«ИСССЛЕДОВАНИЕ ТАКТИКИ СПРИНТЕРСКОЙ ГОНКИ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современной научной литературе практически отсутствуют научные работы посвящённые тактической подготовке спринтеров, что негативно сказывается на качестве подготовки высококвалифицированных гонщиков специализирующихся в спринтерских гонках. Данный факт особенно подчёркивает необходимость научно-исследовательских работ по данной тематике. Это происходит за счет более качественной тактической подготовленности одного из спортсменов, который в своём арсенале имеет преобладающий набор тактических действий.
Иконка файла материала 251984.doc
«ИСССЛЕДОВАНИЕ ТАКТИКИ СПРИНТЕРСКОЙ ГОНКИ» Оглавления стр. Введение……………………………………………………………………...……2 Глава 1. Состояние проблемы по литературным источникам…………………5 1.1 Спринт – вид гонок на треке…………………………………...………….…5 1.2 Правила проведения заездов……………………………...…………….……5 1.3 Физиологическая характеристика спринтера………………..……...………6 1.4 Роль тактики………………………………………………………….........….7 1.4.1 Сущность тактики спринта………………………………………..………7 1.4.2 Основы тактических приемов…………………………………….………9 1.5 Схемы спринтерских заездов........................................................................12 1.5.1 Групповые заезды…………………………………………………….…..13 1.5.2  Матчевые заезды…………………………………………………..….….15 1.6 Влияние на тактику основных объективных условий………………….…19 1.6.1 Геометрия и покрытие полотна трека……………………………...……19 1.6.2 Величина передаточного отношения……………………………………20 1.6.3 Метеорологические условия………………………………………..……20 1.7  Влияние   уровня   развития   скоростно­силовой   подготовленности   на тактику…………………………………………………………………….. ….21 Глава   2.   Цели,   задачи,   методы   и   организация   исследования   тактики спринтерской гонки……………………………………………...………………24 2.1 Цели и задачи исследования…………………………….…………………..24 2.2 Методы исследования ………………………………………...…………….24 2.3  Организация исследования…………………………………………………25Глава 3. Обсуждение и анализ результатов исследования………………..…..27 23 3.1 Результат исследования……………………………………………………..27 3.2 Обсуждение результатов……………………………………………………40 4. Выводы и рекомендации ……………………………………….…………….44 5. Литература……………………………………………….……………………45 Введение Актуальность.  Тактика ­  это  система  специальных  знаний  и  умений, направленных   на   решение   задач   сбора   и   анализа   информации,   принятия решения   с   целью   оптимизации   состава   и   структуры   основного соревновательного   упражнения   при   различных   условиях   взаимодействия   с соперником. На протяжении многих лет тактику определяли как "искусство ведения спортивной борьбы" [5,7]. Данное определение отражает все стороны подготовленности   спортсмена,   уровень   его   мастерства   в   целом.   Именно поэтому так необходимо изучение тактики спринта. Согласно проведенным научным   исследованиям   равные   по   силе   гонщики   показывают   различные   за   счет   более   качественной спортивные   результаты.   Это   происходит   тактической   подготовленности   одного   из   спортсменов,   который   в   своём арсенале имеет преобладающий набор тактических действий.   В современной научной литературе практически отсутствуют научные работы   посвящённые   тактической   подготовке   спринтеров,   что   негативно сказывается   на   качестве   подготовки   высококвалифицированных   гонщиков специализирующихся   в   спринтерских   гонках.   Данный   факт   особенно подчёркивает   необходимость   научно­исследовательских   работ   по   данной тематике. Объект   исследования.  Тактическая   подготовка   велосипедистов специализирующихся в велоспорте­трек.4 Предмет   исследования.  Дифференцированный   подход   к   выбору тактических действий велосипедистов специализирующихся в спринтерских дисциплинах.   Гипотеза исследования. Предполагается, что разработка комплексной системы оценки тактических действий велосипедистов  специализирующихся в   спринтерских   дисциплинах   велоспорта­трек   позволит   оптимизировать тактическую   подготовку  высококвалифицированных   гонщиков  с учётом  их индивидуальных особенностей.  Научная новизна. Впервые предпринята попытка разработки сложной многоаспектной системы ранжирования тактических действий использующей в качестве оценочных критериев несколько независимых признаков и поэтому содержащую   большое   число   категорий   различного   ранга,   позволяющих выделить   из   всего   комплекса   тактических   действий   гонщика   главный   его элемент существенно влияющий на спортивный результат.5 Глава 1. Состояние проблемы по литературным источникам 1.1. Спринт – вид гонок на треке    Спринтерские гонки являются одним из основных видов соревнований на треке. Они включены в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира и национальных первенств. Выступление двух спринтеров на полотне трека – это единоборство двух личностей, двух характеров.     Спринтерская гонка – это в сущности «игра» (в матче ­ единоборство), где, чтобы выиграть, нужно и тактические и технически обыграть соперника [3, 26,18].      Основа спринта – скорость. 100, 200, 300,  иногда 400м – в этом диапазоне метров квалифицируется гонщик, выступающий в спринте [26]. 1.2. Правила проведения заездов   В этом виде гонок дистанции бывают от 750м до 1км  (обычно два­три круга на треках от 300 до 500м). Все участники гонки распределяются по заездам,   при   этом   к   сильнейшим   гонщикам   добавляются   более   слабые.   В настоящее   время   перед   заездами   проводится   квалификационная   гонка   на время на 200 м с ходу, которая является неотъемлемой частью спринтерской гонки.     По   результатам   200м   отбираются   24   сильнейших   спринтера,   им присваиваются   номера   с  1   по   24­й   для   составления   заездов   и   проведения спринтерской гони по системе.6     Шансы спортсменов равны. Проезжаешь  быстрее 200м и получаешь лучший   номер,   правильные   тактические   приемы,   и   ты   без   особого   труда попадаешь   в   ¼   финала.   Раньше   гонщики   получали   номера   согласно   их выступлению в прошлом году. Спортсмены,  имевшие первые 4 места, сразу получали более слабых и до ½   не утруждали себя. Теперь это право надо завоевать скоростью.      Введение 200м­ой дистанции – большой шаг в развитии правил по спринтерским гонкам.       В   заездах   обычно   стартуют   от   2   до   5   человек.   Здесь   время прохождения   дистанции   значения   не   имеет.   Выигрывает   тот,   кто   первым достигает линию финиша. Победители предварительных заездов встречаются между   собой.   Побежденные   имеют   право   участвовать   в   так   называемых заездах «надежды». Победители «надежды» могут продолжить дальнейшую борьбу в следующем разделении финала [18].       Первые 8 сильнейших, к которым представляются слабые места, в тренерском кругу называют «матка». Если «матка» в 1/8 проиграла заезд, то успешно выступив в «надежде», она не занимает опять свое место в ¼ , а попадает   к   более   сильному   гонщику.   Гонщик   получает   дополнительную нагрузку, что снижает шансы на успех в финальной стадии соревнований, но и тратит много нервной энергии, ожидая начала заездов «надежды» и переживая неудачи, постигшие его в основных стартах. Вот почему спринтеры должны выступать   в   каждом   заезде,   как   в   финале,   с   полной   отдачей   сил.   Любая случайность, малейшая тактическая ошибка, недооценка противника может испортить все планы. Особенно это важно теперь, когда в Олимпийских играх от страны участвует всего один спринтер [26,18]. 1.3. Физиологическая характеристика спринтерских гонок7       По   своим   физиологическим   характеристикам   спринтерские   гонки относятся по всем зонам интенсивности работы, причем в матчевых заездах спортсмены   используют   в   основном   умеренную   и   максимальную интенсивность. В групповых заездах диапазон интенсивности увеличивается , нередко   на   протяжении   дистанции   гонщик   по   несколько   раз   работает   в максимальной и в субмаксимальной зоне, что помогает гонщикам развивать наивысшую скорость в решающий момент. Причем эта работа происходит на фоне совершенной уже работы. А так же дыхания в течении 3­5 сек. (100­ 150м) [18]. 