Исследовательский проект по информатике учащейся 11 класса Татошвили Дарьи
Оценка 5

Исследовательский проект по информатике учащейся 11 класса Татошвили Дарьи

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
информатика
10 кл—11 кл
18.01.2022
Исследовательский проект по информатике учащейся 11 класса Татошвили Дарьи
Проект-исследование интернет-аддикции у подростков
«Интернет-аддикция – заболевание или привычка».docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»

Фатежского района Курской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Интернет-аддикция – заболевание или привычка»

 

 

 

 

 

 

 

Проект подготовила

Татошвили Дарья Омариевна,

обучающаяся 11 класса.

Руководитель проекта  

Творогова Наталья Анатольевна,

учитель информатики.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Фатеж

2021-2022 учебный год

 

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………...

стр.3

Введение………………………………………………………………...

стр. 4

Глава 1. Хобби или зависимость?..........................................................

стр.5

1.1. Интерес, порождающий манию………………………….

стр.5

1.2 Формы, виды и причины интернет-зависимости у подростков………………………………………………………………

 

стр.6

1.3.  Стадии развития и симптомы  интернет-зависимости……………………………………………………………

 

стр.8

Глава 2. Установление взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации…………………………………………………

 

стр.11

2.1. Тест Кимберли Янг. Интерпретация результатов исследования среди обучающихся 9-11 классов МКОУ «Фатежская СОШ №2»……………………………………………….........................

 

 

стр. 11

2.2. Социальный эксперимент «день без гаджетов»…………

стр.12

2.3. Профилактика и пути избавления от  интернет-аддикции……...........................................................................................

 

стр.15

Заключение……………………………………………………………...

стр.18

Список литературы…………………………………………………….

стр.20

Приложения…………………………………………………………….

стр.21

Приложение 1…………………………………………………………...

стр.22

Приложение 2…………………………………………………………...

стр.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В России наблюдается увеличение числа подростков, страдающих интернет-аддикцией.

В своей работе я обратила внимание на одну из отрицательных сторон Интернета – зависимость от него.

Моя работа направлена на выявление уровня распространения данного явления в нашем образовательном учреждении  и  определение приблизительной степени  ущерба здоровью обучающихся. В ходе исследования были использованы такие методы и приемы, как: изучение  и анализ библиографических источников, классификация, обобщение, синтез, тестирование и анализ результатов.

Проектная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Работа над теоретической частью была начата с отбора источников информации по данной теме. Поиск литературы осуществлялся с помощью книг научной библиотеки  (Балонова И.М., Бирюкова В., и др.), сайтов сети Интернет. В результате изучения данных источников у меня сформировалось полное представление о  природе, классификации и видах подростковой интернет-зависимости.

Работа с практической частью началась с тестирования старшеклассников нашей школы по всемирно известной методике, разработанной американским ученым Кимберли Янг. На основе полученных данных мне удалось выяснить число обучающихся,  находящихся в зоне риска и нуждающихся  в помощи психолога.

Большую помощь в подборке информации оказали данные Интернет-порталы:

·https://mixfacts.ru;

·https://nsportal.ru;

·https://constructorus.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня большинство людей привыкли начинать свой день не с горячей чашки кофе, свежей газеты и бутерброда с маслом, а с включения компьютера с доступом в Интернет. Всемирная паутина заменила нам выпуск новостей по телевидению, исключила необходимость покупать диски с фильмами и музыкой, а в некоторых случаях желание пользоваться телефоном и даже ходить на работу. Интернет так прочно вошел в нашу жизнь, что многие просто не представляют себе без него жизнь.

Конечно,  в современном мире информация имеет для человека огромное значение, она формирует личность, но бывает, что она, же и разрушает ее. При всех плюсах, которые предоставляет интернет, он обнаруживает и свои отрицательные стороны, одна из которых – зависимость от него. Казалось бы, ничего страшного, что пользователь проводит в киберпространстве много времени, нет, однако такое мнение в последнее время опровергается научными исследованиями, экспериментами и наблюдениями, сделанными в повседневной жизни. Все чаще и чаще стало произноситься такое словосочетание, как «Интернет - зависимость». И в последнее время данная тема стала одной из самых популярных тем для публикаций и разговоров. 

