Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
религиоведение
4 кл
12.02.2017
Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)
Публикация является частью публикации:
приложение 9.docx
Научно- исследовательская работа. Авторы: Лазарева Ольга и Пушенко Ангелина, Учащиеся 4 класса МБОУ «Красноорловская СОШ» 2015 г.                                                   Содержание. Введение                                                                                                   3­4 1. Актуальна ли данная работа?                                                       5­6 2. Немного из истории имен.                                                            7 3. Происхождение имен учащихся 5 класса.                                  8­9 4. Соответствие характеристики имени и характера  человека.                                                                                      10­12 Заключение.                                                                                             13 Список использованной литературы.                                                    14 Имена, имена, имена – В нашей жизни звучат не случайно: Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна. Александр Бобров Введение. Рождаясь, каждый человек получает от родителей бесценный подарок – свою  жизнь, а с ней и свое имя. С именем человека связано много увлекательных  тайн и загадок. Во все времена люди обращали внимание на значение имени.  Считалось, что имя наделяет человека определенными свойствами и даже  предопределяет его судьбу. Ведь тайна имени раскрывает особенности  характера, секреты успешного выбора профессии или счастливой личной  жизни. Поэтому родители, выбирая имя для своего ребенка, должны  интересоваться его значением и происхождением. Но так ли это на самом  деле? Знают ли взрослые и дети, что зашифровано в их именах? Сейчас существует даже наука антропонимика, изучающая имена. Ученые­  антропонимисты проводят исследования во всем мире, помогающие составить психологический портрет людей с одинаковыми именами. Действительно ли  имена так влияют на характер человека и его судьбу? На этот вопрос пока нет ответа, исследования продолжаются, и мы решили внести свой небольшой  вклад в изучение этой проблемы.  Цель: исследование  значений и происхождения имен и соответствия  характеристики по имени психологическому портрету конкретного человека.  Задачи: 1)Исследовать актуальность данной проблемы. 2)Найти материал об истории возникновения имён и о значении своего имени;  3)Исследовать, соответствует ли характеристика  имени характеру его  обладателя. 4)С помощью изучения имён показать индивидуальность, неповторимость                                                          3 каждого человека; 5)Создать буклет «Имена нашего класса» Объект исследования: учащиеся  4 класса МБОУ «Красноорловская СОШ» Предмет исследования: имена Методы исследования: ­ метод выборочного опроса и анкетирования; ­ аналитический (при изучении научных источников); ­ метод сравнительного анализа (при обработке исследуемого материала); ­ приём сопоставления и обобщения (при подведении итогов и определении  результатов исследования). Актуальность:  Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования,  чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические  контакты. Узнавая происхождение и значение наших имен, мы укрепляем  связь со своим родом, со своей страной, начинаем больше уважать традиции  своей семьи и своей родины, помнить ее ценности. Практическая значимость работы в том, что данный материал может быть  использован в качестве дополнительного источника информации на уроках  русского языка, литературы  и факультативных  занятиях. Гипотеза: люди с одинаковыми именами имеют общие черты характера. 4                     1. Актуальна ли данная работа?                     (Социологическое исследование). На первом этапе работы было проведено исследование (см. приложение №1),  в ходе которого учащимся 4 класса и их педагогам были предложены  вопросы, касающиеся значения их имени и их отношения к нему. (см. приложение №1) Опрошено – 20 человек. Результаты анкетирования среди учащихся: Знают значение своего имени – 6 ч. (30%) Не знают значение своего имени – 14 ч. (70%) Свое имя нравится – 18 ч. (90%) Свое имя не нравится – 2 ч. (10%) Причины: Считают, что человеку имя нужно для того, чтобы: ­ чтобы прожить свою судьбу ­1 ч. (5%) ­ чтобы выделить среди других – 7 ч. (35%) ­ чтобы называть человека – 8 ч. (40%) ­ чтобы общаться – 3 ч. (15%) ­ не знают – 1 ч. (5 %). 5 знают не знают не знают знают значение и происхождение имени нравится не нравится не нравится нравится отношение к своему имени 70 60 50 40 30 20 10 0 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Вывод: большинству  опрошенных их имя нравится, они осознают важность  имени для человека. Но, к сожалению, историю и значение своего имени знают лишь 30% участников анкетирования. Это говорит об актуальности данной  работы.                                                     