МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема
«Девиантное поведение у подростков»
Выполнил:
Грибов Тимофей Дмитриевич
Обучающийся 9 класса
Куратор проекта:
Ионова Ольга Васильевна
Социальный педагог
Высоковск, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. с. 3
Глава 1. Основная часть………………………………………………….……с. 5
1.1. Что такое девиантное поведение…………………………………….… .. с. 5
1.2. Формы девиантного поведения…………………………………………. с. 6
1.3. Причины девиантного поведения у подростков………………………...с. 8
1.4. Профилактика девиантного поведения…………………………...….....с. 10
Глава 2. Практическая часть……………………………………………….…с. 11
2.1. Описание тестирования ……………………………………………….…с. 11
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………..с. 12
Заключение……………………………………………………………….…..с. 14
Список используемых источников и литературы………………………......с. 15
Приложения……………………………………………………………………с. 16
Введение
Девиантное поведение характерно для людей разного возраста. Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это и в современном мире остается актуальной. Эта проблема является насыщенной проблемой современной молодежи и подростков. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Так почему же у подростков проявляются признаки девиантного поведения? Что или кто на это влияет? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в процессе написания исследовательской работы: «Девиантное поведение у подростков».
Цель проекта: собрать информацию и обобщить материал о девиантном поведении в подростковом возрасте, выявить основные виды и причины девиантного поведения.
Проблема проекта. В любом обществе существуют социальные нормы, по которым это общество живёт. Социальная норма выполняет роль регулирования и контроля. Эти нормы находят своё воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всём том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ большинства населения, поддерживается общественным мнением. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение у подростков стало особенно актуальной темой в последнее время. На сегодняшний день современная социальная ситуация приобретает черты выраженной нестабильности, наблюдается разрушение государственной системы общественного воспитания, смена моральных ценностей, послабление воспитания и духовной функции семьи.
Гипотеза: Возможно, девиантное поведение в подростковом возрасте является следствием ослабления воспитательной и духовной функции семьи, плохим отношением к ребёнку в детстве и трудными межличностными отношениями в семье.
Задачи проекта:
1. Изучить теоретический материал.
2. Рассмотреть проблему девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Интерпретировать полученные результаты и сформировать выводы.
Объект: подростки.
Предмет: причины девиантного поведения.
Методы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование среди подростков.
3. Анализ полученных данных.
Исследование проводилось в два этапа:
1 этап — подготовительный, в процессе которого изучалась научная, исследовательская литература по вопросу выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения;
2 этап — практический, в процессе которого проводилось анкетирование у группы подростков и интерпретация результатов.
Заключение: нашла ли подтверждение гипотеза о причинах девиантного поведения подростков, как следствие проблем в семье.
Практическая значимость проекта заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы для подготовки и проведения классного часа, родительского собрания, при планировании профилактической работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
Сроки исследования: октябрь 2019 г. - февраль 2020 г.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Что такое девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.
Девиантное поведение — это любые действия, противоречащие фактически сложившимся в конкретном сообществе нормам, стандартам, стереотипам.
Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей.
Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации (поведенческое отклонение от установленной социокультурной нормы) подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.
Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.
1.2. Формы девиантного поведения
Проблемой девиантного поведения занимались представители различных наук, таких как философия, юриспруденция, медицина, педагогика, психология, биология и конечно социология. Исследования девиантного поведения в социологии во многом сыграли роль в ее становлении как науки посредством таких фигур как Габриэль Тард, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Роберт Мертон, Питирим Сорокин и других.
Ученые исследовали разнообразные формы социальных патологий, таких как
• Преступность;
• Алкоголизм;
• Наркомания;
• Самоубийство.
Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.
Причины преступности несовершеннолетних:
• Неблагополучная обстановка в семье;
Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Он будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление.
• Минусы правоохранительной сферы;
Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний.
• Недостатки школьного образования.
Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся для экзаменов, игнорируя воспитательную функцию. С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.
Алкоголизм - хроническое психическое заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него. Самый распространенный мотив употребления спиртных напитков подростками – любопытство и желание испытать новые ощущения.
Последствия:
• Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство;
• Сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
• Воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей;
• Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям;
• Повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
Наркомания — прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.
Причины употребления
• Биологические (наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию);
• Психологические (отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий);
• Социальные (желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих).
Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Причины суицидов у подростков
• Неприятие ребенка в семье, слишком завышенные требования родителей, или, напротив, невнимание к подростку;
• Конфликты в школе, издевательства сверстников;
• Влияние СМИ и компьютерных игр;
• Употребление наркотиков, алкоголя и др. психотропных препаратов.
1.3. Причины девиантного поведения у подростков
По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Среди причин, которые определяют девиантное поведение человека, выделим наиболее значимые:
• биологические;
• психологические;
• социальные;
• семейные;
• социально-экономические:
• морально-этические факторы.
Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию:
- генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы;
- психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям;
- физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников.
Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.
Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.
Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских; супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.
Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Таким образом, причины, по которым подросток выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера.
По мнению практического психолога Ведмеш Н.А., спикера Медико-психологического центра «ПсихоМед», проводить профилактику девиантного поведения среди подростков гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор предпринимает не достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?
Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.
Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.
Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики.
Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости.
Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Описание тестирования
Анкетирование проводилось с учениками девятого класса МОУ- ВЫСОКОВСКОЙ СОШ №1. Количество учеников составляло 29 человек. Возраст учеников составлял от 15 до 16 лет. Данное исследование проводилось с каждым учеником индивидуально. Объяснив инструкцию, обучающиеся приступали к выполнению задания.
