Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

: познакомить детей с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк»; совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом (находить ответ на вопросы, используя текст); развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения; воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней.
Иконка файла материала Пришвин Моя Родина.docx

ГБОУ «Седовская школа

 Новоазовского м.о.»

 

 

 

 

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: М.М. Пришвин

 «Моя Родина»

http://fs00.infourok.ru/images/doc/302/302054/1/img3.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

Учитель Чекунаева Е.Г.

 

Цель:  познакомить детей  с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк»; совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом (находить ответ на вопросы, используя текст); развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения; воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней.

Оборудование:тесты, деформированный план, информация о М.Пришвине, рисунки о Родине, выставка книг М.Пришвина.

Ход урока

І.Организационный момент. 

 Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Сядьте ровно, спинки выпрямите, улыбнётесь друг другу, начинаем урок.

ІІ. Звуковая разминка (развитие силы голоса, интонации) 

Отработка внимательности, правильности чтения. 

Упражнение «Канон»

- Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?

На доске:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

В. Степанов

- Предлагаю прочитать так:

1 – й ученик читает вперёд на 3-4 слова,

2 – й следом, остальные ребята отслеживают, кто допустил меньше ошибок.

ІІІ. Сообщение темы и постановка целей урока.

 - О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине)

- Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, … )

- Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.

- Тема урока будет связана со словом Родиной? 

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»

 Постановка целей (на доске начало фраз)

- Чему будете учиться, поставьте цель?

1.     Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)

2.     Узнаю, определю… (жанр произведения)

3.     Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)

4.      Выскажу … (своё отношение)

5.     Учиться… (сотрудничать, активно работать)

1.Выставка рисунков о Родине

-Вы в своих рисунках отразили  значение для вас слова Родина. Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась.  (выставка рисунков)

ІV. Работа по теме урока. 

1. Знакомство с биографией писателя:

- На партах у вас лежит листочек с текстом, переверните его текстом к себе.

- Предлагаю узнать немного о писателе Михаиле Михайловиче Пришвине. 

Читаем: шёпотом, глазами (губами не шевелить), упражнение «Молния», в обычном темпе.

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_6/15/d-14489/img1.jpgМихаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он род  ом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

- Что узнали о Михаиле Пришвине?

Давайте вспомним названия некоторых книг и произведений писателя. Многие из них вам знакомы.

https://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=209b0497c84b21bb755897b05c2ae028&n=33&h=190&w=2532. Викторина по изученным произведениям.
Учитель: Ребята, в первом и втором классах мы изучали произведения этого замечательного писателя. Помните ли вы их? Проведём небольшую викторину. (Выставка книг). Обратите внимание на общую тему этих произведений.
1.– «Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянку, петров крест, заячью капусту.
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусочек чёрного хлеба: со мной э
то постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу».
(«Лисичкин хлеб». 1 класс.).
http://meshok.net/pics/cache/33269789.208x208.jpg2.– «Я осторожно поднял веточку ели и через это лесное оконце увидел  полянку. А на полянке берёза, под берёзой пень, а рядом с пнём красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. И такая старая, что края даже завернулись вверх. Совсем как большая глубокая тарелка. А в тарелке вода. Ну, думаю, вот напьюсь».
https://1.avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/15931/48590232/SUx168(«Старый гриб». 2 класс.)
 3.– «Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой».
(«Золотой луг». 2 класс.)
https://1.avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/17809/48927309/SUx1684.– «Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу».
(«Ребята и утята». 2 класс.)
5.– «Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берёз и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут ещё нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и жёлтые шляпки грибов.
– Есть грибы? – спросил я маленькую дочь лесника.
– Волнушки, рыжики, маслята.
– А белые?
– есть и белые, только теперь начинает холоднеть, и белые переходят под ёлки. Под берёзами и не думайте искать – все под ёлками.
http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/17/11299/img18.jpg(«Грибы тоже ходят». 2 класс.)
6.«Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор. Сам тёмно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, мокренькая и умненькая».

