Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"
Оценка 4.8

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история
9 кл
12.01.2019
Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"
История школы никого не могут оставить равнодушным. Для одних это место получения знаний, для других их детство и годы взросления, для третьих - второй дом, их жизнь и судьба. Какова же судьба нашей школы? Мы впервые узнали, что наша школа старше, чем предполагали, т.к. она является одной из старейших школ района.
История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукский.docx
Министерство образования и науки Карачаево – Черкесской Республики                                                                                                                                                                           Тема работы:       «История развития просвещения в а. Лоовско – Зеленчукский (а.Инжич – Чукун )»                                                                                                                                                                                                                                     Подготовил: Биджев Назир Русланович,                                            ученик 9 класса                                                                             МКОО «СОШ а.Инжич­Чукун                                                               Руководитель:  Докумова Аскерхан Исмаиловна, Учитель истории и обществознания МКОО «СОШ а. Инжич­Чукун» 2018 год Оглавление I. II. Введение…………………………………………………………3 Основная часть 1. Статистические данные переписи Баталпашинского округа  за 1920 – 1923г.г………………………………………..…....4 2. Первый заведующий Лоовско­Зеленчукского училища  И.С Дыбец……………………………………………………4 3. Первые учителя из нашего аула……….……………………5 4. Первые выпускники дореволюционной школы.…………..7 5. Школа в послевоенное время……………….........................9 6. История новой школы в статусе средней общеобразовательной…………….. ………………………..14 Заключение……………………………………………….............................19 Приложения……………………………………………………………..…..20 2 Введение Каждый человек, который любит свою Родину, уважает свой народ, хочет больше  узнать об их прошлом, найти самые интересные моменты из истории и познакомить других.   Актуальность темы исследования определяется ролью, местом и значением  образования и учительства в жизни общества и государства. Образование в истории  государства всегда была двигателем модернизационных процессов во всех сферах жизни и  деятельности общества.     Что послужило причиной создания очага знаний в сельской местности? И кто же был  основателем?  Эти вопросы заинтересовали меня и ответы на них я нашёл в бесценных  рукописях Михаила Туркбиевича Докумова, во время личных встреч со старожилами и в  архивных документах.          Цель: изучение и комплексное анализированное истории развития образования в  сельской местности в конце ХIХ­ХХ вв. и  начале ХХI в.          Цель исследования определила следующие задачи: выявить предпосылки и факторы, способствовавшие становлению образования в а.  1) Лоовско – Зеленчукском (Инжич­Чукун) показать влияния образования на культурно­образовательную среду сельского  2) общества.             Проблема исследования: каким образом образовательная система сформированная в  конце ХIХ в, повлияла на структуру современного образования.         Гипотеза: однаклассное училище, открытое в 1895 г. внесла значительный вклад в  развитие просвещения аула.          Для обработки исторического  и архивного материала в целях рассмотрения  исследования изучения библиографических, архивных и педагогических контекстов были  использованы методы обобщении и систематизации, анализа и интерпретации,  интервьюирования и опрос.           3 Основная часть По данным переписи населения Баталпашинского округа за 1920 год (Архив.  Статистический сборник за 1920 – 23гг. НЕА ­16) по Эльбурганскому округу: в а. Лоовско­Зеленчукский (а.Инжич­Чукун, Локт)  грамотных мужчин ­ 62 человека или  9.13%, грамотных женщин ­ 29 человек или 5.18%; обоего пола 91 человек или 7.34%. В а. Бибердовский грамотных мужчин ­ 29 человек или 3.8%, женщин грамотных ­ 9 человек  или 1.26%; обоего пола грамотных 38 человек или 2.57%. В Лоовско­Кубанском (а. Кубина)  ауле грамотных мужчин было 68 человек или 7, 45%; женщин грамотных ­ 9 человек или  1.05%, обоего пола грамотных ­77 человек или 4.34% от обследуемого населения. Отсюда можно сделать вывод , что в ауле Лоовско ­ Зеленчукском (Локт) ­  относительно большой процент грамотных людей.           Согласно документам архивного фонда «Инспекторы Дирекции народных училищ  Кубанской области Кавказского учебного округа Министерства народного просвещения» и  материалам справочного издания «Кубанский календарь» в ауле Лоовско­Зеленчукском  Баталпашинского отдела Кубанской области в период до 1917 года существовало одно  учебное заведение – Лоовско­Зеленчукское нормальное одноклассное мужское начальное  училище. Училище было открыто в 1895 году как одноклассное, с трехлетним курсом  обучения. В 1906 году при училище было открыто школьное попечительство. Училище  располагало одной собственной классной комнатой.        Первым заведующим Лоовско­Зеленчукского училища с 1 ноября 1895 года по 1  ноября 1903 года числился Игнатий Степанович Дыбец.     Согласно «Формулярному списку о службе учителя Лоовско­Зеленчукского  сельского нормального училища Игнатия Дыбеца», составленному 28 октября 1903 года,  заведующий Лоовско­Зеленчукским сельским нормальным училищем коллежский  регистратор Игнатий Степанович Дыбец родился 28 января 1862 года. Вероисповедания  православного. Холост. Происходил из семьи поселян. Получал в год 360 рублей жалованья  «при готовой квартире».     Согласно резолюции попечителя Кавказского учебного округа № 11542 от 17 ноября 1895 года назначен учителем в Лоовско­Зеленчукское сельское нормальное училище с 1  ноября 1895 года.  4 За труды по первой всеобщей переписи населения Российской империи Игнатий  Степанович Дыбец 19 мая 1897 года «всемилостивейше награжден» темно­бронзовой медалью «государственных цветов» для ношения на шее.   