Истоки возникновения Федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Материалы и
оборудование. Основные технологические приёмы.
Этот промысел сложился в конце XVIII в. Искусство возникло из-за популярности в Европе табакерок,
изготовленных из прессованного картона (то есть из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом,
черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Производство организовал купец Коробов.
Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, изделия того времени так и называют —
«лукутинские». Некоторые из мастеров, работавших на фабрике, имели художественное образование, многие из
них были выходцами из иконописных мастерских. Федоскинская миниатюра — это реалистическая живопись.
Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты
людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух». В отличии от
других школ лаковой живописи, здесь используются масляные краски, а не темпера. Перед началом работы
наносится грунт. Работа выполняется масляными красками в три-четыре слоя.
Особая техника
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью
наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, а также
зачастую делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти
подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи,
изделия украшаются «сканью»(орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по
сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа
металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с
помощью линейки)
Искусство Северного Возрождения. Нидерланды. Братья ван Эйки, Питер Брейгель.
(Особенности творчества, произведения).
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Этим термином принято обозначать культуру XV-XVI веков в европейских
странах, лежащих севернее Италии: Нидерландах, Германии, Франции, Англии. Искусство этих стран
развивалось как прямое продолжение готики, как ее эволюция в направлении светского искусства. Общность же
с итальянским Возрождением проявляется в тенденциях социокультурного процесса: рост и становление
буржуазного гуманизма, расшатывание феодального мировоззрения, растущее самосознание личности.
В XV веке Нидерланды стали самым ярким после Италии очагом европейского искусства, которое здесь
приобрело более демократический характер. В этот период ученые-гуманисты обращаются к античности,
переводятся произведения греческих и римских авторов, возникает ученая поэзия на латинском языке и
латинская школьная драма.
Для нидерландского искусства XV-XVI веков характерно новое, реалистическое видение мира,
утверждение художественной ценности действительности, выражение органической связи человека и
окружающей среды. Это проявилось в живописи и графике, в бытовом жанре, в портрете, интерьере, пейзаже.
Архитектура и скульптура вплоть до XVI века развивались в рамках готического стиля. Перелом произошел в
живописи в связи с возникновением станковой картины.
Губерт и Ян ван Эйки - основоположники реализма в Нидерландах. О Губерте мало сведений, Ян ван
Эйк (около 1390-1441) - смелый новатор, художник философского понимания жизни, обратившийся к изучению
натуры. Новое, жизнерадостное восприятие жизни проявилось в Гентском алтаре, исполненном для капеллы
Вейда (1426-1432, Гент, церковь св. Бавона). В работах "Мадонна канцлера Ролена" (около 1434 г.), "Мадонна
каноника ван дер Пале" (1436 г.) идет формирование портретного жанра, особенности которого воплощаются в
портретах кардинала Альбергати (около 1431 г.), четы Арнольфини (1434 г.) и других.
Новая концепция мира и человека нашла отражение в творчестве Рогира ван дер Вейдена (около 1400-
1464), Гуго ван дер Гуса (1440-1482). Стремление к социальной сатире, облеченной в аллегорическую,
религиозную или мрачную фантастическую форму, воплотилось в творчестве Иеронимуса Босха (около 1450-
1516), который бичевал пороки безвольного, погрязшего в грехах человечества ("Корабль глупцов" и другие).
Питер Брейгель Старший или Мужицкий писал картины о том, как люди работают, причем всегда его симпатии
именно на стороне трудящихся даже если это вразрез с общепринятыми взглядами. Скажем, в Библии
Вавилонская башня — символ людской гордыни: надо же, люди решили добраться до Бога. А Брейгель с
особой тщательностью рисует те приспособления, которые люди придумали, чтоб построить такую громаду.
Художник создал цикл «Времена года» о годовом цикле трудов людей. Никто не знает, сколько картин написал
художник. Сегодня их известно 6. Художник подробно показывает, чем занимаются люди осенью или в разгар
уборки урожая. На картине «Слепые» изображена вереница несчастных калек, каких много во времена войн и
эпидемий скиталось по дорогам Европы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.