Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.
Оценка 5

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
искусство +2
9 кл
02.04.2018
Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.
Представленный материал содержит портфолио и паспорт проекта, аннотацию, подробный план работы над проектом с указанием видов деятельности. Представлены также исторические материалы (воспоминания участников боев, интервью, карты боевых действий), фотографии с места съемок фильма "Они сражались за Родину". Приведены результаты проектной деятельности, рецензия на проект.
Проект Они сражались за Родину....docx
«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»: литература,история,киноискусство ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА Паспорт проекта  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 городской округ город Михайловка Волгоградская область». Проект   «Они   сражались   за   Родину»:   литература,   история, киноискусство».   Руководитель   проекта:   А.В.   Буртовая,   учитель   русского   языка   и литературы МКОУ «СШ№3 г. Михайловка».   Консультант   проекта:   М.А.   Вершинина,   кандидат   филологических наук,   доцент   кафедры   гуманитарных   дисциплин   филиала   ФГБОУ   ВПО «ВГСПУ» в г. Михайловке Волгоградской области. Возраст автора:15 лет. Возраст пользователей: от 10 лет. Автор проекта: Просвирова Ирина, 9 класс. Тип проекта: исследовательский, практико­ориентированный. Цели:  Практическая ­ выяснить, какие события происходили в 1942 году в местах съемок фильма «Они сражались за Родину».  Педагогическая   ­   формировать   в   процессе   проектной   деятельности   социальную   ответственность, активную   гражданскую   позицию, патриотические чувства. Задачи:  Развивать   умения   находить,   анализировать   и   систематизировать материалы, представленные в  различных источниках.  Способствовать формированию активной жизненной позиции. Проблемы, которые решает проект:  Выяснить,   почему   С.   Бондарчук   выбрал   для   съемок   фильма   «Они сражались за Родину» берег Дона в районе ст. Клетской.  Сравнить изображение событий   1942 года в документах, литературе, кинофильме.  Внести посильный вклад в формирование мировоззрения и поведения, ориентированного на универсальные гуманистические ценности. Результат.  Практический ­ собрана и проанализирована информация из различных источников, оформлены буклеты и стенд.  Методический ­ материалы проекта могут быть использованы на уроках истории,     краеведения,   литературы,   при   проведении   тематических классных часов и бесед.  Образовательный ­   формирование универсальных учебных действий , культуроведческой компетенции, получение новых знаний за пределами базовых курсов школьных предметов.  Развивающий   ­   развитие   умения   планировать   деятельность, самостоятельно приобретать и применять полученные знания. Развитие творческого мышления ­ креативного подхода к решению проблем. Продукт.  Выводы по результатам работы, оформление стенда, буклетов. Апробация.  Участие в «Литературной гостиной» в Городской детской библиотеке №9 МБУК «ЦБС г. Михайловки». (Благодарственное письмо). Выступления на открытом   внеклассном  мероприятии, интегрированном   уроке  истории и литературы. Аннотация.   Необходимость  развития  интересов  учащихся  в  области  истории  и краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания о родном крае, о его героическом прошлом, тем более   действенными   окажутся   они   в   воспитании   любви   к   родной   земле, уважении традиций своего народа, патриотизма.  К сожалению, сегодня нередко можно видеть, как грубо искажаются исторические факты, как вандалы рушат памятники, как поднимают голову новые фашисты.  Молодым   людям   необходимо   знать,   к   какой   трагедии   это   может привести. Один   из   источников   проекта   ­   воспоминания   ветеранов   321­й стрелковой   дивизии,   выступавшей   в   ударной   группировке   65­ой   Армии Донского   фронта.   