Ростовская область, Егорлыкский район, станица Новороговская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новороговская средняя общеобразовательная школа № 2
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ НСОШ № 2 Приказ от __.__.2019 г. № ___ _________ С.В. Голобородько |
Внеурочная деятельность «История Донского края»
основное общее образование, 6 класс
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Составитель: учитель Усолкина Луиза Камоевна
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка.
Для написания рабочей программы по истории Донского края использовались нормативные акты:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
· областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
· постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
· приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
· приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Г. Веряскиной по истории Донского казачества 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2018г.
Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом Донского казачества, которые послужат одной из основ их общей образованности.
Задачи курса:
- формирование представлений о древней и средневековой истории края как части общемировых процессов;
- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;
- характеристика выдающихся земляков;
- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;
- воспитание патриотизма.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данной рабочей программы является то, что рабочая программа « История Донского края» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского казачества. В программе и учебнике представлена проблематика: «Наш край глазами древнегреческих, арабских и европейских авторов», «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края».
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане школы на учебный предмет история Донского края для обучающихся 6 класса МБОУ НСОШ №2 отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Общая характеристика предмета
Цели курса «История донского казачества» представлены в системе, состоящей из двух компонентов.
1. Общие цели исторического образования:
-овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до наших дней, его социальном, духовном, нравственном опыте;
— развитие способности осмысливать события действительности на основе исторического анализа в их уникальности и. вместе с тем, органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое - настоящее - будущее);
- формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, воспитание идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.
2. Цели, отражающие специфику исторического образования в кадетском корпусе:
-усиление позиций базового инвариантного компонента образования за счет обогащения его значимой
региональной ин
формацией;
-формирование
более полных представлений о культуре народа
через раскрытие региональных культурных традиций;
-формирование у учащихся целостных представлений об историческом, этническом, природном, хозяйственном своеобразии родного края, о традициях духовной и нравственной жизни;
-объективная оценка трагических событий нашей истории и культуры, ошибок хозяйствования, нанесших большой урон культуре, природе;
-воспитание межэтнической и межконфессиональной толерантности.
Принцип историзма является исходным принципом распределения содержания, поэтому содержание курса структурировано по известным школьным историческим эпохам.
В программу заложен блочный подход. Организация изучения исторического материала при таком подходе происходит как движение через анализ от знаний и представлений к личностной оценке.
Названиями блоков являются темы, выделенные в рамках исторической эпохи в соответствии с периодами исторического развития. Блок является универсальной системой. Это, с одной стороны, целостная система уроков, а с другой - подсистема всей программы. В свою очередь, программа предстает как огромный блок, в котором па многих уровнях функционируют содержание, методы и формы. Такая структура допускает вариативность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики исторического материала.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Донское казачество в Смутное время
Донское казачество в войнах России в конце XVI в.
Сражения с татарами. Освоение Сибири. Поход на Полоцк. Оборона Пскова. В походе с князем Засекиным.
Взаимоотношения казаков с Борисом Годуновым. Лишение казаков государственного жалованья. Отказ принимать казачьи посольства. Аресты казаков. Прибытие на Дон царского посла П.Хрущева. 11ереход казаков на сторону Лжедмитрия.
Лжедмитрнй I и казачество. Андрей Корела. Присяга Лжедмитрию. Сражение у села Добрынин. Сражение за г. Кромы. Донские казаки в Москве.
Казачество в крестьянской войне под предводительством Ивана Болотникова. Казаки в Путивле под знаменами Болотникова. Осада Москвы. Оборона Калуги. Оборона Тулы. Победа под Веневым и у Пчельни. Битва на реке Восма под Каширой.
Лжедмитрий II и казачество. Казаки в Тушинском лагере. Разгром г.Галича. Грабежи в Угличском, Владимирском и Ярославском уездах. Осада Троице-Сергиева монастыря. Раскол тушинцев.
Донские казаки под предводительством Ивана Заруцкого. Под Смоленском у короля Сигизмунда. Возвращение к Лжедмитрию Н в сентябре 1610 г. Признание царевичем сына Лжедмитрия и Марины Мнишек. Присоединение к П.Ляпунову. Убийство П.Ляпунова. Правительство казацких таборов. Уход на Юг. Поражение под Воронежем. Бегство из Астрахани. Гибель Заруцкого.