(«Недосмотренные грибы». 2 класс.)
7.«Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками».
(«Деревья в лесу». 2 класс.)

3. На доске с помощью моделей обозначены жанры произведения:

 стихотворение, рассказ, сказка, очерк, былина.

– Посмотрите на модели, которыми обозначены жанры произведений. Все ли знакомы ? ( Квадрат – очерк, прикрепить на доску)

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни людей, о Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях.

- Этот жанр на модели обозначается квадратом.

4. Словарная работа: 

(чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов).

Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность) 

Кла-до-ва-я - кладовая солнца

Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые).

Про-буж-да-ет-ся - пробуждается (просыпается)

5.Работа по учебнику

(с. 142, знакомство с текстом.)

1. Чтение очерка «Моя Родина».

а) самостоятельное чтение

б) первичное чтение произведения (по выбору учащихся).

в) беседа после чтения:

- Кто герой очерка?

 - Какое любимое занятие было у Пришвина?

 - Какое значение подходит к понятию «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому).

6.Физминутка 

http://fs00.infourok.ru/images/doc/235/111755/2/img13.jpgТуман повис клоками  в саду и во дворе. 
Поймать туман руками
  решил я на заре. 
Я взял его ладошкой
 и крепко-крепко сжал. 
Но прыткий он как кошка.
 Он взял... и убежал. 
Висит туман над речкой
 и дышит как живой, 
Как белая овечка
 с кудрявой головой.
И маленькие рожки
 на этой голове. 
Но поутру остались
 лишь капли на траве...

V Закрепление материала

1. Работа над содержанием текста.

Рассмотрите план, восстановите последовательность событий, дополните план:

Работа в парах. Проверка плана на доске.

1. Привычка вставать до солнца.

2. Вкусный чай.

3. «Охота» за наблюдениями.

 

1. Вкусный чай.

2. Привычка вставать до солнца.

3. «Охота» за наблюдениями.

4. Призыв к молодым друзьям.

2.Выборочное чтение:

- Зачитайте, чем угостила Пришвина его мама?

- Найдите в тексте ответ на вопрос:

 - Какая привычка сохранилась у автора, даже когда он жил в городе? (Вставать рано).

- Куда уходил автор после чаю? (На охоту)

- Прочитайте, в чём заключалась «охота» писателя? ( В находках)

- К кому обращается автор, когда говорит «мои молодые друзья»? 

3.Выразительное чтение хором, вместе с учителем.

- К чему призывает автор? Найдите и прочитайте слова, которые выражают основную мысль рассказа. (Охранять природу – значить охранять Родину.)

- Какую помощь вы, можете оказать природе, чтобы её сохранить? (Сажать деревья, не мусорить, не засорять природу, не ломать деревья, не ловить бабочек, останавливать тех, кто наносит вред природе.

VІ Обобщение и систематизация знаний

1.Выполняют задания теста – подчёркивают ответ. (Проверка, ставим плюс, если ответ правильный).

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал (а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

Проверка

2.Работа с пословицами: 

- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению "Моя Родина".

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

- Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

VІІ. Итог урока

- Послушайте стихотворение.

https://d2i3c4yj91a1b5.cloudfront.net/files/63933.jpg«Старик» 
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…
М. Цуранов
- Догадались, о ком это стихотворение?

- С каким произведением Михаила Пришвина познакомились?

- Достигли вы целей, которые ставили в начале урока? (Обратиться к целям на доске)

Я познакомлюсь…

Узнаю, определю…

- Предлагаю вам закончить предложения.

VІІІ Рефлексия.

- Я узнал (а)…

- Я прочитал (а)…

- Я учился (лась)…

- Я понял (а)….

ІX  Домашнее задание:

 Читать стр.58-59, отвечать на вопросы. Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу.