Исторический аспект возникновения ковроткачества. Мотивы художественной росписи для
ковроткачества. Техника их выполнения.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э.
Этот вид покрытия служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Зачастую ковер можно
было читать как книгу. При правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет. В
культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам
обитания племен, живущих в легких домах, юртах.
Мотивы художественной росписи для ковроткачества узоры, цветы и животные.
Все ковры делятся на две большие группы – ручной работы и машинной. Первые в свою очередь
классифицируются на:
• Безворсовые. Этот тип ковров считается наиболее простым в изготовлении. В процессе ткачества
используются две нити – основы и уток, переплетаемые между собой особым образом. К этой группе относятся
паласы (ковры в полоску), килимы (оформлены орнаментом), сумахи (также оформлены орнаментом, но с
использованием дополнительной нити). Имеются и другие, гораздо менее распространенные разновидности
безворсового ковра – шадда, ямани, зили.
• Ворсовые. При изготовлении таких ковров используются три нити – основы, уток и образующая
ковровый узел. Ворсообразующие узлы делятся на две группы – полуторные и двойные.
Искусство 20 века. Модерн в искусстве. Гауди, Роден, Бёрдслей, Муха, Климт, Макинтош
(Произведения особенности стиля).
Художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве,
распространённое в последних десятилетиях XIX - начале XX века. Основная художественная идея,
доминировавшая в этот период - преодоление эклектизма предыдущего развития, поиск гармонии искусства и
жизни в промышленную эпоху. Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции
создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Особенности творчества Гауди. Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что
органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных
фантазий. Мир природы у Гауди стал главным источником вдохновения при решении как художественно-
оформительских, так и конструктивных задач.
Произведения Гауди: Дом Ботинес (между 1891 и 1892 годами), Эль-Каприччо (1883 г.), Каса-Мила
(1910 г.).
Особенности творчества Родена. В отличие от импрессионистов-живописцев Роден всегда склонялся к
такому «метафизическому» пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим
сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определенность форм и придавал особенное значение их
фактурной осязаемости как важному средству заострения образа.
Произведения Родена: Мыслитель (1880-1882 года), Поцелуй (1882 г), Врата ада (1880 – 1900 гг.).
Особенности творчества Бердслея. Обри Бердслей использует другие приемы: он рисует тушью, пером,
и подчас его рисунки трудно отличить от ксилографии благодаря очень искусной имитации. Воспроизводились
рисунки в технике штриховой цинкографии, что значительно удешевляло книгу. Бердслей оказал существенное
влияние на развитие графического дизайна в основном в области книжной графики. Во всем творчестве
художника прослеживается единая тенденция - переход к знаковости изображения (черно-белая техника,
символичность, "плоскостность" рисунков, отсутствие объема).
Произведения Бердслея: Иллюстрация к «Саломее», Пещера сплина, Библиотека Пьеро.
Особенности творчества Мухи. Творчество чешского художника Альфонса Мухи — эталон стиля
модерн. Плавные, текучие линии, прекрасные женщины, смешение мотивов Востока и Запада, витражность
контуров, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд — все это знаменитый «стиль Мухи».
Произведения Мухи: На берегу (1900 г.), Яркий день (1899 г.), Весна из серии "Времена года" (1896 г.).
Особенности творчества Климта. Большинство полотен Климта декоративно стилизованы, их фон и
богатые одежды персонажей заполнены причудливым орнаментом. Как правило, в произведениях художника
нет ощущения глубины пространства. Его любимый прием – объемная моделировка тел на плоском
орнаментальном фоне. Картины Климта проникнуты глубоким эротизмом, их главной героиней, в большинстве
случаев, является прекрасная и соблазнительная женщина. Даже если рядом с ней присутствует мужчина, его
лицо зачастую скрыто или урезано.
Произведения Климта: Поцелуй (1908-1909 г.), Портрет Адели Блох-Бауэр I (написанная между 1903 и
1907 г.), Юдифь и Олоферн (1901 г.).
Особенности творчества Макинтоша. Чарльз Ренни Макинтош — создатель знаменитого стиля
«Глазго», самая яркая фигура в британской архитектуре рубежа XIX–XX веков. Подобно многим мастерам
эпохи модерна, он был художником-универсалом, апологетом синтеза искусств. Помимо архитектурного
проектирования, он конструировал мебель, работал с металлом и текстилем, делал витражи и декоративные
панно, был живописцем и графиком, то есть настоящим Мастером, создающим стилистически единую среду
обитания человека.
Произведения Макинтоша: дом Хилл-Хаус (1902-1904 г.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.