Высочайшим приказом по гражданскому ведомству № 31 от 28 апреля 1902 года  Игнатий Степанович Дыбец за выслугу лет был произведен в чин коллежского регистратора  «со старшинством» с 1 января 1895 года. Все предметы преподавал сам И.С. Дыбец, кроме  арабского языка. Он же вел хозяйственные дела          В школе изучались  русский язык, как отдельный предмет, по 2 часа в неделю,  математика, естествознание и арабский язык (Коран).    Школа была построена на средства аульского общества. Деревянное здание  школы,  покрытое  черной жестью, состояло из трех классных помещений с большими светлыми  окнами, которые открывались наружу, а на ночь закрывались деревянными ставнями. Здесь  же, в южной части здания, находилась квартира заведующего – комната с кладовой.  Двустворчатые двери были сделаны из плотной древесины. Высота фундамента достигала  примерно 130­150 см.  Крыльцо с каменными ступенями красиво обрамлялось узорчатыми  деревянными перилами. (Прил.№1)                                                             Здание простояло до 1989 года и  было снесено  вместе с двумя другими,  построенными позже, для строительства корпуса новой средней школы.      До 1918 года  срок обучения в школе составлял три года. Принимали в школу детей  с 9­10 летнего возраста. Девочки в школе не обучались. Дети из  состоятельных семей могли   продолжить учебу в других учебных заведениях. Так, Лоов Давлетмурза и Фатов Алимурза  продолжили учебу в военных учебных заведениях и служили потом в царской армии. После  Великой Октябрьской революции они эмигрировали в Турцию, и дальнейшая их судьба  неизвестна.      Помощниками И.С.Дыбеца в обучении детей стали учителя из нашего аула: учителя  латинского и арабского языков Айсанов Алихан, Джужуев Мухтар, учитель права и арабского языка Аджиев Хангери. Все они вначале закончили медресе Эраджиба­хаджи Джужуева,  которое функционировало в ауле задолго до основания школы.          Айсанов Алихан Кала­Гериевич родился в 1879 году в дворянской семье. К 18 годам  с  помощью дяди Айсан­Хаджи выучился читать и писать. Отец отправил его учиться в Армавир в духовное училище,  после окончания которого он вернулся домой, став первым учителем из  числа жителей нашего аула. Выступал за обучение не только мальчиков, но и девочек. В 1929  году был арестован, затем ему удалось  уехать с семьей в Абхазию. Но и оттуда под угрозой  5 ареста ему пришлось бежать (предположительно в Турцию) с надеждой   вернуться за своей  семьей. Его дальнейшая судьба неизвестна. Внуки и правнуки его  в настоящее время  проживают  в Абхазии и в Краснодарском крае.            Аджиев Хангери  Якубович  родился в 1875 году. Учился в одном из  высших  духовных учебных заведений  в Стамбуле в течение 5 лет, после чего начал работать учителем права и  арабского языка в а.Инжич­Чукун. После установления Советской власти его начали  преследовать как религиозного деятеля, и он был вынужден покинуть свой аул. В течение 12  лет учил детей арабскому языку и корану в Карачае. В 1942 году  вернулся на родину, но  через несколько лет снова начались гонения, и до 1949 года он работал кадием в Адыге­ Хабльском районе. Скончался в 1952 году и похоронен в а.Инжич­Чукун.           Джужуев  Мухтар Батырович  родился в 1883г., закончил медресе своего дяди  Эраджиба­хаджи, затем учился в Дагестане в духовном училище г.Буйнакска, после  окончания которого работал учителем арабского, русского и латинского языков в нашей  школе. Он  был участником  ликвидации безграмотности с 1922 года до его ареста в 1932г.          Во многом благодаря школе,  по данным переписи 1920 года  в Эльбурганском округе, в  состав которого входил тогда аул, грамотное население составляло 7,34% (по тем временам  это очень высокий показатель). Грамотным считался человек, который мог написать  фамилию, имя, отчество и читал по­арабски.          Дыбец И.С. занимался не только вопросами обучения детей, но и исполнял обязанности  завхоза. Под его началом во дворе школы были  сооружены  хозяйственные постройки:  деревянный сарай для хранения топлива, обложенный бутовым камнем подвал для хранения  фруктов из школьного сада, столовая с кухней для учащихся. Благодаря Игнатию  Степановичу школа и её двор были самым красивым местом в ауле и всегда находились  в  ухоженном состоянии. Его стараниями был заложен  фруктовый сад. Собранный урожай   закладывался на хранение  для школьной столовой, а часть шла на  продажу. За счет  вырученных денежных средств закупались необходимые учебно­наглядные пособия, учебники и хозяйственный инвентарь  для школы.       По рассказам старожилов, он оставил завещание, чтобы его похоронили у южной  ограды  сада, что и было исполнено аульчанами. И по сей день этот участок называют  «Дыбицйагарод» (огород Дыбеца).            Вторым директором и учителем арифметики был Харламов (имя к сожалению, не  сохранилась). 6 Старая система обучения в школах России оставалась неизменной до Великой  Октябрьской революции.           С первых дней становления Советской власти коренным образом изменилось отношение к народному образованию и на окраинах бывшей царской России.   Появилась возможность охватить системой образования  все слои населения:  взрослых, через систему ликбезов (ликвидация безграмотности взрослого населения), и детей  (мальчиков и девочек без различия). В реализации этих и других вопросов огромную роль  сыграло постановление Наркомпроса РСФСР от 31.10.1918г. «О школах национальных  меньшинств», в котором подчеркивалось, что все народности имеют право на обучение на  родном языке.          В соответствии с этим Положением в нашей школе, как по всей России, с 1918 года  учащиеся стали заниматься по единым учебным программам по всем предметам.         После введения 1925 году «Закона о всеобщем начальном образовании» (Декрет ВЦИК и  СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной  сети» от 31.08.1925 года) был осуществлен переход на начальную школу с четырехлетним  сроком обучения вместо трехлетнего. Так наша школа стала 4­летней.          