Второе ополчение Минина и Пожарского и участие в нем донских казаков. Присоединение части казаков к ополчению в Ярославле. Взаимное недоверие. Сражение с гетманом Ходкевичем. Призыв А.Палицына. Взятие Китай-города. Сражение у Волоколамска.
Роль донских казаков в избрании царем М.Романова. Споры на Земском Соборе. Обвинения казаков и их ответ. Позиция донских казаков в вопросе о выборе царя. Провозглашение царем М.Романова.
Взаимоотношения Дона и Москвы при Михаиле Романове. Прибытие на Дон царского посла Ивана Опухтина. Царская грамота. Жалование. Просьбы не трогать татар и турок. Запрещение заниматься набегами.
Зрительный ряд: Карты «Русское государство в XVI в.», «Русское государство в Смутное время», «Борьба со шведами и польскими интервентами». Фрагменты видеофильмов: «Иван Грозный», «Троице-Сергиева лавра», «Династия Романовых» (из фондов ИПЦ).
Педагогический акцент: обратить внимание учащихся на общенародный характер борьбы за независимость Русского государства.
Тема 2. Азовское осадное сидение
Взятие Азова 18 июля 1637 г. Причины похода на Азов. Сбор казаков в Монастырском городке. Земляные работы под Азовом. Уничтожение подкреплений из Керчи, Темрюка и Тамани. Убийство Кантакузена. Подкоп Ивана Арадова. Штурм Азова. Победа.
Переговоры с Москвой о судьбе Азова. Перенос столицы в Азов. Посольство атамана П.Петрова. Казачье послание царю Михаилу. Отказ Москвы. Причины отказа.
Азовское осадное сидение 24 июля-27 сентября 1641 г.
Силы казаков. Силы турок. Начало осады. Предложение о сдаче. Ответ казаков. Наум Васильев и Осип Петров. Штурм 25 июля. Вылазка казаков 30 июля. Обстрел города Непрерывные штурмы в течение 24 дней. Отступление турок. 11отери.
Новые переговоры об Азове и царские наказ о его возвращении Турции. Казачье посольство в Москве. Предложение казаков. Подарки царя. Созыв Земского Собора. Мнения сословий. Новое наступление турок. Решение Собора оставить Азов. Последствия возвращения Азова для казаков.
Зрительный ряд: Карта «Русское государство в XVII в.». Фрагменты видеофильма «Музей-заповедник» (из фондов ИПЦ).
Педагогический акцент: обратить внимание учащихся на патриотизм и самоотверженность донских казаков.
Тема 3. Донские казаки в середине XVII в.
Основание в 1644 г. г. Черкасска. Нападение -турок на Монастырский городок. Совещание казаков в Раздорах. Решение о строительстве новой столицы. Выбор места. Строительство
городка.
Жизнь и быт донских казаков в середине ХУЛ в. Занятия донских казаков. Охота. Рыболовство. Пчеловодство. Станичный юрт. Обряды. Праздники. Одежда. Пожалование Войску Донскому первого царскою знамени в 1645 г- Царь Алексей Михайлович. Нападение татар.
Похвальная грамота казакам. Царское знамя. Значение этого пожалования.
Зрительный ряд: Карта «Русское государство в XVII в.». Фрагменты видеофильмов «Музей-заповедник», «Династия Романовых» (из фондов ЮЩ).
Педагогический акцент: обратить внимание на самобытность казачьей культуры, на демократическое устройство управления войском и на причины постепенного отхода от этих традиций.
Тема 4. Донские казаки в войнах России в XVII в.
Участие казаков в русско-шведской войне 1656-1658 гг.
Тактика боя. Подвиги казаков. Разведка. Преследование. Значение участия казаков в войне.
Участие казаков в русско-польской воине 1654-1667 гг.
Тактика боя. Подвиги казаков. Разведка сил противника Преследование. Значение участия казаков в войне.
Чигиринское сражение в 1677 г. Атаман Кириллов. Атаман Самарский. Атаман Минаев. Знамя 1679 г. Значение участия казаков в сражении.
Сражение с турками и татарами в 80-х годах XVII в.
