Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Змеиногорский детский сад «Радуга»
Змеиногорского района Алтайского края
МБДОУ «Змеиногорский детский сад «Радуга»
_____________________________________________________________________
658480, г. Змеиногорск, ул. Ломоносова, д. 60
тел.: 2-17-40; е-mail: swetvosp@mail.ru
ОКПО 20992127, ОГРН 1132209001044, ИНН/КПП 2206004355/220601001
Номинация: Естественнонаучная (неживая природа)
Тема: Клад в моем огороде
Выполнил: Дмитриева Нелли, 6 лет
МБДОУ Змеиногорский детский сал «Радуга»,
группа «Дружная семейка»
Руководитель: Гудкова Марина Сргеевна,
МБДОУ Змеиногорский детский сал «Радуга»,
Учитель-логопед
г.Змеиногорск, 2024
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
1.Основная часть…………………………………………………………..3
2.Практическая часть……………………………………………………..4
3.Посещение художественной школы и лепка крынки………………...4
Заключение………………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………………….10
Приложение
Введение
Почему я выбрал эту тему:
Я всегда помогаю маме. Но всё изменилось после того, как мы стали наводить порядок в огороде. Я выкапывала из земли необычный камень – плоский и какой-то округлый. Я отложила его в сторону и продолжила работу. Вскоре мне попался ещё один. Родители, рассмотрев камни, сказали, что это черепки, то есть осколки от глиняных горшков (крынок). Их использовали раньше вместо посуды.
Я почувствовала себя настоящим археологом и искателем приключений. Мне стало очень интересно узнать, почему в земле много разных старинных вещей (осколков) от разных горшков. Эти вопросы заставили меня провести настоящее историческое расследование.
Актуальность исследования: Сегодня мало кто поймет, услышав это устаревшее название - крынка. На самом же деле, крынка - это глиняный сосуд с широким краем, более узким горлом, имеющий шарообразную форму в нижней части. Внешне же такая посуда больше напоминает обычный кувшин, но без ручки и без крышки. Мне захотелось больше узнать о крынке и мне согласилась помочь в этом Марина Сергеевна.
Гипотеза: Я предполагаю, что мы должны знать старинные предметы, которыми пользовались наши бабушки. Ведь это наша история. А провести собственное расследование-это еще интересней.
Цель исследования: Выяснить из чего делалась крынка и почему ее осколки в огороде.
Задачи:
- Собрать и изучить информационный материал по теме;
- Посетить художественную школу и слепить крынку;
- Изучить историю крынки;
-Рассказать свое группе про крынку и слепить ее с детьми.
Объект исследования: Крынка.
Предмет исследования: являются свойства крынки как сосуда для хранения молока, а осколки ее для оберега урожая.
Методы исследования:
1.Вещественные источники. Осколки крынки, стали источником изучения, началом исследования;
2.Узнать из чего лепится крынка;
4. Литература;
5. Интернет-ресурсы помогли точно определить название глиняного изделия, расширили и дополнили материалы исследования.
Описание работы
Изучив источники я узнала, что крынка служила хорошим местом для хранения молока, как парного, так и холодного. Ее лепили из глины, поэтому жидкость молока просачивалась через стенки и испарялась снаружи, понижая температуру крынки: поэтому молоко сохранялось лучше.
В крынке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху образовывалась темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок.
При хранении молока сливки отстаивались в узкой части крынки и, за счет сужения, они становилась более густыми, плотными, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло.
Кринки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или легкой тряпочкой, чтобы молоко «дышало».
Практическая часть
С Мариной Сергеевной мы посетили художественную школу, где нам показали, как правильно и из чего лепить крынку.
Посещение художественной школы
Лепят крынку на гончарном круге из белой или красной глины. Но у нас на Алтае есть только красная глина. Поэтому крынки красного цвета. Белую глину привозят из далека и она очень дорогая.