Русский язык во всех классах был изучался, как отдельный предмет: по 4 часа в неделю.  Учителем русского, как правило,  назначался русский по национальности, имеющий  педагогическую подготовку и владеющий методикой преподавания. Таким учителем русского языка в начальных классах  стал Соцердотов  Александр Степанович, проработавший в нашей  школе до 1932 года. Позже учителями начальных классов стали Агирбов Джумаладин  Ибрагимович,  который был первым учителем из нашего аула в советский период, и его  супруга ­ учительница русского языка Елизавета Лукьяновна.                   В связи с увеличением контингента учащихся в 1926 г. возникла необходимость  строительства второго учебного корпуса, и во дворе школы  было построено второе учебное  здание из камня с двумя классными помещениями. В новом здании выделили квартиру  и  кабинет для  заведующего  школы, учительскую,  помещения для наглядных пособий,  библиотеки, буфета. Строительство этого корпуса обеспечило односменное обучение. (Прил.  №5)          Первые выпускники еще дореволюционной школы стали активными строителями жизни  аула: Чуков Хаджи­Мурза–старшина аула и  первый председатель сельского совета аула,  Цеков Осман  , Агирбов Али, Цеков Алимурза , Балов Муса Шамович , ДокумовАмерби ,  Чачев Юсуф, Докумов Ислам , Балов Хаджимурза. Активное участие в развитии колхозного  7 строительства приняли Докумов Мухаджир, Кармов Айса, Лиев Джатсан , Джео Газиз,  Докумов Пту , Айсанов Саидин и другие выпускники 3­хлетней школы. Именно первые выпускники  школы  Докумов Туркби Ахмедович (первый  председатель Эльбурганского окружкома с 1926 по 1928 годы, начальник дорожного отдела  Черкесской автономной области с 1929 по 1933 г.г) Джандубаев Сольман и Косов Кучук  выступили с инициативой постройки в ауле лесопильного завода, строительство которого  завершилось в 1926­1927 годах и стало радостным событием для аульчан.  Важно и то, что в  ауле впервые появилось электричество. Не только сам лесопильный завод, но и ближайшие к  нему дома, школа, сельский совет, контора колхоза, магазин освещались электрическими  лампочками. Электричеству были рады все, но больше всех, конечно, дети. К сожалению,  такая цивилизованная жизнь продолжалась недолго. Все трое инициаторов строительства  лесопильного завода в 1933 г. были арестованы, завод был закрыт и вплоть до 1963 года  аул  снова погрузился во тьму. В 30­е годы учителями школы работали Хапсироков Аюб Муратович из Хабеза  ( преподавал черкесский язык, т.к. какое­то время обучение велось на черкесском языке на  основе латиницы), Шаев Хизир Исмаилович из Эльбургана (оба погибли во время ВОВ),  Шенкао Осман из Старо­Кувинского, Темиров Абубекир Хадилович из Псаучье­Дахе, Тлисов  Хусин Файзатович из Апсуа, учитель русского языка. Когда в Инжич­Чукун, не выполнивший  план заготовок семенного фонда, уполномоченная обкома партии привезла позорное  «рогожное знамя» и объявила аул «саботажным», он не выдержал и схватился за револьвер,  выстрелить ему не дали, арестовали.                                     Это было  началом тотальных репрессий 1933 года. В аул въехал карательный отряд    ОГПУ (НКВД), начались  аресты. Для размещения  личного состава карательного отряда  (около 200 человек), самым «подходящим» местом  оказалась школа, которую  в связи с этим  закрыли. Школьные помещения были превращены в казармы для красноармейцев и в камеры,  где до вывоза в Баталпашинскую тюрьму  содержались арестованные  со всего Хабезского  района. Пирамидальные тополя, посаженные Дыбицом, были превращены в коновязи, и  лошади обглодали кору деревьев. Нанесенные тополям «раны» сохранились на стволах вплоть до 80­х годов, когда старые деревья выкорчевали  для строительства новой школы.  Таким  образом, 1932­33 учебный год был практически сорван. Какое­то время под школу был  приспособлен дом, конфискованный у Чукова Хаджи­Мурзы. Занятия в школе возобновились  в сентябре 1933 года. 8 С 1938 года обучение стало вестись на абазинском языке. Причем, в связи с  постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 1938 года «Об обязательном изучении русского  языка в школах национальных республик и областей» абазинский алфавит, наряду с  черкесским и др.,  был переведен с латиницы на русскую графику.      После  установления Советской власти и до начала Великой Отечественной войны    школой заведовали: Пазов ЯхьяЗакереевич(1918­1933г.г.);Кабалов Ибрагим (1933­ 34г.г.);НакоховНухОгурлиевич(1934­36г.г.)­ погиб в апреле 1943 г. в звании  лейтенанта;КишмаховМухаджир(1936­1939г.г.);ХамуковКарабитЭдикович( 1939­1940г.г.);  Цеков Султан Сахат­Гериевич ( 1940­1941г.г.). В довоенное время в школе работали, кроме вышеупомянутых,  следующие  учителя:ХачуковПатыщЯхьяевич(ушел на фронт в 1941 году, погиб), МуковХасанби,  ДжардисовДжамботгери (русский язык), МхцеДжумаладин. В 1934 году вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и  средней школы в СССР», по которому были установлены три типа общеобразовательных  школ: начальная (1­4 классы), неполная средняя (1­7 классы) и средняя (1­10 классы). Так как  школа была только начальной, многие ее выпускники продолжали учебу в  других местах: в ШКМ (школа крестьянской молодежи)  а.Эльбурган, где была неполная  средняя школа с семилетним сроком обучения.   Например, закончив ШКМ,  Цеков Султан  Сахатгериевич поехал на учебу в Черкесский педтехникум, после окончания которого в  1940г.  был назначен учителем в Инжич­Чукунскую школу, где проработал вплоть до начала  Великой Отечественной войны. Он был вторым учителем со средним специальным  образованием из числа жителей нашего аула. Первыми выпускниками 4­хклассной школы в 1935г. стали: Агирбов Амерби  Шамелевич, Агирбов Рашид Аминович, Озов Шамсудин Карович, Агирбова Цуца  Шугаибовна, Биджев Умар Газизович, Джео Урусби Уручевич, Джанчорова Царица Нуховна,  Биджев Галим Нануович, Муссовы Марьят Умаровна и Зайнаб Умаровна, Уша Шахмурза  Айсович, Маргушева (Урчукова) Аминат Абубекировна, Урчуков Муса Абубекирович,  Докумов Михаил Туркбиевич, Аджиев Исмель Исмелович и другие. Только некоторые смогли продолжить учебу в высших и средних учебных заведениях до и после окончания Великой  Отечественной войны. Многие погибли на фронте: Биджев Галим, Биджев Умар, Джео  Урусби, Урчуков Муса и др. Докумов М.