Класс |
7 |
Тема урока |
Рождение капитализма |
Применение элементов метода проблемного обучения.
Цель урока |
Выяснить, какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв., и какие особенности отличают капитализм от феодализма |
Новые понятия |
Капитализм, фермер, мануфактура, наемные рабочие, финансисты, буржуазия |
Даты |
XVI-XVII вв |
Этапы урока |
Формы и методы работы: проблемный, частично – поисковый. |
||||||||||||||||||
1. Организационный II. Изучение нового материала План: 1. Что такое капитализм. 2. Капиталы и капитализм в городе. 3. Мануфактура. 4. Сельский мир и капитализм. 5. Структура общества усложняется.
III. Закрепление
IV. Дом.задание |
Объявление темы и задач урока (слайд 1) Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать историю Нового времени, сравнивать этот период с уже известным вам Средневековьем. Понятие «Новое» не случайно. Как вы думаете, почему этот период назвали новым? (В это время появляются новые изобретения, совершаются открытия, главным героем становится новый человек, предприимчивый, стремящийся к обогащению.) А в наиболее развитых европейских странах зарождаются новые капиталистические отношения, меняется структура общества. Тема нашего урока «Рождение капитализма» (слайд 1) (записываем тему в тетрадь)
В конце урока мы постараемся ответить на вопрос Проблемный вопрос: Был ли новый общественный строй КАПИТАЛИЗМ более прогрессивным по сравнению со средневековым феодализмом? (слайд 2)
Сегодняшняя тема очень тесно связана с предыдущей. Вспомним наш прошлый урок, и ответим на вопросы: Вопросы и задания для учащихся: (слайд 3) 1. Какие новые источники энергии появились в 16 веке? 2. Как развивалось горное дело и металлургия? Почему именно эти отрасли стали наиболее востребованы? 3. Какое производство требовало много металла? Почему тяжеловооруженная рыцарская конница утратила своё былое значение? 4. Что сдерживало развитие техники в 16 веке?
Рассказ учителя. ВГО и совершенствование техники вызвали многочисленные последствия в экономической сфере, которые привели к постепенному разложению феодального строя. Они способствовали обогащению европейцев - драгоценные металлы и товары из Нового Света и с Востока наполняли сундуки предприимчивых людей. Это богатство поначалу радовало европейцев, но вскоре Они задумались, как сохранить и приумножить свои богатства. Выход они нашли простой - НАДО ДЕНЬГИ (БОГАТСТВО) ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ И ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ
Учитель: На уроках обществознания мы познакомились с понятием КАПИТАЛ. Что такое капитал? (слайд 4) Кого мы можем назвать капиталистом?
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение. Что такое капитализм? (читаем стр. 41, новый термин – в тетрадь)
Учащиеся делают вывод: кто такие капиталисты Капитал – это деньги, которые вкладываются в производство товаров и услуг.
Капиталисты (предприниматели) – это люди, которые занимаются организацией производства.
Капитализм это общественный строй, основанный на частной собственности, наёмном труде и расширенном воспроизводстве.
Быть капиталистом очень непросто. Особенно на заре капитализма. Представим, что мы оказались в 16 веке, мы предприниматели, и начинаем наиболее выгодное в то время ткацкое производство.
Начинаем ткацкое производство (слайд 5) Работа в парах. В рабочих тетрадях запишите, что нам будет необходимо. С чего начнём? А) аренда земли, здания Б) покупка станков, сырья. В) Наймём рабочих
Наша деятельность будет возможна если?(слайд 6) 1. Есть в наличии капитал. 2. Можно свободно купить землю и сырьё. 3. Есть рынок свободной рабочей силы.
