подводит итоги. Подведение итогов Ведущий подводит общий итог игры, награждает победителей [18,с.213­215]. Приложение Е Кроссворды 1. Кто где живёт?   1. Собака. 2. Свинья. 3.Лошадь. 4. Корова. Как можно назвать перечисленных животных? Прочти полученное по горизонтали слово. (Конура, свинарник, конюшня, хлев, домашние) 2.Растение 1. Подмигнёт тебе украдкой Из травы фонарик сладкий. 2. На верхушке стебелька Солнышко и облака. 3. Как зовут меня – скажи, Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок Синеглазый …. 4. Не пустили в огород ­ Оттого она и жжёт. 5. С этих шариков пушистых Полетят парашютисты. (Земляника, ромашка, василёк, крапива, одуванчик.) 3. Животные 1. Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл. 2. Зимой спит, Летом ульи ворошит. 3. Рыжий маленький зверёк,  С ветки – прыг, на ветку–скок. (Еж, медведь, белка) [23,с.78]. Приложение Ж Диагностика речевых творческих способностей на контрольном этапе эксперимента Время выполнения заданий:  ­задание №1  ­ 5 минут ­задание №2  ­ 5 минут ­задание №3 – 5 минут ­задание №4 – 20 минут Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой детей. Детям предлагаются следующие задания: Задание №1.   Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово   начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить   словарный ряд:             Гиппопотам, мел, ленивец……. Задание №2.  Составить и  написать  как можно больше слов из букв  слова                 Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.) Задание №3.   Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову река. Задание №4.  Составить и написать окончание сказки: «С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев.   Большая  серебристая   ива  раскинула   над  родником  тенистый   шатёр.  Весной   по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага…» Оценка результатов. В первом, втором и третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. Например, во втором задании необходимо следить, чтобы буквы из слова  пилка  не использовались  в  одном  слове  дважды   и  чтобы   дети  составили  реально  существующие слова.  В четвертом задании ответ ребенка оценивается в пятибалльной шкале.  1 балл – ребенок отказался от выполнения задания.   2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов. 3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение. 4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом. 5   баллов   –   написанная   ребенком   сказка   имеет   конец.   Ясно   выражена   идея произведения, можно выделить кульминацию и вывод.       Количество   слов   в   первых   трех   заданиях   и   оценку   по   четвертому     заданию складываем и получаем суммарный   балл по тесту. Определить его значение можно по следующей таблице: Высокий уровень развития Умеренно высокий уровень Средний уровень развития Умеренно низкий уровень развития Низкий уровень развития [6,с.16­17]. Таблица определения результатов теста. 13 баллов и более 11­12 баллов 10 баллов 8­9 баллов 7 баллов  и меньше Приложение З Диагностика гибкости  при создании слов на контрольном этапе эксперимента    Дается слово электрокардиограмма. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Время выполнения  задания – 5 минут. Два  раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листе, на котором   ребенок   записывает   и     свои   слова.     Для   оценки   гибкости   мы   подсчитываем количество верно составленных слов. Показатели творческой способности  рассчитаны на возраст 8­9лет.     Высокий уровень развития способности  ­ 9 и более слов.    Средний уровень – 7­8 слов.    Низкий уровень – 6 и менее [6,с.16­18].

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Творческие задания по курсу «Человек и мир» как средство развития творческих способностей младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017