Актуальность данной темы заключается в том, что в наше время компьютер все настойчивее вторгается во все области нашей жизни. Все большее количество подростков подвергаются риску компьютерной зависимости.

Объектом исследования являются условия возникновения Интернет-зависимости у современных подростков.

Предмет исследования – влияние Интернет-зависимости на личность подростка.

Цель работы: выявить уровень распространения данного явления в нашем образовательном учреждении  и  приблизительно определить степень  ущерба здоровью обучающихся.

В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

·собрать информацию о природе Интернет-зависимости;

· выявить наличие связи Интернет-зависимости с психологическими свойствами личности подростка;

·провести исследование и определить способы защиты от данного рода зависимости обучающихся в условиях нашего образовательного учреждения.

Проблемой исследования выступает постоянное использование сети Интернет современными подростками в повседневной жизни.

Гипотеза исследования: Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности подростков, так как в этом возрасте происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.

 

Глава 1. Хобби или зависимость?

 

1.1. Интерес, порождающий манию

 

Интернет всё больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 2,5 миллиарда человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 105 миллионов человек. И с каждым днём количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в сети Интернет.

 Бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Интернета, таят в себе скрытую угрозу. Нахождение в  сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

Это явление получило название интернет-аддикция. Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «интернет-аддикт».

Истинные интернетоманы — люди, утратившие способность контролировать свое время в сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов.

Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете[1].

Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет - зависимости, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет – зависимым.

Здоровые пользователи Интернета имеют четкую цель и тратят на её достижение разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта. Эти люди в состоянии отграничить общение в сети от живого общения. Глобальная сеть для них является лишь полезным инструментом.

Интернет-аддиктам свойственно устанавливать приоритет в приобретении и/или поддержание электронных взаимоотношений, а интернет-независимые предпочитают поддерживать в сети уже имеющиеся отношения. То, что сеть Интернет предоставляет уникальную возможность для поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым потребностям, является одним из ее аддиктогенных качеств. При малейшем разочаровании или неудовольствии в интернет-собеседнике можно прервать общение с ним/с ней и найти другого собеседника. Виртуальные социальные контакты устанавливаются гораздо легче, чем реальные, чему способствуют анонимность, безопасность, большая открытость и легкость общения в  глобальной сети.

Интернет как новый инструмент, средство современного жизнеобеспечения снимает проблему повышения мотивации. Телекоммуникационная среда с самого начала была оккупирована подрастающим поколением, которое хорошо освоилось в этой среде. Проблемы подрастающего поколения, не замечаемые взрослыми и находившиеся в состоянии «покоя» в реальной действительности, вылились в определенные негативные явления: появление молодежной субкультуры, интернет-аддикция, флейм и т.д. Обратите внимание, что проблемы существуют, имеют определенные названия, т.е. это проблемы не носят частный характер.

1.2. Формы, виды и причины интернет-зависимости у подростков

 

Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:

·навязчивый веб-сервинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт;

· пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, преобладание общения в чатах, форумах и социальных сетях  над живым общением;

· игровая зависимость – разнообразные онлайн-игры и игры по сети[2].

Зависимость  от веб-серфинга существует у многих, она вызвана желанием поиска новых интересных сайтов. Навязчивое блуждание по Сети предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Интернет используется как средство поиска информации. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам… В итоге этот непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке.70% этой информации является пустой, не несущей никакой информационной нагрузки.

Сетевая зависимость тоже не редкость в наше время. Сейчас трудно встретить человека, который нигде не зарегистрирован. В Сети чаще всего общаются люди, которым в жизни трудно пойти на контакт. В Интернете легче показать свои положительные стороны и завести друзей. К данной группе риска зависимых от Интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который  заменяет им круг друзей. Исследователи, изучающие феномен интернет-зависимости, выяснили что люди, не попадающие в «сети» Интернета так же, как и в них попавшие, общаются со знакомыми и друзьями в онлайне (хотя основная их цель нахождения в «паутине» — это поиск информации), но это общение в основном ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов. Интернет же зависимые люди стремятся социализироваться за счет новых знакомств.

В большей степени это, конечно, относится к людям подросткового возраста, и не только потому, что они выросли в эпоху ИнтернетаОбщение в виртуальном мире предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний, и не выходя за границы этих образов, осуществлять насколько необходимую и желаемую, настолько и невозможную в реальности коммуникативную активность. Это является основной причиной интернет-зависимости у подростков, а провоцирующим фактором, стимулирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна.