Документы   и   материалы   экспозиции   Михайловского краеведческого музея дополняют эти воспоминания. Представить,   какие   испытания   выпали   на   долю   наших   прадедов, помогает роман М. Шолохова «Они сражались за Родину» и одноименный фильм С. Бондарчука, снятый в окрестностях ст. Клетской. Именно там, в излучине Дона, в ноябре 1942 года началось наступление 65­Армии Донского фронта. План выполнения проекта Посмотреть художественный фильм «Они сражались за Родину»; • • изучить карты боевых действий в районе ст. Клетской; изучить литературно ­ документальные источники; познакомиться с воспоминаниями очевидцев, солдат и офицеров,         • сражавшихся в малой излучине Дона; • • посетить краеведческий музей; прочитать роман М. Шолохова «Они сражались за Родину»; сопоставить изображение событий 1942  года в романе и фильме с     • соответствующей информацией документальных источников; сделать вывод; апробировать проект. Бои в излучине Дона Роковой, страшный 1942 год.  Страна объята пламенем кровавой войны. Докатилась она и до донских хуторов и станиц.  Дым и гарь окутали землю. Зловещее   черное   крыло   смерти   накрыло   излучину   Дона.   обетованную, священную донскую землю пришел коварный враг.   Сюда,   на В   районе     хутора   Перекопки   держали   оборону,   а   потом   перешли   в наступление   воины   321­й   стрелковой   дивизии,   выступавшей   в   ударной группировке 65­ой Армии Донского фронта. Рассказывает   председатель   совета   ветеранов   дивизии   Александр Иванович   Плехов:   «Позиции   наших   стрелковых   подразделений   местами проходили   по   полям   переспелых   хлебов,   и   гитлеровцы   перед   атаками поджигали их, чтобы едким дымом выкуривать нас из окопов и траншей. К тому же создавалась дымовая завеса, под прикрытием которой враги шли в атаку. Трудно было под плотным неприятельским огнем и в дыму хлебного пожарища удержаться на позиции».  Об   этом   А.И.  Плехов  написал   в 1942  году   стихотворение  «Тяжелая гарь»: Враги обрекли наши нивы пожарам, Как в буйных набегах кочевники встарь . Возить бы зерно нам к колхозным амбарам –  Вдыхаем здесь хлеба тяжелую гарь. Теперь бы нам дома ядреные зерна  С хозяйской оценкой – с ладони в ладонь. Крестьяне в шинелях, мы смотрим прискорбно, Как хлеб пожирает всесильный огонь. Вспоминает   минометчик   Кузьмин:   «Как   самое   страшное,   жуткое запомнились мне ночные пожары, зарево над донской степью.  Голосят бабы, ревут   ребятишки,   а   зерно   горит;   дым   тяжелый   –   не   поднимается   кверху, ползет по земле, запах его разносится на многие километры вокруг».  Газета   «Забайкальский   рабочий»   от   10   апреля   1969   года   поместила воспоминания бойца 321­й дивизии Петра Кудакова: «Мне и моим землякам, однополчанам 321­й Забайкальской стрелковой дивизии, в то время 19­летним парням, довелось принять боевое крещение и стоять насмерть у Тихого Дона.  Гитлеровцы прорвались к селу Осинки и вышли на командный пункт дивизии и в тыл 488­му полку майора Федякина. Батальоны майора Епанчина отражали   натиск   врага  у   хутора  Меловского.  Раненый  командир   полка   не оставил   своих   подразделений.   Бойцы   стрелкового   отделения   сержанта   И. Охлопкова у хутора Логовского за несколько часов отразили четыре атаки   Политрук   Шагланов, немцев   и   истребили   почти   две   роты   врагов.   вооружившись станковым пулеметом, вступил в бой с ротой фашистов.  Герой погиб, но дорогую цену заплатили оккупанты за его жизнь.  Орденом Красного Знамени   Шагланов   был   награжден   посмертно.   Когда   у   хутора   Перекопки разрозненные   группы   наших   бойцов   остались   без   командиров,   старший лейтенант С.Ф. Шпигальский, возвращаясь из разведки, объединил их и ночью с   боем   вывел   из   окружения.   Он   был   награжден   за   это   орденом   Красной Звезды. Знайте, что наши однополчане погибли, мужественно сражаясь в малой излучине   Дона.   Их   останки   захоронены   в   братской   могиле   хутора Перекопки».      По словам командарма П.