"Исторические песни"
Оценка 4.6

"Исторические песни"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
23.02.2020
"Исторические песни"
Цели урока: — знакомство учащихся с понятием «историческая песня», раскрытие ее специфики и художественных особенностей; — закрепление знаний школьников об этнографических и художественных отличиях русского фольклора; — формирование представления подростков о взаимосвязи истории и культуры каждого народа; — воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству. Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе. Возможна работа с аудиозаписью произведений и/или презентация. Цели урока: — знакомство учащихся с понятием «историческая песня», раскрытие ее специфики и художественных особенностей; — закрепление знаний школьников об этнографических и художественных отличиях русского фольклора; — формирование представления подростков о взаимосвязи истории и культуры каждого народа; — воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству. Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе. Возможна работа с аудиозаписью произведений и/или презентация.
УРОК - копия (5).docx

На заре то было, братцы, на утренней,
На восходе красного солнышка, 
На закате светлого месяца,
Не сокол летал по поднебесью — 
Есаул гулял по-на садику...


Цели урока:
— знакомство учащихся с понятием «историческая песня», раскрытие ее специфики и художественных особенностей;
— закрепление знаний школьников об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
— формирование представления подростков о взаимосвязи истории и культуры каждого народа;
— воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.

Форма урока: 
синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе. Возможна работа с аудиозаписью произведений и/или презентация.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Сообщения учащихся (примерный вариант сообщения).

1. Сообщение 1. 
Возникновение и развитие жанра исторической песни в русском фольклоре.
 

«ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи исторических песен были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию исторических песен было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в., — читаем мы в „Школьном поэтическом словаре“ под редакцией А. П. Квятковского. — Полный сборник исторических песен московского периода (16—17 вв.) был подготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество исторических песен записано на Севере России — в Архангельской и Олонецкой губерниях. 

Большинств исторических песен сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири
Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках[2] и пр.»[3]. 

Многие ученые и собиратели фольклора считают, что жанр исторической песни возник в русском устном поэтическом творчестве в более позднюю эпоху, чем былины, однако связь с былинной традицией здесь налицо: в основу каждой исторической песни положено реальное событие или ее героем является определенное историческое лицо, о котором мы знаем либо из летописи, либо из книг, либо из переписки реально живших в ту или иную эпоху людей. От былин исторические песни отличает меньшая приверженность «к излюбленным приемам повторов и преувеличений, большая реалистичность описаний, наконец, сравнительная краткость и сжатость»[
4]. Считается, что возникла русская историческая песня в XVI—XVII веках, так как наиболее древние ее тексты повествуют о главных событиях именно этой эпохи: завоевании Казани войсками русского царя, великой Смуте на Руси после смерти царя Ивана IV Грозного, восстании Степана Разина. В силу того что здесь явно преобладает эпическое начало, а каждое произведение пронизывает патриотический пафос, историческая песня признана прямой наследницей былинного героического эпоса. Более того, в каждой исторической песне четко обозначен народный взгляд на события, дана явно или косвенно народная оценка описываемого, будь то историческая личность или реальное событие, правящий государь или разбойник, преданный Церковью анафеме[5]. 

Часто народная точка зрения отличается от официальной — государственной или религиозной. Например, «разбойник и злодей» Степан Разин в исторической песне оценивается положительно, потому что, с народной позиции, защищал народ и свою «казацкую правду». В то же время царь Иван Грозный осуждается за страстность своей натуры, сластолюбие и многоженство, а также за женитьбу на Марье Темрюковне (русский народ в это время был уже православным народом, поэтому осуждал поступки, не соответствующие православной этике). Сергей Наровчатов писал: «Степан Разин и Иван Грозный — два полюса исторической песни, между которыми располагается ее событийное пространство. Почти абсолютная свобода и почти абсолютная власть нашли в этих образах завершенное воплощение. Мы говорим „почти“, ибо народ соотносит их деяния и поступки со своими нравственными установлениями и заставляет того и другого считаться с ними. Патологическая жестокость подлинного Иоанна IV преображается песней либо в необходимую, либо в оправданную жестокость. В первом случае — следование установленному закону. В последнем — она возникает в приступе царского гнева и позже вызывает горькое раскаяние (песни: „Гнев Ивана Грозного о сыне“, „Иван Грозный молится о сыне“). Жестокость песенного Разина даже и не нуждается в оправдании. С великого раскату воеводу долой сбросил, Его маленьких деток он всех за ноги повесил. Так оканчивается песня „Разин и воевода“, и никаких комментариев дальше не следует. Беспощадный закон крестьянского восстания: „все семя воеводское истребить“ — нашел здесь буквальное выражение. Историческая правда, почувствованная народом, заключалась в том, что царь следовал своему закону, а казак — своему. При столкновении их — а этому посвящены десятки песен — каждая сторона стояла накрепко на своей позиции. И поразительное дело, песня словно любуется и добрым молодцем, что смело ответ держит за свои лихие дела, и грозным царем, что за такие дела его на плаху посылает...»[
6]