Берем комочек глины, мнем его в руках, можно постучать по нему. Это делается для того, чтобы в глине не осталось воздуха и наша крынка не лопнула при обжиге.
Затем кидаем наш комочек в центр круга и начинаем мять несколько раз. После этого можно вылепливать нашу крынку.
Углубление в крынке делаем большим пальцем. Высоту крынки делаем по желанию.
При лепке крынки, нужно постоянно смачивать руки, чтобы стенки получались ровными и гладкими.
После того, как мы ее слепили, срезаем ее и даем ей просохнуть 1 день. Затем подчищаем ее. По желанию можно выдавить узоры.
Как только, она окончательно просохнет, ставим ее в печь, для обжига.
Наша крынка готова!
Я поняла, что глина очень мягкая и гибкая. Из нее легко лепить, но она так же легко ломается.
Вывод:
Археологические находки в моём огороде помогли мне совершить настоящее путешествие в историю родного края. Остатки глиняной посуды рассказали многое о развитии гончарного искусства.
Производством глиняной посуды занимались целые семьи. Для изготовления горшков использовались специальные строения с большими печами для обжига.
Горшки здесь изготавливались различной формы и размеров. Качество изготавливаемой посуды было достаточно высоким. Изделия украшались рельефной росписью.
Найденные черепки и свою крынку я буду хранить дома.
Держа в своих руках осколки посуды, которой много лет, я ощутила себя маленькой частью богатой истории великого народа.
Заключение
Исходя из цели исследования, я увидела, что сейчас крынка стала лишь музейным экспонатом, а не предметом домашнего обихода. А ведь она сделана была из природного материала, без вредных добавок, поэтому не вредна для человека, а так же долго сохраняет тепло и холод (раньше, когда не было холодильников, люди хранили все продукты в глиняной посуде и они не портились). Её можно было разрисовывать красками и тогда она становилась украшением любого стола.
Но были и недостатки - она легко ломалась, поэтому с этой посудой обходились аккуратно и бережно. Но если крынка приходила в негодность или ее нечаянно разбивали, то ее раскидывали по огороду, для хорошего урожая. Поэтому, мы и сейчас находим осколки в нашем огороде.
Список используемой литературы:
1. Керамическая посуда Руси: [сайт] URL: https://keramika.peterlife.ru, (дата обращения 18.01. 2017 г.)
2. Кизимова, С.П. Вечно живое искусство народных умельцев. 2006. - 300 с.
3. Этимология слова крынка: [сайт] URL: https://classes.ru, (дата обращения 18.01. 2017 г.)
Приложение
Крынка - расширяющийся книзу удлинённый сосуд, который изготавливали из глины на гончарных кругах. Появились такие сосуды ещё в Древней Руси. По свидетельству археологических раскопок крынками пользовались уже в Х—ХIII вв. Глину брали в лесу, на берегах рек и озёр. Для того, чтобы получить глиняное тесто её заливали водой и месили ногами. Для прочности и придания определенного цвета посуде в глину добавляли песок и «кокшу» (головки семени льна).
Конструкция крынки
Крынки были объёмом 1—2 литра. Они выполнялись с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Высота была в основном 18—20 см, диаметр 12—13 см. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна проходить для того, чтобы помыть крынку внутри.
Применение
Крынку ставили на стол, в крынке молоко хранили, в крынке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху образовывалась темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок.
При хранении молока сливки отстаивались в узкой части крынки и, за счет сужения, они становилась более густыми, плотными, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло.
Крынка является предметом для приобретения рисовальных навыков новичками. Так как форма крынки часто напоминает соединённые друг с другом две простые фигуры — шар и цилиндр.
В фольклоре
Детский фольклор (небылица)
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несёт.
Русские пословицы и поговорки
Возьми у белобородого мужика полкрынки кислого молока.
Есть в крынке молоко, да у кота рыло далеко.
На Коле человека убить, что крынку молока испить.
Какова крынка, такова на ней и латка.
У дедушки над двором стоит крынка с молоком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.