- Как вы думаете, откуда пополнялся рынок свободной рабочей силы? В более сложных условиях многие ремесленники, подмастерья, крестьяне разорялись, лишались того, что гарантирует человеку экономическую независимость и вынуждены были искать себе работу. Во многом причиной разорения стала «революция цен». Что такое «революция цен» и как это явление разоряло ремесленников? Мы выяснили, откуда пополнялся рынок свободной рабочей силы. Скажите, пожалуйста, а откуда, из каких социальных слоёв появлялись предприниматели? (купечество) Они задумались, как сохранить и приумножить свои богатства. Выход они нашли простой - НАДО ДЕНЬГИ (БОГАТСТВО) ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ И ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ
На смену ремесленным мастерским пришла мануфактура (сл 7) Первые капиталистические предприятия назывались МАНУФАКТУРА - это промышленное предприятие, где применялся ручной труд и использовалось разделение труда. (в тетрадь)
Предпосылки возникновения мануфактур (слайд 8) Учитель выделяет три причины (предпосылки) капиталистического производства: социальные, экономические, технические
1. Рост городов, развитие морской торговли рост населения в колониях привели к расширению спроса на ремесленные изделия.
2. Торговля колониальными товарами, финансовые операции и ростовщичество способствовали накоплению капиталов, которые можно было вкладывать в производство.
3. Разорение крестьян, ремесленников привело к появлению свободной рабочей силы.
4. Развитие и совершенствование техники, позволившей сделать производство более массовым, увеличить количество и улучшить качество продукции.
Мануфактуры пришли на смену ремесленным мастерским. (слайд 9) Слайд 10-11 Учебник стр. 43 Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы.
Существовало два основных вида мануфактур: централизованная и рассеянная. Задание учащимся: По сл.12 объясните как функционировала рассеянная мануфактура? Слайд 13 –централизованная мануфактура. В чём отличие? В чём преимущества и недостатки?
Работа с документом на стр. 46 «Из баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери». О каком виде мануфактур говорится в документе?
Сельский мир и капитализм: Новые капиталистические отношения затронули не только город, но и деревню. Кому по прежнему принадлежала земля? - Крестьяне к концу 15 в. лично свободны (за пользование землёй - денежная рента) - В деревне – имущественное расслоение. Как вы понимаете, что это такое? Появлялись более удачливые крестьяне, которые хотели увеличить свою прибыль, занявшись выращиванием самых доходных культур. Каким образом это могло быть возможно? (аренда дополнительной земли, использование труда наёмных батраков). Таких крупных арендаторов называли ФЕРМЕРАМИ. ( в тетрадь)
Как вы думаете изменилась ли структура общества под влиянием новых экономических отношений? (Да. Появились новые общественные группы: капиталисты, наёмные работники, фермеры)
Закрепление: работа в парах с раздаточным материалом. Решили, поменялись с соседями по партам партами, проверили. Тест по теме «Рождение капитализма» 1. Средства, вкладываемые в производства с целью получения прибыли, называются: А) капиталом Б) гильдией В) биржей Г) товар
2. Промышленное предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда. А) мастерская Б) биржа В) мануфактура Г) завод
2. На мануфактуре в отличие от ремесленной мастерской: А) существовал ручной труд Б) господствовало натуральное хозяйство В) производительность труда была низкой Г) существовало разделение труда
3. Крестьянская плата за пользование землёй сеньора называлась: А) барщина Б) оброк В) денежная рента Г) ссуда
4. Выберите новую социальную группу 15-16 века. А) Ремесленники Б) наёмные работники В) подмастерья, Г) крестьяне
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос. Был ли новый общественный строй КАПИТАЛИЗМ более прогрессивным по сравнению со средневековым феодализмом? (сл.15) В целом у учащихся должно создаться впечатление о прогрессивности капитализма, но учитель просит детей выявить и негативные стороны новых общественных порядков. Домашнее задание: Параграф 4, вопросы к параграфу на стр. 46. (слайд 16) |
Конспект открытого урока по истории в
7 «а» классе на тему: «Рождение капитализма».
Учитель первой категории:
Дёмина Нина Владимировна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.