История Чечни.
Чеченцы- один из древнейших народов мира
Древняя история чеченцев. Чеченцы (самоназвание «нохчи»)- один из древнейших народов мира со своим антропологическим типом и самобытной культурой. На Северном Кавказе – это самый крупный этнос (свыше 1 млн. чел.). К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью.
Вайнахи (чеченцы, ингуши) являются аборигенами Кавказа и говорят на нахском языке, входящим в северо-кавказскую группу иберийско-кавказской семьи языков. Чеченское общество исторически формировалось, как полиэтническое, оно постоянно впитывало в себя различные этнические элементы кочевых и соседских горских народов, об этом свидетельствует не вайнахское происхождение многих чеченских тейпов (родов).
История Чечни – это непрекращающаяся борьба против внешних врагов за свободу и независимость, чередование периодов существования государственности с периодами ее разгрома и новых попыток возрождения. В эпоху раннего средневековья (IV-XII вв.) чеченцам пришлось отражать экспансию Рима, Сасанидского Ирана, Арабского Халифата, Хазарского Каганата.
Раннеклассовые государственные образования на территории Чечни и Дагестана в IV-XII вв. в горах Чечни и Дагестана существовало «царство Серир», государственное образование раннеклассового типа; в равнинно-предгорной зоне Северного Кавказа сложилось Аланское полиэтническое раннефеодальное государство. Степные районы современной Чечни входили в состав Хазарского Каганата. Таким образом, уже в период раннего средневековья вайнахские племена вместе с родственными народами Кавказа предпринимают попытки создания государственности. Предки чеченцев принимали активное участие в политической жизни средневековой Грузии, Серира, Алании, Хазарии.
Трудный процесс формирования чеченской нации. В ХIII-XIV вв. чеченцы под напором татаро-монголов вынуждены были отступить в горы. В конце XIV в. войска Тамерлана разгромили существовавшее на территории Чечни государство Семсим, после чего наступил длительный период упадка. Физические, материальные и культурные потери вайнахского народа после нашествия Тамерлана были столь велики, что в очередной раз прервалась историческая связь времен и культур. После распада Золотой Орды чеченцы постепенно спускаются с гор и заново осваивают Чеченскую равнину. Чеченцы, испытав «все прелести» гнета иноземных властителей и своих феодалов, не приняли крепостнический путь развития, вместо этого на большей части территории Чечни возродился традиционный уклад жизни – вольные общества, где личная свобода была ограничена лишь строгими законами адата (родового права). С тех пор у чеченцев, принадлежность к племенной и феодальной знати была недостаточна для того, чтобы власть здесь стала наследственной. Индивидуализм, культ свободы, демократизм у вайнахов были развиты настолько сильно, что на определенном этапе развития эти достоинства народа обернулись против него же, стали тормозом самого процесса формирования нации. Не случайно, чеченские общества враждовали между собой и, боясь возвышения людей из своей среды, боясь создания института наследственной власти, на должность правителей приглашали представителей то кумыкского, то кабардинского княжеских родов, от которых при желании легко было избавиться (и избавлялись). Жизнь горцев во всем мире определяется большой изолированностью родов и общин, свободолюбием и воинственностью. Рабство и крепостничество не могут привиться в горских обществах, где каждый мужчина – воин. Феодалы могли распространить свою власть лишь на отдельные районы, а удержать ее было возможно только при добровольной поддержке свободного и воинственного населения. В горах интересы семьи, рода, общины чаще всего превалировали над общенациональными интересами, поэтому там трудно было создать устойчивое государственное образование.
Чеченское общество всегда было как бы «не государственным» этнократическим (от греческого etnos – обычаи). Существовала традиция проведения народных собраний, на них избирались временные предводители для ведения войны, управления обществами, но у вайнахов никогда не было царя. Проблема консолидации для них всегда была актуальна. Царский офицер Умалат Лаудаев (чеченец по происхождению), писал в 1872 г., что «обществу чеченского племени, состоя из множества фамилий, искони враждебных между собою, чуждо единодушие. Таким образом, назрановцы были непримиримыми врагами равнинных чеченцев - они грабили и убивали друг друга; шатоевцы нападали на надтеречных чеченцев, эти же, мстя им, похищали у них людей и продавали их в неволю. Из этого не единодушия чеченских обществ проистекала ничтожность политического значения их страны».
Социальная структура чеченского общества. Постоянная угроза, исходившая от внешних врагов, все же способствовала специфически проходившему процессу консолидации чеченского общества. У вайнахов дольше, чем у других народов Кавказа, сохранились институты родоплеменной, военной демократии, общинные демократические формы управления страной. В силу особенностей исторического развития (борьбы с внешними врагами), уровень социального расслоения чеченского общества был не высок, и соответственно социально-классовые различия были развиты слабо. Возникающие в обществе социальные конфликты эффективно регулировались в рамках родоплеменных отношений, на основе синтеза обычного (адат) и исламского (шариат) права. В результате, чеченцы, имея сравнительно высокий уровень духовной, материальной и бытовой культуры, не знали института феодальной власти в его классической форме, жили своеобразными самоуправляющими общинами. Каждый род (тейп) жил на своей исторической территории, являющейся родовой общинной землей. Все вопросы жизни сородичей (соплеменников) на этой территории решались советом старейшин рода. Функции государственной власти, регулирования международных, межплеменных, межродовых отношений ложились на «совет страны» (мехка кхел), в ведении которого находились вопросы общенационального уровня. При необходимости совет избирал временного военного предводителя. Для чеченского общества характерно максимальное сосредоточение власти внизу, в местных общинах, и делегирование полномочий снизу вверх по мере необходимости. Вольные общества Чечни не терпели над собой единоличной власти, диктатуры, чеченцы отрицательно относились к преклонению перед вышестоящими, тем более к возвеличиванию их. Превалирование чести, справедливости, равенства, коллективизма - особенность чеченского менталитета.
История вайнахов в позднеантичный период
Равнина
С III в. до н. э. гегемония в степях Восточной Европы перешла от скифов к сарматским племенам, которые, как и их предшественники, были носителями иранских языков. Контакты сарматов с кавказцами прослеживаются уже с VI-V вв. до н.э. Но отношения эти были нестабильными ввиду отдаленности основных мест обитания кочевников. Курганы сарматов, относящиеся к V в. до н.э., обнаружены у села Гойты, на окраине станицы Червленой и в других местах. Многочисленны находки каменных изваяний, которые ставились скифами и сарматами на курганах как надгробные памятники. Основная их масса приходится на долину реки Аксай, уходя глубоко в горы.
Победив скифов, сарматы обрушили свой удар на соседние племена и государства. Так как скифы – более сплоченные в военном отношении, чем горские племена – могли на первых порах оказать более-менее сильный отпор, то основной удар сарматов пришелся на южные области — Кавказ и Предкавказье. Не избежали встречи с новыми пришельцами и обитатели Северо-восточного Кавказа — предки вайнахов.
Примерно с V в. до н.э. наблюдается проникновение сарматского этнического компонента в среду племен, расположенных в междуречье Терека и Сунжи, а также в более южные районы (Мескер-Юрт). Судя по археологическим материалам, это проникновение не носило характера завоевания с поголовным истреблением коренного населения.
Нагорная полоса
Предки ингушей и чеченцев, жившие в горной местности известны нам под названием дзурдзуков или дурдзуков. К моменту столкновения с сарматами они становятся внушительной боевой силой, поддержки которой ищут правители молодого и крепнувшего Грузинского царства. По исследованиям грузинских историков, предки вайнахов и родственные им дагестанские племена в тот период занимали территорию Кахетии. Уже позднее они были ассимилированы грузино-язычными племенами. (Меликишвили Г. А. «К истории древней Грузии».)
По сообщениям грузинской летописи «Жизнь Картлийских царей», «Дурдзук... был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился «на деве из рода Кавкаса дурдзуков». У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. «Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери». Здесь, в горах Чечни, он, сам дзурдзук по матери, собирает довольно сильное войско и возвращает с его помощью престол. «И никто не оказался в силах противостоять», — гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов. Так передает летописец это: «...посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети...».
В конце III — начале П вв. до н.э. отношения между горными вайнахскими племенами и Картлийским царством ухудшились. Произошел ряд военных столкновений, в результате которых Грузия была вынуждена закрыть горные перевалы системой укреплений.
