СПРАВКА
о результатах психологической диагностики учащихся 9-х классов.
Психологическая диагностика проводилась в 9-х классах в рамках проведения классно-обобщающего контроля в октябре-ноябре 20__ года.
Целями проведения диагностики были:
1.Определить профессиональную направленность личности, характер направленности и профессиональный тип личности учеников 9-х классов.
2.Изучить область интересов учащихся.
3.Ознакомиться, осуществлен ли учениками профвыбор и путь получения выбранной профессии.
4.Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у учеников данных классов.
5.Определить уровень мотивации на обучение в школе.
6.Изучить социальный статус каждого ученика.
В диагностику были включены следующие методики:
1. Первичная диагностика профессиональной направленности;
2. Тест школьной тревожности Филипса;
3. Диагностика мотивации на обучение в школе
4. Социометрический опрос.
Каждому ученику были предложены следующие материалы для работы:
Бланк социометрического опроса
Ф. И. О.____________________________________________________
Класс___________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а) ____________________________________________________
б) ____________________________________________________
в)_____________________________________________________
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
а) ____________________________________________________
б) ____________________________________________________
в) ____________________________________________________
3. С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
а) _____________________________________________________
б) _____________________________________________________
в) _____________________________________________________
МЕТОДИКА ФИЛЛИПСА.
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Снилось ли тебе временами, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя коленки, когда тебя вызывают отвечать?
10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15.Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь делать ты?
16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17.Трудно ли тебе получать те отметки, которых ждут от тебя родители?
18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку в ответе?
20.Похож ли ты на своих одноклассников?
21.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?
23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24.Верно, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты работы будут сравниваться с результатами твоих одноклассников?
26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27.Боишься ли ты временами вступать в спор?
28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36.Помогает ли твоя мама в организации школьных праздников, как другие мамы твоих одноклассников?
37.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38.Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39.Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41.Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43.Доволен ли ты, как к тебе относятся одноклассники?
44.Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45.Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
46.Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47.Если ты не можешь ответить, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48.Когда ты вечером лежишь, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50.Дрожит ли твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51.Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, сто не справишься с ним?
54.Снилось ли тебе, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56.Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать проверочную работу?
57.Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58.Дрожит ли твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Бланк проведения первичной профессиональной диагностики.
(прилагается)
Бланк определения мотивации на обучение.
(прилагается)
В результате проведения блока диагностики были получены следующие данные:
Сводная таблица результатов профориентации 9-х классов.
Класс |
Профессиональная направленность |
Характер направленности |
Профессиональный тип личности |
||||||||||
Человек-художественный образ |
Человек-человек |
Человек-природа |
Человек- знак |
Человек-техника |
Творческий |
Исполнительный |
Социальный |
Артистичный |
Предприимчивый |
Интеллектуальный |
Реалистичный |
Стандартный |
|
9 А
|
11 |
3 |
3 |
1 |
1 |
15 |
4 |
3 |
6 |
6 |
2 |
2 |
2 |
9 Б
|
5 |
3 |
15 |
- |
6 |
16 |
9 |
6 |
4 |
10 |
6 |
4 |
1 |
Класс |
Область интересов
|
Профвыбор |
|||||||
Искусство |
Музыка |
Технические науки |
Естественные науки |
Гуманитарные науки |
Общественные науки |
Интересы отсутствуют |
Определен выбор |
Определен путь получения профессии |
|
9 А
|
5 |
1 |
2 |
5 |
6 |
3 |
4 |
8 |
3 |
9 Б
|
3 |
- |
- |
9 |
4 |
4 |
10 |
15 |
4 |
Результаты диагностики уровня тревожности учеников 9-х классов.
№ п/п |
Показатели тревожности |
9А класс |
9 Б класс |
||||
норма |
повыш. |
высокий |
норма |
повыш. |
высокий |
||
1. |
Общая тревожность в школе |
16 |
2 |
- |
15 |
5 |
1 |
2. |
Переживание социального стресса |
11 |
7 |
- |
19 |
1 |
1 |
3. |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
7 |
11 |
- |
17 |
4 |
- |
4. |
Страх самовыражения |
16 |
2 |
- |
12 |
4 |
5 |
5. |
Страх ситуации проверки знаний |
16 |
1 |
1 |
13 |
3 |
5 |
6. |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
8 |
5 |
5 |
13 |
6 |
2 |
7. |
Низкая физиологическая сопротивляемость |
18 |
- |
- |
16 |
4 |
1 |
8. |
Проблемы и страхи в отношении с учителями |
11 |
7 |
- |
13 |
6 |
2 |
Диаграммы.