1.4. Роль тактики    Спринтерские гонки очень кратковременным, при этом финал борьбы занимает всего 10­15 сек., а проведение того или иного тактического приема ограничено порой десятой долей секунды. Спортсмен должен в это мгновение вспомнить все варианты реагирования на данную ситуацию, сопоставить свои силы и возможности с силами и возможностями своих соперников. Высокая финишная   скорость,   непосредственная   близость   соперника,   относительно непрямолинейное и неравномерное движение является серьезным испытанием смелости   и   опытности   гонщика.   Гонщик   –   спринтер   должен   творчески подходить   к   своей   тактической   подготовке.   Шаблонность,   упрощение, позитивность тактических планов не приведут к победе. /18/.    Правильная тактика в спринте позволяет не только побеждать равных по   силе   гонщиков,   но   и   проводить   гонку   с   меньшей   затратой   сил,   что сохраняет высокую работоспособность в финале [24]. 1.4.1. Сущность тактики спринта8       Тактика   –   это   совокупность   действий   гонщика,   направленных   на   с   реальными достижение   наилучших   результатов   в   соответствии   возможностями и условиями, в которых происходит соревнование [1].       Тактика   –  борьба   гонщиков  –   это   самая   характерная   и   наиболее увлекательная   для   зрителей   особенность   спринта.   Каждый   спортсмен стремиться   отвоевать   удачную   исходную   позицию   перед   заключительным этапом борьбы. Ради этого гонщики обрушивают друг на друга целые каскады неожиданных приемов. Для выработки собственной тактики спринтер должен владеть всем арсеналом тактико­технических средств, точно рассчитывать их последствия и умело, с достаточной долей риска применять на соревнованиях [30].    Успех зависит от скоростных качеств, техники, находчивости, воли к победе,   самообладания,   смелости,   опыта,   умения   мобилизовать   силы   в решающий момент, целесообразной и вовремя примененной тактики [11].      Спринтеры – великолепные тактики. Малейшая ошибка, малейшая невнимательность   могут   быть   использованы   соперником   для   неожиданно атаки. Ни на мгновение не выпускайте соперника из виду, наблюдайте за ним при каждой возможности, навязывайте свой план борьбы. [30].    Сформулируем, что должен уметь и иметь спринтер. [20]. 1. Уметь соблюдать необходимую дистанцию в заезде («чувствовать дистанцию»). 2. Умение быстро регулировать временные параметры движений и тактических и тактических приемов («чувство времени»). 3. Умение   координировать   свои   действия   в   пространстве   и   во времени в соответствии с действиями противника. 4. Точно   координировать   свои   моторные   действия   с   сенсорными процессами.  Что важнее – скорость или умная голова и хорошая тактика?9 Нередко   бывает,   что   физически   сильный   спортсмен   имеет   бедную тактику,   однообразные   и   порой   непродуманные   действия,   порой   избирают тактику,   выгодную   его   противнику.   Говорить   о   росте   такого   спортсмена трудно [17].      Пхакадзе, например, считает, что тактика – это импровизация, но   по   составленному импровизация   в   заранее   продуманных   рамках, тактическому плану.      Практически   встречаясь с определенным противником спортсмен всегда, как минимум, учитывает свои сильные и слабые стороны, особенности конструкции трека, а чаще всего имеет все необходимые сведения о своем противнике.   Если контуры тактического плана ясны, то важно маскировать свои намерения и использовать внезапность [26].     Чтобы   уметь   предвидеть   действия   противника,   необходимо   иметь тактическое   образование.     Ведь   главная   боевая   задача   спринтера   –   это опередить противника. При этом могут использоваться как преднамеренные действия, так и неожиданные действия, потребность в которых возникает в непредвиденных ситуация в условиях дефицита времени, когда практически нет   времени   рассуждать,   как   следует   поступить   наилучшим   образом   /3/. Гонщик   должен   быть   смышленым   и   одаренным   мгновенной   ситуацией, поскольку   успех   в   спринтерских   гонках   не   всегда   есть   прямой   результат грубой   силы,   а   прежде   всего   мышления   гонщика.   Кроме   того,   мыслящий спринтер должен часто менять тактику, иначе он даст противникам опасное оружие против самого себя, обнаружения собственные планы еще до начала «боя» [17]. 1.4.2. Основные тактические приемы      Обратимся к основным тактическим приемам спринта, для чего и когда  наиболее  выгодно выполнять  тот или иной прием, что требуется от гонщика для выполнения этого приема.10      На соревнованиях часто можно наблюдать, как один из гонщиков умышленно   отстает   от   другого   на   довольно   значительное   расстояние   – спринтерское   расстояние.   Из   этого   положения   удобно   наблюдать   за лидирующим гонщиком. Используя сталкивающую силу, особенно на виражах, можно   сделать   молниеносный   рывок   и   в   темпе   обойти   лидера.   На   этой позиции можно не опасаться, что лидер, внезапно затормозит или устремится вверх   по   виражу,   сам   перейдет   на   второе   место.   При   достаточном спринтерском   расстоянии   лидеру   не   удается   «притереть»   соперника   (т.е. прижать его между собой и барьером так, чтобы не оставить место для обгона справа). В противном случае второму гонщику пришлось бы выворачивать из­ за   заднего   колеса   лидирующего   велосипедиста.   Езда   в   лидирующем положении сковывает реакцию гонщика и мешает контролировать действия соперника [26].    К одним из важнейших приемов относится умение гонщика свободно маневрировать   с   целью   занятия   удобной   позиции   на   полотне   трека. Успешность   такого   маневрирования   во   многом   зависит   от   знания конструктивных   особенностей   трека,   что   позволяет   более   эффективно следить   за   действиями   противника.   Особое   значение   маневрировать приобретает,   когда   гонщик   находится   на   первой   позиции   ,   ибо   в   этом положении   все   внимание   сосредоточено   на   действиях   противников, находящихся сзади [15].      Если  каждый  из  гонщиков,  последовательно   придерживаясь   своей тактики,   отказывается   от   лидерства   и   умышленно   замедляет   скорость,   то может наступить момент, когда гонщики остановятся полностью. Из такого положения   (велосипедисты   называют   его   «сюрпляс»)   каждый   спортсмен пытается   вынудить   другого   взять   на   себя   лидерство.   Это   напряженное тактическое   единоборство   требует   превосходного   владения   своим   телом, высокой техникой исполнения, сосредоточенности и самообладания. Падение11 в   этом   положение   означает   немедленный   проигрыш,   а   плохая   техника вынуждает   прервать   стояние   и   выйти   в   лидирующую,   неудобною   позицию [30].       Следует избрать для остановки такое место на треке, на котором противник   будет   затруднен   сделать   «сюрпляс».   На   треках   с   наибольшим углом подъема обычно это вход или выход из виража [18].       Следующий   необходимый   прием   –   это   рывок.   Рывок   –   основной технический прием,  суть которого заключается   в  том,  что гонщик  должен увеличить скорость мгновенно. В начальном элементе рывка наиболее важны общие реактивные способности спринтера. Особенно патологически трудна ситуация, в которой гонщик выполняет рывок вслед  за противником  , т.е. важно   обладать   способностью   «поймать»   рывок   противника,   быстро   и эффективно на него среагировать [30]. Рывок должен делаться максимальный, в самый неожиданный для противника момент, только тогда он приведет к желанному результату.     Обгон на вираже. Скажем лишь об основных правилах этого приема. Обгонять на вираже из второй позиции можно только в том случае, если вы чувствуете   себя   на   много   сильнее   лидера   и   эту   попытку   обгона   нужно предпринимать только на выходе из последнего виража, перед финишем [30]. Попытка обгона противника при входе в виража часто оказывается неудачной и   для   сильнейших   гонщиков.   Идущий   первым   гонщик   заставит   заставит противника   выйти   справа   и  выше   от  себя  (естественно,  не  дав  ему  выйти вперед),   а   затем,   увеличив   скорость,   провести   весь   поворот   рядом.   