Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"
Оценка 4.7

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
история
9 кл
12.01.2019
Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"
Музыкальная культура абазин имеет богатые фольклорные традиции. Фольклор является источником национальных, художественных традиций, выразителем народного самосознания. Это художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, предания, эпос, песни, сказки, музыка, театр.
Культурное наследие народа.docx
Министерство образования и науки Карачаево – Черкесской Республики.                                                                                                              Тема работы:                       «Музыкальная культура абазин»                                                                                                                                                                     Подготовила: Каргаева Лиана Валерьевна,                                                                                                                                ученица 9 класса                                                                                  МКОО «СОШ а.Инжич­Чукун»                                                                Руководитель:  Докумова Аскерхан Исмаиловна, учитель истории и обществознания МКОО «СОШ а. Инжич­Чукун» 2018 год  Оглавление I. II. Введение ………………………………………………………..…    2 Основная часть…………………………………………………..…   3 1. Музыкальный фольклор абазин  …………………………………….….  4 2. Музыкальные инструменты …………………………………………....    8 3. Современная песенная культура …………………………………….….   9     III. Заключение ………………………………………………………….... 10     IV. Список использованной литературы  …………………………….…..13     V. Приложение  …………………………………………………………….14 2 Введение Духовный мир народа раскрывается в разнообразных видах художественного  творчества. Он отражает национальный характер. В искусстве общечеловеческие ценности  проявляются через национальную индивидуальность. Искусство является своеобразным  кодом культуры, расшифровав который  мы приобщаемся к культурно значимому  неповторимому миру. Актуальностью темы является, что в настоящее время исследователи­искусствоведы  проявляют большой интерес к художественному творчеству народов Карачаево­Черкесии.  Доктор культурологических наук, искусствовед З.Н Алемединова пишет: «Современная  культурная реальность России с ее мозаикой культур и резким подъёмом национального  сознания народов, её населяющих, выявила насущную необходимость культурологического  знания пристального анализа этнокультурных процессов, особо актуальную в условиях  многоэтнической Карачаево­Черкесии»1. Специфика художественной культуры Карачаево­ Черкесии заключается в том, что она представлена разнообразной и богатой палитрой  национальных культур, за которыми стоят разноязычные народы: абазины,  карачаевцы,ногайцы,русские и черкесы.        Объектом нашего исследования является музыкальная культура, а предметом­ песенная  культура абазинского народа. Цель исследования – рассмотреть и осмыслить становление и развитие песенной  культуры абазин.       Задачи исследования: 1) Описать фольклорную задачу основу музыкального искусства; 2) Выявить пути становления и развития самодеятельного и профессионального песенного  творчества:  Показать особенности музыкального творчества абазин: 3) 3 4) 1Раскрыть значение творчества известных музыкантов в становлении и развитии музыкальной  (песенной) культуры абазинского народа в Карачаево­Черкесии. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной  литературы и приложения. В приложении приводятся фотографии и образцы нотных записей  песен. В работе использованы также материалы фонда радио ГТРК «Карачаево­Черкесия». 1. Музыкальный фольклор абазин        Абазины (самоназвание «абаза») коренные жители Кавказа, имеют древнюю и  насыщенную событиями историю. В настоящее время абазины компактно живут на  территории Карачаево­Черкесской республики, дисперсно живут в населенных пунктах  других субъектов Северного Кавказа и России, а также в Республике Абхазия. Потомки  абазинских махаджиров (переселенцев) живут в Турции, Сирии, Иордании, Ливане ( выходцы  из этих стран проживают также в ряде европейских стран, США и Австралии). Язык абазин  принадлежит к абхазо­адыгской группе иберийско­ кавказских языков. В основу  литературного языка положен тапантский диалект.      Музыкальная культура абазин имеет богатые фольклорные традиции.          