ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Председатель методического Директор ЧУ «Колледж ЗЕРЕК»
совета колледжа Кетебаева К.К.
Тулегенова М.А. «____» ________________2018 г. «_____» ____________2018 г.
ПӘННІҢ ОҚУ-ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине «История Казахстана»
специальности: 0105000 «Начальное образование»
0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»
Костанай,2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая учебная программа……………………………………………………
2. Календарно – тематическое планирование……………………………………
3. Конспекты занятий……………………………………………………………
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Председатель методического Директор ЧУ «Колледж ЗЕРЕК»
совета колледжа Кетебаева К.К.
________________Тулегенова М.А. «____» ________________2018 г. «_____» ____________2018 г.
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пәні /Дисциплина История Казахстана
Мамандығы/ Специальность 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»
Біліктілігі / Квалификация 0101033 «Воспитатель дошкольных организаций»
Оқыту нысаны/Форма обучения очная
На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев
Курс 1
Барлық сағат саны/ Всего часов 78
Теориялық / Теоретические 52
Практикалық/ практические 26
Емтихан/ Экзамен 2 семестр
Сынақ/ Зачет
Курстық жоба/ Курсовой проект
Контрольные работы
Қостанай, 2018
Составитель программы Тулегенова Мариям Абдуловна, преподаватель гуманитарных дисциплин,к.и.н.
(Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)
Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «История Казахстана», утвержденной в _______ году решением УМС МОиРК, протокол от ________ года.
Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании цикловой методической комиссии
протокол № _____ от «______»_____________ ________ года
Председатель ЦМК _______________________________
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа
протокол № _____ от «______» _____________________ года
Председатель методического совета ___________________
№ |
Учебный год |
Дата переутверждения, № протокола |
Подпись председателя |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и
Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.
Учебная дисциплина «История Казахстана» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
Данная программа предусматривает значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в учебную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков и умений проводить рассуждения, сравнения, синтез и анализ.
Цель обучения: на основе раскрытия белых пятен в истории и общественной мысли повысить национальное самосознание студентов, для обеспечения достижения ими высоких результатов в соответствии с требованиями современности посредством освоения исторических событий нашего народа, происходивших с древности до настоящего времени. Признание мировым сообществом достижения Республики Казахстан должно стать вдохновляющим примером для новых поколений и позволяет последовательно осмыслить происходящие сегодня события и их значение в будущем.
Задачи обучения:
- формирование знаний об истории развития человечества;
- формирование навыков творческого применения исторических знаний, умения работать с историческими источниками, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа;
-формирование ггражданской позиции молодого поколения, ответственного перед Отчизной и народом;
-воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, уважение к истории и культуре казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане.
Структурными компонентами рабочей программы по истории Казахстана являются: пояснительная записка, тематический план, содержание учебной дисциплины и список литературы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- доказывать, что история Казахстана является составной частью всемирной истории;
- характеризовать эволюцию сложения, развития этической истории казахского народа;
- сравнивать государственное устройство государств на территории Казахстана с другими мировыми государствами;
- составлять хронологические и синхронные таблицы исторических событий и фактов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- важнейшие периоды Казахстана;
- о зарождении, становлении и развитии государственности на территории Казахстана;
- о роли кочевой цивилизации в истории и вкладе ее в мировую цивилизацию;
- о степени изученности и новых концептуальных подходах основных исторических проблем истории Казахстана.
Планируемые результаты обучения дисциплины
Компетенции, запланированные в стандарте и образовательной программе |
Результаты, запланированные в типовой учебной программе |
В результате обучения дисциплины обучающийся должен обладать компетенциями базовыми БК 1. Понимать и принимать духовные ценности и нормы, основанные на идеалах человеческих качеств
|
В результате изучения дисциплины обучающиеся знают: - духовные ценности и нормы, способствующие формированию казахстанского патриотизма. Умеют: - анализировать ценности и нормы, формирующие толерантность и активную гражданскую позицию; - сравнивать, оценивать культурные традиции, ценности казахского народа и также других народов, проживающих в Казахстане. Приобрели навыки: - сравнения норм и общечеловеческих ценностей на различных этапах истории; - оценки особенностей социальной среды, противостояния антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера. Компетентны: - в проведении сравнительного анализа общечеловеческих норм и ценностей. |
БК 2. Уметь определять и решать проблемы в различных ситуациях, заниматься самообразованием. |
Знают: - причины формирования многонационального Казахстана, политику межнациональных отношений в разные исторические периоды и демографического положения Казахстана. Умеют: - проявлять свою гражданскую позицию; - проявлять высокие патриотические чувства, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов. Приобрели навыки: - анализа долгосрочных и краткосрочных программ развития страны; - выразить свое мнение о трудностях и проблемах современного Казахстана. Компетентны: - в анализе действующих государственных программ; - в использовании материалов периодической печати в ходе учебного процесса. |
БК 3. Владеть способами свободного устного и письменного общения |
Знают: - о существующих архивах, документах и о применении их на уроках по отдельным темам. Умеют: - работать с каталогами, экспонатами в музеях; - составлять исторические сочинения; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Приобрели навыки: - применения полученной информации на уроках истории в устной и письменной речи, составление тезисов; - ведения дебатов, дискуссии. Компетентны: - в анализе материалов архива, музейных экспонатов, в составлении тезисов, планов по тексту. |
