На заре то было, братцы, на утренней,
На восходе красного солнышка,
На закате светлого месяца,
Не сокол летал по поднебесью —
Есаул гулял по-на садику...
Цели урока:
— знакомство учащихся с понятием «историческая песня», раскрытие ее специфики
и художественных особенностей;
— закрепление знаний школьников об этнографических и художественных отличиях
русского фольклора;
— формирование представления подростков о взаимосвязи истории и культуры
каждого народа;
— воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному
народному творчеству.
Форма урока:
синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологии,
этнографии и литературе. Возможна работа с аудиозаписью произведений и/или
презентация.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Сообщения учащихся (примерный вариант сообщения).
1. Сообщение 1.
Возникновение и развитие жанра исторической песни в русском фольклоре.
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием
которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной
передаче. Первые записи исторических песен были сделаны Киршей Даниловым в 18
в. Много труда по отысканию, записям и изданию исторических песен было
положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями
19 в., — читаем мы в „Школьном поэтическом словаре“ под редакцией А. П.
Квятковского. — Полный сборник исторических песен московского периода (16—17
вв.) был подготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915).
Наибольшее количество исторических песен записано на Севере России — в
Архангельской и Олонецкой губерниях.
Большинств исторических песен сложено о царе Иване
Грозном, далее идут песни о завоевателе СибириЕрмаке Тимофеевиче, о народном вожде
Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках[2] и пр.»[3].
Многие ученые и собиратели фольклора считают, что жанр исторической песни
возник в русском устном поэтическом творчестве в более позднюю эпоху, чем
былины, однако связь с былинной традицией здесь налицо: в основу
каждой исторической песни положено реальное событие или ее героем является
определенное историческое лицо, о котором мы знаем либо из летописи,
либо из книг, либо из переписки реально живших в ту или иную эпоху
людей. От былин исторические песни отличает
меньшая приверженность «к излюбленным приемам повторов и преувеличений,
большая реалистичность описаний, наконец, сравнительная краткость и
сжатость»[4]. Считается, что
возникла русская историческая песня в XVI—XVII веках, так как наиболее
древние ее тексты повествуют о главных событиях именно этой эпохи: завоевании
Казани войсками русского царя, великой Смуте на Руси после смерти царя Ивана
IV Грозного, восстании Степана Разина. В силу того что здесь явно преобладает
эпическое начало, а каждое произведение пронизывает патриотический пафос,
историческая песня признана прямой наследницей былинного героического эпоса.
Более того, в каждой исторической песне четко обозначен народный взгляд на
события, дана явно или косвенно народная оценка описываемого, будь то историческая личность или реальное событие, правящий
государь или разбойник, преданный Церковью анафеме[5].
Часто народная точка зрения отличается от официальной — государственной или
религиозной. Например, «разбойник и злодей» Степан Разин в исторической песне
оценивается положительно, потому что, с народной позиции, защищал народ и
свою «казацкую правду». В то же время царь Иван Грозный осуждается за
страстность своей натуры, сластолюбие и многоженство, а также за женитьбу на
Марье Темрюковне (русский народ в это время был уже православным народом,
поэтому осуждал поступки, не соответствующие православной этике). Сергей
Наровчатов писал: «Степан Разин и Иван Грозный — два полюса исторической
песни, между которыми располагается ее событийное пространство. Почти
абсолютная свобода и почти абсолютная власть нашли в этих образах завершенное
воплощение. Мы говорим „почти“, ибо народ соотносит их деяния и поступки со
своими нравственными установлениями и заставляет того и другого считаться с
ними. Патологическая жестокость подлинного Иоанна IV преображается песней
либо в необходимую, либо в оправданную жестокость. В первом случае —
следование установленному закону. В последнем — она возникает в приступе
царского гнева и позже вызывает горькое раскаяние (песни: „Гнев Ивана
Грозного о сыне“, „Иван Грозный молится о сыне“). Жестокость песенного Разина
даже и не нуждается в оправдании. С великого раскату воеводу долой сбросил,
Его маленьких деток он всех за ноги повесил. Так оканчивается песня „Разин и
воевода“, и никаких комментариев дальше не следует. Беспощадный закон
крестьянского восстания: „все семя воеводское истребить“ — нашел здесь
буквальное выражение. Историческая правда, почувствованная народом,
заключалась в том, что царь следовал своему закону, а казак — своему. При
столкновении их — а этому посвящены десятки песен — каждая
сторона стояла накрепко на своей позиции. И поразительное дело, песня словно
любуется и добрым молодцем, что смело ответ держит за свои лихие дела, и
грозным царем, что за такие дела его на плаху посылает...»[6]
Целая эпоха отделила жанр исторической песни от былинного эпоса —
мифологическое сознание уже уступило место реалистическому мышлению, что не
могло не сказаться и на характере исторической песни, и на ее содержании.
