Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"
Оценка 4.6

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
обществознание
3 кл
02.08.2019
Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"
Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Это труд мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир. Я живу в старинной карельской деревне Сямозеро. Через два дома от меня живёт мой дедушка Михаил Петрович Лебедев. Он говорит не только на русском языке, но и на карельском. Нечасто услышишь сейчас карельскую речь! Я часто бываю у него в доме и заметил много старинных вещей. Заинтересовавшись, я решил расспросить дедушку о них. Дедушка рассказал мне о металлическом кольце, вделанном прямо в потолок горницы. О приспособление для колки льда на озере (пешне). О подкове, которая висит рядом с входной дверью. О ржавых весах, которыми наша семья до сих пор пользуется. О керосиновой лампе, необычных утюгах и др. Я узнал историю появления и использования старинных предметов в доме Лебедевых. Понял, что вещи меняются с ходом времени. Новые изобретения делают жизнь людей более комфортной и удобной. Мне было интересно, собрать сведения по теме работы среди местных жителей. Я встретился и опросил 9 потомков коренных семей д.Сямозеро. Узнал, что многие старинные вещи, сохранившиеся в семьях современных сямозерцев, если используются, то по прямому назначению, либо получили небольшие изменения. Одно неоспоримо, они представляют ценность для своего обладателя. Старинные предметы быта «рассказали» об обычаях, традициях, истории карелов Сямозерья. К сожалению, таких вещей остается в семьях всё меньше. Но люди, хранящие их, позволили совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому наших предков.
РЕФЕРАТ.docx
Секция «История, археология, краеведение» Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев Лебедев Иван Петрович МКОУ «Эссойльская СОШ», 3 «а» класс Руководитель: Гаврилова Марина Павловна учитель начальных классов МКОУ «Эссойльская СОШ», e­mail: [email protected]; тел.+7(931) 7013098 2 Пряжа 2019 Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания.   Это   труд   мастеров   самых   разных   профессий,   результат   поисков   и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир. Актуальность выбранной темы очевидна. В настоящее время у многих из нас сохранились в доме старые фотографии близких и дальних(по времени) предков. У некоторых сохранилась мебель или столовые приборы, которыми пользовались ещё прабабушки и прадедушки. Считаем, что интересно узнать о вещах, доставшихся от предков и связавших нас и их, связавших время.  Цель:  изучить   значение   старинных   предметов   в   современное   время   на примере нескольких семей, коренных жителей д. Сямозеро Задачи исследования: 1. проследить   изменения   использования   предметов   старины   в   быту, которые произошли на примере нескольких поколений семьи автора; выявить факторы, влияющие на данные изменения; узнать значение старинных предметов в быту современных сямозерцев. 2. 3. Объект исследования: старинные предметы. Предмет   исследования:  использование   старинных   предметов   быта   в современное время  данных. Методы: опрос, наблюдение, беседа (интервьюирование), анализ полученных Гипотеза:  многие   старинные   вещи,   сохранившиеся   в   семьях,   если используются, то получили небольшие изменения своего прямого назначения. Я живу в старинной карельской деревне Сямозеро. Через два дома от меня живёт мой дедушка Михаил Петрович Лебедев (1929 г.р.). Он говорит не только на русском языке, но и на карельском. Нечасто услышишь сейчас карельскую речь! Я   часто   бываю   у   него   в   доме   и   заметил   много   старинных   вещей. Заинтересовавшись, я решил расспросить дедушку о них. При   входе   в   горницу   (большую   комнату)   всегда   обращаешь   внимание   на металлическое кольцо, вделанное прямо в потолок. Оказалось, что этому кольцу, как и дому дедушки, больше 100 лет. Его вкрутили сразу после постройки дома. К нему раньше подвешивали люльку с младенцем и качали. Даже дедушку качали на   этом   кольце,   ведь   он   родился   в   этом   доме.   Теперь   это   кольцо   дедушка приспособил   для   перебирания   рыболовных   сетей,   которые   он   сам   вяжет.   Он подвешивает сетку к этому кольцу, и тогда перебирать сеть становиться легче. Дедушка   рассказал   мне,   что   в   доме   Лебедевых   всегда   было   большое хозяйство:   коровы,   поросята,   куры.  