Истоки возникновения и развития художественной росписи, их центры. Материалы и
оборудование. Классификация изделий. Технологические способы работы.
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Пика своей популярности
промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке
Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. В Архангельском крае находится центр. Традиционно
предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. Мезень писалась
сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на
негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, а также
кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее
время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, но чаще стали применяться кисти.
Петриковская роспись. Центр - Село Петриковка Днепропетровская область. Бытовые вещи с петриковской
росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от
старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилье и
оружие. Люди, строя светлые хаты-мазанки, расписывали их роскошными цветочными рисунками, создавая
целый художественный ансамбль, ведь украшался не только интерьер дома (стены, печь), но и внешний фасад, а
еще посуда, свадебные сундуки, мебель и прочая домашняя утварь. Кисточки народные умельцы
изготавливают самостоятельно — из кошачьей шерсти, выстриженной из груди. Благодаря такому
инструменту краска ложится ровно, и орнаменты выходят аккуратными и легкими. Нередко рисунок
выполняется пальцами. Краски для петриковских произведений никогда не смешивают.
Гжель. Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель.
Этот район из 30 сѐл и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне
Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость
— деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где было много мастерских. В произведениях
майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX века ярко представлено искусство народных мастеров России.
Гжелью расписываются кувшины, кумганы, блюда, чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и
подсвечники и т.д. Детали будущих сувениров заливаются в формы, а затем аккуратно склеиваются мастерами.
После шлифовки поверхности, изделия отправляются на первый обжиг. Роспись всегда выполняется вручную
опытными мастерами. Рисунок наносится окисью кобальта. На финальной стадии изделия окунаются в горячий
парафин, затем в глазурь и поддаются 18-ти часовому обжигу.
Городецкая. Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины
19 века в окрестностях Городца, основанного ещѐ в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в
Нижегородской области. Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли
масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не
формируя предварительно четких контуров. Различают три базовых вида композиций городецкой росписи. Это
«чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись. Роспись
выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. В
узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или
овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых
элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.
Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка.
Хохлома — старинный русский народный промысел. Своѐ название хохломской промысел получил от
крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили
деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Хохлома
появилась в 17 веке. Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый
цвет без применения золота. Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и
многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры. Подготовленные изделия из
древесины сушат и грунтуют при помощи жидкой глины. Затем деревянная поверхность тщательно
обрабатывается олифой. Следующий этап – лужение. Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие
кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают
лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается
роскошная «золотая» пленка.
Жостовкая. История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и
деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове,
Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из
папье-маше. В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые
металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно
вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Основной мотив
жостовской росписи — цветочный букет (на металлическом предмете – подносе). Поэтапный процесс
выполнения жостовской росписи: На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным
шпаклевочным материалом, шлифуют. Выбирается фон изделия. При помощи разбавленной краски мастер
формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке – это этап замалевка. Далее
прокладываются тени, полутона. После художник уточняет детали рисунка и прорабатывает их. Следующий
этап – наложение бликов и прорисовка мелких деталей (семена, стебли, тычинки).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.