Историческая справка

  • docx
  • 08.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.docx

Совсем недавно, по историческим меркам, вырос на берегу древнего Волхова город с одноименным названием, хотя первые люди поселились здесь около 8 тысяч лет назад. На территории города Волхов найдены следы нескольких стоянок людей каменного века и раннего металла.
В эпоху раннего «железного века» (вторая половина I тыс. до н.э. - первая половина II тыс. н.э.) на Волхове, особенно в нижнем течении реки (от южной границы Гостинопольских порогов до устья) уже располагалась целая цепочка поселений. Большинство из них находилось на высоких, обрывистых берегах. Крупные поселения того времени известны на Михайловском погосте (Октябрьская набережная) и на территории бывших сел: Петропавловское (микрорайон «Халтурино») и Новые Дубовики. 
В эпоху раннего средневековья через волховские земли прошли знаменитые торговые пути «Из варяг в греки» и «Из варяг в арабы», которые связали народы Балтики и Византию, Арабский Халифат. Поселения на Волхове стали интенсивно развиваться. Здесь закладывались основы древнерусской государственности, здесь начинается и предыстория города Волхов.

Волховские пороги были первым серьезным препятствием для отрядов воинов и караванов купцов на пути вглубь континента. Приблизительно две трети общего падения Волхова от Ильменя до Ладоги приходится на девятикилометровый участок Гостинопольских порогов, где река стремительно мчалась вниз при высоте отвесных берегов в 30 метров.
По мнению доктора исторических наук Е.Н. Носова, именно наличие в низовьях Волхова порогов - едва ли не главная причина возникновения Старой Ладоги в том месте, где мы ее знаем: при впадении Ладожки в Волхов, рядом с тихой, удобной бухтой для стоянки и ремонта судов. Непосредственно перед порогами тихих заводей не было. Поселения вокруг порогов стали своеобразным замком для непрошенных гостей и, в то же время, сыграли огромную роль в организации навигации на волховском участке великих водных путей. Возникшие в раннее средневековье, в эпоху расцвета торговли между странами Балтики и Востоком, процветавшие в период торговли Великого Новгорода с Ганзой, они сохранили свое значение в обеспечении волховской навигации и в позднем средневековье, и в Новое время, и во многом были сопоставимы с Ладогой. Поселения были крупными и достаточно богатыми. Главные доходы местные жители получали от занятий лоцманством, судовым промыслом (перевозкой грузов на лодках-соминках), рыболовством, торговлей. Еще одним источником заработка была ломка известняковой плиты, из которой сложены волховские берега. Плита эта служила хорошим строительным материалом для ступеней лестниц, тротуаров, облицовки цоколей зданий в Петербурге. 
Район волховских порогов был одним из самых населенных в Новоладожском уезде. Здесь было большое число лавок, постоялых дворов, трактиров, проходили шумные богатые ярмарки. Дети местных крестьян обучались грамоте в церковно-приходских школах. В селах Ильинское и Симанково действовали и земские школы, в селе Михаила Архангела работало начальное училище для мальчиков и девочек.
С давних времен на берегах над волховскими порогами стояли два храма: в честь Михаила Архангела (село Михайловское) и Апостолов Петра и Павла (село Петра и Павла). С южной стороны перед порогами (село Гостинополье) находился Никольский мужской монастырь, с северной - церковь Илии Пророка (село Ильинское). Почти в каждом приходском селении была часовня. Ни один капитан или лоцман не начинал сплав через пороги, не попросив помощи у бога, - настолько опасным и трудным было это дело. Для улучшения судоходства на Волхове неоднократно предпринимались попытки соорудить струеотводные плотины и обходные каналы, углубить фарватер реки, но все они заканчивались безрезультатно.
Старинный лоцманский промысел продолжался до ХХ века - вплоть до строительства волховской гидроэлектростанции.

В начале XX века невдалеке от волховских лоцманских деревень пролегла железнодорожная ветка, соединившая Петербург с Вологдой. Здесь же была построена небольшая железнодорожная станция, получившая название от близлежащей деревни - «Званка». Через быструю, могучую реку перекинули красавец-мост (автор проекта Л.Д. Проскуряков).
Первоначально станция имела всего три пути, проходившие мимо приземистого деревянного здания вокзала. Веерное депо, построенное вблизи станции, было оборудовано несколькими станками. Штат его сотрудников составлял 40 человек. Рядом со станцией вырос поселок. Вплотную к домам - а их было не более двух десятков - прилегал лес. 
Хотя, железная дорога и прошла по средней и южной части Новоладожского узла, ее строительство имело большое значение для всей местной экономики. Крестьяне из окрестных деревень получили возможность быстрее и без лишних затруднений доставлять продукты своего хозяйства на рынок в Петербург. 
Толчок дальнейшему железнодорожному строительству дала Первая Мировая война. В то время правительству России необходимо было установить надежную связь с союзниками через Северный Ледовитый океан. По этой причине в 1914 году и началось строительство Мурманской железной дороги. Она должна была стать важной транспортной коммуникацией, а также способствовать освоению природных богатств русского севера.
В 1915 году начал эксплуатироваться участок «Званка – Петрозаводск», протяженностью 280 километров. В 1917 году было закончено строительство всей Мурманской дороги, общей протяженностью 1328 километров. С этого времени станция «Званка» приобрела значение крупного железнодорожного узла, обеспечивавшего связь центра России с Беломорьем.

Большую роль сыграл званковский железнодорожный узел во время строительства волховской ГЭС - первой гидроэлектростанции, построенной по плану ГОЭЛРО в нашей стране.
Автор проекта и главный инженер строительства Генрих Осипович Графтио выбрал наиболее узкое, порожистое и скалистое место на реке для возведения плотины и силовой станции, электроэнергия с которой в первую очередь предназначалась Петрограду. Решение о строительстве ГЭС было принято Советским правительством в 1918 году.
Сложными и трудными были условия строительства в первый период. Шла гражданская война. Не было денег, материалов, особенно трудно было с продовольствием. Остро ощущался недостаток в квалифицированной рабочей силе и специалистах. Намеченная на 1919 год, программа была выполнена лишь на 50%. В 1920 году строительство пошло быстрее. Построили железнодорожную ветку, соединившую строительство с основной магистралью. Пустили в ход временную электростанцию, давшую свет рабочему поселку и крестьянским домам двух деревень, прилегавших к району строительства. Первый 300-тонный кессон был опущен в воду портальным краном с двух барж в июне 1922 года. За первым последовали и другие. 
С каждым годом Волховстрой становился одной из популярнейших социалистических строек в стране. Осенью 1926 года начался пусковой период первых агрегатов гидроэлектростанции. 2 октября состоялась проба генератора малой мощности. Испытание прошло успешно. 12 ноября он был пущен на полную мощность, а к вечеру 15 ноября вступила в строй и основная часть ГЭС. Присутствовавшие здесь представители английской и шведской фирм, признали, что ее можно поставить в один ряд с лучшими гидростанциями Запада.
5 декабря 1926 года волховская ГЭС дала электроэнергию Ленинграду по линиям электропередачи мощностью 110 кв.
19 декабря 1926 года состоялся официальный пуск. В августе 1927 года станция заработала на полную установленную мощность - 58 тысяч кВт. Волховскую ГЭС строила вся страна. Волховстрой стал кузницей отечественных кадров гидростроения.

Дешевая электроэнергия, хорошо развитое транспортное сообщение, близость промышленных центров и сырьевых ресурсов стали определяющими факторами при принятии решения о строительстве на Волхове еще одного крупного предприятия, тоже первого в нашей стране - алюминиевого завода.
Его построили всего за два года. Нелегко далась эта трудовая победа. Несмотря на то, что строительство было включено в число 29-и первоочередных строек «первой пятилетки», рождение первенца алюминиевой промышленности проходило в очень трудных условиях. Рабочие жили в переполненных бараках, лишенных элементарных бытовых удобств, а скудное питание, низкая механизация работ, нехватка спецодежды и обуви приводили к большой текучести кадров. Только к середине стройки сложился костяк рабочих, чей трудовой энтузиазм позволил возвести завод в столь короткие сроки. 
14 мая 1932 года на алюминиевом комбинате впервые в России был получен промышленный алюминий, а спустя 4 месяца - и первый промышленный глинозем. Пуском Волховского алюминиевого завода было, как отмечали тогда газеты, «заложено прочное основание для полного освобождения Советского Союза от импорта алюминия». Страна получила свой «крылатый» металл.
На заводе в предвоенные годы выросла целая плеяда талантливых инженеров-металлургов, ставших впоследствии крупными специалистами в этой отрасли. В их числе были: А.И. Самохвалов - первый министр цветной металлургии СССР, И.И. Перцев и А.А. Гайлит, стоявшие во главе «Союзалюминия», а также будущие директора алюминиевых заводов В.П. Богданчиков (УАЗ), М.К. Рюмин (БАЗ), Л.Г. Калинин (ТГЗ), О.Н. Захаржевский (ВАЗ) и Г.В. Ямов (КирАЗ). 
Строительство ГЭС и алюминиевого завода способствовало рождению нового города. Постановлением ВЦИК от 27 декабря 1933 года рабочий поселок Званка, поселки строителей, близлежащие деревни были объединены в город, получивший название Волховстрой. 16 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Волховстрой переименован в Волхов. Под таким названием он и вошел в героическую историю Великой Отечественной войны.