Образы исторической песни реалистичны и совершенно не напоминают
собирательные былинные образы, например, богатырей святорусских или Владимира
Красное Солнышко. Так, известно, что в былинном образе князя Владимира
слились воедино и образ реального Владимира Святого, и черты характера и
поступки Владимира Мономаха, и даже образ Ярослава Мудрого, при котором
произошел политический и культурный расцвет Руси, а также воспоминания о
деяниях — положительных и отрицательных — других русских князей. Иными
словами, былинный Владимир Красное Солнышко — образ собирательный. В то время
как песенный Иван Грозный исторически реален, жизнеподобен, его никогда не
спутаешь ни с Борисом Годуновым, ни с Федором Иоанновичем. И все события,
связанные с деятельностью царя Ивана Грозного, происходили только в его
царствование и только при его участии. «Взятие Казани Грозным не
преобразуется во взятие Астрахани Разиным, татары не смешиваются с поляками,
а поляки с турками — внешние неприятели той поры четко разграничиваются.
Действие прикрепляется к определенной местности — это уже
не просто степь половецкая, не обобщенный стольный град, но известные по
историческим событиям места: Азов и Саратов, Яик и Дон, Соловецкий монастырь
и Черкасский городок»[7]. В то же время в
исторической песне явно присутствует лирическое начало: все произведение, как
правило, пронизано авторским чувством — мы воспринимаем и авторскую оценку
описываемого, и отношение автора к герою или героям повествования, и его
жизненную позицию.
С. Наровчатов писал: «Чрезвычайно самостоятельна и особна в своих оценках
людей и событий историческая песня! Невероятной силой воздействия обладала в
старину религия, и анафема, возглашавшаяся с церковных амвонов мятежному
казаку, должна, казалось бы, навек отвратить народ от его имени. Но не
анафематствовали, а славили песни Стеньку Разина, величали его уважительно
Степаном Тимофеевичем, восхищались его силой и удалью, хвалили его
великодушие и справедливость. И не мутной струей горечи, которую могла бы
вызвать конечная неудача знаменитого атамана, а чистым
потоком величавой печали была омыта весть о конце народного любимца»[8]. Именно поэтому
некоторые фольклористы относят жанр исторической песни к эпическому роду, а
другие — клирическому роду фольклора. Скорее всего, правы и те и другие:
историческая песня — лиро-эпический жанр фольклора, недаром А. П. Квятковский
дает ей второе название — поэма.
Сообщение 2.
Образ царя Ивана Грозного в русском фольклоре.
Сообщение готовится учеником самостоятельно по любому источнику, в том числе
и по книге Б. Путилова «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди»[9].
II. Чтение произведений и беседа с классом с элементами пересказа и
словесного рисования.
Чтение исторических песен о царе Иване Грозном или атамане казаков Степане
Разине — 1—2 песни (по выбору учителя и учащихся).
III. Сообщение учащегося (примерный вариант сообщения).
Сообщение 3.
Образ покорителя Сибири казака Ермака Тимофеевича в исторической песне. (см. ниже песни о
Ермаке)
Достоверных исторических сведений о войсковом атамане Ермаке, покорителе
Сибири, практически нет. Чаще всего упоминают только год его смерти или
гибели — 1584-й, отмеченный в летописи, и сам факт освоения
Сибири. «Ни родословная Ермака Тимофеевича, атамана казачьей дружины,
покорителя Сибири, ни биография его по-настоящему не известны, — уточняет
Борис Путилов[10]. — Поздние, может
быть, сочиненные задним числом версии ведут его род — одни — из крестьян
северной деревни Борки, что на берегу Двины, другие (со ссылкой на рассказ
якобы самого Ермака) — из посадской среды города Суздаля. Предполагают также,
будто служил он в войске (может быть, даже участвовал в победном походе на
Казань), ходил у уральских купцов и промышленников Строгановых на стругах по
Каме и Волге... Неясно происхождение редкого имени: то ли оно означало на
языке казаков и вольных волжских людей „дорогой
артельный таган“, то есть „ручную жерновую мельницу“, то ли просто произведено
от Ермолая»[11].
И в летописях, и в исторических песнях Ермак появляется только в тот момент,
когда он как реальная историческая личность был поставлен перед выбором: либо
получить наказание за нападение на государеву казну, перевозившуюся в лодке
«орленой», т. е. с государственным гербом, нарисованным на борту, либо
выполнить поручение царя, сулившее скорее безвестную гибель, чем славу и почет.
По некоторым летописным источникам, отряд казаков под предводительством
Ермака напал на суда кызылбашского (персидского) посла и разграбил караван,
убив самого посла. Это-то и вызвало гнев царя Иоанна IV, так как нарушало
шаткое перемирие с Персией. В то же время казаки и до этого случая грабили на
волжских порогах и русских, и нагайцев, и прочий торговый люд, так что царю
пришлось послать против них воевод с войсками: многие казаки были схвачены и
казнены, многие убиты в схватках с регулярной армией, другие разбежались или
прибились к иным казачьим куреням.
