Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и оборудование
Оценка 4.7

Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и оборудование

Оценка 4.7
docx
МХК
10.07.2022
Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и оборудование
Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и оборудование
Новый документ (3).docx

1.Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и

оборудование.

Гжель

Фарфорт — вид керамики, состоящий из смеси глины, кварца и каолина. Мастер выливает предметы из смеси

и обжигает. После обжига выполняется роспись краской — кобальт, который после обработки приобретает

синий цвет. Краску разбавляются водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются

растительные мотивы. Далее покрытие глазурью и контрольный обжиг. Гжель— это обширный район, сост.

Из 27 деревень (гжельский куст) в Московской области 17в.

Хохлома

Деревянные изделия расписываются вручную. Основные цвета— красный, чёрный, золото. Дерево

покрывается серебряным оловом, которое, после обжига в печи и покрытия льняным маслом, приобретает

дорогой золотой оттенок. Темный фон усиливает контрастность. Элементы— ягоды рябины, калины,

земляники, птицы и звери. Появилось в 17в в селе Хохлома.

Жостовская

Худ. Техника рисования на метал подносах. Стиль росписи— цветочный. За основу берётся 4 вида

композиций, собраный букет, букет в раскидку, венок, гирлянда. Ремесло зародилось в начале 19в в дереве

Жостово Моск обл. Изначально украшали фигуры из папье маше, но с развитием металлургии перешли на

роспись железных подносов. Поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют, полируют. Для росписи используют

масляные краски на скипидаре и мягкие беличьи кисти. Многослойное изображение создаётся в несколько

этапов—подмалёвка, тенежка, бликовка, посадка семенцов.

Городец

Худ роспись и резьба по дереву середины 19в в Нижегородской губернии. Изначально изготавливали прялки.

Изделия вырезались из одного вида дерева с углублениями, а с другого вида выпиливали фигуры, которые

вставлялись в прялки. Позже резные картины стали подкрашивать разными цветами. Со временем отказались

от резьбы, так было быстрее. Украшали сундуки, мебель, сани, игрушки. Сюжет— животные, цветы, бытовые

и праздничные сцены.

Мезенская или палащельская

Вторая половина 19в Деревня Палащелье на правом берегу реки Мезень. Используют красный(глина) и

черный(сажа). Изображают коней, оленей, птиц, различный геометрический орнамент, штрихи, завитки.

Ракульская

Название от реки Ракулка, притока Северной Двины. Преобладание красного и зелёного, золото. Изображение

птиц, веток с крупными листьями, завитки и черный контур.

2. Первобытное искусство. Особенности живописи, мегалитические сооружения. Скульптура.

Первобытное искусство

График. Живопись (изображения в цвете выполненные минеральными красками). Скульптура (фигуры,

высеченные из камня или выполнены из глины). Декор искусство (резьба по камню или кости).

Рельеф и барельеф

Пещерные рисунки это сцены охоты, изображение людей и животных, либо людей ряженых в шкуры, или

полулюди—полузвери. В глубокой древности для искусства Использовали камень, дерево, кость, позже

огнеупорную глину и стал её использовать для посуды и скульптуры.Первобытное живопись представляла

собой двухмерное изображение, а скульптура трёхмерная или объемная, но не могли передать объем на

плоскости. Движение передается через положение ног, положение тела, поворот головы. Краски наносились

руками или кистями из трубчатых костей и животной шерсти. Из трубчатых кистей выдували цветной

порошок на стену.

Мегалиты – до исторические сооружения из больших каменных блоков, соединённые без цемента или

извести, или большие обтесанные камни, не являются сооружениями. Сооружение представляет собой

большие округлые плане структуры, опирающийся на мегалитические колонны (3 м и более (из монолитного

тёсаного камня.

Храмы: Гёбекли-Тепе И Невели—чори (бронзовый век)

 

Виды мегалитов: Менгир – одиночные вертикальный камень до 20 м в высоту. Кромлех – группа Менгера,

образующие круг или полукруг. Дольмене – Stonehenge, ЭЙвберг. ТАула— Сооружение форме Т

Трилит— Сооружение из каменной глыбы, стоящие на двух вертикальных камнях. Лодкообразная могила

Оленный камень— Каменные плиты изображением оленем.

Распространения самое большое в западной Европе. Барельефы высекали в скалах. Известный небольшие

статуэтки из мягкого камня, касте, бивни. Главный герой – бизон, мамонт и носорог.

Понятие «русские художественные лаки» и возникновение Промыслов лаковый живописи.

Лаковая миниатюрная живопись. Общие сведения о материалах и технологиях.