БК 4. Владеть способами обработки, хранения и применения информации, работы с Интернетом, электронной почтой, ИКТ |
Знают: - компьютерные методы сбора, хранения и обработки информации, методы поиска информации в Интернете; - основы работы с электронными учебными пособиями. Умеют: - способность к самообразованию и самореализации; - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - искать необходимую информацию в Интернете. Приобрели навыки: - контроля знаний, используя доступные средства обучения по истории; - хранить, обрабатывать, анализировать информацию по истории; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ, презентаций; - в применении компьютера при изучении отдельных тем. |
Профессиональная компетентность ПК З.2.1. Знать сущность исторических явлений, событий, процессов. |
Знают: - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность истории Казахстана; - Казахстан в период кризиса и распада СССР, политические и общественные изменения в РК после обретения независимости и о достижениях независимого Казахстана. Умеют: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Приобрели навыки: - анализа исторической информации; - установления причинно – следственных связей между явлениями; - умении анализировать, обрабатывать, систематизировать и использовать научную информацию. Компетентны: - в поиске исторической информации из источников различного типа; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам. |
ПК З. 2.6. Владеть приемами и методами анализа исторических процессов. |
Знают: - творчество деятелей культуры: ученых, мыслителей, акынов, жырау, композиторов и певцов; - творчество казахской национальной интеллигенции и деятельности ее видных деятелей. Умеют: - сравнивать политические процессы и события; - определить историческое значение восстаний и политических противостояний, выразить свое мнение. Приобрели навыки: - сравнения, наблюдения, анализа в изучении истории Казахстана. Компетентны: - в применении приемов и методов, анализа исторических процессов, явлений событий. |
ПК 3.2.7. Уметь проводить причинно – следственную связь между историческими явлениями |
Знают: - сравнивать исторические события, связанные между собой; - анализировать и делать выводы; - выстраивать логическую цепь. Приобрели навыки: - использования оптимальных методов и средств изучения исторических процессов; - составления хронологических таблиц, исторических событий и фактов; - составления плана работы с дополнительным материалом. Компетентны: - в определении причинно – следственных связей исторических событий. |
Тематический план учебной дисциплины «История Казахстана»
№ |
Содержание |
Всего |
Теор.з. |
Практ.з. |
1 курс 1 семестр Раздел 1. Казахстан в древности |
||||
1 |
Казахстан в эпоху камня |
2 |
2 |
|
2 |
Племена Казахстана в эпоху бронзы |
2 |
|
2 |
3 |
Древние государства на территории Казахстана |
2 |
2 |
|
|
Раздел II. Государства на территории Казахстана |
|||
4 |
Древние тюрки, Тюркский каганат |
2 |
2 |
|
5 |
Духовная культура кочевников |
2 |
|
2 |
6 |
Казахстан в эпоху монгольского нашествия. Казахстан в составе Золотой Орды |
2 |
2 |
|
7 |
Государства на территории Казахстана в XIY - XV вв. |
2 |
2 |
|
|
Раздел III. История сложения казахского народа и казахской государственности |
|||
8 |
История сложения казахского народа |
2 |
|
2 |
9 |
Образование и укрепление казахского народа. Политическая и социальная структура казахского ханства |
2 |
2 |
|
Раздел IV. Казахстан в составе Российской империи
|
||||
10 |
4.1. Политическое положение Казахского ханства XYII- XVIII вв. |
2 |
|
2 |
11 |
4.2. Политическое и экономическое положение Казахского ханства в XVIII в. |
2 |
2 |
|
12 |
4.3. Колониальная политика царской России. Административные реформы России в Казахстане во второй половине XIX века. |
2 |
|
2 |
Раздел V. Национально – освободительное движение казахского народа против колониальной политики Российской империи
|
||||
13 |
Национально-освободительные восстания XVIII вв |
2 |
|
2 |
14 |
Национально – освободительные движения в первой половине XIX века |
2 |
2 |
|
15 |
Национально – освободительные движения под предводительством С. Касымова и Кенесары хана |
2 |
2 |
|
16 |
Национально – освободительные движения в конце XIX века |
2 |
|
2 |
17 |
Национально – освободительное движение 1916 года. |
2 |
2 |
|
|
Всего за I семестр: |
34 |
20 |
14 |
Раздел VI. Казахстан в начале XX века |
||||
18 |
Политическое положение России в начале XX века и ее влияние на Казахстан |
2 |
2 |
|
19 |
Революции 1917 года |
2 |
|
2 |
20 |
Создание и деятельность политических партий. Образование национальных автономий |
2 |
2 |
|
21 |
Гражданская война. Экономическая политика Советской власти в Казахстане |
2 |
2 |
|
22 |
Образование КазАССР |
2 |
2 |
|
23 |
Политическое и экономическое положение Казахстана в 1920 – 1921 гг. Индустриализация в Казахстане |
2 |
2 |
|
24 |
Социально – экономические последствия сплошной коллективизации в Казахстане |
2 |
2 |
|
25 |
Национально – освободительные движения в 1920 -1930 гг. |
2 |
2 |
|
26 |
Развитие культуры Казахстана в 1920 – 1930 гг. |
2 |
|
2 |
27 |
Из истории Коммунистической партии и комсомола Казахстана |
2 |
|
2 |
Раздел VII. Политические репрессии и депортация народов в XX веке |
||||
28 |
Политические репрессии в первой половине XX века. Репрессии против национальной интеллигенции во второй половине XX века |
2 |
2 |
|
29 |
Основные этапы депортации народов в Казахстан |
2 |
|
2 |
Раздел VIII. Казахстан в период Великой Отечественной войны |
||||
30 |
Казахстан – арсенал фронта |
2 |
2 |
|
31 |
Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны |
2 |
2 |
|
Раздел IX. Казахстан во второй половине XX века |
||||
32 |
Социально – экономическая жизнь Казахстана в 1950 гг. |
2 |
2 |
|
33 |
Казахстан в годы застоя. Волнения и движения в 1950 – 1980 гг. |
2 |
2 |
|
Раздел X. Казахстан на современном этапе |
||||
34 |
Изменение в политической системе и развитие экономики Независимого Казахстана |
2 |
|
2 |
35 |
Конституция Республики Казахстан – гарант стабильного будущего |
2 |
2 |
|
36 |
Стабилизация экономики Казахстана на рубеже веков (1998 – 2001 гг.) Интеграция Казахстана в мировую экономику |
2 |
2 |
|
37 |
Международное положение и внешняя политика Республик Казахстан |
2 |
2 |
|
38 |
Установление стратегического партнерства с ведущими государствами мира. Новый политический курс состоявшегося государства |
2 |
2 |
|
39 |
10.6. Новое экономическое направление |
2 |
|
2 |
|
Всего за II семестр: |
44 |
32 |
12 |
|
Всего за год: |
78 |
52 |
26 |
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Председатель методического Директор ЧУ «Колледж ЗЕРЕК»
совета колледжа Кетебаева К.К.
