Слайд 2
Из истории педагогической оценки
Впервые цифровые отметки для оценки знаний учеников стали применять в своих школах иезуиты, которые в 16-17 веках пользовались репутацией блестящих педагогов и преподавателей.
Слайд 3
Система оценки знаний и поведения учащихся баллами возникла в Германии.
Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. По этим разрядам ученики и делились на лучших, средних и худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала.
Слайд 4
Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне. Для этого использовались словесные оценки.
Слайд 5
В списке студентов Киевской духовной академии (1737г.) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Вторая группа обозначает успехи средние: «учения посредственного, мерного, нехудого». Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».
Слайд 6
Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она заменяется цифровой системой. Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников в России утвердилась в начале 19 века. Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; «1» и «2» ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; «3» ставили за посредственное прилежание; «4» - когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; «5» он получал только за отличное знание урока.
Слайд 7
Русская школа пережила 3, 5, 8, 10 и 12-ти бальную системы оценки знаний. Из них прижилась пятибалльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: во времена правления Николая I: «1» - слабые успехи, «2» - посредственные, «3» - достаточные, «4» - хорошие, «5» - отличные.
Баллы позволяют учителю быстро и легко оценить познания учеников; дают возможность следить за их успехами. Это простая и удобная форма извещения родителей об успехах их детей. На основании баллов начальство может судить об успешности учеников у того или иного учителя – считалось уже тогда.
Слайд 8
Были и противники балльной системы. Предлагалось заменить баллы отзывами преподавателей за каждую четверть или год, ввести зачетную систему «уд-неуд» и т.д. Проводились эксперименты по безотметочному обучению, но ГЛАВНОЕ - обращалось внимание на то, что проблема - не в баллах, а в целом в системе обучения.
В 1916 году предусматривалось заменить цифровые баллы «осведомлениями родителей о случаях неуспеваемости их детей».
Слайд 9
Это предложение было реализовано в мае 1918 года. Народный комиссариат просвещения постановлением «Об отмене отметок» запретил «применение балльной системы для оценки познаний учащихся».
Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании «отзывов педагогического совета об исполнении учебной работы».
На протяжении 20-х годов в советской школе вместо отметок были развернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные учениками достижения в творчестве, общественно полезной деятельности. Но учителя тайком все равно ставили отметки, так как без них было трудно видеть результаты учебного процесса.
Слайд 10
Но без «пятерок» и «двоек» учились недолго: в 1939 году в школы вернулись словесные оценки («удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо» и «отлично»), а вслед за ними, в 1944 году и привычные баллы. Указывалось, что это осуществляется «в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству знаний».
Слайд 11
В 1990-е в различных учебных заведениях предлагались и другие способы оценивания деятельности школьников. Например - зачетная неделя, когда старшеклассники в конце полугодия сдают зачеты по изученному материалу (зачет или не зачет). Но на практике наблюдались недостатки – ученики в течение полугодия «откладывали все на потом» и пытались за одну неделю овладеть непосильным для них объемом материала целого полугодия.
Слайд 12
В настоящее время школах России продолжают использовать цифровые отметки, чем выше — тем больше цифра (пятибалльная система). Отметка выражает оценку умений, знаний и навыков ребенка. По ней учащихся судят об их успеваемости и уровне развития. В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках. Отметка обладает юридической силой. (Эта функция отметки усиливается в связи с отменой в настоящее время в учебных заведениях характеристик учащихся).
Слайд 13
Аттестат с отметками является документом, который дает право поступить в высшие и средне специальные учебные заведения. Положения о нормах оценок можно найти на Интернет-сайтах учебных заведений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.