Целая эпоха отделила жанр исторической песни от былинного эпоса — мифологическое сознание уже уступило место реалистическому мышлению, что не могло не сказаться и на характере исторической песни, и на ее содержании. Образы исторической песни реалистичны и совершенно не напоминают собирательные былинные образы, например, богатырей святорусских или Владимира Красное Солнышко. Так, известно, что в былинном образе князя Владимира слились воедино и образ реального Владимира Святого, и черты характера и поступки Владимира Мономаха, и даже образ Ярослава Мудрого, при котором произошел политический и культурный расцвет Руси, а также воспоминания о деяниях — положительных и отрицательных — других русских князей. Иными словами, былинный Владимир Красное Солнышко — образ собирательный. В то время как песенный Иван Грозный исторически реален, жизнеподобен, его никогда не спутаешь ни с Борисом Годуновым, ни с Федором Иоанновичем. И все события, связанные с деятельностью царя Ивана Грозного, происходили только в его царствование и только при его участии. «Взятие Казани Грозным не преобразуется во взятие Астрахани Разиным, татары не смешиваются с поляками, а поляки с турками — внешние неприятели той поры четко разграничиваются. Действие прикрепляется к определенной местности — это уже не просто степь половецкая, не обобщенный стольный град, но известные по историческим событиям места: Азов и Саратов, Яик и Дон, Соловецкий монастырь и Черкасский городок»[
7]. В то же время в исторической песне явно присутствует лирическое начало: все произведение, как правило, пронизано авторским чувством — мы воспринимаем и авторскую оценку описываемого, и отношение автора к герою или героям повествования, и его жизненную позицию. 

С. Наровчатов писал: «Чрезвычайно самостоятельна и особна в своих оценках людей и событий историческая песня! Невероятной силой воздействия обладала в старину религия, и анафема, возглашавшаяся с церковных амвонов мятежному казаку, должна, казалось бы, навек отвратить народ от его имени. Но не анафематствовали, а славили песни Стеньку Разина, величали его уважительно Степаном Тимофеевичем, восхищались его силой и удалью, хвалили его великодушие и справедливость. И не мутной струей горечи, которую могла бы вызвать конечная неудача знаменитого атамана, а чистым потоком величавой печали была омыта весть о конце народного любимца»[
8]. Именно поэтому некоторые фольклористы относят жанр исторической песни к эпическому роду, а другие — клирическому роду фольклора. Скорее всего, правы и те и другие: историческая песня — лиро-эпический жанр фольклора, недаром А. П. Квятковский дает ей второе название — поэма. 

Сообщение 2. 
Образ царя Ивана Грозного в русском фольклоре.
 

Сообщение готовится учеником самостоятельно по любому источнику, в том числе и по книге Б. Путилова «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди»[
9]. 

II. Чтение произведений и беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

Чтение исторических песен о царе Иване Грозном или атамане казаков Степане Разине — 1—2 песни (по выбору учителя и учащихся).

III. Сообщение учащегося (примерный вариант сообщения). 

Сообщение 3. 
Образ покорителя Сибири казака Ермака Тимофеевича в исторической песне.
 (
см. ниже песни о Ермаке

Достоверных исторических сведений о войсковом атамане Ермаке, покорителе Сибири, практически нет. Чаще всего упоминают только год его смерти или гибели — 1584-й, отмеченный в летописи, и сам факт освоения Сибири. «Ни родословная Ермака Тимофеевича, атамана казачьей дружины, покорителя Сибири, ни биография его по-настоящему не известны, — уточняет Борис Путилов[
10]. — Поздние, может быть, сочиненные задним числом версии ведут его род — одни — из крестьян северной деревни Борки, что на берегу Двины, другие (со ссылкой на рассказ якобы самого Ермака) — из посадской среды города Суздаля. Предполагают также, будто служил он в войске (может быть, даже участвовал в победном походе на Казань), ходил у уральских купцов и промышленников Строгановых на стругах по Каме и Волге... Неясно происхождение редкого имени: то ли оно означало на языке казаков и вольных волжских людей „дорогой артельный таган“, то есть „ручную жерновую мельницу“, то ли просто произведено от Ермолая»[11]. 

И в летописях, и в исторических песнях Ермак появляется только в тот момент, когда он как реальная историческая личность был поставлен перед выбором: либо получить наказание за нападение на государеву казну, перевозившуюся в лодке «орленой», т. е. с государственным гербом, нарисованным на борту, либо выполнить поручение царя, сулившее скорее безвестную гибель, чем славу и почет. По некоторым летописным источникам, отряд казаков под предводительством Ермака напал на суда кызылбашского (персидского) посла и разграбил караван, убив самого посла. Это-то и вызвало гнев царя Иоанна IV, так как нарушало шаткое перемирие с Персией. В то же время казаки и до этого случая грабили на волжских порогах и русских, и нагайцев, и прочий торговый люд, так что царю пришлось послать против них воевод с войсками: многие казаки были схвачены и казнены, многие убиты в схватках с регулярной армией, другие разбежались или прибились к иным казачьим куреням. 