________________Тулегенова М.А. «____» ________________2018 г. «_____» ____________2018 г.
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пәні /Дисциплина История Казахстана
Мамандығы/ Специальность 0105000«Начальное образование»
Біліктілігі / Квалификация 0105033 «Учитель иностранного языка начального образования»
Оқыту нысаны/Форма обучения очная
На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев
Курс 1
Барлық сағат саны/ Всего часов 78
Теориялық / Теоретические 48
Практикалық/ практические 30
Емтихан/ Экзамен 2 семестр
Сынақ/ Зачет
Курстық жоба/ Курсовой проект
Контрольные работы 1 семестр
Қостанай, 2018
Составитель программы Тулегенова Мариям Абдуловна, преподаватель гуманитарных дисциплин,к.и.н.
(Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)
Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «История Казахстана», утвержденной в _______ году решением УМС МОиРК, протокол от ________ года.
Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании цикловой методической комиссии
протокол № _____ от «______»_____________ ________ года
Председатель ЦМК _______________________________
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа
протокол № _____ от «______» _____________________ года
Председатель методического совета ___________________
№ |
Учебный год |
Дата переутверждения, № протокола |
Подпись председателя |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Тематический план учебной дисциплины «История Казахстана»
№ |
Содержание |
Всего |
Теор.з. |
Практ.з. |
1 курс 1 семестр Раздел 1. Казахстан в древности |
||||
1 |
Казахстан в эпоху камня |
2 |
2 |
|
2 |
Племена Казахстана в эпоху бронзы |
2 |
|
2 |
3 |
Древние государства на территории Казахстана |
2 |
2 |
|
|
Раздел II. Государства на территории Казахстана |
|||
4 |
Древние тюрки, Тюркский каганат |
2 |
2 |
|
5 |
Духовная культура кочевников |
2 |
|
2 |
6 |
Казахстан в эпоху монгольского нашествия. Казахстан в составе Золотой Орды |
2 |
2 |
|
7 |
Государства на территории Казахстана в XIY - XV вв. |
2 |
2 |
|
|
Раздел III. История сложения казахского народа и казахской государственности |
|||
8 |
История сложения казахского народа |
2 |
|
2 |
9 |
Образование и укрепление казахского народа. Политическая и социальная структура казахского ханства |
2 |
2 |
|
Раздел IV. Казахстан в составе Российской империи
|
||||
10 |
4.1. Политическое положение Казахского ханства XYII- XVIII вв. |
2 |
|
2 |
11 |
4.2. Политическое и экономическое положение Казахского ханства в XVIII в. |
2 |
2 |
|
12 |
4.3. Колониальная политика царской России. Административные реформы России в Казахстане во второй половине XIX века. |
2 |
|
2 |
Раздел V. Национально – освободительное движение казахского народа против колониальной политики Российской империи
|
||||
13 |
Национально-освободительные восстания XVIII вв |
2 |
|
2 |
14 |
Национально – освободительные движения в первой половине XIX века |
2 |
2 |
|
15 |
Национально – освободительные движения под предводительством С. Касымова и Кенесары хана |
2 |
2 |
|
16 |
Национально – освободительные движения в конце XIX века |
2 |
|
2 |
17 |
Национально – освободительное движение 1916 года. |
2 |
2 |
|
|
Всего за I семестр: |
34 |
20 |
14 |
Раздел VI. Казахстан в начале XX века |
||||
18 |
Политическое положение России в начале XX века и ее влияние на Казахстан |
2 |
2 |
|
19 |
Революции 1917 года |
2 |
2 |
|
20 |
Создание и деятельность политических партий. Образование национальных автономий |
2 |
2 |
|
21 |
Гражданская война. Экономическая политика Советской власти в Казахстане |
2 |
|
2 |
22 |
Образование КазАССР |
2 |
2 |
|
23 |
Политическое и экономическое положение Казахстана в 1920 – 1921 гг. Индустриализация в Казахстане |
2 |
|
2 |
24 |
Социально – экономические последствия сплошной коллективизации в Казахстане |
2 |
2 |
|
25 |
Национально – освободительные движения в 1920 -1930 гг. |
2 |
2 |
|
26 |
Развитие культуры Казахстана в 1920 – 1930 гг. |
2 |
|
2 |
27 |
Из истории Коммунистической партии и комсомола Казахстана |
2 |
|
2 |
Раздел VII. Политические репрессии и депортация народов в XX веке |
||||
28 |
Политические репрессии в первой половине XX века. Репрессии против национальной интеллигенции во второй половине XX века |
2 |
2 |
|
29 |
Основные этапы депортации народов в Казахстан |
2 |
2 |
|
Раздел VIII. Казахстан в период Великой Отечественной войны |
||||
30 |
Казахстан – арсенал фронта |
2 |
|
2 |
31 |
Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны |
2 |
2 |
|
Раздел IX. Казахстан во второй половине XX века |
||||
32 |
Социально – экономическая жизнь Казахстана в 1950 гг. |
2 |
2 |
|
33 |
Казахстан в годы застоя. Волнения и движения в 1950 – 1980 гг. |
2 |
2 |
|
Раздел X. Казахстан на современном этапе |
||||
34 |
Изменение в политической системе и развитие экономики Независимого Казахстана |
2 |
2 |
|
35 |
Конституция Республики Казахстан – гарант стабильного будущего |
2 |
|
2 |
36 |
Стабилизация экономики Казахстана на рубеже веков (1998 – 2001 гг.) Интеграция Казахстана в мировую экономику |
2 |
2 |
|
37 |
Международное положение и внешняя политика Республик Казахстан |
2 |
|
2 |
38 |
Установление стратегического партнерства с ведущими государствами мира. Новый политический курс состоявшегося государства |
2 |
2 |
|
39 |
Новое экономическое направление |
2 |
|
2 |
|
Всего за II семестр: |
44 |
28 |
16 |
|
Всего за год: |
78 |
48 |
30 |
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Председатель методического Директор ЧУ «Колледж ЗЕРЕК»
совета колледжа Кетебаева К.К.
