Историко теоретические подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами .

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопрос об оказании помощи и обучении детей –инвалидов был поставлен довольно давно. На территории нашего государства призрение таких детей первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах , воспитательных домах , богадельнях . Изучением исторического опыта работы с детьми-инвалидами занималась Бобла И.М. .В своей работе она указывает на то, что первые упоминания о благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся к 9 - 13 векам . Однако , она касалась в основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей . Большинство слепых , глухонемых, слабоумных и искалеченных детей воспитывалось в семье , ее силами или бродило по свету , существуя на подаяния .
Иконка файла материала Историко теоретические подходы к оказанию.doc
Историко  теоретические    подходы    к    оказанию     помощи    детям    со    специфическими     нуждами .             Вопрос    об    оказании    помощи    и    обучении    детей –инвалидов был    поставлен     довольно    давно. На    территории    нашего    государства призрение         таких         детей         первоначально         осуществлялось         при монастырях,  школах,  в    приютах , воспитательных     домах , богадельнях .           Изучением    исторического    опыта    работы    с    детьми­инвалидами занималась    Бобла  И.М.  .В    своей    работе    она     указывает    на    то, что первые    упоминания     о     благотворительности    в    отношении    ребенка­ инвалида         относятся       к     9 ­ 13    векам . Однако ,   она       касалась       в основном    только    некоторых    отдельных    детей    из    числа    сирот    и подкидышей   .   Большинство       слепых   ,   глухонемых,   слабоумных       и искалеченных       детей       воспитывалось       в     семье   , ее     силами       или бродило    по    свету , существуя    на     подаяния .           Хотелось     бы     отметить  ,  что    до    второй    половины     20  века системы    оказания    помощи    этой    категории    детей    не    было ,  да    и позже    она    не    сложилась . Однако , общественные    организации    и частные    лица    стали    больше    внимания    и    материальных    средств отдавать    решению    этого    вопроса. Стали    открываться     спецприюты  , школы , больницы , училища    для    различных    категорий    детей­инвалидов (кроме       душевнобольных       и       слабоумных, которые, преимущественно ,содержались    в    домах    для    умалишенных , а    так   же    в    заведениях больничного    типа ) .             По   мнению    Григорьева    А.Д. , большую    роль    в    оказании помощи    слепым    и    слабослышащим    детям    играло    Мариинское попечительство    о    слепых , функционировавшее    с    1881    года    в России    и    на    территории    Белоруси. Одним    из    первых   его    шагов стала       перепись       слепых       в       стране . В       результате       деятельности этого     общества     появилось     несколько    школ ,  приютов    и    училищ для  слепых    детей, было    издано    несколько     книг    с    использованием системы       Брайля.   При         обучении       важное       место       отводилось профессиональному    образованию .             В    нашей    стране    существовало    так    же    несколько    спе­ циальных    заведений     для    детей    с    нарушениями    слуха . Первая школа    для    них    была    организована    в    Вильно    в    1823    году Маклаховцом   К . . Надо       заметить   , что       опыт       обучения         этой категории       детей       к       тому       времени         уже       был       накоплен       за рубежом,   функционировали       Варшавский   ,   Берлинский   ,   Лейпцигский и     Парижский      институты     глухонемых      и     т.д. . Интересен     опыт работы        частного        Минского        училища        для        глухонемых        и заикающихся    еврейских    детей    ( 1888 г) , т .к .     там     впервые     былоприменено     обучение     на    двух    языках  ( русский    и    еврейский )  . Большой        вклад         в       оказание        помощи        глухонемым        внесла деятельность      Попечительства      о      глухонемых     ( 1898  г.) , в     ходе которой    было    открыто    несколько    учебных    заведений ,  выдавались пособия    семьям , воспитывающим    глухонемых    детей, организовывались приюты    для    таких    семей , а    так    же    были  созданы    курсы    для обучения    специалистов    по    работе    с    этими    детьми .            