Искусство XIX века: от романтизма к реализмуПервая треть XIX в.: золотой век «русской культуры»
Отечественная война 1812 г.
Восстание декабристов 1825 г.
- подъем национального самосознания;
- культурный и духовный подъем
- наука (биология, медицина, география, астрономия),
- образование (приходские училища, гимназии, лицеи, университеты)
литература Пушкинской эпохи
архитектура
скульптура
живопись
Художественные стили XIX в.
Ампир (фр. империя) – поздний вариант классицизма, высокий классицизм. В архитектуре, скульптуре при Александре I.
Академизм – направление в живописи, основанное на следование внешним формам классического искусства. Характерны возвышенная тематика (античный миф, евангельские сюжеты), торжественность, аллегоризм, многофигурность в живописи.
Романтизм – направление в искусстве к. XVIII первой половины XIX в. Утверждает самоценность духовно-творческой жизни, мира чувств и страстей личности. В живописи и литературе при Александре I и Николае I.
Реализм – художественное направление в искусстве, в основе которого лежит принцип изображения «жизни как она есть», вторая треть XIX в. В литературе, живописи.
Императоры и художники XIX - нач. XX вв.
Александр I (1801- 1825) | художники: Боровиковский Вл., Кипренский О., Тропинин Вас., Венецианов Ал. |
Николай I (1825-1855) | Брюллов К. скульптор Клодт П., Орловский Б. |
Александр II (1855-1881) | Передвижники: Крамской И., Перов В., Саврасов, Суриков В., Поленов, |
Александр III (1881-1894) | Передвижники, «Мир искусства»: Бенуа А., Бакст Л. |
Николай II (1894-1917) | Врубель М., , Серов В., Малевич К., |
Первая половина 19 в. Правление Александра I (1801-1825);Николая I (1825-1855)
Стили:
ампир, академизм,
сентиментализм.
романтизм: новое идейно-стилевое
течение в литературе, в музыке, театре,
в живописи.
Парадные портреты Александра I Николая I
Вл. Л. Боровиковский
Портрет императора Александра I
Франц Крюгер
Портрет императора Николая I
Академизм в живописи
Александр Иванов
Приам испрашивает у Аххилеса тело Гектора
Алексанрд Иванов
Явление Христа народу, 1836-1857
Орест Кипренский (1782-1836) – художник-романтик
Автопортрет, 1828
Портрет В. Жуковского
Первый
художник-портретист
в России
Романтический герой
«…Себя как в зеркале я вижу,
и это зеркало мне льстит»
Портрет написан в 1827 г.
по заказу Антона Дельвига,
друга Пушкина по лицею
ВОПРОСЫ
Из перечисленных лиц художником-портретистом был:
Кипренский О.
Жуковский В.
Даргомыжский А.
Лобаческий Н.
Романтические портреты Василия Тропинина (1776-1857)
Главный московский портретист
первой половины XIX в.
более 3000 портретов.
Уникальный мастер, заложивший основы
русского реалистического
портрета, получившего развитие во
второй половины XIX в.
Автопортрет
«Великий Карл» Брюллов (1779-1852):академизм, романтизм, реализм
Автопортрет, 1833 г.
Нарцисс, 1819 г.
Памятник «Тысячелетие России»,
Великий Новгород, 1862 г.
Скульптор Михаил Микешин
В нижнем ярусе –
фигура Карла Брюллова
Последние годы творчества – трагические, полное одиночество, нищета, болезнь
«Вдовушка»
«Анкор, еще анкор»
Скульптура первой половины 19 в. –монументальная бронзовая
Иван Мартос
Борис Орловский
Петр Клодт
Иван Мартос,
1818 г.
Памятник
Кузьме Минину и
Князю
Дмитрию Пожарскому
Михаил Микешин
Критический реализм в искусстве 60-х годов
- эпоха реформ – «Манифест об отмене крепостного права Александра II»;
- роль литературы, политическая публицистика;
- кризис системы академического образования, уступки - развитие бытового жанра и историческая картина на сюжеты из русской истории;
- живопись 60-х – новая тематика, люди простого сословия:
крестьяне, солдаты, дворники, купцы шли на смену монархам
и героям в римских тогах;
Крупнейший московский художник 60-х – Василий Перов (1834-1882)
(Московское училище живописи ваяния и зодчества)
«Бунт 14» 1863 г.
Основание Артели свободных художников И. Крамским в Петербурге.
Объединение с московскими художниками и создание «Товарищества передвижных художественных выставок».
Реализм – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в.ПЕРЕДВИЖНИКИ
Товарищества передвижных художественных выставок (1870 г.) – независимое объединение Петербургских и Московских художников.
Основатели – Мясоедов Гр. (Москва), Крамской И. (С. Петербург)
Цели:
изображать жизнь такой как она есть, демократизация искусства,
самостоятельный заработок, интерес к темам русской истории (Суриков В., Репин И.), к образам родной природы (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан).
ВОПРОС
1. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке.
«Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы … с предложением петербургским художникам примкнуть к … Товариществу.
Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей – Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других – Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вёл он в Петербурге все дела Товарищества.
В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.».
Ответ: Речь идет о художниках-передвижниках.
2. Кто из перечисленных художников был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок? - Крамской И.
Меценаты русского искусства
Русское купечество
Основана в 1856 г.
Коллекция П. Третьякова к 1892 г. была передана им в дар г. Москве.
В собрании к этому времени насчитывалось
1287 живописных и 518 графических произведений русской школы,
75 картин и 8 рисунков европейской школы,
15 скульптур и коллекция икон.
Исторические пейзажиИ. Левитана
«Владимирка», 1892 г.
«Постойте, сказал Левитан, -
да ведь это Владимирка,
та самая Владимирка,
по которой когда-то,
звякая кандалами,
прошло в Сибирь столько
несчастного люда».
Первое впечатление было
мгновенным и
очень сильным. Сюжет так полонил художника,
что он работал с полным
напряжением сил и
окончил этюд "Владимирки"
в несколько
сеансов.
«Над Вечным покоем»,
1894 год
Философский пейзаж
Что там,
за порогом вечности ?
Быстротечность
и беззащитность.
человеческой жизни.
Созерцание природы
как творения Бога.
ВОПРОС
1.Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками?
А) Малевич К.
Б) Ге Н.
В) Перов В.
Г) М. Шагал
Д) И. Никитин
Е) И. Крамской
2.Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?
классицизм
Романтизм
Академизм
передвижники
ВОПРОС
1. Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.
Интерес к русской старине Сказка, былина и история в творчестве братьев Васнецовых
Виктор Васнецов
«Три богатыря», 1898 г.
«Иван Царевич на сером волке», 1889 г.
Исторический архитектурный пейзаж Апполинария Васнецова
«Кремль при Иване Калите,
пер. пол. 14 века»
«Картины по русской истории» – новый спецпроект нач. XX в. для улучшения качества преподавания истории в начале XX в.
Одно из первых наглядных пособий по истории
50 иллюстраций
на значимые события в русской истории
Художники серебряного века –братья Васнецовы, И. Билибин, В. Серов, А. Бенуа, Добужинский и др.
с1908 по 1913 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.