В исторических песнях Ермак говорит своим казакам, что за такую «шутку
негораздую», т. е. нехорошую, неладную, царь велит всех либо на каторгу
сослать, либо в темницы посадить, а его, атамана, повесить — «потому что
большему и большая честь бывает». Из записанных позднее рассказов участников
этих событий видно, что к моменту отправки в Восточную Сибирь Ермаку было уже
лет за сорок и служили с ним его сотоварищи лет по десять-двадцать. Иными
словами, Ермак принадлежал к казачьей среде уже более двадцати лет, где явно
заявил о себе как о личности смелой, инициативной, дерзкой и авантюрной, в то
же время мудрой и ответственной, иначе бы его не выдвинули в атаманы.
«Казачья вольница во времена Ивана Грозного заявила о себе как мощная
сила. Массы обездоленных, беглых, выходцев из городских
низов, крепостных уходили на юг — на Дон, Терек, в низовья Волги и Яика[12]. Они становились
вольными земледельцами, рыбаками, охотниками и воинами. В
их жизни заметное место занимали разбойные набеги на речные и морские
караваны, они не боялись столкновений с чужеземными соседями и стычек с
царскими воеводами»[13].
Для обеспечения спокойствия на рубежах страны необходимо
было, во-первых, обуздать казачью вольницу, направить ее воинские силы на
благое дело — защиту страны и завоевание новых земель, во-вторых, остановить
экспансию[14] российских земель
со стороны соседей — кочевых племен в Восточной Сибири, Персии по берегам
Каспийского моря, горских народов на Кавказе. Мудрая политика царских
советников помогла сохранить определенный баланс в расстановке военных сил
при царе Иване Грозном: с одной стороны была государева армия, с другой, по
окраинам государства, — казачье войско. Нигде: ни в летописях, ни в
документах той эпохи, ни в народном эпосе — не зафиксировано, как и почему
возник замысел отправить казаков «воевать Сибирь». Б. Путилов считал, что
этот замысел возник у самих казаков, так как им была присуща тяга к новым
походам и перемене мест, при этом брезжила надежда найти «обетованную землю»,
где можно было бы спокойно жить без догляда со стороны государства и его
слуг.
Борис Путилов писал:
«Народное предание по-своему воссоздает драматическую ситуацию, в которой
оказались казаки во главе с Ермаком. Они собрали казачий круг (так называлось
казачье общее собрание, на котором решались все важные дела) в устье
Самары-реки, „на красном берегу“, „на желтом сыпучем песочке“. К участникам
круга, как полагалось, обратился атаман Ермак:
„Ой вы братцы атаманы и казаки донские,
яицкие, волжские и терские!
Думайте думу, братцы, чтоб нам не продуматься.
На Волге нам жить — ворами слыть,
а на Дону нам жить — казаками слыть,
а на Яик идти — переход велик, да и добычи нет“»[15].
В исторических песнях Ермак обращается ко всем казакам — донским, волжским,
терским (гребенским) и яицким (уральским) — это, безусловно, художественное
обобщение, так как донским и терским казакам не было надобности сниматься с
обжитых мест, закрепленных уже за ними за пограничную службу («на Дону нам
жить — казаками слыть»). У яицких и волжских казаков было вволю и земли, и
службы, а после разгрома волжских казаков царскими войсками они вели
практически оседлый образ жизни. Так что речь шла, скорее всего, о небольшом
войске вольных казаков, еще не определившихся с местом поселения. Народная
историческая песня по-своему интерпретировала летопись: сибирский поход
казаков под предводительством Ермака стал подвигом всего русского казачества.
«В летописях, как и в работах позднейших историков, прочно утвердилась
версия, согласно которой Ермака с товарищами позвали Строгановы охранять их
владения от набегов сибирских татарских ханов и князьков. И вот что по этому
поводу можно прочитать в летописи, составленной у Строгановых: в 1579 году
Семен, Максим и Никита Строгановы услышали „о буйстве и храбрости повольских
казаков и атаманов Ермака Тимофеева с товарищи“ и послали к ним с письмами и
подарками, чтобы они „честно и добровольно“ шли в их строгановские вотчины —
в городки и острожки на реке Чусовой — на помощь „против неверных супостатов“
— остяков, вогуличей, татар.
Строгановы, по жалованной царской грамоте, с 1558 года владели громадными
территориями на Урале, ставили там заводы, солеварни, города и поселения,
вели широкую торговлю с Востоком. В казаках они надеялись найти надежную
защиту своих владений от опасностей, которые угрожали им со стороны местного
населения Сибири. Для казаков это был лучший выход уйти от преследований
царских воевод и получить царское прощение. Подтверждение этому находим в
речи Ермака: „А если мы перед государем повинимся, и тех честных людей (то
есть Строгановых) послушаем и к ним на помощь прийдем, то они напишут
милостивые письма с благопристойными словами государю царю Ивану Васильевичу,
и государь смилостивится к нам и отдаст нам нашу вину“.