Фольклор (народное искусство) является «источником национальных художественных традиций,   выразителем   народного   самосознания»   ,   это   «   художественная   творческая деятельность   народа,   отражающая   его   жизнь,   воззрения,   идеалы:   создаваемые   народом   и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка               (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно­прикладное искусство».2    2Как отмечает профессор В.Б Тугов, « за свою многовековую историю абазины, как и все другие народы, создали и сохранили богатый и самобытный фольклор. В мифологической и обрядовой   поэзии,   в   героическом   нартском   эпосе,   в   разнообразных   песнях,   приметах   и загадках, устных рассказах, притчах и анекдотах народ отразил своеобразие собственного исторического бытия, особенности художественного восприятия мира, характер образного мышления». 3 11 Алемединова З.Н,Художественная культура поэлиэтнической Карачаево­Черкесии как исторически  сложившаяся ценность. № 3, 2000 г. – С.140.2Советский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С.873. 23Тугов В.Б Память и мудрость веков. – Карачаевск, 2002. – С.5. 4 Действительно, при отсутствии в прошлом национальной письменной литературы ( абазины получили письменность в 1932 году) фольклор оставался едва ли не единственной сферой , в которой народные массы могли проявить свой художественный талант, сохранить богатство языка, запечатлеть моральные взгляды, этнические нормы: в фольклоре народ выразил своё отношение к явлениям общественной жизни, понимание гуманизма и патриотизма, героизма и героики,   закрепил   свой   нравственный   идеал,   воспел   героев   ­   заступников,   бичевал предательство,   высмеивал   общественные   и   бытовые   пороки.   Фольклор   абазин   отличается жанровым и тематическим богатством, он своеобразен и художественно самобытен.    Сбор, публикация и изучение абазинского фольклора начались поздно­ с 30­х годов XX  века. Первопроходцами стали народный просветитель, крупнейший знаток устного народного  творчества Т. З  Табулов, К.В Ломтатидзе, обширные записи абазинского фольклорного  материала (сказки, пословицы, предания, сказания о нартах, песни, притчи и т.д) которой  представляют особую ценность, деятели абазинской культуры 40­х годов Х,Жиров, М.Нипа,  П.Цеков, А.Меремкулов, У, Пшмахов, Х Таов и другие.     С открытием после войны вновь в 1951 году Черкесского научно­исследовательского  института истории, языка и литературы сбор и публикация абазинского фольклора приобрел  планомерный характер. Эстафету старшего поколения приняли В. Тугов, В.Меремкулов, К  Баталов, Ш. Хуранов, Х, Аджибеков, а музыкального фольклора – З. Ерижева, М.Ионов, А.­З  Гожев, Г.Гожева, Р. Пазова и т.д    3Большую часть собранного и опубликованного материала вплоть до конца 80­х годов XX  века составляют прозаические жанры. Поэтические же жанры по различным объективным и  субъективным причинам представлены слабо. По наблюдениям профессора В, Тугова, на  сегодня « мы почти не имеем, например зафиксированных исторических и историко­ героических песен ( их «заменяют « прозаические повествования). До наших дней дожили  немногие трудовые и культово­мифологические песни. Семейно­бытовая поэзия представлена незначительным количеством образцов, Полнее сохранилась необрядовая семейная поэзия».  Далее ученый говорит о возможных причинах относительно слабого развития поэтических  жанров в абазинском фольклоре. Нельзя это объяснить «непредрасположенностью»  абазин к  песне (абазины – талантливые певцы и чуткие музыканты) или «неприспособленностью»  абазинского языка­поэтическому творчеству, как этоделают некоторые невдумчивые  исследователи. Ведь на абазинском языке созданы удивительные по художественному  34Чекалов П.К Абазинское стихосложение: истоки и становление. – Ставрополь, 2000. – С.15. 5 совершенству детская и любовная лирика, афористическая и историко­героическая поэзия,  отличающаяся, как показал профессор П.К, Чекалов, богатством и разнообразием метрики и  ритмики. «Исследование показало, ­ отмечает Петр Константинович, ­ что 520 метрических  единиц малых жанров абазинского фольклора (крылатые выражения и народные песни)  представляют практически все известные размеры тонической и силлабо­тонической систем  стихосложения». 4     С точки зрения жанрово­исполнительских средств музыкальная культура абазин  подразделяется на песенную, инструментальную, танцевальную части и их различные  комбинации.     