Вопрос об оказании помощи и обучении детей –инвалидов был поставлен довольно давно. На территории нашего государства призрение таких детей первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах , воспитательных домах , богадельнях .
Изучением исторического опыта работы с детьми-инвалидами занималась Бобла И.М. .В своей работе она указывает на то, что первые упоминания о благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся к 9 - 13 векам . Однако , она касалась в основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей . Большинство слепых , глухонемых, слабоумных и искалеченных детей воспитывалось в семье , ее силами или бродило по свету , существуя на подаяния .
Историко теоретические подходы к оказанию
помощи детям со специфическими нуждами .
Вопрос об оказании помощи и обучении детей –инвалидов
был поставлен довольно давно. На территории нашего государства
призрение таких детей первоначально осуществлялось при
монастырях, школах, в приютах , воспитательных домах , богадельнях .
Изучением исторического опыта работы с детьмиинвалидами
занималась Бобла И.М. .В своей работе она указывает на то, что
первые упоминания о благотворительности в отношении ребенка
инвалида относятся к 9 13 векам . Однако , она касалась в
основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и
подкидышей . Большинство слепых , глухонемых, слабоумных и
искалеченных детей воспитывалось в семье , ее силами или
бродило по свету , существуя на подаяния .
Хотелось бы отметить , что до второй половины 20 века
системы оказания помощи этой категории детей не было , да и
позже она не сложилась . Однако , общественные организации и
частные лица стали больше внимания и материальных средств
отдавать решению этого вопроса. Стали открываться спецприюты ,
школы , больницы , училища для различных категорий детейинвалидов
(кроме душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно
,содержались в домах для умалишенных , а так же в заведениях
больничного типа ) .
По мнению Григорьева А.Д. , большую роль в оказании
помощи слепым и слабослышащим детям играло Мариинское
попечительство о слепых , функционировавшее с 1881 года в
России и на территории Белоруси. Одним из первых его шагов
стала перепись слепых в стране . В результате деятельности
этого общества появилось несколько школ , приютов и училищ
для слепых детей, было издано несколько книг с использованием
системы Брайля. При обучении важное место отводилось
профессиональному образованию .
В нашей стране существовало так же несколько спе
циальных заведений для детей с нарушениями слуха . Первая
школа для них была организована в Вильно в 1823 году
Маклаховцом К . . Надо заметить , что опыт обучения этой
категории детей к тому времени уже был накоплен за
рубежом, функционировали Варшавский , Берлинский , Лейпцигский
и Парижский институты глухонемых и т.д. . Интересен опыт
работы частного Минского училища для глухонемых и
заикающихся еврейских детей ( 1888 г) , т .к . там впервые былоприменено обучение на двух языках ( русский и еврейский ) .
Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла
деятельность Попечительства о глухонемых ( 1898 г.) , в ходе
которой было открыто несколько учебных заведений , выдавались
пособия семьям , воспитывающим глухонемых детей, организовывались
приюты для таких семей , а так же были созданы курсы для
обучения специалистов по работе с этими детьми .
Итак , система оказания помощи детяминвалидам не была
создана до 1917 года ; не была она создана и за время
советской власти , когда помощь ребенку со специфическими
нуждами сводилась к его изоляции в специальной школе
интернаторного типи , поэтому, по нашему мнению , при
организации помощи таким детям в настоящее время суще
ствует необходимость в обращении к зарубежному опыту .
В развитых странах за рубежом уже сложились опре
деленные стандарты , формы и методы работы с детьми
инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои
особенности оказания помощи этой категории населения,
обусловленные национальным своеобразием , социально экономическими
условиями , психолого педагогическими традициями , ориентацией на
определенные научные подходы . Однако, можно выделить и
некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать при
создании системы оказания помощи таким детям .
Вопервых , это максимально возможная интеграция ребенка с
ограниченными способностями в общественную жизнь ( в том числе
и интегрированное обучение ) .
Вовторых , преймущество воспитания этих детей в семье .
Втретьих , направленность на раннюю диагностику нарушений
и их лечение .
Вчетвертых , индивидуальный подход к реабилитациии и
абилитациии ребенка в каждом конкретном случае .
В настоящее время создается , разрабатывается ряд программ ,
учитывающих данные тенденции . Одна из таких программ ,
предложенная ООН , это Реабилитация , базирующаяся на
непосредственном окружении ( РНБО ). Она определяется, как
“стратегия развития общества , проводимая с целью реабилитации ,
уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов.