На   большом   участке   земли   выращивали  (и 3 сейчас выращиваем) картошку и другие овощи. Он работал в рыболовецкой артели (бригаде) и до сих пор рыбачит сам. С тех времён у него сохранилась пешня. Это приспособление для колки льда на озере, чтобы опустить рыболовные сети зимой в воду,   набрать   воды   в   дом   и   баню.   У   пешни   деревянное   древко   с   круглым набалдашником,   за   который   раньше   привязывали   веревку,   чтобы   пешня   не провалилась в озеро. Дедушка говорит, что пешни появились давно. А те, которые сохранились до сих пор,  сделали в 50­е годы прошлого века  на кузнице. Она была рядом с домом Лебедевых (теперь на её месте дом Исаевых). Кузнец раньше был в каждой деревне1. И в Сямозере тоже – кузнец из Алекки ­ дедушка звал его Тимовейкой.  Заметил, что пешни в Сямозере и сейчас можно увидеть у некоторых жителей. Ими пользуются по назначению – для открытия проруби.   В начале 20 века в Сямозере у всех были лошади, в семье Лебедевых целых три.   Потом   была   коллективизация.   Лошадей   и   семь   коров   забрали   в   колхоз. Колхозная конюшня была недалеко от дома дедушки, потом её разобрали. На её месте находили много разных подков. У нас их четыре. Одна из них висит рядом с входной дверью, чтобы по обычаю отгонять нечистую силу и просто для красоты. В середине 20 века  ввели налоги, которые крестьянам надо было платить «натурой» ­ мясом, картошкой, дичью(если охотник). Самый «смешной» налог – надо   было   отдать   государству   половину   шкуры   коровы.   Всё   это   надо   было взвешивать, и тогда дедушкина мама (Прасковья Герасимовна, 1905г.р.) купила весы (безмен) на 20 килограммов. Несмотря на ржавый вид, они очень точные, и наша семья до сих пор ими пользуется, когда надо продать кому­нибудь рыбу или картошку. Интересны мне и керосиновые лампы. Из воспоминаний дедушки, Лебедева Михаила   Петровича   (1929г.р.):   «Моя   бабушка,  Ирина   Степановна(1879   г.р.), помнила   ещё   времена,   когда   дом   освещали   лучинами,   лампы   появились   позже (начало 20 века). Внутрь клали жгут из тряпочки, наливали керосин и поджигали. Лампы   очень   плохо   пахли,   но   зато   было   светло».     Теперь   лампу   дедушка использует редко, только чтобы показать кому­нибудь. Два   необычных   утюга.   Один   цельнолитой   (нагревали   на   печке,   а   потом гладили ­ невозможно было взять без прихватки), а другой угольный (с деревянной ручкой и крышечкой, внутрь насыпали уголь или клали горячий камень, а потом гладили).   Нелёгкое   было   занятие   –   погладить   таким   утюгом.   Наши   утюги появились в 1952 году, теперь папа использует их для нанесения специальной мази для скольжения лыж2.  Итак, на данном этапе работы над проектом, мы узнали историю появления и использования   некоторых   старинных   предметов   в   доме   Лебедевых,   коренных жителей   д.   Сямозеро   (Приложение   1).   Половину   предметов   старины   Лебедевы 1 Из разговора авторов с М.П.Лебедевым, 1929г.р.  (сентябрь 2017 г.) 2 Из разговора автора с П.М.Лебедевым, 1962 г.р. (октябрь 2017г.) 4 приспособили для нового использования в наши дни. По­другому посмотрели на окружающие   нас   вещи.   Поняли,   что   у   каждого   предмета   своя   неповторимая история.   Однако,   нам   стало   интересно,   собрать   сведения   по   теме   проекта   среди местных жителей.     Узнать значение старинных предметов в быту современных сямозерцев. Используют ли они старинные предметы  быта в настоящее время?  Достичь   поставленной   задачи   удалось   путём   сбора   устного   полевого   интервьюирования материала   методом   непосредственного   наблюдения, информаторов, изучения документов. Обратившись   в   Администрацию   Эссойльского   сельского   поселения3,   мы узнали, что в деревне Сямозеро на сегодняшний день зарегистрирован 81 житель в 37 домохозяйств. При проведении подомового обхода выяснилось, что фактически д.Сямозеро проживает  28  человек в 17  домохозяйств. Остальные  проживают и работают в г.Петрозаводск, п.Пряжа, п.Эссойла и приезжают либо на выходные, либо   на   летний   период4.     К   коренным(родовым)   сямозерским   фамилиям д.Сямозеро   относятся   20   фамилий5.   Нам   удалось   встретиться   и   опросить   9 потомков коренных семей (Приложение 2). Хотим заметить, что местные жители с удовольствием шли на контакт и  делились интересующей нас информацией. Результатом   исследования   стало  подтверждение   гипотезы.   Многие старинные   вещи,   сохранившиеся   в   семьях   современных   сямозерцев,   если используются, то по прямому назначению, либо получили небольшие изменения своего назначения (Приложение 3).  