________________Тулегенова М.А. «____» ________________2018 г. «_____» ____________2018 г.
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пәні /Дисциплина История Казахстана
Мамандығы/ Специальность 0105000 «Начальное образование»
Біліктілігі / Квалификация 0105013 «Учитель начального образования»
Оқыту нысаны/Форма обучения очная
На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев
Курс 1
Барлық сағат саны/ Всего часов 78
Теориялық / Теоретические 48
Практикалық/ практические 32
Емтихан/ Экзамен 2 семестр
Сынақ/ Зачет
Курстық жоба/ Курсовой проект
Контрольные работы 1 семестр
Костанай,2018
Тематический план учебной дисциплины «История Казахстана»
№ |
Содержание |
Всего |
Теор.з. |
Практ.з. |
1 курс 1 семестр Раздел 1. Казахстан в древности |
||||
1 |
Казахстан в эпоху камня |
2 |
2 |
|
2 |
Племена Казахстана в эпоху бронзы |
2 |
|
2 |
3 |
Древние государства на территории Казахстана |
2 |
2 |
|
|
Раздел II. Государства на территории Казахстана |
|||
4 |
Древние тюрки, Тюркский каганат. Духовная культура кочевников |
2 |
2 |
|
5 |
Казахстан в эпоху монгольского нашествия. Казахстан в составе Золотой Орды |
2 |
|
2 |
6 |
Государства на территории Казахстана в XIY - XV вв. |
2 |
2 |
|
|
Раздел III. История сложения казахского народа и казахской государственности |
|||
7 |
История сложения казахского народа |
2 |
|
2 |
8 |
Образование и укрепление казахского народа. Политическая и социальная структура казахского ханства |
2 |
2 |
|
Раздел IV. Казахстан в составе Российской империи
|
||||
9 |
Политическое положение Казахского ханства XYII- XVIII вв. |
2 |
|
2 |
10 |
Колониальная политика царской России. Административные реформы России в Казахстане во второй половине XIX века. |
2 |
|
2 |
Раздел V. Национально – освободительное движение казахского народа против колониальной политики Российской империи
|
||||
11 |
Национально-освободительные восстания XVIII вв. |
2 |
|
2 |
12 |
Национально – освободительные движения в первой половине XIX века |
2 |
2 |
|
13 |
Национально – освободительные движения в конце XIX века |
2 |
|
2 |
14 |
Национально – освободительное движение 1916 года. |
2 |
2 |
|
|
Всего за I семестр: |
28 |
14 |
14 |
Раздел VI. Казахстан в начале XX века |
||||
15 |
Политическое положение России в начале XX века и ее влияние на Казахстан |
2 |
|
2 |
16 |
Революции 1917 года |
2 |
|
2 |
17 |
Создание и деятельность политических партий. |
2 |
2 |
|
18 |
Образование национальных автономий |
2 |
2 |
|
19 |
Гражданская война. Экономическая политика Советской власти в Казахстане |
2 |
|
2 |
20 |
Образование КазАССР |
2 |
2 |
|
21 |
Политическое и экономическое положение Казахстана в 1920 – 1921 гг. |
2 |
|
2 |
22 |
Индустриализация в Казахстане |
2 |
2 |
|
23 |
Социально – экономические последствия сплошной коллективизации в Казахстане |
2 |
2 |
|
24 |
Национально – освободительные движения в 1920 -1930 гг. |
2 |
2 |
|
25 |
Развитие культуры Казахстана в 1920 – 1930 гг. |
2 |
|
2 |
26 |
Из истории Коммунистической партии и комсомола Казахстана |
2 |
|
2 |
Раздел VII. Политические репрессии и депортация народов в XX веке |
||||
27 |
Политические репрессии в первой половине XX века. Репрессии против национальной интеллигенции во второй половине XX века |
2 |
2 |
|
28 |
Основные этапы депортации народов в Казахстан |
2 |
2 |
|
Раздел VIII. Казахстан в период Великой Отечественной войны |
||||
29 |
Казахстан – арсенал фронта |
2 |
|
2 |
30 |
Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны |
2 |
2 |
|
31 |
Костанайцы в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны |
2 |
2 |
|
Раздел IX. Казахстан во второй половине XX века |
||||
32 |
Социально – экономическая жизнь Казахстана в 1950 гг. |
2 |
2 |
|
33 |
Казахстан в годы застоя. |
2 |
2 |
|
34 |
Волнения и движения в 1950 – 1980 гг. |
2 |
2 |
|
Раздел X. Казахстан на современном этапе |
||||
35 |
Изменения в политической системе и развитие экономики Независимого Казахстана |
2 |
2 |
|
36 |
Конституция Республики Казахстан – гарант стабильного будущего |
2 |
|
2 |
37 |
Культура независимого Казахстана |
2 |
2 |
|
36 |
Стабилизация экономики Казахстана на рубеже веков (1998 – 2001 гг.) Интеграция Казахстана в мировую экономику |
2 |
2 |
|
37 |
Международное положение и внешняя политика Республик Казахстан |
2 |
|
2 |
38 |
Установление стратегического партнерства с ведущими государствами мира. Новый политический курс состоявшегося государства |
2 |
2 |
|
|
Всего за II семестр: |
52 |
34 |
18 |
|
Всего за год: |
80 |
48 |
32 |
Содержание учебной дисциплины
Введение. Конституция Республики Казахстан 30.08.1995 г.