Волховчане в полной мере познали всю тяжесть военного лихолетья. Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну городскую семью. В каждой кто-то сражался на фронте, в партизанском отряде или трудился в тылу, производя все, что было необходимо армии. 
В июле 1941 года значительная часть населения была мобилизована на оборонные работы. На южном и западном рубежах Волхова жители города и соседних деревень - в основном, женщины и подростки - возводили доты и дзоты, рыли траншеи и противотанковые рвы, устраивали завалы и проволочные заграждения. Волхов был опоясан сетью оборонительных сооружений, баррикад, противотанковых ежей, проволочных заграждений. Все улицы и проходы между зданиями были забаррикадированы. Все дороги, опушки леса и проходы были перекрыты завалами и мощными минными заграждениями.
По призыву ленинградцев повсеместно стало создаваться народное ополчение. В Волхове пример показали рабочие алюминиевого завода. В отряд записалось около 600 человек. 15 июля 1941 года волховчане отправили на Ленинградский фронт первых добровольцев из народного ополчения. В основном это были заводчане. 
Отряды народного ополчения, партизанские отряды были сформированы и на железнодорожном узле. 11000 волховчан - это каждый третий житель города - ушли на фронт. В горком партии было подано еще 6000 заявлений от волховчан с просьбой о зачислении их в народное ополчение. В городе и районе были созданы 3 истребительных батальона, 12 партизанских отрядов, 97 комсомольцев стали разведчиками. Местные жители внесли в фонд Красной Армии 1730000 рублей.
Стратегическое значение Волхова высоко оценивали как советское, так и немецкое командования. Недаром Волхов называли «младшим братом Ленинграда». Противник рвался к Волхову, зная, что здесь скрещиваются четыре очень важные для обороны страны железнодорожные магистрали и водная артерия Мариинской системы. Через город шла единственная железнодорожная магистраль, по которой с «Большой зесли» шли грузы для Ленинграда. Продовольствие доставляли и по реке Волхов. Недалеко от города был организован огромный продовольственный склад, где загружались корабли, следовавшие в Ладожское озеро, а затем по Неве в Ленинград. Ни на минуту не останавливала свою работу электростанция, снабжая электричеством воинские части, госпитали. В цехах алюминиевого завода ремонтировали боевую технику и оружие. 
Гитлеровцы планировали молниеносным броском прорвать советский фронт в районе Волхова, соединиться с финскими войсками, стоявшими на Свири, и создать второе кольцо блокады вокруг города на Неве, уже полностью изолировав его от Большой земли. 30 октября 1941 года немецко-фашистские захватчики вступили на территорию Волховского района. 
Героически сражались на подступах к городу воины I-го и 666-го стрелковых полков, 6-й отдельной бригады морской пехоты, 16-й танковой бригады, 883-го артиллерийского полка, 310-й и 311-й стрелковых дивизий. Но их силы и численность значительно уступали вражеским - разрозненные воинские части несли значительные потери.
11 ноября Ставка Верховного главнокомандующего для консолидации сил под Волховом приказала группу войск 4-й армии переподчинить И.И. Федюнинскому и включить в состав 54-й армии. Иван Иванович принял на себя весь груз ответственности за судьбу Волхова.
Ноябрьские дни 1941 года были самыми тяжелыми для города. Командование перебрасывало к Волхову все возможные силы: на пополнение 6-й отдельной бригады морской пехоты направили кронштадтских моряков - 1000 человек, по приказу командующего Ладожской военной флотилией В.С. Черокова с кораблей были сняты пулеметы вместе с расчетами и также направлены на защиту Волхова.
13 ноября немцы пошли в яростное наступление на позиции I-го отдельного полка. И тогда, чтобы его остановить, впервые в боях под Волховом в районе Гостинополья было применено новое реактивное оружие под названием «Катюша»…
И все же противнику удавалось постепенно продвигаться к городу. 16 ноября, захватив деревню Вячково, немцы начали продвижение к Волхову, пытаясь перерезать железную дорогу «Волховстрой - Лодейное Поле». Установив на Морозовских высотах артиллерийские орудия, фашисты повели методичный обстрел города. Враг подошел к Валимскому ручью, поселку Халтурино, деревне Куколь. Положение стало критическим. До города оставалось полтора-два километра…
Но пройти их фашисты так и не смогли. У Волхова разгорелся ожесточенный бой. Он продолжался более 10 суток. Каждый день обороны - летопись героизма и стойкости волховчан и бойцов Волховского фронта. Здесь, совсем рядом с первенцами советской гидроэнергетики и алюминиевой промышленности, в результате тяжелейших кровопролитных боев воинам 54-й армии удалось врага остановить, а затем, перехватив инициативу, отбросить с территории Волховского района. Это была одна из первых побед нашей армии во время Великой Отечественной войны.
3 декабря 1941 года 54-я армия под командованием генерал-майора И.И. Федюнинского перешла в контрнаступление в направлении «Войбокало - Кириши» и вдоль правого берега реки Волхов на юг. 17 декабря 1941 года был образован Волховский фронт, в который вошли все соединения, воевавшие в районе города Волхов.
К 25 декабря года войска 54-й, 4-й, 52-й армий продвинулись на 100-120 км и отбросили врага на рубежи, с которых он начал в середине октября свое наступление. Волховский район был полностью освобожден от гитлеровцев. 27 декабря 1941 года «Совинформбюро» сообщило: «Части 54-й армии генерал-майора Федюнинского за период с 18 по 25 декабря разгромили волховскую группировку противника. В результате захвачены следующие трофеи: 47 станковых пулеметов, 87 орудий, 166 ручных пулеметов, 57 автоматов, 600 винтовок, 26 танков, 142 минометов, 200 грузовых автомашин, свыше 300000 патронов, 18000 снарядов, 13000 мин, 10000 гранат, 400 велосипедов и много другого военного имущества. Уничтожено до 6000 немецких солдат и офицеров. Освобождено от противника 32 населенных пункта».