При равных силах эта нагрузка будет большей для гонщика идущего выше, т.к. он едет по большему радиусу и он отстанет [3, 18].        Заканчивая   описывать   основные   технически­тактические   приемы, хочется   остановиться   на   заключительном   этапе   борьбы.   Победителя определяет   только   финиш.   Очень   часто   перед   самым   финишем   соперники12 находятся   примерно   на   одном   уровне.   В   этой   ситуации   есть   еще   одна, последняя возможность одержать победу. Опытные спринтеры, прибегающие к ней, выполняют бросок на финиш. Бросок на финиш­ это проталкивание велосипеда   вперед.   Несмотря   на   чрезвычайно   высокие   скорости   на заключительном этапе (свыше 60 км/ч), этот прием позволяет еще немного ускорить движение велосипеда. Спортсмен как бы сдвигает себя с велосипеда [30]. Спортсмен,   вовремя   и   технически   правильно   использует   этот   прием, добивается успеха. Победа порой совсем не значительна  ­ около нескольких сантиметром, но такое в велосипедном спорте встречается довольно часто и особенно на соревнованиях высокого ранга.    Мысль обобщить и систематизировать тактические приемы гонщиков, очень важна. Изучая тактические приемы лучших гонщиков, можно убедиться, что многие из них чаще всего применяют одни и те же излюбленные приемы. Так, например, чемпион России В. Савицкий начинал финишировать за 300м, на каком бы треке он не выступал. Тактика призера Чемпионатов мира Дениса Дмитриева   была   более   разнообразна.   Он   любил   «работать   с   колеса»   или доводить своего соперника тихим ходом   до 150­200м до финиша и оттуда делал свой мощный рывок. В.   Савицкий   не   имел   резкого   рывка   с   тихого   хода,   предпочитая обходить   своих   конкурентов   «ходом».   Это   ему   удалось   благодаря преимуществу в гитовой (индивидуальной) скорости.    Анализируя тактику лучших спринтеров можно сделать вывод: чтобы иметь   успех   в   спринте,   в   гонках,   необходимо   применять   различные тактические приемы, неожиданные для противников [13].       При   организации   тактической   борьбы   в   спринтерских   заездах   на современном   этапе   из   преднамеренных   действий   пока   еще   недостаточно используются   те   из   них,   которые   способствуют   подавление   инициативы13 противника,   усыплению   его   бдительности.   Это   возможно   при   энергичном поведение   гонщика   в   заезде,   а   так   же   путем   создания   у   противника впечатления о том, что до решающего момента еще очень далеко [3].      Видим, в дальнейшем развитии тактики в спринтерских гонках, все большую роль будет играть и искусная психологическая маскировка истинных намерений и действий [4]. 1.5. Схемы спринтерских заездов       Перейдем   к   описанию   наиболее   общих   вариантов   или   схем тактической борьбы в спринте.    В спринтерских гонках место, занимаемое в данный момент гонщиком на дистанции , называется позицией. Намеченное положение и обусловленное этим перемещение спортсмена в ходе гонки называется тактической схемой.       Поведения   велосипедистов   условно   можно   ограничить   тремя схемами : 1           Спортсмен,   заняв   лидирующее   положение,   ведет   гонку   в приемлемом для себя стиле и скорости до финиша. 2. Гонщик   занимает   вторую   позицию   до   решающего   этапа спортивной борьбы до финиша. 3. Спортсмен, в силу различных обстоятельств, оказался на третьей, четвертой позициях и вынужден с них атаковать своих противников.       Атака   с   первой   позиции   в   основном   входит   в   арсенал   гонщика, обладающего хорошим рывком. Обычно такой спортсмен, возглавив гонку, стремится контролировать действия своих противников до того места, где бы он   мог,   сделав   первым   рывок,   выиграть   у   них   некоторое   расстояние   и сохранить до финиша.       Со второй позиции предпочитают атаковать гонщики, обладающие продолжительным финишем ускорением с заключительным броском на линии финиша.14 Третья, четвертая и другие позиции избираются сильными гонщиками лишь, когда они заведомо знают, что никто из соперников не сможет оказать серьезной борьбы, или в случае, когда лидирующий гонщик взял со старта высокую скорость [18]. 1.5.1. Варианты тактических схем групповых заездов Каждая схема имеет несколько наиболее характерных вариантов. В тех случаях,   когда   в   заезде   встречаются   спортсмены,   построившие   планы   на различных тактических схемах, гонка будет проходить без борьбы за первую позицию. Второй вариант: гонщики стремятся занять первую позицию и в первой половине дистанции расходуют на эту борьбу много сил. В лучшем положении будет более выносливый гонщик, не участвующий в борьбе [18]. Если   противник   слабее   вас,   то   гонщику   можно   вести   в   спокойном темпе, и за 200­300м до финиша сделать рывок и, в зависимости от ответа конкурентов на этот рывок, финишировать с той или иной интенсивностью [13]. Борьба   за  первую   позицию   обычно   бывает   на  треках   с  относительно короткими прямыми. Заезд о времени протекает быстро, но гонщики, затратив много сил, уже не способны к максимальному финишированию. Более слабый может, перейдя на вторую позицию, рассчитывать на успех. Если идет борьба за вторую позицию – бурный финиш [18]. Третий вариант: один из гонщиков, заведомо зная, что в этом заезде ему трудно добиться победы на финише, то надо постараться рывком оторваться от группы, примерно за 600­700м до финиша, в момент, когда ваши соперники этого   не   ожидают,   с   целью   пройти   дистанцию,   как   говорят,   «гитом»   и победить. Такой вариант может позволить себе очень выносливый гонщик с15 недостаточно сильным для состава данного заезда рывком или броском [18, 12]. Четвертый вариант: если противник слабее, то можно отдать вначале инициативу   ведения   гонки   одному   из   них,   а   самому   за   200­300м   начать рывком финишировать [12]. Еще одну схему продемонстрируем на примере: В первом полуфинале заезда – немец Р. Фостерман, В. Савицкий, Д. Дмитриев.   Дмитриев   ведет   гонку,   за   ним   следует   бельгиец,   то   и   дело посматривающий   на   Савицкого,   идущего   третьим   колесом.   Фостерман держится весьма свободно. Однако, ничто не ускользает из его поля зрения, он в любое время готов принять вызов каждого из соперников. И, как только Савицкий пытается обойти его слева, бельгиец сам выходит вперед. Теперь он рядом с Орловым. До финиша еще круг, и Савицкий занимает позицию позади своих   соперников,   чтобы,   набрав   скорость,   обойти   их   «ходом». Предпоследний   вираж.   Стремительный   рывок   Савицкого.   Оставлен   позади Орлов, но Фостерман начеку, и он почти синхронно включается  в работу. Скорость возрастает. Кажется, что на прямой Савицкий вот – вот выйдет вперед. Но нет, скорость немца выше. Не все еще потеряно. Можно сработать «с колеса», вырвать победу в конце дистанции. Гонщики идут в предельном темпе, и все же немец делает заключительный мощный бросок на финишную ленточку [10]. 