Визитная карточка Нырьинской средней школы
422123 Республика Татарстан Кукморский район с.Нырья
Государственное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа им.М.П.Прокопьева тел.: 43-2-19; 43-2-18;
|
Нырьинская средняя общеобразовательная школа имеет 132-летнюю историю.
1 ноября 1871 года в селе Нырья была впервые открыта земская школа.
В 1935 году школа стала семилетней, в 1961 году – восьмилетней.
В 1981 году построено современное здание школы и образована Нырьинская средняя общеобразовательная школа.
1 сентября 1989 года школе было присвоено имя известного удмуртского поэта Прокопьева М.П.
Учебный год |
Предмет |
Место |
Класс |
ФИО учащегося |
ФИО учителя |
2000-01
2001-02
2002-03 |
Русский язык Немецкий язык Русский язык Немецкий язык Немецкий язык История Родной язык |
4 4 2 4 1 3 1 2 3 |
9 11 9 11 9 11 9 11 10 |
Прокопьева И. Степанов Д. Гаранина С. Павлова Е. Федотова С. Тухтарова А. Федотова С. Тухтарова А. Захарова Е. |
Васильева Н.В. Павлова Э.В. Васильева Н.В. Жуков В.Т. Павлова Э. Федотова С. Васильева Н.В. Васильева Н.В. Васильева Н.В. |
История «Нырьинской средней школы имени М.П.Прокопьева» Кукморского муниципального района Республики Татарстан |
|
|
|
Первые ростки просвещения в Нырье были тесно связаны с деятельностью православной церкви. По уставу каждый церковный приход должен был иметь свое приходское училище. Фактически народное образование оставалось в руках духовенства, а все расходы по содержанию народных училищ возлагались на сельские общества крестьян церковного прихода.
После ввода в действие Козьмо-Демьянской церкви, 1 ноября 1871 г. в Нырье было открыто начальное народное училище. В официальных документах правительства оно значится как одноклассное министерское сельское училище и находится в непосредственном ведении Министерства народного просвещения через Мамадышское Отделение училищного уездного совета.
В Нырьинском министерском одноклассном училище был установлен трехлетний курс обучения при трех отделениях (младшее, среднее, старшее), по году учебы в каждом из них при одном преподавателе. Общеобразовательные предметы велись лицом, имеющим “свидетельство на звание народного учителя сельского училища”, а преподавание закона божия возлагалось на служителя культа.
Практически Нырьинское одноклассное училище стало функционировать с 10 ноября 1871 г.
Нырьинское начальное училище до 1913 г. оставалось однокомплектным (одноклассным) училищем. Но условия занятий в однокомплектном начальном училище создают своеобразную обстановку для работы учителя с учащимися. При одновременном занятии с двумя отделениями роль учителя сводится к краткому разъяснению учебного задания и эффективному контролю за самостоятельной работой учащихся.
После октябрьских событий 1917 г. в жизни Нырьинской школы начались большие перемены. С 1919 г. детей обучала Дарья Васильевна Вильмон, а с 1920 г. — Леонид Николаевич Жуков. На основании декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” (23.01.1918 г.) в школе было отменено преподавание закона божия, запрещались молитвы. Убрали из угла школьного класса икону с горящей лампадой, со стен был снят портрет царя.
Только в 1921 г. основой общего образования становится семилетняя школа, которая разбивалась на два концентра: четыре года (I —IV классы) и три года (V —VII классы). В Нырьинской школе окончательно утвердился курс четырехгодичного обучения с ежегодным приемом и выпуском учащихся. Были составлены и изданы новые “Программы семилетней школы Народного Комиссариата Просвещения” (М.: Госиздат, 1921), где предусматривалось изучение арифметики в начальной школе по 4 часа в неделю в каждом классе, и кроме того, в IV классе отводилось 2 часа в неделю на изучение геометрии. При этом курс арифметики заканчивался на четвертом году обучения.