Еще одной причиной  интернет-зависимого появления, тесно связанной с предыдущей, является невозможность самовыражения. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в Сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания.

Игровая зависимость характеризуется тем, что подростки все свободное время посвящают компьютерным играм. Игра настолько захватывает, что ребенок теряет счет времени, реальность начинает мало его интересовать. Первое, что делает ученик по возвращении из школы – включает компьютер, чтобы поиграть.

Почему люди начинают играть в онлайн-игры? Кто-то стремится заполнить пустое место, образовавшееся в его жизни, кто-то просто от скуки. А есть люди, которые пытаются добиться превосходства, не тратя на это больших усилий. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре «Танчики» — вполне даже возможно.

Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей (например, в таки играх как «World of Warkraft») и добиться мнимого превосходства. Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть дни напролет и в процессе этой гонки становятся интернет-зависимыми.

Еще одной причиной, почему интернет-зависимость становиться проблемой современного общества по мнению Эрин Хоффман, одного из разработчиков он-лайн игр, является прокрастинация. Вот как она объясняет, в чем кроется причина этого пристрастия: «Когда мы обсуждаем зависимость от Интернета и в частности от сетевых игр  – мы говорим не о том, что люди делают, а о том, чего они не делают, замещая бездельничество зависимым поведением». То есть человек постепенно втягивается и становится зомби по причине того, что попросту не хотел делать нелюбимую работу, выполнять свои обязанности, решать сложные вопросы и принимать непростые решения? Может быть, почему нет.

Не единичны случаи, когда длительная игра приводила к трагическим последствиям. Например, многочасовой онлайн-сеанс игры в «World of Warcraft», в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти[3].

В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же. Разумеется, не каждый подросток, заходящий в Интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.

Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

 

1.3. Стадии развития и симптомы интернет-зависимости

 

Ученые выделяют три стадии интернет-зависимости:

1.                     На первой стадии пользователь только знакомится с Интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формируется собственный стиль в Сети, восполняющий ему тот недостаток общения  или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

2.                     Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается. Также на второй стадии формирования интернет-зависимости, когда человек перестает использовать интернет для  достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Например, одни люди знания, полученные в Сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся, используя корыстные цели, третьи же поднимают себе рейтинги в соцсетях или попросту самовыражаются. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, или предпочтительным способом достижения цели.

3.                     Третья стадия - стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет-зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

Основными симптомами, определяющими интернет-зависимость, можно считать следующие:

·  интернет-зависимый человек испытывает огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в Сеть -  грусть и уныние;

·   человек не ходит в гости, реже встречается с друзьями, т.е. потихоньку теряет контакты с людьми в оффлайне;

·  появляется потребность в  постоянном обновлении странички в соцсетях,  пользователь часто проверяет  свой e-mail, аккаунт на сайте знакомств и т.д.;

·   зависимый человек обсуждает компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области;

·   пользователь теряет чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, зависает в Сети на несколько часов и не замечает, как стремительно пролетает время;

·  во время интернет-серфинга забывает о своих обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях;

·  сайты  посещаются не с целью найти нужную информацию, а  бесцельно и механически;

·  тратятся немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще  пользователь пытается скрыть это от близких;

·  на физиологическом уровне ощущаются последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания;

·  информация из сети  оказывает влияние на  психологическое самочувствие — негативные новости или сообщения вызывают у зависимого бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу;

·   близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что пользователь слишком много времени проводите в Интернете. И это является явным признаком интернет-зависимости. Самому чрезмерную увлеченность Интернетом заметить бывает сложно[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Установление взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации

2.1. Тест Кимберли Янг. Анализ и интерпретация результатов исследования среди обучающихся 9-11 классов

МКОУ «Фатежская СОШ №2»

 

Находясь на перемене в школе, можно заметить, что многие школьники предпочитают проводить свободное время, не общаясь со своими сверстниками, а сидеть, «залипая» в телефоне. Это достаточно устойчивая современная тенденция, переходящая в разряд стойких привычек. Все больше подростков предпочитают общение в сети общению в «реале».