И. Батова, самое важное, что 321­я дивизия в первый   день   прорыва   связала   376­ю   немецкую   дивизию   и   до   полусотни танков, заставила их втянуться в тяжелый бой. Это помогло решить главную задачу   армии.   Пресловутый   фон   Даниэльс   по   уши   увяз   в   районе   Осинки­ Логовский, и этим 65­я армия обязана частям, геройски отбивавшим здесь контратаку за контратакой.  Вот   как вспоминает об этих днях участник битвы под Сталинградом гвардии   майор   в   отставке   Корсаков   Василий   Филиппович:   «Наша Забайкальская   321­я   стрелковая   дивизия   формировалась   в   Читинской области.   Боевое   крещение   мы   приняли   в   излучине   Дона   под   станицей Клетской.   Немецко­фашистские   полчища,   оснащенные   новой   техникой, яростно  рвались  вперед,  пытаясь сбросить нас  в  Дон.  Они  не  считались с большими   потерями,   день   и   ночь   бомбили   с   воздуха,   обстреливали   наши позиции шквальным артиллерийским и  минометным огнем.  Мне запомнились ожесточенные бои в период с 4 августа по 19 ноября 1942 года в хуторах Логовский, Мелологовский и Мелоклетский. На каждую атаку противника мы отвечали яростными контратаками. Первая рота лейтенанта Новикова, вторая рота лейтенанта Чемберга и моя   третья   рота   занимали   оборону   в   районе   балки   Сухой   Лог.   Огнем пулеметов, минометов и артиллерии мы уничтожали вражеских солдат. В этих боях смертью храбрых пали лейтенанты Новиков, Павлов, Чемберг, а также сержанты и рядовые бойцы, похороненные в хуторе Меловском. Были тяжело ранены   комбат   Карев   и   капитан   Баранов.   Мне   пришлось   взять   на   себя командование батальоном.     Мне не забыть день 19 ноября. Было пасмурно, падал снег. В 7.30 в тылу Дружилинских высот слева и справа раздался рев артиллерии, полки тяжелых минометов дали первый залп. Это было начало великого разгрома врага». Я помню утро ноября: средь тишины Над Доном небо словно раскололось,  Когда с врагами во весь голос Заговорил советский «бог войны».                                                                (А.И. Плехов) Из   воспоминаний   участника   боев   под   Клетской   Власова   Виталия Васильевича.   «Лед   на   Дону   уже   стоял.   Мы   перешли   Дон   против   хутора Дружилинский. Связистские катушки волоком тянули по льду. Для страховки использовали прутья ивняка. Место нашей переволоки было у мельницы, что стояла   у   ручья.  Остаток   ночи  18   ноября   провели   в   крайнем   доме   хутора Дружилинского. Мы обсушились, подремали, попировали картошкой. Помню крашеные голубые стены дома. Горница, кухня, русская печь – все, как у нас в Сибири.  19 ноября глохли от взрывов, пасмурное небо спасло нас от вражеской авиации.   Овраги   заполнились   ранеными.   Я   весь   день   на   пологом   косогоре исправлял   связь.  Утром  20­го   все   кругом   было   белым­бело,   а  21­го   снега выпало уже на полметра. Чтобы согреться, жгли головешки остатков хутора Сухой Лог. Ботинки английского производства впитывали всю сырость. Ноги мерзли. У костра я так нагрел подошвы, что дорогой они стали крошиться, а мы все шли и шли. Кременская осталась правее. Всю зиму мы были в чистом поле. Спали в снегу. Как выдюжили? Не знаю… Морозы не уступали нашим, сибирским.  А теперь астма, ревматизм и прочее. Да еще сны страшные». С   болью   вспоминает   о   тех   страшных   днях   Владимир   Петрович Сударчиков, уроженец хутора Логовского:  ­   Война   застала   нас,   13­15­летних   подростков   в   хуторах   Малые   и   Лето   выдалось   жарким,   Перекопка. Большие   Ярки,   Логовский, малодождливым. В безоблачном небе постоянно дежурил самолет­разведчик «Рама».   Изредка   появлялся   самолет­корректировщик.   Они   следили   за передвижениями разрозненных советских частей. «Рама» иногда сбрасывала небольшие   бомбы   на   остановившиеся   в   садах   воинские   отряды,   конные повозки, на женщин и детей, выгонявших утром скот на пастбища. Постоянно обстреливались   немцами   копны     скошенных   хлебов,   сена.   