ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах – радость, праздничность. Трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле слова задавленных тяжелой жизнью. Нелегкая и непростая жизнь была у русской крестьянской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью – собрать урожай, сделать запасы на зиму. Зимой – заготовить дрова, если в теплое время не успел, съездить в город, продать кое-что из зимних запасов и купить самые необходимые для семьи вещи.
Так шли дни, месяцы, годы. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители в эти дни надевали свою лучшую, праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, свое мастерство в шитье и в украшении одежды.
Огромное влияние на формирование русских одежд оказали также климатические условия России. Суровый, холодный климат, длительная зима, сравнительно прохладное лето – обусловили появление закрытых, теплых одежд. Основным занятием населения было землепашество и скотоводство. Поэтому изготовлялись главным образом льняные ткани и шерсть. Лен мог быть различной выработки – от грубого холста до тончайших полотен. Домотканая шерсть была грубой выделки и называлась сермягой. Эти ткани шли на нижние и домашние одежды, как для посадских людей, так и для бояр.
Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другим, выделяясь разномасштабными орнаментами. Из-под широких рукавов шушпана (нагрудника), заканчивающихся узорной тканой каймой с крупным узором, виднелись рукава с более мелким рисунком, затем передник с фризовым узором, а из-под передника и шушпана – рубаха с богато орнаментированным нижним краем и все вместе эти отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль. Пластика объемов еще больше подчеркивалась фактурой и цветом материала – отбеленного холста и домотканого сукна. Холст вообще играл очень большую роль не только в самой одежде, но и в многочисленных обрядах, сопровождающих жизнь крестьянина с рождения и до самой смерти.
Самой древней одеждой славян, живущих в районах верхнего и среднего течения Оки (вятичей, кривичей и др.), по мнению историков и этнографов, была рубаха, изначально изготовлявшаяся из грубого полотна. Она защищала людей от зноя, на нее надевали меховую и шерстяную одежду в зимние холода. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывалось обладание магическими силами. Достаточно было заполучить рубашку врага, чтобы напустить на него «порчу», произведя с ней колдовские манипуляции. Уберечь же свою рубашку и себя вместе с ней от «сглаза» необходимо было более надежно. Так появились некие символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, подоле, касающемся ног, и самое главное – на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми. Знаки добра наносились, конечно же, разноцветными нитями – вышивка, ткачество, кружево, да так, чтобы тайный смысл не сразу стал ясен всем.
Первоначально в давние времена рисунки имели прямой магический смысл. Шло время, отодвигались старые верования, исчезала из рисунков колдовская сила, и оставалась красота, понятная и близкая.
Одежды обычно украшались различными вышивками – шелком, жемчугом. Мелкий жемчуг добывали в русских реках, а в более позднее время привозили с Востока, из Ирана. Этот жемчуг назывался гурмыжским.
Часто одежду отделывали мехом. Наиболее ценными считались меха соболя, куницы, бобра, выдры. В народных костюмах использовали овчину, мех лисы, зайца, белки. Одежда была очень красочной и шилась из тканей различных оттенков красного (багряные, червленые), сине-голубого (лазоревые), иногда зеленого цветов. Все цветные ткани назывались крашенинами.
Все одежды домонгольского периода отличались относительной простотой кроя и самих тканей, но в то же время изобиловали навесными украшениями, надетыми поверх одежды. Основными предметами украшения были перстни, браслеты, бусы, серьги, колты (височные кольца, прикрепленные к женскому головному убору).
Тесные связи Руси домонгольского периода с Византией и Западной Европой определили характер русского костюма этого периода, который, несмотря на свою самобытность, соответствовал в то время общему направлению в развитии европейских мод. Верхние и парадные одежды боярства, а позже дворянства, изготовлялись большей частью из привозных тканей. Почти все русские одежды этого периода надевались через голову, были накладными. Они имели спереди лишь небольшой разрез.
Будучи длиннополыми, русские одежды все-таки не достигали такой длины, как в Византии. Даже княжеские костюмы были короче византийских одежд, а классовая дифференциация проявлялась главным образом в качестве тканей, из которых были сшиты костюмы.
Период Киевской Руси историки называют периодом расцвета культуры. Однако дальнейшее развитие русской культуры было приостановлено в XIII в. нашествием монголов. Монголо-татарское иго тяжело отразилось на судьбах русского народа. Борьба с монгольским владычеством не прекращалась в течение двух веков. И освободившись от завоевателей, Русь начала объединяться под властью московских князей, образовав в XV в. централизованное Русское государство. Расширились его границы, наладились экономические и торговые связи с другими странами.
