Педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.
Педагогическая психология — развивающаяся наука.Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения. Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами).
Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами):
первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.)
второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.)
третий этап (с 50-х годов XX в. и по сей день)
Первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.) - общедидактический
Этот период представлен именами:
Яна Амоса Коменского (1592-1670),
Жан-Жака Руссо (1712-1778),
Иоганна Песталоцци (1746-1827),
Иоганна Гербарта (1776-1841),
Адольфа Дистервега (1790-1866),
К.Д. Ушинского (1824-1870),
П.Ф. Каптерева (1849-1922).
Вклад этих педагогов-мыслителей в развитие педагогической психологии определяется прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развитая, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие.
К.Д. Ушинский
Написал работу «Человек как предмет воспитания», которая сыграла большую роль в становлении педагогической психологии - опыт педагогической антропологии, в которой предложена целостная концепция развития человека. Ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию.
Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предметов специального анализа и задачи развития. По К.Д. Ушинскому, развитие речи, слова ребенка, связанное с развитием его мышления, есть условие формирования его представлений, понятий, личности в целом.
П.Ф. Каптерев
Один из основателей педагогической психологии. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология».Он ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников.
Первый предпосылочный этап
характеризовался, с одной стороны, доминированием механистических представлений И. Ньютона, эволюционных идей Ч. Дарвина, ассоциативным представлением психической жизни, сенсуализмом Дж. Локка,— развиваемым с древних времен учением о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления. С другой стороны, это этап преимущественно умозрительных, логических построений, основанных на наблюдений, анализе и оценке педагогической действительности.
Второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.)
Этот период представлен:
в работах А.Л.Нечаева, А.Вине и Б.Анри, М.Оффнера, Э.Меймана, В.Л.Лайя;
в исследованиях Г.Эббингауза, Ж.Пиаже, А.Валлона, Дж.Дьюи, С.Фрэне, Э. Клапереда;
экспериментальное изучение особенностей поведения научения (Дж.Уотсон, Э.Толмен, Э.Газри, К.Халл, Б.Скиннер);
развития детской речи (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Ш.К.Бюлер, В.Штерн и др.);
развитие специальных педагогических систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори также оказали большоевлияние на формирование этой отрасли психологической науки.
Данный этап характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления — педологии (Дж.М. Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Другими словами, в педагогическую психологию как бы с двух строи входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками.
Б. Скиннер
В 1954 г. выдвинул идею программированного обучения.
Л.Н. Ланда
В 60-х годах сформулировал теорию алгоритмизации программированного обучения.
П.Я. Гальперин
В 50-е годы появились первые публикации, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии.
С.Л. Рубинштейн
В «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний.
Г.К. Лозанов
Новое направление в педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии. Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии.
Г.А. КитайгородскаяМетод активизации резервных возможностей личности группового сплочения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.