Видимо,   они думали, что в них прячутся наши солдаты. В конце августа появились три немецких тяжелых танка и, обстреляв из орудий   близлежащие   хутора,   под   вечер   ушли   в   сторону   Клетской.     На следующий   день   при   поддержке   этих   же   танков   появилось   около   роты немецкой   пехоты.   Хутора   Логовский,   Малые   и   Большие   Ярки   после кратковременного боя были взяты немцами. Из сорока бойцов, защищавших эти хутора, часть погибли, остальные ушли на новые позиции в Перекопку. Все   жители   из   оккупированных   хуторов   двинулись   к   Орехову,   Венцам, Бузиновке.  Перед 7 ноября выпал снег, и небольшой туман окутал окрестности. Прилетели   два   наших   самолета   и   начали   обстреливать   из   пулеметов расположения немцев. Один из самолетов был сбит, второй, сделав над сбитой машиной круг и обстреляв немцев из пулеметов, улетел.  Приблизительно   20­22   ноября   между   хуторами   Орехов   и   Средний состоялся   рукопашный   бой   советских   воинов   и   румын.   Немцы   и   румыны закрепились на горе за хутором Крайний, но вскоре от залпа наших «катюш» все окопы запылали.  Эх, берега вы правые…Кручи да излучины! Забыть ли день крещения у Дона у реки. И с ходу с переправы, как мы врезались в Лопушино, В Осинки, хутор Логовский и в Малые Ярки. Стояло утро раннее, туманное, осеннее. Вдруг небо расколол во мгле советский «бог войны». Надолго по заданию стряслось землетрясение, А следом в наступление пошли войска страны.                                                                         (А.И. Плехов) Враги начали отступать к Венцам и далее к Сталинграду. Мы же через три дня, подкормленные солдатской кашей, вернулись в родной хутор. От Малых Ярков осталось всего два дома, остальные сгорели. С сентября 1942­го года по июнь 1946­го года я ни разу досыта не ел настоящего хлеба… (А.И.Плехов «Дороги привели в Берлин») Сегодня, когда я вижу (хорошо еще, что по телевизору, а не на своей улице!) молодых людей со свастикой на рукаве, я думаю: вот бы вас хоть на один день в 42­ой год, в хутора Перекопку, Логовский, станицу Клетскую… Как   бы   вы   тогда   запели?!   А   то   ведь   недалеко   и   до   того,   что   пишет И.Губерман:  «Любую можно кашу мировую Затеять с молодежью горлопанской,  Которая Вторую мировую Уже немного путает с Троянской». Сейчас   войны   нет.     Но,   глядя   в   мирное   чистое   небо,   всегда   надо помнить, какое же это счастье! Героев   наградили   орденами,   медалями.   В   их   честь   названы   улицы, площади,   корабли.   Нужно   ли   это   мертвым?   Это   нужно   живым!   Чтобы   не забывали, потому что  Мы ходим по земле, их кровь впитавшей. Мы смотрим в небо, видевшее их. Давайте будем помнить павших. Их помнить. Ради нас, живых! Клетский плацдарм          Летом и осенью 42­го название станицы Клетской не сходило с газетных полос   и   транслировалось   по   Всесоюзному   радио.   Сводки   Совинформбюро начинались с сообщений о тяжёлых ожесточённых боях в районе Клетской. «В течение ночи на 1 августа наши войска вели бои с противником в районе Цимлянской… В районе Клетской продолжались ожесточённые бои с пехотой и   танками   врага.   Уничтожены   два   штаба   воинских   частей   противника,   12 противотанковых орудий, 3 бронемашины и не менее 1500 немецких солдат и офицеров…» 9 августа: «В районе Клетской наши войска отбили 17 танковых атак немцев». 12   августа:   «В   течение   ночи   на   11   августа   наши   войска   вели   бои   с противником в районе Клетской. Отбили многочисленные атаки противника». И так весь август, сентябрь и октябрь 42­го                  Четыре месяца немецкой оккупации принесли жителям Клетского района много горя и страданий. Вот один из многих примеров. Враг лез через горы своих трупов к Дону. Эти человекоподобные звери, предвкушая добычу, врывались в казачьи хаты, ломились в погреба: « Матка, яйки!»           