Исследовательский проект «Что мы знаем о символах Саратовской губернии»(проект посвящен 80-летию образования Саратовской области)
Оценка 4.8

Исследовательский проект «Что мы знаем о символах Саратовской губернии»(проект посвящен 80-летию образования Саратовской области)

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +1
4 кл
25.03.2017
Исследовательский проект  «Что мы знаем о символах Саратовской губернии»(проект посвящен   80-летию образования Саратовской области)
ИССЛЕД ПРОЕКТ.docx

 

 

Исследовательский проект

 «Что мы знаем о символах Саратовской губернии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:  Супиева Согдиана, Линд Сергей,

Шефер Константин, Нагуманова Нурия,

Карташова Евгения, Землянухин Иван,

Землянухин Илья

МОУ ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября»

Саратовского района Саратовской области, 4 класс

 

 

                                                           Руководитель:      Бразда Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов МОУ ООШ

п.ц.у. совхоза «15 лет Октября»

 Саратовского района Саратовской области 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов, 2016

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение

Основная часть

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложение (презентация), альбом «Символы Саратовской губернии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта:      «Что мы знаем о символах                              Саратовской губернии»

 

 

Цель: формирование интереса к культуре родного края и его общенациональным символам— гербу, саратовской гармоники, саратовскому калачу.

Задачи: 1. Изучить историю появления гармоники, калача, сарпинки в нашем Саратове.

2. Заинтересовать подростков  историей Саратовской губернии.

3. Провести опрос среди обучающихся МОУ  ООШ с целью выявления знаний о народном символе земли Саратовской

Объект исследования: герб, гармоника, калач,  ткань-сарпинка.

Методы работы: наблюдение, интервьюирование, анализ литературы

Гипотеза:  мы считаем, что если приобщить молодое подрастающее поколение к истории родного края и привлечь внимание к активному познанию народной  культуры, то процесс возрождения  народных традиций будет более успешным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.
Он в пять лучей над миром засверкал.
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю  речушек задумчивое пенье,
Люблю, красавец мой, люблю тебя, Саратов.
Я – русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я её пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.

 

      

 

  Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. Олицетворяют родную землю её символы. Символы - условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

         Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно, с ХIХ века. С этого времени символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, определенных изображений не был случайным в каждом из государств.

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна и даже город имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

 

       Говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню, слушая рассказы о Египте, мы представляем пирамиды. А что такое символы Родины для нас? Белые берёзы наших лесов и бескрайние просторы полей – это символы России. Московский Кремль, знамя Победы, могила Неизвестного солдата в Москве – это тоже символы России.

Но у каждого из нас есть своя малая родина. Нашей малой родине-Саратовской губернии или как сейчас называют Саратовской области в этом году исполняется 80 лет.

 

       Как и когда возникли символы нашего края?

Нас заинтересовал этот вопрос. И мы  решили узнать об историческом прошлом некоторых  символов Саратовской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Что мы узнали из справочной литературы?

 

Первый символ нашей земли –герб

http://balbibl.narod.ru/Saratov/gerb_sar.gif

 Саратовскому гербу почти  300 лет. За это долгое время на раз случались попытки как-то дополнить его. В 1997 году Саратовская областная дума приняла постановление, которым Саратову оставлен самый первый его герб. Тот, что был "сочинен" ещё при Петре Великом.

Саратовский герб  составил и нарисовал в 20-е годы XVIII столетия граф Франциск Санти. Итальянец, из провинции Пьемонт, учился в Париже историческим наукам. В 1717-м в Амстердаме познакомился с русским царем Петром Первым и с тех пор служил ему верой и правдой. http://im.kommersant.ru/Images/Money/2005/019/2005-19-097-02.jpg

В 1724 году составил герб города Саратова. Герб этот безупречен с точки зрения геральдической науки. И одновременно отражает главное в облике города. Голубой цвет щита на языке герботворчества - красота и величие.

Три стерляди, которые расшифровываются как "много подобных рыб", указывают, что Саратов тогда являлся центром стерляжьего промысла. Причем рыбы в гербе образуют всего одну фигуру. А по правилам той же геральдики -  чем меньше на щите фигур, тем эмблема совершеннее.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 символ- Саратовский калач.

http://vestinn.ru/upload/iblock/db3/db34a09cd84c1166e0d9442a5204c5c3.jpg http://saratov.gov.ru/upload/iblock/d58/5.jpg

Калач — старейший вид белого хлеба в России. Известны только три его разновидности: муромский, московский и более поздний — саратовский.

Калачи известны с XIV века как заимствование татарского пресного белого хлеба, но в русской обработке, когда пшеничному тесту придавалась ржаная закваска. Чисто русской выдумкой является и его круглая форма.

Название происходит либо от слов «коло» — «колесо», либо от татарского «калач» — выражения высокой степени аппетита.

Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калачных поставок. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель-оптовик забирал его пудами.

В конце XIX – начале XX века калачи пекли в разных областях России. Но чем славился именно саратовский калач?

