Молоток судьи — древнейший символ судебной власти, символизирующий акт правосудия в судебном заседании. Судья применяет молоток для наведения порядка в зале заседаний. А последним ударом молотка провозглашает завершение судебного процесса, ставя окончательную точку, отсекая все сомнения.
Большинство российских граждан «знакомы» с судейским молотком, исключительно благодаря зарубежным фильмам и отечественным телепередачам — инсценирующим судебные заседания. Наличие молотка в судебном заседании (ровно и как его отсутствие) никак не регламентировано российским законодательством. То есть судья может использовать молоток по своей инициативе, но не обязан этого делать.
История появления молотка в судебном
заседании уходит глубоко в древность. Среди специалистов нет единого мнения о
месте и даже приблизительном времени начала использования молотка в судах.
Существует несколько версий, некоторые из которых выглядят очень правдоподобно.
Шумеры
В современной юриспруденции римское право является базовой составляющей многих
государств. Принципы регулирования взаимоотношений субъектов права,
разработанные в Древнем Риме, актуальны и сегодня. Однако не многие знают о
правосудии шумеров. По мнению многих историков именно в шумерских городах
впервые появилась состязательность в процессе: с обвинением, защитой и судьей.
На судью помимо принятия решения, возлагались дополнительные обязанности. Дело
в том, что подозреваемого в любом преступлении, клали в деревянный гроб и
закрывали крышкой. Далее заслушивались свидетельские показания. Если свидетель
косвенно или прямо подтверждал версию обвинения, судья самолично заколачивал
гвозди в крышку гроба. История умалчивает было ли это фиксированное количество
гвоздей или с тяжестью обвинения увеличивалось их количество, но факт остается
фактом. Соответственно если свидетельство было в пользу обвиняемого, гвозди
вытаскивали. По окончанию процесса становилось очевидно — виновен ли подсудимый
и услышит как судья забивает последний гвоздь в крышку его гроба или невиновен
и может спокойно поднять крышку сам и выбраться на волю. По всей видимости,
виновным признавался тот, кто не смог отрыть крышку из-за количества гвоздей.
По сути, от количества ударов зависела участь подсудимого. В этой ситуации
молоток скорее являл собой само правосудие, нежели выполнял роль символа
судебной власти.
Шумерские судьи использовали молоток и для наведения порядка во время процесса. Если присутствующие начинали свистом или криком мешать проведению заседания, судья забивал один гвоздь — это действовало отрезвляюще как минимум на присутствующих, поддерживающих подсудимого.
Масоны
Упоминание масонов всегда отдает мистикой. Таинственный орден, зародившийся в глубине веков, сыгравший большую роль в развитии Европы, существующий и в наши дни.
Орден дал множество открытий человечеству, немалое количество масонских символов мы можем обнаружить в самых неожиданных местах — от архитектурных памятников, до официальной валюты нескольких государств.
Как полагают некоторые специалисты — молоток в руках светского судьи появился благодаря масонам.
В ветхозаветной притче о строительстве Соломонова храма повествуется об убиении мастерового строителя Адонирама. Орудиями убийства были угольник, масштаб и молоток. Именно эти три символа взяли масоны за основу учения своего тайного ордена. Девизом масонов стало выражение:
«Ум должен искать, воля желать, деяния стучать»
В дальнейшем именно на этих символах была выстроена нравственно-этическая система, позволившая тайному ордену не сгинуть в веренице столетий.
Масонский молоток олицетворяет земную власть. Молотком имеют право пользоваться представители высшего руководства при проведении различных ритуалов.
Важнейшим знаком достоинства, высшей власти, служит молоток, которым председатель пользуется во время масонских собраний. Это символ силы, разрушающей все преграды и препятствия, которые разделяют людей, и таким образом пролагающий путь к их единению.
Учитывая распространение масонства в средние века, с большой долей уверенности можно предположить, что членами тайного общества были некоторые судьи, которые и привнесли этот ритуал в гражданский процесс.
Еще версии
Появление молотка в судебном заседании связывают и со скандинавами. Викинги олицетворяли молот с Тором — богом грома и молний, по их представлениям грозный Тор властвовал над простыми смертными и потусторонними силами, держа в руках молот. В дальнейшем этот символ могущества стал олицетворять судебную власть.
Оригинальна и следующая версия. В средние века в некоторых графствах, подсудимых били по голове железным молотком. Трудно сейчас говорить, что являлось причиной для подобных ударов, но факт в том, что многие подсудимые не доживали до конца процесса. Через некоторое время зарплата судей стала зависеть от количества осужденных, и они стали применять деревянные молотки, а еще через пару столетий стали стучать ими по столу, а не по головам несчастных подсудимых.