Итак , система    оказания    помощи    детям­инвалидам    не   была создана       до     1917 года ; не       была       она       создана       и     за       время советской      власти , когда      помощь     ребенку     со      специфическими нуждами    сводилась    к    его    изоляции    в     специальной    школе интернаторного         типи   ,   поэтому,     по       нашему         мнению     ,     при организации     помощи     таким     детям    в    настоящее    время    суще­ ствует     необходимость    в    обращении    к    зарубежному     опыту .  В    развитых    странах    за    рубежом    уже    сложились    опре­ деленные       стандарты , формы       и       методы       работы       с       детьми­ инвалидами  .Естественно  , в       каждой        стране        существуют         свои особенности         оказания         помощи         этой         категории         населения, обусловленные    национальным    своеобразием , социально ­ экономическими условиями   ,  психолого ­ педагогическими   традициями , ориентацией    на определенные         научные         подходы  .  Однако,  можно         выделить         и некоторые    общие    тенденции , которые    необходимо    учитывать    при создании    системы    оказания    помощи    таким    детям . Во­первых ,  это    максимально    возможная    интеграция    ребенка    с ограниченными    способностями    в    общественную    жизнь ( в    том    числе и    интегрированное    обучение ) . Во­вторых , преймущество    воспитания    этих    детей     в    семье . В­третьих , направленность    на    раннюю    диагностику    нарушений и    их    лечение . В­четвертых ,  индивидуальный       подход       к       реабилитациии       и абилитациии     ребенка     в     каждом     конкретном      случае .            В    настоящее   время    создается , разрабатывается    ряд    программ , учитывающих         данные         тенденции   .     Одна   из   таких         программ   , предложенная    ООН ,  ­  это     Реабилитация , базирующаяся    на непосредственном       окружении   (   РНБО   ).  Она   определяется,   как “стратегия  развития    общества , проводимая    с    целью    реабилитации , уравнивания   возможностей    и   социальной   интеграции    всех     инвалидов. Ее  цели  :  изменить    положение     дел     в    этой     области,  проводить обучение  ,  с        вовлечением        правительства         и       общественности    ; разработать         систему     ,   способную           оказать           помощь         всем нуждающимся    инвалидам” [  18 , 113] . Суть   РНБО    заключается     в   том ,  семья         и        непосредственное   окружение,  освоив  некоторые   основныереабилитационные       навыки   ,   а     так     же     сам     инвалид     способны самостоятельно           осуществлять         реабилитацию    .    Безусловно    ,    им оказывается     по­мощь    и    поддержка    соответствующих    учреждений систем         здравоохранения   ,  образования   ,  занятости         и         социальной защиты .            В    США    действует    программа    “Инклюжен”.  Ее    основы были    заложены    “Реабилитационным    Актом”  ( закон   № 93­112 , 1973г. ) и    законом     об    обучении    детей­инвалидов ( 1974­1975 гг. ), в    которые было    внесено    несколько    поправок    и    дополнений    со    временем . В 80­е    годы    20    века    в    Америке    начался     процесс    постройки новых зданий     и    перестройки    старых    с    учетом     потребностей различных    категорий    инвалидов . Для    этих    целей    правительством выделялись    дополнительные    финансовые    средства    и ,  в    то    же время ,   налагались       жесткие       санкции       за       нарушение       принятых стандартов  .  Для    изменения     у    граждан    отношения     к     инвалидам проводилась    продуманная    и   разработанная    психологами    и    другими специалистами    кам­пания    в    средствах    массовой    информации    и т.п. , большую   роль    в    этом    сыграли    и    религиозные    организации . Таким    образом    инвалиды    получили    доступ    ко     всем    сферам жизнедеятельности    общества ,  при    этом    изменилось    восприятие    их здоровыми    людьми . По    всей     стране     стали     появляться     общественные    орга­ низации    и    клубы    для    инвалидов ,  а    так    же    различные    фонды . Хотелось    бы     отметить  ,  что    в    США    именно    специализированные фонды    и    организации    осуществляют    значительную     часть    услуг , положенных       человеку       со       специфическими       потребностями       по закону , за    финансовые    средства , предоставленные     муниципалитетом .             