Большую роль в традиционно­бытовой культуре абазин всегда играли музыкальный и  танцевальный фольклор. Передаваясь из поколения в поколение, народные танцы дошли до  наших дней, и их исполняют на всех празденствах , свадьбах, они составляют ядро репертуара профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов. Танцевальное  искусство в системе художественной культуры абазин занимало и занимает одно из  лидирующих мест. Исторически сложилось так, что в музыкальной культуре абазин  наибольшее развитие получила такая форма, как инструментальная. Ставшая основой  формирования и развития песенной культуры.     Имеющиеся результаты исследований позволяют сказать о разнообразном песенном жанре  абазин: это и героические песни «Айдемиркъан йуарад» (песня об Айдемиркане «), «Джыр  йпа Данакъай йуарад» (песня о Данакае»), это исторические песни( песни о переселении в  Турцию).     Для нас представляет большой интерес и мнение известного кабардинского поэта,  фольклориста и литературоведа З.Налоева, который писал: « Существует печатно не  высказанное мнение о беспесенности абазинского народа, основанное на том, что на  абазинском языке мало песен. Оно далеко от исторической истины. Правда же заключается в  следующем. Культурное и политическое господство кабардинцев в этом районе привело к  тому, что абазины стали двуязычными : кабардинские песни они пели как свои, а свои песни  создавали на кабардинском языке. Историческая справедливость требует признания той  истины, что в создании адыгского фольклора ( а не только кабардинского, ибо устное  творчество у адыгских племен общее) активно участвовал абазинский народ; следовательно,  адыгский фольклор является таким же законным достоянием абазин, как и адыгов».5   Этнограф М.С Тхайцухов приводит песни, одинаково распространенные в прошлом среди   6 адыгов и абазин. « В одной из песен, ­ пишет учёный, ­ поется о герое Тлежрикопш… Качества его таковы, что абазины и кабардинцы состязаются, восхваляя его…» 6.4       Трудовые и культурно­ мифологические песни сохранились в незначительном количестве.  Подавляющее большинство культуро ­мифологических песен перешло в детский фольклор и  потеряло изначальное магическое значение. Среди них немало песен, тексты которых в  современном абазинском языке не имеет смыслового значения, а держатся на ритме,  фонетических созвучиях и т.д, Песни эти, как правило насыщены эмоциональными выкриками и восклицаниями, Трудовые песни имели эстетическое и прикладное значение: они были  связаны с тем или иным видом труда, исполнялись во время изготовления того или иного  предмета, необходимого в жизни человека. Ритм их соответствовал ритму трудового  процесса, более того, они призваны были сами организовывать определенный ритм,  облегчающий труд. Ряд образцов трудовых песен собран Р. Пазовой. Это, например «Песня  вязальщиц бурки». «Песню исполняли женщины,когда валяли шерсть , ­ пишет автор в  комментарии к песне. – Песня нужна была, чтобы вместе работающие женщины могли  одновременно начать какое­то движение, работать в определенном темпе и , конечно же, для  создания веселого, задорного, трудового настроя».7       В лирических жанрах абазинского фольклора чаще всего разрабатывается тема  социального неравенства.А насилие обиды, испытываемые народом от своих угнетателей,  нашли отражение в многочисленных песнях­плачах. В числе таких образцов можно назвать  песню «КIына йпхIa  Минат луарад» ( « Песня Минат – дочери Кына») Она отразила  действительные события и реальные взаимоотношения князей и их холопов. В ней поется о  горькой доле крестьянской девушки, похищенной и насильно выданной замуж за нелюбимого.  По форме своей­ это традиционная песня­плач: девушка поет о своей трагедии, посылает  проклятие насильникам. Свое горе и отчаяние она выражает хотя и в гиперболических, но   конкретных образах­параллелизмах: Волосы, которые я вырвала с головы, Спутали б дикую лошадь, Семи собакам не съесть столько мяса, Сколько я вырвала из своих щек. 45Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. – Нальчик, 1978 – с. 45-46.6 Тхайцухов М.С Очерки истории абазин конца XVIII–XIXвв. (Этнокультурные связи с народами Северо- Западного Кавказа). – Сухум: алашара, 1992.-С.97/ 7 Пазова Р.Х.Песни наших предков. Полевой материал.-Черкесск,1997. – С..7. 7 Песня­плач дышит гневом против князей­тиранов, и вся её образная система подчинена тому, чтобы вызвать ненависть к ним, желание бороться против зла и несправедливости.     «Фариз луарад» (« Песня Фариз»). Многие из них записаны и бережно хранятся в фонде  ГТРК «Карачаево­Черкесия». Так, много лет назад хор стариков­ долгожителей аула Инжич­ Чукун записал « Песню Минат – дочь Кыны».  2. Музыкальные инструменты 5     О разнообразии музыкальных инструментов сообщали уже письменные источники XIX в.  Отмечены «двухструнная балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка;  обобщая имеющиеся сведения, Л.И Лавров перечислял среди старинных музыкальных  инструментов род балалайки (мышIкъвабыз), двухструнную скрипку (апхьарца), инструмент  вроде арфы (анду), дудку из ружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхарчIaкь).       В плане мастерства в декоративно­прикладном искусстве В.Б Огузов отмечает : «  Абазинские мастера внесли свой творческий вклад в изготовление народных музыкальных  инструментов: скрипок ( пхьарца), дудок (кIыжкIыж), свирелей (ацIарпIына). Все эти  инструменты украшались орнаментами в технике выжигания либо инкрустацией из цветных  пород древесины или костяных пластин».8                                              Исследование отмечают,  что наиболее древними музыкальными инструментами были дудка (зурна) и свирель  (ацIарпIына). Свидетельство о их широком распространении имеется также в устном  народном творчестве. Считалось, что свирель – пастушеский музыкальный инструмент и что  игра на ней кроме эстетической функции имела практическое значение: когда пастухиграл на  ней, овцы в отаре не разбредались. Наигрыши на свирели были сольными. Под ее  аккомпанемент пелись протяжные песни­плачи (гъыбза) и другие народные песни. При  исполнении старинных протяжных песен свирель звучала особенно тревожно и волновала  душу. Сопровождала свирель и некоторые танцы. Последний экземпляр свирели хранится в  семье исполнителя абазинсикх народных мелодий покойного Пту Хутова (аул Псыж). В  областном отделе радиовещания имеются записи народных мелодий в его исполнении,  пользующиеся большой популярностью среди представителей разных поколений .Арфа была  сделана из дугообразного куска дерева с натянутыми на него струнами из конского волоса или высушенных сухожилий крупного скота. Играли на ней, перебирая струны пальцами обеих  рук. Двухструнная скрипка состояла из грушевидного деревянного резонатора с длинным  58 Огузов В.Б декоративно-прикладное искусство абазин и его место в истории аула Кубина// Къвбина-Кубина: Материалы, посвящённые Дню аула Кубина.- Черкесск-Карачаевск, 1999. – С.216. 8 грифом , снабженным  двумя струнами из конского волоса. Концы струн исполнитель  наматывал на указательный  палец руки, и то, расслабляя, то натягивая струны, достигал  необходимой высоты звука. Играли на скрипке, водя по струнам смычком вроде лука. Со второй половины XIX в. большое распространение получила гармоника. По своему  звучанию исполнителей и слушателей более всего удовлетворяли гармоники «къазан къвабыз» (казанские гармоники) и кустарные «льаба къвабыз» (адыгейские гармоники). Игра на  свирели, скрипке, арфе, а также гармонике нередко сопровождалась аккомпанементом  трещотки или одностороннего либо двухстороннего барабана. В настоящее время гармоника  рассматривается абазинами как народный инструмент. Она используется по себе , и для  музыкального сопровождения песен, и в составе инструментального ансамбля. Народом была  и остается всегда любима игра на гармонике известных гармонисток и гарманистов: Зули  Ерижевой, Зарыли Цековой, Лидии и Тамары Бавоковых из аула Псыж, Лидии Кишмаховой из аула Кара­Паго, Нану Дармиловой из аула апсуа, Османа Гогова из аула Старокувинск,  Валерия и Антонины Аджибековых из аула Кубина и многих других. Сегодня  сформировалась уже большая плеяда молодых гармонисток. Современная музыка  исполняется абазинами на всех распространенных музыкальных инструментах , в том числе  акустических, духовных, электрических. 3. Современная песенная культура            Современная  музыкальная культура зарождалась благодаря деятелям культуры  послевоенного периода в 50­х годах прошлого века. В становлении и развитии современной  абазинской песни принимали активное участие известные поэты и писатели. Не являясь  профессиональными музыкантами, они создали прекрасные песни, которые до настоящего  времени звучат далеко за пределами родного края .Опираясь на образцы фольклорной  музыки, шаг за шагом путь абазинской песне прокладывали Пасарби Цеков, Кали Джегутанов, Мухарби Шереметов, Мухарби Агачев и др.         