В исторических песнях Ермак говорит своим казакам, что за такую «шутку негораздую», т. е. нехорошую, неладную, царь велит всех либо на каторгу сослать, либо в темницы посадить, а его, атамана, повесить — «потому что большему и большая честь бывает». Из записанных позднее рассказов участников этих событий видно, что к моменту отправки в Восточную Сибирь Ермаку было уже лет за сорок и служили с ним его сотоварищи лет по десять-двадцать. Иными словами, Ермак принадлежал к казачьей среде уже более двадцати лет, где явно заявил о себе как о личности смелой, инициативной, дерзкой и авантюрной, в то же время мудрой и ответственной, иначе бы его не выдвинули в атаманы. «Казачья вольница во времена Ивана Грозного заявила о себе как мощная сила. Массы обездоленных, беглых, выходцев из городских низов, крепостных уходили на юг — на Дон, Терек, в низовья Волги и Яика[
12]. Они становились вольными земледельцами, рыбаками, охотниками и воинами. В их жизни заметное место занимали разбойные набеги на речные и морские караваны, они не боялись столкновений с чужеземными соседями и стычек с царскими воеводами»[13].

Для обеспечения спокойствия на рубежах страны необходимо было, во-первых, обуздать казачью вольницу, направить ее воинские силы на благое дело — защиту страны и завоевание новых земель, во-вторых, остановить экспансию[
14] российских земель со стороны соседей — кочевых племен в Восточной Сибири, Персии по берегам Каспийского моря, горских народов на Кавказе. Мудрая политика царских советников помогла сохранить определенный баланс в расстановке военных сил при царе Иване Грозном: с одной стороны была государева армия, с другой, по окраинам государства, — казачье войско. Нигде: ни в летописях, ни в документах той эпохи, ни в народном эпосе — не зафиксировано, как и почему возник замысел отправить казаков «воевать Сибирь». Б. Путилов считал, что этот замысел возник у самих казаков, так как им была присуща тяга к новым походам и перемене мест, при этом брезжила надежда найти «обетованную землю», где можно было бы спокойно жить без догляда со стороны государства и его слуг.

Борис Путилов писал:
«Народное предание по-своему воссоздает драматическую ситуацию, в которой оказались казаки во главе с Ермаком. Они собрали казачий круг (так называлось казачье общее собрание, на котором решались все важные дела) в устье Самары-реки, „на красном берегу“, „на желтом сыпучем песочке“. К участникам круга, как полагалось, обратился атаман Ермак:

„Ой вы братцы атаманы и казаки донские, 
яицкие, волжские и терские! 
Думайте думу, братцы, чтоб нам не продуматься.
На Волге нам жить — ворами слыть, 
а на Дону нам жить — казаками слыть,
а на Яик идти — переход велик, да и добычи нет“»[
15].

В исторических песнях Ермак обращается ко всем казакам — донским, волжским, терским (гребенским) и яицким (уральским) — это, безусловно, художественное обобщение, так как донским и терским казакам не было надобности сниматься с обжитых мест, закрепленных уже за ними за пограничную службу («на Дону нам жить — казаками слыть»). У яицких и волжских казаков было вволю и земли, и службы, а после разгрома волжских казаков царскими войсками они вели практически оседлый образ жизни. Так что речь шла, скорее всего, о небольшом войске вольных казаков, еще не определившихся с местом поселения. Народная историческая песня по-своему интерпретировала летопись: сибирский поход казаков под предводительством Ермака стал подвигом всего русского казачества.

«В летописях, как и в работах позднейших историков, прочно утвердилась версия, согласно которой Ермака с товарищами позвали Строгановы охранять их владения от набегов сибирских татарских ханов и князьков. И вот что по этому поводу можно прочитать в летописи, составленной у Строгановых: в 1579 году Семен, Максим и Никита Строгановы услышали „о буйстве и храбрости повольских казаков и атаманов Ермака Тимофеева с товарищи“ и послали к ним с письмами и подарками, чтобы они „честно и добровольно“ шли в их строгановские вотчины — в городки и острожки на реке Чусовой — на помощь „против неверных супостатов“ — остяков, вогуличей, татар.

Строгановы, по жалованной царской грамоте, с 1558 года владели громадными территориями на Урале, ставили там заводы, солеварни, города и поселения, вели широкую торговлю с Востоком. В казаках они надеялись найти надежную защиту своих владений от опасностей, которые угрожали им со стороны местного населения Сибири. Для казаков это был лучший выход уйти от преследований царских воевод и получить царское прощение. Подтверждение этому находим в речи Ермака: „А если мы перед государем повинимся, и тех честных людей (то есть Строгановых) послушаем и к ним на помощь прийдем, то они напишут милостивые письма с благопристойными словами государю царю Ивану Васильевичу, и государь смилостивится к нам и отдаст нам нашу вину“. Получается, что первоначально Ермак о завоевании Сибири не думал»[
16]. Учитывая, что новгородцы проложили путь за Камень (Уральский хребет) еще в XII веке, а с XV века Московское государство собирало дань за Уралом, Сибирь не была для русских землей незнаемой. Однако в царствование Ивана Грозного могущество Московии ослабевает, так как государство было раздираемо распрями царя и бояр, народными бунтами и голодными годами, поэтому царь Сибири Кучум отказался платить дань царю русскому. Войска Кучума стали нападать на приуральские области и уводить людей в полон, как во времена татаромонгольского ига; пришла весть, что сам хан замышлял «большую войну» против Московии. Так что призвание Ермака на Урал было не случайным: согласно летописи, Строгановы приняли с честью казаков в апреле 1579 года и замыслили поход против Кучума.

