Цели урока. Образовательная : проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; пронаблюдать, как с помощью пейзажа автор передает психологическое состояние героев. Развивающая: продолжить развитие умений работать с учебным текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитательная : создать условия для воспитания нравственных качеств – гуманности, ответственности за свои поступки и чувства.
ХОД УРОКА
(Приложение 1, слайды 1-7)
Сегодня у нас второй урок по
творчеству И.С.Тургенева. Вспомним, что уже знаем о писателе. В чем его
уникальность, особенность? (Ученики
говорят о многообразии жанров в творчестве писателя, о его преданности русскому
языку).
Мы увидим сегодня на уроке еще одну особенность Тургенева-писателя. Это
писатель-психолог, который передает переживания героев, показывает движение их
мыслей и чувств с помощью портрета, пейзажа, интонации, намеков. Во многих
произведениях писатель проводит героя через испытание любовью.
Чтобы начать работу над повестью, вначале обратимся к словарю и вспомним
значение литературоведческих терминов «повесть», «сюжет».
На экране появляются значения данных
терминов. (Приложение 1, слайд 8)
– К кому из героев повести можно отнести эпиграф урока? Что вы можете рассказать о господине Н.Н.? Какой у него внутренний мир?
Ответ найдите в первой главе
повести, в пейзаже. (Ученики отмечают безмятежность, душевную чистоту,
душевное волнение, ожидание чего-либо во внутреннем мире господина Н.Н).
– В 1 главе автор дает читателю намек на то, какая будет героиня повести.
Эпизод на странице 351 говорит о символичной внешности героини и «маленькой
статуи мадонны с почти детским лицом».
– Во 2 главе господин Н.Н. познакомился с Гагиным и его сестрой Асей.
Расскажите о ней. (Ученики
рассказывают об Асе).
– Тургенев психолог постепенно готовит читателя к зарождению отношений
между Н.Н. и Асей через картины природы. В пейзаже на стр. 354-355 повторяются
оттенки красного цвета: алый, багряный, то есть цвета любви.
– В конце 2 главы символичен эпизод прощания: сломанный лунный столб через реку
Рейн обозначает романтические мечты героев или крах безмятежного душевного
состояния Н.Н. Выберите правильный ответ с помощью эпизода на стр.356.
– В течение 2 недель Ася была очень разной: то она представлялась марширующим
солдатом, то разыгрывала роль великосветской барыни, то переодевалась в простое
платье. Почему она так себя ведет? Все её поведение говорит о том, что Ася
мечется, не может разобраться в себе, но уже понятно, что в ней просыпается
любовь.
– В 6 главе господин Н.Н. оказался невольным свидетелем диалога Аси с братом.
Прочитайте выразительно диалог на стр. 367. Что вмешалось в зарождение любви? (Ученики отвечают, что это чувство досады, подозрения,
ревности).
– Как легко и покойно стало на душе Н.Н., когда он узнал историю Аси.
Расскажите историю Аси (глава 8).
– Что сейчас испытывает Н.Н. к Асе? На стр.375 найдете ответ. Впервые они
провели вдвоем день, разговаривали по-дружески, болтали обо всём и ни о чём.
Диалог, состоявшийся между ними, очень важен. Как вы его поняли? О каких
крыльях идет речь? Напишите в тетради сочинение-миниатюру из 3-5 предложений. (Ученики пишут 2-3 минуты).
– Отношения героев подошли к моменту, который можно назвать «объяснением в
любви». Если вспомнить все элементы композиции произведения, то эта сцена будет
кульминацией. Вспомните, что такое кульминация. На экране появляется значение
термина. (Приложение 1, слайд 9)
– Кульминация в повести находится в 16 главе. Читаю выборочно эпизод объяснения
господина Н.Н. и Аси. Можно ли обвинить Н.Н. в трусости, в предательстве? Ученики говорят, что Н.Н. оказался слабым человеком,
он не выдержал любви Аси. Любовь требует работы души, а Н.Н. не выдержал это
испытание.
– Почему 2 влюбленных человека расстались? Кто виноват? На экране таблица «Сопоставим психологическое
состояние и действия героев». (Приложение 1, слайд 10) Данная
таблица показывает, что отношения героев построены на контрасте (антитезе).
Обратимся к словарю. На экране дано
значение термина «антитеза». (Приложение 1, слайд 11)
– Что случилось с героями в конце повести? Прочитайте выразительно последнюю 22
главу и подумайте, почему в качестве эпиграфа я взяла слова Тургенева: «У
счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день – а
мгновение».
Третий этап урока
На экране портрет
М.Гершензона. (Приложение 1, слайд 12) Подведем
итог урока. Как вы понимаете слова литературоведа М.Гершензона «Любовь окрыляет
человека, у него вырастают крылья, и он превращается в птицу»? (Спрашиваю 1-2 учеников).
Какова роль пейзажа в повести? Перед вами на экране 3 варианта ответов (Приложение 1, слайд 13), выберите 1 из них.
а) пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь
«пейзажем души»;
б) пейзаж как бы характеризует героя и социальные условия жизни;
в) пейзаж выступает фоном, связанным с местом и временем действия.
(Ученики выбирают для ответа вариант
а).
Четвертый этап урока
Домашнее задание:
а) дифференцировано: слабому ученику-вспомнить все элементы композиции;
сильному ученику-рассказать о герое-повестователе, его отношении к Асе и
господину Н.Н.;
б) остальным ученикам в классе-написать сочинение-миниатюру на выбор «Моё
отношение к Асе» или «Моё отношение к Н.Н».
Пятый этап урока
Рефлексия. «Человек превращается в птицу, когда он …» Допишите это предложение сами. Ученики дописывают предложение по-разному: «…когда он влюблён», «…когда он счастлив», «…когда рядом любимый человек».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.