В эксперименте использовался анонимный тест, составленный мною и куратором проекта, с помощью которого определил: знают ли подростки, что такое девиантное поведение; каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте и какая на их взгляд основная причина отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Тест состоял из трех вопросов, на два которых подростки должны были выбрать ответ из выдвинутых вариантов, а на третий высказать свое личное мнение.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов:
|
Знают ли люди, что такое девиантное поведение? |
Причины девиантного поведения в подростковом возрасте (выберите 3 варианта ответа) |
Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом возрасте? |
||||||
|
Да. |
Нет. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
1. |
|
˅ |
˅ |
|
˅ |
˅ |
|
|
Общество, интернет |
2. |
˅ |
|
˅ |
˅ |
|
˅ |
|
|
Проблемы в семье |
3. |
˅ |
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
|
- |
4. |
˅ |
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
|
Психологические |
5. |
˅ |
|
|
|
˅ |
˅ |
|
˅ |
Психологические |
6. |
|
˅ |
˅ |
|
˅ |
˅ |
|
|
- |
7. |
˅ |
|
|
˅ |
|
˅ |
|
˅ |
Социальные |
8. |
|
˅ |
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Психологические |
9. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Психологические |
10. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Социальные |
11. |
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
˅ |
|
|
Социальные |
12. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Семейные |
13. |
˅ |
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
|
Психологические |
14. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Семейные |
15. |
|
˅ |
|
˅ |
|
˅ |
˅ |
|
Семейные |
16. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Социальные |
17. |
|
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
|
˅ |
Интернет |
18. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Психологические |
19. |
|
˅ |
|
˅ |
|
˅ |
|
˅ |
Психологические |
20. |
˅ |
|
˅ |
|
˅ |
˅ |
|
|
Семейные |
21. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
|
|
˅ |
Социальные |
22. |
˅ |
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
|
Психологические |
23. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Социальные |
24. |
|
˅ |
|
˅ |
˅ |
|
|
˅ |
Психологические |
25. |
˅ |
|
|
˅ |
˅ |
˅ |
|
|
Семейные |
26. |
˅ |
|
|
|
|
|
˅ |
|
Биологические |
27. |
˅ |
|
|
|
|
˅ |
|
|
Семейные |
28. |
|
˅ |
|
|
|
|
|
˅ |
Биологические |
29. |
˅ |
|
|
|
|
|
˅ |
|
Биологические |
Анализ полученных результатов показывает, что:
• Большинство подростков считают, что люди знают «что такое девиантное поведение»;
• Подростки считают, что причинами девиантного поведения является именно: Б) психологические, В) социальные, Г) семейные факторы.
• В вопросе: «Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом возрасте?», 31% опрошенных подростков выбрали психологические причины; 24% выбрали семейные и 21% - социальные.
• Самая меньшая часть подростков предположила, что интернет и биологические факторы являются основной причиной девиантного поведения в подростковом возрасте.
Таким образом, мы видим, что большинство опрошенных обучающихся выделяют три основных причины девиантного поведения среди подростков: психологические, социальные и семейные.
Заключение
С помощью теста мы смогли выделить три основные причины девиантного поведения в подростковом возрасте: социальные, психологические и семейные.
Таким образом, изучив теоретический материал и проведя практическую часть, мы смогли прийти к выводу, что наша гипотеза, о семейном факторе девиантного поведения в подростковом возрасте, частично подтвердилась.
В ходе выполнения проекта цель и задачи проекта достигнуты.
Кроме того, пришли к выводу: чтобы предупредить и предотвратить появление девиантного поведения у подростка нужно:
-заботиться о сохранении эмоционально-положительных взаимоотношений в семье, со сверстниками и учителями;
-привлекать ребенка к здоровому образу жизни, к труду;
-в трудных жизненных ситуациях ребенок должен знать, что может попросить помощи у близких;
-в экстренных ситуациях - звонить в службу психологической помощи.
Список используемых источников и литературы
1. Айхорн А. Трудный подросток.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. 304 с.
2. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками.- М.: Академия, 2001, 440 с.
3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- М.: Питер, 2008, 656 с.
4. https://emberint.ru/articles/deviantnoe-povedenie/
5. https://wikigrowth.ru/psyhologiya/deviantnoe-povedenie/
6.https://studbooks.net/2419181/marketing/deviantnoe_povedenie_internet_prostranstve
7. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fdnevnik-znaniy.ru%2Fznaj-i-umej%2Fchto-takoe-deviantnoe-povedenie.html
8. https://www.b17.ru/article/268655/
9. https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy/
10. https://www.isras.ru .
11. http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/deviantnoe- povedenie.html .
12. https://spravochnick.ru/sociologiya/otklonyayuscheesya_povedenie_traktovki_ otklonyayuschegosya_povedeniya/istoriya_issledovaniya_deviantnogo_povedeniya/.
Приложение
Анкета «Причины девиантного поведения в подростковом возрасте»
На первые два вопроса поставить галочку в выбранном вами
№ п/ п |
Знают ли люди, что такое девиантное поведение? |
Причины девиантного поведения в подростковом возрасте (выберите 3 варианта ответа) |
Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом возрасте? |
||||||
|
Да. |
Нет. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Причинами девиантного поведения являются:
А) биологические;
Б) психологические;
В) социальные;
Г) семейные факторы;
Д) социально-экономические;
Е) морально-этические.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.