Немцы и румыны разграбили, разрушили и сожгли хутора Караженский, Мелоклетский,   Логовский,   Староклетский,   Перекопский,   Ореховский, станицу Распопинскую. В Клетской из тысячи домов после битвы подлежали капитальному   ремонту   лишь   десять.   В   пепелище   были   превращены   здания электростанции, мельницы, клуба, школы, Дома пионеров. Такими стали населённые пункты Придонья, в которых навели «новый порядок» гитлеровские иезуиты.           Продолжительное время более 200 гектаров пахотной клетской земли зарастало бурьяном — все поля были напичканы минами. Первый же трактор, выехавший   с   плугом   на   пашню   совхоза   «Пионер»,   подорвался.   Погибли тракторист и прицепщик.           Долгое время пустовала эта земля, нагоняя на людей тоску. Боялись новых жертв. В 1969 году командующий Северокавказским военным округом прислал   сапёров.   Они   прочесали   поле   вдоль   и   поперёк   миноискателями, нашли и обезвредили более 300 мин. Командир взвода сапёров сам сел за рычаги трактора, объехал поле и по периметру, и по диагонали несколько раз. Только после этого выехали на поле совхозные трактористы.  (www.stalingrad.ru)          Генерал Чистяков:                  Расположение нашей армии, которая занимала по фронту сорок два километра, было довольно сложным, поскольку наш фронт перерезала река Дон. Одна часть армии располагалась на плацдарме вдоль правого его берега, а другая вдоль левого. Причем правый берег сильно возвышался над левым, местами до шестидесяти — восьмидесяти метров.          Глубина плацдарма на правом берегу колебалась от полукилометра до двенадцати — шестнадцати километров. Поскольку правый берег был голым, открытым,   он   хорошо   просматривался   и   с   земли,   и   с   воздуха.   Много неприятностей доставляли нам балки, которыми он был изрезан. Зимой их заносил снег, и это представляло большую опасность для техники. Водитель мог   не   заметить   углубления,   провалиться   в   него   с   машиной,   и   тогда,   как говорится, пиши пропало.           Левый берег Дона отлогий и с правого, который занимал противник, хорошо просматривался на большую глубину, но там шла полоса леса, где можно   было   скрытно   сосредоточить   войска,   замаскировать   их.   Однако затрудняло дело то, что эта полоса была узкой и уже ближайшие войсковые тылы   располагались   на   сыпучем   песке.   Сколько   же   труда,   сил   стоило провести по нему машины, груженные боеприпасами, продовольствием! Если по грунтовой дороге машина идет двадцать — тридцать километров в час, [84]   то   тут   еле­еле   проползала,   расходуя   огромное   количество   горючего, пять­шесть  километров.  Надо  учесть   и  то,  что   передвигаться  можно   было только ночью и с погашенными фарами. Очень много времени и сил потратили мы тогда на создание колейных бревенчатых дорог. Красноармейцы окрестили дорогу   в   настил   «малярийкой».   И   правда,   едешь   по   бревнам,   уложенным поперек, трясет покрепче, чем в лихорадке.           Нужно отдать должное местному населению. Как оно нам помогало в строительстве и ремонте этих дорог!                   Когда  я  увидел,  как  много  пришло   на помощь  саперам   женщин, подростков, удивился и спросил у генерала Кулинича: — Откуда столько народу? Он ответил: — В большинстве это эвакуированные горожанки с детьми. Многие тут из Прибалтики, Белоруссии, Украины. И они и местное население помогают нам с большим желанием.                    Пройдя всю войну и форсировав немало рек, я могу сказать, что войскам нашей армии  никогда не  приходилось   так тяжело  переправляться через водную преграду, как через Дон в ноябре и декабре 1942 года.           Поздней осенью нельзя организовать переправу ни по­летнему, то есть мостами и паромами, ни по­зимнему, так как река еще не замерзла полностью. Лед не мог выдержать не только технику, но и человека. Чтобы построить мост   через   Дон,   ширина   которого   достигала   ста   двадцати   метров,   или провести   паром,   приходилось   вырубать   лед.   В   некоторых   же   местах, наоборот, намораживали лед, то есть клали сучья, солому, заливали их водой, лед утолщался, и по нему тогда переправляли машины.          