По другим источникам, Ермак с «единомысленной и предоброй дружиной» в 540 человек (по летописи — 840 человек) прибыл на Урал в 1577 или 1582 году. После боев на реке Чусовой войско Ермака отправилось в Сибирь. С большими трудностями и потерями перевалив через Уральский хребет, войско под предводительством Ермака дошло сначала до реки Тагил, затем спустилось по реке Туре до Тобола, после чего добралось до Тавды-реки, захватив укрепленные городки и улусы. Дружина Ермака не шла «с огнем и мечом» по девственным просторам Сибири, не воевала с мирным населением, так как собиралась осесть на этих землях, зажить спокойно и свободно. Казаки вступили в бой только с войском хана Кучума: летописи сохранили несколько рассказов об ожесточенных сражениях двух войск, в которых казаки понесли большие потери («брань жестока», «до смертного сечения», «падения с обеих сторон многого множества»). «Продвигаясь с боями по Иртышу, казаки заняли сибирский столичный улус Корачин, разбили войско главного военачальника — сына Кучума, Махметкула. В городке Аттике Ермак выдержал тяжелейшую осаду. Возник вопрос: уходить или „стоять единодушно“? Приближалась зима, и обратный путь грозил неисчислимыми трудностями. Да ведь и клятву давали: не отступать; поворачивать вспять невозможно — это для казаков величайший срам. Было решено: „Постоим против поганых твердо, не боясь крови и самой смерти“. Не стали отсиживаться за крепостными стенами, организовали вылазку — и успешно. Осаждавшие во главе с раненым Махметкулом бежали. Путь на Кашлык был открыт, Кучум едва смог задержаться в своем главном городе на несколько дней, чтобы забрать кое-что из сокровищ»[
17]. Летописи описывают многочисленные трофеи войска Ермака, исторические песни прославляют мужество и воинскую доблесть его дружины. Летопись повествует о последующих деяниях Ермака-атамана: война с местными племенами под предводительством Махметкула, победы казаков, попытки устроить «вольное казачье царство». Исторические песни акцент делают на мудрости Ермака-правителя, осознавшего, что без помощи сильного государства ему Сибирь в своих руках не удержать. Ермак посылает сначала через Строгановых, а затем самостоятельно делегацию прямо в Москву: «„Счастьем царство Сибирское взяли и царя Кучума с воинами его победили и под государеву царскую высокую руку многих живущих тут иноземных людей подвели“», т. е. обязали платить дань — ясак. Естественно, что в исторической песне присутствует определенная доля вымысла:

Садился-де Ермак на добра коня,
На добра коня Ермак, на иноходного.
Уж он едет, едет потихохоньку,
Уж он едет, едет посмирнехоньку.
Подъезжает он к широку дворцу,
К широку дворцу ко царскому, 
Ко крылечку подъехал ко крашеному,
Как слезал Ермак со добра коня,
И пошел Ермак в царские палатушки...

Согласно историческим песням, царь Иоанн IV Грозный принял разбойничьего атамана Ермака милостиво: простил все прегрешения разбойные и щедро наградил. Главное — жаловал Ермаку «славный тихий Дон». В более поздних вариантах: «посылал его в сторону Сибирскую ко тем татарам котовским, брать с них дани-выходы в казну государеву». «Летопись же сообщала, что царь, милостиво приняв делегацию от Ермака, одарил пришедших, отпустил назад в Сибирь и пообещал направить скоро туда регулярное войско, а самому Ермаку послал шубу со своего плеча и два панциря для защиты от вражеских стрел»[
18]. Но все обстояло не так радужно, как описывали летописи и пелось в песнях: дружина Ермака теряла бойцов в сражениях, продовольствие кончалось, а местные племена объединялись под предводительством других князьков. Ермаку пришлось отступить в Корачин, а затем затеять новый поход — во имя выживания казачьего войска. Это был последний поход Ермака. На реке Вагай, у места, называемого Атбаш, татары окружили спящее войско казаков — началось побоище. Отступая с дружиной, Ермак бросился в реку, но тяжелые царские доспехи не дали ему переплыть Вагай — утащили атамана под воду. Не это ли цена царской милости?