Что     касается      интеграции     в    обучении   , то    трудности возникли       с       разработкой       программ   ,   подготовкой       персонала   , разработкой    психологических     моделей    восприятия    детей –инвалидов здоровыми    детьми     и    наоборот . Модель    “ Инклюжен”     подразумевает ,  что     даже    ребенок    с    сндромом    Дауна    может     обучаться    с нормальными           детьми     .  Конечно     ,    для         него         разрабатываются отдельная       программа   , свои       облегченные       задания . Многое       в успешности     осуществления    программы    зависит    от    учителя .             В    поддержку    этой     модели    обучения    было    снято    не­ сколько    фильмов    об    успешном    обучении    детей    с    ограничен­ными возможностями . Однако ,   в       США       не       тказываются         и         от специальных    школ , но    помещение    туда    ребенка    осуществляется лишь    в    крайних    случаях [ 32 ].             Говоря    о    социальном    обеспечении     в     Соединенных    Штатах  , необходимо    отметить  ,  что    инвалидам     обеспечивается    медицинскоеобслуживание ,  выплата    пособий    и    компенсаций , жилищно­бытовое устройство    и   доставка    в    учебные    заведения,  бассейн    и    т.п. , которую    осуществляют    социальные    службы . Используется    и    такой вид    социального    обслуживания  , как     на­домные    услуги  [ 28 ].             Итак , можно    было    убедиться  , что    в    США     функционирует отлаженная         система        оказания         помощи          инвалидам  ,    которая охватывает         все         сферы         жизнедеятельности         и         способствует максимально       возможнойинтеграции       человека       с       особыми       по­ требностями    в    общество , а    так    же    обеспечивает    принятие     таких людей    общесвом  . Немаловажную роль   при     осуществлении    социальной работы    играет    комплексный     поход     и     участие    целого    ряда специалистов       из         различных       областей         знаний       в       разработке программ .             В     Великобритании    помощь     имвалидам  , в   том    числе     и детям­инвалидам   ,     оказывают       3       группы         организаций   :   частные владельцы    домов  , обеспечивающих    уход     за     определенную    плату; общественный       сектор;   местные         власти   ,   которые       обеспечивают большую    часть    социальных    услуг .             Социальные   службы    оказывают    помощь    на    дому ,  в    дневных центрах,   интернатах         или         дневных         школах.   В     перечисленных учреждениях     при     работе    с    детьми     с    нарушенным    интеллектом особое    внимание    уделяется     обучению     навыкам    общения ,  правилам поведения         на         улице   ,   в       общественных         местах   ,   для         чего организуются    специальные    прогулки  . Для    подростков    с    умственной отсталостью    функционируют    центры    профессиональной    подготовки . Для    детей­инвалидов    и    больных    детей     при     госпиталях организуются    специальные    отделения     трудотерапии  . Трудотерапевты в    области     педиатрии    ставят    своей    целью    “развитие    у    детей оптимального    уровня    независимости    в    повседневной     жизни    с точки    зрения    физической  ,  психической     и    социальной” [ 28 , 182 ] . Социальный   работник     из     Департамента     социальных    служб    в Великобритании    оказывает    помощь    в    виде    совета, поддержки    и консультирования     по    личным    делам    инвалида    и    его    семьи ; помогает    в    разработке    индивидуальных    программ     реабилитации  , которые    согласовываются    с    клиентом    и    его    семьей;  организуют нормальную  ,  интересную    культурную    жизнь    инвалида    вне    дома    и т.п. Департамент   может       предоставить       необходимое       оборудование взаймы, выделить     дотацию,   оказывать       помощь       по       телефону       и другим    видам    связи .  В       Великобритании   так       же       существуют       частные       реаби­ литационные         фирмы,   которые         по         заказу         инвалида         могут предоставить    любое    оборудование .Что       касается         образования         детей       с     ограниченными возможностями, то    иртеграция    в    обучении    и    наличие     спецшкол рассматриваются         как         необходимые         параллельные         условия образования.   