Ее цели : изменить положение дел в этой области, проводить
обучение , с вовлечением правительства и общественности ;
разработать систему , способную оказать помощь всем
нуждающимся инвалидам” [ 18 , 113] . Суть РНБО заключается в том
, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основныереабилитационные навыки , а так же сам инвалид способны
самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно , им
оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений
систем здравоохранения , образования , занятости и социальной
защиты .
В США действует программа “Инклюжен”. Ее основы
были заложены “Реабилитационным Актом” ( закон № 93112 , 1973г. )
и законом об обучении детейинвалидов ( 19741975 гг. ), в которые
было внесено несколько поправок и дополнений со временем . В
80е годы 20 века в Америке начался процесс постройки
новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей
различных категорий инвалидов . Для этих целей правительством
выделялись дополнительные финансовые средства и , в то же
время , налагались жесткие санкции за нарушение принятых
стандартов . Для изменения у граждан отношения к инвалидам
проводилась продуманная и разработанная психологами и другими
специалистами кампания в средствах массовой информации и
т.п. , большую роль в этом сыграли и религиозные организации .
Таким образом инвалиды получили доступ ко всем сферам
жизнедеятельности общества , при этом изменилось восприятие их
здоровыми людьми .
По всей стране стали появляться общественные орга
низации и клубы для инвалидов , а так же различные фонды .
Хотелось бы отметить , что в США именно специализированные
фонды и организации осуществляют значительную часть услуг ,
положенных человеку со специфическими потребностями по
закону , за финансовые средства , предоставленные муниципалитетом .
Что касается интеграции в обучении , то трудности
возникли с разработкой программ , подготовкой персонала ,
разработкой психологических моделей восприятия детей –инвалидов
здоровыми детьми и наоборот . Модель “ Инклюжен” подразумевает
, что даже ребенок с сндромом Дауна может обучаться с
нормальными детьми . Конечно , для него разрабатываются
отдельная программа , свои облегченные задания . Многое в
успешности осуществления программы зависит от учителя .
В поддержку этой модели обучения было снято не
сколько фильмов об успешном обучении детей с ограниченными
возможностями . Однако , в США не тказываются и от
специальных школ , но помещение туда ребенка осуществляется
лишь в крайних случаях [ 32 ].
Говоря о социальном обеспечении в Соединенных Штатах ,
необходимо отметить , что инвалидам обеспечивается медицинскоеобслуживание , выплата пособий и компенсаций , жилищнобытовое
устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т.п. ,
которую осуществляют социальные службы . Используется и такой
вид социального обслуживания , как надомные услуги [ 28 ].
Итак , можно было убедиться , что в США функционирует
отлаженная система оказания помощи инвалидам , которая
охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует
максимально возможнойинтеграции человека с особыми по
требностями в общество , а так же обеспечивает принятие таких
людей общесвом . Немаловажную роль при осуществлении социальной
работы играет комплексный поход и участие целого ряда
специалистов из различных областей знаний в разработке
программ .
В Великобритании помощь имвалидам , в том числе и
детяминвалидам , оказывают 3 группы организаций : частные
владельцы домов , обеспечивающих уход за определенную плату;
общественный сектор; местные власти , которые обеспечивают
большую часть социальных услуг .
Социальные службы оказывают помощь на дому , в дневных
центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных
учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом
особое внимание уделяется обучению навыкам общения , правилам
поведения на улице , в общественных местах , для чего
организуются специальные прогулки . Для подростков с умственной
отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки .
Для детейинвалидов и больных детей при госпиталях
организуются специальные отделения трудотерапии . Трудотерапевты
в области педиатрии ставят своей целью “развитие у детей
оптимального уровня независимости в повседневной жизни с
точки зрения физической , психической и социальной” [ 28 , 182 ] .
Социальный работник из Департамента социальных служб в
Великобритании оказывает помощь в виде совета, поддержки и
консультирования по личным делам инвалида и его семьи ;
помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации ,
которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют
нормальную , интересную культурную жизнь инвалида вне дома и
т.п. Департамент может предоставить необходимое оборудование
взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и
другим видам связи .
В Великобритании так же существуют частные реаби
литационные фирмы, которые по заказу инвалида могут
предоставить любое оборудование .Что касается образования детей с ограниченными
возможностями, то иртеграция в обучении и наличие спецшкол
рассматриваются как необходимые параллельные условия
образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы
образования и позволяют таким детям включаться в нее и
отходить от нее по мере того, как меняются их потребности .
