Педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.
Педагогическая психология — развивающаяся наука.Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения. Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами).
Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами):
Первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.) - общедидактический
Этот период представлен именами:
Яна Амоса Коменского (1592-1670),
Жан-Жака Руссо (1712-1778),
Иоганна Песталоцци (1746-1827),
Иоганна Гербарта (1776-1841),
Адольфа Дистервега (1790-1866),
К.Д. Ушинского (1824-1870),
П.Ф. Каптерева (1849-1922).
Вклад этих педагогов-мыслителей в развитие педагогической психологии определяется прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развитая, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие.
К.Д. Ушинский
Написал работу «Человек как предмет воспитания», которая сыграла большую роль в становлении педагогической психологии - опыт педагогической антропологии, в которой предложена целостная концепция развития человека. Ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию.
Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предметов специального анализа и задачи развития. По К.Д. Ушинскому, развитие речи, слова ребенка, связанное с развитием его мышления, есть условие формирования его представлений, понятий, личности в целом.
П.Ф. Каптерев
Один из основателей педагогической психологии. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология».Он ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников.
Первый предпосылочный этап
Второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.)
Этот период представлен:
в работах А.Л.Нечаева, А.Вине и Б.Анри, М.Оффнера, Э.Меймана, В.Л.Лайя;
в исследованиях Г.Эббингауза, Ж.Пиаже, А.Валлона, Дж.Дьюи, С.Фрэне, Э. Клапереда;
экспериментальное изучение особенностей поведения научения (Дж.Уотсон, Э.Толмен, Э.Газри, К.Халл, Б.Скиннер);
развития детской речи (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Ш.К.Бюлер, В.Штерн и др.);
развитие специальных педагогических систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори также оказали большоевлияние на формирование этой отрасли психологической науки.
Данный этап характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления — педологии (Дж.М. Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Другими словами, в педагогическую психологию как бы с двух строи входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками.
Третий этап (с 50-х годов XX в. и по сей день)
Основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Б. Скиннер
С.Л. Рубинштейн
Г.К. Лозанов
Г.А. КитайгородскаяМетод активизации резервных возможностей личности группового сплочения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.