История как наука и учебный предмет.
Раздел I. Казахстан в древности.
Первобытнообщинный строй на территории Казахстана. Эпоха камня.
Периодизация эпохи древности на территории Казахстана -
археологическая и антропологическая периодизация. Появление человека и его эволюция.
Характеристика природных условий и жизни эпохи палеолита.
Археологические памятники эпохи камня в Казахстане. Хозяйство, жилище
и культура палеолита и мезолита.
Расцвет каменной индустрии.
Неолит. Стоянки, поселения и археологические памятники эпохи неолита. Становление производящего хозяйства и земледелия. Характеристика социальной жизни общества. Энеолит.
Племена Казахстана в эпоху бронзы.
Особенности эпохи бронзы: поселения, могильники. Андроновская культура (общая характеристика и ее этапы. Центральный Казахстан - древний металлургический центр. Восточный, Северный, Западный, Южный Казахстан и Семиречье в эпоху бронзы. Бегазы-Дандыбаевская культура позднего бронзового века. Развитие производящего хозяйства, скотоводство и земледелие, поселения эпохи бронзы, могильники и традиции захоронения. Социальная дифференциация в эпоху бронзы. Исторические источники производящего хозяйства и земледелия.
Казахстан в период железного века.
История древнего Казахстана в письменных источниках, основные исторические источники о племенных союзах и древних государственных объединениях. Сакские племена (хаомаварги, тиграхауда, парадарайя. аримаспы и др), сарматские племена, металлургические центры древнего Казахстана, виды хозяйственной деятельности, древняя металлургия, ювелирное производство, гончарное производство. Общественная организация и идеология. Скифская триада. «Звериный стиль».
Древние государства на территории Казахстана.
Уйсунское государство, хозяйство, социально-политическая организация, взаимоотношения уйсунов с другими государствами, культура. Канглы, политическая история, хозяйство. Культура, археологические памятники Присырдарьи.
Государство хуннов в III - I веках до н.э.
Взаимоотношения с соседями, возвышение гуннов при Модэ, переселение гуннов в Казахстан, кочевое скотоводство, земледелие, социальная структура, материальная культура. Гунны и Великое переселение народов, движение гуннов на запад, гунны в Европе, Атилла.
Раздел II. Государства на территории Казахстана VI – Х вв.
Древние тюрки, Тюркский каганат.
Государства на территории Казахстана в VI - XV веках: этническая и политическая история. Древние тюрки, Тюркский каганат (возникновение, развитие, упадок), государства западных тюрков.
Тюргешский, Карлукский каганат, государство огузов, кимаков.
Образование, общественный строй и политическая история каганатов.
Государство Караханидов. Каракитаи.
Этнический состав, государственное устройство, внутреннее и внешнее положение, хозяйство.
Кипчаки, найманы и керейты: образование и политическая история.
Государственное устройство, внутреннее и внешнее положение. Религия и верования, государство кыпчаков на территории Казахстана. Материальная и духовная культура тюркской эпохи. Язык и письменность.
Духовная культура кочевников.
Взаимодействие между кочевой и оседлой цивилизациями. Города - связующее звено между кочевым и оседлым миром. Города-как административные, торговые и культурные центры. Роль Великого Шелкового пути в развитии культуры. Распространение ислама на территории Казахстана. Устное народное творчество, акыны и жырау (Асан Кайгы, Казтуган, Сыпыра, Доспамбет, Актамберды, Бухар), эпические поэмы. Музыкальное искусство, прикладное искусство. Национальные обычаи и традиции, национальные игры. Религия и верования.
Мудрецы казахской степи.
Язык и письменность, древние памятники письменности (тюркские, согдийские, арабские), наука и литература (Аль-Фараби, Юсуф Баласагун, Махмут Кашкари, Мухаммед Хайдар Дулати, КадыргалиЖалайыри). Устное народное творчество, акыны и жырау (Асан Кайгы, Казтуган, Сыпыра, Доспамбет, Актамберды, Бухар), эпические поэмы. Музыкальное искусство.
Казахстан в эпоху монгольского нашествия.
Монгольское нашествие на территорию Казахстана и в Среднюю Азию. Отрарская катастрофа. Образование улусов. Последствия монгольского завоевания.