До поступления в школу в большинстве регионов
Англии , а так же в некоторых других странах , достаточно
эффективно используется система Потедж ( педагогическое
обслуживание на дому детей от 0 до 45 лет с задержками в
развитии ) , которая зародилась в 1970 году в США . В основе
работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая
составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей .
приближенная к
Для работы с детьми с нарушенниями интеллекта в ряде
стран , преймущественно Скандинавских , организуются дома, в которых
проживает не более 30 детей. В них создается обстановка ,
максимально
семейной. Специалисты проводят
наблюдения за детьми , определяют методы лечения и
реабилитации , разрабатывают индивидуальные программы обучения.
Обучение всех категорий детейинвалидов , в основном ,
осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и
общественная политика направлена на то , чтобы создать условия
для установления максимально близких взаимоотношений между
учениками всех категорий .
Таким образом , в настоящее время в большинстве стран
идет переход от раздельного образования и присмотра за
детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции
, если это возможно .
Этот переход регулируется
законодательством стран . Мировым опытом образования этой
категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты
для организации обучения детей–инвалидов:
1. Учеников с серъезными нарушениями по возможности необ
ходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные
классы начальных и средних школ.
2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в
обычном классе , ученики должны иметь социальный и
образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные,
лечебнокоррекционные уроки вне класса ( индивидуальные или в
группах ) .
3. Дети с серъезными умственными и физическими недо
статками могут обучаться в отдельных классах в рамках
начальной и средней школ при систематических планируемых
контактах со здоровыми сверстниками . При принятии решенийсистемы
относительно
отдается
возможностям для детей получить образование , а не неудобствам
администрации .
обслуживания
приоритет
4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно
педогогами и родителями с учетом потребностей учеников в
интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей среды .
5. При организации обучения сознательно планируется само
стоятельность
6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с
функциональными навыками , которые соответствуют возрасту
ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной
среде ( домашний быт , профессиональное обслуживание , транспорт и
т.п. ) .
7. Обучение , взаимодействие между людьми должно быть га
рантией того , что дети действительно будут взаимодействовать
с другими индивидами в интегрированном окружениии .
крупная организация , решающая
Интересен опыт работы за рубежом с онкологически
больными детьми . Почти во всех западноевропейских странах и
в США функционируют Хосписы , некоторые из них оказывают
помощь детям с определенными заболеваниями , другие всем
нуждающимся умирающим людям . В Королевстве Норвегия ,где
проблема заболевания раком стоит очень остро, помощь
оказывается в окружных больницах , но основную заботу об
онкологически больных берут на себя общественные и частные
организации . Самая
все
психосоциальные проблемы , связанные с возникновением этого
заболевания у детей и взрослых , это “Норвежское общество
борьбы с раком” ( НОБР ) . Помощь в основном оказывается в
окружных больницах НОБР ( их пять ) , где работают психолог ,
специально обученнная медсестра с подготовкой семейного
терапевта , специалиста –соционома ( социальный работник со
пециальной подготовкой , в том числе и юридической , подготокой )
и , при необходимости , другие специалисты . В основе работы всех
специалистов лежат два основных принципа : максимальная
открытость , полное информирование о заболевании , его последствиях
и т.д. в беседах с детьми и их родителями ; создание
максимально благоприятных психологических и социальных условий
для семьи . Особое внимание уделяется работе с родителями и
сиблингами ( родные братья и сестры ) больного ребенка. При
хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа
специалистов, в том числе и соционом , проводят для семьи
индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.Деятельность социального работника , в основном , направлена
на поддержание необходимого материально бытового уровня семьи
, помощь родителям в оформлении документов на получение
денежных пособий , страховых выплат и т.п.. При необходимости он
помогает в улучшениии жилищных условий , санитарного состояния
жилья , транспортном обслуживании и т.д. .
При оценке работы соционома отчетом может служить
пакет документов ( письма , результаты обследования жилищных
условий, заявление родителей , ответы официальных органов и др. ) ,
полученные в ходе ведения работы по социальной адаптации
семьи [ 10 ].