Получается, что первоначально Ермак о завоевании Сибири не думал»[16]. Учитывая, что
новгородцы проложили путь за Камень (Уральский хребет) еще в XII веке, а с XV
века Московское государство собирало дань за Уралом, Сибирь не была для
русских землей незнаемой. Однако в царствование Ивана Грозного могущество
Московии ослабевает, так как государство было раздираемо распрями царя и
бояр, народными бунтами и голодными годами, поэтому царь Сибири Кучум
отказался платить дань царю русскому. Войска Кучума стали нападать на
приуральские области и уводить людей в полон, как во времена
татаромонгольского ига; пришла весть, что сам хан замышлял «большую войну»
против Московии. Так что призвание Ермака на Урал было не случайным: согласно
летописи, Строгановы приняли с честью казаков в апреле 1579 года и замыслили
поход против Кучума.
По другим источникам, Ермак с «единомысленной и предоброй дружиной» в 540
человек (по летописи — 840 человек) прибыл на Урал в 1577 или 1582 году.
После боев на реке Чусовой войско Ермака отправилось в Сибирь. С большими
трудностями и потерями перевалив через Уральский хребет, войско под
предводительством Ермака дошло сначала до реки Тагил, затем спустилось по
реке Туре до Тобола, после чего добралось до Тавды-реки, захватив укрепленные
городки и улусы. Дружина Ермака не шла «с огнем и мечом» по девственным
просторам Сибири, не воевала с мирным населением, так как собиралась осесть
на этих землях, зажить спокойно и свободно. Казаки вступили в бой только с
войском хана Кучума: летописи сохранили несколько рассказов об ожесточенных
сражениях двух войск, в которых казаки понесли большие потери («брань
жестока», «до смертного сечения», «падения с обеих сторон многого
множества»). «Продвигаясь с боями по Иртышу, казаки заняли сибирский
столичный улус Корачин, разбили войско главного военачальника — сына Кучума,
Махметкула. В городке Аттике Ермак выдержал тяжелейшую осаду. Возник вопрос:
уходить или „стоять единодушно“? Приближалась зима, и обратный путь грозил
неисчислимыми трудностями. Да ведь и клятву давали: не отступать;
поворачивать вспять невозможно — это для казаков величайший срам. Было
решено: „Постоим против поганых твердо, не боясь крови и самой смерти“. Не
стали отсиживаться за крепостными стенами, организовали вылазку — и успешно.
Осаждавшие во главе с раненым Махметкулом бежали. Путь на Кашлык был открыт,
Кучум едва смог задержаться в своем главном городе на
несколько дней, чтобы забрать кое-что из сокровищ»[17]. Летописи описывают
многочисленные трофеи войска Ермака, исторические песни прославляют мужество
и воинскую доблесть его дружины. Летопись повествует о последующих деяниях
Ермака-атамана: война с местными племенами под предводительством Махметкула,
победы казаков, попытки устроить «вольное казачье царство». Исторические
песни акцент делают на мудрости Ермака-правителя, осознавшего, что без помощи
сильного государства ему Сибирь в своих руках не удержать. Ермак посылает
сначала через Строгановых, а затем самостоятельно делегацию прямо в Москву:
«„Счастьем царство Сибирское взяли и царя Кучума с воинами его победили и под
государеву царскую высокую руку многих живущих тут иноземных людей подвели“»,
т. е. обязали платить дань — ясак. Естественно, что в исторической песне
присутствует определенная доля вымысла:
Садился-де Ермак на добра коня,
На добра коня Ермак, на иноходного.
Уж он едет, едет потихохоньку,
Уж он едет, едет посмирнехоньку.
Подъезжает он к широку дворцу,
К широку дворцу ко царскому,
Ко крылечку подъехал ко крашеному,
Как слезал Ермак со добра коня,
И пошел Ермак в царские палатушки...
Согласно историческим песням, царь Иоанн IV Грозный принял разбойничьего
атамана Ермака милостиво: простил все прегрешения разбойные и щедро наградил.
Главное — жаловал Ермаку «славный тихий Дон». В более поздних вариантах:
«посылал его в сторону Сибирскую ко тем татарам котовским, брать с них
дани-выходы в казну государеву». «Летопись же сообщала, что царь, милостиво
приняв делегацию от Ермака, одарил пришедших, отпустил назад в Сибирь и
пообещал направить скоро туда регулярное войско, а
самому Ермаку послал шубу со своего плеча и два панциря для защиты от вражеских
стрел»[18]. Но все обстояло не
так радужно, как описывали летописи и пелось в песнях: дружина Ермака теряла
бойцов в сражениях, продовольствие кончалось, а местные племена объединялись
под предводительством других князьков. Ермаку пришлось отступить в Корачин, а
затем затеять новый поход — во имя выживания казачьего войска. Это был
последний поход Ермака. На реке Вагай, у места, называемого Атбаш, татары
окружили спящее войско казаков — началось побоище. Отступая с дружиной, Ермак
бросился в реку, но тяжелые царские доспехи не дали ему переплыть Вагай —
утащили атамана под воду. Не это ли цена царской милости?