В целом, наряду с музыкальными и песенным фольклором, к которому большой интерес  проявляют представители и старших, и подрастающих поколений , активно входят в жизнь  самодеятельные и профессиональные авторские произведения, Следует подчеркнуть, что  произведение профессиональных авторов испытали и продолжают испытывать влияние  фольклора.       Спустя годы, на профессиональном уровне начали творить и внесли большой вклад в  музыкальную культуру абазинского народа заслуженный артист Абхазской АССР А.­З Гожев,  9 заслуженный деятель культуры РФ М.Ионов. Ими созданы сотни песен на слова многих  поэтов, в том числе  К.Мхце, К.Джегутанова, Ш.Физикова, Д.Лагучева, М.Чикатуева ,  Г.Ионова и других. Изданы отдельные сборники песен. Благодаря кропотливой работе  Г.Гожевой собрано и обработано много народных мелодий. Далеко за пределами Карачаево­ Черкесии прославили песенную культуру абазин и других народов области солисты , более 20  лет проработавшие в составе хора областного хора радио: Владимир Аджибеков, Дмитрий  Муртазов, Римма Хасанова, и другие.      Большой вклад в развитие современной абазинской эстрадной песни внес и продолжает  плодотворно трудиться заслуженный артист Абхазии и народный артист Карачаево­Черкесии  композитор Владимир Чикатуев. Творчество созданного им вокально­инструментального  ансамбля «Абазинка» не только в Карачаево­Черкесии, но и во многих уголках нашей страны  и за рубежом, Творчество «Абазинки»­это целая музыкальная эпоха в истории культуры  абазин и Карачаево­Черкесии. В настоящее время Владимир Чикатуев руководит  профессиональной молодёжной группой  «Абазги», которой присвоено звание «народный».  Творчеством группы восхищены зрители многих регионов Юга России, Москвы и республики  Абхазия. В мае 2010 г. солистка группы Алина Чикатуева впервые в истории музыкальной  культуры абазин стала обладательницей Гран­При международного конкурса «Золотой голос  БО­НА­МИ».»      В 2008 году состоялся большой республиканский конкурс гармонистов имени заслуженной артистки РСФСР Зули Ерижевой, который решено сделать традиционным. Резонанс был  высоким : сотни участников и подведение итогов отдельно среди самодеятельных музыкантов и профессионалов. Единодушное мнение жюри выявило победительницу – это Диана Апсова,  гармонистка Государственного театра танца «Меркурий».       Большую популярность получил ставший традиционным ежегодный конкурс абазинской  песни , который проходит по инициативе и финансовой поддержке мецената М.Х Экзекова.  Уже состоялись немало конкурсов, которые, безусловно, оказывают большое влияние на  развитие песенного жанра.       Нотная запись, аранжировки для ансамбля народных инструментов и издание абазинсих  народных мелодий и песен производились известными композиторами Асланом Дауровым,  Капланом Туко, Галиной Гожевой, Абрек­Зауром Гожевым, Муссой Ионовым.     Сегодня существует большая коллекция записей абазинских мелодий и песен на цифровых  аудио и видеозаписях. Основной и самый богатый фонд этих записей сформирован и хранится в Государственной телерадиокомпании «Карачаево­Черкесия». 10 Заключение      Таким образом, сегодня в песенной культуре абазин представлены практически все жанры:  фольклор, обрядовые, детские, эстрадные, авторские песни, хоровая музыка и т.д.  Музыкальное наследие в культуре абазин имеет большое значение. Сегодня к этому богатому  наследию активно приобщаются также абазины, проживающие в других регионах нашей  страны и за рубежом. Фольклор является тем чистым источником народного творчества, из  которого черпают вдохновение самодеятельные и профессиональные музыканты.      Ведь музыкальный язык обращается к подсознанию , исторически сформированную в  течение веков, напрямую обращается к эмоциям и тому образному миру, который  соответствует данному культурному коду. В процессе становления и развития песенной  культуры абазин сложились яркие и 6своеобразные средства художественной  выразительности, привлекательность мелодий и сочность тембров.   «Редкие, своеобразные ладовые формы, рожденные творческой фантазией народа,  представляют огромный интерес для национальной культуры и нуждаются во всемерном  выявлении их и действенной популяризации», ­ пишет музыковед О.Стасенко9. 6 11 Песенная культура , как и музыкальная культура абазин в целом, еще раз подтверждает  мысль о том, что оригинальное и ёмкое по музыкальным особенностям народное искусство  абазин нуждается в дальнейшем сохранении и исследовании. Библиографический список: Алемединова З.