Этот промысел появился в России со времён Петра первого. Первое использование техники в покоях в

Коломенском дворце. Начало массовому производству положил купец Коробков. Основавший в селе Данилково

(федоскина (комбинат по изготовлению козырьков для головных уборов военных. После Коробкина расширять

производство стал его зять лукутин. Сюжеты: чаепития, сказки. Миниатюра использовали для столовых

приборов, табакерки, солонке.

Федоскинская школа Основана в 19-м веке в подмосковном селе федоскина, самая старая школа в России. Свои

изделия мастера создают на основе папье-маше. Мастера дают на свою работу гарантию около 100 лет. Слой за

слоем картон наматывается на основу, а затем рисуется и сушиться. После чего заготовку вымачивают в масле и

снова сушит. Теперь можно приступать к росписи которая тоже будет послойной. Работает маслинами

красками. Каждый слой с росписью, а их может быть более 20, проходит лакировку и шлифовку. Чтобы

изготовить одну такую шкатулку уходит в среднем четыре – шесть месяцев. Чаще всего изображают русскую

природу, народные сказки или деревенский быт.

Палех

Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская

область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех. Роспись берет своё

начало от иконописи. Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в

послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали

заниматься росписью по дереву. Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х - начала 1980-х

годов:

выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской

технике;

выпускались марки с палехской росписью;

сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с

такими же изображениями на этикетках;

большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были

изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

 

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является

прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет.

Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их

вариации.

ДРУГИМИ ВАЖНЫМИ ОТЛИЧИЯМИ СЧИТАЮТСЯ:

многотональная прокраска теней;

несколько вытянутое изображение персонажей;

точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным

изображением;

большое количество прорисованных нюансов и деталей

Перед началом работы подготавливают деревянную поверхность. Заготовка выполняется путём наслоение

листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Дальная всю заготовку грунтуют в несколько

слоев, шпаклюют, Затирают пемзы для достижения структурной поверхности. Наносится чёрный лак на

внешнюю поверхность заготовки, она внутренню чаще всего красный лак. Будущий рисунок подкрашиваются

белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом. Далее подготавливают яичную эмульсия, при помощи

которой разбавляют сухой пигмент краски. Яичный желток отделить от белка а затем Сбивают с добавлением

уксуса. Наносят чёрную лаковую основу при помощи беличьих кистей. Завершение рисунок закрепляется

несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Мстера

Мстерская миниатюра, вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-

маше, сложившийся к началу 1930-х гг. в поселке Мстера на основе местного иконописного промысла.

Основой для развития лаковой миниатюры послужили местные иконописные традиции, существовавшие здесь

конца XVIII века.

После Октябрьской революции в поисках нового применения своего мастерства мстерские иконописцы,

объединившись в 1923 г. в "Артель древнерусской живописи", обратились к росписи домашней утвари, мебели

и игрушек.

Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у

миниатюристов подмосковного села Федоскино, где лаковой миниатюрой занимались еще с XVIII века.

Композиция миниатюр условна (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение

разновременных событий).

Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом.

Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль

"русских палат".

Это отличает мстерскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на черном фоне.

Холуй – один из центров развития русской лаковой миниатюры наряду с Палехом, Мстерой и Федоскиным. Для

каждого из этих мест характерен свой стиль. Холуйская лаковая миниатюра считается самым молодым из

русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года.

Коренное отличие холуйской миниатюры от других аналогичных производств было заложено с самого начала:

по совету А.В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых

для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком.  Главным отличием холуйской

живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не

только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но и более декоративны, чем те, что

из Федоскино.

Ещё одно существенное отличие искусства Холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то

Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и

хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближенный к зрителю

пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в

этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее.


 

Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры

Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры

Жостово Моск обл. Изначально украшали фигуры из папье маше, но с развитием металлургии перешли на роспись железных подносов

Жостово Моск обл. Изначально украшали фигуры из папье маше, но с развитием металлургии перешли на роспись железных подносов

Первобытное искусство. Особенности живописи, мегалитические сооружения

Первобытное искусство. Особенности живописи, мегалитические сооружения

Храмы: Гёбекли-Тепе И Невели—чори (бронзовый век)

Храмы: Гёбекли-Тепе И Невели—чори (бронзовый век)

После Коробкина расширять производство стал его зять лукутин

После Коробкина расширять производство стал его зять лукутин

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации

Наносят чёрную лаковую основу при помощи беличьих кистей

Наносят чёрную лаковую основу при помощи беличьих кистей

Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат"

Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат"

Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне

Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2022