Этнические процессы на плоскости и в горах
Иная картина наблюдается на плоскости, где аборигенное население известно под названием гаргареи, что можно перевести с чеченского как «близкие, родственные». Скорее всего, это не племенное название, а обобщающий термин, наподобие современного «вайнах», определяющий степень родства местного населения, в противоположность чужакам — скифам и сарматам. Об отношении туземцев к пришельцам красноречиво говорит одна лексема чеченского языка: у вайнахов племенное название сарматов превратилось в нарицательный термин Шаьрмата — «уродливый, неряшливый». Есть этот термин и в грузинском языке, где он переводится как «язычник». Вполне справедливо, ведь даже античные авторы, описывая кочевников, подчеркивали их безобразность и нечистоплотный образ жизни. И вплоть до недавнего времени кочевой образ жизни сопровождался пренебрежением элементарных средств гигиены, а монголы вообще не мылись, в нашем понимании этого слова.
На плоскости местный этнический компонент был вовлечен в сферу влияния более сильных и сплоченных сарматов. Среди находок, принадлежащих явно местному населению, в большом количестве встречаются предметы материальной культуры, неизвестной ранее на Кавказе. Равнины были открыты для проникновения кочевавших в степях Предкавказья ираноязычных кочевников, процесс оседания которых на территории Северного Кавказа начался еще в скифскую эпоху.
Однако изменения, произошедшие в материальной культуре населения горных районов, являются хронологическими и не свидетельствуют о проникновении сюда новых этнических групп с севера. Наоборот, все данные материалы доказывают непрерывное сохранение в горах древнего, населения, законсервировавшегося в условиях относительной изоляции от внешнего мира. Только с I в. н.э. наблюдается укрепление и расширение связей местных племен с европейской цивилизацией.
Юго-восточная Чечня
Население юго-восточной части Чечни напрямую связано с потомками племен Каякентско-Харачоевской археологической культуры. Древние авторы называют в горах Чечни племена содов и аккисов, которые созвучны названиям современных чеченских тейпов Садой и Аьккхий. Первые, по сохранившимся преданиям, были некогда большим и сильным племенем, занимавшим всю восточную часть нагорной Чечни от Чаберлоя на юге и до предгорий междуречья Джалки и Хулхулау на севере.
Близость, а порой идентичность предметов материальной и духовной культуры Чечни и Дагестана ставит вполне закономерный вывод об этническом родстве населения обоих регионов и отнесении его к Восточно-кавказской (нахско-дагестанской) языковой общности.
Итак, к концу III в. на территории Чечни сложилась сложная этническая ситуация.
На юго-западе, в горах, обитали прямые потомки кобанских племен — дзурдзуки, сохранившие свой язык и культуру. На востоке, на территории от Аргуна до Дагестана, жило население, родственное, как кобанцам, так и дагестанским народам — аварцам и андийцам. Об этом говорят могильники, обнаруженные в Ичкерии (Яман-Су, Булан-Су, Гудермес, Галайты, Лехкч-Корт), имеющие традиционную близость к древностям Дагестана. На севере — в равнинной и предгорной зоне, жило смешанное кавказско-аланское население, сохранившее многие черты материальной и бытовой культуры кавказцев, но утратившее свой язык и перенявшее язык пришельцев.
Чечня в эпоху раннего средневековья
Происхождение слова «нохчи»
К концу IV в. н. э. практически заканчивается нивелировка Кобанской и Каякентско-харачоевской культур, потомки которых, дожив в горах до этого периода, сливаются в более-менее однородный этнический массив. В немалой степени этому способствует влияние соседней, аланской культуры, которая сама, в свою очередь, есть продукт взаимодействия кавказцев с сарматами.
Археологические материалы, обнаруженные в долинах Аксая, Сунжи, Аргуна и Марты и связанные с периодом VII-IX вв., говорят в пользу автохтонности местного населения, происхождение которого связано с древними Кобанскими и Каякентско-харачоевскими племенами.
«Армянская география VII в.», основанная, по-видимому, на материалах грузинских историков, сообщает сведения о древних вайнахских племенах. В числе их названы кисты и нахчматьяны. Согласно исследованиям лингвистов, «нахчматьян» переводится с помощью современного чеченского языка, как «говорящие на языке нохчи» — Нохчийн мотт (чеч.). Согласно исследованиям Ю.Дешериева, древнейшей формой слова было нахча, которое, согласно закону вторичного чередования под влиянием конечного о [-уо:] перешло в нохчо. «В горных диалектах до сих пор бытует форма с древним корневым [а]». Значит, перед нами древнейшее упоминание самоназвания чеченцев — нохчи, сохранившее при передаче гласную «а», что позволяет нам перевести этот термин от вайнахского слова «нах» — народ, люди.К VIII в. н. э. вайнахи представляют собой уже три крупные племенные единицы, которые можно более или менее правильно свести к современному делению на этносы. Нахчматьян и дзурдзуки — это предки чеченцев, кисты — предки ингушей (район реки Армхи по-грузински называется Кистетис-Цкали).
Чечня в эпоху раннего средневековья
Происхождение слова «нохчи»
К концу IV в. н. э. практически заканчивается нивелировка Кобанской и Каякентско-харачоевской культур, потомки которых, дожив в горах до этого периода, сливаются в более-менее однородный этнический массив. В немалой степени этому способствует влияние соседней, аланской культуры, которая сама, в свою очередь, есть продукт взаимодействия кавказцев с сарматами.
Археологические материалы, обнаруженные в долинах Аксая, Сунжи, Аргуна и Марты и связанные с периодом VII-IX вв., говорят в пользу автохтонности местного населения, происхождение которого связано с древними Кобанскими и Каякентско-харачоевскими племенами.
«Армянская география VII в.», основанная, по-видимому, на материалах грузинских историков, сообщает сведения о древних вайнахских племенах. В числе их названы кисты и нахчматьяны. Согласно исследованиям лингвистов, «нахчматьян» переводится с помощью современного чеченского языка, как «говорящие на языке нохчи» — Нохчийн мотт (чеч.). Согласно исследованиям Ю.Дешериева, древнейшей формой слова было нахча, которое, согласно закону вторичного чередования под влиянием конечного о [-уо:] перешло в нохчо. «В горных диалектах до сих пор бытует форма с древним корневым [а]». Значит, перед нами древнейшее упоминание самоназвания чеченцев — нохчи, сохранившее при передаче гласную «а», что позволяет нам перевести этот термин от вайнахского слова «нах» — народ, люди.
К VIII в. н. э. вайнахи представляют собой уже три крупные племенные единицы, которые можно более или менее правильно свести к современному делению на этносы. Нахчматьян и дзурдзуки — это предки чеченцев, кисты — предки ингушей (район реки Армхи по-грузински называется Кистетис-Цкали).
Попытка христианизации
Сопредельное существование вольных горских обществ с сильным тогда Грузинским царством не могло не вызывать у последнего определенный интерес к своим северным соседям. Дело в том, что влияние на территорию вайнахских племен позволило бы Грузии контролировать горные проходы, ведущие из Закавказья на Северный Кавказ через территорию современных Чечни и Ингушетии.
Связи вайнахов с Грузинским царством в тот период были, несомненно, более интенсивными, чем с их северными соседями, аланами. Если жившие на плоскости туземные племена, подвергшись мощному влиянию аланизации, постепенно утрачивали свой язык и культуру, вливаясь в состав доминирующего этноса, то непосредственными предками чеченцев и ингушей следует рассматривать, главным образом, горные племена. А потому именно их взаимоотношения с соседями являются приоритетными при рассмотрении вопроса о культурных и политических связях.
40-е годы IV в. н. э. ознаменовались ухудшением отношений горцев Северного Кавказа с Грузинским царством. Причиной тому послужила христианизации Грузии, которая, тут же попыталась распространить новую религию на своих северных соседей. Естественно, что христианизация встретила противодействие аборигенного населения. И причина была, отнюдь не в «неверии» горцев, а в поспешности грузинской стороны. Из истории других народов нам известно, что смена религий иногда охватывает период в несколько веков.