Они       поддерживают       порядок       и       гибкость       системы образования    и    позволяют    таким    детям    включаться    в    нее    и отходить    от    нее    по    мере    того, как    меняются     их    потребности . До       поступления       в         школу       в       большинстве         регионов Англии  , а    так    же    в    некоторых    других    странах , достаточно эффективно         используется         система        Потедж      (   педагогическое обслуживание    на    дому    детей    от   0   до  4­5  лет    с    задержками    в развитии ) , которая    зародилась    в    1970 году   в    США . В   основе работы    с    такими    детьми    лежит    индивидуальная    программа, которая составляется    для    каждого    ребенка    с     учетом    его    особенностей .   приближенная   к   Для     работы     с    детьми    с    нарушенниями    интеллекта    в   ряде стран , преймущественно    Скандинавских , организуются    дома, в    которых проживает       не       более       30       детей. В       них   создается       обстановка , максимально     семейной.   Специалисты   проводят наблюдения       за         детьми   ,   определяют         методы           лечения           и реабилитации   , разрабатывают       индивидуальные       программы   обучения. Обучение     всех         категорий         детей­инвалидов   ,   в         основном   , осуществляется         в         общеобразовательных       школах.   Школьная     и общественная    политика    направлена    на    то ,  чтобы    создать    условия для    установления    максимально    близких    взаимоотношений    между учениками    всех     категорий . Таким    образом ,  в настоящее   время    в    большинстве    стран идет    переход    от     раздельного    образования    и    присмотра    за детьми    со    специфическими    нуждами     к     их    полной     интеграции ,     если         это         возможно     .    Этот         переход           регулируется законодательством         стран . Мировым       опытом       образования       этой категории    детей    выработаны    некоторые     минимальные     стандарты для     организации     обучения    детей–инвалидов: 1. Учеников  с    серъезными    нарушениями    по    возможности    необ­ ходимо    включить  с  учетом  педагогических    особенностей    в    обычные классы начальных и средних школ. 2. Если     степень    нарушения     мешает     полной     интеграции    в обычном         классе   ,   ученики     должны         иметь     социальный     и образовательный    базис  в   обычном    классе  и    получать   дополнительные, лечебно­коррекционные   уроки   вне   класса   ( индив­идуальные       или       в группах ) .   3. Дети     с    серъезными     умственными    и    физическими    недо­ статками       могут       обучаться       в       отдельных       классах   в     рамках начальной     и      средней     школ     при     систематических    планируемых контактах   со       здоровыми         сверстниками   . При   принятии   решенийсистемы   относительно     отда­ется возможностям     для   детей получить       образование , а       не     неудобствам администрации .                                               обслуживания     приоритет           4. Индивидуальные    учебные    планы    разрабатываются    совместно педогогами   и    родителями    с    учетом     потребностей    учеников    в интегрированнном    обучении    и    обстоятельств    окружающей    среды .   5. При    организации    обучения    сознательно    планируется    само­ стоятельность            6. Содержание    учебного    процесса    должно    быть   соотнесено  с функциональными          навыками  , которые        соответствуют           возрасту ребенка      и      необходимы     для      деятельности       в     интегрированной среде  ( домашний    быт  , профессиональное    обслуживание ,   транспорт   и т.п. ) .       7. Обучение ,  взаимодействие    между    людьми    должно    быть    га­ рантией    того  ,  что    дети     действительно    будут     взаимодействовать с    другими    индивидами     в    интегрированном    окружениии .             крупная   организация   ,   решающая   Интересен       опыт       работы       за       рубежом       с     онкологически больными    детьми . Почти    во    всех    западноевропейских     странах    и в    США    функционируют    Хосписы , некоторые    из    них    оказывают помощь       детям       с       определенными       заболеваниями   , другие ­   всем нуждающимся    умирающим    людям .  