Практическое задание № 1 дисциплина 6.
Выберите любую, интересующую Вас педагогическую систему отечественной или зарубежной педагогической практики и проанализируйте ее цели, задачи, приоритеты и системообразующие факторы ее функционирования. Проанализируйте актуальность в современной педагогической практике.
Исследовательское обучение в современной образовательной практике
Психологи утверждают, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это внутреннее стремление к познанию через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят по меньшей мере три особенности:
• во-первых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
• во-вторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;
• в-третьих - всегда определять место изучаемого в системе известного.
Соответственно этому исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска, совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем научный поиск.
Определение специфики понятия «исследовательское обучение» логично начать с краткого рассмотрения его основы - исследовательского поведения. Разные авторы понимают его как
• поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации;
• одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, сущностную характеристику деятельности человека.
Л И. Савенков предлагает рассматривать исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации.
Исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться спонтанно, на основе интуитивных стремлений с использованием «метода проб и ошибок», а может быть и более конструктивным, сознательным, выверенным логически, то есть построенным на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке - логическом прогнозе. I fo в данном случае мы уже вправе говорить не столько об исследовательском поведении, сколько о специфическом виде деятельности - деятельности исследовательской.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления.
В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.
Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития. Сюда же можно присовокупить моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий - коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверено на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.
Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие как:
• умение видеть проблемы;
• умение вырабатывать гипотезы;
• умение наблюдать;
• умение проводить эксперименты;
• умение давать определения понятиям и другие.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование - исследовательские способности. Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности .
Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания - и «учение активное» - посредством собственного опыта. Несмотря на споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что речь идет о двух принципиально разных путях получения образования. В настоящее время происходит активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, то есть посредством «исследовательского обучения». Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В связи с вышесказанным, важнейшее место в процессе исследовательского обучения занимает развитие у школьников интеллектуальной инициативы, то есть особого типа интеллектуального поведения учащихся, который не только обеспечивает умение ориентироваться в различных областях знания, но и способствует самостоятельному открытию нового. Главные особенности интеллектуальной инициативы - выход за рамки требуемого как вглубь, так и вширь, побуждение к совершению самостоятельного бескорыстного познавательного действия.
Преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает большое количество протестов со стороны многих современных специалистов. Однако использование исследовательских методов обучения дает значительный образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами.
Исследование понимается преимущественно как процесс поиска неизвестного, выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
• мыслительных умений и навыков (видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, анализировать и выделять главное, сравнивать; видеть противоречия, обобщать и систематизировать, классифицировать, определять и объяснять понятия, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения и делать умозаключения, доказывать и опровергать, работать с метафорами);
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
• специальных исследовательских умений и навыков .
В работах современных педагогов понятие «исследовательская культура» рассмотрено недостаточно полно. В частности, оно недостаточно обосновано относительно его формирования на этапе школьного обучения. На базе школы И. Ф. Исаева выдвинуто следующее определение исследовательской культуры: учебно-исследовательская культура учащегося представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие. Возможность для формирования данного вида культуры предоставляет нам организованный определенным образом учебно- воспитательный процесс.
На основе предложенной И. Я. Лернером структурной модели понятия «культура» И. В. Носаевой описана эскизная модель содержания исследовательской культуры личности, включающая четыре взаимосвязанных компонента: 1) знание о самой исследовательской деятельности; 2) мотивы и ценностные ориентации исследовательской деятельности; 3) исследовательские умения; 4) опыт исследовательской деятельности.
Возрастной диапазон применения методики развития исследовательских способностей учащихся широк и вариативен. Она хорошо работает как со школьниками среднего звена, так и со старшеклассниками.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.