Статья: Развитие и совершенствование воображения младших школьников.
Оценка 4.9

Статья: Развитие и совершенствование воображения младших школьников.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
естествознание
1 кл—4 кл
30.12.2023
Статья: Развитие и совершенствование воображения младших школьников.
Статья: Развитие и совершенствование воображения младших школьников.
Развитие и совершенствование воображения у младших школьников..docx

 

 . Развитие и совершенствование воображения

В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения,  мышления и  воображения. Развитие и совершенствование воображения эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что влечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

 Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.

 Воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи детям.

Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Возраст от 2 до 12 лет — благоприятный период для развития воображения. Поэтому для стимулирования познавательных процес­сов учителя включают  учащихся в творчест­во, обеспечивают  развивающими играми на уроке. К примеру, на уроке русского языка образное воображение развивает игра «Укрась  слова»:

а) За 1 минуту подбери как можно боль­ше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.б) За 1 минуту вспомни объекты желто­го цвета, черного цвета.в) Подбери имена прилагательные, ко­торые изображают злую колдунью и доб­рую фею.г) Кто больше скажет друг другу добрых слов.

Развитию внутренних механизмов про­цессов воображения способствуют рисун­ки, схемы, чертежи. Подобные задания позволяют необычно начать урок, вызывают интерес к изучаемой теме, активизируют деятельность детей. Развитию воссоздающего воображения способствуют загадки, ребусы, кроссворды, преобразования слов, деформированные тексты. Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право вы­бора в зависимости от желаний ребенка:

- придумывание названий к рассказам;

- придумывание продолжений сказки.

— попробуй догадаться, что произошло дальше;

— помни, что в сказке существуют вол­шебные предметы и происходят невероят­ные превращения, напиши продолжение сказки.

Учитель подбирает дополнительный  материал к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения. Оно тесным образом связано с такими качествами, как эмоциональность, интерес. На основе взаимосвязи воображения с вышеперечисленными качествами, учителями начальных классов  проводится работа по развитию воображения на уроках чтения.

Представленные в учебниках литературные произведения открывают широкий простор учителю для подбора упражнений и заданий на развитие воображения и творческой фантазии .

На уроке чтения для развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим.(слайд № 2)

Эмоции тесно связаны с интонациями. На уроках чтения применяется  упражнение “Что означает интонация”. Это упражнение развивает воображение на слуховые образы. Учащиеся читают отрывок из произведения с разными интонациями: “по-доброму”, “грустно”, “ласково”, “сердито”, “безразлично”, “жалобно”. Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь придать свою эмоциональную окраску тексту.

В ходе изучения басен используем развивающую  игру “Пантомима”. Один ребёнок  с помощью мимики и жестов показывает  какое - либо действие из басен. Остальные ребята должны угадать, какой персонаж и из какой басни был задуман ведущим.  Упражнение “Оживление картины” аналогично игре “Пантомима”, но с усложненным сюжетом. Данное упражнение хорошо развивает образное воображение.

Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого мы используем « Уроки путешествия» , «В гостях у сказки» , развивающие игры.

Одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста, является его инсценирование. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность.

Для развития воображения можно использовать словесное рисование или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: “Как вы представляете себе обстановку в какой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами”

 

Безусловно, такие учебные предметы, как рисование, музыка, труд, чтение, русский язык, сами в себе содержат развивающие воображение компоненты методики. Такой же предмет, как математика, напротив, нацелен преимущественно на развитие логического мышления ребенка. Однако в младшем школьном возрасте ведущим видом является образное мышление. Образное мышление, построенное на наглядности, безусловно, родственно воображению.

На уроках математики дети учатся создавать целые сюжеты, используя геометрические фигуры ,начинают их сравнивать с окружающими нас предметами, переносят их на бумагу в клетку, одновременно проговаривая содержание сюжета, который появляется на бумаге .  Сопоставляя окружающий мир с геометрическими фигурами дети становятся более наблюдательными. 

Положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины: музыка, изобразительное искусство и  уроки труда, на которых буйно развивается  воображение и тем  способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.

Труд с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Природный материал сам по себе - кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь.

Кроме того, воображение может выступать как деятельность, ко­торая приносит терапевтический эффект.

Ребенок, испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображае­мый мир. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотива­цию будущих поступков.

Нестандартность уроков в начальной школе актуальна в наше время. Одна из главных задач учителей собрать внимание учащихся, добиться желаемого результата. Работать в начальной школе очень сложно. Дети маленькие, быстро устают на уроках и любой материал, даже самый простой, им надо излагать в интересной, увлекательной форме. Ученики 1 – 4 классов всегда с удовольствием играют и разгадывают загадки, любят, когда учебный процесс проходит в игровой форме. Для них важно, что бы их деятельность не была монотонной и однообразной. Детям необходимо жить на уроке интересно и увлекательно.

 

Таким образом, воображение является важным компонентом познавательной психической деятельности младшего школьника. Использование упражнений, активизирующих и развивающих воображение на уроках в начальной школе, способствует развитию логического мышления, повышению эффективности усвоения программного материала.

слайды класса


 

Развитие и совершенствование воображения

Развитие и совершенствование воображения

Учитель подбирает дополнительный материал к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и…

Учитель подбирает дополнительный материал к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и…

Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес

Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес

Природный материал сам по себе - кладовая фантазии и игры воображения

Природный материал сам по себе - кладовая фантазии и игры воображения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2023