6     2.    Немного из истории имен. В результате анализа научных и исторических источников мы выяснили, что все русские имена можно разделить на 2 большие группы: 1)Имена славянского происхождения. В   славянской   культуре   существовала   традиция   двойного   обряда имянаречения. Первый проходил через несколько дней после рождения. Чаще всего   данное   славянское   имя   было   заведомо   непривлекательным   (Злоба, Немил,   Некрас,   Крив).   Второе   же   давалось   ребенку   при   достижении двенадцати лет. Существовали различные группы имен:  Двухосновные   (Святослав,   Доброжир,   Тихомир,   Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег и др.) и их производные (Добрыня, Тишило, Рат (и) ша, Путята и т.п.);   Имена от причастий (Ждан, Неждан, Хотен); Имена   из   животного   и   растительного   мира   (Щука,   Ёрш,   Заяц, Волк, Орёл, Орех и т.п.);   Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк); Имена по человеческим качествам (Храбр) 2)Имена, заимствованные из других языков. Самые   популярные,   любимые   имен   оказываются   в   подавляющем большинстве   случаев   "чужеземцами",   имеющими   греческие,   латинские, еврейские,   скандинавские   корни.   Например,   из   еврейского   языка   в   наш обиход вошли имена Иван и Мария. Также многие имена заимствованы из скандинавского языка. Все это связано с тем, что Скандинавы были давними северными   соседями   славян.   Скандинавы   и   воевали   с   Русью,   и   служили дружинниками у русских князей, и торговали с ней, и шли торговать через Русь   в   другие   страны.   Скандинавского   происхождения   собственные   имена Аскольд (золотой голос, владеющий копьем), Глеб (угодный богу, любимец богов), Олег (священный), Игорь (воинственный), Ольга (священная).                                           7 3. Происхождение имен учащихся 4 класса. Айсел ­ турецкое имя, означает"заливающая (Сел) лунным светом (Ай)" Александр означает «защитник людей» и происходит от греческих основ –  «алекс» ­ защитник, а также «андрос» ­ мужчина. Ангелина – происходит из древней Греции и означает «ангельская» или  «вестница». Анна ­ имеет древнееврейское происхождение и означает «милостивая»,  «благодатная». Арина ­ русская народная интерпретация имени Ирина (мир), которое имеет  древнегреческие корни. Василий ­   происходит из древнегреческого языка, означает «правитель,  царь». Владислав ­ своими корнями уходит к старославянским временам,  обозначает "влад" и "слав". Денис ­  пришло в русский язык из древнегреческого. Означало  «принадлежащий Дионису» . Илья ­  пришло к нам из Библии и имеет соответствующее значение: «Бог  мой ­ Яхве». Кирилл­ переводится с греческого языка, как «малый господин». Ксения ­  появилось еще в Древней Греции и означает оно «чужестранка,  иноземка». Максим ­ произошло от слова «максимус», которое на латинском языке  означает «превеликий» или «величайший». Ольга ­  в переводе со скандинавского языка означает «достойная». Роман – имя, имеющее латинские корни. Происходит от слова «романус» –  римлянин. Сергей – древнеримское имя, означающее «досточтимый», «высокочтимый».                                                       8 Результаты исследования показали, что у учащихся 4 класса: Славянских имен – 1 Древнегреческих – 8 Латинских – 2 Древнеримских – 1 Скандинавских – 1 Древнееврейских ­2 Древнетюркских ­ 1 Вывод: по происхождению в 4 классе больше имен древнегреческого  происхождения. 8 7 6 5 4 3 2 1 0 количество имен                                                            9 4. Соответствие характеристики имени и характера человека. Исследования ученых­ антропонимистов позволили выявить типичные  характеристики людей, носящих одно и то же имя. Мы в своей работе решили  сопоставить данные антропонимики и результаты социологического опроса.  Айсел ­ "заливающая (Сел) лунным светом (Ай)" Понимание, терпение, умение приспосабливаться, умение ценить прекрасное,  бескорыстие, мнительность. Александр ­ «защитник людей»  Любит спорт, крепкий, сильный, умеет руководить, ответственный, часто  замыкается в себе, мечтательный, приветливый. Ангелина «ангельская» или «вестница». Гостеприимная, упрямая, доверчивая, раздражительная, самостоятельная,  ласковая, милая, заботливая, скромная, нежная, лидер, высокий интеллект Анна ­ «милостивая», «благодатная». Очень добрая, справедливая, отзывчивая, милосердная, энергичная, все  успевает,в учебе успешна, артистичная. Арина – «мир». Очень самостоятельная, любит командовать, добрая, справедливая, учится  легко, хозяйственная. Василий ­   «правитель, царь». Добрый и отзывчивый человек, "душа на  распашку", добросовестный, ответственный,дружелюбный, нерешительный,  спортивный. Владислав ­ «владеющий славой». Чувство такта, хорошие манеры, отзывчивость, целеустремленность,  готовность помочь, интерес к наукам, развитый интеллект, резкость.                                                      