1.5.2. Матчевые заезды Матчевые   заезды   –   это   такие,   когда   за   первое   место   борятся   два гонщика,   несмотря   на   кажущуюся   простоту,   исключительно   трудны   и многообразны по тактике. В этом случае на первый план выдвигается умение навязать свою тактику сопернику и подчинить его своей воле. Это особенно16 важно в случае равенства сил, так как исход гонки часто склоняется в пользу инициативного гонщика. Для того, чтобы выступить в матчевом заезде с лучшими шансами на успех,   рекомендуется   по   возможности   всесторонне   изучить   своего противника задолго до выхода на старт, учесть его физические и психические возможности,   характер   и   темперамент,   а   также   размер   передачи   его велосипеда. В зависимости от этих данных и следует выбрать ту или иную тактику. Кроме того, уже на месте соревнования надо учесть длину трека (в частности, длину прямой)), а также направление ветра. На треке с короткой прямой   преимущественно   в   большинстве   случаев   дает   финиширование «первым колесом», здесь борьба за первое место на финише выливается в борьбу за бровку. На треке с длинной прямой тактика более разнообразна. Приведем несколько тактических приемов, используемых в матчевых заездах: финиш «первым колесом» с усилением хода; финиш сверху виража; финиш   рывком;   финиш   с   задачей   «протащить»   противника   по   виражу; финиширование «с колеса»; «бросок на ленточку» и др. [12]. Матчевые заезды проходят по трем схемам: ведение борьбы с первой и второй позиции, а также смешанная борьба. Первой схемы придерживаются гонщики, обладающие лучшим рывком, чем их противники по заезду, умеющие очень тонко и быстро регулировать скорость. Вторую схему предпочитают спортсмены, способные на финише резко повысить скорость за счет дополнительного рывка или броска. Смешанная схема заездов часто применяется для того, чтобы запутать противника в выборе плана борьбы [18]. В первой схеме с первой позиции различают несколько вариантов: В первом варианте спортсмены борятся один с первой позиции, другой со второй [18]. Основная цель гонщика, решившего финишировать с первой17 позиции   –   не   дать   противнику   опередить   себя   неожиданным   рывком,   а самому, набрав скорость по возможности ближе к финишу, использовать для победы имеющееся преимущество в расстоянии [24]. Возможно и другое: сделав ускорение, гонщик к выходу в последний вираж снимает темп и старается подхватить и «провезти» своего соперника по виражу. Другой   пример.   Лидирующий   гонщик,   развив   на   последних   250м оптимальную   скорость,   и,   оставляя   своего   соперника   справа,   входит   в последний   поворот   не   по   бровке,   а,   не   входя   в   спринтерский   коридор. Постепенно поднимаясь выше и, не закрывая прохода противнику (т.к. это уже нарушение правил), гонщик на какое – то мгновение, увеличив скорость, резко опускается к бровке и финиширует [18]. Иногда   идущий   сзади   отпускает   лидирующего   на   первой   половине дистанции   слишком   далеко   (до   20м   и   более)   и,   упустив   момент   рывка, вынужден догонять беглеца. Если же ушедший вперед точно рассчитал свои силы, то победа за ним [18]. В гонке может возникнуть и такая ситуация, когда противник отпускает спортсмена, а последний делает ложный рывок, входит в финишный поворот и по мере приближения соперника прибавляет скорость и проводит его рядом с собой [18]. Значительно   редко   наблюдаются   матчевые   заезды,   где   бы   один   из гонщиков серьезно пытался уйти со старта. Правда, бывает, что выносливый гонщик, не обладающий лучшим, чем противник, рывком, на протяжении дистанции делает несколько ускорений с целью   утомить   своего   противника   при   преследовании   и   таким   образом уравнять шансы на финише. Известен   и   такой   вариант,   когда   лидирующий   гонщик   при   входе   в последний   поворот   оставляет   своего   противника   слева,   имея,   конечно,18 преимущество   1­2м.   Он   умышленно   не   идет   по   бровке   и   при   малейшем изменении   интервала   опускается   с   виража   ниже,   гася   этим   скорость соперника.   В   этом   случае   надо   быть   чрезвычайно   точным,   так   как,   если противник   поравняется   с   гонщиком,   то   спуск   с   виража   вниз   будет нарушением правил, возможно падение [18]. Возможны   и   другие   варианты   тактики,   например,   оба   гонщика предпочитают вести гонку с первой позиции. В начале дистанции делается попытка   занять   бровку   и   вести   гонку   с   возможно   меньшей   скоростью   на поворотах,   чтобы   увеличить   ее   на   прямых.   Если   противник   пытается   на повороте   подняться   вверх,   то   преследовать   его   не   стоит,   а,   увеличив скорость, нужно продолжить движение. Это создаст между вами дистанцию, которую идущий сзади должен будет ликвидировать [18]. Если идущий сзади, сделав рывок, все же занял бровку, то не следует тотчас   же   контратаковать,   т.к.   после   рывка   у   него   относительно   хорошая скорость и он может без особого труда по инерции ее увеличивать, в то время как   ранее   шедшему   впереди   нужно   приложить   максимум   усилий.   Если позволяет   расстояние   до   финиша   (400­500м),   то   следует   сделать   вид,  что такое положение устраивает гонщика. Можно даже несколько отстать. Как только впереди идущий снизит скорость или повернет голову, чтобы увидеть соперника,   надо   сымитировать   смещение   в   другую   сторону   и   выполнить рывок[18]. Вариант второй тактической схемы: Со старта гонщик едет несколько медленней, чем противники, и между ними   создается   дистанция   10­15м.   При   таком   положении   лидирующему крайне   трудно   контролировать   соперника.   Идущий   сзади   стремительно маневрирует так, чтобы лидирующий терял его из поля зрения. Заставляет быть   все   время   в   напряжении,   ждать   рывка   и   всех   вытекающих   из   него последствий.  В  момент,  когда  лидирующий   на  мгновение   потерял   из  поля19 зрения идущего сзади и при условии, что оставшаяся до финиша дистанция является   оптимальной,   гонщик   делает   рывок   и   проходит   только   что начавшего ускорение противника. Лучше это делать за 220­260м до финиша. В случае, когда противник успел развить скорость и рывок не удался, при входе в поворот не следует ехать рядом, т.к. это может повлечь за собой затяжную борьбу на вираже [18, 17]. Примером   такого   заезда   может   служить   встреча   Д.   Дмитриева   и   Р. Фостермана на Олимпийских играх в Лондоне. Бывает, что лидирующий, почувствовав, что идущий сзади не может его обойти,  также   снижает   скорость   и   будет   готовиться   к   атаке   на  повороте. Тогда преследующий немедленно резким рывком выходит вперед и диктует свои условия. Обходить лидирующего можно справа или слева при условии, если он не сможет помешать. Если лидирующий отойдет к бровке, то, пройдя справа от него, следует вести свой велосипед так, чтобы противник был закрыт слева, при   этом   он   должен   будет   несколько   замедлить   скорость,   изменить направление движения, на что уйдут время и силы [18, 17]. При положении, когда лидирующий отойдет вправо, следует подойти к нему слева и продолжить путь в том же направлении вверх на вираж, держа его   справа,   а   затем,   резко   уйдя   вниз,   можно   финишировать,   применив заключительный   бросок.   Примером   служит   заезд   Дмитриев   –   Келемен. Чемпионат Мира 2011 г. При   втором   варианте   оба   спортсмена   избирают   для   борьбы   вторую схему. В этом случае уже на старте каждый из них старается остаться на месте.   Борьба   за   вторую   позицию   требует   от   гонщика   более   высокой технической подготовки, чем за первую. Используется прием «сюрпляс». Если не  удалось  и  здесь  заставить  противника  выйти  вперед,  то  можно  сделать ложный рывок перед входом в поворот, стараясь подняться круто вверх, и20 там,   быстро   повернув   велосипед   параллельно   барьеру,   затормозить.   При таком приеме противник может устремиться вперед, а так как при положении велосипеда, направленного вверх, сделать остановку значительно труднее, то противник   будет   вынужден   несколько   выдвинуть   свой   велосипед   вперед. Этого уже достаточно, чтобы контролировать его действия с верха виража. Можно попытаться остановиться на вираже, следя за положением шатунов противника. Идя рядом, нужно постараться остановиться так, чтобы шатуны на велосипеде были расположены горизонтально, а на велосипеде противника вертикально. Применяются также различные крутые повороты, езда вверх на вираже  и   т.д.  такая   позиционная   борьба   обычно  заканчивается   в  пределах 200м отметки [17, 18]. В третьей схеме возможны два варианта. Первый, заключающийся в том, что спортсмен, занимая первую, а затем вторую   позицию,   наблюдает,   как   реагирует   противник.   Такая   развязка позволит спортсмену выбрать план борьбы на последующей части дистанции. В   тех   случаях,   когда   противник   после   некоторой   позиционной   борьбы принимает предложенную схему, иногда имеет смысл ее в последний момент изменить. Второй   вариант   предусматривает   оборонительную   тактику   в   первой половине и атакующую – в заключительном этапе. Оборонительная тактика может   несколько   успокоить   соперника,   притупить   его   бдительность. Внезапная активность гонщика в тот момент, когда противнику уже трудно перестроить свой план, повысит шансы первого на успех [18]. 