Безусловно все это версии, но как мы видим, причин для появления молотка в руках судьи, существовало немало.
Символ власти?
Официально судебный молоток не является символом судебной власти.
Это скорее образ олицетворяющий справедливость и порядок судебного заседания. Этот образ сформировался под влиянием голливудской кинопродукции и отечественных телеканалов. Для американского зрителя из большинства штатов, наличие молотка в руках судьи это не оригинальный замысел режиссера, а настоящая правда жизни. Практика обращения в судебные инстанции очень распространена. Американцы обращаются в суд по любому поводу, и практически во всех штатах одним из символов судебной власти является судебный молоток.
Большинство наших граждан знает о суде благодаря телевидению. Это связано, прежде всего, с неразвитой судебной культурой и недоверием к судебным органам. Наши граждане крайне неактивно отстаивают свои права в суде, сталкиваясь с судебной системой в основном в качестве подсудимого, потерпевшего или ответчика.
Просто шоу
Видя, как на телеэкране эффектно выглядит судья наводящий порядок в зале заседания, или завершающий оглашение приговора четким ударом молотка по подставке, большинство наших граждан искренне считают, что так обстоят дела и в реальном суде.
Для многих будет откровением отсутствие молотка в руках отечественного судьи. Законодательно четко установлены правила поведения в судебном заседании, при нарушении коих судья делает замечание, налагает штраф, либо удаляет, все это делается без судебного молотка.
Более того судейского молотка в российской истории не было никогда. По крайней мере, упоминаний об этом символе судебной власти не встречается.
Справедливости ради надо сказать, что молотки на столах некоторых российских судей присутствуют в качестве сувенира. Сейчас очень модно дарить сувениры такие сувениры представителям судейского корпуса. Все же «на столе» и в «руках» это разные вещи. Но в сознании подавляющего большинства наших граждан, молоток является символом судебной власти.
В реальности лишь судейская мантия соответствует телевизионному образу. По мнению некоторых экспертов, образ судьи в мантии без молотка не выглядит цельным.
Если регламентирована судейская мантия, следующим шагом логично узаконить и судейский молоток. Раз у граждан сформировался четкий образ судьи — мантия, судебный молоток, беспристрастное выражение лица, нужно пойти на такой шаг. Это, безусловно, не станет панацеей от всех проблем судебной системы, но в сознании граждан, судья будет выглядеть куда авторитетней.
Опыт и традиции многих европейских стран показывает, что наличие судебного молотка оказывает влияние на присутствующих. Несколько громких ударов молотком действуют более отрезвляюще, нежели бесконечные призывы соблюдать тишину. В немалой степени такое «почтение» к судейскому молотку связано с традициями уважения к символам судебной власти.
Участники процесса становятся более дисциплинированными, на языке профессионалов это называется «проникнуться моментом». Человек видит государственные символы, судью в мантии и непременный в его представлениях, символ судебной власти — молоток.
Конечно вопрос наличия судебного молотка в процессе не самый актуальный вопрос в наше время, но с другой стороны с таких, казалось бы, мелочей и создается общее впечатление о судебной системе.
В Казахстане символы судебной власти связаны с институтом присяги. Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги - жан беру. К нему прибегали в случае невозможности другими путями выяснить истину. Интересно, что присягали не сам истец и ответчик, а их родственники по выбору противной стороны. При этом предпочтение отдавалось известным, уважаемым людям, желательно незнакомым с обстоятельствами дела. Различалось два вида присяги
- доказательная и очистительная.
Доказательная присяга требовалась от свидетеля
истца. Очистительная присяга приносилась стороной ответчика. Присягатель должен
был в торжественной обстановке поклясться в невиновности обвиняемого. Обычно
при малейшем сомнении присягатель отказывался от присяги, т. к. если
впоследствии выяснялась его ошибка, он нес ответственность как лжесвидетель,
объявлялся вне закона, его имущество и скот могли быть безнаказанно
разграблены. Отказ присягателя от очистительной присяги автоматически вел к
вынесению обвинительного приговора.
Приговор бия выносился устно, после его
объявления проводился обряд алажiп - разрезание пестрой веревки,
символизирующий завершение судебного процесса. Бий получал вознаграждение
бийлик -10% от суммы иска и все штрафы,
назначенные нарушителям процессуальных норм во время суда.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.