Летопись пытается изобразить реального Ермака — личность неоднозначную и многогранную, историческая песня восхваляет героя былинного типа, наделенного порой сверхъестественной силой, иногда даже приписывая ему родство с 
Ильей Муромцем. В то же время и летопись, и народное предание, и историческая песня признают в Ермаке героя нового времени: Ермак — вождь казачьей вольницы, горячо приверженный ее понятиям и законам, человек, для которого свобода от чьей бы то ни было власти была превыше всего, кроме власти казачьего круга. Ермак — не государев защитник и не богатырь святорусский, а реальное историческое лицо, человек Смутного времени становления Российской империи.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 

Фрагмент книги: Наровчатов С. С. Необычное литературоведение
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ


«Исторические песни возникли в более позднюю эпоху, чем былины, но опирались они на былинную традицию. От былин их отличают видимая связь с определенным историческим лицом и событием, меньшая приверженность к излюбленным приемам повторов и преувеличений, бóльшая реалистичность описаний, наконец, сравнительная краткость и сжатость.

Складывались исторические песни тогда, когда мифологическое сознание уже уступало натиску реального мышления, и это неизбежно обусловило их характер и содержание. Возникли они в XVI–XVII веках и запечатлели главные события тех времен: завоевание Казани, великую смуту, восстание Степана Разина. Проследим отличия двух этих жанров на образах князя Владимира Красное Солнышко и царя Ивана Грозного и попробуем установить определенные закономерности в их былинной и песенной трактовке.

Образ былинного князя вобрал в себя черты, по крайней мере, двух исторических лиц — Владимира Святого и Владимира Мономаха, разделенных почти полуторастолетним промежутком. Наложились на него и черты Ярослава Мудрого, при котором расцвет Киевской Руси, относительная стабилизация ее внутреннего и внешнего положения выразились наиболее явственно. Присоединились к образу воспоминания о других князьях, запомнившихся народу не всегда с лучшей стороны, — в ряде былин Владимир вопреки его традиционной репутации щедрого и великодушного князя рисуется корыстным и завистливым правителем. Одним словом, это собирательный образ, и нам не приходится удивляться, что со Владимирова двора богатыри направляются на сечу с татарами, когда, по всем историческим данным, о татарах не было еще и помину.

Великая обобщающая сила былин сжала три века русской истории в одно целое, взяв самые характерные черты для создания широкой картины народной жизни в ее начальную пору. Эта начальная пора приобрела в сознании народа идеальный рисунок, соответствовавший не только представлениям прошлого, но и чаяниям будущего. Такой рисунок отметил и облик действующих лиц. Эпопее-былине казался прозаичным и узким даже исторический Добрыня, с его бесспорно яркой биографией, и она наделила его сверхъестественными качествами, более соответствующими идеальному облику защитника русской земли. Былина никак не заинтересовалась метаморфозой, происшедшей с реальным Василием Буслаевым. Буйный ушкуйник в ее глазах больше выражал дух новгородской вольницы, чем благочестивый посадник.

Историческая песня куда ближе к исторической действительности. Иван Грозный в ней останется Иваном Грозным и никогда не соединится ни с Федором Иоанновичем, ни с Алексеем Михайловичем.

Взятие Казани Грозным не преобразуется во взятие Астрахани Разиным, татары не смешиваются с поляками, а поляки с турками — внешние неприятели той поры четко разграничиваются. Действие прикрепляется к определенной местности — это уже не просто степь половецкая, не обобщенный стольный град, но известные по историческим событиям места: Азов и Саратов, Яик и Дон, Соловецкий монастырь и Черкасский городок.

Чрезвычайно самостоятельна и особна в своих оценках людей и событий историческая песня!Невероятной силой воздействия обладала в старину религия, и анафема, возглашавшаяся с церковных амвонов мятежному казаку, должна, казалось бы, навек отвратить народ от его имени. Но не анафемствовали, а славили песни Стеньку Разина, величали его уважительно Степаном Тимофеевичем, восхищались его силой и удалью, хвалили его великодушие и справедливость. И не мутной струей горечи, которую могла бы вызвать конечная неудача знаменитого атамана, а чистым потоком величавой печали была омыта весть о конце народного любимца.

На заре то было, братцы, на утренней,
На восходе красного солнышка,
На закате светлого месяца,
Не сокол летал по поднебесью —
Есаул гулял по-на садику.
Он гулял, гулял, погуливал,
Добрых молодцов побуживал:
«Вы вставайте, добры молодцы,
Пробуждайтесь, казаки донски!
Нездорово на Дону у нас!
Помутился славной тихой Дон
Со вершины до Черна моря,
До Черна моря, до Азовского.
Помешался весь казачий круг,
Атамана больше нет у нас,
Нет Степана Тимофеевича,
По прозванию Стеньки Разина.
Поймали добра молодца,
Завязали руки белые,
Повезли во каменну Москву
И на славной Красной площади
Отрубили буйну голову».

Четко особен взгляд народной песни на личность Ивана Грозного. Он резко отличается от взгляда, выработанного историей и основанного на свидетельствах современников. Перечитайте песни о нем, и вы подивитесь облику, который из них возникает. Это воистину грозный царь, но в самой его грозности заключено жестокое обаяние. Последняя земная инстанция, он кладет предел личной воле человека, соразмеряя ее с незыблемым законом государственного устройства. Закон жесток, и равновесие противоречивых сил достигается железом и кровью. Он в этих целях равно обрушивается порой на правого и виноватого, но его, как говорится, не перейдеши.