Каждый житель города Волхов сделал все от него зависящее для приближения дня окончательной и полной Победы над врагом. Было развёрнуто несколько госпиталей. В старой больнице - госпиталь №740, в новой - №734. В доме военизированной охраны - №818, в посёлке «Севзапстрой» - №979, в школе 38 - №816, в железнодорожной больнице - №739, в железнодорожном техникуме - №815, в общежитии техникума - №815, в ДКЖ - №2229. Каждый день с передовой санитарными поездами доставляли сотни раненых бойцов. Волховские эвакогоспитали принимали вывезенных по Дороге Жизни ленинградцев.
Промышленные предприятия выполняли заказы Красной Армии. В мастерских паровозного депо и вагоноремонтного пункта изготовили 100000 ершей и 112000 строительных скоб для возведения и укрепления рубежей, переправ; оборудованы 7 вагонов под зенитно-пулеметные установки, построена площадка для бронепоезда. Помимо работы на производстве, железнодорожники несли охрану узла, а командиры и бойцы МПВО охраняли город. 
В цехах эвакуированного на Урал Волховского алюминиевого завода действовал филиал завода №349 им. ОГПУ. Его работники изготавливали спусковые механизмы для пулеметов. Кроме основной работы, филиал выполнял специальные заказы для воинских частей Волховского фронта - здесь были изготовлены: 2000 печей-времянок, 20000 бойков взрывателя, 60000 пружин взрывателя, 50 термосов емкостью 50 литров, 20 несгораемых шкатулок.
На территории завода также располагались механические мастерские БАО (батальона аэродромного обслуживания); филиал Ленинградского завода № 7 им. Фрунзе, который с июня по октябрь 1942 года выпустил свыше 2500 пулеметов-пистолетов системы Дегтярева; филиал завода им. Энгельса, изготовивший свыше 500 штук минометов.
В 1941 и 1942 годах из всех электростанций «Ленэнерго» лишь Волховская ГЭС находилась на территории, освобождённой от врага. Только она могла помочь блокадному Ленинграду. Решение о восстановлении гидроэлектростанции было принято сразу же после освобождения волховской земли от фашистов. Для того чтобы линия электропередачи «Волхов - Ленинград» начала действовать, предстояло решить сложнейшие вопросы. Необходимо было вернуть из эвакуации и смонтировать заново оборудование. Требовалось строительство новых линий электропередач и подстанций от гидроэлектростанции до берега Ладожского озера в районе Кобоны. И, самое сложное, проложить кабель по дну озера, так как по суше Ленинград был отрезан от «Большой земли». 
2 февраля 1942 года из эвакуации прибыл первый эшелон с деталями турбин и генераторов. Для проведения восстановительных работ установили кратчайшие сроки, но и их волховчане опережали. К 14 августа были смонтированы и запущены три основных агрегата электростанции.
Героическими усилиями военных строителей, мобилизованных волховчан, колхозников, работников «Ленэнерго», а также работников завода «Севкабель» в исключительно сложных условиях: только ночью, с большими предосторожностями, чтобы не допустить перелома кабелей, в плохую погоду, при частых бомбёжках была проложена линия электропередачи. 
23 сентября 1942 года осаждённый Ленинград получил ток Волховской ГЭС. Энергетическая блокада была прорвана. Ток с берегов Волхова позволил оживить станки заводов, получили свет госпитали, учреждения и организации города. А 7 ноября 1942 года свет пришёл в жилые дома. Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «…Он пришёл к нам, он первый прорвал блокаду, волховстроевский Ленинский свет, свет с дорогой «Большой земли»».
Позднее, когда Ладожское озеро замерзло, по льду соорудили дополнительную воздушную высоковольтную линию электропередач, и поступление в Ленинград электроэнергии из Волхова ещё больше возросло. Линия действовала 68 дней и дала блокированному городу более 30000000 кВт/час электроэнергии. Вплоть до полной ликвидации блокады, до восстановления других электростанций, ГЭС почти в одиночку безотказно питала силой и светом город на Неве.
За героический труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов волховским гидроэнергетикам передано на вечное хранение Красное Знамя Министерства электростанций и ВЦСПС. За успешное выполнение работ по демонтажу и эвакуации оборудования станции, за участие в восстановительных работах, за эксплуатацию станции в прифронтовой зоне большая группа работников Волховской ГЭС была награждена орденами и медалями. В Книгу Почёта станции занесены имена рабочих, служащих и инженеров, работавших в грозное военное время.