В старину для настоящего саратовского калача годился только особый сорт пшеницы — знаменитая саратовская белотурка.

http://hd-wallpaper-free-download.net/pictures/3/images/wheat-grains-free-wallpaper.jpg

 

 

Поставщики муки для пекарен охотились за этой мукой и переплачивали за белотурку дороже.

Рецепт калача пекари нашли не сразу. Возможно, к этому приложил руку и саратовский комбинат имени Стружкина (основан в 1886 году), который был поставщиком хлеба императорского двора. В результате вывели формулу: смешивали муку твёрдых сортов пшеницы (25 % объёма) с мукой мягких сортов (75 %).

Белотурка росла только в некоторых районах Саратовской губернии. Всё дело в особенностях природной зоны, сочетании природных факторов, которых нет больше нигде в России. Не зря же Саратов в начале XX века считался хлебной столицей Российской империи! Заготовители зерна знали районы, где выращивали отличные пшеницы, и скрывали их от конкурентов.

Важную роль в биографии калача сыграли саратовские селекционеры Алексей Шехурдин и его ученица Валентина Мамонтова. Они вывели новый сорт пшеницы — «саратовская-29», а в 80-х годах появилась «элита Поволжья». В областном музее краеведения есть образцы этих пшеничных зёрен.

 

 

http://saratov.bezformata.ru/content/image135239958.jpg

 

Саратовский  хлебокомбинат имени Стружкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 символ-  Саратовская гармоника

http://cs617729.vk.me/v617729890/185e4/_y5IE9w-m08.jpg

 

"Саратовская гармоника – народный символ

общенациональной русской культуры»

 

«Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души!

А вот за что и почему не знаю.

Захватывает и пьянит, всего берет гармонь,

особенно когда заходит в живых искусных руках.

Не случайно в народе прозвали её саратовским соловьем,

и говорят, что голос её больного поднимет, мертвого оживит!»

                                                                        

Алексей Толстой.

Для людей старшего поколения саратовская гармоника — один из символов земли Саратовской. А вот молодежь далеко не всегда может похвастаться знанием культуры родного края. Сейчас в области реализуется программа по возрождению производства уникального инструмента, и не последнюю роль в этом процессе играют люди, которые пронесли любовь к саратовской гармонике через всю свою жизнь.

        Каждый народ имеет свою, тысячелетиями складывающуюся культуру, которая является основой национального сознания. Корни этой культуры питают духовность и национальное самосознание народа, помогают в быту, поднимают дух в борьбе с врагами. Русский народ имеет богатейшую традиционную культуру, основой которой являются высочайшие духовные и нравственные ценности.

При написании работы мы использовали книгу Мирека  «И звучит гармоника», которая была посвящена исследованию путей и форм развития популярнейшего русского народного музыкального инструмента - гармоники - с момента его появления в России по 30-е годы XX столетия. Предмет рассматривается в различных аспектах: "география" распространения, эволюция исполнительства, развитие репертуара, совершенствование моделей инструмента народными умельцами, возникновение и становление гармонного производства, разработка способов музыкальной записи, появление и распространение методических пособий по овладению искусством игры на гармониках тех или иных разновидностей и многое другое. СтатьюБ. Руденко «Гармоника, что делалась судьбой» - журнал «Наука и жизнь» , которая рассказывает о музее на 2-й Тверской Ямской улице настолько же уникален, насколько удивительна судьба его создателя - музыканта, преподавателя, ученого - Альфреда Мартиновича Мирека. Постановление «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» В.В. Путина, в котором он обращает внимание на то, что традиционная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох.

Саратовская гармоника с колокольчиками – уникальная ценность культурного наследия Саратовской области. Когда-то саратовская гармоника была своеобразной визитной карточкой нашей области, символом нашего края. Сейчас судьба ее внушает тревогу: фабрика музыкальных инструментов закрыта, многие коллективы прекратили свое существование, а  сохранившимся требуется поддержка. Материалы выставки рассказывают об истории этой знаменитой гармоники, о талантливых  умельцах, создававших замечательные инструменты, о мастерах исполнительского искусства, которые заставляли публику во многих странах мира рукоплескать саратовской гармонике.

Что мы узнали из ИНТЕРНЕТА.

 

У саратовской гармоники славная, но  нелегкая судьба. Первую гармонную мастерскую в Саратове открыл Николай Геннадьевич Карелин (Корелин) в 1870 г. http://www.vzsar.ru/i/gallery/13496_1341578659_11_big.jpg

В начале XX века в Саратове работало 8 мастерских по производству гармоник, а по всей губернии трудились 40 кустарей-гармонщиков. Мастерские были небольшими, основные операции выполнял сам мастер, помогали же ему подмастерья и ученики. Широкую известность получили такие талантливые  мастера, как Дмитрий Ефимович Жарков, Дмитрий Михайлович Карелин, Хрисанф Иванович Артемьев, Михаил Степанович Темяков, Василий Васильевич Ножкин и другие. Заказы им приходили из многих волжских и сибирских городов, с Дальнего Востока и юга России.

Музей саратовской гармоники.