Т. в 1941 году закончил Черкесский двухгодичный  учительский институт, после Победы – Ставропольский пединститут (заочно). Агирбов А.Ш.  9 окончил Ростовский финансово­экономический институт и до выхода на пенсию работал  заведующим Хабезскогорайфо. Агирбов Р.А. закончил Московский кооперативный институт и в должности председателя  Карачаево­Черкесского облпотребсоюза содействовал строительству современных  магазинов–универсамов на территории аула и всего Эльбурганского сельсовета.             Вопреки сложившемуся мнению о том, что образование в Советской России было  бесплатным, это было не всегда так. Официальные постановления о введении платы за  обучение практически нигде не публиковались, хотя находятся в открытых архивах и не  спрятаны за грифом «секретно».   Сумма оплаты за обучение в школе и вузе была установлена не чрезмерная, годовая  плата примерно соответствовала средней месячной номинальной заработной плате советских  трудящихся. Однако, введение даже такой скромной платы для многих советских граждан  закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А колхозники работали в  колхозе за трудодни и вообще зарплаты не получали. В результате проведенных «реформ»  количество выпускников средних школ (8­10 классы), средних специальных учебных  заведений и вузов сократилось вдвое. Во время войны ЦК КПСС  провел консультации с  правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение в национальных  территориальных образованиях для учащихся 8­10 классов средних школ, студентов  техникумов и высших учебных заведений.          Для всех граждан страны плата за обучение была отменена Постановлением Совета  Министров СССР от  10 мая 1956 года.         Во время оккупации  с сентября 1942г. школа не функционировала.  В архивах сохранился документ об ущербе, нанесенном имуществу школы во время  оккупации, составленный комиссией во главе с председателем сельсовета Чуковым Х.П. и  секретарем партячейки Муссовой М.У.         Летом 1944 года, спустя год после Сталинградской битвы, на территории школы был  организован пионерский лагерь для сталинградских  детей, где они в течение 2 месяцев  набирались сил и здоровья.   (Прил № 6)         После изгнания немецко­фашистских захватчиков школа в  1943­1944 учебном году была преобразована в неполную среднюю школу с 7­летним сроком обучения. С 1943 по 1944 г.  заведующим школой  работал Агирбов Алимурза Алиевич.                                                                     Учащихся в школе было немного, т.к. охват детей обучением был неполным. В связи с  трудным материальным положением многих семей, особенно многодетных, отсутствием  10 одежды и обуви, подросткам приходилось помогать родителям, и времени на учебу не  оставалось. Выполняя Закон о всеобуче, сельский совет использовал различные методы  воздействия на родителей, отказывающихся  посылать детей в школу.         Мало было и учителей. Их не хватало. Поэтому учителями могли стать вчерашние  школьники из числа тех, кто хорошо учился и имел склонность к педагогической работе. Так  начинали свою педагогическую деятельность Балова Л.М., Мхце Ц.М.  Военное дело и  физкультуру вели в разное время бывшие фронтовики Агирбов А.Ш.(1943г.), Кумуков И. Г. (1944­1945г.г.), Кештов А.(1946 г.), Цеков Г.К.(1947г.),Санашоков Х.А.(1953г.)         Не было учебников, карандашей. Самым дорогим подарком по тем временам была  обыкновенная тетрадь, т. к. чаще всего для письма приходилось использовать старые газеты.  С окончанием войны школьная жизнь постепенно входила в нормальное русло.          Возвратились учителя­фронтовики: Темиров А.Х., Кармов З.А., Докумов М.Т., в школу  также направлялись педагоги из других местностей, в том числе из Хабеза, Кубины и  Эльбургана. (Прил № 7, 8, 9)       В течение непродолжительного времени (1954­1955 уч.г.) работал учителем истории и  директором школы Дауров Назир Алиевич, который потом был переведен на работу  секретарем Хабезского РК КПСС. (Прил №10)          Навсегда останется в памяти аульчан добрая память о приезжих учителях, которые в эти трудные времена несли свет знаний детям аула. Это Погребняк Ксения Михайловна, учитель  русского языка в начальных классах(1944­1949г.г.), Исаков Александр (осетин), директор  школы и учитель истории и географии в 1945­1946 г.г.           В 1946­47 учебном году, в связи с открытием 6 и 7 классов, в школу были направлены  специалисты­предметники: Шемигонова Мария Александровна (русский язык и литература),  Мартыненко Мария Дмитриевна – учитель биологии, химии, географии, труда. С 1951 по  1961 год учителем  русского языка и литературы в начальных классах работала Каралова  (Озова) Нина Михайловна.           Мацегорова Мария Макаровна, учитель биологии , химии и трудового обучения с 1959г.  по 1963г., Горнага Мария Ивановна ( русский язык и литература), Пономарева Александра  Петровна (математика), Пшмахова Фатима Мухаджировна, (1954­1958г.г.), Добагов Исхак  Калабекович (1963г.), Озова Ксения Абдул­Газизовна (1960­1961 г.г.), Тамазова Гаша  Айсовна (математика), Хапсирокова Л.Я., Биджева Тайбат Аслан­Мурзовна  (ст.  пионервожатая 1953 по 1957г.), Хапиштова Светлана Рамазановна (ст. пионервожатая), в  11 школьной библиотеке работали Хаткова Нина Рамазановна и  Джео (Джандарова) Майя   Газизовна ( с 1960 по 1997г.), долгое время счетоводом работал Лоов Давлет Муссович.  (Прил №11)          В истории развития просвещения было немало учителей достойных высокого звания  «Отличник народного просвещения», которые вложили неоценимый вклад в развитии  сельского образования.          Балова Любовь Муссовна. Почти 50 лет  отдала она работе  с детьми. За безупречный  труд в обучении и воспитании детей ей было присвоено звание  «Отличник народного  просвещения», в 1970 году была награждена юбилейной медалью  « За доблестный труд в  ознаменование 100­летней годовщины со дня рождения В.И.