Беспримерен подвиг саперов! Люди гибли от пуль и осколков, тонули, но продолжали упорно трудиться, невзирая на обстрелы и бомбежку.          Сосредоточение войск и техники на плацдарме на правом берегу Дона в последние   дни   перед   наступлением   было   таким   плотным,   что   каждый вражеский снаряд, мина, бомба, упавшие в этом районе, обязательно поразили бы какую­то цель.          Не раз вспоминал я тогда разговор с Г. К. Жуковым, который, заслушав мое решение о том, что за три дня к утру 19 ноября мы сосредоточим войска на плацдарме правого берега, спросил меня: [85] —   Уверены   ли   вы,   как   командарм,   что   противник   не   обнаружит   вашего сосредоточения? Трудно было ответить на этот вопрос, но я доложил: — Мы приняли все меры для маскировки войск на правом берегу.          Доложил я ему о том, что обстреливаем отдельные самолеты противника столько же, сколько и раньше, и ведем огонь с левого берега Дона, хотя тогда уже целая зенитная дивизия была расположена на правом берегу. В лесу, в старом русле Дона, мы закопали танки, замаскировали их. Целые дни над нашим   расположением   летают   самолеты­разведчики,   фотографируя местность, и если мы обнаруживали малейшие элементы демаскировки, сразу же ликвидировали их, делали маскировку более тщательно. Г. К. Жуков сказал мне: —   Учтите,   товарищ   Чистяков,   если   противник   обнаружит   ваше сосредоточение, он будет авиацией день и ночь бомбить и не только нанесет вам очень большой урон в людях и технике, не только сорвет планы вашей армии,   задуманную   Ставкой   Верховного Главнокомандования.   но   и   всю   операцию, Защита проекта Отмечая юбилеи славных дат нашей истории, нельзя делать вид, что мы не замечаем марширующих скинхедов, оскверненных памятников, свастик на стенах наших домов. К какой трагедии это может привести,  рассказывают не только учебники истории, но и  произведения художественной литературы и фильмы. Особенно большое значение имеют те, в которых отражены события, происходившие в нашем крае, на земле, где мы живем.          Изучая историю, надо за скупыми цифрами и сводками увидеть живых людей, их судьбы, услышать их голоса.                   После   просмотра   фильма   «Они   сражались   за   Родину»   мы   предположили, что место для съемок – излучина Дона и прибрежная степь в районе станицы Клетской ­  было выбрано не случайно.            Фильм рассказывает о тяжелых боях под  Сталинградом летом 1942 года. И мы поставили  цель:  выяснить, какие события происходили в 1942 году на месте съемок фильма.          Были намечены направления деятельности:  изучить карты боевых действий в районе ст. Клетской;  изучить литературно ­ документальные источники;  познакомиться   с   воспоминаниями   очевидцев,   солдат   и   офицеров, сражавшихся в малой излучине Дона;  посетить краеведческий музей;  прочитать роман М. Шолохова «Они сражались за Родину»;  сопоставить   изображение   событий   1942     года   в   романе   и   фильме   с соответствующей информацией документальных источников. Содержание проекта целесообразно и научно обосновано, т.к. были применены следующие методы:      исследовательский:  изучение документов, писем, воспоминаний очевидцев.      частично­поисковый:  работа с публицистикой.     Результаты работы.        Мы выяснили, что   в малой излучине Дона, в районе ст. Клетской, героически держали оборону, а 19 ноября 1942г. перешли в наступление воины   65­й   Армии   Донского   фронта.   Места   съемок   фильма   (хутора Мелоклетский,   Логовский,   Осинки)   освобождала   321­я   Гвардейская стрелковая дивизия сибиряков, сформированная в Чите.      19 ноября 1942 года залпами «Катюш» началась операция «Уран». День артиллерии сегодня – дань памяти тому историческому событию.        Вывод. Фильм С.Бондарчука «Они сражались за Родину» снимался в местах кровопролитных боев. Это помогло в мельчайших подробностях воссоздать   картины   сражений,   танковых   атак,   горящих   полей   пшеницы, переправы через Дон.      