1
ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ И ЕЁ КРИТЕРИИ
Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно» (В.С.Соловьев)
Понятие истины
«Что каждому кажется, то и достоверно» (Протагор)
«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» ( критика позиции Протагора Аристотелем)
Противоположности истины
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину. Первую классификацию заблуждений дал Ф. Бэкон под именем «идолов» («идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади (рынка)», «идолы театра») Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
Что является критерием (мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) –
1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо;
2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
Критерии истины в разных теориях
Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
У рационалистов — критерием истины выступал разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
Эмпирики
Источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
Ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
Мышление рассматривается как производное от ощущений;
КРИТИКА:
на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
Рационалисты
Критерием истины выступает разум;
За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
КРИТИКА:
Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
15
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре). Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты. При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Практика как критерий истины
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Её формы:
Функции практики:
1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);
2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);
3) практика является движущей силой развития общества;
4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);
5) практика – критерий истинности познания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.