В Саратове в этнографическом музее проходят выставки саратовской гармоники.

 

 

Звучи, гармонь, над Волгою - выставка в Этнографическом музее

Выставка «Звучи, гармонь, над Волгою»

http://media.nazaccent.ru/cache/24/04/240422feca7842b069a2514595472825.jpg

 

 

На выставке можно увидеть редкие музыкальные инструменты, изготовленные этими саратовскими мастерами. Все гармоники имеют клейма мастеров – своеобразные паспорта и знаки качества изделий. На выставке экспонируются гармоники, изготовленные гармонным мастером Андреем Сидоровичем Комаровым: уникальная двухрядная гармонь с полутонами, потешная, эпатажная гармоника-сапожок.

 

http://tvoysaratov.ru/images/upload/gallery/01-2013/28ec60a9b8ed491460531d7b89434a8e_b.JPG

 Многим покажутся интересными материалы гармонного мастера Владимира Алексеевича Чушкина: написанная им книга "Изготовление саратовской гармоники с колокольчиками" (2007), голосовые планки с клеймом мастера и гармоника, сделанная его руками.

Выставка рассказывает и о тех, кто хранит традиции искусства игры на саратовской гармонике. Здесь можно увидеть материалы знаменитого когда-то ансамбля "Саратовские гармоники" Дома культуры профтехобразования, основателем которого был Семён Павлович Портнов  -  бывший боец Чапаевской дивизии и замечательный гармонист, прививший любовь к саратовской гармонике многим мальчишкам.
 

Уникальным коллективом, сохранившимся в глубинке России, назвали ансамбль "Серебряные колокольчики" Дома культуры посёлка Дубки Саратовского района на Всероссийском телевизионном конкурсе "Играй, гармонь!". Экспонаты выставки знакомят с его руководителем Евгением Михайловичем Наховым, заслуженным работником культуры РФ и лауреатом национальной премии "Душа России", рассказывают об одном из его талантливых учеников – Игоре Александровиче Карлине.

http://data13.gallery.ru/albums/gallery/358560-b2902-85257915-m750x740-u913ff.jpg

На выставке представлены трогательные гармоники маленького размера – пикколо. С ними выступал на концертах Владимир Андреевич Комаров - художественный руководитель ансамбля саратовских гармоник УВД Саратовской области, заслуженный работник культуры РФ. Гармоники изготовил его отец – гармонный мастер А.С. Комаров.

Выставка знакомит и с детскими  коллективами, играющими на саратовских гармониках: ансамблем "Колокольчик" Саратовского городского центра творчества детей и юношества и ансамблем "Саратовские переборы", созданном в 1997 году в Детской школе искусств № 2 г. Саратова.

Жители нашего города Людмила Анатольевна Супонова и Владимир Яковлевич Абрамов - активные члены "Клуба любителей саратовской гармоники", не раз выступавшие с концертными номерами на Набережной Космонавтов. Их материалы также представлены на выставке.
 

Главным результатом проекта "Саратовская гармоника – народный символ земли Саратовской" стало открытие новой специальности, мастер по изготовлению саратовской гармоники, в колледже производственных технологий СГТУ им. Ю.А.Гагарина. На сегодняшний день изготовлено уже четыре гармоники.
 
Колледж предоставил на выставку гармоники, изготовленные молодыми мастерами, а также материалы, рассказывающие о технологии ее производства. Показываются детали, из которых складывается внутренний механизм саратовской гармоники. Именно они составляли секрет старых мастеров, который они передавали своим ученикам.

 

Мы побывали в г.Саратове и видели памятник Саратовской гармошке.

 

http://s3.uploads.ru/t/P8hDd.jpg

 

Памятник Саратовской гармошке установлен в Саратове на проспекте Кирова во Фрунзенском районе города.

Автором памятника стал саратовский скульптор Владимир Пальмин. Местом для памятника было выбрано место на пешеходном участке проспекта Кирова недалеко от кинотеатра «Пионер».

Первые эскизы памятника представляли собой стоящего гармониста, но затем В. Пальмин изобразил его сидящим на лавочке рядом с фонарём. Макет памятника был изготовлен из глины, а сам памятник был изваян из бронзы в городе Жуковском в Московской области, откуда в Саратов его привёз сам автор. Высота всего памятника достигает 3 м 40 см при весе в 750 кг. Стоимость изготовления скульптурной композиции составила около 1 млн рублей.

Памятник был торжественно 12 сентября 2009 г., а в церемонии его открытия участвовали мэр Саратова В. Л. Сомов, гармонисты и фольклорные коллективы.

Памятник стал городской достопримечательностью и популярным местом для фотосъёмки. В определённые часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке.

 

 

 

 

 

 

4 символ- Сарпинка.


Хлопчатобумажная ткань в яркую клетку, изначально производимая немцами Поволжья, жившими на территории Саратова. Легкая и приятная к телу ткань имеет многолетнюю историю, ее образцы находятся также в историческом музее Саратова. 
Сарпинку, пусть и не часто, но можно встретить в лавках сувениров и в магазинах "Ткани".