Когда проповеди миссионеров на горцев не повлияли, «царский эристави пустил в ход немного оружия и силою сокрушил идолы их». Однако и это не помогло. Тогда царь Мирван III увеличил подати, возлагаемые на горское население. Пройдя таким образом все «таинства» новой веры, горцы ушли в высокогорные районы и здесь закрепились. Активную поддержку горцам оказали аланы.
Произошло ли присоединение части горных вайнахов к Грузинскому государству сейчас не известно, но уже в IX в. в горной Ингушетии начинается строительство христианских храмов грузинского типа. В начале XI в., мтавар Кахетии Квирике III (1010-1037гг.), воспользовавшись занятостью царя Грузии и Абхазии Георгия, отложился и назначил своих наместников у соседних горских народов. В число владений Квирике Ш, помимо горцев-грузин, вошли и какие-то группы дзурдзуков, непосредственно соприкасавшихся с его владениями. Об этом же сообщают и более поздние грузинские письменные источники. Вполне возможно, что в состав Кахетинского мтаварства вошли не непосредственно чеченские территории, а какие-то группы родственных племен, обитавших на территории современной Грузии и, со временем, подвергшиеся ассимиляции со стороны горных грузин и осетин. Еще Вахушти Багратиони в своем сочинении писал об обитателях южных склонов Кавказского хребта, осетинах-двалах, что они «говорят на старом двальском языке; ныне говорят на собственном «осском». И там же, далее: «тушины, которые живут в Кистетии и Глигве, говорят на языке этих народов», т. е., на вайнахских языках. В связи с этим следует сказать, что уже неоднократно выдвигались предположения, что грузины-горцы, — тушины, пшавы, хевсуры, мохевцы и мтиулы, — племена вайнахского происхождения, утратившие со временем свой язык и усвоившие грузинский.
Вообще здесь необходимо уточнить, что понималось под фразой «присоединение части племен» и т.п. Как сказано у анонима П.У.: «Иногда горцы, частями, следуя различным побуждениям, признавали власть того или другого государя, но таковая покорность была совершенно мнимая. Горцы без труда изъявляли покорность, потому что не считали ее для себя обязательною, или сколько-нибудь стеснительною для своей независимости».
Притязания грузинских феодалов и возможное присоединение каких-то обществ к системе Грузинского государства не гарантировали, однако, горно-грузинским этническим группам неприкосновенность от набегов своих соседей. Богатый фольклорный материал, как чеченцев, так хевсур и тушин, указывает на частые походы чеченских горцев в Хевсуретию и Тушетию. По мнению историков, подобные набеги вызваны тяжелейшими условиями обитания, особенно в обществе Маьлхиста.
Чтобы закрепиться в Дзурдзукети политически, грузинским правителям необходимо было для начала утвердиться здесь в культурно-религиозном отношении. Проводится усиленная христианизация местного населения. В горах возникают христианские храмы — Тхаба-Ер-ды в IX в., а несколько позже, при католикосе Мелхиседеке I (вторая половина XI в.) — Алби-Ерды и Таргимский. Как подражание грузинской архитектуре вайнахи стали сооружать и свои языческие храмы — Итаз-Ерди, Маги-Ерди, Гал-Ерди и др.
Но христианство плохо прививалось среди местного населения, необразованного и воинственного. Новые обряды, пришедшие с ним, воспринимались не как новая религия, а как дополнение к старой. Уходили миссионеры — уходили с ними и жалкие зачатки христианства. Народ продолжал чтить культовые места, созданные пришельцами, но чтить в меру своего понимания. Все христианские храмы, отстроенные грузинами в Чечне и Ингушетии, еще до недавних пор пользовались большим почитанием; к ним приходили с молениями, приносили жертвы, ставили свечи и совершали какие-то обряды, но все это воспринималось горцами, как часть их исконных культов, совершенно не связывая их с христианством.
В отдельную епархию, по-видимому, входили земли горных чеченских обществ Маьлхиста и хевсурское селение Шатили, расположенное на границе с Чечней. По сведениям информатора, Хвтисо Абулетовича Джинчараули, в день христианского праздника Воздвижения, жители селений БIениста, Доза, ЖIаре, КIербетIа, Меше, Сахана и Тертте, собирались у святилища в Анатори. Таким образом, культовое место обслуживало население чеченских обществ Маьлхиста и Галай.
Обслуживали святилище хевсур (деканози) и чеченец (знаменосец). Чеченцы приводили с собой жертвенного бычка; деканози делал ему надрез на ухе, а уже знаменосец резал его в жертву. Такая последовательность в распределении обязанностей уже позднее явление, и связано с исламизацией горной Чечни. Дело в том, что по шариату, мусульманин может принимать жертвенную пищу только в том случае, если она забита рукой мусульманина. Скорее всего, раньше жертвоприношение совершал сам деканози.
После этого деканози читал на грузинском языке молитву, а знаменосец, стоя на одном колене и без головного убора, потряхивал знаменем, к которому были привязаны колокольчики.
Затем устраивалось общее пиршество; хевсуры пили пиво и водку, а чеченцы пиво, но не сбродившее, а потому безалкогольное. Это уже влияние ислама, так как описанный обычай записан в период бытования у чеченцев мусульманства.
После пиршества, деканози отправлялся в Чечню, и праздник продолжался уже там.
Заселение Ичкерии
Ичкерия до нашествия Тимура была населена вайнахами и тюрками, потоками кипчаков-половцев, бежавших от монголов в горы. После похода Среднеазиатского эмира она была опустошена, а жители, в большинстве своем, перебиты. Небольшие островки населения были очень малочисленны.
Большая часть макротопонимики северной части Ичкерии и долины реки Джалки носит следы тюркского происхождения. Об этом говорят названия чеченских селений: Аг1ашта («в лесу»), Эг1ашбатой («лицо леса, т.е. опушка»), Гельдиген («пришлые»), Гермчига («маленькая крепость»), Тевзана («горная река, ущелье»); гора Пуьйт-Корт (первая часть – «пастбищное угодье»); речки: Басе («верховье реки»), Жалкх («ленивица»), Гуьмс («не жгучая»), Акхсай («белая речка»), Яман-Су («плохая вода»), Искаьрк («внутренняя») и др. Сам топоним Ичкерия (тюрк.: Ичкири) имеет природу тюркского языка, и до XX в. среди чеченцев не имел хождения. Перевод его означает «внутреннее пространство чего-либо».
Последствия тесных контактов с тюркским этносом носит и сам чеченский язык, в состав которого вошло большое количество тюркской лексики (атаг1а, г1ум, г1уллакх, г1ундалг1и, иту, йовлакх, йиш, куьзга, окхлу, юрг1а и мн. др.). О том, что тюркский компонент Ичкерии был представлен именно потомками половцев, говорит сама топонимия края, передающая собой кыпчакскую ветвь тюркских языков.
Реконкиста
Название такое дано не случайно. В испанской историографии этим термином обозначают обратное завоевание испанцами у арабов захваченных ранее испанских земель. В нашем случае заселение Ичкерии можно рассматривать как возвращение вайнахами своих исконных территорий, принадлежавших нам с эпохи бронзы. Чуть более полутора века эти земли, в большинстве своим, населяли тюркские племена, следы которых, как уже говорилось, остались в топонимике края. Конечно, вайнахи не истребляли прежних хозяев земель; таких жестоких войн горцы никогда не вели. Родословные некоторых ичкерийских фамилий называют среди имен первопредков имена тюркского происхождения. Встречаются даже имена аварского происхождения, причем они идут на протяжении 2-3 поколений. Разумеется, процесс ассимиляции остатков прежнего населения не был ограничен рамками одного - двух десятилетий. Подавляющая масса антропонимов имеет все же вайнахские корни.
Где-то в конце XIV - начале XV вв., с уходом армии Тамерлана, вайнахи из горных обществ Чаберлоя, Нашхоя и других мест двинулись в полуопустевшую Ичкерию. Чеченские предания с большой подробностью и достоверностью передают весь процесс заселения края.
До переселения в Ичкерию чеченский народ насчитывал 59 тейпов, располагавшихся к востоку и западу от Аргуна (Лаудаев У. «Чеченское племя». // ССКГ, вып.VI, 1872, с.11). Чеченцы называли эти территории термином Дайн-Ярташ – «отцовские селения».
