Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Жуланская средняя школа»
Кочковского района Новосибирской области
Кочковский район
Номинация: «Ландшафтная экология и почвоведение».
Детское объединение:«За страницами учебника биологии».
«Почва - как среда обитания»
Выполнила:
Юстус Екатерина Сергеевна,
обучающаяся 8 класса
Руководитель:
Задубровская Юлия Витальевна,
учитель биологии
МКОУ «Жуланская СШ»
с. Жуланка,2022
Оглавление
1. Введение 3
1.1 Актуальность 3
1.2 Проблема 3
1.3 Цели и задачи 3
1.4 Гипотеза 3
1.5 Обоснование выбора темы 3
2. Основная часть. Методика исследований 3
2.1 Описание объекта и предмета исследования 3
2.2 Описание использованных методов исследования 5
2.3. Практическая работа 6
2.3.1 Изучение видов почвы 6
2.3.2 Определение содержания извести в пробах почвы 8
2.3.3 Определение значения pHв пробах почвы 10
3. Выводы по работе и их анализ13
4. Заключение 13
5. Источники информации 14
6. Терминологический словарь 14
Почва дороже золота, без золота люди
Прожить смогли бы, а без почвы нет.
В.В. Докучаев
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность работы состоит в том, что в последние годы наблюдаются процессы деградации почв, снижение её плодородия. Кочковский район Новосибирской области расположен на юге Западно-Сибирской равнины. Почвенный покров сложен, но наиболее распространённым является чернозём – самый плодородный вид почвы.
1.2 Постановка проблемы: на нашем пришкольном участке мы выращиваем овощи для школьной столовой. Статистические данные показали, что урожайность снижается. При научном подходе к работе с землёй можно повысить ее плодородие, а соответственно и урожайность.
1.3 Цель исследовательской работы: изучить виды и физико-химические свойства почвы;определить способы, приводящие к повышению ее плодородия.
Задачи:
ü изучить теоретические основы данной темы;
ü изучить виды и физико-химические свойства почвы;
ü провести анализ химического состава образца почвы, взятого с приусадебного участка школы;
ü сформулировать общие выводы и рекомендации.
1.4 Гипотеза: изучение химических свойств почвы учебно-опытного участка школы позволит определить их особенности и разработать правильные рекомендации по повышению её плодородия.
1.5 Обоснование выбора темы:При выборе проекта я пыталась акцентировать своё внимание на том, что будет довольно интересным для меня. Ведь увлечённость в проекте – это уже залог успеха в работе.
2.Основная часть. Методика исследований
2.1. Описание объекта и предмета исследования
Почва - это поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате взаимодействия растительности, животных микроорганизмов, материнской породы и является самостоятельным природным образованием. Почва является источником 95 - 97 % всех продовольственных ресурсов для населения планеты. Это колоссальное природное богатство, которое обеспечивает человека продуктами питания, животных кормами, а промышленность - сырьём.
Основоположником науки о почве стал выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846–1903). Именно В.В. Докучаев впервые сформулировал научное определение о почве, назвав её «самостоятельным естественноисторическим телом, которое является продуктом совокупной деятельности материнской горной породы, климата, растительных и животных организмов, возраста почвы и отчасти рельефа местности».
Все факторы почвообразования, о которых говорил Докучаев, были известны и до него, их последовательно выдвигали разные ученые, но всегда в качестве единственного определяющего условия. Он первый сделал вывод о том, что возникновение почвы происходит в результате совместного действия всех факторов почвообразования. Докучаев рассматривал почву как «самостоятельное особое природное тело, равнозначное понятиям растение, животное, минерал и т.д., которое возникает, развивается, непрерывно изменяется во времени и пространстве», и этим он заложил прочный фундамент новой науки.
Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей. Твердая часть — это минеральные и органические частицы. Они составляют от 80-98 % почвенной массы и состоят из песка, глины, илистых частиц, оставшихся от материнской породы в результате почвообразовательного процесса. Соотношение этих частиц характеризует механический состав почвы.
Жидкая часть почвы, или почвенный раствор, вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями. Воды в почве содержится до 40-60 %. Жидкая часть участвует в снабжении растений водой и растворенными элементами питания.
Газообразная часть, или почвенный воздух, заполняет поры, не занятые водой. Она содержит больше углекислого газа и меньше кислорода, чем атмосферный воздух, а также метан, летучие органические соединения и др.
Плодородие почвы
Важнейшим свойством почвы является плодородие. Плодородие – это совокупность свойств почвы, обеспечивающие высокую урожайность сельскохозяйственных растений, а также биологическую продуктивность естественных фитоценозов.