В соответствии с полученными посредством наблюдения данными возникла потребность проанализировать уровень интернет-аддикции среди старшеклассников, т. к. именно у них такое поведение уже давно вошло в привычку. Было проведено тестирование на интернет-зависимость среди обучающихся 9-11 классов  МКОУ «Фатежская СОШ №2» (см. приложение 1). В анкетировании приняло участие 50 человек.

Тестирование было проведено по всемирно известной методика, разработанная и апробированная в 1994 году доктором Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (тест Кимберли Янг на Интернет-зависимость (в оригинале "InternetAddictionTest" - тест на интернет-аддикцию)).

Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия), хотя сама диагностическая категория интернет-аддикции до сих пор окончательно не определена.

Полная версия опросника состоит из 40 пунктов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта (никогда, редко, регулярно, часто, постоянно). Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым, в т.ч. в форме многочисленных онлайн-версий. Как вариант, вопросы теста могут подвергаться профессиональной оценке специалистом во время полуструктурированного интервью, т.к. вопросы теста абсолютно прозрачны, и ответы могут быть установочными.

Результаты тестирования и интерпретация (приложение 2):

·20-49 баллов — обычный пользователь Интернета – 2 человека. Достаточно малое количество, учитывая, что в тестировании приняло участие 50 обучающихся.

·50-79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. 34 обучающихся, большинство из опрошенных. Эти подростки вступили в зону риска, но, если правильно расставлять приоритеты в своей жизни, найти увлечения и занятия в реальной жизни, можно избежать перехода в следующую категорию.

·80-100 баллов — Интернет-зависимость – 8 протестированных[5].

·Неизвестно, к какой категории можно отнести последних 6 человек. В тесте других категорий нет. Но результат тестирования этих 6-х человек составляет более 100 баллов. Т. к. тестирование было анонимным, можно только предположить, кому стоит задуматься над этой проблемой. И несомненно, что этим старшеклассникам требуется помощь психолога, чтобы переориентировать их интересы в другую плоскость.

Подобно любой другой нехимической зависимости, интернет-аддикция представляет собой феномен поведенческого пристрастия и эмоциональной зависимости от определённой формы поведения. С этой точки зрения, зависимость характеризуется тремя главными симптомами:

· наращивание дозы (время, проведённое в интернете, увеличивается);

· изменение формы поведения (интернет-активность начинает подменять собой формы реальной жизни);

· синдром отмены (ухудшение эмоционального самочувствия вне интернет-активности).

По мнению Кимберли Янг, аддиктивность интернета определяется тремя главными факторами:

· доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений;

· персональный контроль и анонимность передаваемой информации;

· внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он-лайн.

Между тем, до сих пор нет согласованного мнения о том, что представляет собой интернет-зависимость, как нет и каких-либо выработанных диагностических критериев.

 Специалисты утверждают, что тест не может служить основанием для постановки диагноза, т.к. имеет слишком простую и прозрачную структуру. Между тем, тест может служить скрининговым инструментом для отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста, а тестирование в динамике можно использовать для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения.

 

2.2. Социальный эксперимент «День без гаджетов»

 

Не так давно специалисты в области детской психологии ровели актуальный экспepимент.

Детям от 12 до 18 лет пpeдложили добpoвольно пpoвести восемь чacoв нaeдине с самим собой, исключив возможность пoльзоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Мы решили повторить подобный эксперимент среди обучающихся 11 класса. Юношам и девушкам было предложено добровольно сдать телефоны на один учебный день. При чем телефон можно было забрать в любой момент. В эксперименте участвовало 20 обучающихся. 15 из них сразу же отказались расстаться с гаджетами. Причины назывались такие:

-беспокойство за свои личные данные,

-беспокойство по поводу возможности пропустить важный звонок или сообщение,

- беспокойство из-за невозможности воспользоваться телефоном как помощником для учебы (поиск нужной информации, возможность списать) и т.д.

Остальные 5 человек не выдержали и забрали телефон до конца учебного дня. Причины:

- «чего-то не хватает»,

- «надо срочно позвонить»,

- «нечем себя занять на перемене».

Причем, в течение дня дети, сдавшие телефон, просили мотивацию: оценку «5» по информатике в случае удачного завершения эксперимента.