Летопись пытается изобразить реального Ермака — личность неоднозначную и
многогранную, историческая песня восхваляет героя былинного типа, наделенного
порой сверхъестественной силой, иногда даже приписывая ему родство с Ильей Муромцем. В то же время и
летопись, и народное предание, и историческая песня признают в Ермаке героя
нового времени: Ермак — вождь казачьей вольницы, горячо приверженный ее
понятиям и законам, человек, для которого свобода от чьей бы то ни было
власти была превыше всего, кроме власти казачьего круга. Ермак — не государев
защитник и не богатырь святорусский, а реальное историческое лицо, человек
Смутного времени становления Российской империи.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Фрагмент книги: Наровчатов С. С. Необычное литературоведение
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
«Исторические песни возникли в более позднюю эпоху, чем былины, но опирались
они на былинную традицию. От былин их отличают видимая связь с
определенным историческим лицом и событием, меньшая приверженность к
излюбленным приемам повторов и преувеличений, бóльшая реалистичность
описаний, наконец, сравнительная краткость и сжатость.
Складывались исторические песни тогда, когда мифологическое сознание уже
уступало натиску реального мышления, и это неизбежно обусловило их характер и
содержание. Возникли они в XVI–XVII веках и запечатлели главные
события тех времен: завоевание Казани, великую смуту, восстание Степана
Разина. Проследим отличия двух этих жанров на образах князя
Владимира Красное Солнышко и царя Ивана Грозного и попробуем установить
определенные закономерности в их былинной и песенной трактовке.
Образ былинного князя вобрал в себя черты, по крайней мере, двух исторических
лиц — Владимира Святого и Владимира Мономаха, разделенных почти
полуторастолетним промежутком. Наложились на него и черты Ярослава Мудрого,
при котором расцвет Киевской Руси, относительная стабилизация ее внутреннего
и внешнего положения выразились наиболее явственно. Присоединились к образу
воспоминания о других князьях, запомнившихся народу не всегда с лучшей
стороны, — в ряде былин Владимир вопреки его традиционной репутации щедрого и
великодушного князя рисуется корыстным и завистливым правителем. Одним
словом, это собирательный образ, и нам не приходится удивляться, что со
Владимирова двора богатыри направляются на сечу с татарами, когда, по всем
историческим данным, о татарах не было еще и помину.
Великая обобщающая сила былин сжала три века русской истории в одно целое,
взяв самые характерные черты для создания широкой картины народной жизни в ее
начальную пору. Эта начальная пора приобрела в сознании народа идеальный
рисунок, соответствовавший не только представлениям прошлого, но и чаяниям
будущего. Такой рисунок отметил и облик действующих лиц. Эпопее-былине
казался прозаичным и узким даже исторический Добрыня, с его бесспорно яркой
биографией, и она наделила его сверхъестественными качествами, более
соответствующими идеальному облику защитника русской земли. Былина никак не
заинтересовалась метаморфозой, происшедшей с реальным Василием Буслаевым.
Буйный ушкуйник в ее глазах больше выражал дух новгородской вольницы, чем
благочестивый посадник.
Историческая песня куда ближе к исторической действительности. Иван
Грозный в ней останется Иваном Грозным и никогда не соединится ни с Федором
Иоанновичем, ни с Алексеем Михайловичем.
Взятие Казани Грозным не преобразуется во взятие Астрахани Разиным, татары не
смешиваются с поляками, а поляки с турками — внешние неприятели той поры
четко разграничиваются. Действие прикрепляется к определенной местности —
это уже не просто степь половецкая, не обобщенный стольный град, но известные
по историческим событиям места: Азов и Саратов, Яик и Дон, Соловецкий
монастырь и Черкасский городок.
Чрезвычайно самостоятельна и особна в своих оценках людей и событий
историческая песня!Невероятной силой воздействия обладала в старину
религия, и анафема, возглашавшаяся с церковных амвонов мятежному казаку,
должна, казалось бы, навек отвратить народ от его имени. Но не
анафемствовали, а славили песни Стеньку Разина, величали его уважительно
Степаном Тимофеевичем, восхищались его силой и удалью, хвалили его
великодушие и справедливость. И не мутной струей горечи, которую могла бы
вызвать конечная неудача знаменитого атамана, а чистым потоком величавой
печали была омыта весть о конце народного любимца.
На заре то было, братцы, на утренней,
На восходе красного солнышка,
На закате светлого месяца,
Не сокол летал по поднебесью —
Есаул гулял по-на садику.
Он гулял, гулял, погуливал,
Добрых молодцов побуживал:
«Вы вставайте, добры молодцы,
Пробуждайтесь, казаки донски!
Нездорово на Дону у нас!
Помутился славной тихой Дон
Со вершины до Черна моря,
До Черна моря, до Азовского.
