Исследовательски-игровая культурная практика для формирования слухового внимания у детей
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
02.04.2018
Обеспечение развития детей в образовательных областях ФГОС ДО:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетиче¬ское развитие».
Задачи
1. С помощью игровых упражнений и художественного слова учить детей различать звуки окружающего мира: шелест листьев деревьев на участке, пе¬ние птиц, шум моторов проезжающих машин, голоса других детей с соседних участков.
2. Развивать воображение, тембровую музыкальную память, внутренний музыкальный слух.Исследовательски-игровая культурная практика для формирования слухового внимания у детей
Исследовательски-игровая-культурная-практика.docx
Исследовательскиигровая культурная практика
для формирования слухового внимания у детей
Обеспечение развития детей в образовательных областях ФГОС ДО:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое
развитие».
Задачи
1 С помощью игровых упражнений и художественного слова учить детей
различать звуки окружающего мира: шелест листьев деревьев на участке, пение
птиц, шум моторов проезжающих машин, голоса других детей с соседних
участков.
2 Развивать воображение, тембровую музыкальную память, внутренний
музыкальный слух.
Ход культурной практики
Методический комментарий. Воспитатель начинает культурную прак
тику с художественного слова, подводящего детей к предстоящей
интересной и необычной игровой деятельности, сочетающей в себе
исследования разных звуков, окружающих ребят на участке: дает детям
информацию о музыкальности звуков и о различиях воздействия всех звуков на
человека — приятных, полезных и неприятных, вредных.
В о с п и т а т е л ь . Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Бориса
Заходера «Бочоноксобачонок».
Дайте мне кусок щекотки,
Дайте смеха две щепотки,
Три столовых ложки ветра И грозы
четыре метра,
Пискувизгу двести граммов Плюс
поллитра шумовгамов.
Дети улыбаются, но выражают недоумение по поводу того, зачем воспи
татель прочел им это смешное стихотворение.
В о с п и т а т е л ь . В этом стихотворении автор с юмором говорит о смехе от
щекотки, о грозе, о ветре, о пискевизге, о шумахгамах. А как одним словом мы
можем все это назвать?
Д е т и . Все это — звуки.
В о с п и т а т е л ь . Совершенно верно. А вы заметили, что он измеряет их
щепотками, столовыми ложками, граммами и литрами? Это правильно? Чем на
самом деле измеряются звуки? (Прием использования репродуктивного
вопроса, не позволяющего детям дать односложный ответ.)
Д е т и. Я не знаю. А я слышал чем, только забыл это слово. Это слово
показывает очень громкий звук или тихий. Вспомнил слово — «децибелы»!
А мне в музыкальной школе говорили, что звуки различаются по степени
громкости: «форте» — значит «громко», «пиано» — «тихо», «фортиссимо» —
«очень громко», «пианиссимо» — очень тихо, «меццофорте» — «умеренно
громко», «меццопиано» — «умеренно тихо».
В о с п и т а т е л ь . Да, дети, звуки можно измерять щепотками или ложками только
в шутку. Звуки отличаются силой своего звучания, то есть громкостью. По своему
происхождению звуки бывают разными: смех, раскаты грозы, шум ветра, звуки,
получаемые с помощью музыкальных инструментов. Какие еще звуки вы знаете?
Назовите.
Д е т и . Пение птиц; журчание ручья, шум волны, звук капающей из крана
воды,плеск струек воды в фонтане, свист....
В о с п и т а т е л ь . Вот сколько разных звуков вы назвали! Вот и сейчас к
нам на участок с улицы доносятся разные по силе звуки: и тихие, едва раз
личимые, и довольно громкие. Прислушайтесь и скажите, что вы услышали. .
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь . Все правильно. Вы перечислили все звуки, которые можно
услышать с нашего участка. Как вы думаете, эти звуки можно назвать музыкой?
(Прием использования репродуктивного вопроса,
побуждающего к
размышлению.)
Д е т и (убежденно). Конечно, нет! Музыка — это только те звуки, которые
издают разные музыкальные инструменты.
В о с п и т а т е л ь . Послушайте, какое мнение по этому поводу у поэтессы
Ирины Исаковой. Ее стихотворение так и называется — «Музыка».
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели — это музыка.
И капели — это музыка.
Есть особенная музыка В тихом шелесте
ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится,
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка Тоже музыка
своя.
Д е т и . Наверно, так думает только она. Мы думаем подругому.
В о с п и т а т е л ь . Конечно, каждый имеет право на собственное мнение,
которое может отличаться от мнений других людей. Но если мы пытаемся ра
зобраться в этом вопросе, то, наверное, интересно будет узнать мнение еще
двух поэтов о том, что же такое музыка. {Прием, предлагающий сравнить
разные мнения и суждения.)
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада,
Чуткая музыка всюду живет —
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода —
Это мелодией вечной своей Мир
наполняет природа!
Тихие слезы свои Ива роняет у
брода...
Льется музыка рекой,
Только приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
В. Семернин
Вьется нотною строкой,
Снова звуков половодье Захлестнуло
все вокруг,
И кораблики мелодий Выплывают из
под рук.
К. Ибряев Д е т и . Все эти поэты говорят о том, что музыка — это все звуки, которые
мы слышим вокруг. Получается, что есть музыка самой природы, даже музыка
дождя.
В о с п и т а т е л ь . Как вы думаете, все ли звуки приятны и полезны челове
ку? {Прием использования репродуктивного вопроса.)
Д е т и . Нет, не все. Приятны звуки музыкальных инструментов, звуки при
роды. А вот шумы машин неприятны. От них устаешь. Если послушать пение
птиц, шелест листьев, шум моря и другие звуки, то от них становится приятно
и легко на душе. Да, это так. Мы с родителями по выходным выезжаем на природу и
отдыхаем. Там такая тишина! И только звуки природы слышны. Тишина помогает от
усталости.
Далее педагог использует прием итогового обобщения полученных знаний.
В о с п и т а т е л ь . Дети, сегодня мы прислушивались к разным звукам, пы
таясь понять, приятны они нам или нет. Мы смогли различить «музыку» мото
ров легкового и грузового автомобилей. А какую красивую мелодию стихов мы
слышали! Слова состоят из звуков. Каждое слово — это тоже музыка.
Исследовательски-игровая культурная практика для формирования слухового внимания у детей
Исследовательски-игровая культурная практика для формирования слухового внимания у детей
Исследовательски-игровая культурная практика для формирования слухового внимания у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.