Волховстроевский железнодорожный узел стал одним из основных пунктов, через которые в 1941-1943 годах проходила знаменитая Дорога Жизни. За сутки волховские труженики стальных магистралей принимали и отправляли до 1000 вагонов с продовольствием на Ленинград. А на обратном пути поезда везли людей. Колонна из 12 паровозов в 2-3 раза перевыполняла плановые задания. В июле 1942 года коллективу паровозного депо станции «Волховстрой» первому в стране было вручено переходящее Красное Знамя Наркомата путей сообщения, а в августе - Красное Знамя Государственного Комитета обороны, оставленное здесь на вечное хранение. 
За годы войны через Волховстрой из Ленинграда было эвакуировано около полутора миллионов человек. На вокзале были оборудованы эвакопункт и столовая. Больные, ослабленные люди здесь получали горячий обед, их осматривали врачи, оказывали им медицинскую помощь. Далеко не все могли выдержать тяжелый путь дальше - на Восток. Самых слабых оставляли в волховских больницах и госпиталях. Умерших хоронили недалеко от вокзала.
В помощь медперсоналу волховчане направили 400 девушек и женщин, которые в процессе работы осваивали медицинские специальности. При эвакопункте действовала детская комната для детей, лишившихся родителей. Их направляли в детский дом, расположенный в Старой Ладоге.
Волхов помогал Ленинграду и продовольствием. В 13 хозяйствах и 11 коллективных огородах, организованных в городе, выращивались сотни тонн овощей для ленинградцев, летом собирали и отправляли в Ленинград грибы и ягоды, выловленную в реке рыбу, хотя и сами волховчане жили в очень тяжелых условиях, получая продовольствие по карточкам.

