ИСТОРИИ ЧАЙНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА ОСНОВАННЫХ НА ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ И ПРИМЕРОВ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 5

ИСТОРИИ ЧАЙНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА ОСНОВАННЫХ НА ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ И ПРИМЕРОВ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
труд
7 кл
31.05.2020
ИСТОРИИ  ЧАЙНЫХ  ТРАДИЦИЙ  РУССКОГО  ГОСТЕПРИИМСТВА ОСНОВАННЫХ  НА  ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ  И ПРИМЕРОВ   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Повсеместное употребление чая в России нашло своё отражение и в классической литературе. Из неё мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Чаепитию отдали дань в своем творчестве классики русской литературы: Пушкин А.С. ("Евгений Онегин"), Л.Н.Толстой, («Война и мир»), И.С.Тургенев («Отцы и дети»), Н.С.Лесков («Некуда»), А.П.Чехов (рассказы)
тезисы Mосина, Лохтина Word (2).doc

ИСТОРИИ  ЧАЙНЫХ  ТРАДИЦИЙ  РУССКОГО  ГОСТЕПРИИМСТВА ОСНОВАННЫХ  НА  ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ

И ПРИМЕРОВ   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Наталья  Андреевна Гречко

Научные руководители – Мосина Галина Яковлевна,

 Лохтина Виктория Владимировна, мастера п/о

ГАПОУ РХ «Аграрный техникум, с. Шира

 

Повсеместное употребление чая в России нашло своё отражение и в классической литературе. Из неё мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Чаепитию отдали дань в своем творчестве классики русской литературы: Пушкин А.С. ("Евгений Онегин"), Л.Н.Толстой, («Война и мир»), И.С.Тургенев («Отцы и дети»), Н.С.Лесков («Некуда»), А.П.Чехов (рассказы)

 

            «Выдумка чая прекрасная вещь, во всяком случае; в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот. В тех обществах, где этикет не изгнал еще из гостиных самовары и не похитил у хозяйки право разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе… Старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым; молодые становятся внимательнее к старикам….»  [2, с. 12]. < Бестужева Н.А. , «Шлиссельбургская станция»>

 

Благодаря, семейным чаепитиям, где полноправными участниками были дети, можно проследить связь поколений. «В большой столовой за длинным  чайным столом он сидел и негромким спокойным голосом разговаривал с нашими родителями. Нас, детей, не отослали в мезонин спать в обычное время: или забыли, или оставили нарочно, чтобы мы видели и запомнили знаменитого писателя…» [1, с. 44]. <Боткина А.П., Третьяков П.М. в жизни и искусстве. Встреча с И.С. Тургеневым>

 

Популярны были чаепития и в литературной среде «…Он жил в небольшой квартире, недалеко от Знаменской церкви. Я застал у него несколько до тех пор незнакомых  мне людей, и в том числе А.А. Фета. Гости пили чай, а хозяин в красной шелковой русского покроя, с гитарой в руках пел русские песни…» [1, с.45].

< Гроссман Л.П. «Достоевский»>

 

На Руси чаем угощали  желанного гостя, возможного кандидата в женихи [3, с.123]:

                      Зовут соседа к самовару,

                     А Дуня разливает чай;

                     Ей шепчут: «Дуня, примечай!»

Чай - непременный атрибут вечерних посиделок с соседями, приёма, бала:

                                 Прикажут Ольге чай готовить,

                                 Там ужин, там и спать пора,

                                 И гости едут со двора.

 Традиции русского провинциального дворянства — чаепитие. А. С. Пушкин в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в провинции, пьют чай с утра до вечера. И если помещичий обед поэт описывал с явной иронией, то к описанию чайного стола, игравшего не последнюю роль в повседневной, неторопливой дворянской усадебной жизни, он явно относится с симпатией

                                 Смеркалось; на столе, блистая,

                    Шипел вечерний самовар,

                    По чашкам темною струею

                    Уже душистый чай бежал,

                    И сливки мальчик подавал.

 

 

В начале и середине  ХIХ века  чаепития, часто, сопровождались танцами.                «Вчера мой драгоценный супруг поделился со мной планом – пригласить губернаторшу и некоторых других дам выпить чаю и потом предложить потанцевать…» [1, с.45].

<Керн А.П. Журнал «Отдохновения»>

Танцевальная часть начиналась тоже с чая:

                     …Но чай несут: девицы чинно

                     Едва за блюдечки взялись

                     Вдруг из-за двери в зале длинной

                     Фагот и флейта раздались…  <описание бала у Лариных>

 

Документы, оставленные историей, рассказывают  о семейном общении за чашкой чая семьи Ульяновых. «Когда решили пить чай в беседке…дружно брались за работу: Саша, бывало, тащит в сад самовар, другие несут, что кому под силу; дети по нескольку раз бегают в дом и обратно в сад, в беседку…» [1, с.44]. <Ульянов Д.И. Воспоминания о В.И. Ленине 4-ое изд. М.1964>

 «Помню,  пришли мы вечером,  и попали прямо к чаю. Вся семья собралась уже в столовой. Здесь я познакомился с Марией Александровной, Анной Ильиничной и Александром Ильичом… Разговор шел на обычные в то время темы: о народничестве, о судьбе капитализма …» [1, с.44]. <Ульянова М.И. о посещении их семьи А.И. Ермасовым., в заметках о В.И. Ленине и семье Ульяновых. М., 1987>

 

Чаепития в доме длились почти непрерывно. На них приглашали друзей, знакомых, приказчиков, только не рабочих. Для гостей «…во дворе у самой лестницы круглый год кипит с утра до ночи исполинский самовар, в который войдет, пожалуй, ведер двадцать воды. Из этого самовара наливают кипяток в другие маленькие самовары и затем уж их подают куда следует…». При этом строго соблюдалось сословное разделение: хозяева пили чай в одной комнате, приказчики – в другой. Угощения тоже были разные [1, с. 46]. <Благовещенский Н.А. Отечественные записки. Т.1.1871>

 

             К описаниям чаепитий обращались самые разные писатели XIX века, рассматривая их как форму общения. «В обращении этой женщины, в ее самых обыкновенных словах, я думаю, даже в ее столе красного дерева, покрытом клеенкой, или в стенах ее дома – было нечто такое, что каждый вечер нашептывало вам в уши: пойти бы сегодня к Марье Сергеевне.… Наши занятия были самые обыкновенные: мы пили чай и играли в бостон,… но только все это нам веселее было делать у Марьи Сергеевны, нежели в другом доме.… Все дело, как я теперь догадываюсь, состояло в том, Марья Сергеевна не сообщала никому своих замечаний о происшествиях в околотке, ни о поведении своих слуг; не старалась вытянуть из вас того, что вы хотели скрыть; не осыпала вас нежностями в газа… не сердилась, когда кто из нас в продолжении полугода не являлся в ее гостиную…не приходила в ужас, когда вы были противного с нею мнения…понимала терпимость во всем ее значении; в ее гостиной всякий благородный человек мог делать, думать и говорить все, что ему было угодно» [1, c.47]. <Одоевский В.Ф. Город без имени. М. 1987.г

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Ивашкевич Н.П., Засурина Л.Н. Искусство чайного стола. – Л. 1990-109 с., ил.   ISBN    5-289-00743-1

2. Похлёбкин В. В. Чай, его история, свойства и употребление. — М.: Центрполиграф, 2004. — 121 с.

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Художественная  литература. Москва - 1970 г

 


ИСТОРИИ ЧАЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

ИСТОРИИ ЧАЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

И сливки мальчик подавал .

И сливки мальчик подавал .

Библиографический список 1

Библиографический список 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2020