Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и оборудование. Классификация изделий. Технологические способы работы.
Оценка 4.8

Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и оборудование. Классификация изделий. Технологические способы работы.

Оценка 4.8
docx
МХК
10.07.2022
Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и оборудование. Классификация изделий. Технологические способы работы.
Новый документ (28).docx

Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и

оборудование. Классификация изделий. Технологические способы работы.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Пика своей популярности

промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке

Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. В Архангельском крае находится центр. Традиционно

предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. Мезень писалась

сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на

негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, а также

кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее

время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, но чаще стали применяться кисти.

Петриковская роспись. Центр - Село Петриковка Днепропетровская область. Бытовые вещи с петриковской

росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от

старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилье и

оружие. Люди, строя светлые хаты-мазанки, расписывали их роскошными цветочными рисунками, создавая

целый художественный ансамбль, ведь украшался не только интерьер дома (стены, печь), но и внешний фасад, а

еще посуда, свадебные сундуки, мебель и прочая домашняя утварь. Кисточки народные умельцы

изготавливают самостоятельно — из кошачьей шерсти, выстриженной из груди. Благодаря такому

инструменту краска ложится ровно, и орнаменты выходят аккуратными и легкими. Нередко рисунок

выполняется пальцами. Краски для петриковских произведений никогда не смешивают.

Гжель. Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель.

Этот район из 30 сѐл и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне

Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость

— деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где было много мастерских. В произведениях

майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX века ярко представлено искусство народных мастеров России.

Гжелью расписываются кувшины, кумганы, блюда, чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и

подсвечники и т.д. Детали будущих сувениров заливаются в формы, а затем аккуратно склеиваются мастерами.

После шлифовки поверхности, изделия отправляются на первый обжиг. Роспись всегда выполняется вручную

опытными мастерами. Рисунок наносится окисью кобальта. На финальной стадии изделия окунаются в горячий

парафин, затем в глазурь и поддаются 18-ти часовому обжигу.

 

Городецкая. Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины

19 века в окрестностях Городца, основанного ещѐ в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в

Нижегородской области. Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли

масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не

формируя предварительно четких контуров. Различают три базовых вида композиций городецкой росписи. Это

«чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись. Роспись

выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. В

узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или

овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых

элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка.

Хохлома — старинный русский народный промысел. Своѐ название хохломской промысел получил от

крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили

деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Хохлома

появилась в 17 веке. Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый

цвет без применения золота. Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и

многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры. Подготовленные изделия из

древесины сушат и грунтуют при помощи жидкой глины. Затем деревянная поверхность тщательно

обрабатывается олифой. Следующий этап – лужение. Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие

кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают

лаком.   Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается

роскошная «золотая» пленка.

Жостовкая. История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и

деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове,

Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из

папье-маше. В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые

металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно

вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Основной мотив

жостовской росписи — цветочный букет (на металлическом предмете – подносе). Поэтапный процесс

выполнения жостовской росписи: На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным

шпаклевочным материалом, шлифуют. Выбирается фон изделия. При помощи разбавленной краски мастер

формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке – это этап замалевка. Далее

прокладываются тени, полутона. После художник уточняет детали рисунка и прорабатывает их. Следующий

этап – наложение бликов и прорисовка мелких деталей (семена, стебли, тычинки).


 

Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры

Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры

Люди, строя светлые хаты-мазанки, расписывали их роскошными цветочными рисунками, создавая целый художественный ансамбль, ведь украшался не только интерьер дома (стены, печь), но и внешний фасад,…

Люди, строя светлые хаты-мазанки, расписывали их роскошными цветочными рисунками, создавая целый художественный ансамбль, ведь украшался не только интерьер дома (стены, печь), но и внешний фасад,…

Детали будущих сувениров заливаются в формы, а затем аккуратно склеиваются мастерами

Детали будущих сувениров заливаются в формы, а затем аккуратно склеиваются мастерами

Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы

Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы

Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов

Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов

этап – наложение бликов и прорисовка мелких деталей (семена, стебли, тычинки).

этап – наложение бликов и прорисовка мелких деталей (семена, стебли, тычинки).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2022