Безусловная новизна работы заключается в том, что события 1942 года раскрываются   в   тесной   связи   истории,   краеведения,   литературы   и киноискусства.     Проект имеет практическую значимость.      Его материалы можно использовать на уроках истории и краеведения, при   подготовке   бесед   и   тематических   классных   часов,   конкурсов, сочинений и рисунков на патриотическую тему, при оформлении стендов школьного музея.  Проект   апробирован.  Мы   выступили   с   ним   перед   читателями   городской детской библиотеки, за что получили Благодарственное письмо, на открытом внеклассном мероприятии.         Познакомившись   с   содержанием   проекта,   многие   ребята   захотели больше узнать о Сталинградской битве и загорелись желанием совершить экскурсию на место съемок фильма.                В бескрайней ковыльной степи и сегодня находят останки наших бойцов, чтобы с почестями предать их земле. На высоком донском берегу сооружен памятник и поставлена часовня. И пока к этому месту протоптаны тропинки, мы верим ­ новый фашизм не пройдет, и вносим в это дело свой посильный вклад представленным проектом. Литература 1.Сталинград: уроки истории. Воспоминания участников битвы/ под ред.  Маршала Советского Союза  В.И.Чуйкова. – Москва: «Прогресс»,1980. 2.Плехов, А.И. Дороги привели в Берлин/ А.И. Плехов. – Саранск : «Тип.  Крас. Окт.», 2005. 3. (Тимофеев В.И. «Клетский плацдарм».  Волгоград: Государственное  учреждение «Издатель»,  2002.) 4.М. Шолохов «Они сражались за Родину»/Волгоград, Ниж. – Волж. кн. Изд­ во, 1997. 5.Интернет­ресурс.www. stalingrad 70.ru 6. .Интернет­ресурс.www.voolgograd.ru 7. Интернет­ресурс .w ww.volgograd.ru   militera.lib.ru/memo/russian/chyistyakov Рецензия         на исследовательский проект «Они сражались за Родину»:        литература, история, киноискусство» .                 Тема проекта актуальна. Необходимость развития интересов учащихся в области истории и краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее,   глубже   и   содержательнее   будут   знания   о   родном   крае,   о   его героическом прошлом, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении традиций своего народа, патриотизма.          Грамотно сформулированные цели и задачи исследовательской работы конкретны и проверяемы.           В ходе работы над проектом его автор самостоятельно осуществляла поиск   необходимой   информации,  сопоставляла   данные   разных   источников, выявляла общее и различное.                   В   решении   проблемной   задачи   она   опирается   на   воспоминания ветеранов, сражавшихся под станицей Клетской, исторические документы и карты боевых действий, материалы экспозиции  краеведческого музея.         Автор работала над проектом, применяя исследовательский и частично­ поисковый методы.  Ученица творчески подходит к рассмотрению вопроса о событиях,   происходивших   в   местах   съемок   фильма   «Они   сражались   за Родину».   Она   демонстрирует   активную   гражданскую   позицию,   заканчивая исследование строками своего стихотворения.         Безусловная новизна работы заключается в том, что события 1942 года раскрываются   в   тесной   связи   истории,   краеведения,   литературы   и киноискусства.            Проект заслуживает внимания, т.к. он ориентирован на более полное, всестороннее   восприятие   отдельных   событий   и   фактов   Великой Отечественной   войны,   углубление   знаний   учащихся;   повышает   их познавательную   активность,   формирует   культуроведческую   компетенцию, способствует   воспитанию   патриотизма,   гражданственности   и   социальной ответственности.           Материалы могут быть использованы учителями литературы, истории и краеведения. ПРАВЫЙ БЕРЕГ ДОНА ЗДЕСЬ СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» КАРТЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.

Проект "Они сражались за Родину": литература, история, киноискусство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018