1.6. Влияние на тактику основных объективных условий 1.6.1. Геометрия и покрытие полотна трека21 Значительное влияние на тактику и характер заездов влияет геометрия трека. Под геометрией понимают  длину и ширину полотна, радиус и угол подъема виража, кривизну сопряжения прямой и виража. На   треках   с   длинной   финишной   прямой   гонщики   редко   в   матчевых заездах   ведут   борьбу   за   первую   позицию.   Финишный   спурт   за   230­250   м. Основная борьба разыгрывается за 80­50 м до финиша [18,12,24]. На   велодромах   с   короткими   прямыми   гонщики   поддерживаются тактики   с   первой   позиции.   Там   иногда   бывает   очень   трудно   обойти противника,   ибо   два   виража   находятся   очень   близко   друг   от   друга.   Вот почему, рассчитывающий выиграть, должен возглавить гонку. Для гонщика, идущим   вторым,   остается   только   одна   возможность   –   атаковать   в   начале противоположно прямой, чтобы «вырвать плечо» у входа на последний вираж. Если   это   удалось,   то   гонщик   имеет   все   возможности   для   победы,   если, конечно, он не уступает в скорости своему противнику [1]. Покрытие   полотна   трека   также   оказывает   влияние   на   тактику.   На треках с деревянным покрытием развить скорость и поддержать ее легче. На выполнение   различных   приемов   времени   затрачивается   меньше,   и   поэтому ориентироваться   гонщик   должен   быстрее,   чем   на   треках   с   бетонным покрытием [18]. 1.6.2. Величина предаточного соотношения Планируя   тактику   в   заезде   необходимо,   помимо   всего   прочего, учитывать также и величину передачи. Увеличение передачи будет указывать на   то,   что   противник   рассчитывает   набирать   скорость   постепенно   или предлагает   использовать   спуск   с   вираж,   что   финишный   спуск   будет продолжительным. Гонщик выступающий на уменьшенной передаче, имеет преимущество при выполнении внезапного мощного рывка с самой малой скорости [18].22 1.6.3. Метеорологические условия На   тактику   влияют   метеорологические   условия,   в   особенности температура   воздуха   и   ветер   (на   открытых   треках).   В   тех   случаях,   когда температура   воздуха   низкая   и   финишировать   придется   против   ветра, передачу следует несколько уменьшить, а в процессе гонки, двигаясь против ветра,   использовать   противника   как   лидера.   Выполняя   ложные   ускорения, нужно заставить соперника увеличить скорость, и особенно перед выходом на прямую со встречным ветром. Если гонщик начнет финишировать по ветру, то передачу можно несколько увеличить, а против ветра – уменьшить [18]. На   треках   длинной   свыше   200м   с   цементным   покрытием (Гренобль, Цюрих) используются передачи 48:14; 50:15; 53:16 /1/. 1.7. Влияние уровня развития скоростно­силовой подготовленности на тактику. Скоростно­силовые   качества   гонщиков   влияют   на   ход тактической борьбы. Проведение перед заездами спринта отборочного 200м гита  показывает,  на  каком  уровне  готовности  в данный   момент  находится спортсмен. Но   при   составлении   тактического   плана   не   следует   ориентироваться только   на   ее   секунды,   которые   противник   показал   в   одиночном   заезде.   В непосредственной   борьбе   на   полотне   трека   гонщик   может   превзойти   свою прежнюю   скорость,   т.к.   едет   «с   колеса».   Примером   служит   результат   на последних   200­х   м   Ф.   Первис   –   9,3   сек.,   показанный   им   в   заезде.   Но пренебрегать этими секундами тоже нельзя. Приведем некоторую статистику. На Чемпионате мира в Великобритании в г. Глазгов 2013г. золотая медаль в спринтерской гонке досталась француз Ф. Первис. Он был настолько силен, что ему не нужно хитрить и строить сложные тактические планы. В первом матче он ушел от Фостермана почти за 600м до финиша и победил. Это была23 его вторая медаль, завоеванная в Великобритании.  Он также выиграл и гит 1 км с/м с результатом 56.5., что на две секунды лучше второго результата /25/. На последних 200­х м спринтерских заездов он показывает следующее время: 10,2; 10,1; 10,3. Другой пример – К. Хой самый титулованный и талантливый спринтер. Его спринтерское оружие остро, а тактика – разнообразие. Он может навязать свою волю сопернику, как это было, например, в полуфинальных поединках на   Олимпиаде   в   Пекине   2008   г.   с   голландцем   К.Болном.   Но   он   может применить высшие скорости, как это случилось во втором матчевом заезде в финале против австралийца Мишеля Никольсона. Хой ехал круг медленно. После   первого   круга   уже   обязательность   роли   ведущего   заканчивается,   и дальше   спортсмен   может   применить   любые   тактические   уловки,   чтобы оказаться   позади   своего   соперника.   Вот   и   Хой,   едва   минул   первый   круг, устроил «сюрпляс». Наконец, у голландца не выдержали нервы, и он рванулся вперед.   Хой   быстро   пристроился   к   нему,   внимательно   сторожа   каждое движение голландца. Перед гонгом Хой находился на полотне трека выше голландца   и   начал   атаку   сверху.   Демонстрируя   право   настоящего   хозяина заезда, он не давал ни разу возможности сопернику занять выгодную позицию и   успешно   выиграл   старт.   При   этом   результат   на   200м   был   довольно скромным – 10,6. В заезде с Никольсоном, Крис Хой показал, что его оружие ­ скорость – остается   наиболее   сильным.   10,25   –   так   никто   ни   в   одном   заезде   на Олимпийском   треке   не   блистал.   В   этом   же   году   у   Хойбыло   вообще фантастическое время для того момента на заключительном 200м отрезке – 10,09 [14]. Время шло. Появился гонщик, способный развить на 200м дистанцию высшую скорость, и Хой не выдержал. Им стал Франсуа Первис – победитель Чемпионатов   мира. на  тренировках  в Глзгов  он  проходил  200м  за  9,55. В24 первом заезде он ушел от Хоя за 300м до финиша. Это было слишком далеко. Первис противопоставил хитрости силу и выиграл на финише 10,18 сек. [14] Выдающиеся   спринтеры   Л.Хесслих   и   С.Копылов.   Много   лет   велась упорная борьба между этими гонщиками. На Олимпийских играх в Москве в 1980г. Копылов по своим скоростным качествам превосходил Хесслиха, но не смог правильно составить тактических план. На последних 200­х м Хесслих в 1/8 показал 10,75, а в 1/4 – 10,95. Когда как Копылов ехал по 10,71. Поединок   их   не   закончился.   Копылов   выиграл   у   Хесслиха   на Чемпионате Мира в 1981г. На следующий год он стал Чемпионом Мира и в гите на 1км с/м. Возросли такие показатели, как скоростная выносливость и время стартового разгона. На спартакиаде народов СССР в 1983г. Копылов опять выиграл гит на 1км с/м. Проехал с наилучшим временем 200м – 10,242 сек.   в   одном   из   заездов,   что   превышало   мировой   рекорд.   Скорость   его соперников   была   заметно   ниже,   и   ему,   по   существу,   не   пришлось   вести тактической борьбы [6]. В последнее время скорости возросли. Многие гонщике едут 200м с/х за 9,8   и   лучше.   Исход   спринтерского   заезда   стал   зависеть,   в   основном,   от тактического мастерства гонщиков. Так что, изучать тактику спортсменов, их индивидуальные особенности, их   скоростно­силовую   способность   нужно.   Проблема   эта   пока   остается открытой.25 ГЛАВА 2. Цели, задачи, методы и организация исследования 2.1. Цели и задачи исследования Цель исследования. Разработка многоаспектной дифференцированной тактических   действий   для эффективных   системы   отбора   высококвалифицированных   велосипедистов,   специализирующихся   в спринтерских гонках на треке с учётом различных возрастно­гендерных групп для оценки эффективности тактических действий. Для   достижения   поставленной   цели   исследования   были   поставлены следующие задачи: 1. Определить перечень оценочных критериев для дифференцирования и ранжирования элементов тактических действий.  2. Выявить с помощью видеоанализа и объединить в отдельные группы тактические действия гонщиков согласно характерным признакам  оценочных критериев.  3.   Провести   сравнительный   анализ   тактических   действий     с   учётом различных возрастно­гендерных  групп  велосипедистов специализирующихся26 в   спринтерских   гонках   на   основе   многоаспектной   дифференцированной системы отбора элементов тактики. 