Отвлечение сил противника на себя. Бахчисарайский мир. Набеги татар. Разгром Качалинского и Паншинского городков на Дону. Отпор татарам.
Участие донских казаков в битве под Веной в 1683 г.
Оборона. Вылазки, Разведка. «Виновники» победы. Тактика боя.
Голицинские походы в Крым и участие в них казаков в
1687 г. Атаман Ф.Минаев. Бой у Овечьих вод. Освобождение пленников. Причины неудач. Отступление русской армии.
Зрительный ряд: Карта «Русское государство в XVII в.». Фрагменты видеофильма «Династия Романовых» (из фондов ИПЦ).
Педагогический акцент: обратить внимание на роль донских казаков в русских войсках, на их вклад в победу.
Тема 5. Участие казаков в восстании под предводительством Степана Разина
Взаимоотношения голытьбы и домовитого казачества.
Прирост населения на Дону. Положение голытьбы. Положение домовитых казаков. Походы на Волгу. Городок Рига. Уничтожение его домовитыми казаками. Нарастание напряженности.
Поход за зипунами С.Разина. С.Разин. Сбор отряда ра-зинцев. Поход на Волгу. Разгром каравана купца Шорина. Взятие Царицына. Захват Яицкого городка. Каспийский поход.
Персидский поход С.Разина. Захват Дербента. Освобождение русских пленников от рабства. Поход на Баку и Решт. Переговоры с персидским правительством. Нападение жктелей Решта. Месть казаков. Разгром персидского флота. Возвращение С.Разина.
Начало восстания. Кагальницкий городок Противостояние С.Разина и домовитых казаков. Казнь дьяка Евдокимова. Поход на Волгу- Захват Царицына. Захват Астрахани Поход вверх по Волге. Бой под Симбирском.
Захват Кагалышцкого городка донскими старшинами и пленение С .Разина. Осада Кагальницкого городка. Сдача ра-зинцев. Обман. Пытки Разина в Черкасске. Отправка Разина в Москву. Казнь С.Разина.
Зрительный ряд: Карта «Русское государство в XVII в.». Фрагменты видеофильма «Великий бунтарь» (из фондов ИПЦ).
Педагогический акцент: обратить внимание на социальное и имущественное расслоение казачества.
Тема 6. Донское казачество в конце XVII в.
Присяга донских казаков Федору Алексеевичу в 1676 г. Спокойствие на Дону. Разведка под Азовом. Борьба с калмыцким ханом Аюком. Первая присяга. Запрещение набегов на Азов. Столкновение с татарами.
Влияние раскольников на Дону. Движение голытьбы на Верхнем Дону в 1682 г. Движение раскольников-старообрядцев на Дону. Политический характер религиозного вопроса. Ф,Минаев. С.Лаврентьев, К.Чурносов, Расправа над сторонниками раскола.
Влияние православной церкви на Дону. Появление церквей на Дону. Собор во имя Воскресения Христова. Победа над раскольниками. Донские монастыри. Значение монастырей и православных церквей.
Состояние медицины на Дону. Российские лекари. Первый госпиталь. Доктор Термонт. Состояние медицины во времена Азовских походов Петра I. Доктора и лекари.
Зрительный ряд: Карта «Русское государство в XVII в.» Фрагменты видеофильма «Династия Романовых» (из фондов ИПЦ).
Педагогический акцепт: обратить внимание учащихся на изменения в социальном укладе Войска Донского и на роль донских старшин в отказе от прежних традиций казаков.
Тематическое планирование истории Донского края
№ |
Тема урока содержательные линии |
Кол-во часов |
|
1 |
Хазары |
2ч. |
|
2 |
Дон в X-XIIвв. |
2 ч. |
|
3 |
Монголо -татарские завоеватели на Дону |
1 ч. |
|
4 |
Азов |
2ч. |
|
5 |
Донские казаки на заре своей истории |
4ч. |
|
6 |
Донское казачество поступает по службу |
2 ч. |
|
7 |
Донские казаки в конце XVI в. |
3 ч. |
|
8 |
Донские казаки в событиях Смуты |
3ч. |
|
9 |
Войско Донское и царская власть |
3ч |
|
10 |
Донское казачество во второй половине XVIII в. |
4ч |
|
11 |
Донской край в эпоху петровских преобразований |
3 ч. |
|
12 |
Казаки на службе Российской империи |
4 ч. |
|
13 |
Тема № 6 Донской край в XVIII в. |
2 ч. |
|
Основные виды учебной деятельности:
1) Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации; воспроизводят по память информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; понимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; ориентируются на понимание успеха в учебной деятельности; выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца "хорошего ученика".
