Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
4 кл
09.06.2017
В последние годы в связи с изменениями социально-экономических условий вновь обозначилась актуальность гражданско-патриотического воспитания. Современная действительность - это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Основная работа в начальной школе по формированию исторических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в начальных классах учащиеся должны получить простейшие общественно-исторические представления и понятия в доступной форме, чтобы в старших классах они могли успешно овладеть определенной системой сведений по истории.
Таким образом, сказанное выше, определяет актуальность проблемы.Эффективному историческому образованию младших школьников при изучении «Окружающего мира» будет способствовать соблюдение следующих педагогических условий:
1) сочетание урочной и внеурочной деятельности по изучению вопросов истории;
2) использование на уроках заданий творческого характера;
3) использование краеведческого подхода в изучении окружающего мира;
4) использование средств музейной педагогики
Историческое образование мл.школ..docx
Существует проблема формирования исторических знаний в начальной
школе, мы пришли к выводу, сделав анализ программ по окружающему миру в
начальной школе,что подтвердило наше предположение теоретически. Успех
исторического образования зависит от формирования исторических знаний.
Основным учебным предметом, на котором формируются исторические
знания, является «Окружающий мир». Изучение окружающего мира
способствует формированию у младших школьников исторических знаний,
интереса к своей Земле и родному краю, к истории, к людям Земли, любовь к
своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем
доме.
Рассмотрев основные теоретические положения по нашей проблеме,
перейдем к опытноэкспериментальной части исследования.
Для определения уровня исторического образования младших
школьников нами был проведен констатирующий этап исследования. В
исследовании приняло участие 2 группы младших школьников:
экспериментальная (4 «В» класс, 27 чел., педагог Торгашова С.В.),
контрольная (4 «Г» класс, 26 чел., педагог Никифорова О.А.). База
исследования: МАОУ СОШ № 38 города Набережные Челны.
На данном этапе исследования нами было проведено тестирование в
сочетании с интервью. Детям предлагались определенные задания в виде теста
и вопросы (Прил. 1).
Перечисленные показатели объединены в три уровня исторического
образования:
высокий уровень:
cформирована научная историческая картина мира;
воспроизводит систему ценностей
адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта
ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей
дети проявляют устойчивый интерес к вопросам истории (читают
соответствующую литературу, смотрят телепрограммы об истории);
дети проявляют инициативу и творчество в поисковой
деятельности;
ребенок стремится внести свой вклад в дело защиты и охраны
природы; достопримечательностей своего края, города;
средний уровень:
недостаточно систематичные и глубокие знания;
наличие у детей желания беречь общественное добро и природу;
наличие у детей понимания ценности истории родного края,
интерес к вопросам истории через прочтение соответствующей
литературы, просмотра телепрограмм об истории и т.д. носит неустойчивый
характер;
дети участвуют в поисковой деятельности, но недостаточно
осознают ее значимость;
наличие у учащихся определенных патриотических убеждений;
низкий уровень:
низкая степень осознания важности исторических знаний
потребительское отношение к жизни
отсутствие интереса к историческим вопросам;
нежелание детей участвовать в поисковой деятельности;
низкая степень осознания важности исторических событий
По ним и оцениваются ответы учащихся.
Результаты первоначального тестирования представлены в табл.2. Таблица 2
Уровень исторических знаний младших школьников
Класс
Общее кол
во учащихся
4В
4Г
27
26
(констатирующий этап)
Уровни
Низкий
Кол во
Средний
Кол во
Высокий
Колво
%
учся
%
учся
%
учся
37
42,4
10
11
59,3
50
16
13
3,7
7,6
1
2
На основе полученных данных построена гистограмма, позволяющая
наглядно увидеть уровень исторического образования младших школьников
на данном этапе эксперимента.
Уровень исторических знаний младших школьников
на констатирующем этапе
Рис.1.
70
60
50
40
30
20
10
0
4В
4Г
Низкий
Средний
Высокий Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что результаты
в обоих классах не особенно различаются: основная масса детей младшего
школьного возраста имеет средний уровень исторического образования: 4 «В»
59,3% (16 учащихся), 4 «Г»50% (13 учащихся), но низкий уровень
исторического образования в обоих классах довольно высокий: 4 «В» 37 %
(10 учащихся), 4 «Г» класс – 42,4 % (11 учащихся), а высокий уровень
низкий: 4 «В» класс 3,7 % (1 учащийся), 4»Г» класс –7,6% (2учащихся).
Таким образом, по ответам детей видно, что школьникам нравится
история, и они знают достаточно большое количество исторических событий.
Но при интервьюировании выявился факт, что дети не особенно любят читать
об истории своего края.
Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень знаний об
историческом прошлом своего края младших школьников у данных групп
детей не достаточно высок. Нами было сделано предположение о том, что
целенаправленная систематическая работа среди младших школьников по
формированию историкообществоведческих знаний в сочетании урочной и
внеурочной деятельности может повысить его эффективность.