Вы не обнаружите здесь ни рабского подобострастия, ни рабского страха. Вспомните Степана Парамоновича, его отношение к грозному царю в «Песне про купца Калашникова». Лермонтов глубоко проник в недра народной психологии, усвоил взгляд на далекие события, смыкающийся со взглядами народа.

Степан Разин и Иван Грозный — два полюса исторической песни, между которыми располагается ее событийное пространство. Почти абсолютная свобода и почти абсолютная власть нашли в этих образах завершенное воплощение.

Мы говорим «почти», ибо народ соотносит их деяния и поступки со своими нравственными установлениями и заставляет того и другого считаться с ними. Патологическая жестокость подлинного Иоанна IV преображается песней либо в необходимую, либо в оправданную жестокость. В первом случае — следование установленному закону. В последнем — она возникает в приступе царского гнева и позже вызывает горькое раскаяние (песни: «Гнев Ивана Грозного о сыне», «Иван Грозный молится о сыне»). Жестокость песенного Разина даже и не нуждается в оправдании.

С великого раскату воеводу долой сбросил,
Его маленьких деток он всех за ноги повесил.

Так оканчивается песня «Разин и воевода», и никаких комментариев дальше не следует. Беспощадный закон крестьянского восстания: «все семя воеводское истребить» — нашел здесь буквальное выражение. Историческая правда, почувствованная народом, заключалась в том, что царь следовал своему закону, а казак — своему. При столкновении их — а этому посвящены десятки песен — каждая сторона стояла накрепко на своей позиции. И поразительное дело, песня словно любуется и добрым молодцем, что смело ответ держит за свои лихие дела, и грозным царем, что за такие дела его на плаху посылает. Я не историк и социальные корни такого явления искать затрудняюсь, но меру художественной объективности почувствовать в силах и, почувствовав, не могу не восхищаться ею. Лермонтов в той же «Песне про купца Калашникова» предельно точно следовал народному рисунку, описывая сходное столкновение, а Белинский, разбирая лермонтовское произведение, глубоко ощутил трагичность, заключавшуюся в этом нравственном противостоянии двух мощных сил.

Исторические песни воспевали Ермака в двух его ипостасях — и как разбойничьего атамана, и как расширителя границ государственных. Второе качество полностью покрывало первое, но не скрывало и не исключало его.

«Ой ты гой еси, надежа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить.
Как и я-то, Ермак сын Тимофеевич,
Как и я-то, воровской донской атаманушка,
Как и я-то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому,
Как и я-то разбивал бусы-корабли,
Как и те-то корабли все не орленые.
А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головой царство Сибирское».
Речь возговорит надежа православный царь,
Как и Грозной-то царь Иван Васильевич:
«Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со войском твоим,
Я прощаю тебя да за твою службу,
За твою-то ли службу, мне верную.
И я жалую тебе, Ермак, славной тихой Дон».

Исторические песни сохранили память о героических событиях — взятии Смоленска и Азова, выходе на Амур-реку, победах петровского войска. Сохранили они память и о событиях, потрясавших Московское государство, — о великой смуте, расколе, стрелецком бунте. Запомнили они и другие факты, встревожившие народное воображение, — насильное пострижение цариц, казни лихих людей и больших бояр, кончины держателей царства и их противников.

В те годы Русь вырастала в Россию, и пестрая, мятущаяся, кровавая история Московского государства извилистой и бурной рекой течет в песнях. Порой река как бы приостанавливается, и тогда широкий разлив раздумчивой печали обманывает взгляд наружным спокойствием. Но то внешнее впечатление: под зеркальной гладью продолжают бурлить прихотливые и непокорные воды. И вот уже за ближним поворотом они снова вырвались на поверхность и бьют в берега мятежными и звонкими волнами. 

Целая эпоха отделяет историческую песню от былины, и это сказалось и на ее характере и содержании. Река одна и та же, но резко изменилось ее течение, переменились и ее берега.»[
19]

IV. Чтение произведения и беседа о прочитанном.

Чтение исторической 
песни о Ермаке (по выбору учителя и учащихся). 

V. Домашнее задание. 
Для всего класса:
— читать исторические песни об Емельяне Пугачеве по учебнику (с. 10—11);
— письменно ответить на вопрос: «Каким предстает предводитель восстания Емельян Пугачев в исторических песнях русского народа?»

Следующий урок >>> 

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. 
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной1, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (
вернуться)

2. Терские казаки — казаки, живущие на Кавказе, изначально — по реке Терек. Терское казачество было создано для защиты Российской империи от нападений жителей Кавказа и военных действий со стороны Персии. Ныне терское казачество практически уничтожено, так как в XX веке его основные силы базировались в Чечне и Ингушетии. Столицей терского казачества был город Грозный (станица-крепость Грозная). (
вернуться)

3. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 147. (
вернуться)

4. Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 133. (
вернуться)

5. Анафема — отлучение от Церкви. (
вернуться)

6. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 136. (
вернуться)

7. Там же.— С. 135. (
вернуться)

8. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 135. (
вернуться)

9. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 345. (
вернуться)

10. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 345. (
вернуться)