Казахстан в составе Золотой Орды.
Жошы. Кыпчакская улусная держава (Золотая Орда). Внешнее и внутреннее положение Золотой Орды.
Государства на территории Казахстана в XIV-XV вв.
Ак Орда-образование, общественное устройство, политическая история. Могулистан-общественное устройство, распад. Ханство Абулхаира, Ногайская Орда (Мангытский юрт). Дешт - и - Кыпшак.
Раздел III. История сложения казахского народа и казахской государственности.
История сложения казахского народа.
История сложения казахского народа и казахской государственности. Содержание понятий «этнос», «этногенез», «этноним». Казахские жузы. родоплеменной состав. Об этнониме «казах». Исторические источники. Антропологический тип казахов и языковая принадлежность.
Образование и укрепление Казахского ханства.
Предпосылки образования казахского ханства, ход образования. Территория
Расселения. Керей и Жанибек-основоположники казахского ханства. Укрепление ханства.
Хронология правления казахских ханов.
Политика Касым хана. Хак-Назар-казахский и киргизский хан. Есим хан - «Есім ханның ескі жолы), свод законов. Политика Тауке хана.
Политическая и социальная структура казахского ханства.
Система управления ханского государства. Ханская власть. социальная дифференциация. Налоги и повинности. Имущественное и социальное разделение казахского общества. Институты «аксуйек» и «кара суйек». «Жеты Жарғы».
Раздел IV. Казахстан в составе Российской империи.
Политическое положение Казахского ханства в XVII- XVIII вв.
Казахско-джунгарские отношения в XVII веке, нашествие джунгарских войск на казахскую землю. «Актабан шубырынды-Годы Великого бедствия». Всенародная Отечественная война против джунгарского нашествия. Битвы Буланты и Анракай, организаторы победоносного завершения войны (ханы - Тауке, Абулхаир, Абылай; батыры - Каракерей Кабанбай. Канжигалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай; бии-Толе Алибекулы, Казыбек Келдибекулы, Айтеке Байбекулы и Бухар жырау). Историческое значение освободительной борьбы казахов с джунгарским нашествием.
Политическое и экономическое положение Казахского ханства в XVIII в.
Политика хана Абулхаира и ее осуществление. Посольство А.И.Тевкелева. Присоединение Младшего и Среднего жузов к России. Политика Абылай хана по объединению казахских земель.
Колониальная политика царской России. Реформы.
Административные реформы России в Казахстане в XVIII - XIX вв. «Устав о Сибирских киргизах» 1822 г. «Устав об Оренбургских киргизах» 1824 г. Ликвидация ханской власти.
Административные реформы России в Казахстане во второй половине XIX века.
«Временные положения» 1867-1868 годов, «Положения об управлении» 1886 и 1891 годов. Последствия колониальной политики России в Казахстане. Усиление элементов колониализма в административно-территориальном управлении. Образование генерал-губернаторств. Колонизаторская сущность реформ. Переселенческая политика царизма. Отмена крепостного права в России в 1861 году и ее влияние в Казахстане. Переселение дунган и уйгуров в Семиречье. Столыпинская аграрная политика и новый этап массового переселения крестьян, изъятие плодородных земель у казахов, последствия переселенческой политики.
Раздел V. Национально-освободительное движение казахского народа против колониальной политики Российской империи.
Национально-освободительное восстание XVIII в.
Национально-освободительное движение под руководством Сырыма Датулы (1783-1797ж).
Сырым Датулы-руководитель восстания и выдающийся батыр. Причины восстания и социальная база, основные этапы и события восстания. Обострение земельного вопроса. Реформа Игельстрома. Причины поражения восстания и историческое значение.
Национально-освободительные движения в начале XIX века.
Движение в Младшем жузе под руководством Жоламана Тленшиева. Восстание в Букеевской Орде под руководством Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы (1836-1838). Букеевское ханство-его внутреннее и внешнее положение. Хан Жангир. Причины восстания, основные очаги восстания Сражения при Тастюбе и Акбулаке. Причины поражения, историческое значение восстания.
Национально-освободительные движения под предводительством С. Касымова и Кенссары хана.
Предпосылки, причины народно-освободительного движения под предводительством Саржана Касымова. Национально-освободительное восстание под руководством хана Кенесары в 1837-1847 гг. Этапы, начало и расширение восстания Ханство Кенесары. Основные события восстания, карательные меры царизма против восставших Причины
поражения восстания. Историческое значение народно-освободительного движения пол руководством Кенесары Касымулы.
Национально-освободительные движения в конце XIX века.
Восстание сырдарьинских казахов под предводительством Жанкожи Нурмухамедова. Борьба против Кокандского ханства. Восстания в Уральской и Тургайской областях в 1867-1868 годах, восстание в Мангистау в 1870 году.
Национально-освободительное движение 1916 года.
Причины восстания, основные очаги. Руководители восстания-А.Иманов, Б.Ашекеев, А.Жангельдин. Жаменке Мамбетов, Узак Саурыков, Кейки Кокембайулы, Т.Бокин и др. Карательные меры царизма против мирного населения. Причины поражения восстания, последствия. Историческое значение восстания.
Раздел VI. Казахстан в начале XX века.
Политическое положение России в начале XX века и ее влияние на Казахстан.
Влияние Столыпинской реформы. Революция 1905-1907 гг. в России ее влияние на Казахстан. Образование марксистских кружков. Рост политического сознания казахского народа.
Февральская и Октябрьская революции в России.
Период двоевластия. Октябрьский переворот. Установление Советской власти в Казахстане 1922г. Белый и Красный террор.