Интересен тут другой вопрос: часть аулов Ичкерии имеет идентичные названия с селениями и местностями в самой Нашхе. Что это, совпадение? Вряд ли. Тут уместно вспомнить древний чеченский обычай, по которому земля остается в личной собственности тейпа или семьи, даже если они на ней не живут и не обрабатывают. Возможно, чеченцы, покинувшие в силу обстоятельств свои земли, оставались их номинальными хозяевами. С погромом Ичкерии Тамерланом они получили возможность вернуться и занять свои участки. Такой вывод перекликается с чеченской традицией давать имена селениям. Все аулы, основанные в более позднее время, носят формулу - основатель + Юрт или Эвла. Например, Али-Юрт, Алхан-Юрт и т.д. Либо, имя тейпа - Беной-Юрт, Белгатой и т.п. Все древнейшие селения Ичкерии носят либо тюркское название, либо имя столь давнее, что оно с трудом поддается этимологии. Кроме того, все названия аулов оформлены в исходной форме – Бена, Ц1онтара, Таллара, Хорочо, Курчала, Энгана и т.п. Многие оформлены, как названия давно знакомых чеченцам мест – 1аллара «зимовье (скота)», Ц1онтара «священное место», Г1оьрдала «место оружейников», Ширди-Мохк «пращники». Лишь небольшая часть носит имена основателей – Тезкхалла, Албаг-Эвла, Чермой. И среди названий нет Вуьсу-Юрта, Молкх-Эвла Би-ки-кхелли и т.п. Почему же столь именитые предки не оставили своих имен в топонимике края? Bсе очень просто: они могли быть не основателями, а лишь наследниками земель, которые вернули себе то, что принадлежало их предкам 5-6 поколений назад. Конечно, это лишь гипотеза, которая нуждается в дальнейшем изучении.
Основное ядро переселенцев составили жители общества Нашха, расположенного на территории нынешнего Галанчожского района. Хорошо защищенная природными условиями и мощными оборонительными сооружениями Нашха не пострадала от нашествий завоевателей. Население Нашхи все время увеличивалось, что привело со временем к проблеме перенаселенности и, как следствие, земельному голоду. Избыток населения должен был искать новые места обитания. Естественно, что для жителей западной части горной Чечни было не секретом богатство земельных ресурсов к востоку от них. Но от более решительных действий в предыдущие периоды их могли останавливать причины военно-политического характера – Ичкерия, как составная часть, входила в систему государства Симсим.
Как гласят предания чеченского народа, «большая часть Ичкерии принадлежала тогда аварским ханам, и была практически не заселена». Ханы были заинтересованы в увеличении податного населения, а потому льготами и различными уступками старались привлечь к переселению как можно больше народа. Чеченцы добровольно присоединились к аварскому хану, так как по договору участвовали в его военных походах и получали за это часть добычи.
Согласно преданиям, первым в Ичкерию прибыли представители тейпа дишний. Земли, на которые они пришли, принадлежали садойским и пешхойским князьям. Орсэли, предводитель переселенцев, бросил вызов хозяевам земли. В сражении у горы Элан-ж1аранкорта дишнийцы разгромили войско садойского и пешхойского князей. В честь этой победы Орсэли установил на той самой горе огромный деревянный крест. Победители обосновались на новом месте и заложили аулы Элистанжа и Дишни-Ведана.
Вскоре в Ичкерию переселился Бики, основавший выше них по реке Хулхулау селение Хорочо. Переселение сопровождалось кровавыми столкновениями с соседними племенами, также претендовавшими на эти земли. Андийцы из аула Зило постоянно тревожили хорочоевцев набегами и угоном скота. В ответ Бики совершал походы на андийцев. Чтобы обезопасить себя, хорочоевцы возводят двухэтажную башню у горы Щенберд. Постройка башни не решила спора. Тогда обе стороны решили закончить поземельный спор конными скачками. Двое всадников, один хорочоевец, другой зилоевец, должны были, каждый от своего аула, скакать друг другу навстречу. Там, где они встретятся, и решили провести границу двух обществ. Встреча всадников произошла возле озера Чархи-1ам, где спорящие стороны провели границу, объявив участок, Хьараме, ничейной территорией.
Основателем аула Чермой стал Черми, выходец из Чаберлоевского общества. В поисках охотничьих угодий он остановился на горе, недалеко от селения Хорочо; место ему понравилось и, перебравшись сюда со своей семьей, он положил начало новому тейпу – чермой.
Основная масса переселенцев происходила из общества Нашха. Начало миграции возглавил Молкх, глава нашхойского мехк-кхела. Молкх со своей фамилией перебрался в Ц1еси, а затем в Ичкерию, где и основал селение Эрсана. Шурин Молка, сын Ма1аша поселился к северу от него, положив начало селению Эг1ашбата.
Внук Молкха, Тинин Вуьсу, заложил селение Ц1онтара. Здесь потомство его быстро разрослось и начало заселять окружающее пространство. Сам Вуьсу остался в Ц1онтара; другой брат поселился на хребте Гурдукь; младший – основал аул Энгана. Один сын Вуьсу, Эжи, остался в Ц1онтара, другой – Тези, основал аул Тез-кхаьлла, а младший – стал родоначальником жителей селения Албаг-Эвла. Кроме того, внук Вуьсу, Коьстег, основал кумыкское селение Костеки.
Двое братьев, придя из Нашхоя, заложили селение Курчала. Вскоре выходцы из Курчалоя основали два селения – Гендаргана и Гуьна. Пришедший из Нашхи Айт занял ущелье Жаг1-1ин, где возникло новое село – Айт-Кхаьлла.
В Ичкерию переселялись не только чеченцы, но и выходцы из соседних народов. Кабардинец Гези, обратившись к Вуьсу, получил от него земельный надел, где возник аул Гезин-Чу.
Помимо перечисленных селений, в Ичкерии появилось еще несколько крупных аульных обществ, это – Белг1ата, Бена, Билта, Г1оьрдала, Зандакъа, Сесана, Ширди-Мохк, Шона, Эна-кхалла, Ялхой и 1аллара. Все они представляли собой отдельные тейпы. Согласно преданиям, все они вышли из общества Нашха, и почти одновременно заселили территорию Ичкерии. Временная разница в основании аулов не превышала 1-2 поколения.
Как гласили тептары, чеченцы, усилившись приходом новых соплеменников, перестали платить подати аварским ханам. Когда произошло окончательный разрыв Ичкерии с Аварией, к сожалению, не известно; но уже в середине XVI в. ичкерийские тейпы представляют собой союз обществ Нохчимохк, независимый от аварского хана.
Все эти данные, основанные на материалах чеченского фольклора, тем не менее, отражают подлинную картину заселения Ичкерии. Вписался в это повествование и нартский эпос чеченцев. Так, согласно преданиям, в районе Ножай-Юрта жили нарты, предводителем которых был Наураз. Чеченцы, пришедшие из Нашхоя, дали им 7 дней сроку покинуть занимаемую территорию. Когда нарты отказались выполнить это условие, чеченцы, на восьмой день, прогнали их за Терек.
Таким образом, в XV в. чеченцы вновь отвоевали и заселили свои исконные территории, утраченные ими ранее.
Нашествие Тимура Хромого
Нашествие на Северный Кавказ полчищ Хромого Тимура, или, как его называют в официальных источниках, Тамерлана, произошло вследствие крупномасштабных действий правителя Чагатайского улуса против хана Золотой Орды Тохтамыша.
В первый раз армия Тамерлана прошла через территорию плоскостной Чечни в марте 1395 г. Но в виду необходимости решения более важной задачи, а именно, — разгром самого Тохтамыша, — войска завоевателя не стали здесь задерживаться.
Разгромив 15 апреля 1395 г. на Тереке своего противника, Тамерлан обрушился на земли кавказских союзников Золотой Орды.
После ряда походов на земли западных адыгов и на территории нынешних республик Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Тимур стал готовиться к очередному завоеванию. На этот раз объектом его похода было государство Симсим, находившееся на территории плоскостной Чечни и Ичкерии.
Причиной похода, по официальным сведениям современников, стал отказ правителя Симсима, Гаюрхана, (по другому источнику Ниятхана или Кырбека) признать над собой власть Тамерлана. По большому же счету, поход укладывается в рамки уничтожения коалиции союзников Золотой Орды, принимавших участие в походах Тохтамыша на Среднюю Азию.
