Исследовательский проект "Крынка"
Оценка 4.9

Исследовательский проект "Крынка"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
естествознание
Детсад—4 кл
10.03.2024
Исследовательский проект "Крынка"
Что такое крынка. Из чего она. Для чего служит.
проект КРЫНКА.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Змеиногорский детский сад «Радуга»

Змеиногорского района Алтайского края

МБДОУ «Змеиногорский детский сад «Радуга»

_____________________________________________________________________

658480, г. Змеиногорск, ул. Ломоносова, д. 60

тел.: 2-17-40; е-mail: [email protected]

ОКПО 20992127, ОГРН 1132209001044, ИНН/КПП 2206004355/220601001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация: Естественнонаучная (неживая природа)

Тема: Клад в моем огороде

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Дмитриева Нелли, 6 лет

МБДОУ Змеиногорский детский сал «Радуга»,

 группа «Дружная семейка»

Руководитель: Гудкова Марина Сргеевна,

МБДОУ Змеиногорский детский сал «Радуга»,

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Змеиногорск, 2024

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1.Основная часть…………………………………………………………..3

2.Практическая часть……………………………………………………..4

3.Посещение художественной школы и лепка крынки………………...4

Заключение………………………………………………………………...9

Список литературы……………………………………………………….10

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Почему я выбрал эту тему:

Я всегда помогаю маме. Но всё изменилось после того, как мы стали наводить порядок в огороде. Я выкапывала из земли необычный камень – плоский и какой-то округлый. Я отложила его в сторону и продолжила работу. Вскоре мне попался ещё один. Родители, рассмотрев камни, сказали, что это черепки, то есть осколки от глиняных горшков (крынок). Их использовали раньше вместо посуды.

Я почувствовала себя настоящим археологом и искателем приключений. Мне стало очень интересно узнать, почему в земле много разных старинных вещей (осколков) от разных горшков. Эти вопросы заставили меня провести настоящее историческое расследование.

Актуальность исследования: Сегодня мало кто поймет, услышав это устаревшее название - крынка. На самом же деле, крынка - это глиняный сосуд с широким краем, более узким горлом, имеющий шарообразную форму в нижней части. Внешне же такая посуда больше напоминает обычный кувшин, но без ручки и без крышки. Мне захотелось больше узнать о крынке и мне согласилась помочь в этом Марина Сергеевна.

Гипотеза: Я предполагаю, что мы должны знать старинные предметы, которыми пользовались наши бабушки. Ведь это наша история. А провести собственное расследование-это еще интересней.

Цель исследования: Выяснить из чего делалась крынка и почему ее осколки в огороде.

Задачи:

- Собрать и изучить информационный материал по теме;

- Посетить художественную школу и слепить крынку;

- Изучить историю крынки;

-Рассказать свое группе про крынку и слепить ее с детьми.

Объект исследования: Крынка.

Предмет исследования: являются свойства крынки как сосуда для хранения молока, а осколки ее для оберега урожая.

Методы исследования:

 1.Вещественные источники. Осколки крынки, стали источником изучения, началом исследования;

2.Узнать из чего лепится крынка;

4. Литература;

5. Интернет-ресурсы помогли точно определить название глиняного изделия, расширили и дополнили материалы исследования.

 

 

 

 

 

Описание работы

 

Изучив источники я узнала, что крынка служила хорошим местом для хранения молока, как парного, так и холодного. Ее лепили из глины, поэтому жидкость молока просачивалась через стенки и испарялась снаружи, понижая температуру крынки: поэтому молоко сохранялось лучше.

В крынке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху образовывалась темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок.

При хранении молока сливки отстаивались в узкой части крынки и, за счет сужения, они становилась более густыми, плотными, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло.

Кринки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или легкой тряпочкой, чтобы молоко «дышало».

 

Практическая часть

         

С Мариной Сергеевной мы посетили художественную школу, где нам показали, как правильно и из чего лепить крынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещение художественной школы

              

 

                          

Лепят крынку на гончарном круге из белой или красной глины. Но у нас на Алтае есть только красная глина. Поэтому крынки красного цвета. Белую глину привозят из далека и она очень дорогая.

    

Берем комочек глины, мнем его в руках, можно постучать по нему. Это делается для того, чтобы в глине не осталось воздуха и наша крынка не лопнула при обжиге.

Затем кидаем наш комочек в центр круга и начинаем мять несколько раз. После этого можно вылепливать нашу крынку.

    

Углубление в крынке делаем большим пальцем. Высоту крынки делаем по желанию.

    

При лепке крынки, нужно постоянно смачивать руки, чтобы стенки получались ровными и гладкими.

     

После того, как мы ее слепили, срезаем ее и даем ей просохнуть 1 день. Затем подчищаем ее. По желанию можно выдавить узоры.

Как только, она окончательно просохнет, ставим ее в печь, для обжига.

Наша крынка готова!