2) Характеристика деятельности обучающихся:
формулируют учетную задачу;
отвечают на вопросы;
выступают с сообщениями;
слушают рассказ;
читают текст;
выполняют задание практикума;
составляют развернутый план ответа, рассказа;
самостоятельно выполняют тестовые задания;
работают в группах, осуществляют проверку основных понятий и умений;
вступают в коллективное обсуждение вопросов;
воспринимают задание, утоняют;
работают с рисунками, схемами, делают записи в виде схем.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
|||
1 |
Хазары Дон с VI по VII век |
|
|
1 |
2 |
Крепость Саркен -хазарская твердыня на Дону |
|
|
1 |
3 |
Дон в X-XIIвв. Печенеги |
|
|
1 |
4 |
Половцы. Поход князя Игоря Святославича против половцев |
|
|
1 |
5 |
Монголо -татарские завоеватели на Дону Донской край под властью Золотой орды |
|
|
1 |
6 |
Азов Основание города Азова. Азак- невольный рынок. |
|
|
1 |
7 |
Легенды и мифы, связанные с историей Азова. Тур Хейердал в Азове. |
|
|
1 |
8 |
Донские казаки на заре своей истории Географическое понятие "Донская земля" в средние века |
|
|
1 |
9 |
Факторы складывания донского казачества |
|
|
1 |
10 |
Устройство казачьих городов |
|
|
1 |
11 |
Казачий круг и его значение |
|
|
1 |
12 |
Донское казачество поступает по службу Взаимоотношения Московского правительства и Войска Донского |
|
|
1 |
13 |
Первые донские атаманы |
|
|
1 |
14 |
Донские казаки в конце XVI в. Иван Грозный и донские казаки |
|
|
1 |
15 |
Походы Ермака |
|
|
1 |
16 |
Участие казаков в Ливонской войне. Казаки в русско-шведской войне 1593 г. |
|
|
1 |
Тема |
Кол-во часов |
Дата План |
Дата факт |
|
Донские казаки в событиях Смуты |
3 |
|||
17 |
Участие донских казаков в Смуте |
1 |
||
18 |
Участие донских казаков в Смуте |
1 |
||
19 |
Участие казаков в народном ополчении. |
1 |
||
Войско Донское и царская власть |
3 |
|||
20 |
Расцвет казачьих вольностей на Дону |
1 |
||
21 |
Военные действия против Турции |
1 |
||
22 |
Азовское осадное сидение |
1 |
||
Донское казачество во второй половине XVIII в. |
4 |
|||
23 |
Политическая ситуация на Дону в середине XVII в. |
1 |
||
24 |
Персидский поход |
1 |
||
25 |
Крестьянская война 1670-1671 г. |
1 |
||
26 |
Старообрядчество на Дону |
1 |
||
Донской край в эпоху петровских преобразований |
||||
27 |
Военный и мирный быт казаков |
1 |
|
|
28 |
Завоевание Азова |
1 |
||
29 |
Восстание К.Булавина на Дону |
1 |
||
Казаки на службе Российской империи |
4 |
|||
30 |
Система управления Войском Донским в XVIII в. |
1 |
||
31 |
Организация военной службы казачества |
1 |
||
32 |
Казаки в русско-турецких войнах |
1 |
||
33 |
Восстание донских казаков 1792-1794 г. |
1 |
||
Тема № 6 Донской край в XVIII в. |
2ч. |
|||
34 |
Становление сельского хозяйства Казачьи промыслы и торговля |
1 |
||
35 |
Формирование крепостного права и образования донского дворянства |
1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ НСОШ № 2 от «___» _____ 2020 года №____ _____________ Полехина Н.В. |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ НСОШ №2 ____________ Воронков А.П. «___» _____ 2020 год |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.