11. Там же. (
вернуться)

12. Яик — старое местное название реки Урал. (
вернуться)

13. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 346. (
вернуться)

14. Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, например торговая экспансия — захват новых рынков (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: ACT; Минск: Харвест, 2002. — С. 933). (
вернуться)

15. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 346. (
вернуться)

16. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 347. (
вернуться)

17. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 349. (
вернуться)

18. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 350. (
вернуться)

19. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 137. (
вернуться)


Песни о Ермаке

ЕРМАК В КАЗАЧЬЕМ КРУГУ


На славной реченьке на Камышинке,
Там стоял славный охотничек
Ермак Тимофеевич со командою.
«Отдумайте и подумайте,
Ну меня, Ермака, вы послухайте!
Вот лето-то проходит теплое,
Ну зима, братцы, настает все холодная,
Ну и где-то мы, братцы, зиму зимовать будем?
На Яик нам идтить – переход велик,
У Казань нам идтить – там сам царь стоит;
А тут нам быть – быть половленным
И по разным тюрьмам порассоженным.
Ну пойдемте, братцы, послужим
Царю белому во Казань-город,
Да возьмем мы, братцы, Казань-город,
Авось нас царь да пожалует:
И будем просить славный тихий Дон
С потоками и белой Манычью».

ВЗЯТИЕ ЕРМАКОМ КАЗАНИ

На усть было матушки Волги-реки,
Собирались казаки-охотники,
Донские казаки сы яицкими.
Атаманушка был у казаков
Ермак сын Тимофеевич,
Есаулушка был у казаков
С тихого Дона донской казак,
Тот Гаврюшка сын Лаврентьевич.

Ермак возговорит, как в трубу вострубит:
«Вы, други мои, донские казаки,
Донские, гребенские, сы яицкими!
Вы слушайте, други, послушайте,
Вы думайте, други, подумайте.
Проходит, други, лето теплое,
Настает зима холодная,
И где-то мы, други, зимовать будем?
На тихий Дон идтить – переход велик,
А на Яик пойтить – так ворами слыть.
А под Казань грести – государь стоит;
У государя силы много множество,
Не много, не мало – сорок тысячей.
Там нам, казакам, быть половленным,
По темным темницам порассоженным,
А мне, Ермаку, быть повешенным
Над самой-матушкой над Волгой-рекой!»

Тут не черные черни зачернелися,
Не белые снежочки забелелися,
Зачернелись лодки-коломенки,
Забелелись парусы бязинные.
Тут казаки поиспужалися,
По темным лесам разбежалися,
Один оставался атаманушка -
Тот Ермак сын Тимофеевич;
Он речь говорит, как в трубу трубит:
«Ой вы, други мои, донские казаки!
Донские, гребенские, сы яицкими!
А что ж вы, други, попужалися,
По темным лесам разбежалися?
Это едет (поедет) к нам посланник царев.
Садитесь вы в лодки-коломенки,
Забивайте кочеты кленовые,
Накладывайте весельца еловые,
Гряньте-погряньте вверх по Волге-реке,
По матушке Волге под Казань-город.
Я сам к царю на ответ пойду,
Я сам государю отвечать буду».

Приставали к крутому красному бережку,
Выкидали потопчины дубовые,
Выходили на крут красный бережок.
Тут-то Ермак убирается,
Тут-то Тимофеевич снаряжается,
Вздевает сапожки сафьяновые на босу ножку,
Кармазинную черкесочку на опашечку,
Соболиную шапочку на правой бочек.
Идет Ермак к самому царю,
К тому шатру полотняному,
Идет Ермак, отряхается,
А государь глядит в окно, улыбается.

Пришел Ермак к самому царю,
Стал государь его спрашивать:
«Хорош-пригож молодец народился,
В три ряды черны кудри завивалися,
На каждой кудринке по жемчужинке.
Не ты ли Ермак Тимофеевич,
Не ты ли воровской атаманушка?
Не ты ли ходил-гулял по синю морю,
Не ты ли разбивал бусы-корабли
Тизичьи, мужичьи, мои государевы?»

Ермак говорит, как в трубу вструбит:
«Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не вели казнить, вели речь говорить.
Мы не воры были, не разбойники,
А мы были морские охотники,
Ходили-гуляли по синю морю
Не много, не мало – ровно тридцать лет.
Разбивали мы бусы-корабли
Тизичьи, мужичьи, государевы,
Которые были не орленые,
Признавали мы их за фальшивые;
Коли б они были государевы,
На них бы были орлы двуглавые,
А то они не гербованные!»

Государь возговорит, как в трубу вструбит:
«Хорошо Ермак на суду стоял,
Хорошо перед государем ответ держал.
Но ой ты, удалый добрый молодец,
Ермак сын Тимофеевич!
Достань ты мне славный Казань-город,
Возьми у меня силы, сколько надобно!»

Ермак возговорит, как в трубу вструбит:
«Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не надо мне твоей силы многа множества,
Прикажи идти с донскими казаками-охотниками,
А ты подойди со своею армиею
Под славный под Казань-город,
А я на белой заре двери растворю
И армию в город пущу!»