18 января 1943 года произошло знаменательное событие - блокада была прорвана. В тот же день Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железнодорожной ветки по освобожденному участку земли между Шлиссельбургом и станицей «Поляны». Сооружение железнодорожного пути было сопряжено с огромными трудностями, с постоянной опасностью - трасса проходила по пересечённой местности через минные поля, в непосредственной близости от передовой линии фронта. Один километр прокладываемой дороги подчас казался длиной в сотни километров. Трасса непрерывно обстреливалась. Гитлеровцам, просматривавшим с Синявинских высот почти все строительство, удавалось разносить в щепы только что уложенные шпалы, поднимать в воздух рельсы. Там, где не справлялась техника, справлялись люди - волховчане и ленинградцы. Они запрягались в сани из металлического листа, чтобы подвозить грунт и камни, кантовали огромные брёвна, работали среди льдов, по пояс в воде, но дорогу построили вовремя…
В ночь с 5 на 6 февраля 1943 года со станции «Волховстрой» в город на Неве отправился первый после прорыва блокады поезд с продовольствием. За право повести этот состав соревновались несколько волховских бригад. Победила бригада машиниста И.П. Пироженко: помощник машиниста В.С. Дятлев, кочегар Антонов, главный кондуктор Ф.И. Кудрявцев, поездной вагонный мастер Ф.И. Богданов
В Ленинграде ждали первый поезд с продовольствием из Волховстроя - все разговоры велись только о нём. Праздником всего города стал день 7 февраля 1943 года. Утром, в 10 часов 5 минут, к перрону израненного Финляндского вокзала подошел паровоз ЭУ-708-64, первый поезд с «Большой земли». На локомотиве висел плакат: «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду».
После многих блокадных месяцев Ленинград вновь был соединён железнодорожным сообщением с другими центрами и районами страны. Теперь блокаду прорывали уже не войска, а эшелоны с продовольствием, боеприпасами, сырьём для ленинградских предприятий.
В памяти людей, в работах историков за железной дорогой, сооружённой в полосе прорыва блокады и действовавшей больше 15 месяцев, закрепились три названия: «Шлиссельбургская трасса», «Дорога Победы», «Коридор смерти». С начала строительства дороги и до июля 1943 года своим огнём противник свыше 1200 раз разбивал железнодорожный путь и подходы к мостам, 18 раз он разбивал сами мосты, более 200 железнодорожников положили здесь свои жизни, но, несмотря на это, больших перерывов в движении поездов не было. Ленинград и фронт получали всё, что посылала страна. 
В январе 1944 года коллективу фронтовой магистрали было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Сотни строителей и железнодорожников награждены высокими правительственными наградами. 
9 мая 1980 года на перроне станции «Волховстрой-1» установлен на вечную стоянку тот самый знаменитый паровоз ЭУ 708-64, доставивший первый поезд с продовольствием в Ленинград.

Немцы пробыли на территории нашего района всего 51 день, но оставили после себя страшный след. С 22 июня 1941 года по 31 декабря 1943 года во время налетов на город сброшены 6389 бомб. На железнодорожный узел Волховстрой - более 9000... 
В Волхове были разрушены: городская больница, 2 поликлиники, детские ясли, 5 школ, 4 детских сада, 3 клуба, автогужевой мост через реку, повреждена одна из ферм железнодорожного моста, городские дороги, 189 жилых домов общей площадью 42 300 кв.м., частично повреждены 285 зданий. Ущерб, причиненный городу, составил 70 миллионов рублей «золотом».
Работы по ликвидации разрушений начались сразу же, как только враг был отброшен от города. Тысячи волховчан выходили на субботники, очищали водопроводные канавы, сооружали тротуары, ремонтировали дороги, восстанавливали здания, высаживали деревья и кустарники. К середине 1946 года была полностью восстановлена и начала работать на полную мощность Волховская ГЭС. В 1948 году закончены восстановительные работы на Волховстроевском железнодорожном узле. Электролизный цех алюминиевого завода в этом же году даже превысил довоенный уровень выпуска металла. Волховчане в кратчайшие сроки восстановили разрушенное войной городское хозяйство.

