Исследовательский проект "Предметы домашней утвари", 8 класс, технология

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью нашей работы является следующее: мы хотели узнать о тех старинных вещах, которые хранятся в нашем комнате русской старины. В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом. Мы считаем, что центром воспитательной деятельности в школе по патриотическому воспитанию будет создание «комнаты русской старины», где можно будет собрать достойный материал по нашему селу. Ведь село наше - это кладезь истории. Покча на рубеже XV – XVI веков была столицей Перми Великой.
Иконка файла материала домашняя утварь.doc
Предметы старинной домашней утвари  (материалы для школьной комнаты  «русской старины») Выполнили: Накоскина Валерия ученица 8 класса, Поздеева Надежда,  ученица 8 класса МАОУ «Покчинская ООШ» Чердынского района Руководитель: Петрова И.Н. учитель технологии 2016 годшкольная комната «Русской старины»» АННОТАЦИЯ    У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг – беречь красоту,  созданную предыдущими поколениями. Память о прошлом – звено между настоящим и  будущим. Из этой памяти мы черпаем опыт, который предостерегает нас от ошибок, дает  силы и вселяет веру. Тысячи памятников истории и культуры составляют наше наследие.     В последние годы  падает уровень духовной культуры общества и подрастающего  поколения. Привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой  культуры», освоение которых не требует от человека душевной работы, проявляется  непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств,  незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание  абстрактных, схематических представлений о прошлом.     Мы считаем, что центром воспитательной деятельности в школе по патриотическому  воспитанию  будет создание «комнаты русской старины», где можно будет собрать достойный материал по нашему селу. Ведь село наше ­  это кладезь истории. Покча на рубеже XV – XVI  веков  была столицей Перми Великой. Целью нашей работы является следующее: мы хотели узнать о тех старинных вещах, которые  хранятся в нашем комнате русской старины Задачи, которые мы решали при реализации данной цели: изучить предметы; расспросить бывших хозяев этих вещей; найти информацию в Интернете, толковых и этимологических словарях. Методы: беседа, анализ, сравнение,сопоставление. В нашей школе есть комната русской старины, которая существует несколько лет. Впервые сюда на экскурсию мы пришли в  2010     году, в   4   классе. Мы увидели здесь экспозиции, посвященные истории школы, истории села, Великой  Отечественной войне. Но нас больше заинтересовала экспозиция, где были собраны старинные вещи, предметы домашнего обихода.   Тогда мы просто смотрели на них, а сейчас, в 8 классе, нам стало интересно: как эти  предметы назывались, как использовались, кто их изготовил, из чего, чьи руки держали эти  предметы! А ведь все эти вещи когда­то принадлежали  жителям нашей Покчи и тех деревень, которые уже исчезли. Деревень и жителей нет, а вещи остались. Вот о них мы и решили узнать как можно больше и рассказать всем, кто посетит нашу комнату Итак. Начнём наше виртуальное путешествие… УТВАРЬ      В  «Толковом словаре» Ожегова С.И.  записано: «Утварь — это совокупность предметов,  необходимых человеку в его обиходе»[3].       Что же было необходимо нашим предкам в их домашнем хозяйстве?     Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся  десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской  деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля [1].  Фактически утварь ­ это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.  Утварь ­ это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол;  различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для  личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления  табака и для косметических принадлежностей. В русской деревне употреблялась в основном  деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была  распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть     долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь,  изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из  необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины  семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это  касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний  и инструментов. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в  духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Металлическая  утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная.  Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости,  уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические  моменты жизни семьи. Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась  русскими крестьянами, естественно исходя из чисто практического ее использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из ее  предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. По тем предметам, которые  нам удалось собрать у жителей с. Покчи, утварь была из разных материалов: дерево, глина,  чугун, железо. Но преобладало дерево. РУКОМОЙНИК (УМЫВАЛЬНИК)Три ноги, два уха, а шестое брюхо – такую загадку придумал русский народ об этом предмете.  Рукомойник – небольшой висячий умывальник.[3] Рукомойник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, нагибаемый при умывании.[4] Сами слова, рукомойник, умывальник, уже   говорят о предназначении данных предметов домашнего обихода: для умывания и мытья рук.     Рядом с печью обязательно висели  полотенце (рукотёрник или рушник) и умывальник  (рукомойник). Рукомойником раньше был глиняный кувшин с двумя сливными носиками по  сторонам, и лишь потом появился медный рукомойник с одним носиком. Под ним стояла  деревянная лохань (шайка) куда стекала грязная вода.  Не раз в течение дня хозяйка  ополаскивала свои испачканные руки – в кадке с водой, так называемой кадце. Одна из  поговорок о ней гласит: «Где девки гладки, нет воды в кадке», то есть если хозяйки были  ленивы, то и кадка была пуста. А по поверью она всегда должна быть полной.      Рукомойник — это небольшой сосуд, расширяющийся или сужающийся кверху. Две клепки делают несколько длиннее, чем все остальные. На их концах вырезают ушки, в которых  сверлят сквозные отверстия для подвешивания рукомойника. Две другие специальные клепки  вырезают из ствола дерева с отходящим от него сучком. Клепки вытесывают и строгают, а  затем отфуговывают кромки. В сучках вдоль сердцевины сверлят сквозные отверстия. Полые  сучки будут служить в качестве сливных носиков рукомойника. Рукомойник, как и лохань,  над которой его подвешивают, украшают резьбой или выжиганием. РУШНИКИ (РУКОТЁРНИКИ) На стене висит, болтается, За него всякий хватается. Предназначался рушник прежде всего для вытирания рук во время стряпни.