Ленина».  В 1969 году  ее ученики впервые для письма стали использовать шариковые ручки.            Кармов Замахщари Айсович. После окончания Черкесского педучилища в 1939 году  начал работать учителем начальных классов в родной школе. В 1941 году молодой педагог  ушел на фронт. Воевал в 76 военно­дорожном отряде на Северокавказском фронте.  Награжден медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями. После Победы  вернулся домой и все послевоенные годы посвятил себя педагогической работе в стенах  Инжич­Чукунской школы.          Мхце Цуца Меджидовна  с 1943 до 1958 г. преподавала немецкий язык  (хотя не имела  специального образования).         Темиров Абубекир Хадилович (учитель родного языка и литературы, с 1946 г. по1949 г.  и 1953 г. – директор  школы). Уроженец а. Псауче ­ Дахе. Закончил учительский институт в  Черкесске, был направлен учителем начальных классов в а. Кубина. Продолжил  педагогическую деятельность в а.Инжич­Чукун, здесь же создал семью. В 1942 году ушел на  фронт. Был в плену. Закончил войну в Германии, вернулся к своей семье в а.Инжич­Чукун,  был назначен директором школы. Абубекир Хадилович проработал в Инжич­Чукунской  школе 23 года,  вышел на пенсию в 1967 году.          Докумов Михаил Туркбиевич (русский яз. и литература, история, завуч школы). После  окончания Черкесского учительского института в 1941 году начал работать учителем   русского языка и литературы, истории в Хабезской  средней школе. В октябре1941 года был  призван в армию. В составе 37 кавалерийского полка освобождал Румынию, Венгрию,  Австрию. Награжден орденами «Отечественной войны I степени», «Красной звезды», «Славы  III степени», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», « За взятие Будапешта», « За  победу над Германией». После войны работал в школах Хабезского района; учителем,  12 завучем, директором   Инжич­Чукунской восьмилетней школы, написал воспоминания об   истории школы, которые легли в основу моей исследовательской работы.          Хуранова (Аджиева) Екатерина Османовна,  с 1952 года, после окончания Черкесского  педучилища, около 40 лет проработала учителем начальных классов.          Учитель математики Чепурева (Копсергенова) Лидия  Афанасьевна пришла работать в  школу в далеком 1954 году. Знающий педагог, она была очень строга и  требовательна к своим ученикам. Когда ее супруг  преждевременно ушел из жизни, Лидия Афанасьевна осталась  жить с детьми в ауле, продолжала  работать по специальности вплоть до 2005 года.   Удостоена  звания «Отличник народного просвещения».              В свою родную школу в 1954 г. вернулась после учебы Темирова (Урчукова) Тима  Абубекировна, которая также как и ее отец (Темиров А.Х.) посвятила свою жизнь обучению и воспитанию детей.               С 1955 г. по 1984г.   работал учителем физкультуры, затем истории  Биджев Мурадин  Нухович.        Выпускница отделения родного языка Карачаевского пединститута Джандарова  (Аджиева) Любовь Беслановна вернулась в школу в 1961 году. Она стала первым учителем  абазинского языка с высшим образованием. Джандарова Л.Б. является соавтором учебников  родного языка и литературы, долгое время была членом учебно­методического совета при  областном институте усовершенствования учителей (ныне КЧРИПКРО). Её методическим  пособием  для  учителей родного языка пользуются  и по сегодняшний день. Вышла на пенсию в 1997г.       С 1957  до 1972 года работал в коллективе школы Кадыжев И. О.  (география, пение,  рисование, черчение), который был бессменным руководителем школьного хора. Во многом  именно благодаря ему, Инжич­Чукунская школа на  районных смотрах художественной  самодеятельности всегда занимала призовые места.         Джандарова (Джео) Майя Газизовна (1960 ­1997г.г.) работала учителем родного языка в  5­7 классах, библиотекарем, вплоть до выхода на пенсию.       Согласно  Постановлению Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1962 г. с 1 сентября  1963года школа была преобразована в 8­летнюю. Этому предшествовало  строительство   третьего  учебного корпуса, т.к. учащихся на этот период насчитывалось более 415. Новый  учебный корпус с 4­х классными помещениями был выстроен в кратчайшие сроки. (Прил №  12) 13 С 1 сентября 1963 года учащиеся  уже 8­летней школы получили возможность заниматься не в 3 , а в 2 смены. А в  одном из классов старого корпуса  стараниями педколлектива и  дирекции стала  возможной  организация школьного музея В.И.Ленина.        Выпускница Ставропольского пединститута Цекова (Даурова) Майя Алиевна, учитель   русского языка  и литературы с 1960 по 2002гг., заведовала музеем В.И. Ленина и  краеведческим музеем. В 1978 году, в качестве делегата от Хабезского района, участвовала в  работе Всесоюзного съезда учителей, имеет звание «Заслуженный учитель КЧР».         С 1963 года начали свою педагогическую деятельность  Агирбова Фатима Муссовна  (учитель начальных классов до1967г.), Шанова (Докумова) Римма Хаджимурзовна, Пазова  (Агачева) Любовь Кящифовна , Мхце Тамара Мукменгериевна. Любовь Кящифовна стала  преподавать русский язык и литературу. Римма Хаджимурзовна определенный период  сочетала работу завуча с преподаванием, была наставником молодых  учителей. Обе они  работали в школе до 2002 года. Мхце Тамара Мукменгериевна  вела родной язык и  литературу до выхода на пенсию в 1995г.        В 1961 году учителем биологии и трудового обучения в школу был направлен молодой  специалист  Тлисов Мухадин Исмелович. Под его руководством учащиеся и педколлектив  на 80­85% обновили молодыми саженцами старый Дыбецевский сад, который уже плохо  плодоносил, руководил работой ученической  бригады. (Прил № 13)          В школу стали возвращаться наши выпускники, закончившие  высшие учебные заведения.         В 1964 году начал свою профессиональную деятельность в качестве учителя немецкого  языка Цеков Юсуф Айсович. В 1965­66гг. работал  первым секретарем Хабезского райкома  комсомола, директором Инжич­Чукунской 8­летней школы в 1971­1974г.г., директором  Хабезской средней школы  с 1975 по 1977г., в районных партийных органах, министерстве  труда и соцзащиты КЧР. Является автором сборников стихов, нескольких научных работ.  (Прил № 14)        Нашева (Кикова) Майя Шехмурзовна  после окончания Карачаевского пединститута в  1965 году по специальности русский язык и литература проработала в школе 32 года до  выхода на заслуженный отдых в 1997году.        В 1968 году начали работу в  школе учителями начальных классов Нирова (Чикатуева)  Роза Бубовна (1968­1975 г.г.) и Цекова (Нашева) Римма Магометовна.  Римма Магометовна  сочетала основную  работу с общественной деятельностью. Долгое время была председателем профкома коллектива, участвовала в художественной самодеятельности, в работе народного  театра Инжич ­ Чукунского ДК, руководила работой ученической бригады. Ей принадлежит  14 немалая заслуга в организации детского танцевального ансамбля «Марашта». В течение 30  лет, вплоть до своей кончины в 1999 году, была душой коллектива.        Чукова Анна Забитгериевна, выпускница нашей 7­летней школы, закончив Черкесское  педучилище, в 1968 году вернулась в свою родную школу, успешно закончив Карачаевский  пединститут по специальности русский язык и литература, работала учителем русского языка  и литературы в старших классах, завучем школы, учителем начальных классов.  В 2000 году  ей было присвоено звание «Заслуженный учитель КЧР».        В свою родную школу вернулись  выпускники, окончившие Карачаевский пединститут:  Агирбов Мухадин Шугаибович и Джандаров Амин Билялевич, учителя физики и математики,  Цеков Юсуф Хамзетович, учитель физкультуры.       Агирбов Мухадин Шугаибович был назначен учителем физики и математики в 1965 году.  С  1971 по 1975 год работал завучем школы. С 1976 года по 1989 год – директором  сначала  Инжич­Чукунской восьмилетней школы, а с 1990г по 1993 год –средней школы а. Инжич­ Чукун. До 1999 года продолжал работать учителем математики. В общей сложности Мухадин Шугаибович посвятил школе 34 года своей жизни, из них 15 лет в качестве директора школы.        Агирбов Мухадин Шугаибович внес большой вклад в строительство и становление новой  средней школы. В память о нем  кабинет математики  носит его имя, установлена  мемориальная доска. (Прил № 15)        Учитель начальных классов Аджиева Хаок Инусовна прибыла в школу в  1971 году. Ни  слова не зная по­абазински, она  за один год овладела в совершенстве абазинским языком, и в  течение 36 лет  преподавала в начальных классах. Ее труд отмечен званием «Отличник  народного образования».        В школе активно работали пионерская и комсомольская организации, принимавшие  непосредственное участие в воспитании детей. Многие молодые учителя начинали работу в  школе  старшими пионервожатыми.         Выпускники, желающие получить среднее образование переходили  в средние школы  Хабеза и Эльбургана.        В 1972 году начали свою педагогическую деятельность в нашей школе Чукова  (Амирокова) Людмила Хасиновна, Агирбова (Хамукова) Айщат Хасамбиевна и Джужуева  (Абидокова) Фариза Аслан­Гериевна. Более 35 лет до ухода на заслуженный отдых Айщат  Хасамбиевна отработала учителем математики и черчения.        Вот уже более 40 лет  Чукова Л.Х., учитель русского языка и литературы, передает свои  богатые знания и опыт детям и молодым учителям. Ее труд отмечен званиями «Заслуженный  15 учитель КЧР» и «Почетный работник общего образования РФ», она является победителем  конкурса лучших учителей России и удостоена Гранта Президента РФ. В коллективе высоко  ценят ее высокий профессионализм,  неизменную доброжелательность и чуткость.       Коллектив школы постоянно обновлялся. Многие выпускники школы избрали профессию  учителя: Агирбова Майя Михайловна ­ с 1977г.по1986г. учитель начальных классов,  секретарь комсомольской организации школы. Асанаева (Мисходжева) Фатима Мухамедовна­ учитель родного языка и литературы, как победитель конкурса лучших учителей России  удостоена Гранта Президента КЧР, имеет звание  «Почетный работник общего образования  РФ», участник Всероссийского конкурса учителей родных языков от Карачаево­Черкесии в  2009 году. Чукова (Копсергенова) ЗулиРамазановна, учитель иностранных языков, отдала  работе в школе более 25 лет, победитель конкурса лучших учителей России и обладатель  Гранта Президента РФ. Биджева (Цекова) Людмила  Битовна, в школе с 1974 года, старшая  пионервожатая, воспитатель ГПД, зам. директора по воспитательной работе, воспитатель­ организатор первого состава ансамбля «Марашта», в течение многих лет является   профсоюзным лидером школы, «Почетный работник общего образования РФ». Цекова Лариса Кужнецовна начала свою трудовую деятельность пионервожатой и  учителем  начальных классов. Далее в течение многих лет совмещала работу учителя русского языка и  литературы с работой в качестве зам. директора по воспитательной, а затем по учебно­ воспитательной работе вплоть до назначения директором школы в августе 2002 года. Под ее  руководством в 2008 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных  учреждений  России, внедряющих инновационные образовательные программы, и стала  обладателем гранта в 1млн. рублей, направленных на укрепление материально­технической  базы школы. Имеет звание «Заслуженный  бе из лука Балова Арсена Шугаибовича, организация детского хореографичесучитель КЧР».           Тхаголегова Лидия Мухамедовна преподавала химию и географию с 1980 по 1986 гг. Кумуков Нур­Магомет Магометович, учитель музыки с 1975 г., профессионал, с приходом  которого культурная жизнь школы поднялась на новый уровень. Имеет звание «Заслуженный  деятель культуры КЧР».                       Косов Альби Джемурзович работал учителем географии с 1977г.  до 1996г., принимал  активное участие в создании Зала Боевой славы.        Более 30 лет посвятила делу воспитания детей Джужуева (Шаева) Раиса Мухамедовна,  которая начала работать в нашей школе с 1975 года. Годом позже приступила к работе  учителем биологии Косова Римма Адальбиевна, отдавшая школе более 15 лет. 16 Копсергенова Фатимат Муталибовна перевелась из Зеюковской средней школы в 1977  году и до 2012 года преподавала математику. Учителем физики и технологии долгие годы  (1982­ 2008 г.