Легкая хлопчатобумажная ткань сарпинка была названа в честь реки Сарпа, притока Волги, так как впервые начала производиться неподалеку от нее поволжскими немцами-колонистами. Немцы переселились в Поволжье в конце XVIII века, откликнувшись на манифест Екатерины II 1762 года «О позволении иностранцам селиться в России…». В одном из частных поселений под названием Сарепта-на-Волге в районе современного Волгограда открылось промышленное ткачество сарпинки — ткани из тонкой крашеной пряжи, которая изначально доставлялась из Силезии и Саксонии. Спрос на сарпинку был так велик, что немцам пришлось наладить собственное производство пряжи и построить красильню в России. Со временем ткать сарпинку стали многие, а колония Сарепта-на-Волге пришла в упадок. Увидеть, что от нее осталось, можно, посетив музей-заповедник «Старая Сарепта» в Волгограде.

 

 

 

Что такое сарпинка, что значит сарпинка.

САРПИНКА ж. полосатая или клетчатая, бумажная холстинка, работается в Сарепте, Сарат. губ. (от р. Сарпы?).  

Толковый словарь Даля

- САРПИНКА: тонкая хлопчатобумажная ткань в клетку или в полоску

Толковый словарь Ожегова

Сарпинка - , сарпинки, ж. Тонкая хлопчатобумажная ткань, полосатая или клетчатая, первонач. выделывавшаяся в Сарепте (АССР Немцев Поволжья).; 

Толковый словарь Ушакова

ж. Легкая хлопчатобумажная ткань типа ситца, полосатая или клетчатая. 

Толковый словарь Ефремовой

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=de008cc0540977e3322278ba4f270f34&n=33&h=215&w=420

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1393/d-1392904/1392904_html_e8cf616.jpg

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d85903f7b39a9644a884956c501d4e9c&n=33&h=215&w=296https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ae187bd07f66105b0583605742257dc4&n=33&h=215&w=304

САРПИНОТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО, изготовление ткани сарпинки - преимущественно хлопчатобумажной (кроме того - шелковистой, полушелковой и шелковой сарпинки, чесучи и сарпиночного тика), преобладающей расцветки в клетку, полоску и разных цветов однотонной. Было одним из первых производств, зародившихся в колонии Сарепта в 1770-80-е гг. Его навыки были привезены из Германии. Ткань продавалась гл. обр. через официальные агентства, открытые в Москве и С.-Петербурге, и через торговые конторы - комиссионерства, которые были заведены в ряде городов (Саратове, Самаре и др.). Часть товара продавалась на юг калмыкам. Сарепта стала одним из первых мест производства хлопчатобумажных тканей в России, где в то время была распространена выделка льняных тканей. Поэтому производство сарпинки не имело конкуренции, что обусловило высокие цены на нее, сопоставимые с ценами на шелковые ткани. Сырье закупалось в Вест-Индии, Южной Америке и Персии, частично в Великобритании, которая была транзитным пунктом для амер. хлопка. Шелк, который шел на производство высших сортов сарпинки, колонисты вначале пытались производить у себя, затем начали выписывать из Италии. Краски для пряжи покупались в Германии, причем первоначально применялись только красная и синяя. Сода для красилен производилась на месте путем пережигания растений - т. н. сольца, из которого добывалась хорошая сода.

Ткацкий станок.Первоначально в Сарепте осуществлялся полный цикл производства: прядение хлопка, окраска пряжи, изготовление основы и ткачество. Прядением занимались девушки, ткачеством и остальными операциями - мужчины. Основным поставщиком наемной силы явились нем. колонии, среди жителей которых было немало ремесленников и мануфактурных рабочих. Число наемных рабочих было настолько велико (300-400 чел.), что в Сарепте для их обучения были открыты две школы: одна для взрослых рабочих, другая - для детей.

Спрос на сарпинку, постоянно возрастая (удовлетворялся на 1/4), значительно обгонял производство, тем самым создавались предпосылки для расширения производства. Поэтому с 1790-х гг. Сарептская община отдавала изготовление пряжи в северные колонии, где была дешевая рабочая сила, свободная от земледельческого труда в зимнее время. Община посылала своих членов в эти колонии, где они сдавали немцам-колонистам сырой материал - хлопок и получали взамен готовую пряжу. Работа на дому быстро распространилась в колониях Севастьяновка, Сосновка, Норка, Сплавнуха и др. Прядение хлопчатобумажной нити было распространено лишь в колониях правобережья. Недостаток земли на правом берегу способствовал развитию раздаточных контор. Колонии левобережья в силу лучшей обеспеченности землей почти не занимались промыслами, и С. п. пришло к ним гораздо позднее.

