«От творческого учителя к творческому ученику»
Кинаш Анна Юрьевна,
специалист высшей квалификационной категории,
учитель трудового обучения (технологии),
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа №30 городской округ Донецк»
ДНР, Донецкая область, Кировский район
ОТ ОСНОВ К СОВЕРШЕНСТВУ
Аннотация. В данной статье описываются задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, основанные на формировании мировоззрения, осознания труда как чего-то высокого и прекрасного, формирующие стремление использовать современные технологии в жизни на практике.
Ключевые слова: творческий потенциал, современный мир, главная задача, взрослая жизнь, роль учителя.
Актуальность статьи обусловлена одной из главных задач образования сегодня: обучение и воспитание творческой личности, осознание у подрастающего поколения труда, как чего-то высокого и прекрасного, формирование мировоззрения: «Я пробую всё, достигая того, на что способен».
Мир, в котором мы с вами живём, это мир быстрых развивающихся технологий, изменивший быт человека, не изменив отношение людей к творчеству. Какова роль учителя в современной школе? Учитель – это помощник и наставник, хранитель истории, передающий из поколения в поколение различные методики создания изделий. Знаток современных технологий, творец, исполнитель интересных и оригинальных вещей, обучающий своих приемников новому, прекрасному – все это должно сочетаться в современном творческом учителе.
Ежедневно нам приходится использовать ручной труд как в быту, так и на работе. Гармоничное, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя (школа и семья) действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, развивают в ребенке чувство долга и ответственности. Воспитать, дать образование, приучить ребенка к самостоятельному труду – прямая обязанность родителей и педагога, а игнорировать обучение – страшное преступление.
Цель статьи – поддержать энтузиазм, подчеркнуть необходимость и ценность работы каждого учителя, побуждая его не останавливаться на достигнутом, а совершенствовать себя и свою деятельность. Ведь постоянно совершенствуя себя, учитель может помочь подрастающему поколению формировать в своем сознании ценностные эстетические ориентиры, способность выражать художественно-эстетическую оценку произведений искусства через овладение основ творческой деятельности, умение применять на практике современные технологии.
Во всем мире больше всего ценятся работы, выполненные в ручной технике. Эти работы отличаются уникальностью, сложностью и изяществом. Развить творческую деятельность в каждом ребенке позволит обширный раздел декоративно-прикладного искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности, ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Обучая подрастающее поколение основам декоративно-прикладного творчества, учитель развивает в ребенке не только творческую активность, а еще умение ценить, охранять культуру прошлого и настоящего, способствует формированию эстетического вкуса у каждого, учит владеть умениями и навыками преображать окружающий мир: свое жилье, офисное помещение, зону отдыха. Прикладное искусство для общественности ‒ это выставки, вернисажи, ярмарки и многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Создавая изменения в социальной и культурной среде, мы, учителя, можем привести уровень нашей страны к развитию необходимого экономического эффекта.
Задача школы – максимально выявить и использовать индивидуальный опыт учащихся, «окультурить» его, помочь каждому ребенку с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность творческая, думающая. [1, с. 48]
Задача учителя: разбудить в каждом ребёнке стремление к самовыражению и творчеству. Добиться того, чтобы во время выполнения работы у ребенка возникало чувство радости и удовлетворения, а творческий труд воспринимался как необходимый и приятный аспект повседневной жизни. Это касается всех обучающихся, так как обучаться творчеству могут дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки.
Обязанность педагога - учитывать особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку, ведь: «Творчество открывает в детской душе те тайные уголки, в которых спят источники добрых чувств». Учитель - это человек, который не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка. Он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино. [6]
Я работаю в школе учителем трудового обучения (в группе с девочками) 15 лет. Своим учащимся часто повторяю: «Чем больше у женщины своих собственных интересов и увлечений, тем меньше вероятности, что она будет выполнять чужую работу». И это на самом деле так. Например, если девушка (женщина, мужчина, молодой человек…) имеет свое дело, пусть даже самое маленькое, но ответственное, которое влечет за собой благотворный результат (будь то вышивка, лепка, выпиливание, кулинария и тому подобное) и этот результат виден окружающим, этого человека вряд ли будут отвлекать по пустякам.
Своим примером я стараюсь показать детям как важно в жизни уметь себя реализовывать, применяя свои умения и навыки на практике. Очень важно научиться выполнять работу своими руками, не прибегая к помощи других людей. Когда ты сам – молодец и ни от кого не зависим. Идти по жизни, ничего не умея – сложно, дорого и не интересно!
Для достижения новых целей по улучшению уровня жизни, с раннего возраста детей необходимо готовить ко взрослой жизни, подходить осознанно к выбору профессий. А для этого, начиная со школьной скамьи, детям необходимо прививать любовь к труду.
Постоянно комментирую работу, которую помогли выполнить родители. Родительская помощь – она необходима ребенку, ведь это индивидуальная работа родителя с ребенком, однако полностью практическая работа не должна быть выполнена родителями. Помощь родителей заключается в наставничестве, подсказке, усовершенствовании, а не выполнении. Ребенок должен сам научиться выполнять свою работу, иначе во взрослой жизни ему придется тяжело. А когда появятся свои дети, учится будет гораздо сложнее, или даже вообще некогда.
Выполнение практических работ на уроках трудового обучения под руководством учителя, формирует у учащихся новые знания, развивает способности, познавательную активность, любознательность, творческое мышление, находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, к творческой переработке информации. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач и проблемных ситуаций приводит к тому, что учащийся не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие, а преодоление препятствий – необходимый спутник развития.