Сейчас известно, что население государства Симсим составляли какие-то тюркские племена, осевшие здесь в прежние времена, и вайнахи, начавшие спускаться с гор на равнину. Скорее всего, тюрками могли быть оседлые представители кыпчакских племен, оставшиеся здесь со времен Тама-Тогдая и его гвардии лашкари-караул. Часть их уже была мусульманами, и все они были союзниками Тохтамыша.
Передохнув в районе Пятигорска, войска Тамерлана двинулись на Симсим. Одержав победу в нескольких сражениях, войско Тимура захватило его равнинную часть. Был уничтожен, теперь уже окончательно, город Магас, возродившийся после монгольского погрома. В районе современного города Грозного войска завоевателей построили мост (это место у чеченцев называлось Тимаран-Гечо: «брод Тимура»), по которому переправились на правый берег р.Сунжи. Население, не пожелавшее признавать власть пришельцев, бежало в горы и заняло «неприступные места, куда и пеший с трудом мог добраться» (Тизенгаузен В.Г., т. 2, стр. 183).
Ставка завоевателя расположилась на северо-западной оконечности современного села Дуба-Юрт; место это до сих пор носит название «Астаг1-Тимар сецна меттиг». Само место было древним вайнахским укрепленным поселением, но память народа сохранила информацию о том, что там, или поблизости, остановилось войско хромого завоевателя.
Следующий удар Тимур предполагает направить в горные ущелья, где скрылась большая часть беженцев. Сын Гаюрхана – Мухаммед – явился к Тамерлану с изъявлением покорности и был принят завоевателем с почестями, положенными его сану; отряды Мухаммеда пополнили армию завоевателей, а сам он вошел в свиту эмира.
Большинство историков полагают, что удар был предпринят в сторону Ичкерии. Передовые отряды Тимура забирались в самые крутые высокогорья Большого Кавказа, но несли урон от стремительных налетов дружин горцев. «Имелось много жителей этих мест, которые убежали в горы и мужественно держались в крутых местах, где только с трудом могла пройти человеческая нога». Тогда, придавая большое значение завоеванию Северо-восточного Кавказа, «Тимур сам отправился разыскивать их, он поднялся в эти трудные места, и его солдаты страдали от многих трудностей, атакованные ими оказали сильное сопротивление. Но, однако, в конце концов, они были приведены к Тимуру, и он приказал сбросить их с вершины гор вниз» (ФАН РД, ф. 1, оп. 1, д. 48, л. 36). Проводником завоевателей в горных ущельях служил сын Гаюрхана, все тот же Мухаммед.
В горах, по сведению историков, изучавших эпоху Тимура, многие места были укреплены башнями и замками, которые приходилось брать жестокими штурмами. Этим, возможно, объясняется отсутствие в Восточной части Чечни, Ичкерии, башенных комплексов.
Отряды Тимура с боем забирались в такие места, «с которых ни конному, ни пешему нельзя было спуститься, а следовало оттолкнуться и скользить вниз». Горцы атаковали их со всех сторон. Боевые действия докатились почти до снеговых вершин Большого Кавказского хребта, «на которые по непомерной высоте их даже воображение не в силах забраться». Там, у самых вершин гор, огонь его гнева так пылал, что сжег и сухое и влажное, он разорил и уничтожил все церкви и капища их.
Однако не стоит слишком увлекаться сообщениями средневековых придворных авторов Тамерлана, призванных восхвалять своего повелителя. В отличие от других народов Кавказа, в чеченском фольклоре образ Тимура представлен слабо. Если осетины, кабардинцы и дагестанцы описывают Тимура как завоевателя, то у ингушей и чеченцев он носит больше сказочный характер и усвоен, скорее всего, от соседних тюркских народов. У чеченцев о нем зафиксировано всего два предания, и те приурочены к плоскости Чечни. У чеченцев Чанти-Аргунского ущелья никакие воспоминания об этом завоевателе не зафиксированы. Легенда же галашевцев прямо указывает, что Тамерлан «опасался быть разбитым в горах, а потому... отступил на Кумыкскую плоскость» (Далгат У. Героический эпос чеченцев и ингушей, 1972, стр. 399).
К этому следует добавить, что следов погромов подобного масштаба в горах Чечни не обнаружено. Скорее наоборот, все говорит о том, что жизнь здесь текла своим руслом. Неоспоримо, конечно, что отряды карателей спалили и поломали несколько примитивных языческих сооружений, но такие выдающиеся произведения архитектуры, как храмы Тхаба-Ерды, Алби-Ерди и Таргимский, дожили до настоящего времени почти в своем первозданном виде. Нетронутыми остались и древнейшие башни вайнахов, сооружение которых предшествовало нашествию Тамерлана.
Скорее всего, уничтожением самой структуры Симсима, как государственного образования, Хромой Тимур был вполне доволен. Не стали громить завоеватели и горную Ингушетию, западную и центральную часть горной Чечни. Причина этого может быть одна — Тимур, прикладывая все усилия ради ослабления Золотой Орды, был заинтересован в разгроме ее союзников и сохранении ее противников. Источники прямо говорят о дружественных отношениях Орды с черкесами, осетинами и дагестанцами, но молчат о вайнахах. Зато чечено-ингушский фольклор крайне отрицательно повествует о кочевниках Предкавказья, входивших в состав Золотой Орды и лестно отзывается о самом Тимуре. Разумеется, что никаких союзнических отношений между Тамерланом и горцами-вайнахами не было (у Тамерлана и без того хватало войск, а его армия на тот момент считалась лучшей в мире), однако была политика взаимного избегания. Ингушская легенда о фамилии Баркинхоевых гласит, что род этот усилился после того, как армия Тимура разгромила их врагов на плоскости. Кроме того, сам завоеватель принял у себя предка Баркинхоевых и дивился его мужеству в борьбе с общим врагом. Это конечно легенда, но зерно истины в ней есть — чеченцы и ингуши были противниками Золотой Орды, вели с ней борьбу и были потенциальными, если не союзниками, то сторонниками Тамерлана.
Отойдя к Аксаю, войска Тимура принялись за разорение предгорий, расположенных на границе современных республик Чечни и Дагестана, населенных вайнахами и называвшихся 1авхар. Предводителем ауховцев был некто Янбек. К ауховцам прибыли послы шамхала из Кази-Кумуха: «Эй, народ, если вы мусульмане, говорите, что за война и с кем вы воюете!» Жители Ауха ответили: «Альхьамдулиллах1, мы мусульмане, но у нас мало оружия!» «Пока пустите в ход стрелы!» — посоветовали посланцы. Первый натиск азиатских полчищ ауховцы отбили. В это время подошло войско из Кази-Кумуха. В третьем сражении, произошедшем выше селения Кишень-Аух, возле горы 1амр-Куьрт, совместным натиском чеченско-дагестанское войско, перебив до 3000 вражеских солдат, одержало победу. Но в бою погиб Янбек. Его место занял его сын Маь1да.
Последнее, пятое сражение, произошло возле горы Гебак-Пала. После жестокого штурма завоеватели взяли и разрушили город Алмак (Алмакх), располагавшийся в дагестанской области Салатау, и имевший тогда 7-8 тыс. домов, а жителей окрестных селений переселили на равнину (Алкадари Г.Э. «Асари Дагестан», 1929).
Этим походом закончились боевые действия Тимура на территории Ауха, но сама война в Дагестане продолжалась. Разорив ряд селений и областей, войска завоевателя обрушились на местность под названием Ушкуджа. Шамхал и дружины чеченцев-ауховцев – всего около 3000 воинов – спешат на осажденную территорию, чтобы помочь своим соседям.
Тимур лично, с отборной гвардией, выступил против них. Воспользовавшись тем, что горцы, расположившись на отдых, не выставили часовых, Тимур неожиданно атаковал их. Когда в бою погиб сам шамхал, отряд ауховцев и дагестанцев сложил оружие.