Расцвет Сарепты как центра С. п. продолжался до нач. 19 в. Работая в качестве наемных рабочих на сарептских мануфактурах, колонисты из др. мест знакомились с технологией С. п., а затем, по возвращении домой, создавали производство в своих колониях. Выученики Сарепты - "вольные ткачи", как их называет официальный документ 1808, начинали самостоятельное изготовление сарпинки в колониях нагорной стороны и в Саратове. В Немецкой слободе Саратова в 1812 два квартала из трех были заселены ремесленниками, занимавшимися производством сарпинки в своих домах. "Общество евангелических братьев" пыталось поддержать устройство ткацких предприятий к северу от Сарепты (оно открыло мануфактуры в колонии Норка в 1810), а также и в Саратове (1816), откуда в 1819 С. п. было переведено в Лесной Карамыш, где была более дешевая рабочая сила. Очень скоро ткачи перешли на англ. машинную пряжу, но сами ее красили. Производство велось в очень малом масштабе. Применялся труд членов семьи и в ограниченных пределах наемный труд. Товар сбывался гл. обр. на саратовском базаре. Жены ткачей-ремесленников выезжали на базар с несколькими кусками довольно дорогой сарпинки. К 1820-м гг. появились сравнительно крупные торговые фирмы, занимавшиеся скупкой ткани, наиболее крупная - фирма братьев Шехтель. С течением времени из "вольных ткачей" стали выделяться зажиточные, превращавшиеся в мелких предпринимателей - владельцев сарпиноткацких мануфактур, в которых основой являлась уже наемная рабочая сила.

По технике производства саратовские мануфактуры стояли выше сарептских. Особенно выделялась в этом отношении мануфактура братьев Шехтель, во главе которой стоял один из хозяев - технически образованный человек, инженер, окончивший Петербургский технологический институт. Владельцы предприятия выписали из-за границы опытных мастеров, доставали новые рисунки тканей, ввели производство сарпинки из тонких номеров пряжи (80-100), в то время как обычными номерами являлись тогда 38-40, из которых "вольные ткачи" выделывали грубую и дешевую сарпинку. Сарептские фабриканты, в свою очередь, пользовались некоторыми изобретенными за границей усовершенствованиями станка, одно из них в 3 раза ускорило производство, вместе с тем уменьшило и стоимость самой сарпинки.

Ткачество сарпинки в колониях развивалось в форме раздаточной системы. Предприниматели заготавливали основу и раздавали ее вместе с пряжей крестьянам-колонистам, которые ткали сарпинку у себя дома и сдавали "фабрикантам" уже готовую ткань. Эту систему крупного производства использовали и некоторые из саратовских предпринимателей, открывая свои раздаточные конторы в колониях. Она давала значительную по сравнению с мануфактурным производством экономию на заработной плате. Колонисты, занимавшиеся земледелием, отдавали свободное от сельскохозяйственных работ время ткачеству, привлекали к нему и членов семьи и соглашались на крайне низкую плату, за которую мануфактурный рабочий работать не мог. Поэтому как сарпиноткацким мануфактурам, так и "вольным ткачам" пришлось встретиться с очень опасной и сильной конкуренцией со стороны быстро распространившейся крупной домашней промышленности. Последняя начала привлекать к себе значительные по тому времени средства, в ней стали возникать крупные фирмы, раздававшие работу на дом многим ткачам. В 1820 появилась фирма братьев Шмидт, открывшая раздаточную контору в Усть-Золихе. Позже эта фирма стала одним из крупных сарпиноткацких предприятий. К 1830-м гг. ткачество сарпинки широко распространилось в ряде колоний: Усть-Золихе, Голом Карамыше, Поповке, Сосновке и в др. Улучшенные приемы работы и технические усовершенствования, появившиеся на саратовских мануфактурах, перенимались в колониях и быстро там распространялись. Значительную в этом отношении роль сыграло закрытие мануфактуры братьев Шехтелей. С одной стороны, это предприятие испытывало сильную конкуренцию со стороны крупной домашней промышленности, с другой стороны, положение владельцев, которые вели, кроме сарпиноткацкой мануфактуры, ряд др. торговых дел и предприятий, сильно пошатнулось. После закрытия мануфактуры мастера, выписанные из-за границы, разъехались по колониям, занимавшимся изготовлением сарпинки, познакомили колонистов со всеми техническими усовершенствованиями, научили их такому ткачеству, которым отличалась мануфактура братьев Шехтелей. Это в значительной мере способствовало улучшению качества ткани в колониях. Усовершенствованный ткацкий станок, введенный саратовскими фабрикантами, также скоро стал известен в колониях и получил там широкое распространение. Саратовские предприятия не смогли выдержать конкуренции колонистской крупной домашней промышленности, отличавшейся крайней дешевизной рабочей силы. К кон. 1-й пол. 19 в. ткачей-сарпинщиков в Саратове не осталось.