В программе трудового обучения расписано, что для изготовления изделий следует широко применять новые технологии. Знакомство с новыми технологиями весьма полезно будущим специалистам. Данное обстоятельство является хорошей мотивацией для разрешения созданной перед учащимися проблемной ситуации. Учащиеся заинтересованы в её разрешении, поскольку подобные ситуации будут возникать у них и в дальнейшем в их профессиональной деятельности. Поисковый опыт, приобретенный ими на уроках, а также методы и подходы, использованные для разрешения подобных ситуаций, возможно будут востребованы. Личности, адаптированные к реалиям современной жизни, смогут найти себе достойное применение во взрослой жизни на рынке труда. [5]
При выполнении творческих работ на уроках технологии, направляю вид деятельности на результат, который можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности (мягкая, вязаная или глиняная игрушка, поделки из соленого теста, украшение бисером, лоскутная пластика, вышивка, смешанная техника). Через работу, выполненную своими руками, ребенок знакомится с миром, у него формируется эстетический вкус, развиваются творческие способности и потребности. Человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или непозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитие прихотей в ребенке. [3, с. 135]
Раньше, для большинства игр, дети изготавливали игрушки собственноручно: мастерили свистульки, пищалки, делали куклы. Выполненная своими руками игрушка имеет важное значение потому, что ребенок видит в ней себя. Игрушка - это не только предмет игры, она очень много может рассказать об истории, обычаях и традициях народа, о традиции одежды наших предков и их образ жизни. С игрушкой связано много легенд и сказок, она учит ребенка, как правильно вести себя, и наоборот - как не стоит себя вести. Ведь для него она живая и настоящая.
Сумев выполнить игрушку или любое другое изделие своими руками, ребенок испытывает удовольствие от создания прекрасного. В ней - целый мир образов и символических основ видения, восприятия и переживания жизни. Имея даже обычный кусок дерева, ребенок может применить свое воображение: деревяшка станет куклой, если девочка наденет на него платок и юбку. Вот кукла и готова посетить ярмарку, или пойти в гости.
Из-за своих возрастных особенностей дети не могут долго и сосредоточенно заниматься одним и тем же видом деятельности на протяжении долгого времени. Это связано со специфическим развитием мелкой моторики. Как правильно организовать работу, чтобы заинтересованность ребенка не уменьшилась, а только возрастала? В своей практике я использую два направления в работе: теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, где учитель и ученик - равноправные в учебном процессе: осознают, понимают и согласовывают свои действия. Практическая часть представлена в виде проблемной ситуации, а для решения этой проблемы предоставлена свобода интеллектуальной деятельности, практического закрепления, выполнения задания, изготовление изделий. [4, с. 158]
С использованием современных технологий каждому воспитаннику даю возможность испытать свои силы в разнообразных формах занятий (видах деятельности), увидеть результаты, получить одобрение и поддержку. Такая форма занятий вызывает интерес к окружающему миру, умение общаться с ним, используя свои творческие способности. [2, с. 123]
Опираясь на опыт своей работы, я могу точно сказать, что во время выполнения заданий разного характера, разной сложности, можно раскрыть творческие способности у учащихся, воспитывая у них находчивость, ответственность, любовь к труду. Чем разнообразнее будут задания, тем меньше вероятности, что дети «заскучают» на уроке.
Проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются при выполнении поисковых и практических работ на уроках трудового обучения, в скором времени перед ними поставит жизнь и в этом случае определенный опыт решения этих проблем у них уже имеется.
Выводы. Последние годы Донецкая Народная Республика находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Однако согласно требованиям новой программы, предмет технологии не совершенствуются, а усложняет решение поставленных задач перед учителем и учащимися, так как попытки внести изменения меняют только их характер. Новые программы не ориентированы на создавшуюся сложную ситуацию в стране. Для более качественного обучения на уроках технологии, при составлении программного обучения необходимо ориентироваться на учащихся, их потребности, желания и стремления, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Программа трудового обучения должна предполагать возможность предоставления каждому учащемуся на практике открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, а для проявления и реализации творческих способностей, формирования эстетического отношения к окружающему миру, необходимо стимулировать, заинтересовывать, развивать творческие способности у учащихся. Достигнуть такой эффективности обучения возможно только при поддержке государства. Без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе. Школы вынуждены продолжать работать по типовым программам и методикам, и поэтому, даже при высоком потенциале творческих педагогов, отечественные школы дают довольно скромную отдачу. Для более полного представления о сегодняшнем положении в образовании, следует подробнее рассмотреть проблемы и способы выхода из непростой ситуации, пересмотрев вопрос финансирования школ.
Даже самая лучшая в мире программа не сможет воспитать грамотных специалистов, если не будет материальной базы, за которой бы стояли высококвалифицированные, хорошо обученные педагоги. И лишь только после решения данной проблемы, нужно решать следующую немаловажную проблему – обучение и воспитание творческой личности, осознание у подрастающего поколения труда, как чего-то высокого и прекрасного, формирование мировоззрения.
Список литературы:
1. Гузеев В.В. Образовательная технология. – М.: Дрофа, 2012. – 228 с.
2. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. – М.: Наука, 2014. – 223 с.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. - М.: Педагогика, 2012.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации - М: Наука, 2014.
Интернет - документы:
5. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям- Режим доступа: URL: https://pedtehno.ru/content/aktivnye-metody-obucheniya-kak-sposob-povysheniya-effektivnosti-obrazovatelnogo-processa.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.