История развития ЭВМ

  • ppt
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 42. История развития ЭВМ.ppt

«Глядя на мир, нельзя не удивляться!»
Козьма Прутков

Тема занятия: «История развития ЭВМ»

Цели урока:

Формируемые компетенции:

Актуализация опорных знаний:

Тестирование «Требования охраны труда и техники безопасности при работе с персональным компьютером, периферийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой».

Критерии оценивания
Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов
8-10 баллов – 80-100% – оценка 5 «отлично»;
6-7 баллов – 60-70% – оценка 4 «хорошо»;
5 баллов – 50% – оценка 3 «удовлетворительно»;
1-4 балла – ниже 50% – оценка 2 «неудовлетворительно».

Эталоны ответов

Вариант 1
1) 2
2) 2
3) 3
4) 2
5) 1
6) 2
7) 2
8) 1
9) 2
10) 1

Вариант 2
1) 1
2) 3
3) 1
4) 2
5) 1
6) 2
7) 1
8) 1
9) 4
10) 1

Критерии оценивания:

Оценка 5 «Отлично» - 8-10 баллов;
Оценка 4 «Хорошо» - 6-7 баллов;
Оценка 3 «Удовлетворительно» - 5 баллов;
Оценка 2 «Неудовлетворительно» – менее 5 баллов.

Вводный тест: «Верите ли Вы, что…»:

Вводный тест: «Верите ли Вы, что…»:

Вводный тест: «Верите ли Вы, что…»:

Музей «История
вычислительной техники»

Экспонат №1 «АБАК»
Абак – первое счетное приспособление, которое стал применять человек.

Римский абак – камешки перекладывали на глиняной доске

Японский соробан – рама с нанизанными косточками: в одной части четыре косточек, в другой – одна косточка

Китайский суан-пан –рама с нанизанными косточками: в одной части пять косточек (единицы), в другой – две косточки (пятерки);

Русские счеты – использовалось десять костяшек.

Экспонат №2 «ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА»

Логарифмическая линейка - налоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и дление чисел, возведение в степень, вычисление квадратных и кубических корней, вычисление тригонометрических функций и логарифмов.

Экспонат №3 «Арифметическая машина Блеза Паскаля» (сумматор) 1642-1643 г.г.

Механический сумматор осуществлял сложение чисел на дисках-колесиках. Десятичные цифры пятизначного числа задавались поворотами дисков, на которых были нанесены цифровые деления. Результат читался в окошках.

Блез Паскаль

Экспонат №4 «Арифметической машины Лейбница» 1673 г.

Лейбниц использовал шаговые барабаны – цилиндры с девятью зубцами разной длины (длина зубца увеличивалась по возрастающей). Когда барабан поворачивался, связанное с ним передаточное колесо с 10 зубцами поворачивалось от 0 до 9 в зависимости от его позиции по отношению к барабану (колесо могло перемещаться по оси вдоль шагового барабана).

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Экспонат №5 «Автоматический ткацкий станок Жаккарда»

В 1801 году во Франции сын лионского ткача Жозеф Мари Жаккард создал автоматический ткацкий станок, управляемый перфокартами. Наличие или отсутствие отверстий в карте заставляло нить подниматься и опускаться при каждом ходе челнока.

Жозеф Мари Жаккард

Экспонат №6 «Аналитическая машина Беббиджа», 1823 г.

В 1849 году Бэббидж представил схему аналитической машины, она состояла из трех блоков:
– склад – память для хранения чисел на регистрах, состоящих из механических колес,
– фабрика – блок для выполнения арифметических операций,
– устройство для управления процессом вычислений, осуществления выборки чисел из памяти, выполнения вычислений и вывода результатов.

Чарльз Бэббидж

Экспонат №7 «Августа Ада Лавлейс»,
первый в истории программист

Ада Лавлейс

В честь Ады Лавлейс был назван один из языков программирования – язык АДА.

Экспонат №8 «Машина Холлерита»

Машина Холлерита включала:
– клавишный перфоратор;
– машину для сортировки;
– табулятор.

Герман Холлерит

В 1896 году Герман Холлерит основал фирму по производству табуляторов, которая позже после слияния с другой фирмой стала называться IBM и сегодня является одним из наиболее успешных предприятий в области компьютерной техники.

Экспонат №9 «Первые ЭВМ Z1»

Конрад Цузе

ЭВМ Z1 (1936-1938 гг.)

ЭВМ Z2 (1939 г.)

ЭВМ Z3 (1941 г.)

ЭВМ Z4 (1942-1945 гг.)

Цузе понял, что вычисление – универсальное понятие, что это просто преобразование данных, которые можно представить в виде комбинации двоичных разрядов.

Электронный этап развития вычислительной техники (1946 г. по настоящее время)

Электронно-вычислительная машина (сокращённо ЭВМ) — комплекс технических, аппаратных и программных средств, предназначенных для автоматической обработки информации, вычислений, автоматического управления.

Поколение ЭВМ – период развития ВТ, отмеченный относительной стабильностью архитектуры и технических решений.

Смена поколений связана с переходом на новую элементную базу.

Электронный этап развития вычислительной техники (1946 г. по настоящее время)

Поколения ЭВМ

Параметр

I поколение

II поколение

III поколение

IV поколение

Годы

 

Элементная база

Соединение элементов

Габариты

Быстродействие

Эксплуатация

Программирование

Оперативная память

Ввод и вывод данных

Примеры машин

V поколение ЭВМ

Задание 1. Чем характеризуется каждое новое поколение ЭВМ?

Задание 2. Установи соответствие

Первое поколение

Второе поколение

Сверхбольшие интегральные схемы

Интегральные схемы

Оптоэлектроника, криоэлектроника

Электронные лампы

Транзисторы

Третье поколение

Четвертое поколение

Пятое поколение

Проверка вводного тестирования

Да

Нет

Нет

Да

Проверка вводного тестирования

Нет

Нет

Да

Проверка вводного тестирования

Да

Да

Да

Критерии оценивания

Правильный ответ – 1 балл. Неправильный ответ – 0 баллов.

Критерии оценки:
10-9 баллов – оценка 5 «отлично»;
8-7 баллов – оценка 4 «хорошо»;
6 и менее баллов – оценка 3 «удовлетворительно».

Домашнее задание.
Найти в сети Интернет информацию и заполните таблицу «История изобретений»

Изобретение, устройство

Дата

Где и кем создано

1

Счеты

XVI-XVII вв.

В России

2

Линейка для навигационных расчетов

 

3

Механическая счетная машина - арифмометр

4

Вычислительный автомат

5

Аналитическая машина

6

Счетно-перфорационная машина

7

Вычислительная машина «Марк-1»

8

Электронный компьютер

9

ЭВМ

10

EDSAC

11

МЭСМ

12

БЭСМ

Как же изменились со временем компьютеры?

Урок был интересным и полезным

Урок был бесполезным и неинтересным

Спасибо
за внимание!