Создание и деятельность политических партий.
Политические партии и общественные объединения в Казахстане в начале XX века. Деятельность партии «Уш жуз», «Шура-и- ислами», «Алаш». Второй Всеказахский съезд.
Образование национальных автономий.
Правительство Алаш, автономия «Алаш» и «Народный Совет Алаш-Орда». Образование Кокандской автономии и правительство «Туркестани мухториат». Национальная интеллигенция и национально-демократическое движение в начале XX века. Политическая деятельность интеллигенции. Политический портрет - А.Букейханова, А.Байтурсынова, Мустафа Чокай. Политическая пресса.
Гражданская война. Экономическая политика Советской власти Казахстане.
Казахстан в годы иностранной интервенции. Политика «военного коммунизма». Принудительные акции Советов: продразверстка, трудовые повинности, реквизиция продуктов и др. Национализация земли и промышленных предприятий. Экономические последствия политики «военного коммунизма».
Образование КазАССР.
Декларация прав трудящихся КазАССР. Роль казахской интеллегенции в создании КазАССР и историческое значение
Политическое и экономическое положение Казахстана в 1920-21 гг.
Голод и джут 1921г. Новая экономическая политика и ее последствия. Свертывание НЭП и ее итоги.
Индустриализация в Казахстане.
Индустриализация и развитие тяжелой промышленности Новый период развитая промышленности Казахстана. Трудности и проблемы в осуществлении индустриализации в республике. Успехи и просчеты, основные итоги. Туркестано-Сибирская железная магистраль. Формирование рабочею класса Казахстана. Новаторы и передовики производства.
Сталинско-голощекинская модель преобразования сельского хозяйства Казахстана.
Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане (сплошной и силовой характер мероприятий), насильственная седентаризация (оседание) казахов-кочевников. Ф.И.Г'олощекин и «Малый Октябрь». Борьба передовой части казахской интеллигенции против «Малого Октября».
Социально-экономические последствия сплошной коллективизации в Казахстане.
Голод 1931-1933 годов Борьба с голодом.
Национально-освободительные движения в 1920-1930 гг.
Крестьянские выступления 1921-1922 годов. Восстания 1929-1931 года, причины восстания, основные центры. Карательные меры Советского государства по подавлению выступлений в 1929-1931 годах. Массовый отток казахского народа в соседние республики и зарубежные страны. Преобразование Казахской АССР в КССР.
Развитие культуры Казахстана в 1920-1930 гг.
Ликвидация неграмотности. Развитие системы народного образованияи политпросвещения. Вузы Казахстана. Становление науки, первые научные учреждения в Советском Казахстане. Литература и искусство в Казахстане в 20 -30 гг. 20 века. Формирование советской литературы. Изобразительное искусство, музыкальное, театральное искусство. Кинематограф.
Из истории Коммунистической партии и комсомола Казахстана.
Образование КПСС, цели и задачи партии. Застойные явления в системе руководства Коммунистической партии Казахстана. Образование комсомола Казахстана, цели и задачи, функции. Пионерская организация.
Раздел VII. Политические репрессии и депортация народов в XX веке.
Политические репрессии 1920 - 1930-е годы XX в.
Установление тоталитарного режима. Основные этапы репрессий, политические репрессии против национальной интеллигенции в1920 - 1930-е, уничтожение оппозиции. Репрессии 1937-1938 годов. Казахстан в системе ГУЛАГа, исправительно-трудовые лагеря на территории Казахстана - Степлаг, Карлаг, АЛЖИР и др.
Репрессии против национальной интеллигенции во второй половине XX века. Гонения на научную и творческую интеллигенцию в «хрущевский период» и в период «застоя». Е.Бекмаханов, К. Сатпаев. 1975 год «АЗиЯ» О.Сулейменов.
Основные этапы депортации народов в Казахстан
Начало депортации в 1930-е и депортация народов в Казахстан в 1940-е годы.
Раздел VIII. Казахстан в период Великой Отечественной войны.
Казахстан-арсенал фронта.
Переход экономики на военный лад. Эвакуация предприятий на территорию Казахстана. Фонд обороны страны.
Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны
Героизм казахстанцев на всех фронтах войны. Эхо войны в воспоминаниях Б.Момышулы. Казахстанцы-герои Советского Союза. Участие казахстанцев в партизанском движении. Вклад казахстанцев в Великую Победу. Переход экономики к мирному строительству. Пятилетний план по восстановлению народного хозяйства.
Раздел IX. Казахстан во второй половине XX века.
Социально-экономическая жизнь Казахстана в 1950-1960 годы.
Общественно-политическая жизнь в республике. Оттепель. «Новый курс» в аграрной политике Н.Хрущева и его реализация в Казахской ССР. Освоение целины в 1954-1956 гг. Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины. Индустриальное развитие республики. Космодром «Байконур».
Казахстан в годы застоя.
Социально-экономические реформы. Деятельность Д.А.Кунаева. Развитие промышленности в 1960-1980 гг. Последствия плановой экономики. Трагедия Арала.
Волнения и движения в 1950 – 1980 гг.
События в Темиртау 1958 г. Волнения и демонстрации, происходившие в городе Акмоле и других городах в 1979 году
Казахстан в период кардинальных перемен.
Политика «перестройки» под руководством М С Горбачева. Декабрьские события 1986 г. в Алматы: причины, последствия и историческое значение Молодые герои декабрьских событий (Кайрат Рыскулбеков и другие). Движение «Невада-Семипалатинск». Волнения в июне 1989 года в городе Жанаозен
Раздел X. Казахстан на современном этапе 1991-2015гг.