С 1925-26 учебного года Нырьинская начальная школа в полном объеме переходит на комплексные программы преподавания всех учебных предметов.
В 1935 г. начальная школа была преобразована в неполную среднюю школу — Нырьинскую НСШ, подведомственную Кукморскому РОНО.
Семилетняя школа размещалась в двух зданиях. Вместо сгоревшего старого был выстроен новый бревенчатый пятистенный дом, одна часть которого (наиболее просторная) использовалась для пятых классов, а в другой его части проживала семья директора школы. Здание церкви было переоборудовано под шестые и седьмые классы с входом с северной стороны, в том же здании была устроена небольшая учительская комната.
Организатором семилетнего всеобуча был Николай Матвеевич Павлов. Он же стал первым директором этой школы и в то же время исполнял обязанности председателя Нырьинского сельского совета. Заведующим Учебной частью заведовал Илларион Захарович Герасимов. Вначале были открыты только V и VI классы. Учителям приходилось вести по несколько учебных предметов.
После И.М. Павлова директорскую должность занял С.В. Владимиров.
Степан Владимирович Владимиров родился в 1912 г. в д. Верхняя Шунь Петропавловской волости Мамадышского уезда Казанской губернии в удмуртской крестьянской семье. Обучался в местной сельской школе, затем в Казанском чувашском педагогическом техникуме, заочно окончил естественно-географический факультет Казанского учительского института. В 1936 г. приехал в Нырью по путевке в качестве комсомольского работника, преподавал в школе географию.
С.В. Владимиров был участником Великой Отечественной войны, награжден орденом “Красной Звезды” и многими медалями. После демобилизации в 1947-1965 гг. продолжал работать директором Нырьинской НСШ. После тяжелой непродолжительной болезни в 1968 г. его не стало.
Степан Владимирович обладал большими организаторскими способностями. Им был создан сплоченный педагогический коллектив из опытных и всеми уважаемых учителей тружеников, которые вели следующие учебные предметы: математику—В. М. Фадеев (1918), И.В .Степанов (1921) и В.С. Малюткин; русский язык —И.3. Герасимов (1912) и К.И. Герасимова (1912); родной язык (удмуртский) — Н.И. Исаев (1901); историю—И. С. Артемьев и П.Е. Кузьмин (1911); биологию — И.М. Сафронов (1908); немецкий язык —М.Ф. Шляпкина (1915); военное дело —С. А. Тихонов.
В течение 30 лет (1917-1947), в сложившейся в стране сложной внешней и внутренней обстановке, постепенно происходило становление и дальнейшее укрепление Нырьинской неполной средней школы. В соответствии с ростом она испытала на себе известные периоды “перестройки”, характерные для послереволюционной массовой школы. Главными для работы школы на новых началах были проблемы: отмена преподавания религии, комплексный подход к изучаемому материалу, внедрение новых учебных планов, программ и стабильных учебников, политехнизм в обучении. В соответствии с этими нововведениями совершенствовалась организация учебно-воспитательного процесса. Благодаря творческой деятельности одних и тех же учителей в переломный период, т.е. до и после 1917 г., в Нырьинской школе сохранилась преемственность в формах и методах обучения, присущая только для национальной школы. Это, в первую очередь, выражается в: системном изучении родного языка, использовании наглядности, увязке теоретических знаний с вопросами практики, привлечение школьников к активному труду.
В Нырьинской НСШ в послевоенные годы произошли большие качественные изменения: значительно увеличился контингент учащихся и число учителей с высшим образованием, а в школе введено десятилетнее обучение. В 1961 – 1962 г.г. школа стала восьмилетней.
После С.В. Владимирова директорскую должность занял Г.З. Зайнуллин.