Общая тревожность в школе.
9А класс 9 Б класс
Переживание социального стресса.
9А класс 9 Б класс
Фрустрация потребности в достижении успеха.
9 А класс 9 Б класс
Страх самовыражения
9А класс 9 Б класс
Страх ситуации проверки знаний
9 А класс 9Б класс
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
9Акласс 9 Б класс
Низкая физиологическая сопротивляемость.
9Акласс 9 Б класс
Проблемы и страхи в отношении с учителями.
9Акласс 9 Б класс
Отношение к школе.
Класс |
Хожу в школу общаться с друзьями |
Хожу получать знания |
Интересны мероприятия |
||||||
всегда |
иногда |
никогда |
всегда |
иногда |
никогда |
всегда |
иногда |
никогда |
|
9А |
12 |
6 |
- |
2 |
14 |
2 |
2 |
12 |
4 |
9Б |
18 |
3 |
- |
10 |
11 |
- |
3 |
18 |
- |
Диаграммы.
9А класс
9Б класс
1 - Показатель проявления интереса к отдельным фактам.
2 - Отношение к добросовестному выполнению программы.
3 - Получение интеллектуального удовольствия от решения задач.
4 - Проявление интереса к обобщениям и законам.
5 - Интерес к способам добывания знаний.
6 - Интерес к самообразованию.
Выводы.
1. В результате проведения блока диагностик можно отметить, что
наибольшее количество выборов в определении профессиональной направленности получили профессии типа Человек-художественный образ в 9А классе - 11; профессии типа Человек природа в 9 Б классе – 15. Данные по остальным направлениям представлены в сводной таблице.
- большинство учеников имеют творческий характер направленности
в 9 А – 15 учеников,
в 9 Б – 16 учеников.
- при определении профессионального типа личности можно отметить, что наибольшее количество в 9 А классе выявилось артистичной и предприимчивой – по 6 человек, в 9 Б классе Предприимчивой – 10, интеллектуальной – 6 человек.
- беспокойство могут вызывать данные по изучению интересов, которые имеют ученики данных классов, так в 9 А отсутствии каких-либо интересов показали 4 человека (25%), в 9 Б классе – 10 человек (42%).
- особое внимание необходимо обратить на результаты осуществления профвыбора учениками 9-х классов. В 9 А классе определен профвыбор у 8 учеников (50%), в 9 Б классе у 15(62,5%), а вот путь получения профессии не определен у большинства учеников, в 9 А классе у 13 человек(81,2%), в 9 Б классе у 20 человек(83,3%).
- Фрустрация потребности в достижении успеха наиболее высокая у учеников 9 А класса у 11 из 18 человек ( составляет 61%); страх не соответствовать ожиданиям окружающих повышенный и высокий в 9А классе у 10 человек (56%), в 9Б классе у 8 человек (38%), страх самовыражения в 9 Б классе у 9 человек (43%), страх ситуации проверки знаний у 8 человек 9 Б класса (38%), проблемы и страхи в отношении с учителями в 9 Б у 8 человек (38%).
- У учащихся 9-х классов низкий уровень мотивации на получение знаний, причем уровень мотивации 9А класса значительно ниже уровня мотивации 9 Б класса. Можно отметить, что уровень мотивации у данных классов значительно снизился по сравнению с их же показателями в период обучения в 6-х классах.
Данные в 6-х классах
- Исследовав социометрический статус учеников 9-х классов, можно отметить, что в каждом классе есть и лидеры (в 9А -1 человек, в 9Б -3 человека), и ребята, которые не имеют выборов (9А-1, 9 Б-7человек-24%).Соотнеся уровень мотивации лидеров обратили внимание, что в 9 А классе высокий социальный статус у учеников с низкой мотивацией, в 9 Б классе высокий социальный статус у учеников с достаточно высокой мотивацией.
Рекомендации.
1. При определении предпрофильных элективных курсов учитывать
профессиональную направленность личности учеников.
2. Проводить в течение учебного года профориентационную работу по знакомству с различными профессиями, учебными заведениями города и Невского района.
3. Ознакомить учителей, работающих в данных классах, с результатами диагностики, обсудить их на малом педсовете.
4. На собраниях ознакомить родителей с результатами диагностики, обратить внимание на отсутствие жизненных интересов, низкий уровень мотивации, повышенную тревожность ребят по отношению к школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.