г.) работал Копсергенов Мухамед Аюбович, который был мастером на все руки  и к чьей помощи обращались все работники школы.          Конец 80­х годов был трудным для всего народа, и именно на это время пришлось  строительство новой школы, которое началось в феврале 1988 года. Школе пришлось  «переехать» в здание сельского Дома культуры. Свой вклад в строительство новой школы  внесли и учителя, которые  после уроков помогали строителям, чтобы успеть сдать школу к  началу нового учебного года.          1 сентября 1990 года началась новая история школы в новом современном здании в  статусе средней общеобразовательной школы. Школа была рассчитана на 500 уч­ся,  обучающихся в одну смену, полностью оснащена современным учебно­лабораторным  оборудованием. Появилась возможность в полном объеме выполнять учебную программу по  всем предметам. На момент открытия в школе обучалось более 450 учащихся. Коллектив  школы пополнился новыми кадрами. Пришли молодые учителя: Асланова Зарета  Теувежевна(химия и биология с 1990 по 1992 г.г.), Багова Ася Хизировна (математика),  Агачева Айщат Фуадовна и Кикова Фатя Фуадовна (родной язык), учителя начальных классов Агачева Асият Фуадовна, Хаткова Тезада Адиевна («Почетный работник общего образования  РФ»), Айсанова (Цекова) Рита Гериевна, учитель технологии Агирбова Фатима Шехмурзовна.  Учителем истории и обществознания стал работать Джандубаев Альберт Рабизонович,  в 1993 году сменивший Агирбова М.Ш. на посту директора школы и проработавший  в этой  должности до 1 августа 2002 года. С его именем связано открытие в 1995 г. во дворе школы  памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941­1945 годов, Зала боевой  славы, музея истории школы, установка мемориальной доски нашего именитого земляка,  главного тренера олимпийской сборной СССР по стрелького ансамбля «Марашта». Дважды, в 2001 и 2002годах постановлением Хабезской районной администрации школа по всем  показателям учебно­воспитательной работы была признана лучшей среди школ района    (Постановление № 105 от 27.03.2001Г., № 41 от 13.02.2002г.) (Прил № 16)          Ноябрь 1992 года отмечен появлением в школе абхазских детей, ставших вместе с  родителями беженцами в результате Грузино­Абхазской войны.15 детей, с 3 по 9 класс, до  окончания учебного года учились вместе с нашими детьми. К ним проявлялось  исключительное внимание, специально для этих детей была проведена елка, все получили  новогодние подарки ­ делалось все, чтобы дети забыли ужасы войны. Школа принимала самое  17 непосредственное участие не только в устройстве беженцев, но и в сборе продуктов и одежды для отправки в Абхазию.    В 1992 году биологию начала преподавать Хаткова Фатима Еруслановна, дипломант  республиканского этапа профессионального конкурса «Учитель года­2000»,которая с 2006 г.  совмещала работу учителя с должностью зам.директора по учебной работе, а в апреле 2009  года  назначена директором школы, награждена Почетной Грамотой Парламента КЧР,  памятной медалью «Патриот России».     С 1993 года  начали работать учителем физкультуры работает Урчуков Фуад  Хасамбиеивич.  Цековым Ануаром                  В том же 1993 году начали работать Айсанов Зауаль Джибович, учителем истории и  обществознания (ранее долгое время работал учителем истории и директором в  Эльбурганской средней школе, сейчас он находится на заслуженном отдыхе), Аджиева  (Джибабова) Оксана Абдулаховна, учитель родного языка, Чукова Фатима Гериевна, учитель  химии, завуч школы, «Почетный работник общего образования РФ». Годом позже английский  язык начала преподавать Цекова Фатима Мухамедовна, «Почетный работник общего  образования РФ», совмещала работу учителя и зам.директора по воспитательной, затем ­ по  учебной работе, вышла на пенсию в 2012 году.  Начали свою трудовую биографию  Биджева  Марина Михайловна, воспитатель ГПД, проработавшие  несколько лет  Цекова Радина  Рабинзоновна, координатор, БиджеваДжемма Борисовна, старшая вожатая, Карданова  Фатима Рамазановна, учитель родного языка.            В 1995 году начали свою трудовую деятельность учитель начальных классов Агирбова  Майя Мухабовна( проработала до 1999 г.), Урчукова Марина Мухарбиевна – воспитатель,  позднее – учитель русского языка и литературы, Докумова Аскерхан Исмаиловна, учитель  истории и обществознания, Джужуев Ауес Хасанович ­  воспитатель, учитель ОБЖ.                           В 1996 году был принят на работу  Джужуев Крым Мурадинович учителем географии,  затем он работал учителем ОБЖ, заместителем директора по безопасности. Крым  Мурадинович является своего рода живой энциклопедией прошлой и современной жизни  нашего аула. Неоценим его вклад в сборе материалов  об участниках ВОВ и  работниках тыла  при создании Зала Боевой Славы. Крым Мурадинович – интересный собеседник, талантливый  рассказчик.         С 1997 года работает учителем физики Хунов Руслан Шамсудинович, заведующий всей  школьной аппаратурой и без которого не обходится ни одно школьное мероприятие. С этого  же года приступили к работе  учитель английского языка Айсанова Фатима Битовна,  18 Почетный работник общего образования РФ, воспитатели ГПД Кикова (Хаткова) Тамара  Юрьевна и Копсергенова (Хаткова) Рита Мухамедовна, учитель русского языка и литературы  Бленаова Фатима Рауфовна. (Прил № 17)           Учителями начальных классов работают выпускники Черкесского педучилища Уша Дина Олеговна (с 1999года) и Докумова Марина Исмаиловна (с 2000 года).        С 2001 года учителем истории и обществознания работает Шхаева Марьят Салим­ Гериевна.       Внедряются новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального и  основного общего образования. В 2014 году школа была признана лучшей среди абазинских  школ.  Дружный коллектив Инжич ­ Чукунской школы с оптимизмом смотрит в будущее и надеется,  что в стенах нашей школы дети будут всегда получать лучшее образование и воспитание. Заключение         Время не стоит на месте. С каждым днём появляются новые сведения о развитии  образования в нашей стране. Наша новая школа с новым составом учителей и детей не отстаёт от времени, внедряя современные технологии. Но без прошлого нет настоящего и будущего,  эта связь неразрывна. Поэтому, я думаю, что все сведения, изложенные в данном материале,  послужат подрастающему поколению бесценным ориентиром в будущее. Если появятся  другие интересные факты, они с интересом обратятся для дальнейшего их исследования.     