Основными привозными тканями были парча – аксамит (ткань с золотыми узорами), тафта, камка (шелковая узорная ткань с одноцветным рисунком), бархат рытый с тисненым рисунком и золотный бархат (шитый золотыми нитками). Все дорогие привозные ткани на Руси носили название «наволок».
В период Московского государства костюмы шили из богато декорированных тканей. Очень часто одежду покрывали так называемыми «неподвижными» украшениями: вышивкой шелком, канителью (крученой золотой или серебряной нитью), битью (расплющенной серебряной проволочкой, прикрепленной на ткань по нанесенному рисунку при помощи простой нитки). Костюмы украшали «саженым» жемчугом, а также жемчужными нитями, имевшими вид кружева – так называемыми поднизями. Характерной отделкой русского костюма была оторочка цветной тканью.
На протяжении всех периодов развития Русского государства были развиты такие виды прикладного народного искусства, как набивка тканей, ювелирное дело, вышивка. Ювелирные украшения: гривны, колты, серьги, перстни – были очень тонкой работы, выполненные в технике зернь, чернь, филигрань и эмаль.
Идеал красоты на Руси предполагал статную фигуру, гордую осанку, плавную походку. У женщин – белое лицо с ярким румянцем, соболиные брови; у мужчин – окладистую бороду. Костюм дополнял облик человека и связывал его с общепринятым эстетическим идеалом. В целом одежда делала фигуру статичной. Интересной особенностью была относительная общность взглядов на красоту и одежду у простого народа и у боярства. Как в народе, так и в высших кругах считались одинаково неприличными короткие одежды. Общность эстетического отношения к костюму и в Древней Руси, и в период монголо-татарского ига была, очевидно, обусловлена сплоченностью русского народа – как условие сохранения своей самобытности. Этим же отчасти можно объяснить и привязанность к старым формам русских одежд в допетровской Руси и старательное игнорирование западных мод.
Из чего же состоял гардероб древних русичей? Находки археологов, старинные летописи и легенды помогли восстановить, из каких тканей шились одежды, как и чем они украшались. Мужская и женская одежда по своим конструктивным и композиционным особенностям имела определенную общность. Основными видами одежды мужчин были рубаха и порты, причем у знати это была нижняя одежда, у народа – основная. Чем богаче человек, тем многослойнее был его костюм. Можно сказать, что рубаха – это древнейшая из одежд, ибо ее название восходит к древнему слову «руб», т. е. «самый грубый». Длина рубахи, материал, из которого она была сшита, характер орнаментов определяли социальную принадлежность и возраст. Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди, более короткие – другие сословия, так как в отличие от размеренной и неторопливой жизни князей и бояр будни трудового народа были наполнены тяжелой работой, и одежда не должна была сковывать движений. Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом, если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался.
На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Девушки заплетали волосы в косу или носили их распущенными, подхваченными лентой, тесьмой или обручем из кожи, бересты, обтянутым разноцветной тканью.
Своеобразным парадом моды на Руси были праздничные гулянья и ежегодные ярмарки. Что выкладывали на свои прилавки купцы киевские да новгородские, что привозили купцы заморские, а что развозили и разносили по селам и деревням голосистые коробейники? А вот что – лен и шерсть самого разного качества, грубую холстину, сермягу и армячину, тонкое сукно и тонкое полотно, выбеленное или цветное, крашенину, дорогие привозные ткани камку и тафту (шелковые узорные ткани), бархат рыжий с тисненым узором, петельчатый и золотный (шитый золотом), парчу аксамит (расшитую золотыми узорами) – все они носили общее название паволоки.
Зато меха, дорогие и дешевые, были свои. Самые дорогие – горностай и бобер, куница и соболь, подешевле – рысь и барс, лиса и белка, самые дешевые – овчина и медведь, волк и заяц. Были припасены у купцов и драгоценные камни: алмазы и смарагды, яхонты и сапфиры; радужные стекла, многоцветный бисер, мелкий речной и крупный гурмыжский (иранский) жемчуг, ожерелья, бусы и пронизки.
На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского народного костюма оказывали влияние географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажным фактором явились исторические процессы, способствовавшие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций. Обширность территории расселения, замкнутость отдельных мест, различное природное окружение и сырье, характер обычаев и условий существования были причиной возникновения многообразнейших вариантов одежды, заставляющих говорить о том, что в России при явном наличии общих черт даже в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма. Это и понятно. Множество этнических групп отличались друг от друга не только говором, способом строить и украшать свои жилища, обычаями, обрядами, песнями, но и одеждой. Более того, свои отличия в одежде имели жители не только каждой губернии, уезда, волости или села, но и каждой деревеньки. Поэтому говорить о русском костюме «вообще» просто невозможно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.