В ходе работы стало очевидно, что вещи меняются с ходом времени. Новые изобретения делают жизнь людей более комфортной и удобной. Одно неоспоримо, предметы старины  представляют ценность для своего обладателя. Записывание,   анализ   и   обобщение   материалов   исследования   стали интересным,  увлекательным   делом.  Старинные   предметы   быта   «рассказали»   об обычаях,   традициях,   истории   карелов   Сямозерья.   К   сожалению,   таких   вещей остается   в   семьях   всё   меньше.   Но   люди,   хранящие   их,   позволили     совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому наших предков.   Литература и интернет источники: 3 Похозяйственная книга №52 Администрации Эссойльского сельского поселения на 2017­ 2021г.г. Список численности населения на 01.01.2018 года, на основании сведений Управления  Федеральной миграционной службы по Пряжинскому району. 4Из разговора с местными жителями (август 2018) 5 Интервью с Лутто Валентиной, ученого­журналиста исследователя, сайт «Сямозеро.ру» 5 1. Похозяйственная книга №52 Администрации Эссойльского сельского поселения на 2017­2021г.г 2. http://syamozero.ru  Приложение 1 ФИО Сохранились ли в вашей Как вы используете старинные вещи в современное время? Приложение 2 семье старинные предметы быта? Исаева Светлана Семёновна (1971 г.р.) (Пезяевы (потомки – семья Исаева Сергея  Николаевича) Фамилия упоминается от  Василия Ивановича Пезяева (1839 — 1893). Макарова Нина Семёновна (1941 г.р.) (Макаровы (упоминается от Герасима  Трофимовича Макарова (родился в 1858  году) Бурыкина Елена Валентиновна (1977 г.р.) (Поповы: две ветви – Алексеевичи и  Панфиловичи, потомки – Поповы,  Бурыкины. ) Морозова Раиса Ивановна (1956 г.р.) (Федотовы (девичья фамилия Раисы  Ивановны Морозовой)  Шурупова Галина Николаевна (1956 г.р.) (Лоскутины. Впервые упоминается в  ревизских сказках 1858 года с именем  крестьянина Ивана Михайловича.  (Лоскутина ­ девичья фамилия Галины  Николаевны Шуруповой) Лебедев Михаил Петрович (1929 г.р.) (Лебедевы (ранее – Поповы). Первое  упоминание фамилии Лебедев датируется  1830 годом и относится к Василию  Моисеевичу Лебедеву (1830 — 1896) ­  родоначальнику двух ветвей рода  Лебедевых). Хацкевич Сергей Иванович (1953 г.р.) Тестовы (первое упоминание – 1863 год,  связано  с именем Михаила Максимовича  Тестова). Дом Тестовых  стоит до сих пор. Иконников Анатолий Петрович (1947 г.р.) (Иконниковы. Первое упоминание о  фамилии связано с именем второго сына  6 да, швейная  ножная  машинка  «Зингер»(коне ц 19 века) да, прялка и  узкий ткацкий станок  (начало 20  века) нет прялка  (начало 20  века) да,  фортепьяно  1817 г.(ручная ковка),  прялка, икона. да, кольцо для люльки, печь,  иглица, утюги, весы( начало  20 века) да, самовар «...Машинке этой больше 90 лет  точно, а до сих пор шьёт хорошо... Передам по наследству» «...Очень редко пряду, шерсти нет. Овец теперь не держим... Станок  теперь для красоты, для памяти о  свекрови. А так все половики в  доме на нём сотканы...» «...несколько лет назад дом сгорел со всем имуществом...» «..иногда пряжу пряду...» «...На этом фортепьяно выучились играть все мои 3 дочери, сейчас  играют внучки... На прялке пряду  пряжу, когда привожу её из  Мордовии(там живёт моя  свекровь). Икона очень старая, не  помню сколько ей лет даже  примерно. Всегда оберегала нашу  семью. И сейчас висит в углу  горницы, оберегает дом и семью.  И в войну сберегла, и сейчас  бережёт». « Кольцо приспособил для  рыбацких сетей, легче перебирать. В печке до сих пор всё варю,  вкусно получатся. Утюги  использую как груз для квашения  капусты или засолки ряпушки, а  сын приспособил их для нанесения лыжной мази. Весы использую по  назначению». «… очень старый, ещё с  «медалями», но течёт, стоит в  память о предках.» да, серп, коса « Ещё использую по назначению.  Точить сам умею инструменты.  Летом обочины могу подкосить.  Серпом пользуюсь реже.» 7 нет « Дети навели порядок в доме» Ерофея Родионовича (1804 — 1848). Их  потомки живут в Сямозере в родительском  доме в летний период). Белокурова Клавдия Михайловна (1931 г.р.) Белокуровы — одна из старинных  сямозерских фамилий, первое упоминание –  1825 год, год рождения Егора Михайловича  Белокурова). Приложение 3 8

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"

Исследовательский проект "Использование старинных предметов в быту современных сямозерцев"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2019