2.2. Методы исследования Для   решения   поставленных   задач   были   использованы   следующие средства и методы исследования: 1. 2. 3. 4. Анализ научно­методической литературы; Педагогические наблюдения; Видео анализ. Математико­статистический анализ. 1. Анализ научно­методической литературы. В   процессе   исследования   изучалась   и   анализировалась   научно­ методическая литература отечественных и зарубежных авторов. Всего было проанализировано 34 источника.  1. Педагогические наблюдения. Метод   педагогического   наблюдения   был   использован   для   анализа положительности и содержания тренировочного и учебного процессов. 3. Видео анализ. Видео анализ – обработка видео информации, проводилось наблюдение за спортсменами сборной команды России и другими гонщиками высокого класса таких как Денис Дмитриев, Роберт Фостерман, Анастасия Войнова, Кристина Вогель, Сергей Горлов и другие именитые гонщики. В период с 2008 по 2014 год. 2. Математико­статистический анализ.27 Математико   –   статистический   анализ.  Основным   методом   при обработке   экспериментальных   данных   было   определение   достоверности различий   средних   арифметических   значений.   В   каждом   эксперименте рассчитывали средние арифметические значения, стандартные отклонения и другие статистические показатели. 2.3. Организация исследования Исследование проходило в несколько этапов: На первом этапе (с 2011 года по 2012год) проводился анализ научно­ методической литературы и осуществлялась разработка комплекса средств и методов   оценки   спринтерских   заездов.     Были   определены   следующие критерии   оценки   эффективности   различных   тактических   приёмов существенно   влияющих   на   спортивный   результат   велосипедистов спринтерских гонок.  Оценка спринтерских заездов дается на основании трех критериев:  I. ­ позиция гонщика в ходе заезда. II. 1) 2) 3) ­ скорость спринтерского заезда, которая подразделяется на: высокая средняя малая III. ­ позиция в решающий момент гонки. Кроме   того,   для   уточнения   характеристики   спринтерского   заезда предлагается классифицировать стиль заезда:    длинный спринт средний спринт (классический) короткий спринт По данной схеме были проанализированы следующие соревнования: 1. Олимпийские игры 2008г.28 2. 3. 4. 5. Олимпийские игры 2012г. Чемпионат мира 2013г. 3 Кубок Мира 2013г. Чемпионат Европы 2014 г. В ходе исследования проводился подробный анализ матчевых заездов мужчин, юниоров, женщин и девушек разных классификаций (МСМК, МС, КМС). Результаты   заездов     при   соответствующей   обработке   заносились   в специализированные таблицы.                   На   втором   этапе   с 2012­2013г   проводилось   наблюдение   и   видео регистрация   соревновательной   деятельности   в   аспекте   тактический деятельности велосипедистов, специализирующихся на треке в спринтерских   Обработка   видеоматериала   производилась   с   помощью гонках. многофункциональной   специализированной   компьютерной   программы «DARTFISH».   Данная   программа   позволяет   детально   изучить   различные компоненты тактических действий как зафиксированных непосредственно в процессе собственных наблюдений, так и других видеороликов посвящённых различного   уровня   соревнований.   В   ходе   анализа   видеоматериала   были выявлены и занесены в соответствующие таблицы те тактические действия спортсменов, которые по своим основным признакам относятся к критериям существенно влияющих на спортивный результат велосипедистов спринтеров.  На третьем этапе (март ­ сентябрь 2014 года) в ходе педагогического эксперимента   проходила   обработка,   систематизация,   интерпретация полученных результатов исследования.    обобщение   и ГЛАВА 3. Результаты исследований и их обсуждение. 3.1.Результаты исследования29 Обработанные   результаты   исследований   представлены   в   виде следующих таблиц: Таблица №1 Оценка тактики спринтерских заездов мужчин Таблица №2 Оценка тактики спринтерских заездов женщин. Таблица № 3 Оценка тактики спринтерских заездов юниоров. Таблица №4 Оценка тактики спринтерских заездов девушек Таблица №5 Среднее   значение   тактики   спортсменов   различной   возрастно­половых групп. Таблица 1. ­ Комплексная оценка тактических действий спринтерских заездов мужчин в аспекте трёх критериев (позиция, скорость, стиль заезда) Фамили я гонщика Кол­ во заез дов Дмитрие в Савицки й 21 19 % заездов в стиле % заездов на √ коро ткий классич еский длин ный высо кая сред няя мал ая 4 10 85 89 4 ­ 19 26 71 73 9 ­ % заезд ов; позиц ия 1 2 5 2 3 6 4 7 6 3 Кол­во проигра нных заездов, % Резуль таты 200м с/х, сек. ­ 47 9.794 9.943 9.865 10.037 Средн ие резуль таты 200м с/х, сек. 9.821 9.983Шуршин Фостерм ан Келемен Эндерс Ткачев Самусен ко Полынс кий Аскурав а 19 17 19 12 12 17 11 9 15 17 15 8 8 29 ­ ­ 84 70 73 83 83 58 81 100 30 63 35 36 75 75 58 45 55 21 23 10 ­ ­ 11 18 22 ­ 11 10 8 8 11 18 ­ 15 41 47 25 25 29 36 11 3 6 4 1 6 3 2 5 8 3 5 8 4 5 2 2 21 23 31 75 33 11 16 44 6 3 5 8 3 1 7 5 1 6 4 1 5 4 7 7 9.972 9.735 9.834 9.995 10.003 10.203 10,150 10,581 9.827 10.176 9.671 9.893 9.731 9.984 9.894 10.069 9.923 10.143 10.141 10,018 10,283 10,581 10,602 10,561 Рисунок.   1.Оценка   тактики   спринтерских   заездов   мужчин   с   учётом позиции гонщика.  Средний результат 200м с/х у мужчин выходит из 10 секунд, на рисунке 1 видно, что гонщики предпочитают атаковать со второй позиции. Около 63% атак происходит именно со 2 позиции и 47%с первой.31 Рисунок.   2.   Оценка   тактики   спринтерских   заездов   мужчин   с   учётом стиля и скорости заезда гонщика. Многие спринтеры  придерживаются одним и тем же стилям и тактики, что не всегда приводит к победе над соперником. Мужчины предпочитают классический стиль ведения борьбы, но скоростной режим у всех разный. К примеру Денис Дмитриев предпочитает вести борьбу на средней скорости  в классическом стиле, но это не всегда подходит к каждому сопернику, Денис не использует шаблонность. Он действует исходя из сложившейся ситуации. В то время как Д. Аскурава   использует одну и ту же тактику, что приводит зачастую   к   проигрышам,   хотя   и   придерживается   к   тактике   Дмитриева. Мужчины предпочитают вести борьбу как с 1 так и со 2 позиции это зависит напрямую   от   соперника   и   определенной   тактики   непосредственно   этого спринтера. В процентном соотношение в классическом стиле составляет 71% 19%  в стиле короткий и 10% от всех заездов составляет  в стиле длинный.32 Таблица 2. ­ Комплексная оценка тактических действий спринтерских заездов женщин в аспекте двух критериев (скорость, стиль заезда). % заездов в стиле % заездов на √ Фами лия гонщ ика Кол -во зае здо в Войно ва Стрел ьцова Худен ко Гниде нко Вогел ь Крупи цкайт е Бреж нива Кисил ева 8 12 87 13 7 92 - - 25 50 25 - 77 15 кор отк ий 12 - - 8 9 11 18 5 13 10 - - класс ическ ий 87 88 90 75 76 70 дли нны й - выс ока я 75 сре дня я 25 11 33 9 8 44 63 ма ла я - 22 18 10 25 55 10 23 30 53 15 30 - 40 60 % заез дов; пози ция 1 2 Кол- во проиг ранны х заезд ов, % 7 5 3 3 3 6 3 5 4 6 8 0 5 0 5 6 - 22 36 10 23 50 50 46 2 5 6 6 6 3 5 5 5 3 2 0 5 0 3 5 Сред ние резул ьтат ы 200м с/х, сек. 10.92 1 11.12 9 11.20 1 11.02 6 10.88 3 10.97 6 11.20 5 11,31 1 Резу льта ты 200м с/х, сек. 10.89 8 11.00 5 10.89 1 10.92 3 11.32 0 10.92 1 11.12 3 10.73 5 10.99 1 10.87 0 11.02 4 11.04 1 11.38 9 11.28 0 11.44 733 Рисунок.   3.   Оценка   тактики   спринтерских   заездов   женщин   с   учётом позиции гонщицы.  Девушки предпочитают 2 позицию, что составляет около 68% заездов, средний результат 200м с/х приближается к отметке в 10 секунд, что означает очень высокую скорость на полотне. Рисунок.   4.   Оценка   тактики   спринтерских   заездов   женщин   с   учётом стиля и скорости заезда гонщиц.34 Женщины как и мужчины предпочитают вести борьбу в классическом стиле, но стоит заметить, что женщины стремятся атаковать с первой позиции в то время как мужнины более разнообразны в этом выборе. Стоит отметить Анастасию Войнову   ее заезды проходят на очень высокой скорости как в классическом   так   и   в   коротком   стиле.   