Есть,  над чем задуматься…

 

2.3. Профилактика и пути избавления от  интернет-аддикции

 

Интернет по положительным впечатлениям иногда значительно превосходит реальную жизнь. Это часто и становится причиной формирования зависимости от Сети, которая развивается постепенно, но охватывает все сферы жизни, таким образом, что человек отказывается от реальности в пользу виртуального мира. В соответствии с установкой Всемирной организации здравоохранения, выделяют первичные и вторичные мероприятия по профилактике интернет-зависимости.

Первичная профилактика интернет-зависимости предусматривает комплекс мероприятий, которые предупреждают формирование патологической тяги к Всемирной паутине. Целью таких мероприятий является информирование человека о пагубном влиянии интернета. Доносить эту информацию необходимо правильно, чтобы она была правильно воспринята и осознана.

Кроме этого, первичное предупреждение аддикции включает поиск себя и своих увлечений, которые способствуют подмене патологического влечения к интернету.

Рекомендации по предупреждению зависимости. Первичная профилактика интернет-зависимости включает:

§ увеличение время реального общения с друзьями, родственниками и членами семьи;

§ физическую активность, которая полезна не только для физического здоровья, но и психологического, так как выработка эндорфинов, таким образом, улучшает общее психоэмоциональное состояние и предупреждает зависимость;

§ правильное питание – достаточное поступление витаминов и минералов улучшает обменные процессы, нормализует гормональный фон, улучшает настроение;

§ саморазвитие – постоянный поиск «себя» позволяет находить новые увлечения, друзей, проводить время в собственное удовольствие, а не тратить его впустую, просиживая в виртуальном мире;

§ использование интернета с пользой – виртуальный мир содержит множество полезной информации, которая помогает расширить кругозор, а иногда и получить дополнительный заработок;

§ отключение уведомлений, поступающих из социальных сетей, которые постоянно отвлекают и заставляют все чаще заглядывать в интернет;

§ включение компьютера только по необходимости, например, для чтения новостей, скачивания книги, онлайн-урока и прочее;

§ отказ от приемов пищи за компьютером или с телефоном - такая привычка не только усиливает зависимость, но становится причиной избыточного веса с множеством других осложнений;

§ исключение «зависания» в интернете перед сном – дефицит ночного отдыха делает человека более уязвимым и приводит к более быстрому формированию зависимого поведения;

§ четкое ограничение времени, проводимого в режиме онлайн, при этом эти несколько минут должны быть проведены с пользой;

§ планирование расписания дня с приоритетами на образование, работу, хобби, не связанное с интернетом.

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация. Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Вторичная профилактика интернет-зависимости включает мероприятия, направленные на раннее выявление болезни и ее лечение на начальных этапах развития. Это позволяет предупредить ее прогрессирование и переход в хроническую форму. С этой целью американский психиатр А. Голдберг предложил следующие этапы.

1. Признание зависимости. Понимание и признание проблемы приводит к появлению желания справиться с ней. Зависимость от интернета – это не миф, выдуманный психологами или медиками, для запугивания подрастающего поколения. Это форма не химической зависимости, которая разрушает психическое здоровье и сопоставима с наркотической или алкогольной аддикцией.

Интернет-зависимость – это реальная проблема, с которой сталкивается множество людей. При этом на начальных этапах аддиктивное поведение остается незамеченным, так как еще не вызывает серьезных изменений психического здоровья. Однако близкие зависимого человека могут заметить часто пребывание за компьютером и его приоритетность в жизни, что заставляет пренебрегать важными делами или физиологическими потребностями.

2. Определение основы зависимости. Выявление причин, повлекших за собой погружение в виртуальный мир, помогает устранить их и найдя им замену. Это могут быть проблемы в общении в социуме, неуверенность в будущем, трудности в профессиональной сфере или обучении, семейные конфликты.

На этом этапе необходимо выработать умение противостоять негативным факторам, найти мотивацию и справиться с ними. Развить целеустремленность, силу и выработать желание бороться с проблемами, а не избегать их поможет спорт, саморазвитие, общение с окружающим миром, помощь людям.

3. Решение проблем. После того, как причины зависимости найдены, а желание с ними справиться крепнет, необходимо, не усложняя проблемы, устранить их. Например, если к погружению в сеть привели семейные конфликты, можно записаться к психологу, который поможет найти выход из сложившейся ситуации. Если возникли проблемы в обучении, можно нанять репетитора, а проблемы на работе можно решить, поговорив с начальством или просто найти новое место.