«Ой, мой удалый добрый молодец,
Ермак сын Тимофеевич!
Как знать войтить в Казань-город?»

Ермак возговорит, как в трубу вструбит:
«Батюшка-надежда, свет великий государь!
Если рыть подкопы глубокие под Казань-город,
Закатить боченки зелья лютого,
Поставлю тебе две свечи воску ярого
И поставлю часового своего надежного,
Донского казака, есаулушку любимого, -
Ты узнаешь, как в Казань-город войтить,
Как догорят две свечи воску ярого!»

Скликает Ермак Тимофеевич донских казаков-
«Ой вы, донские казаки-охотники,
Вы донские, гребенские, сы яицкими!
Садитесь вы в лодочки-коломенки,
Гряньте-погряньте вверх по Волге-реке
В тот славный Казань-город
К тому повелителю казанскому!»

Приезжает Ермак в Казань-город,
Встречают его жители казанские,
Берут Ермака под белы руки,
Ведут к повелителю казанскому
Во те палаты белокаменные;
Видит повелитель, радуется,
Ермаку Тимофеевичу низко кланяется,
Берет Ермака за праву руку,
Ведет в палаты белокаменные,
Сажает за столы дубовые,
За скатерти шелковые,
Ставит яство сахарное,
Пойло ставит разнопьяное.

Тут Ермака повелитель начал просить:
«Ой ты, Ермак сын Тимофеевич,
Помоги отстоять Казань-город!»

Ермак возговорит, как в трубу вструбит:
«Могу отстоять, когда послушаешь.
Я займу места притинные,
Поставлю свои караулы крепкие
Над пушками долгомерными
И буду стрелять от царя белого.
Ой вы, мои донские казаки,
Занимайте места притинные,
Становите свои караулы крепкие
Над теми воротами уездными,
Переворачивайте пушечки долгомерные
Во славной во Казань-город,
Отбивайте со вратах засовы железные,
Поставьте знамечко царя белого!»

На белой заре на утренней
Воску ярого свечи догорают,
Глубокие подкопы разрываются,
Стены каменные разваливают;
Царя белого армеюшка во врата убирается,
Наш белый царь радуется,
Входит в славный во Казань-город,
Вперед Ермака государь здравствует:
«Поздравляю тебя, Ермак Тимофеевич, с радостью!» —
«А тебя, государь, поздравляю с победою!»
Берет государь Ермака за праву руку,
Ведет по славному городу Казанскому,
Выходит государь во чисто поле,
Расставляет шатры полотняные,
Призывает Ермака Тимофеевича.

Государь сговорит, как в трубу вструбит:
«Ой ты, удалой мой добрый молодец,
Ермак сын Тимофеевич!
Чем ты хочешь, тем буду жаловать:
Селами, или подселками,
Или великими городами, поместьями?»

Ермак возговорит, как в трубу вструбит.
«Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не жалуй ты меня городами, подселками
И большими поместьями -
Пожалуй ты нам батюшку тихий Дон
Со вершины до низу, со всеми реками, потоками.
Со всеми лугами зелеными
И с теми лесами темными!» (
вернуться)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

На заре то было, братцы, на утренней,

На заре то было, братцы, на утренней,

Считается, что возникла русская историческая песня в

Считается, что возникла русская историческая песня в

Иными словами, былинный Владимир

Иными словами, былинный Владимир

Сибири, ни биография его по-настоящему не известны, — уточняет

Сибири, ни биография его по-настоящему не известны, — уточняет

Сибирь». Б. Путилов считал, что этот замысел возник у самих казаков, так как им была присуща тяга к новым походам и перемене мест, при этом…

Сибирь». Б. Путилов считал, что этот замысел возник у самих казаков, так как им была присуща тяга к новым походам и перемене мест, при этом…

XII веке, а с XV века Московское государство собирало дань за

XII веке, а с XV века Московское государство собирало дань за

К широку дворцу ко царскому,

К широку дворцу ко царскому,

Образ былинного князя вобрал в себя черты, по крайней мере, двух исторических лиц —

Образ былинного князя вобрал в себя черты, по крайней мере, двух исторических лиц —

Он гулял, гулял, погуливал,

Он гулял, гулял, погуливал,

Историческая правда, почувствованная народом, заключалась в том, что царь следовал своему закону, а казак — своему

Историческая правда, почувствованная народом, заключалась в том, что царь следовал своему закону, а казак — своему

Целая эпоха отделяет историческую песню от былины, и это сказалось и на ее характере и содержании

Целая эпоха отделяет историческую песню от былины, и это сказалось и на ее характере и содержании

С. 136. ( вернуться ) 7. Там же

С. 136. ( вернуться ) 7. Там же

Ну и где-то мы, братцы, зиму зимовать будем?

Ну и где-то мы, братцы, зиму зимовать будем?

А что ж вы, други, попужалися,

А что ж вы, други, попужалися,

Хорошо перед государем ответ держал

Хорошо перед государем ответ держал

Ой ты, Ермак сын Тимофеевич,

Ой ты, Ермак сын Тимофеевич,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020