В    Королевстве     Норвегия ,где проблема         заболевания         раком         стоит         очень         остро,   помощь оказывается       в     окружных     больницах , но     основную     заботу       об онкологически    больных    берут   на    себя    общественные    и   частные организации   .   Самая     все психосоциальные       проблемы , связанные       с       возникновением       этого заболевания    у    детей    и    взрослых , ­ это     “Норвежское    общество борьбы    с    раком”  ( НОБР ) . Помощь    в   основном    ока­зывается     в окружных    больницах    НОБР   ( их   пять ) , где    работают    психолог , специально       обученнная       медсестра         с     подготовкой       семейного терапевта     ,   специалиста   –соционома   (   социальный     работник         со пециальной    подготовкой  , в   том    числе    и    юридической  , подготокой ) и ,  при    необходимости ,  другие    специалисты . В    основе    работы     всех специалистов       лежат       два       основных       принципа   :   максимальная открытость ,  полное    информирование    о    заболевании , его последствиях и     т.д.       в       беседах       с       детьми         и       их       родителями ;   создание максимально    благоприятных    психологических    и    социальных    условий для    семьи . Особое    внимание   уделяется    работе   с    родителями    и сиблингами  ( родные     братья    и    сестры )    больного    ребенка. При хорошем    прогнозе    и    благоприятном    протекании    лечения    группа специалистов,  в    том    числе    и    соционом  ,  проводят    для    семьи индивидуальную    семейную    программу    психосоциальной   помощи.Деятельность    социального    работника  , в    основном , направлена на    поддержание    необходимого    материально ­ бытового    уровня    семьи , помощь    родителям    в    оформлении    документов    на    получение денежных    пособий , страховых    выплат    и   т.п.. При    необходимости    он помогает    в    улучшениии    жилищных    условий , санитарного    состояния жилья  , транспортном    обслуживании    и   т.д. . При    оценке    работы     соционома     отчетом     может     служить пакет         документов     (  письма  ,  результаты       обследования       жилищных условий,  заявление    родителей , ответы   официальных   органов    и    др. ) , полученные    в    ходе    ведения     работы    по    социальной    адаптации семьи [ 10 ].   Широкое       распространение       при       работе       с       онкологически больными детьми    во    всем    мире    получила    “ Клоунотерапия”  . Так же    активно    используется  “ Арттерапия”   в    оказании      помощи     как детям   , так         и     взрослым         с       огрниченными       способностями . Но особенно    важно    это    для    детей  , т.к.    в    детстве   и    юности закладываются       манеры       и       особенности         поведения   , формируется взгляд     на    мир , выявляются    пристрастия . Развитие   художественных способностей    умственно    ограниченных    детей    особенным    образом совершенствует    их    личность, восприятие  , самосознание, интеллект    и коммуникативные     творчество используется    и    как    средство    объединения     детей    с   ограниченными способностями    и    без    них , т.к.    здесь    важно только    наличие    дара  , через    который    общность    между     детьми   проявляется     быстрее .   возможности.   Художественное       В    России    Институтом    развития     личности    РАО ( Москва )    при участии     кандидата    педагогических    наук     Репринцевой  Г.И.    была разработана   “Игротерапия”.Она     рекомендована       для       использования психологами  ,  социальными    работниками     и    педагогами     в    работе    с детьми    с    ограниченными    возможностями    (3­9   лет ) . Игротеропия применяется     для    предупреждения    и    коррек­ции     невротических реакций , утомляемости    и    отклонений     в    поведении    и    общении этой         категории         детей   .   Она       может         быть         групповой         и индивидуальной   , может       носить       личностный         характер   (игры     с предметами)    или личностный    характер  (игры     с    людьми) .  В    игру включаются     средства     “Арттерапии” . Параллельно    с    работой    с детьми    проводятся    семенары  , консультации    с    родителями .  