4. Контроль времени. Есть личности, которые заведомо склонны к любым видам зависимости. Такой категории необходимо постоянно контролировать себя и свое патологическое влечение к интернету. Даже когда проблемы устранены, необходимо строго ограничить времянахождения в виртуальном мире и проводить его лучше с пользой. Например, учить новый язык, изучать новости или читать книги[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию или предприятие без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей. Очередной виток технического прогресса создал новую  аддиктивную патологию  - интернет-зависимость.

Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к сети Интернет. Как правило, подростки знакомятся с Всемирной паутиной  дома. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет - зависимых.

В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности подростка, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства. Все вышесказанное дает основание полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности подростка.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. При возникновении Интернет-зависимости можно говорить о следующих видах культурной и психологической трансформации личности подростка:

·интернет-аддикция приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации, препятствует формированию  адекватных представлений о себе;

· при возникновении интернет-аддикции происходит перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в Сеть, что неизбежно ведет к аутизации больного, который начинает хуже распознавать реальные человеческие эмоции;

· под влияние Интернета происходит падение нравственности подростка. Также формируется асоциальное представление о интимной стороне жизни людей, что может отложить отпечаток на всю жизнь;

·игровая зависимость может делать подростка более агрессивным, что откладывает отпечаток на их взаимоотношения с социумом.

2. Мы получили подтверждение выдвинутой гипотезе: компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье.

3. Следует помнить, что негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. Зачастую интернет-зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем подростка.

4. Изучение данной проблемы дает основание признать необходимость дальнейшего, углубленного изучения интернет-зависимости как модели психических расстройств.

Проблема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с Интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Сети. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие интернет - зависимости.

Приходится признать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                     Балонов И. М. «Компьютер и подросток» -  М:  «Терра», 2018 г. стр.32-58.

2.                     Бирюков В. А. «Сеть и наркомания» - Компьютерный еженедельник «Компьютерра», №16, 2017 г.

3.                     Егоров А. Ю. «Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология» - Компьютерный еженедельник «Компьютерра», №1, 2018 г.

4.                      Егоров А. Ю., Кузнецова Н. А., Петрова Е. И. «Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков» -  М: «Теоретика», 2016 г.

5.                     Егоров А. Ю., Игумнов С. А. «Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты» -  СПб: «Речь», 2018 г.

6.                     Жичкина А. Е., Белинская Е. П. «Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования». – М: «НАУКА», 2016 г.

7.                     Шавамиш В. В. «Зависимое поведение школьников» - СПб: «Речь», 2018 г.

8.                     Янг К. «Диагноз - Интернет-зависимость» - Журнал «Мир Интернета», №2, 2020 г.

9.                     https://mixfacts.ru/articles/sovety-psihologov-dlya-teh-kto-hochetsya-izbavitsya-ot-internet-zavisimosti («Советы психологов для тех, кто хочет избавиться от интернет-зависимости»)

10.                 https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2016/05/20/issledovatelskaya-rabota-po-teme-internet («Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика»)

11.                 https://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html («Интернет - зависимость»)

12.                 https://nasrf.ru («Профилактика интернет-зависимости»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Тест Кимберли Янг на Интернет-зависимость

Инструкция: перед вами 40 вопросов, прочитайте их внимательно и выберите наиболее подходящий для вас ответ из шкалы справа.

Вопросы

Никогда

Редко

Регулярно

Часто

Постоянно

1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?

 

 

 

 

 

2. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?

 

 

 

 

 

3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

 

 

 

 

 

4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?

 

 

 

 

 

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?

 

 

 

 

 

6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?

 

 

 

 

 

7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

 

 

 

 

 

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

 

 

 

 

 

9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?

 

 

 

 

 

10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?

 

 

 

 

 

11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?

 

 

 

 

 

12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

 

 

 

 

 

13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

 

 

 

 

 

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

 

 

 

 

 

15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?

 

 

 

 

 

16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?

 

 

 

 

 

17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?

 

 

 

 

 

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?

 

 

 

 

 

19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?

 

 

 

 

 

20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?

 

 

 

 

 

21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?

 

 

 

 

 

22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?

 

 

 

 

 

 

24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой?

 

 

 

 

 

25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день?

 

 

 

 

 

26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день?