Помешался весь казачий круг,
Атамана больше нет у нас,
Нет Степана Тимофеевича,
По прозванию Стеньки Разина.
Поймали добра молодца,
Завязали руки белые,
Повезли во каменну Москву
И на славной Красной площади
Отрубили буйну голову».
Четко особен взгляд народной песни на личность Ивана Грозного. Он резко
отличается от взгляда, выработанного историей и основанного на свидетельствах
современников. Перечитайте песни о нем, и вы подивитесь облику, который из
них возникает. Это воистину грозный царь, но в самой его грозности заключено
жестокое обаяние. Последняя земная инстанция, он кладет предел личной воле
человека, соразмеряя ее с незыблемым законом государственного устройства.
Закон жесток, и равновесие противоречивых сил достигается железом и кровью.
Он в этих целях равно обрушивается порой на правого и виноватого, но его, как
говорится, не перейдеши.
Вы не обнаружите здесь ни рабского подобострастия, ни рабского страха.
Вспомните Степана Парамоновича, его отношение к грозному царю в «Песне про
купца Калашникова». Лермонтов глубоко проник в недра народной психологии,
усвоил взгляд на далекие события, смыкающийся со взглядами народа.
Степан Разин и Иван Грозный — два полюса исторической песни, между которыми
располагается ее событийное пространство. Почти абсолютная свобода и почти
абсолютная власть нашли в этих образах завершенное воплощение.
Мы говорим «почти», ибо народ соотносит их деяния и поступки со своими
нравственными установлениями и заставляет того и другого считаться с ними.
Патологическая жестокость подлинного Иоанна IV преображается песней либо в
необходимую, либо в оправданную жестокость. В первом случае — следование
установленному закону. В последнем — она возникает в приступе царского гнева
и позже вызывает горькое раскаяние (песни: «Гнев Ивана Грозного о сыне»,
«Иван Грозный молится о сыне»). Жестокость песенного Разина даже и не
нуждается в оправдании.
С великого раскату воеводу долой сбросил,
Его маленьких деток он всех за ноги повесил.
Так оканчивается песня «Разин и воевода», и никаких комментариев дальше не
следует. Беспощадный закон крестьянского восстания: «все семя воеводское
истребить» — нашел здесь буквальное выражение. Историческая правда,
почувствованная народом, заключалась в том, что царь следовал своему закону,
а казак — своему. При столкновении их — а этому посвящены десятки песен —
каждая сторона стояла накрепко на своей позиции. И поразительное дело, песня
словно любуется и добрым молодцем, что смело ответ держит за свои лихие дела,
и грозным царем, что за такие дела его на плаху посылает. Я не историк и
социальные корни такого явления искать затрудняюсь, но меру художественной объективности
почувствовать в силах и, почувствовав, не могу не восхищаться ею. Лермонтов в
той же «Песне про купца Калашникова» предельно точно следовал народному
рисунку, описывая сходное столкновение, а Белинский, разбирая лермонтовское
произведение, глубоко ощутил трагичность, заключавшуюся в этом нравственном
противостоянии двух мощных сил.
Исторические песни воспевали Ермака в двух его ипостасях — и как
разбойничьего атамана, и как расширителя границ государственных. Второе
качество полностью покрывало первое, но не скрывало и не исключало его.
«Ой ты гой еси, надежа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить.
Как и я-то, Ермак сын Тимофеевич,
Как и я-то, воровской донской атаманушка,
Как и я-то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому,
Как и я-то разбивал бусы-корабли,
Как и те-то корабли все не орленые.
А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головой царство Сибирское».
Речь возговорит надежа православный царь,
Как и Грозной-то царь Иван Васильевич:
«Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со войском твоим,
Я прощаю тебя да за твою службу,
За твою-то ли службу, мне верную.
И я жалую тебе, Ермак, славной тихой Дон».
Исторические песни сохранили память о героических событиях — взятии Смоленска
и Азова, выходе на Амур-реку, победах петровского войска. Сохранили они
память и о событиях, потрясавших Московское государство, — о великой смуте,
расколе, стрелецком бунте. Запомнили они и другие факты, встревожившие
народное воображение, — насильное пострижение цариц, казни лихих людей и
больших бояр, кончины держателей царства и их противников.
В те годы Русь вырастала в Россию, и пестрая, мятущаяся, кровавая история
Московского государства извилистой и бурной рекой течет в песнях. Порой река
как бы приостанавливается, и тогда широкий разлив раздумчивой печали
обманывает взгляд наружным спокойствием. Но то внешнее впечатление: под
зеркальной гладью продолжают бурлить прихотливые и непокорные воды. И вот уже
за ближним поворотом они снова вырвались на поверхность и бьют в берега
мятежными и звонкими волнами.
Целая эпоха отделяет историческую песню от былины, и это сказалось и на ее
характере и содержании. Река одна и та же, но резко изменилось ее течение,
переменились и ее берега.»[19]
IV. Чтение произведения и беседа о прочитанном.
Чтение исторической песни о Ермаке (по выбору
учителя и учащихся).