Изменение в политической системе и развитие экономики Независимого Казахстана
Принятие декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР». Распад СССР и образование СНГ. Государственные символы. Укрепление государственного суверенитета и института президентства. Форма правления в Республике Казахстан и ветви власти. Политические основы стабильности в стране. Историческое значение стратегической программы «Казахстан 2030».
Конституция Республики Казахстан -гарант стабильного будущего.
Принятие Конституции - 28.01.1993 г и 30.08.1995 г. Конституционные реформы второй половины 1990-х г. и конституционная реформа 2007 г. Политические партии и движения современного Казахстана.
Экономика независимого Казахстана.
Основные этапы социально-экономической модернизации Казахстана, стабилизация экономики Казахстана на рубеже веков (1998-2001 гг.). Переход к рыночной экономике. Инвестиционная политика и иностранные инвестиции в Казахстане, развитие предпринимательства, малый и средний бизнес. Промышленность и сельское хозяйство в Казахстане на современном этапе, итоги экономического развития (достижения и проблемы).
Интеграция Казахстана в мировую экономику.
Мировой финансовый кризис и меры по стабилизации экономики Казахстана. Программа «Дорожная карта бизнеса -2020». цели и направления. Новая Экономическая политика- «Нурлы жол-Путь в будущее» глобальный шаг на пути в число 30 самых развитых стран мира.
Международное положение и внешняя политика Республики Казахстан.
Казахстан и ведущие страны мира. Основные внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан, многовекторность внешней политики.
Установление членства Казахстана в международных организациях. Председательство Казахстана в ОБСЕ и ОИК. Шанхайская организация сотрудничества, перспективы развитии «Путь в Европу». Установление стратегического партнерства с ведущими государствами мира (РФ, КНР, США, ЕС). Единый таможенный союз-Казахстан, Россия, Белоруссия. Проблема международной безопасности. Отказ Казахстана от ядерного оружия. Угроза терроризма в мире на современном этапе.
Новый политический курс состоявшегося государства.
Н.А.Назарбаев - Первый Президент Республики Казахстан. Идея Евразийства. «Астана-новая столица Республики Казахстан» историческое значение создания новой столицы. Ассамблея народов Казахстана- гарант целостности и единства, мира и согласия. Стратегия «Казахстан-2050». историческое значение программных стратегий, долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации.
Всемирные курултаи казахов.
Первый всемирный Курултай казахов 1992года X.Алтай. Принятие государственной программы «Нурлы кеш».
Казахстан модернизированная страна в среднеазиатском пространстве.
Нацональная идея-Мәнгілік Ел
Образование, наука и культура Независимого Казахстана
Закон РК «Об образовании» Закон «О языках». Принятие государственной программы «Болашак». Государственная программа «Культурное наследие 2004-2006 гг».
Список использованной литературы:
Основная литература:
1. Артыкбаев Ж.А. 12 лекции по истории Казахстана. Астана.: Фолиант 2001
2. Абилов А.К., Евдокимов В.В. Казахстан в древности. Караганда 1991
3. Асфендиаров С.Д. История Казахстана.: 1993
4. Абдакимов А. История Казахстана.: 2002
5. Байпаков К.М. История древнего Казахстана – Алматы: Рауан, 1998
6. Древний Казахстан. Энциклопедия. Аруна 2005
7. История Казахстана: белые пятна. Составитель Ж.Б. Абылхожин 1991
8. История Казахстана: (очерк) Алматы 1993
9. Козыбаев М.К. , Нурпеисов К.Н., Жукешев К.М. История Казахстана (1914-2004) – Алматы: «Мектеп», 2005
10. Кан Г.В. История Казахстана. Учебник для ВУЗов. Алматы:Алматы кiтап, 2013 г.
11. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трёх тысячилетий. Алматы 1992
12. История Казахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах Алматы: Атамура 1996-1997
13. Кан Г.В. История Казахстана, Алматы 2002
14. Локтионова О.С. История Казахстана – Алматы, 2012
15. Нурхаева А.Е. История Казахстана-Алматы: Шын – КІТАП, 2011
16. Рыспаев К. История Республики Казахстана. Алматы 2002
17. Сатанов А. История Казахстана: учебное пособие для абитуриентов – Алматы: Астана – кітап, 2013
18. Турлыгул Т. и др. История Казахстана. – Алматы: Мектеп, 2011 г.
19.Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002 гг.). - Алматы,
2009.
Дополнительная литература:
1. Абдиров М.Ж. История казачества Казахстана. Алматы 1994
2. Ауанасов А.М. Национальная интеллигенция Туркестана в первой
четверти ХХ века Алматы 2001
3. Айдаров Г. Язык памятника Кюль-Тегину. Алматы 1993
4. Алма-ата, 1986., декабрь. Книга-хроника А., 1991
5. Ерофеева И. хан Абулхайр: полководец, правитель и политик. А.: Санат, 2002
6. Казахстан-2030. Послание Президента страны народу Казахстана. А.: 2005
7. Касымбаев Ж.К. Государственные деятели казахских ханств. А.: 1999
8. Козыбаев М.К., Аблхожин Ж.Б., Алдажуманов К.С. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства. А.: 1992
Перечень рекомендуемых средств обучения:
1. Стенды «Основные акты, определяющие независимость РК», «Государственная символика РК» и др.
2. Тематический комплект плакатов: «Каменная эпоха», «Железная эпоха», «Бронзовая эпоха», «Антропологическая периодизация», «Тюркская эпоха на территории Казахстана»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.