Завоеватель знал о том, что раз в году ауховско-дагестанское ополчение мусульман предпринимает против язычников походы, а потому решил их помиловать. «Прежде вы, приверженцы ислама, всегда воевали с неверными, что стало теперь, что вы, отступив от этого, шли к ним на помощь?» — обратился он к пленным. Тем не менее, все были отпущены; ауховцы получили грамоту, в которой говорилось: «Я не нахожу мусульман, кроме вас, воюющих на территории Дагестана против христиан. На этой земле вам полная свобода от горы до равнины». Хронист Тимура говорит, что почетным жителям Аухара и Кази-Кумуха были сделаны богатые подарки — «почетными халатами, златотканными одеждами, золотыми поясами для мечей и арабскими конями».
Согласно древнегрузинской поэме «Алгузиани», Гаюрхан, или, как он назван в ней, К1аирхан, пережил нашествие Тимура и погиб несколько позже, в междоусобной войне с грузинскими или осетинскими феодалами; в этом произведении он назван чеченским царем. Если сложить все имеющиеся факты, то можно сказать, что чеченским Гаюрхан назван потому, что столица его княжества находилась на месте современного селения Чечен-Аул.
Следы пребывания Тимура на плоскости до сих пор видны в виде рвов, которые народ называет «рвы Темир Аксака».
Вслед за тем Тамерлан появился в Грузии. Царь Георгий VII собрал войско, в которое кроме грузин вошли горцы Северного Кавказа. В первом сражении союзники нанесли завоевателю жестокое поражение и отбросили его передовые отряды. Но затем подошли основные части армии Тимура и в кровопролитной битве грузины и горские ополчения были разбиты в десятки раз превосходящими силами противника. Опустошив Карталинию, Мтиулети и Арагвское ущелье, Тамерлан вступил в Дарьяльское ущелье. Здесь его встретили чечено-ингушские подвижные отряды, которые серьезно потрепали армию среднеазиатского завоевателя, заставив отойти в Барду.
Как только поход окончился, завоеватели ушли, оставив в памяти народа лишь смутное воспоминание о грозном враге. Ичкерия практически опустела, лишь кое-где остались небольшие островки населения, ассимилированные вскоре новыми пришельцами — вайнахами из общества Нашхой
Монгольское нашествие и золотая орда
XIII век обернулся трагедией для большинства народов Евразии. Бывший раб, но умный и талантливый предводитель по имени Тэмуджин, или как его стали называть, Чингисхан, сумел объединить под своей рукой разрозненные племена Монголии и приступить к завоеванию соседних народов и государств.
В 1222 г. передовой отряд монгольского войска, под предводительством полководцев Чингисхана, Джэбэ-Нойона и Субудэй-Багатура, ворвался в Грузию и в жестоком сражении нанес поражение войску царя Георгия IV Лаша. Отсюда монгольские войска повернули на северо-восток и, пройдя с боями горный Дагестан, «прибыли к аланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них». Хитростью монгольским полководцам удалось разобщить силы алан и половцев. В двухдневном сражении первые были разбиты, а страна алан «подверглась варварскому опустошению». Следом за тем монголы учинили резню ничего не подозревавшим половцам.
Погром Алании и Грузии, учиненный монголами, а потом и жестокая междоусобица в Закавказье ослабили позиции этих держав и позволили горным племенам вайнахов освободиться от их культурного и политического влияния, которое и без того носило символический характер.
Монгольский погром сильно подорвал силы Алании, но не сломил ее. Для полного покорения предгорий Северного Кавказа монголам потребовалось совершить еще несколько походов, первый из которых состоялся в 1238-1239 гг. и длился более 10 месяцев. Возглавили его двоюродные братья Батыя — Мешу, Гуюк и Кадан.
Полтора месяца длилась осада Магаса, столицы Алании, и несколько дней сам штурм городских стен. Монголы «оставили от этого города только имя его и нашли много добычи. Они отдали приказание отрезать (убитым) людям правое ухо. Сосчитано было 27000 ушей». «Силою Вечного Неба — рапортовал Бату верховному хану в ставку — мы разрушили город Мегет и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов».
Весна и лето 1239 г. ушли у монголов на покорение Аварии, приморского Дагестана и лезгинской области Кюра, а 1 или 2 апреля 1240 г. завоеватели обрушились на Кумух – столицу лакского царства. Здесь им уже помогали отряды аварского хана.
Спасаясь от жестоких завоевателей, уцелевшее в боях и погромах население хлынуло в горы, и без того густо населенные. Не только аланы, но и кочевники половцы, по сообщениям средневековых авторов, бежали в горные теснины. Жившие на равнине вайнахи-арштхойцы (что и переводится, как «жители равнин»), разгромленные и разоренные более сильным врагом, вынуждены были искать убежища в верховьях Ассы и Фартанги.
Но даже с покорением Аланского царства монголам еще предстояла длительная война с горскими племенами, упорно отстаивающими свою независимость. Еще в 1254 г., по словам современников, обитающие «на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартака (монгольский хан), двоим — надлежало караулить горные ущелья, чтоб эти аланы (следует понимать — кавказцы) не выходили из гор для похищения их стад на равнине...» Очевидно, что монголы не решались без особой на то необходимости углубляться в горы, а предпочитали просто блокировать все выходы из ущелий, как это делали до них их предшественники.
Путешественник середины XIII в., Плано Каприни, сообщал, что монголами побеждены «комуки», «аланы или ас», тарки и «чиркас». Однако, среди «земель, оказавших им мужественное сопротивление и доселе еще не подчиненных им», была часть Алании, причем какую-то гору монголы осаждали уже 12 лет.
К началу 60-х гг. XIII в. резко ухудшаются отношения между отдельными улусами Монгольской империи. Острая борьба за Прикаспийские земли развернулась между Золотой Ордой и располагавшимся в Иране Ильханством. В декабре 1263 г. 70-тысячная армия ильхана Хулагу подошла с юга к Тереку, со стороны Дербентского прохода, где занимала позиции до февраля 1264 г. Почти трехмесячная оккупация этих территорий привела к опустошению плоскостной части нынешней Чечни и окончательному оттоку уцелевшего от погромов населения в горы.
Тем не менее, боевые действия в горы не перекинулись, и горная Чечня сохраняла свой суверенитет. Чтобы понять, в какой степени независимость горцев была реальностью, стоит взглянуть на события тех лет:
чеченские племена ведут внешнюю политику без оглядки на соседей. Еще в середине XIII в. дружина газиев (борцов за веру) из Кара-Кайтага, под предводительством шейха Абу-Муслима, захватывает столицу Аварии;
Хунзах. Ее правитель, Сурака, исчезает, а его сын, Байар, бежит в Тушетию. Абу-Муслим начинает насаждать ислам в Аварии и соседних районах Чечни. Ни о монголах или каких-либо других «хозяевах» горной Чечни в летописях не сказано. Само отсутствие в монгольских хрониках тех лет упоминаний о населении горной Чечни говорит о незнании монголами этих территорий.
В последней трети XIII в. Золотая Орда создает на плоскостной и предгорной части нынешней Чечни и Дагестана владение, напоминающее пограничный округ. Охрана границы осуществлялась отборной сторожевой гвардией — Лашкари-Караул, во главе с чингизидом Тама-Тогдаем. Каких-либо сведений о военных действиях монголов против горных вайнахов нет, и, скорее всего, таковые не велись. Лашкари-караул, занятые охраной Прикаспийского пути в Закавказье, мало обращали внимания на горную полосу Северо-восточного Кавказа, бедную, хорошо защищенную и населенную воинственными племенами.
В 1299 г. монгольские войска Тама-Тогдая покидают Чеченскую плоскость и уходят на помощь к Токтахану, ведущему междоусобную войну с темником Ногаем.
Таким образом, рассмотрев имеющиеся в нашем распоряжении материалы, можно с большой уверенностью говорить, что монгольские войска, вынужденные решать важные задачи на пространстве от Азербайджана и до Руси включительно, не имели возможности основательно заниматься территорией горной Чечни.
В 1301 г. войска Золотой Орды вновь сосредоточились на плоскости, южнее Терека. Близость опасного соседа заставляет горцев укреплять свои ущелья и аулы оборонительными сооружениями — боевыми и жилыми башнями, количество которых в горах заметно возрастает. Такая изоляция существенно тормозит социально-экономическое развитие региона, консервируя его на уровне раннего средневековья, и даже отбрасывая к эпохе военной демократии.