Некоторые   гонщицы   предпочитают проводить   свои   заезды   на   малой   скорости,   что   бы   сэкономить   силы     для финальных заездов. Данная тактика не всегда приносит желаемую победу в матчевых заездах. Симона Крупицкайте придерживается этой тактики, но в то же время предпочитает первую позицию, которой характерна более силовая работа. Классический стиль приобладает у девушек 87%   как и скорость, в скоростном режиме девушки проводят 71% своих заездов. Таблица 3. ­ Комплексная оценка тактических действий спринтерских заездов юниоров в аспекте двух критериев (скорость, стиль заезда). Фами лия гонщ ика % заездов в стиле % заездов на √ % заез дов; пози ция 1 2 Кол- во проиг ранны х заезд ов, % Резу льта ты 200м с/х, сек. Кол -во зае здо в 11 9 кор отки й класс ическ ий Сред ние резул ьтат ы 200м с/х, сек. 10,27 2 10,28 6 10.61 1 10.14 5 10.34 5 10.17 3 10.44 3 10.42 3 10.65 6 10.58 8 10.75 0 11.28 0 11.42 7 10.90 10,84 10.61 9 11,35 2 дли нны й - выс ока я 36 сре дня я 45 ма ла я 18 11 38 33 27 - - 41 29 29 10 - 90 90 88 100 100 88 11 11 22 66 4 5 3 3 4 7 4 0 4 4 5 4 6 6 5 2 6 0 5 5 36 16 5 60 55 Горло в Табол ин Бобра ков Севос тьяно в Топро вер 18 17 10 9 - - - - - Исаев 10 100 - 30 20 50 7 3 6035 0 0 2 2 10.78 2 Рисунок. 5. Оценка  тактики спринтерских заездов  юниоров с учётом позиции гонщика. Средний   результат   у   юниоров   близок   к   мужчинам,   200м   с/х   они проезжают   за   10,2   секунды   в   среднем.   Бобраков   и   Севостьянов   в   95% предпочитают   2   позицию,   остальные   спортсмены   более   разнообразны   с выбором позиции, около 55% с 1 позиции и 45% со 2 позиции.36 Рисунок. 6. Оценка  тактики спринтерских заездов  юниоров с учётом трёх критериев (скорость, стиль заезда, количество заездов). Юниоры как и мужчины предпочитают классический стиль и работу со всех позиций. Но стоит отметить Бобракова и Севостьянова, эти два гонщика предпочитают 2 позицию и стараются атаковать только из нее, процент их атак   со   второй   позиции   составляет   93%.   Бобраков   так   же   предпочитает высокую   скорость   проведения   заезда,   в   скоростном   стиле   около   69%. Севостьянов проводит свои заезды более спокойно, экономя силы проезжая заезды на малой скорости 88%. Сергей Горлов Чемпион мира прошлого года выбирает   классическую   тактику,   но   при   этом   в   его   заездах   присутствует очень   высокая   скорость   и   маневренность.   В   скоростном   и   среднем   стиле Сергей проводит 45% и 55% своих заездов.37 Таблица 4. ­ Комплексная оценка тактических действий спринтерских заездов девушек в аспекте двух критериев (скорость, стиль заезда). % заездов в стиле Фамил ия гонщи ка Кол- во заез дов % заездов на √ % Кол-во проигр анных заездо в, % Сред ний 200м с/х, сек. заез дов; пози ция 1 2 коро ткий класси ческий длин ный выс окая сред няя Скотни кова Турико ва Ристол айнен Ворбиц кая 11 16 11 8 - - - - 100 93 100 100 - 6 - - 45 10 63 25 27 - 27 25 ма лая 27 - 9 50 4 5 3 7 5 4 6 3 5 4 6 2 4 5 3 7 54 18 45 37 13.1 45 11.4 17 12.4 08 11.7 8538 Рисунок.   7.   Оценка   тактики   спринтерских   заездов   женщин   с   учётом позиции гонщицы. Девушки   проводят   свои   заезды   из   любых   позиций,  как   мы   видим   из рисунка 7 процентное соотношение около 49% с 1 позиции и 51% со второй позиции. Рисунок. 8. Оценка тактики спринтерских заездов женщин с учётом трёх критериев (скорость, стиль заезда, количество заездов). Девушки как и женщины предпочитают классическую борьбу на разных скоростях, придерживаясь так же двух позиций как и мужчины. Классический стиль   заездов   преобладают   на   данном   рисунке   8,   85%   заездов   проводят девушки именно в этом стиле. Скорость так же преобладает, 75% заездов девушки проводят на высокой скорости, 15% составляет средний скоростной режим и 10% малая скорость проведения заездов.39 Таблица   5.   ­   Комплексная   оценка   средних   значений   тактических действий   спринтерских   заездов   различных   возрастно­гендерных   групп   в аспекте двух критериев (скорость, стиль заезда). % заездов в стиле % заездов на √ % Гонщ ики Кол -во зае здо в коро ткий класси ческий Муж чины Жен щин ы Юни оры Деву шки 156 12 90 75 46 4 1 - 80 84 94 97 Кол-во проигр анных заездо в, % заез дов; пози ция 1 2 4 7 5 1 4 5 4 7 5 1 4 8 5 4 5 2 30 28 32 36 Гит 200 м с/х сред няя, сек. 200 м с/х сре дня я в заез дах, сек. 10.3 9.89 11.8 11.1 10.8 10.3 13.1 12,6 4 98 63 88 дли нны й 7 11 4 2 выс ока я 16 24 30 65 сре дня я 58 55 26 17 ма ла я 24 20 42 1740 Рисунок.   9.   Комплексная   оценка   средних   значений   тактических действий   спринтерских   заездов   различных   возрастно­гендерных   групп   с учётом позиции гонщиков.    Из рисунка 1 средних значений тактики спортсменов мы видим, что мужчины предпочитают ездить с 1 позиции 70% и 30% со второй позиции, в то время как женщины со 2 позиции проводят более 75% своих заездов и 25% с 1 позиции.41 Рисунок.   10.   Оценка   тактики   спринтерских   заездов     различных возрастно­гендерных групп в аспекте  трёх критериев (скорость, стиль заезда, количество заездов). Стоит   отметить   классический   стиль   ведения   борьбы   в   заездах,   его придерживаются все возрастные группы более 65%, но у мужчин и женщин преобладают   скоростные   заезды,   хотя   в   процентном   соотношение   средняя скорость   более   актуальна.   Юниоры   и   девушки   ведут   борьбу   на   малых   и средних скоростях 50% и 30% соответственно. 3.2. Обсуждение результатов. Данные   анализа   спринтерских   заездов   позволяют   определить приверженность   гонщиков   к   определенным   тактическим   вариантам. Изменение тактики спринтера может свидетельствовать об изменении уровня по подготовленности в отдельных элементах спринта: ­ способности к рывку; ­ максимальной скорости на 200 метрах;42 ­ способности к микровключениям, позволяющие повысить скорость на финишной прямой; ­   способность   до   финиша   наращивать   скорость   и   других   техико   – тактических действий гонщика. Можно   также   сделать   сравнительный   анализ   тактики   различных возростно – половых групп велосипедистов спринтеров. На основе анализа можно   дать   объективные   характеристики   индивидуальной   тактике спринтеров. Дмитриев Д. Ярко выраженной приверженности к финишу и определенной позиции нет. Чаще проводит заезды на средней скорости, т. к. четко контролирует скорость; умеет до финиша наращивать скорость; обладает мощным рывком и имеет высокую минимальную скорость на 200м – 9.833. Савицкий В. Предпочитает   2­ю   позицию,   т.к.   обладает   хорошей   способностью   к рывку   со   средней   скорости.   Чаще   всего   проводит   заезды   в   классическом стиле.   Максимальная   скорость   на   200м   –   9.921.   Это   не   позволяет   ему выигрывать   в   заездах,   проходящих   на   высокой   скорости   и   с   коротким финишем. Шуршин Н. Предпочитает 2­ю позицию. Обладает хорошей способностью к рывку и большой   скоростной   выносливостью.   Чаще   всего   проводит   заезды   в классическом   стиле.   Максимальная   скорость   на   200м   –   9.979.   Совсем   не использует «длинный» спринт, что и является главной причиной проигрышей. Фостерман Р.43 Предпочтение   какой   –   либо   позиции   не   отдает.   Обладает   хорошей способностью   к   рывку   на   средней   и   малой   скорости.  Поэтому   использует «классический» и «короткий» спринт. Уверенно ведет себя на 1­й позиции, т.к.   хорошо   чувствует   скорость   и   обладает   способностью   до   финиша наращивать   ее.   Проигрывает   на   2­й   позиции   при   «длинном»   спринте,   что говорит   о   невысоком   уровне   скростной   выносливости.   Максимальная скорость на 200м – 9.671. Келеман П. Предпочитает   1­ю   позицию,   т.к.   обладает   хорошей   скоростной выносливостью   (гитовик).   Заезды   проводит   в   классическом   стиле,   хорошо чувствует   скорость.  Обладает   способностью   к   микровключениям.  Большая максимальная   скорость   на   200м   –   9.973.   Проигрывает   со   2­й   позиции   в «коротком» и «классическом» спринте, т.к. не может реализовать в них свои возможности. Ткачев А. Предпочитает 2­ю позицию. Заезды проводит в классическом стиле на средней   и   малой   скорости.   