Я поняла, что глина очень мягкая и гибкая. Из нее легко лепить, но она так же легко ломается.

 

Вывод:

Археологические находки в моём огороде помогли мне совершить настоящее путешествие в историю родного края. Остатки глиняной посуды рассказали многое о развитии гончарного искусства.

Производством глиняной посуды занимались целые семьи. Для изготовления горшков использовались специальные строения с большими печами для обжига.

Горшки здесь изготавливались различной формы и размеров. Качество изготавливаемой посуды было достаточно высоким. Изделия украшались рельефной росписью.

Найденные черепки и свою крынку я буду хранить дома.

Держа в своих руках осколки посуды, которой много лет, я ощутила себя маленькой частью богатой истории великого народа.

 

Заключение

 

Исходя из цели исследования, я увидела, что сейчас крынка стала лишь музейным экспонатом, а не предметом домашнего обихода. А ведь она сделана была из природного материала, без вредных добавок, поэтому не вредна для человека, а так же долго сохраняет тепло и холод (раньше, когда не было холодильников, люди хранили все продукты в глиняной посуде и они не портились). Её можно было разрисовывать красками и тогда она становилась украшением любого стола.

 Но были и недостатки - она легко ломалась, поэтому с этой посудой обходились аккуратно и бережно. Но если крынка приходила в негодность или ее нечаянно разбивали, то ее раскидывали по огороду, для хорошего урожая. Поэтому, мы и сейчас находим осколки в нашем огороде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Керамическая посуда Руси: [сайт] URL: https://keramika.peterlife.ru, (дата обращения 18.01. 2017 г.)

2. Кизимова, С.П. Вечно живое искусство народных умельцев. 2006. - 300 с.

3. Этимология слова крынка: [сайт] URL: https://classes.ru, (дата обращения 18.01. 2017 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

Приложение

Крынка - расширяющийся книзу удлинённый сосуд, который изготавливали из глины на гончарных кругах. Появились такие сосуды ещё в Древней Руси. По свидетельству археологических раскопок крынками пользовались уже в Х—ХIII вв. Глину брали в лесу, на берегах рек и озёр. Для того, чтобы получить глиняное тесто её заливали водой и месили ногами. Для прочности и придания определенного цвета посуде в глину добавляли песок и «кокшу» (головки семени льна).

Конструкция крынки

Крынки были объёмом 1—2 литра. Они выполнялись с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Высота была в основном 18—20 см, диаметр 12—13 см. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна проходить для того, чтобы помыть крынку внутри.

Применение

Крынку ставили на стол, в крынке молоко хранили, в крынке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху образовывалась темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок.

При хранении молока сливки отстаивались в узкой части крынки и, за счет сужения, они становилась более густыми, плотными, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло.

Крынка является предметом для приобретения рисовальных навыков новичками. Так как форма крынки часто напоминает соединённые друг с другом две простые фигуры — шар и цилиндр.

В фольклоре

Детский фольклор (небылица)

Едет на лисе

Курица верхом,

Бежит кочан капустный

С зайцем кувырком.

Ловит щука в море

Сетью рыбака,

Плавает корова

В крынке молока.

Зернышко пшеницы

Воробья клюёт,

А червяк ворону

В коробе несёт.

Русские пословицы и поговорки

Возьми у белобородого мужика полкрынки кислого молока.

Есть в крынке молоко, да у кота рыло далеко.

На Коле человека убить, что крынку молока испить.

Какова крынка, такова на ней и латка.

У дедушки над двором стоит крынка с молоком.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Змеиногорский детский сад «Радуга»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Змеиногорский детский сад «Радуга»

Содержание Введение…………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………

Введение Почему я выбрал эту тему:

Введение Почему я выбрал эту тему:

Описание работы Изучив источники я узнала, что крынка служила хорошим местом для хранения молока, как парного, так и холодного

Описание работы Изучив источники я узнала, что крынка служила хорошим местом для хранения молока, как парного, так и холодного

Посещение художественной школы

Посещение художественной школы

Лепят крынку на гончарном круге из белой или красной глины

Лепят крынку на гончарном круге из белой или красной глины

Затем кидаем наш комочек в центр круга и начинаем мять несколько раз

Затем кидаем наш комочек в центр круга и начинаем мять несколько раз

При лепке крынки, нужно постоянно смачивать руки, чтобы стенки получались ровными и гладкими

При лепке крынки, нужно постоянно смачивать руки, чтобы стенки получались ровными и гладкими

Горшки здесь изготавливались различной формы и размеров

Горшки здесь изготавливались различной формы и размеров

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1

Приложение Крынка - расширяющийся книзу удлинённый сосуд, который изготавливали из глины на гончарных кругах

Приложение Крынка - расширяющийся книзу удлинённый сосуд, который изготавливали из глины на гончарных кругах

Бежит кочан капустный С зайцем кувырком

Бежит кочан капустный С зайцем кувырком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024