Домашнее ткачество широко распространялось по колониям нагорной стороны и уже к 1840-м гг. достигло крупных размеров. Хлопчатобумажная пряжа и сарпинка начинали играть значительную роль в товарообороте Саратовской губ. В 1845 количество выработанной в Саратовской губ. сарпинки превысило 800 тыс. аршин, из них 40 тыс. аршин было произведено на двух сохранившихся ткацких мануфактурах и ок. 760 тыс. аршин выткано колонистами на дому. В колониях на дому у поселян сарпинку ткали на 1807 станках, в производстве сарпинки участвовали ок. 30% семей. В последующие годы С. п. росло еще более быстрыми темпами. В 1845-66 число станков увеличилось почти в 4,5 раза (с 1800 до 8000), а выработка ткани выросла в 15-20 раз (с 800 тыс. аршин до 12-16 млн аршин). В 1859 в колониях было уже ок. 40 сарпиноткацких и ок. 25 красильных предприятий.

Из подсобного занятия С. п. стало превращаться в весьма существенный источник заработка для колонистов нагорной стороны, в некоторых хозяйствах оно стало основным занятием, иногда - даже единственным источником средств существования. Ткач получал 2-5 коп. с вытканного аршина, т. е. в среднем от 15 до 40 руб. за весь период работы. Почти половина сельского населения оставила земледелие и занялась производством сарпинки. По данным волостных правлений за 1894 и сведениям Списка населенных мест Саратовской губ., сарпиноткацким промыслом занималось ок. 8 тыс. колонистов. Стоимость произведенных товаров составляла примерно 1,4-1,5 млн руб. Современник писал: "Внутренность массы домов колонистов представляет маленькие фабрики, где стоят один или два ткацких стана для взрослых работников дома и несколько маленьких моталок, за которыми сидят мальчики и девочки и мотают бумагу".

Сарпинковое производство.В основе организации С. п. лежало разделение труда. Владелец раздаточной конторы, или "фабрикант" покупал пряжу и отдавал ее для окраски в красильное заведение. После окраски пряжа наматывалась на шпули. Эта работа производилась детьми и подростками у них дома. Готовые шпули сдавались хозяину по счету, после этого они поступали в сновальню для изготовления основы. По словам современника, "изготовление основы для сарпинки составляет единственную часть всего производства, носящую на себе фабричный характер. В доме хозяина (фабриканта) занята обычно одна комната под мастерскую или фабрику, где на одном или нескольких станках (устроенных в виде высоких цилиндрических моталок, вертящихся около вертикальной оси и приводимых в движение по мере надобности рукою рабочего) приготавливается основа". Ткачество производилось рабочими дома и было организовано на основе раздаточной системы. Только окраска пряжи и изготовление основы носили мануфактурный характер: красильщики и сновальщики работали в мастерской хозяина.

Концентрация С. п. сравнительно быстро привела к тому, что главную роль в нем стали играть несколько фирм: Шмидтов, Борелей и Рейнеке. В 1870 число фабрикантов составило 80-85 чел. 60-68% всего С. п. приходилось на 8 крупнейших фирм, среди них -Бореля (выпускала продукцию на 150 тыс. руб. в год), Шмидта (100 тыс. руб.), Кума (60 тыс. руб.), Вебера (60 тыс. руб.), Бендера (50 тыс. руб.), Тефера (30 тыс. руб.), Шпета (15 тыс. руб.), Идта (12 тыс. руб.). Ткачеством колонисты занимались преимущественно зимой, а летом - только в свободное от сельскохозяйственных работ время (в среднем - ок. 150 дней в году); рабочий день длился с 5 часов до 22 часов, зимой - 14 часов в сутки, летом - до 9 часов. Хороший ткач вырабатывал в день от 7 до 15 аршин сарпинки, в зависимости от ее ширины. Плата ткачам производилась по объему изготовленной ими сарпинки и изменялась в зависимости от спроса на нее, средняя плата хорошего ткача равнялась 36 коп. в день.

Машинная некрашеная пряжа приобреталась в Москве (более грубая - N 38 и 40) и в Великобритании (тонкие сорта - N 60-70; была лучше выбелена, чем московская). В колониях ее окрашивали во все цвета, кроме красного. Окраска в красный цвет в колониях не получалась, поэтому англ. пряжу для крашения завозили в Германию, в город Эберфельд. Пряжа, купленная в Москве, окрашивалась там же в красильне Рабенека. Причем в Эберфельде окраска обходилась гораздо дешевле, чем в Москве. После крашения в красный цвет цена пряжи возрастала в 2 раза.

Ассортимент выделываемой в колонии сарпинки был очень разнообразен. Сарпинка разделялась на сорта по номеру пряжи, плотности ткани, ее ширине, по окраске и узору. Из толстой пряжи (N 38 и 40) выделывалась дешевая ткань, гл. обр. "сарафан" (покупалась преимущественно рус. крестьянками для шитья сарафанов). Средние сорта делались из пряжи N 44, 46 и 50. Для тонких тканей, высших сортов сарпинки, употреблялась пряжа N 60 и 70. На цену сарпинки влияли плотность и ширина ткани. Так, например, сорт "сарафан", при ширине в 1,5 аршина, красного цвета, который ценился дороже других, шел в продажу по 35 коп. за аршин, тогда как по той же цене продавались некоторые др. ткани при ширине всего в 1 аршин. Но наибольшее число сортов различали по окраске и узору. Среди всех красок преобладали синяя и желтая как наиболее дешевые, высшие сорта были красными, лиловыми, зелеными, часто с примесью др. красок, удешевлявших ткань. По узорам, напр., у Бореля насчитывалось до 80 сортов. Наиболее красивыми были ткани с сочетанием цветов красного с белым, желтого с белым и др. Наименее же красивы синие и красно-желтые сорта. Кроме материй выделывались также сарпинковые платки. Они были различного размера и качества и ценились немного выше сарпинки. Высшие сорта платков изготовлялись с примесью шелка (бумажная основа и шелковый уток). Делались еще платки с шелковой каймой. Полушелковые платки ценились значительно дороже бумажных.

