Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Маревская общеобразовательная школа»
Исследовательский ученический проект
по физической культуре на тему:
«Плоскостопие и его профилактика»
Автор проекта: Прокопец Никита
учащийся 6 класса
Руководитель Науменко О.П.
учитель физической культуры
Март 2023г.
1. Тема: «Плоскостопие и его профилактика»
2. Цель исследования: установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся.
3. Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Провести практическую работу на выявление плоскостопия у учащихся.
3. Разработать комплексы коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия.
4. Дать рекомендации по коррекции плоскостопия ученикам и родителям учащихся.
4. Гипотеза: предупредить плоскостопие легче, чем его лечить!
5. Источники информации:
Березовская К.Е. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с помощью здоровьесберегающих технологий
Гацкан О.В. Формирование плоскостопия, его профилактика и лечение при различных формах / О.В. Гацкан // Тенденции развития науки и образования, – 2020, – №65 (часть 1), – С. 60-65.
Ефимов А.П. Комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у детей и взрослых / А.П. Ефимов, С.К. Нестерова // ЛФК и массаж. Лечебная физическая культура и массаж. – 2006. – № 8 (32). – С. 25-28.
Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / И.С. Красикова. – Санкт-Петербург: Изд-во «КОРОНА-Век», 2007. – 72 с.
Выбор темы исследовательской работы не случаен. Некоторые ученики ходят «шаркающей» походкой, отказываются играть в подвижные игры, бегать, пропускают уроки физкультуры, объясняя это тем, что болят ноги.
Актуальность темы в том, что здоровье стоп – это здоровье всего организма. Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы.
Плоскостопие — это изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия тела и предохранения организма от тряски при ходьбе. Если нагрузка, действующая на стопу, уравновешивается крепкими связками и мышцами, в этом случае стопа функционирует нормально. В большинстве случаев плоскостопие возникает из-за слабости и переутомления мышц голени и стопы.
На первый взгляд, малозначащее для человека заболевание далеко не безобидно: известно, что такое явление, как плоскостопие, влечет за собой серьёзные осложнения, лечение которых может быть долгим, трудным и малоэффективным. Среди них – вросший ноготь, причиняющий мучительную боль при каждом шаге, развитие шпор, деформирующий артроз, проблемы с менисками коленных суставов, боли в позвоночнике. Да и многие другие проблемы, касающиеся опорно-двигательного аппарата, в немалой степени связаны с плоскостопием.
Степени плоскостопия
I степень Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают.
II степень Уплощение стопы определяется невооруженным глазом, исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли становятся постоянные и более выраженные.
III степень Деформация стопы выражена, сопровождается поражением других отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные грыжи). Постоянная боль в стопе, в голени, колене, возможно в бедрах, пояснице. Появляются головные боли. Человек с большим трудом переносит спокойную не продолжительную ходьбу и в обычной обуви передвигаться уже не может.
Различают несколько видов плоской стопы:
· поперечное
· продольное
· профессиональное
· врожденное
· травматическое
· паралитическое
· рахитическое
· статическое.
Поперечное плоскостопие: уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длина стоп уменьшается за счёт веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молоткообразной деформации среднего пальца
Продольное плоскостопие: уплощён продольный свод, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.
Профессиональное плоскостопие: формируется в результате длительного непрерывного стояния (парикмахер, продавец).
Врожденное плоскостопие: аномалии развития эмбриона.
Травматическое плоскостопие: формируется в результате переломов костей стопы или повреждение ее мышц.
Паралитическое плоскостопие: является паралич мышц, поддерживающий своды стоп (перенесенный полиомиелит, поражение спинного мозга).
Рахитическое плоскостопие: развивается в следствии снижения плотности костной ткани и ослабления мышечно-связного аппарата.
Статическое плоскостопие: развивается в следствии хронической перегрузки стоп. Это плоскостопие является самым распространенным.
Мною была проведена практическая работа по выявлению плоскостопия у обучающихся школы по методу В.А.Штритера проведено тестирование плоскостопия.
Тестирование по выявлению плоскостопия по методу В.А. Штритера
По следу (отпечатку на листе), соединяем самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки (линия АК). Находим среднюю точку М. Затем проводим перпендикуляры АВ и МД от точек А и М. Находим точку пересечения МД со следом, обозначаем ее буквой С. Делим СД и АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. Из числа 15 тестируемых учащихся с 1 по 6 класс, выявлены следующие данные: у 4 учащихся предрасположенность к продольному плоскостопию.
Профилактика плоскостопия
В дошкольном возрасте важно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Ведущее место отводится физическому труду и занятиям лечебной физкультурой. Занятия должны быть ежедневными и интенсивными, только тогда можно достигнуть положительного результата. Для обеспечения нормальной деятельности стопы определенные требования предъявляются и к обуви.
Так же необходим рациональный режим нагрузки на стопы. Полезно ходить босиком по песку, рыхлой почве, песчаному берегу водоема. Нельзя ходить в помещении в утепленной обуви. Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур, а также необходимо регулярно выполнять специальный комплекс упражнений. Так же хорошей профилактикой плоскостопия являются игры на свежем воздухе в (футбол, волейбол, баскетбол).
Рекомендации для учащихся и родителей:
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
1. «Балерина» Сидя, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие
шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.
Поочередное поднимание носков и пяток. Поочередное разведение носков и пяток.
2. «На пляже» Изобразить захват пальцами ног песок на пляже.
3. «Нарисуй кружок» Круговые движения в одну и другую стороны большими
пальцами ног.
4. «Цапля» Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.
5. «Мыши» На носочках ходят мыши, так, чтоб кот их не услышал.
5. «Слон» Стоя. Ходьба на пятках. Носки повернуты внутрь. Тело
необходимо держать прямо, дыхание не задерживать.
6. «Котенок»
а) Котенок крадется. Ходьба на цыпочках.
б) Котенок бежит. Бег на носочках.
в) Котенок прыгает, ловит бабочку. Мягкие подпрыгивания, опускаться нужно на
всю ступню.
7. «Медвежонок» Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы. Руки на поясе.
8. «Веселые ножки» Сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок,
убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.
9. «Пружинки» Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети в этот момент приподнимают носки, пятки прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок - отдыхай!
Повторить 3 раза.
10. «Массаж ступни» Сидя, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на
верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Поочередно выполнять
массаж то одной, то другой ноги.
11. «Массаж подошвы» Растирание:
а) прямолинейное кулаком;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев.
Вывод:
Целью исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие. В процессе исследования поставленные задачи - решены.
В ходе работы я изучил научную литературу, познакомился с методами диагностики плоскостопия, а также научился определять разные виды плоскостопия. Теперь, зная методы профилактики плоскостопия, я могу давать советы учащимся моего класса и школы. В дальнейшем, я думаю продолжить работу над данной темой и наблюдать динамику заболевания.
Я считаю, что реализация исследовательской работы позволит качественно улучшить состояние здоровья учащихся. А систематические коррекционные упражнения, которые я порекомендую, обязательно укрепят свод стопы. А для ребят с нормальным развитием стопы наш проект тоже полезен, поскольку он позволит повысить степень двигательной активности, укрепить общее состояние организма.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.