40-50-е годы ХХ века - это время самого интенсивного строительства и благоустройства города. Волховчане решили сделать его лучше и краше, чем он был до войны. Восстановление разрушенных домов, строительство новых объектов - как жилых, так и производственных - велось по нарастающей. В 1947 году введены в эксплуатацию 3788 кв. м., отремонтированы 16055 кв.м. жилья, восстановлены школы №№3, 2, 38, 4; все детские сады и ясли, городская поликлиника, высажены 3 тысячи деревьев, вымощены 6 тысяч кв.м. дорог. В 1948 году заселены 100 новых жилых домов.
На правом берегу возникли 2 квартала шлакобетонных домов для рабочих алюминиевого завода. Замощены улицы Коммунаров, Профсоюзов, преобразилась Советская улица. Пущен хлебозавод. Отремонтирован Дом культуры железнодорожников. Начато строительство универмага и стадиона «Металлург», проведено уличное освещение по Кировскому и Волховскому проспектам, организовано автобусное сообщение по обоим берегам реки Волхов.
В 50-е годы застраивается Кировский проспект, ставший центральной улицей города. На главной площади возведен Дворец культуры, строительство которого было начато еще до войны. Построены: гостиница, несколько детских садов, алюминиевый техникум с общежитием для студентов.
На карте Волхова появляются новые улицы: Пионерская, Новгородская, Учительская (ныне Лукьянова), Молодежная, Авиационная, бульвар Чайковского. Город расширил свои границы - в правобережную часть Волхова в 1956 году включена деревня Халтурино.
И, пожалуй, самая главная черта нашего города, которая свойственна ему до сих пор, - его богатое зеленое убранство. Оно тоже начало формироваться в конце 40-х и в 50-е годы. Озеленению Волхова придавалось исключительное значение. Огромный вклад в благоустройство города внес главный инженер алюминиевого завода Владимир Петрович Почивалов. Именно он разработан проект озеленения. Это по его инициативе и под его личным руководством были озеленены главные городские улицы. В 1948 году между Электролизной и Глиноземной улицами (Марата и Пирогова) разбили уютный сквер с павильоном и фонтаном (теперь он носит имя Почивалова), а на берегу реки в 1956 году волховчане заложили парк отдыха. Именно в ту пору в зеленом убранстве Волхова появились сирень, жасмин, липа, дуб, рябина, редкие породы кленов. С Украины были привезены саженцы каштанов. Каждая суббота или воскресенье посвящались озеленению. Устраивались даже целые «Недели сада». Только в 1951 году в городе было высажено 7 тысяч кустов и деревьев.
К началу 60-х годов в 4 раза выросла площадь зеленых насаждений, протяженность дорог в городе увеличилась на 15 километров, жилой фонд - на 61 тысячу кв.м. В городе была построена телевышка. Благодаря этому жители Волхова стали смотреть телепередачи одними из первых в Ленинградской области. Известно, что в 1959 году смотрели телевизоры в 335 семьях.

В 1962 году в Волхове проживали 40750 человек. Работали 11 общеобразовательных школ, 2 вечерние школы, профессиональное и железнодорожное училища, строительный и алюминиевый техникумы. В городе было более 10000 учащихся и студентов. 
Руководство Волхова и городских предприятий всегда уделяло должное внимание организации досуга горожан, неся при этом немалые расходы на создание и содержание учреждений социальной сферы. Несколькими поколениями волховских спортсменов создавался спортивный клуб «Металлург». Здесь подготовлены первые в городе мастера спорта. В 1968 году открыт спортивный комплекс «Юность». В декабре того же года открыто новое здание центральной районной больницы. В феврале 1969-го - в эксплуатацию сдано новое здание железнодорожной больницы на 450 мест. В 1969 году открылся музей истории города Волхов.
Существование столь широкой и разносторонней социальной сферы Волхова стало возможным, благодаря тому, что в городе строились предприятия, реконструировались и модернизировались уже имеющиеся производства, активно развивалась городская экономика, основными китами которой по-прежнему оставались алюминиевый завод, железная дорога и гидроэлектростанция.
В послевоенные годы в городе появилось немало новых предприятий: химзавод, завод железобетонных изделий, швейная фабрика «Волховчанка», цех народных промыслов, мясокомбинат, хладокомбинат, комбикормовый завод и многие другие производства. Они прославили Волхов одним из крупнейших промышленных центров Ленинградской области.
18 декабря 1970 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие успехи, достигнутые трудящимися Волхова в выполнении задач «пятилетнего плана», и отмечая заслуги строителей первенца советской гидроэнергетики - Волховской ГЭС, город награжден орденом Октябрьской Революции.


 

Посмотрите также