Широкое распространение при работе с онкологически
больными детьми во всем мире получила “ Клоунотерапия” . Так
же активно используется “ Арттерапия” в оказании помощи как
детям , так и взрослым с огрниченными способностями . Но
особенно важно это для детей , т.к. в детстве и юности
закладываются манеры и особенности поведения , формируется
взгляд на мир , выявляются пристрастия . Развитие художественных
способностей умственно ограниченных детей особенным образом
совершенствует их личность, восприятие , самосознание, интеллект и
коммуникативные
творчество
используется и как средство объединения детей с ограниченными
способностями и без них , т.к. здесь важно только наличие дара ,
через который общность между детьми проявляется быстрее .
возможности. Художественное
В России Институтом развития личности РАО ( Москва ) при
участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была
разработана “Игротерапия”.Она рекомендована для использования
психологами , социальными работниками и педагогами в работе с
детьми с ограниченными возможностями (39 лет ) . Игротеропия
применяется для предупреждения и коррекции невротических
реакций , утомляемости и отклонений в поведении и общении
этой категории детей . Она может быть групповой и
индивидуальной , может носить личностный характер (игры с
предметами) или личностный характер (игры с людьми) . В игру
включаются средства “Арттерапии” . Параллельно с работой с
детьми проводятся семенары , консультации с родителями . Таким
образом , в рамках Федеральной программы “ Дети России ” на
основе русских народных сказок ( “Репка” ,”Гусилебеди” и другие)
были разработаны и опробированы в реабилитационном центре
“Сломанный цветок” игротерапевтические атракционы для детей
дошкольного и младшего школьного
“ Особенностью
разработанных атракционов является активное использования игровых
способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями.
возраста.Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов
общения с ними и в течение последующих встреч ребенок
погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек,
наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны” [ 25 , 59 ] .
За рубежом получила распространение и другая методика ,
разработанная российскими исследователями, это игра “Ринго –
надежда”. Аргун Л.Е. , один из авторов методики , предложил
использование распространенной игры “ Ринго ” для людей с
ограниченными возможностями . Для каждой категории инвалидов
разработана своя методика проведения . Игра эффективно влияет
на физическое развитие и психоэмоциональное состояние [ 3 , 43 ].
Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд медикал”
предлагает программу “Развитие основных навыков движения
через обучения” ( РОНДО ) . Учебный план РОНДО ориентирован
на активную деятельность и предназначен для обучения
основным двигательным навыкам , необходимым в дальнейшей
жизни как в домашней обстановке, так и в обществе . Курс
обучения учитывает естественную механику тела , рассматриваемую
совместно с учебным процессом .Эта программа является
результатом пятилетней совместной деятельности учителей и
врачей графства Керн ( Англия ) . Фирма “Рехабс энд медикал”
занимается так же поставкой специального оборудования для
механотерапии и психотерапии [ 27 , 55 ] .
Эрик Шоплер , Маргарет Ландзинд , Лезли Ватерс предлагают
программу ТЕАСН для аутичных и отстающих в развитии
детей. Эта программа включает:
1. Исследование,ориентированное на психологическое развитие,
ребенка в различных
способности
недостатки
охватывает
функциональных сферах развития .
и
2. Индивидуальная программа развития с тренировочными зада
ниями, специально приспособленные к каждому ребенку , является
основной линией работы с ним . В рамках данной программы
родители рассматриваются как сотерапевты , а не как причина
такого состояния ребенка [ 6 ] .
Сотрудниками Университета Маккуэри ( Сидней ) была
разработана программа ранней педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии “Маленькие ступеньки” [ 22 ] .
В России была разработана комплексная инновационная
модель “Центр независимой жизни для детей с
ограниченными возможностями” . Это система социальных служб,
которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной
государственной архитектурной среды и консервативного в
отношении инвалидов общественного сознания , создает режимравных возможностей для детей с особыми проблемами . Основная
задача модели обучение детей и родителей умениям и навыкам
независимой жизни. В работе используются следующие формы
оказания помощи: беседы , семенары , творческие кружки , исследования,
проведение различных мероприятий , создание служб ( например “От
родителя к родителю”) , обучение родителей , представительство
интересов, оказание помощи на дому и т.п. [ 24 ] .
Участие социального работника в реабилитации инвалидов
носит многоаспектный характер , который предполагает не только
разностороннее образование, но и наличие соответствующих
личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с
доверием .
Учитывая, что
служб
основывается на заканодательстве , регулируется им , мы считаем
необходимым обратиться к этому вопросу .
социальных
деятельность