Зайнуллин Галей Зайнуллович родился в 1915 году в деревне Нижний Кумор Кукморского района ТАССР в семье среднего крестьянина. В 1935 году окончил Арский педтехникум и был назначен заведующим Нижне-Кузьмесской начальной школы, где работал до 1937 года. В августе 1937 года его перевели учителем географии в Нырьинскую семилетнюю школу. Здесь он проработал один год. В 1938 году поступил учиться в Казанский педагогический институт, который окончил в 1940 году. После института его направили в Старо-Учинскую среднюю школу Таканышского района, где преподавал до призыва в Советскую Армию. Служил в Забайкалье, а когда началась война – на Западном фронте. Был награжден медалями: «За оборону Москвы», «За обороны Заполярья», «За победу над Германией». После возвращения с фронта работал в Нырьинской восьмилетней школе завучем и заочно окончил географический факультет Казанского педагогического института. В 1951-1976 гг. занимал должность директора. За трудовые успехи неоднократно был отмечен благодарственными письмами, грамотами, был награждён медалью «Ветеран труда», «За доблестный труд», юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия Владимира Ильича Ленина».
После Г.З. Зайнуллина директорскую должность занял И.В.Васильев.
Васильев Иван Викторович родился 5 января 1936 года в деревне Нижний Кузьмес Кукморского района ТАССР в крестьянской семье.
1943-1947гг. – учеба в начальной школе.
1947-1950гг. – учеба в Нырьинской семилетней школе.
1950-1953 гг. – учеба в Ош-Юмьинской средней школе.
1955-1959 гг. служба в рядах Советской Армии в должностях техника-нормировщика, фельдъегеря (курьер для особо важных поручений), заведующим делопроизводством. После службы начал работать в Нырьинской восьмилетней школе библиотекарем.
В 1964г. поступил на заочную учебу на исторический факультет Удмуртского ГПИ. С 1966г. работал учителем истории в Нырьинской восьмилетней школе.
В 1968г. был избран освобожденным секретарём парткома колхоза «Рассвет».
С 1971 г. переведён учителем истории.
В1976 году был назначен директором школы. Под его руководством началось строительство нового типового здания школы, которое было завершено к концу декабря 1980 года. В должности директора Иван Викторович проработал по 1986 год.
Награжден юбилейными медалями «40 лет вооруженных сил СССР», « В ознаменование 100-летия Владимира Ильича Ленина».
После И.В. Васильева директорскую должность занял В.С. Осипов.
Осипов Валерий Семенович родился 1 мая 1953 года в семье рабочих.
1968-1972 гг. – учеба в Можгинском педагогическом училище. Молодым учителем начал работать в Старо Кня-Юмьинской начальной школе.
В 1973-1975 гг. служил в рядах Вооруженных сил, после службы работал в органах МВД ТАССР.
С ноября 1976 года работал воспитателем пришкольного интерната. 1977 – 1982 гг. заочная учёба в Казанском государственном педагогическом институте по специальности математика.
В 1985 году окончил отделение политинформаторов по вопросам культуры и морали Университета Марксизма – Ленинизма Татарского обкома КПСС.
В 1980 году переведён учителем удмуртского языка в Нырьинскую восьмилетнюю школу, в 1985 г. назначен заместителем директора по учебной части и учителем ОИВТ.
В 1986 – 2000 гг. работал директором в Нырьинской средней школе.
В 1987 году было введено в эксплуатацию здание нового школьного интерната.
В 1989 году строительство стрелкового тира и кабинета технологии.
Валерий Семенович один из первых директоров в районе, кто обеспечил школу современными компьютерами.
В 1994 году обновление ограждения территории школы, годом позднее асфальтирование территории школы.
В 1997 году здание котельной школы было подключено к природному газу.
После В.С. Осипова директорскую должность занял Н.А. Арсентьев.