Н,Художественная культура поэлиэтнической Карачаево­Черкесии как  исторически сложившаяся ценность. № 3, 2000 г. – С.140 Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. – Нальчик, 1978 – с. 45­46. Огузов В.Б декоративно­прикладное искусство абазин и его место в истории аула Кубина//  Къвбина­Кубина: Материалы, посвящённые Дню аула Кубина.­Черкесск­Карачаевск, 1999. –  С.216. Пазова Р.Х.Песни наших предков. Полевой материал.­Черкесск,1997. – С..7. Тугов В.Б Память и мудрость веков. – Карачаевск, 2002. – С.5. Тхайцухов М.С Очерки истории абазин конца XVIII–XIXвв. (Этнокультурные связи с  народами Северо­Западного Кавказа). – Сухум: алашара, 1992.­С.97/ Чекалов П.К Абазинское стихосложение: истоки и становление. – Ставрополь, 2000. – С.15. Приложение Мусса Ионов, первый профессиональный композитор. 12 13 Владмир Чикатуев,  заслуженныйартист Абхазии,  народный артист КЧР,  композитор, основатель и  руководитель группы «Абазги». Группа «Абазги». 14 Заслуженная артистка РСФСР Зули  Ерижева.   15 Композитор Каплан Туко. Тезисы: Культурное наследие. Автор: Каргаева Лиана Валерьевна ученица 9 класс МКОО « СОШ а. Инжич­Чукун» Руководитель, учитель истории и обществознания: Докумова Аскерхан Исмаиловна. Музыкальная культура абазин имеет богатые фольклорные традиции         Фольклор (народное искусство) является «источником национальных художественных  традиций, выразителем народного самосознания» , это « художественная творческая  деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы: создаваемые народом и  бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка        (песни,  инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно­прикладное искусство».2 16 Как отмечает профессор В.Б Тугов, « за свою многовековую историю абазины, как и все  другие народы, создали и сохранили богатый и самобытный фольклор.           При отсутствии в прошлом национальной письменной литературы  фольклор оставался  едва ли не единственной сферой , в которой народные массы могли проявить свой  художественный талант, сохранить богатство языка, запечатлеть моральные взгляды,  этнические нормы: в фольклоре народ выразил своё отношение к явлениям общественной  жизни, понимание гуманизма и патриотизма, героизма и героики, закрепил свой нравственный  идеал, воспел героев ­ заступников, бичевал предательство.О разнообразии музыкальных  инструментов сообщали уже письменные источники XIX в. Отмечены «двухструнная  балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка; обобщая имеющиеся сведения,  Л.И Лавров перечислял среди старинных музыкальных инструментов род балалайки  (мышIкъвабыз), двухструнную скрипку (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудку из  ружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхарчIaкь).           В плане мастерства в декоративно­прикладном искусстве В.Б Огузов отмечает : «  Абазинские мастера внесли свой творческий вклад в изготовление народных музыкальных  инструментов: скрипок   ( пхьарца), дудок (кIыжкIыж), свирелей (ацIарпIына). Все эти  инструменты украшались орнаментами в технике выжигания либо инкрустацией из цветных  пород древесины или костяных пластин».8Современная  музыкальная культура зарождалась  благодаря деятелям культуры послевоенного периода в 50­х годах прошлого века. В  становлении и развитии современной абазинской песни принимали активное участие  известные поэты и писатели. Не являясь профессиональными музыкантами, они создали  прекрасные песни, которые до настоящего времени звучат далеко за пределами родного  края .Опираясь на образцы фольклорной музыки, шаг за шагом путь абазинской песне  прокладывали Пасарби Цеков, Кали Джегутанов, Мухарби Шереметов, Мухарби Агачев и др.         Большой вклад в развитие современной абазинской эстрадной песни внес и продолжает  плодотворно трудиться заслуженный артист Абхазии и народный артист Карачаево­Черкесии  композитор Владимир Чикатуев. Творчество созданного им вокально­инструментального  ансамбля «Абазинка» не только в Карачаево­Черкесии, но и во многих уголках нашей страны  и за рубежом, Творчество «Абазинки»­это целая музыкальная эпоха в истории культуры  абазин и Карачаево­Черкесии.           Песенная культура, как и музыкальная культура абазин в целом ещё раз подтверждает  мысль, о том, что оригинальное и ёмкое по музыкальным особенностям народное искусство  абазин нуждается в дальнейшем исследовании и сохранении. 17 18

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Каргаевой Лианы "Культурное наследие абазин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019