Обладает   хорошей   способностью   к   рывку,   но максимальная скорость на 200м невысока  – 9.925, поэтому проигрывает  в заездах с высокой скоростью. Полынский С.           Максимальная   скорость   на   200м   –   10.573.   Обладает   хорошей способностью   к   рывку.   Предпочитает   1­ю   позицию   в   классическом   стиле заезда. заезды проводит на средней скорости, хорошо чувствует скорость и умеет до финиша наращивать ее. Самусенко К. Хорошо проводит заезды как с 1­й, так и со 2­ой позиции. предпочитает заезды   в   классическом   стиле   на   средней   и   малой   скорости,   т.к.   обладает хорошей способностью к рывку и к микровключениям. У Самусенко хорошая44 способность   до   финиша   наращивать   скорость.   Имеет   среднее   по   группе значение максимальной скорости на 200м – 10.052. Эндерс Р. Универсален.   Обладает   хорошей   способностью   к   рывку.   Высокая максимальная скорость на 200м – 9.983. Заезды проводит в «классическом» стиле на средней и малой скорости. Проигрывает со 2­й позиции на высокой скорости в длинном спринте. Аскурава Д. Предпочитает   2­ю   позицию   и   «классический»   стиль.   Максимальная скорость   на   200м   –   10.381   –   средняя   по   группе.   Обладает   хорошей скоростной выносливостью (гитовик). Главной ошибкой является проведение заездов со 2­й позиции, т.к. обладает плохой способностью к рывку. Делая   сравнительный   анализ   различных   групп   можно   заметить,   что тактика мужчин, в отличии от тактики юниоров, более разнообразна. Юниоры лишь 1%  всех  заездов проводят «коротким»  стилем, что  обусловлено  еще слабыми способностями к рывку. 4% заездов проводят в «длинном» стиле, т.к.   имеют   более   низкую   скоростную   выносливость.   Средне   –   групповая максимальная скорость на 200м у мужчин выше. Сравнивая   тактику   мужчин   и   женщин   можно   сказать,   что   женщины проводят 84% заездов в «классическом» стиле на средней скорости. По моему мнению, это обусловлено освоением лишь малой части огромного арсенала тактических   приемов   в   спринте.   Особенно   ярко   это   выражено   при рассмотрении тактики девушек. (97% ­ «классический» стиль). Освоение ими тактики только одного – двух тактических приемов приводит к тому, что весь заезд сводится к ускорению в момент сигнала о начале последнего круга. Это говорит о недостаточном внимании, которое уделяют тренеры тактической подготовке.45 Обучение   тактике   спринтеров   необходимо   начинать   с   самого   начала специализированной подготовки многолетнего тренировочного процесса. Выводы 1. В ходе исследования определён перечень оценочных критериев для ранжирования тактических действий.   Оценка тактических действий в спринтерских заездов осуществлялась   использующей   в   качестве   основания   несколько на   основе   системы   независимых признаков и поэтому содержащую большое число категорий или классификационных   единиц   различного   ранга.     В   данной   оценке использовалась:  А ­ позиция гонщика в ходе заезда; Б ­ скорость спринтерского заезда, которая подразделяется на: ­высокая ­средняя ­малая В ­ позиция в решающий момент гонки. Кроме   того,   для   уточнения   характеристики   спринтерского   заезда дополнительно уточнялся стиль заезда: ­ длинный спринт ­ средний спринт (классический) ­ короткий спринт46 2.   На   основе   проведенного   видеоанализа   выступлений высококвалифицированных   велосипедистов   на   крупнейших   соревнованиях были   выявлены   тактические   действия,   объединение   которых   в   отдельные группы проведено согласно характерным признакам оценочных критериев: ­ позиция в заезде (первая, вторая); ­ стиль заезда (короткий, классический, длинный). Что   позволило   систематизировать   их   и   занести   в   соответствующие таблицы на основе характерных признаков присущих каждому тактическому приёму с учётом возрастных и гендерных особенностей гонщиков. 3.   В   ходе   научного   исследования   на   основе   разработанных дифференцированных   многоаспекных   оценочных   критериев,   специальных таблиц и  системы записи полученных данных видеоанализа позволила: ­   получить   объективные   данные   об   индивидуальных   особенностях спортсменов при выборе ими тактических действий в ходе гонки; ­ выявить взаимосвязь между уровнем тактической подготовленности спортсменов­спринтеров и их индивидуальными особенностями   при выборе тактических действий в ходе гонки; ­   сформулировать   практические   рекомендации   по   направленности тренировочного процесса; ­   проводить   сравнительный   анализ   тактики   различных   возростно   – гендерных групп.47 Список литературы 1. Анкетиль, Ж. Велосипедный спорт «перевод с французского Волкова А.» /  Шани П. , Скоб М. «ФиС». М. , 1978г. 98 c. 2. Архипов, Е. М. Велосипедный спорт / Е. М. Архипов, А.В. Седов «ФиС», М.: ­ 1967г. 143 с. 3.   Бахвалов,   В.   А.   «   Перспективы   развития   техники   и   тактики   в велосипедных гонках на треке» / ежегодник 1978г. 202 c. 4. Бахвалов, В. А. «Как хочется поверить в чудо» / Советский спорт, 3 мая 1988г. 5.   Бахвалов,   В.   А.   «Психологическая   подготовка   велогонщиков»   / Романин А. Н. «ФиС», М.: ­ 1989г. 63 с. 6. Буценин, А. «С олимпийским прицелом» / Васильев Б. А Московские новости, 2 августа 1983г. 7. Велосипедный спорт. Правила соревнования. «ФиС». М. , 1987г. 8.   Зациорский,   В.   М.   «Вопросы   теории   и   практики   педагогического контроля в современном спорте» /  Запорожанов В. А. , Тер­Ованесян М. А. 59 – 63 с.  9. Теория и практика физической культуры, 1971г. №4. 59 – 63 c. 10. Зациорский, В. М. «Материалы к обоснованию системы текущего педагогического   контроля   в   скоростно­силовых   видах   спорта»,   Теория   и практика   физической   культуры,   1971г.   №6.   /     Запорожанов   В.   А.   ,   Тер­ Ованесян М. А. 200 c. 11. Заев, И. «Без скидок» /  Тиновицкий Г., Советский спорт. , 21 июня 1960г. 12. Ипполитов, И. В. , Гонки на тандемах. / «ФиС». М. , 1957г. 85 c.48 13. Ипполитов, И. В. , Велосипедные гонки на короткие дистанции / «ФиС». М. , 1949г. 92 с. 14. Ипполитов, И. В.  «Некоторые тактические приемы велосипедистов спринтеров в матчевых заездах» / Теория и практика физкультуры, 1952г. , №5 169 c.   15.   Капитонов,   В.   И   снова   спиц   мельканье…   ,   (Велоспорт   на Олимпиадах) / Юсин А. «Советская Россия» . , М. , 1978г. 212 с. 16.   Купцова,   И.   А.   О   психопрограмме   спринтерской   велосипедной гонки. / «ФиС». , М. , 1978г. 78 c. 17. Кучмий, В./ «Поединок». , «Советский Спорт». , 27 августа 1983г. 148 с. 134 c. 18. Коста, Г.  Гонки на треке. / «ФиС».  М. , 1966г. 134 c. 19. Красников, А. Тактика в велосипедном спорте./ «ФиС». , М. , 1968г. 20. Крылатых, Ю. Г.  Подготовка юных велосипедистов./ Минаков С. М. , , «ФиС». М. , 1982г. 21.   Максимова,   В.   М.   ,   Тактическая   подготовка   велосипедиста­ спринтера   с   учетом   технологических   особенностей   в   выборе   решения./ Кандидатская диссертация. , 1976г. 22. Массальгин, Н. А. , Математико­статистические методы в спорте./ «ФиС». , М. 1974г. 151 с. 23. Минаков,  С. М. Велосипедный спорт./  Власова Н. Н. , , «ФиС». , М. 1964г. 151 c. 24. Минакова, И. А. Тренировка велосипедиста. / Минаков С. М. , , «ФиС». , М. , 1975г. 148 c. 25. Полищук, Д. А. , Велосипедный спорт. / «Высшая школа». , Киев 1986г. 298c.49 26. Пискарев, А. , «Золотой аккорд» / ( Об итогах Олимпиады в Риме 1960г.) , Советский спорт. , 31 августа 1960г. 65 c. 27.   Синиани,   «Некоторые   особенности   подготовки велосипедистов­спритеров»./ , Ежегодник « Велосипедный спорт» , 1982г. 455   Н.   Д. c. 28.  Хитров,  В.  «Одеть   бы   надо  «короля»»./   Советский   спорт   январь 1988г. 103 c. 29.   Черемисинов,   В.   Н.   «Контроль   за   скоростными   возможностями велосипедистов». / Крылатых Ю. Г. , «  Eжегодник «Велосипедный спорт» . , «ФиС». , М. , 1980г. 288 c. 30. Шелешнев, Н. М. , Велоспорт / «Советская Россия». , М. , 1957г. 196 c. 31. Юнкер, Д.  Велосипедный спорт./ Микейн Д. , Вейсбор Г. , «ФиС». , М. , 1982г. 120 c. 32. Bike World macazine,  Bicycle track racing, World Publ, Mountaine Vine (Calif) 1977 508 с. 33. Clement, D. Cyclisme de elcole a la competition./ , Amphora. , Paris, 1981. 142 c. 34. Massacrande, A./  Elements de prepazation au sport ole competition, cio oi soi. , Rome 1978. 69 c.