19 В данной работе решены задачи формирования теоритических и практических навыков  введения исследовательской деятельности, отражены ход времени и развитие образования на  примере биографии личностей, причастных к развитию образования в нашем ауле.        Остаются ещё ряд не решённых проблем в перспективе дальнейшего исследования:   ­ установить биографические данные всех учителей, когда­либо работавших в нашей школе; ­ сбор большей информации о первых просветителях аула.   Использованные источники: Архив. Статистический сборник за 1920 – 23гг. НЕА ­16) По Эльбурганскому округу.  Рукопись М.Т. Докумова.   Школьный архив.  Рассказы старожил.  1) 2) 3) 4) Приложение № 1     I учебный корпус школы (фото из школьного архива)   20 Приложение №2     Айсанов Алихан Кала­Гериевич (фото из семейного архива  Айсановых) Приложение №3     Аджиев Хангери Якубович  (фото из семейного архива  Аджиевых) 21 Приложение № 4         Джужуев  Мухтар Батырович (фото из семейного архива  Джужуевых) 22 Приложение № 5                 Административное здание школы (фото из школьного архива) Приложение № 6         Заметка в газете «Красная Черкесия» ( из архива сельской библиотеки) Приложение № 7   1947г. Гумжачев М.Б., Абазов Г.У., Рамазанов М.Х., Иванов И.М.      Учащиеся 2 класса  с учителями Физиковой М.Х. и Гумжачевым М.Б.  (из школьного архива) 23 Приложение № 8     Похвальная  Грамота ( из личного архива Цекова Ю.А.) Приложение № 9     1950г. 1 ряд: Кужева (Тлисова) Е.Ш., Балова Л.М.;2ряд: Горнага  М.И.,Темиров А.Х., Чимов А.И., Мартыненко М.Д.,Кармов З.А., Пономарева Н.Г. 3ряд:  Нашев Б.О., Косова Ф.А., Пшмахов У.И., Докумов М.Т., Мхце Ц.М., Кужев К.Б. (из  школьного архива)  24 Приложение № 10       1954 год. 1ряд: Косов Т.И.(завхоз),Кужев К.Б.,Балова Л.М.,Пшмахов  У.И.;2 ряд: Темиров А.Х., Уразгельдиева М.Ч., ДауровН.А.,Орел Г.Д.; 3 ряд: Копсергенова  Л.А., Аджиева Е.О.,Пшмахова Ф.М., Мартыненко М.Д. ( из школьного архива)  Приложения № 11     Коллектив работников школы 7­летки 1954г. (слева направо) 1 ряд:  Темирова (Урчукова) Т.А., Аджиева Е.О., Кужева Е.Ш. , Биджева Т.А., Кармов З.А.; 2  ряд:Темиров А.Х., Копсергенова Л.А., Пшмахов У.И., Долгова М.Н., Гошокова Ф.И.;  3ряд:Докумов М.Т., Каралова(Озова) Н.М., Хаткова Н.Р. (из школьного архива)  25 Приложение № 12    Дополнительный корпус восьмилетней школы 1965г. ( фото из архива  школы) Приложение № 13       1964г. 1 ряд: Аджиева Е.О.,Тлисов М.И., Балова Л.М.;2 ряд: Койчев  Н.И., Мацегорова М.М., Пшмахов У.И., Темиров А.Х., Косов М.К., Швадчик М.М.,  Джандарова Л.Б.; 3 ряд: Джандарова М.Г., Добагов И.К., Копсергенова Л.А., Докумова Р.Х.,  ДокумовМ.Т., Хапиштова С.Р. ( из школьного архива ) 26 Приложение № 14    Фото 1965г. Учителя и ученики 8 кл.  (из школьного архива) Приложение № 15   1972г. 1 ряд: Тлисов М.И., Урчукова Т.Б., Цеков Ю.А., Аджиева Е.О.,  Докумов М.Т.,Балова Л.М., Джандарова Л.Б., Кадыжев И.О.;2ряд: Чукова А.З., Джандаров  А.Б.,Цекова М.А.,Мхце Т.М., Агирбов М.Ш.,Докумова Р.Х.,Чукова Л.Х.,Тлисов В.Я.,Цекова  Р.М. (из школьного архива) Приложение № 16 Коллектив в 1999 г. (из школьного архива) 27 Приложение № 17                    Работники школы. 2001г. (из архива школы) 28 Тезисы к исследовательской работе: «История развития просвещения в а. Лоовско – Зеленчукский (а. И­Ч) Автор: Биджев Назир Русланович, ученик 9 класса МКОО СОШ а. Инжич­Чукун Руководитель: Докумова Аскерхан Исмаиловна учитель       Первым заведующим Лоовско­Зеленчукского училища с 1 ноября 1895 года числился  Игнатий Степанович Дыбец.        За труды по первой всеобщей переписи населения Российской империи Игнатий  Степанович Дыбец 19 мая 1897 года «всемилостивейше награжден» темно­бронзовой медалью «государственных цветов» для ношения на шее. Все предметы преподавал сам И.С. Дыбец,  кроме арабского языка. Он же вел хозяйственные дела.         Учителями латинского и арабского языков Айсанов Алихан, Джужуев Мухтар, учитель  права и арабского языка Аджиев Хангери. Все они вначале закончили медресе Эраджиба­ хаджи Джужуева, которое функционировало в ауле задолго до основания школы.        Школа в послевоенное время. После изгнания немецко­фашистских захватчиков школа в   1943­1944 учебном году была преобразована в неполную среднюю школу с 7­летним сроком  обучения. С 1943 по 1944 г. заведующим школой  работал Агирбов Алимурза Алиевич.                   Навсегда останется в памяти аульчан добрая память о приезжих учителях, которые в эти  трудные времена несли свет знаний детям аула. Шемигонова Мария Александровна (русский  язык и литература), Мартыненко Мария Дмитриевна – учитель биологии, химии, географии,  труда и т. д         В истории развития просвещения было немало учителей достойных высокого звания  «Отличник народного просвещения», которые вложили неоценимый вклад в развитии  сельского образования.        1 сентября 1990 года началась новая история школы в новом современном здании в  статусе средней общеобразовательной школы. Школа была рассчитана на 500 уч­ся,  обучающихся в одну смену, полностью оснащена современным учебно­лабораторным  оборудованием. Появилась возможность в полном объеме выполнять учебную программу по  всем предметам. На момент открытия в школе обучалось более 450 учащихся. Коллектив  школы пополнился новыми кадрами. Пришли молодые учителя.  Внедряются новые  федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального и основного общего об                 разования. В 2014 году школа была признана лучшей среди абазинских школ. 29

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"

Исследовательская работа ученика 9 класса Биджева Назира "История развития просвещения в а. Лоовско-Зеленчукском (Инжич-Чукун)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019