10 Денис ­  «принадлежащий Дионису» . Добрый, спокойный, аккуратный, усидчивый, любит спорт, путешествовать,  общительный, самолюбивый. Илья ­  «Бог мой ­ Яхве». Уравновешенный, честолюбивый, целеустремленный, упорный,  хозяйственный, основательный, умный, сообразительный, обстоятельный. Кирилл­ «малый господин». Очень любознательный, с завышенной самооценкой, чрезмерно требователен,  неконфликтный, сдержанный. Трудолюбивый, честолюбивый. Ксения ­  «чужестранка, иноземка», «гостеприимная» Ранимая, сентиментальная, справедливая, учится с желанием, замкнутая, с  заниженной самооценкой, нежная и добрая. Максим ­ «превеликий» или «величайший». Дипломатичный, понимающий, чувство юмора, здоровье, скорость реакции и  отличная память, покладистый, любознательный, не уверенный в себе, ему не  хватает упорства, доброжелательный. Ольга ­  «достойная». Властолюбивая, талантливая, не просит прощения, даже если виновата,  учится прилежно(чтоб родители не ругали),упрямая, честолюбивая. Роман – «романус» – римлянин. Очень любознательный (но не в школе), к учебе интереса не проявляет,  Показывает себя «крутым парнем», гордый и упрямый, компанейский, любит  спорт. Сергей – «досточтимый», «высокочтимый». Эмоциональный, общительный, обязательный, хороший ученик, артистичный,  сдержанный.                                                     11 Было опрошено 20 человек из числа учащихся, педагогов и родителей. (см. приложение № 2) Результаты опроса: Характеристика по имени и психологический портрет ученика соответствуют – у 14 учащихся 4 класса (87%) Характеристика по имени и психологический портрет ученика не соответствуют – у 2 учащихся 4 класса (13%). 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 соответствует не соответствует не соответствует характеристика по имени и психологический портрет ученика соответствует Вывод: у большинства учащихся 4 класса характеристика по имени  соответствует их психологическому портрету, по мнению знающих их людей.  Значит, люди с одинаковыми именами имеют общие черты характера.  Выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.                        12                                    Заключение. Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть  только одно слово, которое больше всех других вызывает различные  эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя. Большинство мужских и женских имён, с которыми мы сталкиваемся  ежедневно, нам настолько привычны и хорошо знакомы, что мы воспринимаем их как русские имена, особенно не задумываясь об их происхождении. На самом же деле исконно русских из них в современном обществе остались  буквально единицы. Определить же происхождение имени и его корни просто  так практически невозможно, так как подавляющее большинство современных имен пришли в русскую культуру из других народов, соответственно все они  имеют иностранные корни. Происхождение своего имени и его значение  необходимо знать, чтобы не потерять  связь с предками, с историей. Имя человека ­ это мощный носитель информации о нём. Даже официальная  статистика уже давно определила, что носители одного и того же имени  похожи друг на друга по характеру, образу жизни, а иногда и внешне. «Как  корабль назовешь, таким и будет плавание» ­ эта поговорка, как и любая  другая народная мудрость, возникла не просто так.  . Роль личного имени в жизни человека велика. Каждого человека можно  назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки  делаются достоянием гласности.  Недаром говорится: «Не имя красит  человека, а человек имя».  13                                          Список литературы. 1. Веселовский   С.Б.   Ономастикон.   Древнерусские   имена,   прозвища   и фамилии. ­ М.: Наука, 1974. ­ 382 с. 2. Мокиенко В.М.,  Никитина Т.Г. Толковый  словарь  языка  Совдепии. ­ СПб: Фолио­Пресс, 1998. 3. 4. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. ­ М.: АСТ, 2000. Роспонд   С.   Структура   и   классификация   древневосточнославянских антропонимов (имена) // Вопросы языкознания. ­ М.: Наука, 1965. ­ №3. ­ С. 3­ 22. 5. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. ­ Л.: Лениздат, 1991. ­ 220 c. 6.   Топоров   В.Н.   Праславянская   культура   в   зеркале   собственных   имён   // История,   культура,   этнография   и   фольклор   славянских   народов.   XI Международный   съезд   славистов.   Доклады   российской   делегации.   ­   М.: Наука, 1993. ­ С. 3­119. Интернет­ресурсы: http://krasgmu.net/publ/knigi_literatura/1/20­1­0­260 http://planeta­imen.narod.ru/ http://www.detskiysad.ru/imena/znachenie.html http://znachenie­tajna­imeni.ru/ http://names.neolove.ru/                                                    14

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017