V. Домашнее задание.
Для всего класса:
— читать исторические песни об Емельяне Пугачеве по учебнику (с. 10—11);
— письменно ответить на вопрос: «Каким предстает предводитель восстания
Емельян Пугачев в исторических песнях русского народа?»
Следующий урок
>>>
Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение,
2009.
|
1. Источник: Кутейникова Н.
Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В.
Я. Коровиной1, полностью соответствующей федеральному компоненту
Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному
плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и
произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество
часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного
времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для
изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса —
включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том
числе и современной. (вернуться)
2. Терские казаки —
казаки, живущие на Кавказе, изначально — по реке Терек. Терское казачество
было создано для защиты Российской империи от нападений жителей Кавказа и
военных действий со стороны Персии. Ныне терское казачество практически уничтожено,
так как в XX веке его основные силы базировались в Чечне и Ингушетии.
Столицей терского казачества был город Грозный (станица-крепость Грозная). (вернуться)
3. Квятковский А. П.
Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 147. (вернуться)
4. Наровчатов С. С.
Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 133. (вернуться)
5. Анафема — отлучение
от Церкви. (вернуться)
6. Наровчатов С.С.
Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 136. (вернуться)
7. Там же.— С. 135. (вернуться)
8. Наровчатов С.С.
Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 135. (вернуться)
9. Путилов Б. Н.
Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 345. (вернуться)
10. Путилов Б. Н.
Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 345. (вернуться)
11. Там же. (вернуться)
12. Яик — старое
местное название реки Урал. (вернуться)
13. Путилов Б. Н.
Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 346. (вернуться)
14. Экспансия (лат.
expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные
пределы, например торговая экспансия — захват новых рынков (Новейший словарь
иностранных слов и выражений. — М.: ACT; Минск: Харвест, 2002. — С. 933). (вернуться)
15. Путилов Б. Н.
Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 346. (вернуться)
16. Путилов Б. Н.
Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 347. (вернуться)
17. Путилов Б. Н.
Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 349. (вернуться)
18. Путилов Б. Н.
Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 350. (вернуться)
19. Наровчатов С.С.
Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 137. (вернуться)
Песни о Ермаке
ЕРМАК В КАЗАЧЬЕМ КРУГУ
На славной реченьке на Камышинке,
Там стоял славный охотничек
Ермак Тимофеевич со командою.
«Отдумайте и подумайте,
Ну меня, Ермака, вы послухайте!
Вот лето-то проходит теплое,
Ну зима, братцы, настает все холодная,
Ну и где-то мы, братцы, зиму зимовать будем?
На Яик нам идтить – переход велик,
У Казань нам идтить – там сам царь стоит;
А тут нам быть – быть половленным
И по разным тюрьмам порассоженным.
Ну пойдемте, братцы, послужим
Царю белому во Казань-город,
Да возьмем мы, братцы, Казань-город,
Авось нас царь да пожалует:
И будем просить славный тихий Дон
С потоками и белой Манычью».
ВЗЯТИЕ ЕРМАКОМ КАЗАНИ
На усть было матушки Волги-реки,
Собирались казаки-охотники,
Донские казаки сы яицкими.
Атаманушка был у казаков
Ермак сын Тимофеевич,
Есаулушка был у казаков
С тихого Дона донской казак,
Тот Гаврюшка сын Лаврентьевич.
Ермак возговорит, как в трубу вострубит:
«Вы, други мои, донские казаки,
Донские, гребенские, сы яицкими!
Вы слушайте, други, послушайте,
Вы думайте, други, подумайте.
Проходит, други, лето теплое,
Настает зима холодная,
И где-то мы, други, зимовать будем?
На тихий Дон идтить – переход велик,
А на Яик пойтить – так ворами слыть.
А под Казань грести – государь стоит;
У государя силы много множество,
Не много, не мало – сорок тысячей.
Там нам, казакам, быть половленным,
По темным темницам порассоженным,
А мне, Ермаку, быть повешенным
Над самой-матушкой над Волгой-рекой!»
Тут не черные черни зачернелися,
Не белые снежочки забелелися,
Зачернелись лодки-коломенки,
Забелелись парусы бязинные.
Тут казаки поиспужалися,
По темным лесам разбежалися,
Один оставался атаманушка -
Тот Ермак сын Тимофеевич;
Он речь говорит, как в трубу трубит:
«Ой вы, други мои, донские казаки!
Донские, гребенские, сы яицкими!
А что ж вы, други, попужалися,
По темным лесам разбежалися?
Это едет (поедет) к нам посланник царев.
Садитесь вы в лодки-коломенки,
Забивайте кочеты кленовые,
Накладывайте весельца еловые,
Гряньте-погряньте вверх по Волге-реке,
По матушке Волге под Казань-город.
Я сам к царю на ответ пойду,
Я сам государю отвечать буду».
Приставали к крутому красному бережку,
Выкидали потопчины дубовые,
Выходили на крут красный бережок.