 

 

 

 

 

27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием?

 

 

 

 

 

28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично?

 

 

 

 

 

29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»?

 

 

 

 

 

30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?

 

 

 

 

 

31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными?

 

 

 

 

 

32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши?

 

 

 

 

 

33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети?

 

 

 

 

 

34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)?

 

 

 

 

 

35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю?

 

 

 

 

 

36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах?

 

 

 

 

 

37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети?

 

 

 

 

 

38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?

 

 

 

 

 

39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером?

 

 

 

 

 

40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно?

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Ответы на каждый из вопросов теста оценивают по 5-балльной шкале: никогда или крайне редко — 1 балл,

иногда — 2 балла,

 регулярно — 3 балла,

часто — 4балла,

постоянно — 5 баллов.

ПОДСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ:

20–49 баллов — обычный пользователь Интернета,

50–79 баллов— есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом,

80–100 баллов — интернет-зависимость.

Приложение 2.

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Результаты тестирования  по методике Кимберли Янг «Интернет-зависимость»  среди обучающихся 9-11 классов МКОУ «Фатежская СОШ №2»


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Егоров А.Ю., Игумнов С.А. «Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты» - СПб: «Речь», 2019 г., стр.436

 

[2] Бирюков В. «Сеть и наркомания». Компьютерный еженедельник «Компьютерра»,№16, 2017 г., стр.13-15.

 

[3] Янг К. «Диагноз - Интернет-зависимость» - Журнал «Мир Интернета», №2, 2017 г., стр.27-29

 

[4] Егоров А. Ю. «Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология» - Компьютерный еженедельник «Компьютерра», №1, 2017 г.

 

[5]  Янг К. «Диагноз - Интернет-зависимость» - Журнал «Мир Интернета»,  №2, 2017 г.

 

[6]  https://mixfacts.ru/articles/sovety-psihologov-dlya-teh-kto-hochetsya-izbavitsya-ot-internet-zavisimosti («Советы психологов для тех, кто хочет избавиться от интернет-зависимости»)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»

Оглавление Пояснительная записка………………………………………………

Оглавление Пояснительная записка………………………………………………

Пояснительная записка В России наблюдается увеличение числа подростков, страдающих интернет-аддикцией

Пояснительная записка В России наблюдается увеличение числа подростков, страдающих интернет-аддикцией

Введение Сегодня большинство людей привыкли начинать свой день не с горячей чашки кофе, свежей газеты и бутерброда с маслом, а с включения компьютера с доступом…

Введение Сегодня большинство людей привыкли начинать свой день не с горячей чашки кофе, свежей газеты и бутерброда с маслом, а с включения компьютера с доступом…

Глава 1. Хобби или зависимость? 1

Глава 1. Хобби или зависимость? 1

Глобальная сеть для них является лишь полезным инструментом

Глобальная сеть для них является лишь полезным инструментом

Сетевая зависимость тоже не редкость в наше время

Сетевая зависимость тоже не редкость в наше время

Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть…

Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть…

Также на второй стадии формирования интернет-зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность

Также на второй стадии формирования интернет-зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность

Интернете. И это является явным признаком интернет-зависимости

Интернете. И это является явным признаком интернет-зависимости

Глава 2. Установление взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации 2

Глава 2. Установление взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации 2

Интернет-зависимость – 8 протестированных [1]

Интернет-зависимость – 8 протестированных [1]

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно…

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно…

Петербург из конца в конец, порядка 25 км; — одна девочка пошла в

Петербург из конца в конец, порядка 25 км; — одна девочка пошла в

Остальные 5 человек не выдержали и забрали телефон до конца учебного дня

Остальные 5 человек не выдержали и забрали телефон до конца учебного дня

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

На этом этапе необходимо выработать умение противостоять негативным факторам, найти мотивацию и справиться с ними

На этом этапе необходимо выработать умение противостоять негативным факторам, найти мотивацию и справиться с ними

Заключение Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию или предприятие без наличия в них компьютеров и компьютерных…

Заключение Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию или предприятие без наличия в них компьютеров и компьютерных…

Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье

Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложения

Приложения

Приложение 1. Тест Кимберли

Приложение 1. Тест Кимберли

Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? 24

Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? 24

Приложение 2. Диаграмма 1

Приложение 2. Диаграмма 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2022