Таким образом ,  в    рамках   Федеральной      программы    “ Дети    России ”    на основе    русских    народных    сказок  ( “Репка” ,”Гуси­лебеди”   и    другие) были    разработаны    и    опробированы    в    реабилитационном      центре “Сломанный         цветок”       игротерапевтические   атракционы     для     детей дошкольного   и   младшего   школьного     “   Особенностью разработанных   атракционов    является     активное использования  игровых способов общения ребенка с    игротерапевтом, сверстниками и родителями.   возраста.Уникальность методов    заключается     в    том, что    с    первых    шагов общения       с       ними       и       в       течение   последующих   встреч   ребенок погружается       в       самый         понятный         ему       мир       сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами     новизны” [ 25 , 59 ] .  За    рубежом    получила    распространение    и    другая    методика , разработанная    российскими    исследователями, ­  это     игра    “Ринго – надежда”.   Аргун     Л.Е. , один       из         авторов       методики , предложил использование    распространенной    игры    “ Ринго ”    для     людей    с ограниченными    возможностями . Для    каждой    катего­рии    инвалидов разработана    своя    методика    проведения . Игра     эффективно    влияет на    физическое    развитие    и    психоэмоциональное    состояние [ 3 , 43 ]. Для    детей    с    ДЦП    английская    фирма    “Рэхаб    энд    медикал” предлагает    программу     “Развитие    основных    навыков    движения через    обучения”  ( РОНДО ) . Учебный    план     РОНДО    ориентирован на       активную       деятельность       и       предназначен         для         обучения основным       двигательным         навыкам , необходимым       в       дальнейшей жизни    как    в    домашней    обстановке, так    и    в   обществе . Курс обучения    учитывает    естественную    механику    тела , рассматриваемую совместно         с         учебным     процессом   .Эта       программа           является результатом   пятилетней       совместной       деятельности         учителей       и врачей    графства    Керн  ( Англия ) . Фирма   “Рехабс     энд     медикал” занимается     так    же    поставкой   специального    оборудования    для механотерапии    и    психотерапии  [ 27 , 55 ] . Эрик    Шоплер , Маргарет    Ландзинд , Лезли  Ватерс  предла­гают программу       ТЕАСН       для       аутичных       и       отстающих       в     раз­витии детей.  Эта программа включает:  1.   Исследование,ориентированное   на   психологическое   развитие,   ребенка   в   различных   способности     недостатки   охватывает   функциональных    сферах   развития  .    и   2. Индивидуальная    программа    развития    с   тренировочными    зада­ ниями,   специально     приспособленные     к     каждому   ребенку   ,   является основной       линией   работы   с       ним . В   рамках   данной       программы родители         рассматриваются         как   сотерапевты , а   не     как       причина такого    состояния    ребенка [ 6 ] . Сотрудниками     Университета     Маккуэри     (   Сидней   )         была разработана    программа    ранней    педагогической    помощи    детям    с отклонениями   в    развитии    “Маленькие     ступеньки” [ 22 ] . В       России       была       разработана       комплексная       инновационная модель        “Центр         независимой         жизни           для         детей         с ограниченными    возможностями” . Это    система   социальных    служб, которые    в    условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной         архитектурной         среды        и        консервативного       в отношении       инвалидов       общественного       сознания , создает       режимравных    возможностей    для    детей    с    особыми    проблемами .  Основная задача    модели  ­ обучение    детей    и    родителей     умениям    и    навыкам независимой       жизни. В     работе       используются         следующие         формы оказания    помощи: беседы , семенары , творческие    кружки  , исследования, проведение    различных   меро­приятий , создание    служб ( например   “От родителя         к       родителю”)  ,  обучение        родителей  ,  представительство интересов, оказание    помощи    на     дому    и    т.п. [ 24 ] . Участие  социального    работника    в     реабилитации     инвалидов носит    многоаспектный    характер , который     предполагает     не    только разностороннее   образование,   но       и         наличие           соответствующих личностных   качеств, позволяющих   инвалидам    относиться    к    ним    с доверием . Учитывая,   что     служб основывается   на    заканодательстве , регулируется    им , мы    считаем необходимым  обратиться    к    этому    вопросу .                               социальных           деятельность