Арсентьев Николай Алексеевич родился 24 июля 1956 года в городе Вятские Поляны Кировской области в семье рабочего. Окончив Нырьинскую восьмилетнюю школу, в 1971 году поступил учиться в Можгинское педагогическое училище. После завершения педучилища в 1975 году начал работать учителем в начальной школе в деревне Красный Цветок. В этом же году был призван в ряды Советской Армии. После службы в 1978 году вернулся в родную школу с. Нырья. Вёл уроки русского и родного языков, рисования, черчения. С 1987 по 1995 годы выполнял обязанности организатора внеклассной и внешкольной работы. С 1988 года занимал должность парторга в колхозе «Рассвет» и активно вёл пропаганду спорта молодёжи. За годы своего учительства преподавал физическую культуру, географию, черчение, рисование. В 2000-2005 гг. работал директором в Нырьинской средней школе.
В 2001 году ремонт отопительной системы, ремонт пола спортзала.
В 2002 году ремонт катка и раздевалки.
В 2003 году открытие школьного музея.
В настоящее время коллективом руководит Данилов Николай Николаевич.
Данилов Николай Николаевич родился 22 мая 1976 года в деревне Верхний Кузмесь Кукморского района Республики Татарстан.
После окончания Нырьинской средней школы, в 1993 году поступил в________ Начал трудовую деятельность в Нырьинской средней общеобразовательной школе в 1997 году учителем технологии. В 2005 году был назначен директором школы.
2005 год – совместно с родителями строительство филиала школы в д. Красный Цветок.
2006 год – ремонт крыши школы.
2009 год – ремонт филиала школы в д. Балды-Кня.
2014 год – капитальный ремонт здания школы.
Школа дала путевку в жизнь тысячам юношам и девушкам. Среди них особо почитаемыми являются: Прокопьев М.П. – поэт-революционер, Сугатов А.В. – известный драматург в г. Москва, Ермолаев А.А. – литературный критик г. Ижевск, Беркутов В.М. – академик, доктор математических наук, Захаров П.М. – поэт, публицист, главный редактор журнала «Инвожо».
Также многие выпускники достигли больших высот в жизни: полковник Гаранин И.З, подполковники Гаранин Ю.И., Кузьмин А.П., зам. министра сельского хозяйства Удмуртии Искандиров В.А. и другие.
Нырьинская школа и теперь чтит память поэта-революционера и переводчика Максима Прокопьевича Прокопьева (1884 – 1919), и в 2016 году школа была переименована в Нырьинскую среднюю школу имени М.П. Прокопьева.
В настоящее время в школе 195 обучающихся, 19 класс-комплектов. Активно внедряются информационные технологии в учебно-воспитательный процесс.
В школе 38 педагогов, из них 24 имеют 1 квалификационную категорию, 5 – высшую, 9-СЗД.
Павлов В.М., преподаватель-организатор ОБЖ награжден грамотой Министерства образования и науки РФ.
Учащиеся школы успешно выступают на районных и республиканских олимпиадах по удмуртскому языку, занимают призовые места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по другим предметам. Учащиеся школы – постоянные призеры районных и республиканских спортивных соревнований. Ансамбль «Вуюись» известен в масштабах Республики.
Школа тесно сотрудничает учреждениями дополнительного образования. 90% учащихся посещают кружки, секции, детскую художественную и музыкальную школы.
На базе нашей школы проводятся открытые уроки по удмуртскому языку, по татарскому, русскому языках и по другим предметам. Организуются встречи с представителями из Удмуртии и Татарстана. Организованы республиканские семинары по возрождению национальных школ с этнокультурным компонентом и преподаванию удмуртского языка и литературы в условиях многоязычия. За последние 3 года при 100% успеваемости качество знаний учащихся неуклонно возросло. Примечателен и рост количества обучающихся на «4» и «5».
В школе обучаются дети трех национальностей: удмурты, татары, русские. Педагоги и классные руководители выстраивают совместную деятельность с обучающимися на основе отношений сотрудничества в процессе подготовки и реализации внутришкольных, внутриклассных событий. Предоставлены реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоуправления ученика в пространстве воспитательной системы школы. Воспитательная работа организуется на этнокультурной основе. В школе возрождаются народные традиции и обычаи. В этом большую роль играет школьный краеведческий музей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.