Археологические поиски не выявили каких-либо следов монгольского разорения или влияния пришельцев на горные районы Чечни, а лишь усвоение горцами некоторых деталей монгольского вооружения. Все это вполне допустимо, если учесть: а) что только в 1278 г. пал аланский город Дедяков; б) земли западных адыгов и высокогорного Дагестана вовсе оставались непокоренными; в) Золотая Орда была занята войнами с государством ильханов и решением внутриордынского политического кризиса.
Тем не менее, к началу XIV в. ордынцы на некоторое время прочно обосновались в степях Предкавказья. Ставка ханов находилась на левом берегу Сунжи, недалеко от впадения в нее речки Ачалуки. Об этом говорят и материалы древнерусских летописей, которые прямо указывают на ставку монгольского хана Узбека на реке Сунже, недалеко от современного села Эльхотово (Республика Северная Осетия).
Борганы
Другим, малоизученным, но значительным этносом, проживающим в плоскостной части Чечни и Ингушетии, были борганы, или, как их еще называют, брагуны. Племя это, крымско-татарского происхождения, заселило Присунженские равнины где-то во второй половине XIV в., в период владычества монгольского темника Мамая. Этот полководец, согласно сообщениям ногайцев, как только покорил Крым (1360-е года), «тотчас же приступил к колонизации татарами вновь покоренного ханства малолюдных тогда степей и подошвы Кавказских гор.
В числе новых поселенцев были и ногайцы (часть крымских татар до сих пор называет себя ног1ай) в большом количестве, которые первоначально перекочевали со своими стадами на плоскость нынешней Чечни, где глава их орды Борахан основал свою резиденцию недалеко от впадения Сунжи в Терек».
Известно, что еще в XVII в. грузинский историк Вахушти называл Сунжу Брагунской рекой (Борганис-Цкали). На самом Сунженском хребте, между станицами Троицкой и Михайловской, есть возвышенность, называемая в старых картах гора Боргонник.
Миграция многочисленной тогда группировки кочевников привела к столкновению с вайнахскими племенами, начавшими заселять Чеченскую плоскость, и небольшим локальным конфликтам за обладание Присунженскими землями. Чеченский фольклор донес до наших дней отголоски этих столкновений, и смутные предания о борьбе с темником Мамаем. Несколько фольклорных сюжетов о борьбе с ногайцами сохранились в чеченском эпосе. Но все эти потуги были лишь последними вздохами умирающего монстра. В 1395 г. Золотая Орда подверглась опустошительному нашествию Тамерлана. Были разгромлены многие ее города и кочевья, а тюркское население Предкавказья почти поголовно истреблено. Остатки брагунов, вытесненные кабардинцами, компактно поселились в устье Сунжи, где и основали аул Брагуны, известный русским с 1598 г.; во главе его стоял тогда уже не хан, а козлар (т. е. первостепенный
История русско-чеченских отношений
Истоки современного чеченского конфликта во многом коренятся в истории русско-чеченских отношений, в которых в основном можно выделить шесть этапов.
Первый этап, начавшийся с середины XVI в., продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эта политика имела успех и чеченские общины на добровольной основе (посредством заключения договоров) заявляли о признании верховной власти Московского государства.
Второй этап, длившийся почти весь XVIII век, знаменует собой начало открытой военной экспансии России на Северный Кавказ. В эпоху царствования Петра I, а затем и Екатерины II, доминирует доктрина военной колонизации горских земель. И хотя в 1781 г. присягами было оформлено добровольное подчинение приграничных с русскими крепостями чеченских общин России, в 1785 году в Чечне началось мощное национальное движение под руководством шейха Мансура. С этого момента начинается вооруженная борьба чеченского народа за свободу и независимость. Отсюда берет начало чеченское национальное движение. С конца XVIII в. шейх Мансур первым предпринял попытку объединения северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство. Однако реализовать эту идею полностью шейху Мансуру не удалось.
Начавшееся в Чечне антиколониальное движение горцев охватило и некоторые другие районы Северного Кавказа. В нем приняли участие главным образом социальные низы горцев. Имущие слои горских народов вначале пытались использовать антиколониальное движение крестьян в интересах упрочения своей власти в горских общинах, а также для восстановления утраченных позиций свободы выбора в отношениях с Москвой. Но вскоре, испугавшись роста антифеодальной направленности движения шейха Мансура, горские верхи не только отошли от него, но и в ряде случаев вместе с русскими войсками приняли участие в усмирении восставших крестьян. Первый имам горцев Северного Кавказа около шести лет вел войну с царскими войсками, но потерпел поражение. Шейх Мансур был пленен в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости.
Третий этап русско-чеченских отношений приходится на первую половину ХIХ века. С назначением генерала А. П. Ермолова (1816-1827 гг.) командующим русской армией на Кавказе начинается планомерное продвижение русских войск в глубь территории Чечни, военное давление усиливается. В ответ в Чечне нарастает национальное движение. Более 30 лет его возглавляет Бейбулат Теймиев. Ему удалось впервые объединить большинство чеченских обществ. Он также пытался объединить горские народы, заключив союз вольной Чечни с феодальными княжествами Северного Кавказа. Бейбулат Теймиев был сторонником мирного разрешения конфликта и стремился избежать большой войны с Россией. Его предательское убийство способствовало эскалации военных действий.
1828 год стал поворотным в Кавказской войне. Борьба отдельных горских общин Чечни и Дагестана за независимость вступила в новый этап. В Дагестане началось движение мюридизма (религиозно-политическое движение, направленное против немусульман), вскоре перекинувшееся в восточные районы Чечни. Имамы Гази-Магомед, Гамзат-Бек, Шамиль и Ташов-Хаджи возглавили газават - священную войну правоверных мусульман против неверных. Имаму Шамилю удалось в 1834 году завершить то, что начал шейх Мансур: объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и создать имамат - светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии 27 лет противостоять самой сильной тогда военной державе мира.
В 1859 году Шамиль потерпел поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его родственники были обласканы царем и отреклись от идеалов Кавказской войны. Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим. Их оттеснили в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю. В результате царские власти избавились от значительной части населения.
На политику захватов, депортаций, насилия чеченцы отвечали восстаниями. Царизм пытался решить проблему силовыми методами. Однако насилие только провоцировало новые выступления. И тогда в Чечне было введено так называемое военно-народное управление, иными словами военно-оккупационный режим.
Анализируя причины Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не только военной экспансии царизма, но и внутренних раздоров на Кавказе, борьбы местных элит за власть и влияние в горских обществах. Агрессивному этнонационализму, религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы, поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний, революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной колониальной администрации и местной бюрократии.
В целом история российско-кавказских отношений в этот период свидетельствует не о войне народов и их культур, а о противостоянии на уровне интересов элит, не всегда совпадавших с интересами нации. Бесспорно, в основе противостояния Чечни и России присутствовал элемент межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн. В этой связи уместно напомнить, что массовое вступление чеченских общин в войну против России, приглашение имама Шамиля в Чечню состоялось не столько под влиянием пропаганды идей газавата, сколько в результате карательного похода генерала Граббе в 1840 г. в Чечню и жестоких репрессий против мирного населения. Насилие, грубое вмешательство в традиционный уклад жизни горцев - вот что толкнуло их на войну с Россией.
То же самое произошло и в современной чеченской войне. Начав широкомасштабные военные действия против мирного населения, Москва спровоцировала массовое сопротивление чеченцев федеральным войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на этот раз в вооруженной борьбе участвовала только часть чеченского населения. Большинство чеченцев было против войны с Россией. Так же, как в свое время были чеченские общины, которые воевали против имама Шамиля, так нынче были те, кто сознательно противостоял Дудаеву. Но именно в период Кавказской войны зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды развития русско-чеченских отношений.
