Исследовательское обучение в современной образовательной практике
Оценка 4.6

Исследовательское обучение в современной образовательной практике

Оценка 4.6
docx
22.06.2024
Исследовательское обучение в современной образовательной практике
Практическое задание №1 дисциплина 6.docx

Практическое задание № 1 дисциплина 6.

Выберите любую, интересующую Вас педагогическую систему отечественной или зарубежной педагогической практики и проанализируйте ее цели, задачи, приоритеты и системообразующие факторы ее функционирования. Проанализируйте актуальность в современной педагогической практике.

Исследовательское обучение в современной образовательной практике

Психологи утверждают, что детская потребность в исследо­вательском поиске обусловлена биологически. Всякий здо­ровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это внутреннее стремление к познанию че­рез исследовательское поведение и создает условия для иссле­довательского обучения.

К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно от­носят по меньшей мере три особенности:

    во-первых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

     во-вторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;

    в-третьих - всегда определять место изучаемого в системе известного.

Соответственно этому исследовательское обучение направ­лено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска, совершенствование собственного образования в процессе, мак­симально напоминающем научный поиск.

       Определение специфики понятия «исследовательское обуче­ние» логично начать с краткого рассмотрения его основы - исследовательского поведения. Разные авторы понимают его как

                 поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации;

                 одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, сущностную характеристику деятельности человека.

Л И. Савенков предлагает рассматривать исследова­тельское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации.

Исследовательское поведение может быть качественно раз­ным. Оно может развиваться спонтанно, на основе интуитивных стремлений с использованием «метода проб и ошибок», а может быть и более конструктивным, сознательным, выверенным ло­гически, то есть построенным на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке - логическом прогнозе. I fo в данном случае мы уже вправе говорить не столько об исследовательском поведении, сколько о специфическом ви­де деятельности - деятельности исследовательской.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов по­исковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимуще­ственно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует са­му структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) иссле­довательского поведения и механизмы его осуществления.

В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследова­тельского поведения в ситуациях неопределенности.

Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуа­ции, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития. Сюда же можно присовокупить моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий - коррекцию исследовательского поведения. В даль­нейшем все это, будучи проверено на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная после­довательность повторяется.

Под «способами и приемами исследовательской деятельно­сти» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие как:

                 умение видеть проблемы;

                 умение вырабатывать гипотезы;

                 умение наблюдать;

                 умение проводить эксперименты;

                 умение давать определения понятиям и другие.

Для успешного осуществления исследовательской деятель­ности субъекту требуются специфическое личностное образова­ние - исследовательские способности. Исследовательские спо­собности логично квалифицировать в соответствии с традиция­ми отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности .

      Педагоги с давних времен выделяли два основных пути уче­ния: «учение пассивное» - посредством преподавания - и «уче­ние активное» - посредством собственного опыта. Несмотря на споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что речь идет о двух принципиально разных путях получения образова­ния. В настоящее время происходит активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, то есть посредст­вом «исследовательского обучения». Главная цель исследова­тельского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В связи с вышесказанным, важнейшее место в процессе иссле­довательского обучения занимает развитие у школьников ин­теллектуальной инициативы, то есть особого типа интеллекту­ального поведения учащихся, который не только обеспечивает умение ориентироваться в различных областях знания, но и спо­собствует самостоятельному открытию нового. Главные осо­бенности интеллектуальной инициативы - выход за рамки тре­буемого как вглубь, так и вширь, побуждение к совершению са­мостоятельного бескорыстного познавательного действия.

Преобладание репродуктивных методов в современном об­разовании, иногда называемом традиционным, вызывает боль­шое количество протестов со стороны многих современных спе­циалистов. Однако использование исследовательских методов обучения дает значительный образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами.

Исследование понимается преимущественно как процесс поиска неизвестного, выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Процесс обучения началам научного исследования пред­ставляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследова­тельской культуры школьника:

                 мыслительных умений и навыков (видеть проблемы, вы­двигать гипотезы, задавать вопросы, анализировать и выделять главное, сравнивать; видеть противоречия, обобщать и система­тизировать, классифицировать, определять и объяснять понятия, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения и делать умозаключения, доказывать и опровергать, работать с метафорами);

                 умений и навыков работы с книгой и другими источника­ми информации;

                 умений и навыков, связанных с культурой устной и пись­менной речи;

                 специальных исследовательских умений и навыков .

В работах современных педагогов понятие «исследовательская культура» рассмотрено недостаточно полно. В частности, оно недостаточно обосновано относительно его формирования на этапе школьного обучения. На базе школы И. Ф. Исаева выдви­нуто следующее определение исследовательской культуры: учебно-исследовательская культура учащегося представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся единст­вом знаний целостной картины мира, умениями, навыками научно­го познания, ценностного отношения к его результатам и обеспе­чивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие. Воз­можность для формирования данного вида культуры предо­ставляет нам организованный определенным образом учебно- воспитательный процесс.

На основе предложенной И. Я. Лернером структурной моде­ли понятия «культура» И. В. Носаевой описана эскизная модель содержания исследовательской культуры личности, включающая четыре взаимосвязанных компонента: 1) знание о самой исследо­вательской деятельности; 2) мотивы и ценностные ориентации исследовательской деятельности; 3) исследовательские умения; 4) опыт исследовательской деятельности.

Возрастной диапазон применения методики развития иссле­довательских способностей учащихся широк и вариативен. Она хорошо работает как со школьниками среднего звена, так и со старшеклассниками.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Практическое задание № 1 дисциплина 6

Практическое задание № 1 дисциплина 6

В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление

В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление

В работах современных педагогов понятие «исследовательская культура» рассмотрено недостаточно полно

В работах современных педагогов понятие «исследовательская культура» рассмотрено недостаточно полно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2024