Плодородие почвы зависит от многих факторов: оптимального содержания в ней питательных элементов (азота, фосфора, калия, железа, марганца, бора и других микро и макроэлементов), степени увлажненности и кислотности, методов агротехники, процессов эрозии. Но в первую очередь плодородие почвы определяют по содержанию в ней гумуса – смеси органических веществ, которые образуются в результате биохимического разложения растительных и животных остатков. От его качества и количества зависит плодородие почв.
Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами.
В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающийся корнями растений. Распределение почв по содержанию в ней гумуса тесно связано с природными зонами, климатом и характером растительного покрова.
Растения усваивают из почвы азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо, серу и др. Эти элементы потребляются в относительно больших количествах, поэтому их называют макроэлементами. Элементы, потребляемые в незначительных количествах, называют микроэлементами (бор, молибден, марганец, медь и др.). Обеспеченность растений элементами питания зависит от растворимости их соединений в воде и слабых растворах кислот. При недостатке в почве любого из элементов урожай культур резко снижается.
Объект исследования: почва домашнего участка и учебно-опытного участка школы.
Предмет исследования: физико-химические свойства почвы.
2.2Методы исследования:
1. Теоретический: изучение литературы и интернет-сайтов.
2. Экспериментальный: отбор почвы, подготовка почвы к анализу, проведение анализов.
3. Эмпирический: наблюдение, описание, объяснение результатовисследования
В качестве параметров для химического анализа использовали следующие:
1.Виды почвы.
2. Содержание извести в пробах почвы.
3. Значение pHв пробах почвы.
2.3.Практическая работа
2.3.1. Изучение видов почвы
Нам потребовалось
Флакон стеклянный, 3 шт.
Писчая бумага, карандаш
Чашка для выпаривания, 3 шт.
Клейкая лента
Стекло увеличительное трехлинзовое;увеличение 3х, 6х, 10х ;
Вода, ложка металлическая
Пипетка пластиковая
Описание эксперимента
Нарезали из писчей бумаги небольшие полоски и написалина них цифры 1, 2 и 3. Эти полоски наклеили с помощью клейкой ленты на стеклянные флаконы. На огороде, в подполе и на школьном участке набрали в ложку пробы сухой почвы и поместили каждую в отдельный флакон.
Насыпали небольшое количество почвы в чашки для выпаривания. С помощью пипетки смочили почву несколькими каплями воды.
Наблюдения:
Проба |
Место забора пробы |
Составные части и цвет |
Тактильные ощущения |
Вид почвы |
1 |
Школьный участок |
Твёрдая часть: гумусовые вещества Газообразная часть: почвенный воздух Почвенные организмы: микроорганизмы, иные животные, части растений. Цвет: тёмно-серый |
Зернистый, клейкий, матовый, хорошо пропускает воду и воздух. |
Чернозём |
2 |
Подпол |
Твёрдая часть: гумусовые вещества Газообразная часть: нет Почвенные организмы: микроорганизмы, иные животные, части растений. Цвет: жёлтый |
Малозернистый, матовый, клейкий, хорошо лепится, плохо пропускает воду и воздух. |
Суглинок |
3 |
Огород |
Твёрдая часть: гумусовые вещества Газообразная часть: почвенный воздух Почвенные организмы: микроорганизмы, иные животные, части растений. Цвет: чёрный |
Зернистый, клейкий, матовый, хорошо пропускает воду и воздух. |
Чернозём |
Вывод: Из отобранных проб почв преобладают чернозёмы, следовательно, необходимо провести дополнительные опыты, чтобы выявить причины снижения плодородности. Первое что определим - содержание извести, так как от неё зависит кислотность почвы.
2.3.2. Определение содержания извести в пробах почвы
Нам потребовалось:
Флакон стеклянный, 3 шт. Писчая бумага, карандаш
Чашка для выпаривания, 3 шт. Водостойкий фломастер
Препаровальная игла Защитные очки, перчатки
Ложка металлическая 10-процентная соляная кислота
Описание эксперимента
Нарезали из писчей бумаги небольшие полоски и написали на них цифры 1,2 и 3. Эти полоски наклеили с помощью клейкой ленты на стеклянные флаконы.
На огороде, в подполе и на школьном участке набрали в ложку пробы сухой почвы и поместили каждую в отдельный флакон.
Фломастером пронумероваличашки для выпаривания и поставили их на столе по порядку. Насыпали примерно пол-ложки почвы каждой пробы в чашку для выпаривания, на которой стоит тот же номер, что и на стеклянном флаконе.
Надели перчатки и защитные очки, с помощью пипетки накапали по пять капель 10-процентной соляной кислоты на каждую пробу почвы в чашке для выпаривания.
