История чувашского костюма в истории моей семьи. Работа победительницы республиканского конкурса "Вперед- в прошлое" Научный руководитель О.Я. Чернова

  • docx
  • 09.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала История чувашского костюма в истории моей семьи.docx

Оглавление

 

 

1.     Введение_________________________стр.2-5

- цели проекта

-задачи проекта

2.     Основная часть____________________стр.5-9

А) традиции народного чувашского костюма

Б) чувашские корни в моей семье

В) изготовление народного костюма для куклы

3.     Заключение_______________________стр.10-11

 

4.     Список литературы________________ стр.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Чувашский народ           Старинные вещи минувших эпох,

                                                      Как дороги сердцу семейных родов!

                                                                  В них связь поколений,

                                                                  В них память далеких, ушедших годов!

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

В каждой семье есть предметы, которые бережно хранят, о которых рассказывают детям, внукам, правнукам. Эти предметы напоминают о чем-то или о ком-то. Мне вспомнились вещи и предметы, которые бережно хранят мои родители и бабушка с дедушкой.

Чувашский национальный костюм

Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя.

Именно сейчас, как никогда раньше, важно восстанавливать полузабытое, пытаясь связать прерванную нить поколений. В процессе знакомства с чувашским национальным костюмом я познакомилась с традициями народа, узнала много интересного из истории своих предков,  училась развивать воображение.

А началось все с знакомства с куклой, которую моя бабушка, Байкина Лима Пайдулловна, смастерила своими руками одела в национальный чувашский костюм.

В ходе проекта я узнала новые понятия, названия одежды, головных уборов, элементов узоров, тем самым пополнила свой активный словарь.

Цели работы:

- изучить традиции и обычаи чувашского костюма.

- воспитать любовь к традиционному народному искусству.

- сберечь национальные традиции чувашской народности для последующих поколений.

Задачи:

- познакомиться с особенностями национального чувашского костюма.

- исследовать составные части чувашской одежды.

- выяснить и научиться понимать отличительные знаки народного костюма.

 

 

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

быт чувашского народа

 

Моя бабушка родом из чувашской деревни ЯКТЫ-КУЛЬ Азнакаевского района Республики Татарстан. После школы училась в Бугульминском машиностроительном техникуме. Затем бабушка жила и работала в р.п. Актюбинский Азнакаевского района.

Мои прабабушка и прадедушка были работниками в тылу во время Великой Отечественной войны и получили медали за доблестный труд.

Самой пожилой жительнице деревни исполнилось 93 года. Она по сей день сама ухаживает за домашней скотиной, сажает огород, печет домашний хлеб на хмелю.

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

Летом на каникулах с бабушкой мы жили в деревне Якты Куль и я стала свидетелем одного из обычаев. В очень сильную жару (неделя без дождя), у родника собиралась вся деревня и варила кашу в казане («дождевая» каша). После того, как каша была сварена и съедена, дети обливались водой с родника. И на следующий день обязательно шел дождь.

традиции и обычаи чувашского народа

Меня заинтересовали  старинные обычаи и праздники моей бабушки в книге  З.Д. Степанова «Притяжение светлого озера» и в сети Интернет я нашла много интересных исторических описаний обычаев, праздников.

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

праздник Саварни

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун - это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

 

История каждого народа своеобразна и удивительна. Одежда, обувь, традиции-это история, которую нужно знать и чтить.

Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов в жизни.

 

В основе чувашского женского костюма лежит  туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Рубаха богата украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук – запон.

Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами.

Девичий головной убор – тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками. Чувашские женщины носили разного рода платки (туттар).

Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством разнообразных украшений – шейных, нагрудных, поясных.

 

 

 

 

 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду.  Преобладает сочетание белого и красного цветов.

Сегодня традиционные одеяния по-прежнему любимы чувашами. Некоторые горожане и жители поселений надевают сохранившиеся наряды своих предков по большим праздникам (свадьба, акатуй и т.п.), артисты чувашской эстрады выступают в осовремененных костюмах на сцене, а участники конкурсов из Чувашии защищают в них честь родной республики.

Глядя на народные костюмы, представляю, будто кто то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Большую роль в формировании костюма играло место проживания чувашей, заимствовавших детали одеяния своих соседей. Костюм верховых чувашей (вирьял) Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России - марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей (анатри), соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета.

 

http://wlooks.ru/images/article/cropped/220-165/2016/11/chuvashskij-nacionalnyj-kostyum--17.jpg

Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в. - салатовых, розовых, и желтых.

 

http://wlooks.ru/images/article/thumb/450-0/2016/11/chuvashskij-nacionalnyj-kostyum--15.jpg

Будьте оригинальными — носите одежду с чувашской национальной символикой!

 

http://wlooks.ru/images/article/cropped/162-227/2016/11/chuvashskij-nacionalnyj-kostyum--50.jpg

 

 

 

 

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чувашское народное искусство. – Чебоксары, 1981

 2. Культура чувашского края. Часть 1 / В. П. Иванов и др. – Чебоксары, 1994 3. Енькка Е.В. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа 16-19 вв.: – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2004.

3. Сотрудники Чувашского национального музея, Музея чувашской вышивки, а также Чувашского государственного художественного музея, в частности, Геннадия Иванова-Оркова, специалиста по чувашским костюмам.

4. На главнуюhttp://|wloks.ru.

 


 

Скачано с www.znanio.ru