Поэтому нами были поставлены следующие задачи для проведения
формирующего этапа эксперимента:
работать над глубиной и системностью исторических знаний;
сформировать и разработать исторические умения и навыки;
сформировать представления о многосторонней значимости истории;
проявление интереса к историческим вопросам и проблемам;
инициировать и активизировать опытнопоисковую деятельности;
убедить в необходимости изучать историю.
Нами на данном этапе эксперимента были отобраны следующие темы:
Россия наша Родина,
Символы и праздники России. С чего начинается Родина?
Наш край.
Формирование региональных исторических знаний проводилось через
всю учебную деятельность детей. В нашей школе работает краеведческий
музей «Между Волгой и Уралом». Он тесно связан с краеведением,
воспитывает у учащихся любовь к родному краю, к Родине, к её природе,
историкореволюционному прошлому, героике сегодняшнего дня. История
Набережных Челнов, города, имеющего богатую историю, представляет для
этого великолепные возможности. Музей школы носит название «Между Волгой
и Уралом». Его открытие состоялось 2 ноября 1985 года. Это историко
краеведческий музей, имеющий более 20 разделов. Среди них зал материальной
культуры. Здесь представлены экспозиции:
«Одежда народов Поволжья и Урала»;
«Декоративноприкладное искусство» (народные промыслы);
«Орудия кухонного быта»;
«Орудия труда 1720 в.в.».
Работа по изучению родного края проводилась не только на уроках и
внеклассных мероприятиях, но и во время факультативного кружка «Юные
музееведы».
Цель программы «Юные музееведы» помочь школьникам, проявляющим
стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Использование в музейных занятиях разных приёмов и методов
позволяет апеллировать к чувствам и эмоциям ребёнка. Во время посещений
музея лица школьников становятся другими: в них можно увидеть и вопрос, и
гордость, и изумление от только что открытого.
2.4. Эффективность опытнопоисковой работы
В 4 «В» классе нами были созданы педагогические условия,
позволяющие совершенствовать историческое образование и воспитание младших школьников на основе краеведческой работы: проведение
интегрированных курсов природоведения и краеведения авторов
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; литературное чтение В.Ю. Свиридовой 4 класс
и региональное чтение; внедрение заданий исторического характера на
уроках.
После создания нами педагогических условий и проведения занятий по
совершенствованию исторического образования и воспитания был проведен
контрольный срез определения уровня исторического образования младших
школьников на основе школьной краеведческой работы.
Перечисленные уровни и результаты по ним отражены в таблицах и
гистограммах (табл.3, рис.2):
Таблица 3
Результаты изучения уровня исторических знаний образования
младших школьников на основе школьной краеведческой работы
(контрольный этап)
Уровни
Низкий
%
Количество
учащихся
Средний
%
Количество
учащихся
Высокий
%
Колво учся
Общее
количество
учащихся
27
26
11,1
34,6
3
9
55,5
53,8
15
14
33,4
11,5
9
3
Класс
4В
4Г
Уровень исторических знаний 4В класса до и после формирующего этапа
эксперимента
Рис.2. 70
60
50
40
30
20
10
0
Было
Стало
Высокий
Средний
Низкий
Уровень исторических знаний 4Г класса до и после формирующего этапа
эксперимента
Рис.3.
70
60
50
40
30
20
10
0
Было
Стало
Высокий
Средний
Низкий
Таким образом, проведя работу по историческому образованию на
основе школьной краеведческой работы мы получили:
Высокий уровень показали 4В –33,4%, 4Г 11,5% – Высокий уровень
характеризуется достаточно большим знанием прогнозирует собственное
поведение на основе имеющихся норм и ценностей выстраивает собственную
линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации. Средний уровень 4В55,5%, 4Г 53,8%
На среднем уровне:
Ученик:
воспроизводит систему ценностей
адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни
решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта
ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей
интерес и желание к поисковой работе неустойчив, избирателен;
самостоятельность к организации собственной деятельности
развита слабо;
Низкий уровень показали в 4В –11,1%, в 4Г – 34,6%
На низком уровне: объем представлений об исторических событиях у
детей имеют элементарные представления о правах и обязанностях
гражданина России.
дети знают основные моральные нормы и стараются ориентироваться
на их выполнение;
интерес к истории ситуативен;
эмоциональные реакции на сопричастность к истории своего края
слабо выражены.
имеют элементарные представления о правах и обязанностях
гражданина России.
Сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские
качества.
Развиты потребности и механизмы самообразования в области истории.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующий
вывод:
систематические историкокраеведческие занятия с детьми
младшего школьного возраста повышают уровень исторического
образования. Результаты исследования показали, что внедрение в образовательную
деятельность уроков историко – краеведческой направленности оказывает
позитивное влияние на повышение качества исторических знаний младших
школьников. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Историческое образование младших школьников 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.