Наблюдения:
Проба |
Место забора почвы |
Наблюдаемая реакция |
Ориентировочное содержание извести |
Тип почвы |
1 |
Огород |
Кратковременное сильное выделение газа |
3-4% |
Известковая почва |
2 |
Школьный участок |
Слабое выделение газа |
1-2% |
Известковая почва |
3 |
Подпол |
Длительное сильное выделение газа |
Выше 5% |
Богатая известью почва |
Вывод:В тех пробах почвы, на которых выращиваем овощи, содержится известь, что должно увеличивать плодородность почвы. Таким образом, можно предположить, что есть другие причины, приводящие к снижению плодородия. Следующим опытом проверим кислотность почвы.
2.3.3. Определение значения pH в пробах почвы
Нам потребовалось:
Флакон стеклянный, 3 шт. Писчая бумага,
Флакон полиэтиленовый Карандаш/шариковая ручка
Универсальная индикаторная бумага Клейкая лента
Мерный цилиндр Фломастер
Штатив на 3 пробирки Дистиллированная вода
Пробирка лабораторная пластиковая
Пробка резиновая 18/14, 3 шт
(нетермостойкая), 3 шт. Ложка металлическая
Описание эксперимента
Нарезали из писчей бумаги небольшие полоски и написали на них цифры 1,2 и 3. Эти полоски наклеили с помощью клейкой ленты на стеклянные флаконы. На огороде, в подполе и на школьном участке набрали в ложку пробы сухой почвы и поместили каждую в отдельный флакон.
Фломастером пронумеровали пробирки и поставилиих по порядку на штатив. Насыпали небольшое количество почвы каждой пробы в пробирку, на которой стоит тот же номер, что и на стеклянном флаконе.
Мерным цилиндром отмерили и вылили в каждую пробирку на пробу почвы по 15 мл дистиллированной воды.
После этого заткнули пробирки резиновыми пробками и энергично потрясли их в течение нескольких минут, а затем снова поставилив штатив.
Для определения значения pH приготовили три тестовые полоски от ролика универсальной индикаторной бумаги. Когда поднятые со дна частички почвы осели, вынули из пробирок пробки и в каждую пробирку опустили тестовую полоску.
Примерно через минуту вынули тестовую полоску и сравнили её окраску с цветной шкалой на упаковке с тестовыми полосками.
Наблюдения:
Проба |
Место забора почвы |
Значение pH |
Классификация |
1 |
Школьный участок |
6-7 |
нейтральная |
2 |
Огород |
6-7 |
нейтральная |
3 |
Подпол |
6-7 |
нейтральная |
Вывод: Во всех пробах почв наблюдается нейтральная кислотность. Значит, причинами снижения плодородности почвы могут быть:
1. Несвоевременное внесение перегноя (органики) ;
2. Почве не дают отдохнуть;
3. Посев одной культуры на одном и том же месте.
3.Выводы по работе и их анализ
В процессе исследовательской работы мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, были проведены опыты.
В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Мы выяснили, что влияет на плодородность почвы, и нашли способы его увеличения:
1. Внесение органики и сидератов;
2. Чистый пар (дать отдохнуть почве);
3. Севооборот
Рекомендую использование этих способы при ведении домашнего хозяйства и на школьных опытных участках.
3. Заключение
Мною проведено 3 опыта:
1.Изучение видов почвы.
2.Определение содержания извести в пробах почвы.
3.Определение значения pH в пробах почвы.
Из отобранных мною проб почв преобладали чернозёмы, следовательно, чтобы выявить причины снижения плодородности, мне было необходимо провести дополнительные опыты.
При проведении второго опыта я обнаружила во всех пробах, на которых выращиваем овощи, известь, которая увеличивает плодородность почвы. Я предположила, что есть другие причины, приводящие к снижению плодородия.
Следующим опытом проверила кислотность почвы.Во всех пробах почв наблюдалась нейтральная кислотность.
Я пришла к выводу, что причинами снижения плодородности почвы могли быть:
-несвоевременное внесение перегноя (органики);
-почве не дают отдохнуть;
-посев одной культуры на одном и том же месте.
Поэтому результатом моей работы стали рекомендации по улучшению плодородия почвы.
4. Источники информации
Растения и их среда обитания. Комплект лабораторного оборудования. Методическое пособие.- М.: ИНТ.- 48 с.
География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ; под общ.ред. В.П. Дронова. – 4-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 336 с. : ил.
Атлас и контурные карты. География России. 8-9 класс.
https://www.ivd.ru/stroitelstvo-i-remont/dacnyj-ucastok/kak-povysit-plodorodie-pochvy-5-bezopasnyh-sposobov-80171
https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/pochvahttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5
5. Терминологический словарь
Сидераты (зелёные удобрения) — растения, выращиваемые с целью последующей заделки в почву для улучшения её структуры, обогащения азотом и угнетения роста сорняков.
Севооборот – агротехнический прием, представляющий собой своевременную смену места посадки каждой культуры.
Чистый пар– это поле, на котором в течение года не сеют никаких культур и поддерживают его в чистом виде путем регулярного уничтожения сорняков с помощью культиваций.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.