Постепенно С. п. распространилось и в центральных губерниях России. В 1868 в Москве 6 бумаготкацких предприятий, наряду с различными видами хлопчатобумажной ткани, выделывали и сарпинку. Во Владимирской губ. 8 из 64 предприятий занимались производством сарпинки. Под влиянием конкуренции район распространения саратовской сарпинки сузился. Однако это не задержало роста С. п. в саратовских колониях. Оно расширялось исключительно быстрыми темпами, обгоняя средние темпы роста всей рус. хлопчатобумажной промышленности. Емкость рынка возрастала значительно быстрее, чем происходило его территориальное сужение.

Главным пунктом оптовой продажи сарпинки была Нижегородская ярмарка. В 1860-х гг. удельный вес сарпинки во всем обороте бумажных тканей возрастал из года в год. За 8 лет привоз сарпинки на ярмарку увеличился в 2 раза, в то время как привоз ситца возрос лишь на 6-8%. В 1870-гг. сфера распространения саратовской сарпинки охватила все Нижнее и Среднее Поволжье и район к востоку от Волги по ее левым притокам. Крупным пунктом сбыта сарпинки на северо-востоке была Вятка, на востоке - Оренбург. Довольно большое количество сарпинки продавалось в Средней Азии, куда она завозилась из Астрахани и Оренбурга. На азиатские рынки шла преимущественно яркая, красная и желтая, сарпинка. На юго-западе главным пунктом сбыта была станица Урюпинская в Области Войска Донского, где ежегодно открывалось четыре ярмарки. На наиболее значительных из них - Покровской и Крещенской - сарпинка была в числе основных товаров. Некоторое количество сарпинковых товаров сбывалось на ярмарках Саратовской губ. Общее число их в 1867 составляло 123 (23 городских и 100 сельских); ткани на них привозилось на 6074 руб., продавалось - на 2823 тыс. руб. Для торговли сарпинкой наибольшее значение имели 2 ярмарки в Камышинском у. На местных ярмарках сбывалось лишь ок. 10% всей вырабатываемой сарпинки.

В 1870-х гг. С. п. начало испытывать неблагоприятную конъюнктуру, сбыт затруднялся, цены начинали падать. Это сказывалось на объеме производства, который уменьшался, так же как и оплата труда рабочих. Причинами были распространение машинного ткачества (в 1866 было только 42 бумаготкацких фабрики, в 1876 - 92) и падение спроса на сарпинку. К 1880 число сарпиноткацких предприятий сократилось с 80-85 до 30, общий объем производства уменьшился на 43-45%. Помещение капитала в сарпиноткацкую промышленность стало менее выгодным, чем в др. производства, наступил отлив капиталов в др. отрасли, в частности в мукомольное дело.

Падение С. п. остановилось в 1880, в 1890-е гг. вновь начался его рост. Вследствие недостатка рабочих рук в нем. колониях фабриканты, покупая станки и обучая рус. крестьян тканью сарпинки, стали распространять промысел на рус. села (особенно после неурожая 1898). В кон. 19 в. С. п. получило развитие и в заволжских колониях. По сравнению со всеми др. промыслами в регионе С. п. в нач. 20 в. занимало первое место. Кризис 1900-03, сильно ударивший по всей рус. промышленности, не коснулся С. п. В Саратовской губ. выделка сарпинки не только не сократилась, но даже в 1902 и особенно в 1903 увеличилась. Ткацкий станок со всем оборудованием стоил, по данным "Исследования кустарных промыслов Саратовской губернии", 21 руб. (10 руб. - сам станок и 11 руб. - все необходимые для тканья приспособления), по др. данным - 13-15 руб. Все это приобреталось ткачом за собственные средства. Предприниматели от изготовления сарпинки получали 30% прибыли. Средний заработок ткача в Саратовской губ. был гораздо выше, чем у ткачей др. регионов России (63% от заработка ткачей Саратовской губ.), работавших от раздаточной конторы. В 1910-11 изготовлением сарпинки было занято 12 626 чел. Накануне 1-й мировой войны число раздаточных контор возросло до 64. К 1918 выделыванием сарпинки занималось ок. 15 тыс. чел.

 

 

Перед началом проекта была проведена подготовительная работа-анкетирование учащихся.

Результаты анкетирования

Знают ли ребята нашей школы символы Саратова?

·         Назвали только два символа-(флаг,герб ) -12 учащихся

·         Не смогли дать ответ- 12 учащихся

 

 

знают ли ребята, что такое саратовский калач? –

Ø   еда –  19 чел. (74,6 %);

Ø  хлебобулочное изделие – 10 чел. (4,2%);

Ø   пирожное – 3 чел. (1,26%)

Ø    не смогли дать ответ – 12 чел. (5%).

От кого или где вы слышали о саратовском калаче? –

 от бабушки – 3 чел. (1,26%);

- от учителей – 7( 3%)

- из средств массовой информации

– 12чел. (5,1 %);

 - не слышали никогда о саратовском калаче –  9чел. (3,8%).

 

 

Заключение

        Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Для нашей многонациональной страны утверждение принципов толерантности, национального взаимоуважения и согласия имеет принципиальное значение. Именно духовность, культура могут и должны охранять от агрессивной идеологии экстремизма и терроризма.

 

Саратову более четырёхсот лет. Здесь, как и во многих других городах, есть старинные здания, современные постройки, парки. Но есть вещи, которые 
являются неотъемлемой частью именно этого города, они - его история.

Мы гордимся символами Саратова, громкими именами, прославившими наш край на просторах страны и всего мира.

Но об этом мы расскажем позже, в следующих проектах!

 

 

 

ИСТОЧНИКИ:

. Н.Палькин. Саратовский калач. Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2010г. 2. История Саратовского края 1590-1917, Хрестоматия, Саратов, 1983 г. 3. История Саратовского края, учебное пособие, Саратов, 1991г. 4. Алексеев М.И. «Хлеб, имя существительное», Саратов, 1982 г. Электронные ресурсы: 1. http://www.ariser.narod.ru 2. http://www.bestreferat.ru/referat-199045.html 3.http://delovoysaratov.ru/region/brands/struzhkina/

 

Источник:http://privezti-suvenir.ru/podarok-iz-saratova

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Исследовательский проект «Что мы знаем о символах

Исследовательский проект «Что мы знаем о символах

Оглавление Введение Основная часть

Оглавление Введение Основная часть

Тема проекта : «Что мы знаем о символах

Тема проекта : «Что мы знаем о символах

Введение Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний

Введение Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний

Основная часть Что мы узнали из справочной литературы?

Основная часть Что мы узнали из справочной литературы?

Саратовский калач . Калач — старейший вид белого хлеба в

Саратовский калач . Калач — старейший вид белого хлеба в

Белотурка росла только в некоторых районах

Белотурка росла только в некоторых районах

Саратовская гармоника "Саратовская гармоника – народный символ общенациональной русской культуры» «Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души!

Саратовская гармоника "Саратовская гармоника – народный символ общенациональной русской культуры» «Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души!

Саратовская гармоника с колокольчиками – уникальная ценность культурного наследия

Саратовская гармоника с колокольчиками – уникальная ценность культурного наследия

Выставка «Звучи, гармонь, над

Выставка «Звучи, гармонь, над

Всероссийском телевизионном конкурсе "Играй, гармонь!"

Всероссийском телевизионном конкурсе "Играй, гармонь!"

Памятник Саратовской гармошке установлен в

Памятник Саратовской гармошке установлен в

Сарпинка. Хлопчатобумажная ткань в яркую клетку, изначально производимая немцами

Сарпинка. Хлопчатобумажная ткань в яркую клетку, изначально производимая немцами

САРПИНОТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО , изготовление ткани сарпинки - преимущественно хлопчатобумажной (кроме того - шелковистой, полушелковой и шелковой сарпинки, чесучи и сарпиночного тика), преобладающей расцветки в клетку,…

САРПИНОТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО , изготовление ткани сарпинки - преимущественно хлопчатобумажной (кроме того - шелковистой, полушелковой и шелковой сарпинки, чесучи и сарпиночного тика), преобладающей расцветки в клетку,…

Первоначально в Сарепте осуществлялся полный цикл производства: прядение хлопка, окраска пряжи, изготовление основы и ткачество

Первоначально в Сарепте осуществлялся полный цикл производства: прядение хлопка, окраска пряжи, изготовление основы и ткачество

Петербургский технологический институт

Петербургский технологический институт

Современник писал: "Внутренность массы домов колонистов представляет маленькие фабрики, где стоят один или два ткацких стана для взрослых работников дома и несколько маленьких моталок, за…

Современник писал: "Внутренность массы домов колонистов представляет маленькие фабрики, где стоят один или два ткацких стана для взрослых работников дома и несколько маленьких моталок, за…

Среди всех красок преобладали синяя и желтая как наиболее дешевые, высшие сорта были красными, лиловыми, зелеными, часто с примесью др

Среди всех красок преобладали синяя и желтая как наиболее дешевые, высшие сорта были красными, лиловыми, зелеными, часто с примесью др

Перед началом проекта была проведена подготовительная работа-анкетирование учащихся

Перед началом проекта была проведена подготовительная работа-анкетирование учащихся

ИСТОЧНИКИ: . Н.Палькин. Саратовский калач

ИСТОЧНИКИ: . Н.Палькин. Саратовский калач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017