Тут-то Ермак убирается,
Тут-то Тимофеевич снаряжается,
Вздевает сапожки сафьяновые на босу ножку,
Кармазинную черкесочку на опашечку,
Соболиную шапочку на правой бочек.
Идет Ермак к самому царю,
К тому шатру полотняному,
Идет Ермак, отряхается,
А государь глядит в окно, улыбается.
Пришел Ермак к самому царю,
Стал государь его спрашивать:
«Хорош-пригож молодец народился,
В три ряды черны кудри завивалися,
На каждой кудринке по жемчужинке.
Не ты ли Ермак Тимофеевич,
Не ты ли воровской атаманушка?
Не ты ли ходил-гулял по синю морю,
Не ты ли разбивал бусы-корабли
Тизичьи, мужичьи, мои государевы?»
Ермак говорит, как в трубу вструбит:
«Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не вели казнить, вели речь говорить.
Мы не воры были, не разбойники,
А мы были морские охотники,
Ходили-гуляли по синю морю
Не много, не мало – ровно тридцать лет.
Разбивали мы бусы-корабли
Тизичьи, мужичьи, государевы,
Которые были не орленые,
Признавали мы их за фальшивые;
Коли б они были государевы,
На них бы были орлы двуглавые,
А то они не гербованные!»
Государь возговорит, как в трубу вструбит:
«Хорошо Ермак на суду стоял,
Хорошо перед государем ответ держал.
Но ой ты, удалый добрый молодец,
Ермак сын Тимофеевич!
Достань ты мне славный Казань-город,
Возьми у меня силы, сколько надобно!»
Ермак возговорит, как в трубу вструбит:
«Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не надо мне твоей силы многа множества,
Прикажи идти с донскими казаками-охотниками,
А ты подойди со своею армиею
Под славный под Казань-город,
А я на белой заре двери растворю
И армию в город пущу!»
«Ой, мой удалый добрый молодец,
Ермак сын Тимофеевич!
Как знать войтить в Казань-город?»
Ермак возговорит, как в трубу вструбит:
«Батюшка-надежда, свет великий государь!
Если рыть подкопы глубокие под Казань-город,
Закатить боченки зелья лютого,
Поставлю тебе две свечи воску ярого
И поставлю часового своего надежного,
Донского казака, есаулушку любимого, -
Ты узнаешь, как в Казань-город войтить,
Как догорят две свечи воску ярого!»
Скликает Ермак Тимофеевич донских казаков-
«Ой вы, донские казаки-охотники,
Вы донские, гребенские, сы яицкими!
Садитесь вы в лодочки-коломенки,
Гряньте-погряньте вверх по Волге-реке
В тот славный Казань-город
К тому повелителю казанскому!»
Приезжает Ермак в Казань-город,
Встречают его жители казанские,
Берут Ермака под белы руки,
Ведут к повелителю казанскому
Во те палаты белокаменные;
Видит повелитель, радуется,
Ермаку Тимофеевичу низко кланяется,
Берет Ермака за праву руку,
Ведет в палаты белокаменные,
Сажает за столы дубовые,
За скатерти шелковые,
Ставит яство сахарное,
Пойло ставит разнопьяное.
Тут Ермака повелитель начал просить:
«Ой ты, Ермак сын Тимофеевич,
Помоги отстоять Казань-город!»
Ермак возговорит, как в трубу вструбит:
«Могу отстоять, когда послушаешь.
Я займу места притинные,
Поставлю свои караулы крепкие
Над пушками долгомерными
И буду стрелять от царя белого.
Ой вы, мои донские казаки,
Занимайте места притинные,
Становите свои караулы крепкие
Над теми воротами уездными,
Переворачивайте пушечки долгомерные
Во славной во Казань-город,
Отбивайте со вратах засовы железные,
Поставьте знамечко царя белого!»
На белой заре на утренней
Воску ярого свечи догорают,
Глубокие подкопы разрываются,
Стены каменные разваливают;
Царя белого армеюшка во врата убирается,
Наш белый царь радуется,
Входит в славный во Казань-город,
Вперед Ермака государь здравствует:
«Поздравляю тебя, Ермак Тимофеевич, с радостью!» —
«А тебя, государь, поздравляю с победою!»
Берет государь Ермака за праву руку,
Ведет по славному городу Казанскому,
Выходит государь во чисто поле,
Расставляет шатры полотняные,
Призывает Ермака Тимофеевича.
Государь сговорит, как в трубу вструбит:
«Ой ты, удалой мой добрый молодец,
Ермак сын Тимофеевич!
Чем ты хочешь, тем буду жаловать:
Селами, или подселками,
Или великими городами, поместьями?»
Ермак возговорит, как в трубу вструбит.
«Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не жалуй ты меня городами, подселками
И большими поместьями -
Пожалуй ты нам батюшку тихий Дон
Со вершины до низу, со всеми реками, потоками.
Со всеми лугами зелеными
И с теми лесами темными!» (вернуться)
|