Четвертый этап. В период пребывания Чечни в составе России (вторая половина XIX в.) царизм проводил политику кнута и пряника. Государственно мыслящие представители царской администрации осознавали, что насилием проблему горцев не решить. В 70-90-х гг. наблюдается ослабление полицейского режима, формируется пророссийская чеченская элита. Создаются первые русские школы для горцев. Регион постепенно втягивается в экономическую систему российского капитализма. В Грозном начинается добыча и переработка нефти, прокладывается железная дорога, формируется национальная буржуазия. Именно в этот период (годы правления царя реформатора Александра II) Чечня выдвинула таких духовных лидеров, как Кунта-Хаджи, Солца-Хаджи, Дени-Шейха Арсанова, Баммат-Гирея Митаева, Али Митаева, Сугаип-Муллу - носителей идей традиционного для Чечни (суфистского) ислама. В этот период сложились благоприятные условия мирного разрешения национальных проблем в рамках начавшейся либерализации российской политической системы в сторону становления конституционной монархии.
Элитные слои чеченского общества, несмотря на рецидивы этноцида в отношении чеченцев и ингушей, пытались вписаться в российское общество и тем самым дать возможность своему народу воспользоваться плодами русской культуры. Примечателен тот факт, что Чечня после присоединения к России принимала активное участие почти во всех ее войнах. И это притом, что чеченцы были освобождены от воинской повинности. Чеченские и ингушские воины-добровольцы прославились в русско-турецкой (1877-1878 гг.), русско-японской, русско-германской войнах. Интересна в этом отношении оценка российским императором Николаем II, действий ингушского и чеченского полков в период Брусиловского прорыва на русско-германском фронте (1915 г.). В телеграмме генерал-губернатору Терской области Николай II писал:
Как горная лавина обрушился ингушский полк на германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан чеченским полком. В истории русского отечества, в том числе нашего Преображенского полка, не было случая атаки конницей вражеской части, вооруженной тяжелой артиллерией: 4,5 тысячи убитых, 3,5 тысячи взятых в плен, 2,5 тысячи раненых, менее чем через полтора часа перестала существовать железная дивизия, с которой боялись соприкасаться лучшие воинские части наших союзников. Передайте от моего имени, царского двора, от имени всей русской армии братский сердечный привет отцам, матерям, сестрам, женам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивший своим бесстрашным подвигом начало конца германским ордам. Никогда не забудет этого подвига Россия, честь им и хвала. С братским приветом Николай II. 25 августа 1915 года.
Чеченский полк входил в состав так называемой Дикой дивизии, созданной по инициативе младшего брата Николая II - Великого князя Михаила Александровича. Во время Первой мировой войны полк воевал на Юго-Восточном фронте русской армии, которым командовал генерал Алексей Брусилов. Чеченцы отличились не только в знаменитом “брусиловском прорыве” австро-германской обороны, но и в сражениях в Галиции и Карпатах, в переправах через Днестр и Прут, в боях у Полянчика, Рыбне, Тышковца, Станиславова, в районе реки Ломнице и других операциях. Отчаянные вылазки и героические атаки «орлов Кавказа» по достоинству оценивались командованием русской армии – ежемесячно от 40 до 150 офицеров и всадников Чеченского полка награждались боевыми орденами, медалями, почетным оружием, получали новые звания за храбрость в сражениях. На наградах, которые вручались подданным нехристианского вероисповедания, изображения христианских святых (святого Георгия, Святого Владимира, святой Анны и т.д.) были заменены государственным гербом Российской Империи – двуглавым орлом.
С началом ХХ века в отношениях с горскими народами царизм делает ставку на насилие. В ответ национальное движение и чеченцев приобретает форму абречества. (абрек - разбойник, народный защитник). В период трех российских революций на чеченское общество оказала заметное влияние российская социал-демократия. Вскоре социализм становится конкурирующей с исламом идеологией среди части интеллигенции. Общественные деятели - Т. Эльдарханов, А. Шерипов, и др. - занимались просветительской работой, подъемом национального самосознания.
Пятый этап русско-чеченских отношений охватывает советскую эпоху. В годы революций и гражданской войны (1917 по 1925 г.) в Чечне господствовали анархия и безвластие. Национальное движение раскололось и не смогло консолидировать общество. В нем обозначились три направления: государственный национализм, ориентированный на Советы (коммунистов); демократический национализм этнического толка, ориентированный на Запад; радикальный национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом попытка создания теократического государства (эмиратство шейха Узун-хаджи). В конечном счете, бо́льшая часть населения сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность.
В ходе классовых столкновений 20-х годов Грозный неоднократно переходил из рук в руки. В марте 1918 гг. была создана Терская Советская республика. Горская АССР была провозглашена в январе 1921 года. С ноября 1922 года некоторое время существовала Чеченская Автономная область РСФСР. А 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономная области были преобразованы в Чечено-Ингушскую АССР. Годы Гражданской войны оставили в чеченской истории имена, которые хранит благодарная народная память: участники стодневной защиты Грозного, защитники села Гойты… И памятник на площади Дружбы народов в Грозном – чеченец Асланбек Шерипов, русский Николай Гикало, ингуш Гапур Ахриев – они сражались вместе.
По пятилетним планам до Великой Отечественной войны немало было сделано для реконструкции промышленности Чечни и развития культуры. Так, грамотность с 0,8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940г. История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии в 1926 г.
Промышленность ЧИ АССР и весь народ республики с огромным напряжением работали в годы войны для нужд фронта. Чеченцы воевали и в армии, и в партизанских отрядах. Тысячи из них были награждены орденами и медалями. 36 человек стали Героями Советского Союза.
Упразднение ЧИ АССР и депортация 1944 года в Казахстан, причиной которой стали обвинения в сотрудничестве с войсками фашисткой Германии, отрицательно сказалась на отношении всего чеченского народа к властям. Депортация привела к потере почти 40% численности чеченцев.
После смерти Сталина на волне хрущевской оттепели было принято решение о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. В 1957 году, после 13 лет ссылки, вайнахи устремились на Родину. Однако процесс их возвращения и восстановление республики, протекали болезненно. Реабилитация носила половинчатый характер. Политическое недоверие к народу, национальным кадрам сохранилось. Традиции, религия чеченцев и ингушей были под негласным запретом. Преподавание в вузах, школах велось на русском языке. Сфера употребления чеченского языка сузилась до семейно-бытового уровня. Родной язык преподавался как предмет только в сельских школах.
В 60-70-х гг. чеченский национализм выражался в форме многочисленных коллективных писем, обращений в ЦК КПСС с критикой действий местных властей в сфере национальной политики. Москва сквозь пальцы смотрела на преследования тех, кто подписывал эти жалобы. Эпоха этноцида длилась 30 лет. В результате, морально-психологическая травма, нанесенная чеченскому народу в этот период, оказалась более разрушительной по своим последствиям даже по сравнению с неприкрытым геноцидом сталинских времен.
Горбачевская перестройка, распад СССР положили начало шестому этапу в русско-чеченских отношениях, который привел в конечном итоге к новому противостоянию.
Заключение
Таким образом, истоки современного чеченского национального движения уходят вглубь веков. Анализ исторического прошлого чеченцев свидетельствует о том, что они вновь, уже в который раз, попали в ловушку нерешенных проблем своей трагической истории. К их числу, прежде всего, относится проблема взаимоотношений России и Чечни. Начиная с 18 в., история взаимоотношения Чечни и России - это перманентное противостояние, которое с периодичностью в 40-50 лет выливалось в форму насильственной борьбы. Только за два столетия здесь имело место 13 частичных, 2-е массовые и одна полная депортации чеченцев. Вместе с последней чеченской войной начался 17-й по счету, так сказать добровольный исход чеченцев - в другие регионы России. Республику покинуло более 700 тысяч граждан.
Военные действия в Чечне, как показал исторический опыт, длятся от 6 до 25 лет и заканчиваются подавлением чеченцев с огромными потерями для обеих сторон. Типичной формой завершения конфликта является их замораживание, т.е. прекращением военных действий без урегулирования исторического этноконфликта между Россией и Чечней. Присутствующая в народном сознании (многих поколений чеченцев) идея борьбы за свободу и независимость не реализуется.
Проблема чеченского этнонационализма - это и проблема культурологическая. Экономика, материальные и духовные ценности, в целом культура чеченского народа разрушались с периодичностью в 40-50 лет. Итогом стала социально-экономическая и культурная отсталость Чечни. Естественно, все это сказалось на характере чеченского национализма.
Однако современный конфликт в Чечне не был предопределен. Его спровоцировали те античеченские и антироссийские силы, которые заинтересованы в перманентной нестабильности в этом регионе России.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.